4. КОЛЛЕГАМ

Нефедова Светлана Борисовна
Интересные и нужные материалы для педагогов
ВИДЕО.Развитие предметно-пространственной среды детского сада как условие повышения качества образования. МАДОУ "МАЯЧОК" комбинированного вида города Нижний Тагил.(https://nsportal.ru/video/2020/03/razvitie-predmetno-prostranstvennoy-sredy)
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ В ПРОГРАММЕ "КИНОСТУДИЯ WINDOWS LIVE""

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Маячок» комбинированного вида

ПРОГРАММА

по обучению детей дошкольного возраста работе на компьютере

«Страна Мульти-пульти»

Составитель: Нефедова С.Б.,

воспитатель I

квалификационной категории

Нижний Тагил

2013

Программа «Страна Мульти-пульти» является программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Васильевой.

Программа ориентирована на обучение детей дошкольного возраста работе за компьютером, развитие познавательных и творческих интересов у детей дошкольного возраста через использование информационно-коммуникационных технологий, а также на развитие интегративных качеств ребенка-дошкольника.

Программа «Компьютер для дошкольников» по типу является экспериментальной. По признаку - общеразвивающая, по целям и задачам, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности - интегрированная.

При разработке программы были учтены преимущества работы с компьютером с методической точки зрения:

  • самостоятельность ребенка в выборе материала;
  • активность;
  • заинтересованность;
  • возможность работать в подходящем для обучающегося режиме;
  • компьютер помогает ученику исправлять ошибки так, что он не

боится их допускать, что является очень важным моментом в обучении дошкольников.

Среди достоинств программы следует отметить и то, что данная программа является комбинированной: и обучающей, и тренировочной, и контролирующей.

Программа не претендует на окончательность и завершенность. Она обобщает опыт работы с дошкольниками (детей 5 – 6 лет) в течение курса обучения и предполагает доработку на основе анализа результативности образовательной деятельности и с учетом пожеланий учащихся и родителей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Известный американский психолог Эрик Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди», пишет: «Процесс воспитания ребенка можно свести к обучению тому, в какие игры и как нужно играть. По большому счету, любимые игры, являясь частью жизненного сценария ребенка, определяют его судьбу».

Роль игр необычайно важна. Задача родителей и педагогов – помочь ребенку выбрать такие игры, которые принесли бы ему максимальную пользу, стали бы его любимыми играми.

В последнее время дети предпочитают, в основном, компьютерные игры. Учитывая большой интерес к этим играм и их широкое распространение, следует максимально использовать их потенциал для развития и воспитания ребенка.

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация дошкольного образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему подготовки к школьному обучению.

Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является «...прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии».

Наряду с традиционными учебными пособиями в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение - новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ.Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.

К сожалению, в настоящее время рынок переполнен играми, насаждающими агрессию и насилие. Психологическая зависимость от компьютерных игр отрицательно влияет на психическое и соматическое состояние ребенка. Чтобы оградить ребенка от негативного влияния компьютерных игр необходимо тщательно следить за выбором игровых программ.

В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развивается психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержание. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти -повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес кучебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста является пока еще нетрадиционной методикой, но с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать подготовке ребенка к обучению в школе.

В программе не ставится цель приобретения новых знаний. Скорее всего, можно говорить о приобретении и развитии ряда умений.

Цель программы:развитие познавательных и творческих интересов у детей дошкольного возраста через использование информационно-коммуникационных технологий

Задачи:

  • приобретение практических навыков при работе с ПК;
  • развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;
  • формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);
  • развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;
  • формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);
  • закрепление навыков счёта и чтения.

Организация учебного процесса

Программа ориентирована на работу с учащимися 5–6 лет и рассчитана на один год обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу. Общее количество часов в год на одну группу - 36.

  • Формапроведения занятий: индивидуальные, групповые.

Используемые методы:

  • практические занятия;
  • беседы;
  • работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами,картинками и буквами, различные предметы для классификации и т.д.);
  • активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие-

соревнование.

Характеристика ожидаемых результатов

В результате освоения программы «Страна Мульти-пульти» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

Учащиеся должнызнать:

  • назначение основных устройств, входящих в состав компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;
  • правила безопасной работы на компьютере.

