4.1. Познавательное развитие

Нефедова Светлана Борисовна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия с использованием логических блоков Дьенеша

Тема: «Цвет, классификация по одному признаку». «Паровозик для животных»

Возрастная группа: вторая младшая

Форма организации: подгрупповая (подгруппа 5 человека)

Пространственно-временной ресурс: групповая комната,10 минут.

Программно - методическое обеспечение: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

Томашпольская И.Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет / И.Э. Томашпольская. – СПб., Смарт, 1996.

Материалы и оборудование:

1.     Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

2.     Комплект карточек с символами цвета.

3.     Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик и поросенок.

Цель: формирование детей классифицировать по цвету, определять отличия и сходства по форме.

Обучающая задача: упражнять детей в использовании основных геометрических фигур, учить различать их по цвету, форме, величине.

Игровая задача: построить паровозик.

Игровые действия: рассматривание предметов, определение цвета фигур, выбор и раскладывание блоков Дьенеша.

Игровые правила: каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета.

Планируемый результат:

Знания

Умения

Отношения

знают понятие много – мало

умеют строить паровозик из блоков Дьенеша 

дети доброжелательны, отзывчивы, помогают друг другу, если не получается

Содержание

Этап, его продолжительность

Цель, задачи этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Методы и приемы

Результат

Организационный и мотивационно-целевой,

2 минуты

Собрать внимание детей и мотивировать на предстоящую деятельность.

Воспитатель, привлекая внимание детей, говорит: «К нам в гости пришли мишка, зайчик и поросенок. Они принесли нам свои игрушки. Игрушки называются фигуры». Вынимаем поочередно по одной фигуре из корзинки.

Воспитанники подходят к воспитателю, внимательно слушают .

- Игровая ситуация

эмоционального стимулирования,

- Объяснения

- Беседа

Дети заинтересовались игрой, проявляют заинтересованность, любознательность.

Совместное планирование,

2 минуты

Воспитывать интерес к игре. Выделить игровые правила, игровые действия.

Учить детей подбирать блоки по цвету.

Развивать мыслительные операции

Развивать активную речь детей в процессе деятельности

Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, задавая вопросы:

«Какого цвета фигура?»,

 и т.д., пока не разложим на столе все фигуры.

«Сколько всего мишка, зайчик и поросенок принесли фигур?»

Воспитатель рассказывает план действий:

Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета. Игрушки начинают строить, называя цвета. Начинают делать ошибки сначала в названиях, потом в построении. Дети поправляют ошибки. Предложить детям построить паровозик самим. Давайте договоримся, что будем помогать друг другу при затруднениях.

Отвечают на вопросы

Выполняют действия

Ответы детей

Дети стоят около столов, слушают, сосредотачивают внимание, вступают в диалог, проявляют интерес, наблюдают.

Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по цвету).

- Объяснение

- Беседа

- Упражнение

Умение выполнять действия по алгоритму, нацеленному на игру; умение сотрудничать в коллективе.

Реализация игрового замысла,

5 минут

Соотносить слова с движениями

- Паровозик построен, давайте покатаемся на нем!

Загудел паровоз и вагончики повез,

Чу – чу, чу – чу, далеко я укачу.

Вагончики цветные бегут, бегут, бегут,

 А круглые колесики

Тук – тук, тук – тук, тук – тук.

Дети двигаются друг за другом с круговыми движениями  согнутых в локтях рук

топают, стоя на месте, руки на поясе

указательным пальцем правой руки  начертить в воздухе большой круг

 стучать кулачком о кулачок

- демонстрация

- игра

- задания

- показ движений

Умение выполнять действия по алгоритму, нацеленному на игру; умение сотрудничать в коллективе.

Подведение итогов,

1 минута

Показать достижение игровой задачи

Мишке, зайчику и поросенку очень понравилась игра. Они очень любят играть, но каждый играет в фигуры только одного цвета (около каждой игрушки выставляется символ цвета).

«Давайте подарим им фигуры!»

           

 « Какого цвета у Мишки фигуры?»

