Мастер-классы для педагогов

Мастер-класс - это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность педагога с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей:

«Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

https://pravilauborki.ru/wp-content/uploads/2018/09/igolchatye-shariki.jpg

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития.

Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вниманию нетрадиционную технологию работы – Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Данная технология – достижение восточной медицины. Разработана она южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом.

      На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека,  регулировать функционирование внутренних органов.

Упражнения с использованием Су-Джок  развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать непосредственно образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт для детей во время непосредственно образовательной деятельности.

      В своей практике я применяю Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами.

Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

На кистях рук имеются точки, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две  зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает  за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.

Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок, это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время, воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.

          Приемы работы Су – Джок массажером:

1. Массаж специальным шариком.

2.Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла.

Формы  работы с детьми:

1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка.

       С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает

благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

    Ежик колет нам ладошки,

    Поиграем с ним немножко.

    Ежик нам ладошки колет –

    Ручки к школе нам готовит.

    Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

    Покатаем и потрем. (Прокатываем между ладошек) 

   Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

    И иголки посчитаем. (Пальчиками мнем иголки мячика)

    Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

    Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

    И немножко покатаем… (катаем мячик)

    Потом ручку поменяем (меняем руки)

Массировать следует не только кончики пальцев, но и  всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

При массаже пальцев  эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

2.Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков.

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука.

 

На правой руке:

 Этот малыш-Илюша,   (на большой палец)

 Этот малыш-Ванюша, (указательный)

 Этот малыш-Алеша,   (средний)

 Этот малыш-Антоша, (безымянный)

 А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

 На левой руке:

 Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

  Эта малышка-Ксюша, (указательный)

 Эта малышка-Маша, (средний)

 Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

3.Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

    Упражнение «Один-много». Педагог: «Я прокатываю вам «чудо-шарик» по столу, называя предмет в единственном числе. А вы, поймав ладонью шарик, откатываете его назад, называя существительные во множественном числе».

Аналогично проводятся  упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

4. Использование Су-Джок  шаров для развития памяти и  внимания.

 Выполнение инструкций:

- Наденьте колечко на мизинец правой руки.

- Возьмите шарик в правую руку и спрячьте за спину.

- Закройте глаза, я надену  колечко на любой палец, а вы должны назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

5.Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. 

(На столе коробка. Ребенок сначала выполняет инструкции педагога, а затем отвечает на вопросы).

- Положи красный шарик в коробку, синий – под коробку; зеленый – около коробки;

- Куда я положила зеленый шарик? (В коробку)

- Откуда я достала красный шарик? (Из коробки) и т. д.

   

  6.Использование шариков для слогового анализа слов.

Упражнение «Раздели слова на слоги»:

Ребенок проговаривает слова по слогам и на каждый слог берет по одному шарику из коробки, а затем считает количество слогов.

Это лишь некоторые примеры использования Су-Джок терапии.

       Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению совместной деятельности педагога и детей в детском саду.

 



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

«Использование здоровьесберегающих технологий

в работе учителя-логопеда»

Цель:познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне?  (нет или да?)

Деток вы любите? Да или нет ?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?  (Нет)

Я вас понимаю…..

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне?  (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?  (нет или Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс « Использование здоровьесберегающих технологий  в логопедической практике»      

Одной из задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым

Цель моей работы -  сохранение здоровья воспитанников посредством использования здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала»  его.

Дети с речевыми недостатками, особенно дети с диагнозом ОНР, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития:

нарушение дыхания и голосообразования;

нарушения общей и мелкой моторики;

расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

повышенная утомляемость;

заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;

нарушение темпоритмической организации движений

Особенности психического развития:

нарушения оптико-пространственного праксиса;

неустойчивость внимания;

расстройство памяти (особенно слуховой);

несформированность мышления;

Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются  логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Одним из этапов логопедической работы является артикуляционная гимнастика. И, чтобы не уменьшился интерес к этому виду деятельности, я соединила её с биоэнергопластикой. Цель: нормализация мышечного тонуса органов артикуляции, стимуляция двигательных функций артикуляционного аппарата.  А также  это помогает больше заинтересовать детей, поддерживать положительные эмоции. Вместе с выполнением артикуляционных упражнений, используется рука (сначала одна, потом вторая), рука как бы «дублирует » положение языка.

Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания  (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.

Для детей с ОНР физкультминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев  подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

Су-Джок терапия.

Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук.  На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.

Релаксация.

Релаксация– глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.

Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Зрительная гимнастика.

Упражнения следует выполнять 1раз  на занятии по несколько минут. Комплекс гимнастики составляется с учетом возраста ребенка, проводится в игровой форме. Важно, чтобы дети сами понимали необходимость выполнения упражненийи с удовольствием занимались.

Массаж и самомассаж.

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Поэтому если вашему ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.

При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике: 

- массаж и самомассаж лицевых мышц;

- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

- плантарный массаж (массаж стоп);

- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

- массаж язычной мускулатуры.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:
* Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

* Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

* Можно использовать без специального медицинского образования.

Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.

Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Игры в песке развивают фантазию малыша. И неудивительно, ведь здесь проживается сказочная жизнь. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений он переносит в реальность.

Психогимнастика.

Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении.Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций. Эти задачи успешно решаются на занятиях театральной деятельностью, логоритмикой, во время динамических пауз на занятиях и в сюжетно-ролевых играх.

Фонетическая ритмика - обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело намподсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом.

Например: звук А – разводим руки в стороны, рисуя большой круг, рот широко открыт; звук У – губы вытягивает в трубочку, руки вместе и тянем из вперед, кисти на себя. Звук О – чуть присели, руки подняли к верху и соединили, в овал, губы округлены. Звук И – губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны. Звук Э – высовываем язык вперед и грозим пальчиком. Звук К – руки перед собой в кулачках, резко опускаем их вниз и произносим К. Звук С – насосы, накачиваем шину. Звук Ш – развели руки в стороны и с длительным выдохом, произносим звук Ш, обхватываем себя руками за плечи.

Работа с аудиторией: При помощи упражнений предлагаю вам прочесть заданный слог. А теперь сами напишите любой слог.

Таким образом, мы еще и выполняем функцию развития звукового анализа и обучения чтению слогов при помощи тела.

Тонирование представляет собой произнесение или напевание гласных звуков, ежедневно в течение 5 минут рекомендуется выполнять следующие упражнения. Давайте все вместе сейчас потонируем:

  • «Мычание» – расслабить челюсть и ощутить энергию мычания внутри организма. Можно положить руки к щекам и следить, как генерируется вибрация во рту. Это упражнение восстанавливает голос в случае ларингита и подготавливает связки перед речевой нагрузкой.
  • «А-А-А» расслабили челюсть и произносим звук вместе с выдохом.
  • «И-И-И» - действует как кофеин, может после усталости повысить активность организма и стимулировать мозг.

Рекомендую в качестве физминуток включать для прослушивания музыку со звуками скрипки или фортепиано, которые действуют успокаивающее. Музыка Моцарта хороша для компенсации дефицита внимания у детей.

Все вышеперечисленные компоненты проводятся мной ежедневно, либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста,  особенно для детей с ТНР.

Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и примнению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- развитие психических процессов;

- улучшение зрения;

- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики,

- повышение речевой активности;

- увеличение уровня социальной адаптации. Применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.

Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.



Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ

«УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КИНЕТИЧЕСКИЙ  ПЕСОК!»

https://sc02.alicdn.com/kf/HTB1ujDISXXXXXciXXXXq6xXFXXXQ.jpg

Цель: познакомить с кинетическим песком и его свойствами;  организация игр и  упражнений с кинетическим  песком по  их целевому назначению  в образовательной  деятельности.