Уметь:

  • включать и выключать компьютер;
  • включать и корректно выключать детские игровые программы;
  • пользоваться манипулятором «мышь»;
  • различать на экране монитора указатель курсора и указатель мыши;
  • выбирать объект на экране с помощью мыши;
  • перемещать объект с нажатой левой кнопкой мыши;
  • пользоваться клавиатурой: вводить буквы и цифры, пользоватьсяклавишами«Пробел», «Еnter», «NumLock», «Shift», « BackSpace»;
  • выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
  • называть главную функцию (назначение) предметов;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • находить похожее у разных предметов;
  • переносить свойства одного предмета на другие.

В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры.

Как показывает практика, уровень усвоения постоянно повышается. Управление компьютером (клавиатурой, мышью) усваивается детьми автоматически. Во время игры не акцентируется внимание ребенка на то, что его диагностируют, а перед ним ставятся определенные дидактические задачи, которые ребенок должен решить самостоятельно, и он «просто играет». Важно, чтобы во время компьютерных игр ребенок был раскрепощен, свободно владел компьютером, несмотря на то, что это новый вид игры.

Критериями оценкиусвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх:

  • ребенок практически не справляется с выполнением поставленнойперед ним задачей даже с помощью взрослого - это говорит о низком уровне усвоения;
  • на среднем уровне - справляется с помощью взрослого;
  • на высоком - выполняет задание самостоятельно.

Результаты диагностики и анализ усвоения детьми образовательной программы используется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание специалистов на проблему и совместно решить её.

Принципы и средства обучения

Работа с детьми всегда требует от педагога массу усилий, тем более с детьми дошкольного возраста. Исходя из специфики этой возрастной категории, используются следующие принципы обучения при подаче изучаемого материала:

Доступнность

Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этоговозрастаформе, а также с использованием различного дидактического материала.

Доступность является также одним из основных критериев при отборе компьютерных программ для занятий. Они должны быть легкими в управлении и материал в них должен преподноситься в простой, удобной для восприятия форме.

Наглядность

Так как у детей дошкольного возраста в обучении все еще ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала.

Это:

  • магнитофон и CD-ROM для использования музыки на занятиях;
  • принтер для распечатки картинок, букв, цифр и т.д.
  • различный дидактический материал для занятия (картинки, фигурки избумаги);
  • использование картинок в домашних заданиях и поощрениях;
  • включение элемента рисования в домашнее задание (рисование в

тетрадях);

  • подборка компьютерных программ для занятий (с использованиемкрасочных, ярких картинок, анимации, звуковых эффектов).

Индивидуальный подход

Работа с дошкольниками требует гораздо большего внимания, чем с учащимися, и не только из-за возраста. Малыши еще не умеют «работать», не умеют «учиться» целенаправленно, именно по теме занятия. Кроме того, в этом возрасте очень сильно заметна разница в развитии между детьми. Поэтому, целесообразно больше говорить об индивидуальном обучении.

Даже если работа ведется в группах, лучше их делать небольшими – до 3 человек, чтобы у педагога была возможность в течение занятия каждому уделять внимание, каждому отдельно давать задание, следить за его выполнением.

Индивидуальная работа - это один из самых эффективных способов обучения дошкольников.

Домашнее задание

Домашнее задание - один из главных моментов: на него возложено создание мотивационной деятельности, творчества, т.е. умения работать самостоятельно, воссоздавать забытое, поддерживать себя в активной форме. В его выполнении участвуют как сам ребенок, так и его родители. Домашние задания должны помочь осмыслить то, что происходило на занятиях, выявить суть занятий, ощутить важность самих занятий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема, раздел

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Компьютерная азбука

3

6

9

2.

Учимся работать на компьютере

3

7

10

3.

Развиваемся с компьютером

 игры на развитие внимания,
мышления, памяти;

 развитие речи;

 знакомство с окружающим
миром;

 формирование математических
представлений;

развитие творческого
воображения.

2

13

15

4.

Культурно – досуговая деятельность

2

Итого:

8

26

36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Компьютерная азбука.

Знакомство с детьми.

Знакомство с компьютером. Для чего нужен компьютер. Значение компьютера в жизни человека. Правила работы за компьютером.

Правила включения и выключения компьютера.

Устройство компьютера. Монитор. Клавиатура. Мышь. Системный блок и его составные части.

Дополнительные устройства, которые можно подключить к компьютеру: колонки, наушники, принтер, сканер, джойстик, фотоаппарат, видеокамера.

Практическая работа

Игра на знакомство «Имечко».