Далее – аналогично для каждой игрушки, для каждого цвета.

«Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры»

   « Какого цвета фигуры?»

«Молодцы ребята! Все справились с заданием и помогли построить для наших животных замечательный паровозик!»

Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог, выражают свои эмоции, чувства.

Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.

« Красные!»

«Красного, синего и желтого!»

- Беседа

Умение делать вывод и аргументировать его; оценивать результат своей деятельности; выражать свои чувства.

Анализ технологической карты занятия с использованием логических блоков Дьенеша

В Федеральном государственном образовательном стандарте в разделе 2 п.2.6 говорится, что «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале). В разделе 4 «Целевые ориентиры» обозначено, что на окончание детьми раннего возраста:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоциально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с просьбами и вопросами, понимает речь взрослых; знает название окружающих предметов и игрушек;

Все это говорит об актуальности.

В Основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» в Образовательной области «Познавательное развитие» в разделе «Формирование элементарных математических представлений» перед воспитателем ставятся задачи по формированию представлений величины:

- сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом) пользуясь приемами наложения и приложения

- обозначать результат сравнения словами большой – маленький, одинаковые по величине;

Иследованиями в области формирования у детей представлений о величине занимались такие ученые как, Леушина А.М., Березина Р.Л., Михайлова З.А.  и многие другие.

Исследованиями по игровой деятельности образовательного процесса ДОО занимались Эльконен, Выготский, Михайленко, Крупская.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Золтан Дьенеш разработал логические блоки, позволяющие обучать малышей основам математики в легкой игровой форме, т. к. они волшебным образом вобрали в себя черты конструктора и развивающей игры. Логические блоки знакомят детей с различными цветами, понятием форма и размер. Играя с блоками Дьенеша, дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. У малыша активно развивается логика, внимание, воображение, память и прочие важные психологические процессы. В ходе работы с авторским дидактическим материалом у малышей формируются навыки выполнения различных предметных действий, развивается речь, умения анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, а также раскрываются творческие способности.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.

Логические блоки помогут развить различные типы мышления у малыша, раскроют его потенциал к решению упражнений и заданий. В легком игровом формате ребенок изучает параметры предметов и геометрические формы. Малыши учатся сравнивать, анализировать информацию, принимать необходимые решения, создавать математические модели, логические ряды и цепочки. При этом игры с блоками Дьенеша отличаются захватывающим сюжетом, интересными решениями поставленных задач. Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку, например, смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку и т. п.

Для решения задачи и поддержания интереса детей в процессе деятельности мной были использованы методы и приемы, а именно: игровая ситуация эмоционального стимулирования, объяснение, беседа, показ, игра. Что способствовало решению поставленных мной задач.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия (игры) по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ

Группа подготовительная

Тема: «Земля наш – общий дом»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

образовательная область «Познавательное развитие»

виды деятельности - коммуникативная, познавательно-исследовательская

Группа подготовительная

Воспитатель 

Тема: «Земля наш – общий дом»

Временной ресурс: 35 мин

Цель: формирование первичных представлений об экологии и охране окружающей среды.

Задачи:

Образовательные: формировать первичные представления об экологии, как о науке, которая учит к бережному отношению к природе и к земле, об экологической безопасности. Познакомить с заповедными местами Урала.

Развивающие: Развивать любознательность, интерес к окружающей природе. Развивать логику мышления, делать выводы и умозаключения.

Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать умение внимательно слушать товарища, не перебивать; воспитывать дружелюбие, активность и инициативность, самостоятельность.

Планируемый результат: Проявляют любознательность, способны объективно оценивать степень своего участия в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, знают, что такое экология и экологическая безопасность.

Предварительная работа: наблюдение за природой, чтение сказки Т.А. Шорыгина «Кормилица наша земля», «Как образовалась почва», М. Пришвина «Этажи леса»

Методическое обеспечение: проектор, слайд – презентация «Экология в наших руках», экологический мультфильм,

Фотографии, карточки, как себя вести в лесу, разрезной плакат «Земля наш общий дом», фильм «Моя малая родина. По заповедным местам Урала».