Оборудование и материал:  презентационный материал,  подносы, контейнеры с кинетическим песком, формочки, лопаточки, бусины, игрушки - зверюшки, буклеты  с советами по организации работы с кинетическим песком и его хранением.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Слайд 1  Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться своим настроением со всеми присутствующими в этом зале.

В стремительно меняющемся мире, опираясь на накопленный опыт, каждый педагог находится в поиске новых форм и методов работы.

Так, однажды, в область моих профессиональных интересов вошло освоение инновационного метода работы с кинетическим песком.Что такое кинетический песок?

  Кинетический песок - это инновационный песок от швецкого производителя Waba Fun, который идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей.  Появился в продаже относительно недавно. Кинетический песок (KineticSand), созданный в 2013 году в Швеции, очень необычный материал 

Кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка 98% и силиконовой составляющей 2 % (Е 900), связывающей его частицы между собой. 

Слайд 2  Когда перед ребенком появляется что-то новое, первое что начинает делать ребенок - играть. Вот я и предлагаю  сегодня участникам мастер-класса  немного поиграть с этим песком. Внимание на экран.

Слайд 3   Сначала познакомимся с  происхождением кинетического песка.

Слайд 4, 5 Поговорим о  важных свойствах    песка.

Слайд 6 Песок – это универсальное средство для развития, творчества и терапии

Слайд 7,8  Другие свойства кинетического песка

Слайд 9 Комментарии медиков о помощи песка  в детском развитии

Слайд  10Увлекательные куличи от 2 до 4

Слайд 11 Играй и учись от 4 до 5 лет

Слайд 12Королевство из песка! От 6 до 90 лет

Слайд  13 Виды игр

Слайд 14Песочные игры по речевому развитию

Знаете ли вы, что сенсорные занятия с таким материалом, как кинетический песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки? Это не просто игра в куличики, это взаимодействие между ребенком и «партнером по общению». Простые, но очень важные правила: не торопитесь и будьте рядом. Подстройтесь под малыша, найдите зрительный контакт. Пусть ребенок станет ведущим, рассказывает, комментирует и задает вопросы.

Что нужно для игры в песок?

 А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек,  (киндер-сюрпризы, детали конструкторов, формочки и прочее).

Перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в мини-песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).

В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста можно сделать более интересной, увлекательной и продуктивной, используя в работе кинетический песок.

Здесь нельзя толкаться, драться

И песком в друзей кидаться!

Можно мять песок, катать,

Можно сказки сочинять.

 Строить, рисовать, лепить,

 И, конечно, говорить!

Педагоги (родители) выполняют задания логопеда

Перед тем, как начать играть с песком, проговариваем стихотворение:

Песок чудесный и приятный,

Течет сквозь пальцы, как вода.

Он замечательный и увлекательный,

Мы будем мять его всегда!

Можно строить и чудить,

Можно много говорить.

Будем мы с песком играть,

Язычок свой развивать!

  • Скользить, "ехать" по поверхности песка с помощью игрушки и произносить изолированный звук (например, змейка - шипит, тигр - рычит);
  • Вылепить какое-либо упражнение для язычка и выполнить его ("горка", "трубочка", "блинчик", "чашечка");
  • На развитие силы воздушной струи - слепить маленький шарик и дуть на него через трубочку от коктейля, можно задувать в песочные ворота или мишень;
  • Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буквы.  Можно посчитать предметы с определенным звуком на автоматизацию;
  • «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно, на каждый шаг можно проговаривать звук или слог;
  • Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку, произнося закрепляемый звук;
  • Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам (можно использовать на введение звука в слоги);
  • Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней;
  • Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.;
  • Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
  • Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
  • Можно делить слова на слоги, палочкой вычерчивая на песке необходимое количество полосок;
  • Игра "Горки" (на дифференциацию). Ребенок строит две горки, далее логопед дает задание расставить фигурки, в названии которых есть звук [с] на одну горку, а в которых есть звук [ш] на другую. Можно в каждую горку вставить флажок с буквой, чтобы ребенок не путался и составить устный рассказ о получившемся городе и его жителях.
  • «Археология» (на автоматизацию). Закопать игрушку. С помощью кисточки ребенок открывает части и по ним должен догадаться, что спрятано.
  • Игра «Назови звук»  Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
  • Игра «Найди друга»  Логопед  достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. Дети делают домики для животных. Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка). Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару (по принципу твердый-мягкий).
  • Игра «Какой отличается?»  Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.
  • Упражнение "Необыкновенные следы". "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. "Ползут змейки" - ребенок расслабленными либо напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