Беседа по картинкам «Как работать за компьютером».

Дидактическая игра «Собери компьютер».

Отработка навыков движения компьютерной мыши по экрану, одинарного щелчка левой кнопки мыши, перемещение объектов по экрану с зажатой левой кнопкой мыши.

Отработка навыка включения и выключения компьютера.

Электронная поддержка

«Компьютер для малышей (часть 1). Учимся пользоваться мышкой».

«Компьютер для малышей (часть 2). Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой».

«Компьютер для дошкольников».

Игры-презентации «Что лишнее?», «Домашние животные», «Дикие и домашние животные».

Flash-игра «Загадки о животных».

  1. Учимся работать на компьютере.

Рабочий стол. Внешний вид рабочего стола. Основные элементы рабочего стола: Мой компьютер, Корзина, кнопка Пуск, Часы, Календарь.

Работа с клавиатурой. Основные группы клавиш клавиатуры. Язык раскладки клавиатуры. Печать заглавных букв. Цифровая клавиатура.

Компьютерная мышь. Левая/правая кнопка мыши. Колесо прокрутки. Основные манипуляции с мышью: щелчок и двойной щелчок.

Программа. Запуск программы. Выключение программы.

Файл и папка. Перемещение, удаление, переименование папок и файлов.

Приемы изменения фонового рисунка рабочего стола.

Практическая работа

Перемещение объектов рабочего стола. Удаление файлов и папок в корзину.

Отработка навыков двойного щелчка левой кнопки мыши.

Самостоятельное включение детских игр и корректное их выключение.

Выход из игры с использованием клавиши Esc.

Смена языка раскладки клавиатуры на языковой панели и с помощью клавиш Ctrl+Shift или Alt+Shift.

Печать заглавных букв с зажатой клавишей Shift и исправление ошибок клавишей Backspace.

Включение дополнительной цифровой клавиатуры клавишей NumLock.

Изменение фонового рисунка рабочего стола.

Наборцифр, букв, слов из 3-4 букв в программе «Блокнот» и печать их на принтере.

  1. Развиваемся с компьютером

Игры и задания для развития у ребенка:

  • внимания;
  • зрительной и слуховой памяти;
  • навыков простого счета и чтения;
  • распознавания цветов и геометрических фигур;
  • логического, образного и ассоциативного мышлений;
  • творческого подхода к изучению нового;
  • навыков усидчивости и самостоятельной работы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Весь курс рассчитан на 36 занятий, один раз в неделю по 20 мин. Занятия проходят по следующей схеме

Технические вопросы. При рассмотрении технических вопросов целесообразно как можно чаще обращаться к вопросам по технике безопасности (адаптированной для детей этого возраста), повторять части компьютера, для чего они нужны, как работает мышка, для чего нужны диски, принтер и т.д.

Игры для разминки - по теме занятия. Для разминки используются упражнения - игры, для участия в которых требуется переключение внимания на другой вид деятельности (движение, рисование и т. д.).

Работа с компьютерными программами по теме занятия.

Раздача «мышек» (поощрение) – 2 мин.

Учебно-тематический план программы содержит три основных раздела «Компьютерная азбука», «Учимся работать на компьютере», «Развиваемся с компьютером».

При изучении раздела «Компьютерная азбука» используются видеоматериалы о назначении и способах использования компьютера, а также обучающие видеоролики, повествующие о правилах работы за компьютером, устройстве компьютера, правильном включении и выключении компьютера, дополнительных устройствах, которые можно подключить к компьютеру.

После просмотра с детьми обсуждаются вопросы, которые возникли при просмотре материала.

Уделяется особое внимание компьютерным терминам, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия.

При изучении раздела «Учимся работать на компьютере»ребята получают основные навыки работы на компьютере в понятном для ребёнка виде.

Каждое занятие излагается от простого к сложному, для того, чтобы ребёнок с любым уровнем подготовки смог извлечь из него что-то полезное.

Чтобы ребёнок мог усвоить материал в том темпе, в котором ему это будет удобно, используются учебные ролики с проигрывателем, который позволяет приостановить изучение или начать его с любого нужного момента.

При изучении раздела «Развиваемся с компьютером» используются всевозможные игры и задания для развития у ребенка внимания, памяти, логического, образного и ассоциативного мышлений, навыков простого счета и чтения, распознавания цветов и геометрических фигур, творческого подхода к изучению нового, навыков усидчивости и самостоятельной работы.