Теоретическое обеспечение От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 336 с. С.Н.Николаева Парцианальная программа «Юный эколог», Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».

Этап, его продолжительность

Содержание деятельности

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы, формы,

приемы, возможные

виды деятельности

1

2

3

4

5

Приветствие Мотивационно-побудительный,

Доброе утро ребята!

Скажем вместе: Доброе утро солнышко, доброе утро земля, доброе утро другу. Мы улыбнемся друг другу.

 

22 апреля наша страна отмечает День земли.

И есть такая наука –экология.

 создание дружеской атмосферы Организация направленного внимания

Мотивирует детей к деятельности, задает вопросы

 проявляют любознательность, заинтересованность

Отвечают на вопросы

беседа

Актуализация

А что вы знаете об экологии?

Показ слайд -презентации «Экология в наших руках».

1 слайд – что такое экология?

Наука которая учит к бережному отношению к природе.

Экологи – это ученые, которые оберегают всё, что растет, и всех кто живет в природе от исчезновения.

Слайд-2 Наука изучающая взаимоотношения человека, животных, растений, микроорганизмов между с собой и окружающей средой.

Слайд- 3,4,5 Экологическая безопасность.

Наша планета добра к нам и помогает нам жить. А как мы люди относимся к ней. Бережем ли мы свою планету?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос давайте посмотрим фотографии, которые для нас сделал Шарик из Простоквашено своим фоторужьем. (Просмотр фотографий, обсуждение)

Просмотр экологического мультика (рассуждение, выявление проблемы, пути её решения)

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Организует обсуждение, стимулирует процесс мышления, фантазии

создание проблемной ситуации, требующей разрешения

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное, задают и отвечают на вопросы

Вопрос, показ слайд- презентации

беседа

Создание проблемной ситуации.

Расширение имеющихся представлений

Слайд 6,7,Экологическая безопасность

Чтение стих. Е.Смирновой «Давайте вместе землю украшать».

Слайд 8  правила поведения на природе

Объяснение, рассказывание

Участвуют в обсуждении, Отвечают и задают вопросы.

Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), пробуют, исследуют

Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

Решение проблемной ситуации.

Наглядный показ

Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

Динамическая пауза,

Д/и «Найди 10 отличий»

Д/и «Цепочка питания»

Проведение д/и,

выполняют задания

Работа с карточками

Расширение имеющихся представлений

Получение новых знаний

Слайд 10

Люди интенсивно используют природу: рубят лес, потому что нужна древесина; заводы и фабрики расходуют много чистой воды; автомашины, самолеты загрязняют воздух дымом и выхлопными газами.

Это плохо отражается на условиях жизни человека, а также животных и растений, которые живут и произрастают в лесах, реках, морях. Из-за этого страдает здоровье человека, а многие животные и растения гибнут. Поэтому люди уже давно решили, что необходимы специальные территории, природные зоны, на которых запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать людей для отдыха, сбора ягод и грибов. Такие территории есть в разных уголках нашей страны. Они называются заповедниками, на этих территориях природа охраняется.

Также люди создали Красную книгу, где описаны редкие животные и растения, а также которые находятся на грани исчезновения, и их надо беречь.

Показ слайд- фильма «Заповедные места Урала»

Совместная деятельность собрать плакат «Земля наш общий дом»

C:\для учебы и работы\матерьял для лагеря 2017\festival.jpg

Показ слайдов, рассказ о

Раздает разрезанные картинки детям

Смотрят, слушают, задают вопросы, делают выводы

Собирают плакат, помогают друг другу

Рассказ, беседа

обсуждение.

Демонстрация слайдов

Заключительный этап.

Рефлексия,

Что сегодня мы с вами изучали?

Что нового узнали?

Что было интересно?

Какие выводы вы сделали?

Благодарю вас за совместную деятельность, вы проявили себя настоящими знатоками экологии,  решали проблемные вопросы. Надеюсь, вы будите беречь свою землю и соблюдать правила поведения на природе.