«Один, много» обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа (раскладывание на песке мелких предметов); 

«Чего не стало?»  закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;

«Транспорт» употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за.

«Подбери слово»  подбирать прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (предметы спрятаны в песке).

«Раздели слово на слоги»» (деление песка на необходимое количество полосок - соответствующих слогам слова);

«Сколько слов в предложении?» (деление на необходимое количество полосок - соответствующих количеству слов в предложении);

обучение грамоте

«Слепи букву, слог», «Отремонтируй букву», «Составь слово из букв»,

(лепить из песка изучаемую букву, ит.д.)

развитие связной речи

«Отгадай загадку» (один из детей лепит предмет, не показывая остальным, описывает его)

«Придумай и расскажи»  (ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью).

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

Мы с песком играли,

И в ладошках его мяли.

Спасибо волшебный песочек,

Наш дорогой дружочек!

Опыт работы показал, что использование кинетического песка   дает положительные результаты:

 - у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие.

- обучающиеся чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата;

 - на занятиях нет места монотонности и скуке, каждую упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты занятия, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.

Слайд 15, 16,17 Советы по организации работы с песком

Слайд 18,19 Советы по  хранению кинетического песка

Слайд 20 Спасибо за внимание

Использованная литература:

  1. Барышникова С. М.  Нетрадиционные приемы в работе учителя-логопеда: игры с песком [Текст] / Барышникова С. М.// Дошкольная педагогика. - 2011. - № 4. - С. 45-49.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст]: учеб. пособие / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. - СПб.: Речь, 2003. - 400 с.
  3. Семененко Е. А.  Использование песочной терапии в логопедической работе [Текст] / Семененко Е. А.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 7. - С. 45-48.
  4. Силиванова Л. В.Игры с песком в работе логопеда [Текст] / Л. В. Силиванова/ / Логопед в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 38-41.
  5. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия [Текст]/ Галина Николаевна Эль. - СПб. : Речь, 2010. - 201с.



Предварительный просмотр:

мастер-класс для педагогов

«Сочиняем – речь развиваем»

Учимся составлять синквейн

 «Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»                          

 К. Д. Ушинский

Психологи и  педагоги отмечают, что у детей старшего дошкольного возраста  часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дошкольники  не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Что такое синквейн?

Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять»,  и означает «стихотворение из пяти строк», в вольном переводе это означает «пять вдохновений», или «пять удач».
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

 Немного истории:

Дидактический синквейн появился в 20 веке в США. История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения, в частности Хайку и Танка. В России синквейн начал применяться с 1993 года

Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Правила составления синквейна:

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:

слова-предметы (существительные)

слова-признаки (прилагательные)

слова-действия (глаголы)

слова-предметы (существительные)

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

О чём можно составить синквейн?

Лексические темы, изучаемые по плану, являются темами синквейнов. При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами. Играть в игры: «Кто, что?» «Кто, что делает?», «Скажи наоборот», «Подбери признак», «Подбери действие», «Скажи по-другому»….

Эффективность и значимость синквейна

Его простота. Могут составлять все дети

В составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности

Синквейн - игровой приём

Составление синквейна используется как заключительное задание по

изученной   теме

Составление синквейна используется для проведения рефлексии

Ожидаемый результат

расширяются  представления об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные    истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов ,потешек, скороговорок,  загадок;
-словарный запас выходит на более высокий уровень, речь становится ярче и богаче, дети точно формулируют свои мысли;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

Семья

Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)

Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)

Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)

Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

Выводы о синквейне:

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Совет:

Сделайте с детьми  копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Удачи в творчестве. Спасибо за внимание!