Методические рекомендации

к разделу «Учимся работать на компьютере»

Раздел «Учимся работать на компьютере» предполагает в понятном для ребёнка виде учебный материал для получения основных навыков работы на компьютере.

  1. Знакомство с рабочим столом.

На этом занятии рассматриваются только основные элементы Рабочего стола. Это поможет ребёнку адаптироваться в среде ОС Windows, и научиться пользоваться основными объектами интерфейса, такими как: Мой Компьютер, Корзина, файлы, папки, кнопка Пуск, часы, календарь.

Необходимо, чтобы на рабочем столе находились ярлыки программ Блокнот, графического редактора Paint и стандартные иконки папок Мой Компьютер, Корзина.

При работе с Корзиной важно проследить, чтобы ребёнок не удалил что-то важное. Поэтому желательно заранее убрать все нужные файлы и папки в труднодоступное для ребёнка место.

При перетаскивании объекта (файла или папки) левая кнопка мыши должна быть крепко зажата пальчиком малыша, и отпускается она лишь тогда, когда объект перемещён в нужное место.

Рабочая поверхность для мыши должна быть свободной и не мешать работе.

Следует обратить внимание на то, чтобы ребенок разделял функции одинарного и двойного щелчка. Для того, чтобы ребенок научился аккуратно нажимать кнопки мыши, используются мини-игры обучающих компьютерных программ «Компьютер для дошкольников» и «Компьютер для малышей. Учимся пользоваться мышкой».

Важно научить ребенка не только самостоятельно включать игры, но и корректно выключать их. Следить, что все игры и другие приложения выключены. Это дисциплинирует ребёнка, а также предупреждает порчу и потерю информации на компьютере.

  1. Работа с клавиатурой

При знакомстве с клавиатурой рассматриваются не все, а только основные группы клавиш клавиатуры, которые могут понадобиться ребенку.

Важно проследить, чтобы ребёнок печатал в русской раскладке. Нужно научить ребенка менять язык раскладки клавиатуры и проследить, чтобы малыш нажимал на эти кнопки аккуратно и синхронно. Объяснить ребёнку, что жать на все клавиши одновременно совершенно ни к чему. Это приведёт лишь к залипанию клавиш, что затруднит работу с клавиатурой.

  1. Работа с мышью

На этих занятиях ребёнок научится правильно пользоваться компьютерной мышью.

Если ребёнок - левша, нужно переключить мышь в режим для левши (Панель управления - Мышь - флажок напротив "Обменять назначение кнопок") и переставьте её под его левую ручку.

Важно проследить, чтобы ребёнок научился правильно держать мышь в своей руке.

Правильно:

  • накрывать мышь ладонью так, чтобы ее нижняя часть находилась у запястья;
  • слегка касаться большим пальцем и мизинцем боковых граней мыши;
  • класть указательный палец на левую кнопку, средний — на правую, а безымянный прижимать к боковой грани мыши;
  • двигать манипулятором легко и плавно;
  • позволить всей руке двигаться за кистью во время перемещения мыши.

Неправильно:

  • «сползать» ладонью по мыши так, чтобы часть ладони и запястье лежали на столе;
  • с усилием сжимать мышь по бокам;
  • при движении давить на мышь.

Рассматриваются основные манипуляции с мышью: щелчок и двойной щелчок.

Если упражнения с двойными щелчками будут даваться с трудом, то следует изменить настройки компьютера: Скорость выполнения двойного щелчка (Панель управления - Мышь-бегунок в разделе «Скорость выполнение двойного щелчка»).

  1. Работа с программами

Ребёнок знакомится с довольно неясным для него понятием - программой.

Важно объяснить ребёнку, что всё, что происходит на компьютере, выполняется по каким-либо программам и никак иначе.

Для входа в любую программу необходимо дважды щёлкнуть по её значку.

Для завершения работы с программой необходимо нажать на кнопку-крестик в правом верхнем её углу. А для выхода из игр часто используется клавиша Esc.

Нужно показать ребенку где находятся его игры, а также ярлыки на программу для рисования (Paint), и текстовый редактор (Блокнот).

  1. Работа с файлами и папками

Для знакомства детей с понятием файла и папки нужно подготовить к занятию Рабочий стол: на нём должны быть файлы и папки для того, чтобы ребёнок учился их перемещать, удалять, переименовывать.

Важно проследить, чтобы ребёнок разделял понятия файла и папки.