Дарю вам раскраску «Береги и охраняй природу »

 Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, эмоционального состояния, обсуждение полученных знаний,

благодарит

Высказываются по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния,  слушают товарища.

С удовольствием рассматривают раскраски и  приступают к дальнейшей самостоятельной  деятельности.

Беседа, похвала

Обосновать методику разработки и проведения занятий по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.

Большое внимание как в психолого- педагогических, так и в методических исследованиях уделяется вопросу о содержании наблюдений в

природе. По мнению с. л. Рубинштейна, ребенок способен воспринять и осознать как целостный объект, предмет или явление, так и его отдельные части. с. Н. Николаева полагает, что         наблюдения позволит детям устанавливать связи и зависимости, существующие в мире природы, что и составляет одну из задач экологического образования дошкольников. Нормативно-правовые документы, которые мы должны учитывать при работе с детьми по экологическому воспитанию:

•        Закон Российской Федерации "Об образовании"

•        Федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды"

•        ФГОСДО

в законе Российской Федерации «Об образовании» в статье 73 говорится об установлении системы всеобщего, комплексного и

непрерывного экологического воспитания и образования, которая охватывает дошкольное, школьное, среднее и высшее профессиональное

образование. Статья 74 посвящается вопросам обязательного преподавания основ экологических знаний в учебных заведениях всех уровней.

Важность экологического образования в интересах устойчивого развития в образовательных учреждениях подтверждается необходимостью

включения основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты основного общего образования согласно указу Президента РФ (NQ 889 от 4 июня 2008 г.), а также в документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 30 апреля 2012 г.).

        Экологическое образование         процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентации, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности

Занятия по ознакомлению детей с природой про водятся во всех группах детского сада.

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой.

Проведённое мной занятие рассчитано на детей подготовительной  группы в ходе занятия у детей возникает познавательный интерес к экологии природы на основе сравнения, анализа, обобщения, установления причинно следственных связей; развивается память, внимание,

воображение; совершенствуется диалогическая речь.

Дети увидели различия между экологической безопасностью

Обобщили знания и установили причинно - следственную связь человека с природой. Так же при просмотре мультфильма (проблемная ситуация) дети были заинтересованы и очень хотели увидеть результат. Формы и методы(Наглядный показ, беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов, которые я применяла в ходе занятия, соответствуют возрасту детей старшей группы.

Активизировав умственную активность детей, были поставлены вопросы поискового характера. Дети с желанием отвечали на вопросы,

принимали активное участие при подведении итогов, легко вступали в

диалог. (Совместная деятельность ) Из картинок создали коллективную работу плакат «Земля наш общий дом»

Таким образом, на занятии дети узнали новую информацию, расширили и углубили первоначальные представления об окружающем мире, появился интерес к охране  природы.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

организации непосредственно-образовательной деятельности

по экологическому воспитанию

Группа: средняя

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема: «Перелетные птицы»

Цель: расширение и закрепление представлений детей о перелетных птицах с помощью модели

Вид НОД: познавательно-исследовательская деятельность

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Задачи

Задачи с учетом особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,
  2. Воспитывать бережное отношение к природе, посредством формирования осознанного отношения к окружающему миру

Развивающие задачи:

  1. Развивать любознательность, внимание, память
  2. Развивать умение анализировать, оценивать свои поступки, чувства, мысли в процессе рефлексии совместной деятельности
  3. Развивать инициативность посредством создания ситуации выбора вида продуктивной деятельности.

Обучающие задачи: 

  1. Обогатить представление детей о перелетных и зимующих птицах;
  2. Развивать у детей умение восстанавливать целостный образ по отдельным моделям

Воспитывать у Тимы  умение работать в группе, уважать мнение друг друга.

Развивать у Саши умение отвечать полным предложением.

