Публикации


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Альтернативная коммуникация, как инструмент развития познавательной сферы у детей с ОВЗ.

Подготовила:

Грубий Любовь Олеговна

учитель-логопед

Коммуникация – обмен сообщениями между двумя и более собеседниками. Традиционно учеными коммуникация подразделяется на вербальную и невербальную.

Вербальная коммуникация – коммуникация с помощью слов (активной речи).

Невербальная коммуникации – общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т.п.)

Есть категория детей, которая не используют вербальную коммуникацию вследствие нарушений развития (например, синдром Дауна, ДЦП, РДА, ментальные нарушения и другие).

Нарушение коммуникации - настоящее препятствие в развитии  познавательной сферы детей. Обучение устной речи становится приоритетной задачей специалиста, основным запросом родителя. Но результативность из-за уровня нарушения и сформированности последствий этих нарушений остается очень низкой, в итоге в полной мере не развивается эта сфера и практически останавливается развитие познавательной сферы, понимания языка. Становится очевидным, что специалисту нужен инструмент для развития коммуникативных навыков ребенка, которые позволят формировать и другие сферы. Важно понимать, что коммуникация это не только слова.

В работе с детьми с серьезными нарушениями речи успешно используются средства альтернативной коммуникации. Что такое альтернативная коммуникация?

         Альтернативная (дополнительная) коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».

Альтернативная коммуникация может:

- использоваться постоянно;

- временно замещать речь;

- использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и  способствует её развитию.

Кто может использовать альтернативную коммуникацию? Любой человек, который в ней нуждается.

В настоящее время распространение получили несколько форм альтернативной коммуникации: жестовый язык, коммуникация с помощью реальных предметов, с помощью репрезентативных объектов, фотографии, цветных и черно-белых пиктограмм, письменная речь.

Обучение альтернативной коммуникации – это непростой процесс, требующий профессионализма и знаний в этой области. И в рамках одной статьи раскрыть все нюансы данной темы невозможно. Поэтому хотелось бы остановиться на некоторых приёмах, используемых  с неречевыми детьми с ОВЗ, которые помогут в организации занятия и развитии познавательной сферы. А также обратить внимание специалистов на альтернативную коммуникацию, чтобы каждый попытался найти путь к такому сложному «неговорящему» ребенку.

        Важным этапом в развитии коммуникативных навыков – обучение ребёнка делать сознательный выбор из двух предметов. Очень важно, что в ситуации, когда ребенок учится делать выбор, один из предметов должен быть интересен ребенку. Возможность выбора предоставляется как можно чаще, чтобы данный навык закреплялся. Но специалист может столкнуться с рядом сложностей:

  1. Ребёнок берет сразу два предмета.

Варианты действий специалиста:

  • Предметы подбираются таким образом, что ребенок явно отдаст предпочтение одному из них (например, банан и шкура от банана);
  • Помощник придерживает одну руку ребенка. Ребёнок вынужден протянуть руку к одному из предметов.

  Ребёнок не пытается делать выбор, не проявляет интереса.

 Варианты действий специалиста:

  • Подобрать предметы, вызывающие интерес ребёнка, основываясь в выборе только на его интересах.
  • Определять случайный выбор, как выбор осознанный, тем самым давая ребёнку понять, что его выбор имеет значение и приводит к положительным последствиям.
  1. Ребёнок имеет сложности с обозначением выбора вследствие проблем в двигательной и (или) других сферах.

Варианты действий специалиста:

  • Ребёнок может использовать любые средства для обозначения выбора: указательный жест, взгляд, поворот головы и т.д. Задача специалиста внимательно наблюдать и правильно интерпретировать указания ребёнка на выбранный предмет.

Стоит отметить, что не менее важным для специалиста становится умение понимать сигналы ребёнка, выражающие отказ от выполнения задания. Правильная реакция специалиста и родителей поможет организовать занятие с учётом возможностей ребёнка.