Если ребёнок ещё плохо читает или не читает вовсе, нужно ему помочь и прочесть необходимые пункты контекстного меню.

Т.к. на первых порах работы с компьютером дети часто путают правую кнопку мыши с левой целесообразно провести игры, чтобы помочь детям запомнить где находится лево, а где - право.

  1. Украшаем рабочий стол

На этих занятиях дети узнают основные приемы для изменения внешнего вида рабочего стола.

Настройка рабочего стола должна происходить под присмотром педагога, так как любопытный ребёнок может изменить и другие настройки внешнего вида ОС Windows и видеоадаптера.

Для установки на рабочий стол можно предложить ребенку картинки для обоев (из сети Интернет), электронные фотографии самого ребенка и его семьи, или же предложить ребёнку самостоятельно нарисовать рисунок в графическом редакторе Paint.

Условия реализации программы

Пока психологи и педагоги спорят, с какого возраста ребенка можно подпускать к компьютеру, производители давно решили этот вопрос, выпустив огромное количество программ для детей, начиная с трех лет. Действительно, если малыш с удовольствием смотрит мультики, то ему будут интересны и развивающие игры с рисованными и кукольными персонажами. Но нельзя спешить сажать ребенка за экран, перед которым взрослый не выдерживает больше часа. Компьютер для ребенка еще надо подготовить.

Монитор должен иметь диагональ не менее 17 дюймов. Так как ребенок лучше воспринимает крупные и четкие картинки, на экране лучше установить невысокое разрешение. Очень важна частота мерцания экрана, желательно настроить ее на 80 Гц, а еще лучше 100-120 Гц - тогда нагрузка на зрение будет минимальной.

Необходимо обратить внимание на клавиатуру. Две буквы на каждой клавише - русская и латинская - способны озадачить даже вундеркинда. Поэтому желательно, чтобы клавиатура имела только русский алфавит, либо аккуратно заклеить лишний ряд букв.

Существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером. Если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.

Техническое обеспечение

Компьютерный класс, соответствующий санитарным нормам и правилам для работы с детьми дошкольного возраста, компьютерыIBMPC совместимый, ОС MicrosoftWindows2000/XP, привод CD-ROM, колонки, наушники, мультимедийный проектор и ноутбук.

Методическое обеспечение

Календарно-тематическое планирование

Поурочное планирование, конспекты занятий

Дидактический раздаточный материал: буквы, слоги, слова, цифры, математические задания (+,-,=,<,>), пазлы «Компьютер»

Пальчиковая гимнастика (в стихах)

Гимнастика для глаз и физминутки (в стихах)

Домашнее задание (к каждому занятию)

Стихи и загадки про компьютер, его составных частях

Материалы для диагностики уровня

освоения программы

Электронные образовательные ресурсы, авторские презентации и мультимедийные игры:

Презентация «Правила поведения в компьютерном классе»

«Собери компьютер»

Загадки «Из чего состоит компьютер», «Что подключают к компьютеру»

Интерактивные Flash-игры «Загадки о животных», «Оживи картинку», «Новогодняя сказка»

Flash-игры «Учимся считать»

«Я учусь читать слова» (выполнив без ошибок 10 заданий, ребенок получает грамоту от сказочного персонажа и сам печатает её на принтере).