Литература

Акименко В.М. Новые  педагогические технологии: Учеб.-метод. Пособие Ростов н/Д., 2008.

Акименко В.М. Развивающие   технологии в логопедии: Учеб.-метод. Пособие Ростов н/Д., 2011.

Веселова Е.И., Скрябина Е.М. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР. М.,2015.Ч.1.

Душка Н.С. Синквейн в работе с дошкольниками//Логопед 2005.№5

Казаченко И.И. Использование дидактического синквейна  в работе с дошкольниками//Управление ДОУ №8 2015

Лалаева  Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.,1999.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Раз ступенька, два ступенька»

Цель: Развитие слухового внимания, памяти с помощью пошаговой программы «Логопедическая лесенка».

План:

1. Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?
2. Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?

3. С помощью каких упражнений можно развивать фонематические процессы.

4. Подведение итогов, вопросы воспитателей.

Содержание

     Фонематический слух – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине. 

    Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

     Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

     Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического  слуха малыш различает частопроизносимые слова.

     На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Не смотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

    Самое важное достижение 
третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

     На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

     На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Развитый речевой слух позволяет:

  1. Правильно произносить звуки;
  2. Четко произносить слова;
  3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
  4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
  5. Успешно освоить письмо и чтение.

     Предлагаю вашему вниманию пошаговую программу развития речевого слуха у ребенка. Эта "логопедическая лесенка" широко используется логопедами.

1

Первая ступенька - узнавание неречевых звуков.

Игра «Молчанка»

     Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки….

1. Послушать звуки за окном?

Что шумит?              (деревья)

Что гудит?                (машина)

Кто кричит?             (мальчик)

Кто смеется?          (девочка)

2. Внимательно послушайте и определите, какие звуки доносятся:

- из коридора?

- из помещения соседней группы?

- из музыкального зала?

Игра «Найди игрушку»

     Выбираем водящего, предлагаем закрыть глаза. Прячем игрушку (за штору, за спину ребенка, в шкаф) и предлагаем найти ее, ориентируясь на силу ударов в бубен (барабан). Если водящий подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка – барабан бьет громко, если удаляется – тихо. Сила звука должна меняться плавно – от сильного к среднему и тихому.

Игра «Найди колокольчик»

     Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Игра «Два зайчика»

     На столе два игрушечных зайчика – большой и маленький. Педагог объясняет и показывает, как играет на барабане большой зайчик, у которого много силы – ГРОМКО И СИЛЬНО, и как маленький зайчик – ТИХО. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны определить и показать, который из зайцев только что играл (эту игру можно разнообразить, заменяя зайцев куклами, разной величины, мишками, обезьянками)

Игра «Что звенит?»

     На столе выставляются предметы или звучащие игрушки: стакан (палочки, чтобы стучать по предмету); коробка со скрепками; ножницы; погремушка и т.д.

     Манипулируя предметами, предложить детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем, прикрываем предметы ширмой, а дети определяют, что звенит или гремит.

     Эту игру можно варьировать, увеличивать количество предметов (игрушек), заменяя их новыми, постепенно усложняя для детей задачу определения звуков.

     Последние варианты этой игры должны быть такими, чтобы в ряд ставились игрушки или предметы так, чтобы каждый следующий предмет все больше был похож на предыдущий.

Игра «Что ты слышишь?»

     Познакомить детей со звуками, которые издают различные предметы:

- мяч, ударяясь о пол

- шарик, перекатываясь в стеклянной банке

- газета, если ее разрывать

- перелистывание книги

- резание ножницами и т.д.

     Затем эти же действия, но в другой последовательности, педагог производит за напольной ширмой.