Планируемый результат:

1.Дети проявляют доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач;

2.Проявляют бережное отношение к природе, посредством формирования осознанного отношения к окружающему миру

3.Проявляют любознательность;

4.Дети анализируют, сравнивают, классифицируют;

5.Умеют оценивать свои поступки, чувства, мысли в процессе рефлексии, совместной деятельности;

6.Имеют представление о  перелетных и зимующих птицах;

7.Умеют восстанавливать целостный образ по отдельным моделям.

Предварительная работа:

наблюдение за птицами на прогулках, рассматривание живописных полотен, где художники изобразили разные времена года, иллюстрации птиц.

карточки с птицами, (для моделирования: трава, листья, искусственные насекомые, снежинки)

пластилин, доска для пластилина, для рисования карандаши, бумага.

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Теоретическое обеспечение:

1. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. Детство-Пресс, 2010.

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.Е. Комаровой, М.А. Васильевой

Принципы воспитания:

  • формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
  • воспитание через взаимодействие;
  •  создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма

Принципы обучения:

  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип наглядности.

Последовательность деятельности

Задачи этапа

Методы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1

Мотивационно-целевой этап

1мин

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребёнка.

Беседа

Ребята, давайте посмотрим в окно.

Что вы там видите?

Вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы.

Проявляют любознательность

2 этап.

Актуализация полученных ранее знаний

2-3 мин

Создание объёмной модели

Дидактическая игра «Кто лишний».

Физкультминутка

«Шустрая синица»:

1-2 мин

Продуктивная деятельность

5-10 мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах.

Актуализация имеющихся знаний, представлений

Усвоение определённого объёма знаний и представлений

Художественное слово

Беседа

Моделирование

А я знаю очень интересные загадки про птичек.  Послушайте и отгадайте.

-Эта маленькая пташка
носит серую рубашку, подбирает быстро крошки
и спасается от кошки. (Воробей)

Кто стучит в лесу с утра? Отвечай-ка детвора, То: "Тук-тук", то: "Так, так, так!"
Строит дом другим чудак, в красной шапочке приятель, Кто же он? - Конечно...
(дятел)

На шесте дворец, во дворе певец (скворец)

Черный проворный, кричит - крак, червякам враг(грач).

Кто на елке на суку счет ведет ку-ку.ку-ку (кукушка)

Про кого были эти загадки?

Ребята, посмотрите на доске картинки с изображением птиц, какие из птиц вам знакомы? Каких   птиц вам приходилось видеть на участке? (воробьи, синицы, вороны, голуби, дятлы)

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие)

Каких птиц не видно в последнее время? (грачи, скворцы, утки, стрижи)

Как вы думаете, куда исчезли эти птицы?

Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают в теплые края?

Почему птицам трудно находить корм?

Давайте вместе попробуем выяснить, в чем же трудности.

Подходите к столу (на столе лежат бумажные листочки, игрушки - насекомые, искусственная трава, снежинки)

Посмотрите, что здесь лежит.

Ребята, вспомните, где живут насекомые?

А в какое время года насекомых много?

Давайте посадим насекомых в травку. Воспитатель начинает собирать модель – на искусственную травку садим искусственных насекомых.

Какое время года наступает после лета?

Что происходит осенью с деревьями? Какое красивое явление мы наблюдаем осенью?

Правильно, листопад. Куда же падают листочки с деревьев? Правильно, они кружатся в воздухе, а затем падают на землю и накрывают насекомых, которые будут прятаться под ними до весны! Много листьев нападает осенью. Они как тёплое одеяло укрывают всю землю.

Воспитатель выкладывает листья на траву, в которой «сидят насекомые».

А после осени, какое наступит время года?

А что бывает зимой? Давайте возьмём снежинки и устроим «снегопад»!  Дети берут каждый по снежинке и бросают их на листочки. Посмотрите, ребята, наши снежинки накрыли все листочки! Получился маленький сугроб!

Как вы думаете, легко ли птицам найти насекомых среди такой кучи листьев и снега? Что же тогда делают птицы? Правильно, они улетают на юг. А весной, когда снег растает, листья уберут люди во время весенних субботников и появится свежая травка, насекомые снова будут ползать в траве и птицы вернутся к нам.