Зачастую возникают сложности с контролем времени занятия, длительностью выполнения одного задания, переключаемостью ребёнка. Тут поможет визуализация расписания занятий. При составлении такого расписания необходимо учитывать особенности развития ребёнка. Если ребёнок уже воспринимает пиктограммы или рисунки, расписание может быть в виде набора картинок (пиктограмм) – каждое задание обозначается отдельной карточкой. Если ребёнок не способен воспринять пиктограмму или картинку, можно использовать обозначение реальными предметами. Перед тем, как предметы будут использованы в расписании, необходимо познакомить ребёнка со значением того или иного предмета (или картинки).

Расписание можно представить в виде вертикального ряда, состоящего из нескольких участков, в каждый из которых помещается изображение (или предмет). Важно, чтобы ребёнок чётко понимал значение предмета, т.е. имел возможность изучить его в соответствии со своими потребностями, используя все анализаторы (посмотреть, потрогать, послушать и т.д.). Окончание занятия можно обозначать с помощью звукового или визуального сигнала – очень помогает выставленный таймер (опять же не стоит забывать об особенностях ребёнка).

«Счастье – это когда тебя понимают» - пожалуй, эту цитату из фильма «Доживем до понедельника» используют чаще всего, говоря об альтернативной коммуникации. И важно понимать, что, используя отдельные приёмы, мы облегчаем свою работу, но ребёнок нуждается в коммуникации, прежде всего, как в средстве общения. И наша задача, как специалистов, найти подходящий для каждого способ общения, учитывая уровень овладения вербальной речью, особенностей развития двигательной сферы, умения вступать в контакт. Ребёнок имеет право выразить свои потребности, а не только отвечать на поставленные вопросы. Ребёнок имеет право рассказать о чем-то, а не только согласиться или не согласиться со специалистом. И хочется ещё раз предупредить, что  прежде, чем приступить к обучению альтернативной коммуникации детей, педагогам стоит обучиться самим. Ведь овладение альтернативными методами коммуникации можно сравнить с изучением иностранного языка.  



Предварительный просмотр:

Любовь Олеговна Грубий, учитель-логопед,

г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия).

ОТ ИГРЫ К ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Трудно переоценить значение общего развития ребёнка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения к окружающему миру.

Способность владеть языком и речью необычайно значима для нормального вхождения ребёнка в общество. Наиболее точную информацию о состоянии речи даёт анализ речевых ошибок. Однако появляется не менее важная, чем констатация ошибок, проблема их устранения. Для преодоления трудностей, возникающих в коррекционной работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения, ограниченный словарный запас, не проявляющими склонности к словотворчеству по различным причинам, широко используются игровые приёмы.

Игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития личности и интеллекта. Смысл игры, по Л.С.Выготскому, заключается в развитии и упражнении всех способностей и задатков ребёнка. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает, ведёт за собой и создаёт зону ближайшего развития, стимулирует исследовательское поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации, а также развитие познавательных способностей, любознательности.

Использованию игры в логопедической работе посвящено немало работ и публикаций, отражающих достаточно много игровых приёмов по преодолению нарушений в развитии лексики, грамматики, фонетики. Устранение лексико-грамматических нарушений требует достаточно много времени. В связи с этим проблема целесообразного и адекватного применения дидактических игр и игровых приёмов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.

Как игровой метод обучение дидактическая игра используется на занятиях для усвоения определённых способов умственных действий, систематизации, уточнения знаний.

Своеобразие дидактической игры отличается определённой структурой, содержащей обучающую и воспитывающую задачи, игровые действия и правила. Для её выбора необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, поскольку в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего представлять, какие знания детей (о природе, окружающих предметах, социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.).