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Барташникова И.А., Барташников А.А.. Учись играя.- Харьков, ФОЛИО, 1997.
  2. Брыскина О. Информатика в начальных классах. - М.: Просвещение, 1986.
  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.
  4. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах. - М.: Просвещение, 2003.
  5. Гуткина Н.И.. Психологическая готовность к школе. - М.: Просвещение, 1993.
  6. Кордемский БА. Математическая.смекалка. - М.: Наука, 1991.
  7. Кёршан Б. Основы компьютерной грамотности. - М.: Наука, 1989.
  8. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 4 до 6). - М.: Вента-Графт, 2004.
  9. Михайлова ЗА., Непомнящая РЛ. Вырежи и сложи. - Минск: Народная асвета,1992.
  10. Макарова Н. В. Информатика. - М.: Наука, 2001.
  11. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовностьребенка к школе. - М.: Владос. 2001
  12. Останина Е.Е. Секреты великого комбинатора. - М.: Просвещение, 2004.
  13. Пекелис Виктор. Твои возможности, человек! - М.: Изд.«3нание, 1984.
  14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996.
  15. Саватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10). - М.: Вента-Графт, 2004.
  16. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.Ярославль. Академия развития, 1996.
  17. Тур С. Н., Бокучава Т. П. Первые шаги в мире информатики. - М.: Айрис Пресс, 2004.
  18. Тур С. Н. Программирование в среде Ьо§о. - М.: Айрис Пресс, 2004.
  19. Федины Ольга и Сергей. Как научить ребенка читать. - М.: Айрис Пресс, 2004.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Дракоша и занимательная информатика. – «Бука», 2008.
  2. Компьютер для дошкольников. – «Одиссей», 2008.
  3. Мультимедийная энциклопедия «Компьютер для малышей Часть 1. Учимся пользоваться мышкой». – «Бука», 2008.
  4. Мультимедийная энциклопедия «Компьютер для малышей Часть 2. Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой». – «Бука», 2008.
  5. Мультимедийная энциклопедия «Компьютер для малышей Часть 3,4. Учимся играть на компьютере». – «Бука», 2008.
  6. Мультимедийная энциклопедия «Компьютер для малышей Часть 5. Учимся рисовать на компьютере». – «Бука», 2008.
  7. Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически 2. – «Новый диск», 2008.
  8. Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически. – «Новый диск», 2005.
  9. Несерьёзные уроки. Учимся считать. – «Новый диск», 2008.
  10. Сборник развивающих игр для детей «Веселые моторы». – серия: 1С: Образовательная коллекция, 2005.
  11. Скоро в школу. Тренируем мышление. Рабочая тетрадь дошколёнка. – «Новый диск», 2009.
  12. «Учимся вместе. Набор анимированных уроков для малышей».

Авторские игры – презентации «Знакомство с компьютером», «Правила поведения в компьютерном классе», «Что лишнее?», «Домашние животные»,«Дикие и домашние животные», «Веселый счет», «Состав числа 10».

        Flash-игры «Загадки о животных», «Оживи картинку», «Новогодняя сказка.



Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования (легоконструирование) для детей старшего дошкольного возраста

«Юный архитектор».

Цель: развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструированию через создание простейших моделей.

Задачи:

Образовательные: формировать умения и навыки конструирования, что способствует приобретению опыта при решении конструкторских задач по механике.

Развивающие: развивать творческую активность, самостоятельность в принятии решений в различных ситуациях; интерес к конструированию;умение излагать мысли в четкой логической последовательности; конструкторские и инженерные навыки.

Воспитательные:формировать качества творческой личности с активной жизненной позицией; способствовать воспитанию личностных качеств: целеустремленности, настойчивости, самостоятельности, чувства коллективизма и взаимной поддержки, чувство такта.

Программа имеет техническую направленность и реализует следующие принципы:

Принцип научности предполагает изучение материала, основанного на проверенных научных фактах. В обучение входят элементы научного поиска и исследовательских методов.

Принцип связи обучения с жизнью. Следуя этому принципу - предлагаются только те занятия, смысл которых полностью понятен детям старшего дошкольного возраста.В процессе каждого занятия должен быть дан ответ на вопрос: когда, где и как в жизни можно применить полученные знания.

Принцип преемственности. Данный принцип предполагает построение образовательного процесса в двух направлениях: по вертикали как совокупность последовательных образовательных воздействий на личность в течение жизнии по горизонтали как совокупность одновременных воздействий на личность со стороны различных образовательных каналов. При этом дополнительное образование как более гибкое, мобильное и не регламентированное стандартами способно заполнить образовательное пространство ребенка, удовлетворяя его конкретные образовательные потребности.

Принцип доступности данной программы в том, что занятия построены в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста. На занятиях учитываются уровень познавательных возможностей, жизненный опыт и интересы воспитанника.

Принцип воспитания и развития в процессе занятий формируется научное мировоззрение, а также воспитывается дисциплинированность, формируются навыки общения и работы в группе и индивидуально.

Программа рассчитана на 1 год обучения,2занятия  в неделю.

Формы и режим занятий

  Основной формой занятий являются обучающие игры. Достаточно много времени уделяется самостоятельномумоделированию. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. На каждом занятии проводится обсуждение выполненного задания.Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные УУД:определять, различать и называть детали конструктора;конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.Регулятивные УУД:уметь работать по предложенным инструкциям;                                               умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.Коммуникативные УУД:уметь работать в паре и в коллективе;уметь рассказывать о постройке;уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами изучения программы «Юный архитектор» является формирование следующих знаний и умений:

Знает:
простейшие основы механики;
виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Умеет:
с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
реализовывать творческий замысел.