Ребята я вам предлагаю поиграть в игру.

На магнитной доске иллюстрации птиц.

Ребята, назовите, кто лишний.

- Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему? (Лишний скворец. Он перелётная птица, а все остальные птицы — домашние.)

- Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний?

(Воробей. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелётные.)

-Цыплёнок, петух, грач, снегирь. Кто лишний? (Цыплёнок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые большие.)

-Ворона, синица, воробей, соловей;

(Соловей – перелетная птица.)

А сейчас давайте немного разомнемся.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ребята, а сейчас я предлагаю вам на выбор либо нарисовать, либо слепить птицу, которая вам понравилась.

Выражают свою заинтересованность к предстоящей деятельности

Вступают в диалог с воспитателем

Высказывают свои предположения

Дети отвечают на вопросы

Дети садят «насекомых» в «травку»

Дети принимают игровые правила, вступают во взаимодействие, отвечая на вопросы

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Дети выбирают вид деятельности самостоятельно и реализуют творческий замысел.

Имеют представление о перелетных;

Проявляют доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач

Дети анализируют, сравнивают, классифицируют

Проявляют инициативу при выборе продуктивной деятельности

3 этап

Подведение итогов

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребёнком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки

Ребята, расскажите, что вам сегодня понравилось.

Что нового вы узнали?

Вы, молодцы, хорошо поработали, мы с вами сделаем выставку наших работ и покажем родителям.

Умеют оценивать свои поступки, чувства, мысли в процессе рефлексии совместной деятельности

Самоанализ развивающей непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Перелётные птицы».

Организация занятия.

Сбор и расположение детей были продуманы заранее. Сбор осуществлялся с помощью загадок. Детские стульчики располагались полукругом, что обеспечивало детям хороший обзор наглядных материалов

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Развивать у детей умение восстанавливать целостный образ по отдельным моделям

Цели и содержание непосредственно образовательной деятельности соответствуют теме, комплексно-тематическому планированию для детей среднего дошкольного возраста, а также содержанию коррекционной работы по пространственной ориентации.

На данной непосредственно образовательной деятельности решались дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей.

В результате чего у детей пополнился словарь по теме «Перелётные птицы»; формировались навыки употребления распространенных предложений (образовательная область «Речевое развитие»);

познакомились с некоторыми видами птиц, их внешним видом, питанием, особенностями жизни (образовательная область «Познавательное развитие»);

закреплялись навыки поведения в игре, беседе; формировались навыки культуры в природе (образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»); также формировались точные координированные движения (образовательная область «Физическое развитие»).

2. Организация непрерывной образовательной деятельности (НОД)

Образовательная деятельность проводилась с группой детей из 10 человек на протяжении 20 минут.

Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.

В непосредственно образовательной деятельности использованы маг. доска, шаблон дерева, вырезанные цветные изображения птиц для мага. доски – воробьи, синицы, вороны, голуби, дятлы, грачи, скворцы, утки, стрижи; расположенные в группе листья и снежинки.

3. Структура непрерывной образовательной деятельности (НОД)

По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес.

1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия.

3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия пространства, мышления), общей и мелкой моторики; отработка полученных навыков на практике).

4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Непосредственно образовательная деятельность имела коррекционно-развивающую направленность. Отобранные коррекционно-развивающие задания («Загадки», «Дидактическая игра «Кто лишний», основанные на материале данной темы, способствовали не только коррекции и развитию внимания, мышления и воображения, но и лучшему закреплению программного материала.

На непосредственно образовательной деятельности удалось создать положительный эмоциональный настрой детей на работу, атмосферу доброжелательности. На протяжении всей непосредственно образовательной деятельности осуществлялся контроль над речью детей.

Создание нужного эмоционального настроя, мотивация, смена видов деятельности, использование динамических пауз - позволили не допустить физической и эмоциональной перегрузки детей. Подведение итогов по опросам - непосредственно образовательная деятельность им понравилась.