Проведение дидактических игр включает:

- Ознакомление детей с содержанием игры, используемым в ней дидактическим материалом (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

-  Объяснение хода и правил игры, при этом следует обращать внимание на поведение детей в соответствии с правилами, чёткое их выполнение (что они запрещают, разрешают, предписывают);

-  Показ игровых действий, в процессе которого дети учатся правильно выполнять их, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсказывает отвечающему, вместо него подбирает картинки);

- Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика, арбитра. Мера непосредственного участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

-  Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом пользоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов педагог подчёркивает, что не сработало и почему, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Анализ игры позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, а значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Особенностями умственного развития детей шестого-седьмого года жизни являются их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу: умение выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения, проявлять большой интерес к учению.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные и словесные. Именно настольно-печатным играм я посвятила свою работу, ставя целью – изучить, систематизировать, теоретически обосновать педагогическую технологию формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием.

Данные настольно-0печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). Здесь важное значение имеет содержание дидактических игр.

Вот несколько их видов внутри одной игровой темы:

- парные картинки, игровая задача которых состоит в их подборе по сходству;

- лото, основанное на принципе парности: подбор к картинкам на большой карте тождественных изображений на маленьких карточках. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь;

- домино, принцип парности которого реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и др.;

- разрезные картинки, направленные на развитие внимание, уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

Форма игр помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение; облегчает усвоение семантического значения и понимание морфемного состава сложных слов, развивает речемыслительные процессы.

Суть игры «Сложи слова» заключается в следующем: на каждую часть сложного слова придумано изображение (картинка). Всё слово зарисовано схематически, а ребёнок, используя графическое изображение, воспроизводит слово целиком. Каждая большая карточка объединяет слова с одним общим корнем, а вторую часть слова ребёнок должен договорить сам, опираясь на изображённые на маленьких карточках картинки-подсказки.

Названия предметов и значение слов следует проговорить заранее, что будет способствовать обогащению словарного запаса, формированию понятийной основы и усвоению значения слова, развитию связной речи.

С пособием ребёнок должен работать вместе со взрослым. Многократно проигрываемые способы образования сложных слов с достаточно большим количеством примеров на конкретный корень дадут возможность детям понять их значение и на практике овладеть общим принципом их образования. Важно следить за отчё1тливостью произношения сложных слов и не оставлять без внимания ошибки.

Для читающих детей сложные слова написаны в пустых квадратиках. Перед выбором маленькой карточки ребёнок может прочитать слово и тем самым закрепить навык чтения, развить языковой анализ и синтез.

Правилами изменения слов, как и всеми другими сторонами речевой функции, ребёнок овладевает постепенно, в практике речевого общения. Число ошибочно употребляемых ребёнком грамматических форм по мере овладения речью постепенно сокращается. При этом раньше всего усваиваются наиболее типичные для русского языка и значительно чаще употребляемые в речи формы слов. В то же время для успешного овладения грамматикой недостаточно применять правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка сложна, существует много исключений из общих правил, которые необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи. К таким исключениям относятся слова, которые пришли из других языков. Здесь наблюдается полная грамматическая омонимия, что представляет определённую сложность для детей.

В игре «Слова-иностранцы» приводится специально составленный речевой материал из слов, пришедших из других языков. Дети могут сами попрактиковаться в правильном употреблении этих слов. Правила игры предусматривают многократное повторение речевого материала для усвоения семантического значения слова с учётом родовой принадлежности. А зарифмованные игровые задания помогут непроизвольному и прочному усвоению ребёнком правильных грамматических стереотипов.

Создание постоянно игровых ситуаций на занятиях обеспечит возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более лёгкое и быстрое усвоение программного материала.

Данные рекомендации по использованию игр как метода логопедической работы с детьми, имеющими лексико-грамматичское недоразвитие, прошли практическую проверку, подтвердившую их эффективность.

Значимость игр заключается в том, что разработанная мной педагогическая технология, основанная на использовании различных игровых приёмов, влияющих на развитие лексико-грамматического строя речи, может представлять интерес для практических работников: логопедов, дефектологов, воспитателей, работающих с детьми.