Содержание изучаемого материала

Раздел1: Знакомство с конструкторами фирмы LEGO (5ч)

Познакомить с конструктором Lego. ТБ при работе с конструктором.

Раздел 2: Разные конструкции. (7ч) Познакомить с разными видами конструкций. Учить строить конструкции, используя схемы и объемные образцы.

Раздел 3: Техническое моделирование (10ч) Учить строить простейшие постройки (дома, ограды, заборы). Учить отличать городские и деревенские постройки. Продолжать учить работать по схеме и по замыслу. Развивать творческое воображение.

Раздел 4: Исследовательские проекты (57ч)Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание постройки. Развивать творческое воображение и самостоятельность. Расширять кругозор.

Раздел 5: Подведение итогов (3ч)Подведение итогов работы года. Презентация проектов на школьной выставке.

Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы легоконструирования«Юный архитектор»                                                  

Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1

Знакомство с конструктором (5ч)

1.1

Вводное занятие. Знакомство с ЛЕГО.

0,5

0,5

1

1.2

 Узоры.

2

2

1.3

Лего- азбука. Мое имя.

0,5

1,5

2

2

Разные конструкции (7 ч)

2.1

Какие бывают конструкции. Башни. Падающие пашни.

0,5

1,5

2

2.2

Разные домики. Крыши и навесы.

0,5

1,5

2

2.3

Качающиеся конструкции, качели.

0,5

1,5

2

2.4

Конструирование по замыслу.

1

1

3

Техническое моделирование (10ч)

3.1

Моя школа. Школьный двор.

0,5

1,5

2

3.2

Мой город. Достопримечательности города.

0,5

1,5

2

3.3

Мой папа -нефтяник. Строительство буровой установки.

0,5

1,5

2

3.4

Путешествие в деревню. Бабушкин домик.

0,5

1,5

2

3.5

Путешествие к фермеру. Ферма.

0,5

1,5

2

4

Исследовательские проекты (57ч)

4.1

Югра- моё наследие.

0,5

2,5

2

4.2

Новогоднее бот поздравление для Деда Мороза.

0,5

2,5

3

4.3

Ёлка без единой иголки

0,5

2,5

3

4.4

Животные Югры.

Лесные животные.

0,5

1,5

2

4.5

Животные Югры.

Речные животные.

0,5

1,5

2

4.6

Животные Югры.

Домашние животные.

0,5

1,5

2

4.7

Снежный городок.

0,5

1,5

2

4.8

6 февраля день отказа от мобильного телефона. Конструирование средства связи.

1

1

4.9

Профессия- военный.

0,5

2,5

3

4.10

Конструирование по замыслу.

1

1

4.11

ЛЕГО-подарок для мамы.

0,5

1,5

2

4.12

Ваза с цветами.

1

1

4.13

Птичьи хлопоты (1 апреля- Международный день птиц.)

0,5

1,5

2

4.14

Вселенная. Создание космического пространства.

0,5

1,5

2

4.15

Полет в космос. Конструирование космического аппарата.

0,5

2,5

3

4.16

Сказки. Русские народные сказки.

0,5

4,5

5

4.17

Сказки. Сказки народов мира.

0,5

4,5

5

4.18

Лего-театр

2

2

4.19

Конструирование военной техники. Военный парад.

0,5

3,5

4

5

Подведение итогов (3ч)

5.1

Лего- фестиваль

2

2

5.2

Выставка "Архитектурное бюро"

1

1

Итого

12,5ч

59,5ч

72 ч

Список источников

  1. Комарова Л.Г.«Строим из ЛЕГО» детское конструирование с помощью конструкторов ЛЕГО - ПРЕСС, Москва 2001г.
  2. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.                                                                                           Интернет -ресурсы:
  3. https://infourok.ru/robototehnika-v-obscheobrazovatelnoy-shkole-656388.html
  4. http://festival.1september.ru/articles/534738/
  5. http://www.informio.ru/publications/id65/Mezhpredmetnye-svjazi-v-uchebnoi-dejatelnosti-OU-SPO
  6. http://studopedia.su/8_43281_printsipi-ispolzovaniya-ikt.html
  7. http://pandia.ru/text/77/312/33187.php
  8. программа С. И. Волковой «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009
  9. http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-obschego-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya-1