4. Методы и приёмы обучения.

Методы и приемы подобраны в соответствии с коррекционно-образовательными, коррекционно-развивающими и коррекционно-воспитательными задачами.

Непосредственно образовательная деятельность представляла собой целостную систему; выбранные и использованные формы, методы и приемы соответствовали её задачам и материалу, были направлены на личностное развитие детей и явились эффективными в достижении поставленных целей.

5. Результативность по непрерывной образовательной деятельности (НОД)

Поставленная цель и задачи реализованы в полном объёме в ходе непосредственно образовательной деятельности.

6. Общие выводы и пожелания.

Поставленная цель и задачи НОД были реализованы в полном объёме. В дальнейшем следует более чётко продумывать использование наглядности в ходе занятия.



Предварительный просмотр:

6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ С ДЕТЬМИ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬГО ВОЗРАСТА

Группа: старшая

Тема: «Экскурсия на автобусе по городу»

Цель: развитие любознательности, активности в процессе совместной игровой деятельности.

Задачи: формировать умение брать на себя роль и развивать сюжет игры; развивать любознательность, инициативность; развивать стремление к сотрудничеству в процессе реализации сюжета игры; воспитывать уважительное отношение к сверстникам.

Пространственно-временной ресурс: 25 минут.

Методическое обеспечение: основная Общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы

Игровые роли: водитель, кондуктор, экскурсовод, пассажиры.

Планируемый результат: проявляют интерес к игровой деятельности посредствам стимулирования занимательным содержанием; демонстрируют уважительное отношение к сверстникам; проявляют любознательность; умеют принимать на себя роль, подбирать предметы и атрибуты для игры; умеют анализировать, оценивать достижение игровой цели; умеют коллективно возводить постройки, необходимые для игры; демонстрируют знания о достопримечательностях города; имеют представления о профессиях (кондуктора, водителя, экскурсовода).

Этап

Цель, задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности

Результат

1.Организационный момент

Заинтересовать детей, вызвать желание общаться.

Воспитатель создает игровую ситуацию, побуждает детей к постановке игровой цели.

- Ребята, в каком городе мы живем?

- А вы любите путешествовать?

- Хотели бы вы поиграть и отправиться в путешествие по городу?

Дети подходят к воспитателю, слушают.

Отвечают на вопросы.

Проявляют заинтересованность, любознательность.

Беседа, вопрос, обсуждение; групповая

Знают название своего города.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

2.Развитие сюжета

Побуждает детей договариваться (распределять роли), организует игровое пространство.

Строительство автобуса

Воспитатель в роли экскурсовода:

- Дети, а на чем мы поедим?

- Предлагаю поехать нам на автобусе, потому что нас много.

- Дети, а человек, какой профессии водит автобус?  

- Что делает водитель?

- А кто мне скажет, водитель какой?

- Дети, кто хочет быть водителям?

 Раз вас столько много желающих стать водителем, я предлагаю распределить роль по считалочке.

Ехала белка на тележке,

Продавала всем орешки,

Кому два, кому три,

Выходи из круга ты!

- Дети, а человек какой профессии вместе с водителем ездит на автобусе?

- Что делает кондуктор?

- А кто мне скажет, кондуктор какой?

- Дети, кто хочет быть кондуктором? Раз вас столько много желающих стать кондуктором, я предлагаю распределить роль по считалочке.

Ехала белка на тележке,

Продавала всем орешки,

Кому два, кому три,

Выходи из круга ты!

- Дети, а человек какой профессии во время экскурсии рассказывает о красивых местах города?

- Скажите пожалуйста, экскурсовод какой?

- Дети, позвольте мне побыть сегодня экскурсоводом.

- А остальные будут пассажиры.

- Дети, а где взять автобус?

- Хорошая идея из чего будем строить?

- Стульчики будут вместо сидений?

- Как поставим стульчики?

-Дети, вот мы и построили автобус.