Список литературы:

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.

Бородич А.Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.

Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Грубий Любовь Олеговна Учитель - логопед Совместная деятельность учителя – логопеда и родителей, как результат эффективной коррекционной работы.

Слайд 2

Одна из наиболее сложных проблем-различие в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. АКТУАЛЬНОСТЬ

Слайд 3

задачи Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей; Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка; Обучать родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Слайд 4

Принципы работы с родителями Стремиться понять родителей, увидеть проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться от неё. Обращать внимание на жесты, мимику, интонацию родителей. Строить общение на основе диалога, равенство партнерских отношений. Сохранять конфиденциальность информации. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

Слайд 5

1. Консультации, анкетирование, рекомендации; 2. Собрания; 3. Беседы, домашние задания, ежедневные общения; 4. Академия для родителей; 5. С еминары , практикумы. 6. Непосредственно-образовательная деятельность в присутствии родителей. 7. Мониторинг речевого развития. 8. Дни открытых дверей. 9. Skype общение. ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Слайд 6

В работе с семьей удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как беседа, важнейший принцип проведения которой – двусторонняя активность беседующих. Учитель-логопед придаёт беседе целенаправленность, задаёт тон, его задача – вызывать собеседника на откровенный разговор. Беседа – одновременно и форма и метод общения с родителями. СТАДИИ ПРАВИЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ: 1 стадия – поиск контактов при первой встрече. 2 стадия – обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, основываясь на его неповторимости и индивидуальности, с которыми надо считаться. 3 стадия – установление общих требований к воспитанию ребенка. 4 стадия – упрочнение сотрудничества в достижении общей цели. 5 стадия – реализация индивидуального подхода. 6 стадия - совершенствование педагогического сотрудничества.

Слайд 7

Логообразовательная среда 1. Элективные речевые курсы для родителей. - «Вместе мы играем, маме подражаем» (развитие общих речевых навыков. - «Тренируем пальчики и язычок» (развитие мелкой и общей моторики). - «Учим новые слова» (развитие лексической стороны речи». - «Учимся говорить правильно» (развитие грамматического строя речи). - «Игры со звуками» (развитие фонематической стороны речи).

Слайд 8

Логообразовательная среда 2. Возможность получение родителями разнообразного практического материала. Лекотека (подборка речевых игр). Картотека памяток - стикеров (игровые упражнения для развития речи). Видеопрезентации (дидактический материал по темам практикумов). Видеоконсультации (развитие фонематических представлений.

Слайд 9

Логообразовательная среда 3. Взаимообучение родителей, через организацию службы родителей – консультантов. Звание консультантов получают родители, уже посетившие практикумы. Они могут поделиться знаниями с новичками.

Слайд 10

Логообразовательная среда 4. Регулярная смена содержания специального информационного стенда для родителей. «Уголок родительского университета» Анонсы новых игр; Видеопрезентации ; Списки родителей – консультантов.

Слайд 11

Приёмы в работе с родителями Разъяснение – о необходимости логопедической работы (о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекционной работы) Рассказ об итогах работы - логопункта (большой эффект производит демонстрация записей дефектной и исправленной речи) родители наглядно видят р езультаты работы Подчеркивание о необходимости систематических коррекционных занятий.

Слайд 12

При моделировании взаимодействия с семьёй необходимо учитывать следующие этапы: Диагностический : ознакомительная работа с родителями; сбор анамнестических сведений о ребёнке; а нкетирования родителей; участие родителей р работе ПМПк. Планово-прогностический : п ланирование работы с родителями; Проведение обзорного собрания для родителей. Деятельностный : работа в индивидуальных тетрадях по заданию логопеда; консультативно-информационная работа с родителями. Итогово -аналитическая : проведение открытых занятий для родителей с целью выявления динамики развития детей; о бсуждение итогов коррекционной работы за год и результатов деятельности ПМПк .