     Дети должны как можно полнее и точнее рассказать, что они слышат каждый раз.

Вторая ступенька – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

Игра «В лесу»

     Дети по очереди называют имя водящего (водящий стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.

     Затем игра усложняется: все дети зовут водящего (Ау!), а тот отгадывает, кто его звал.

     Последний вариант усложнения этой игры в том, что водящий произносит (Ау!), то тихо, то громко, а дети определяют, далеко или близко он находится.

     Затем каждый ребенок по очереди произносит (Ау!), то громко, то тихо – в зависимости от того, что скажет педагог:

«Далеко ушел в лес»

«близко зовет, от самой опушки».

Игра «Кто сказал, мяу?»

     (Игрушечный котенок показывается детям, педагог просит запомнить, послушать внимательно, как он мяукает, когда находится близко (громко), и когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети определяют, близко или далеко мяукает котенок

     Затем сами дети мяукают по сигналу педагога: «близко», «далеко».

  • Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Педагог объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха.
  • Каждый ребенок по очереди мяукают, изображая страх, а водящий отгадывает. Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход (у-у-у) – далеко (тихо), или близко (громко);
  • Какая дудочка играет, большая (у-у-у) – произносится низким голосом) или маленькая (у-у-у) – высоким голосом.
  • Кто плачет? – мальчик (а-а-а) – низким голосом, или девочка (а-а-а) – высоким голосом и т.д.

Игра «Кто, позвал?»

     Дети встают в круг, водящий в центре круга. Кто-то из детей называет его имя, водящий узнает по голосу, кто его позвал, и подходит к нему.

Игра «Три медведя»

     Перед детьми выставляются три медведя – большой, средний и маленький. Затем рассказывается детям сказка «Три медведя» - в сокращенном варианте.

     Произносятся соответствующие реплики то:

Очень низким голосом;

Средним по высоте;

Высоким голосом.

Дети угадывают медведей.

- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

- Кто брал мою ложку и сдвинул ее с места?

- Кто трогал мою чашку и ел из нее суп?

- Кто ложился на мою постель и помял ее? И т.д.

Игра "Узнай по голосу".

      Перед детьми выкладываются картинки с изображением домашних животных и их детенышей:

- коровы и теленка (му-му);

- козы и козленка (бе-бе);

- свиньи и поросенка (хрю-хрю);

- гуся и гусенка (га-га);

Кошки и котенка (мяу-мяу) и т д

     Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Дети, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находят и поднимают соответствующую картинку    
(например, коровы или теленка).

Третья ступенька – дифференциация слов близких по звуковому составу.

Игра "Правильно-неправильно".

     Педагог показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон".

     Затем объясняет:

     "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.                

Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д.

(вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные).

Затем педагог показывает чистый лист бумаги и называет:

Бумага – пумага –тумага – пумака – бумака – гумага – бумага

     Усложнение этой игры состоит в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала предлагают поднять красный кружок, если услышишь неверное слово, зеленый, если слово произнесено верно и т.д.

Игра "Слушай и запоминай".

     Перед детьми выкладываются картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

Рак, лак, мак, бак

Сок, сук

Дом, ком, лом, сом

Коза, коса

Лужи, лыжи

Мишка, мышка, миска и т.д.

     Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра "Доскажи словечко".

     Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его... (белка).

Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь).

Грязнулю всегда
Выручает... (вода).

В дом войти боится вол:
- Подо мной прогнется... (пол).

Свистнул чижик:
- Фью, фью, фью!
Я с утра росинки... (пью!)

Четвертая ступенька – дифференциация слогов.

     К четвертой ступени дети уже подготовлены к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки.

Игра «Четвертый лишний»

     Педагог произносит несколько слогов, например:

На-на-на-па

Дети определяют, что здесь лишнее (па).

Затем слоговые ряды усложняются:

На-но-на                                       ма-ма-мо-ма

КА-ка-га-ка                                   ти-ки-ти-ти

Па-ба-па-па                                  ва-ва-ву-ва

Игра "Одинаковые или разные".