- Здравствуйте, дети, проходите, пожалуйста, в салон автобуса, присаживайтесь на места! Купите пожалуйста билеты у кондуктора! Наша экскурсия из детского сада по городу Нижнему Тагилу начинается. Я расскажу вам о некоторых красивых местах нашего города.

- Уважаемые пассажиры, мы с вами приехали к лисьей горе. Предлагаю вам выйти из автобуса и посмотреть.

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением Лисьей горы.

- Лисья горы расположена возле Тагильского пруда. На вершине горы находиться сторожевая башня.

- Наша экскурсия продолжается, водитель приглашает занять свои места в автобусе.

 - Уважаемые пассажиры, мы с вами приехали к Заводу-музею.

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением Демидовского завода - музея.

Поблизости от горы находится Завод-музей истории горнозаводской техники (старинный металлургический завод, построенный в XVIII веке при Акинфии Демидове).

- Наша экскурсия подошла к концу, водитель приглашает занять свои места в автобусе и вернуться в детский сад.

Отвечают на вопросы.

По считалочке распределяют роли.

Играют и развивают сюжет.

Рассматривают и обсуждают иллюстрации достопримечательностей Нижнего Тагила.

Создание игровой ситуации, вопросы, диалог, распределение ролей по считалочке, показ иллюстраций, обсуждение; групповая

Умеют принимать на себя роль и соответствовать ей; умеют развивать сюжет; знают о достопримечательностях Нижнего Тагила; проявляют доброжелательное отношение друг к другу.

3.Итог игры

- Дети, понравился ли вам экскурсовод? Что он делал?

- Скажите, пожалуйста, какой был водитель, кондуктор?

- Дети, сейчас помогите, пожалуйста, друг другу убрать все предметы на место.

Отвечают на вопросы.

Наводят порядок после игры.

Выражают собственные мысли, чувства.

Участвуют в обсуждении достижения игровой задачи.

Оценивают деятельность игроков.

Умеют анализировать, оценивать достижение игровой цели.


Обосновать выбор технологии игровой деятельности, методы и приёмы организации сюжетно-ролевой игры с детьми

старшего дошкольного возраста.

В настоящее время наблюдается постепенное реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательный процесс современных развивающих педагогических технологий. Ведущей деятельностью детей - дошкольников является игра.

Признавая игру ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста ФГОС ДО определяет целевые ориентиры образовательного процесса:

  • Проявляют инициативу и самостоятельность в игровой деятельности;
  • Взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх;
  • Ребёнок обладает развитым воображением, которое развивается в игре;
  • Ребёнок владеет разными формами и видами игры;
  • Различает условную и реальную ситуацию.

В связи с этим в ФГОС ДО обобщены психолого - педагогические условия организации образовательного процесса. Создание условий для свободного выбора детьми, участников совместной деятельности; Поддержка детской инициативы и самостоятельности в игре; Поддержка спонтанной игры детей, её обобщение, обеспечение игрового времени и пространства.

Представленный фрагмент был организован по технологии Н.Я. Михайлепко и Н.А. Коротковой. Технология формирования ролевого поведения. Данная технология основана на принципах:

  • Воспитатель должен быть в позиции играющего партнёра (не оценивает);
  • Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста;
  • На каждом возрастном этапе использовать разные способы построения игры;
  • На каждом возрастном этапе воспитатель включает в совместную игру организацию условий для совместных игр;  
  • Взаимодействие воспитателя носит характер импровизации и предполагает свободный вход и выход участника.

Сюжетно - ролевая игра была организована с учётом возрастных возможностей детей и основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы».  

В процессе игры были использованы приемы: создание игровой ситуации, беседа, вопросы, объяснения, разъяснение, ролевое участие в игре, втягивание в ролевое взаимодействие, распределение ролей по считалочке, подключение воспитателя к игре в роли экскурсовода, показ иллюстраций достопримечательностей Нижнего Тагила. Методы и приёмы, использованные при реализации игры, соответствуют возрасту детей. Преобладающим методом считается участие взрослого в игре.