Слайд 13

Таким образом, совместная работа с родителями значительно повышает эффект коррекционно-педагогического процесса по преодолению нарушений в развитии ребёнка.



Предварительный просмотр:

Формирование выразительной устной речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

учитель-логопед: Грубий Любовь Олеговна

Одной из важнейших задач государственной политики в области образования является реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. Получение качественного образования данной категории детей - одно из основных и значимых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности.

Одним из приоритетных направлений процесса обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации занимает речевое развитие как фактор успешного приобретения знаний, развития всех психических функций, как основное средство общения и самовыражения детей в разных видах деятельности. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием человека. И чем раньше начинается речевое обучение как нормально развивающихся дошкольников, так и детей с ОВЗ, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями, которые дают возможность ребенку эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Соответственно, речевое развитие играет особую роль в становлении и развитии личности ребенка с ОВЗЭто обеспечит адекватные условия и равные с нормально развивающимися детьми возможности для получения дальнейшего образования. Важным условием успешного включения ребенка в среду сверстников является хорошо сформированная речевая функция, а именно выразительная устная речь.

Работа с выразительными средствами языка привлекает внимание детей к необычным выражениям. Вместе с тем, владение средствами выразительности углубляет, делает тоньше художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к тексту, сохраняет свой эмоционально непосредственный характер, т.е. остается подлинно эстетическим восприятием, что, в свою очередь, влияет на развитие речи.

При формировании выразительной речи необходимо учитывать её интегративного характера (т.е. использование как вербальных, так и невербальных средств выразительности).

Невербальные  средства выразительности (оптико – кинетические, паралингвистические, экстралингвистические и т.д.) совместно с речевыми аспектами устной речи, подчеркивают необходимые смысловые части речевого высказывания, усиливают оттенки эмоциональной окраски слов, дополняют интонацию, иллюстрируют выраженную словами мысль и усиливают эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Развитие выразительной устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья – это целенаправленная и последовательная работа педагогов дошкольной образовательной организации. Так как дети сначала без необходимой подготовки понимают в буквальном смысле все, что говорят взрослые. Дети чувствуют скрытый смысл отдельных образных единиц, но не всегда могут это объяснить из-за недостаточной сформированности словесно-логического мышления, низкой способности связно передавать свои мысли, а также бедности словарного запаса.

Ребенка нужно учить понимать образность речи и воспринимать смысловую ее сторону, т.е. показывать образцы выразительности  в речи и заботиться о том, чтобы они не только дошли до ребенка, но и вызвали у него ответные чувства. В процессе обучения дети овладевают умением использовать в устной речи несложные образные описания, тропы, фразеологизмы, а так же различные интонационные оттенки. Формирование выразительной устной речи имеет огромное значение для развития связной речи в целом. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому необходимость формирования выразительной устной речи возникает именно в дошкольном возрасте.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки), которые положительно влияют на понимание роли выразительных средств (тропов, фразеологизмов, синонимов, антонимов) в любом художественном тексте.

Использование в обучении разнообразных дидактических и сюжетно-ролевых игр оказывает благотворное влияние на развитие у детей эмоциональной лексики, которая способствует более полной и точной характеристике своих и чужих чувств, эмоциональных состояний, а также оценке происходящих событий. Огромным стимулом для развития и совершенствования выразительной устной речи является театральная деятельность, которая создаёт такие условия, в которых каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Постепенно, в устной речи детей формируется последовательность изложения мыслей, интонационная выразительность, в самостоятельных высказываниях дети начинают использовать различные невербальные средства выражения: мимику, пантомимику, разнообразные жесты и позы. Образные движения могут выступать как сопровождающие речевое высказывание, как дополняющие его в различных случаях и как самостоятельные единицы коммуникативной деятельности.

Таким образом, выразительная устная речь - это не только соблюдение норм литературного языка, а так же умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные вербальные и невербальные выразительные средства.

Желаем успеха!