     Педагог вызывает водящего и говорит ему на ушко слог (например, па). Ребенок вслух повторяет его. Затем педагог называет тот же самый слог или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:

Ребенок (па) – педагог (па)

Ребенок (па) – педагог (ба)

Ребенок (ка) – педагог (га) и т.д.

     После того, как водящий и педагог произнесут определенный слог, дети указывают, одинаковые они или разные.

     Для того, чтобы педагог мог контролировать каждого ребенка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красную фишку, на разные – сидеть молча.

     Первый слог всегда называет педагог. А то, что он делает это шепотом, - повышает интерес детей к заданию!          

Чистоговорки.

Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за). 

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

    Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Пятая ступенька – дифференциация звуков.

     На этом этапе дети учатся различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

Игра «Угадай-ка»

     Педагог раздает детям картинки с изображением волка, девочки, птички, и объясняет:

Волк воет – у-у-у

Девочка плачет –а-а-а

Птичка поет –и-и-и

     Далее педагог произносит каждый звук длительно, а дети поднимают соответствующую картинку. Затем игра усложняется:

- педагог произносит звук кратко;

- детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов и объясняет:

Красный кружок соответствует звуку (а), желтый (у), зеленый (и)

- в ряд гласных А, У, И включают другие звуки, например, О, Ы, Э на которые дети должны реагировать.

     Аналогично учимся различать согласные звуки.

Игра "Звук заблудился".

     Дети должны отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла                 Доски на гору везем,
По дороге вдоль села.                                    Будем строить новый ком (дом).

Сели в ложку (лодку) и - айда!                
По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Шестая ступенька – формирование навыков элементарного звукового анализа.

     Необходимо начать работу с того, что научить детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова.

Игра «Отхлопай свое имя»

     Педагог должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять ударный слог. Выбираем водящего, спрашиваем его:

- Как тебя зовут?

- Маша.

- Твое имя можно прохлопать вот так: Ма-ша. И т.д.

Игра «Позовем слово»

         Учим детей определять ударный слог в слове. Перед детьми на столах лежат картинки. Каждый называет свое слово, например:

- У меня «Машина».

Педагог:

- Давайте позовем это слово: ма-ши-на.

Игра "Сколько звуков?"

     На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа).

  • Детям раздаются по несколько – одноцветных кружков или палочек. Педагог произносит один, два или три гласных звука, например:

А, ау, иау и т.д. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес педагог.

  • У детей на столах лежат по три кружка. Уславливаемся, что красный кружок обозначает звук (а), желтый (у), зеленый (и). Затем педагог произносит сочетание из этих звуков, сначала по два звука – ау, уа, уи, аи… Затем по три звука – ауи, иау, аиу…..

     Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке. Дети должны отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышали.

Игра «Последний звук, отзовись!»

     (Сначала учим детей определять в слове последний звук – глухие, взрывные, согласные легче всего даются детям)

     Дети по одному выходят к столу педагога и вынимают из конверта картинки (подобраны заранее). Громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем повторяет этот звук отдельно. Могут быть следующие картинки: кот, мак, лук, паук, веник и т.д.

     Эту игру можно варьировать, постепенно усложняя задание, например:

  • Дети раскладывают на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук (т), а в другой – на звук (к).
  • Педагог показывает детям по одной картинке и называет их, опуская последний звук, например:

Тан…, пау…, вени…., потоло… и т д.

     Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил педагог.

  • Ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.

Землю роет старый к...от (крот),
Под землею он живет.

Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла...пу (лампу).

На арену вышли ...игры (тигры),
Мы от страха все притихли.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Семинар-практикум для воспитателей «Полезные игры»

                                                                         Подготовила: Зюляева М. С.,

                                                                               учитель-логопед 1 кв. категории

                                                                                       Дата проведения: 25 ноября 2015 года

г. Козловка