Главные вкладки

    Повторение - мать учения!

    Березина Ирина Евгеньевна

    Предварительный просмотр:

    Литература

    • В летние дни читай каждый день.Список книг прилагается.
    • Заведи читательский дневник (тонкая тетраь).
    • После прочтения нового произведения, обязательно заведи для него страничку в своём читательском дневнике (оформи иллюстрацию, подпиши автора и название произведения, главных героев).

    Список произведений для летнего чтения:

    1. К.Д.Ушинский. «Два плуга», «Дети в роще», «Ветер и солнце», «Чужое яичко», «Лиса Патрикеевна», «Четыре желания», «Любопытство», «Спор воды с огнём», «История одной яблоньки» и другие рассказы и сказки.
    2. В.Д.Берестов. Стихи и сказки.
    3. Б.В.Заходер. Стихи и сказки.
    4. В.Г.Сутеев. «Мышонок и карандаш» и другие сказки.
    5. Ш.Перро. «Волшебница», «Рике с хохолком» и другие волшебные сказки.
    6. Г.Х.Андерсен. «Свинопас», «Оле - Лукойе», «Огниво», «Соловей», «Снежная королева», «Принцесса на горошине», «Штопальная игла», «Стойкий оловянный солдатик» и другие сказки.
    7. Г.Б.Остер. «Зарядка для хвоста», «Вредные советы».
    8. Э.Н.Успенский. Повесть – сказка «Крокодил Гена и его друзья».
    9. В.Катаев. «Цветик – семицветик», «Дудочка и кувшинчик».
    10. В.Ю.Драгунский.  «…бы», «Главные реки», «Хитрый способ», «Он живой и светится», «Надо иметь чувство юмора», «Арбузный переулок» и другие главы из книги «Денискины рассказы».
    11. Е.И.Чарушин. «Большие и маленькие», «Лисята», «Томка», «Кошка Маруська», «Про зайчат», «Медведь – рыбак», «Лесной котёнок» и другие рассказы
    12. Н.Носов «Мишкина каша», «Заплатка», «Фантазеры»
    13. Н.Н.Носов. «Незнайка на Луне», «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе».

           14. В.М.Гаршин. «Лягушка-путешественница».

    Математика

    Учим таблицу умножения: на 2 и на 3

    Учим правила:

               5    +     3     =   8

    слагаемое + слагаемое = сумма

    - если из суммы вычесть первое слагаемое, то получим второе слагаемое;

    - если из суммы вычесть второе слагаемое – получим первое.

           9       –      4       =   5

    уменьшаемое – вычитаемое = разность

    - если к вычитаемому прибавить разность, то получим уменьшаемое;

    - если из уменьшаемого вычесть разность, то получим вычитаемое.

    Русский язык

    Повторяем правила:

    ЗВУКИ И БУКВЫ

    Гласные буквы:       а    о    у    ы    э

                                       я   ё    ю    и    е

    Гласные звуки: [ а ], [ о ], [ у ], [ ы ], [ э ], [ и ]

    Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с,       т, ф, х, ц, ч, ш, щ

    Могут быть твёрдыми и мягкими: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х,

    Всегда твёрдые: [ ж], [ш], [ц]

    Всегда мягкие: [ч´ ], [щ´], [й´]

    Парные:    б    в    г    д    ж    з  

                      п    ф   к    т    ш    с  

    Звонкие: б    в    г    д    ж    з   л   м   н   р  й

    Глухие:  п    ф   к    т    ш    с   х   ц   ч

    Звуков не имеют:     ъ,    ь

    ПЕРЕНОС СЛОВ

    Со строчки на строчку слова переносятся по слогам, но нельзя одну букву оставлять на строчке и переносить на другую строчку.

    Например:

    ре-ка, май-ка, маль-чик, кас-са, ок-но – можно;

    я-ма, ча-йка, кон-ьки, гру-ппа, ста-я – нельзя.

    НАПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ БУКВ

    ЖИ  ШИ  - пиши с буквой И,

    ЧА    ЩА – пиши с буквой А,

    ЧУ    ЩУ – пиши с буквой У,

    ЧН  ЧК   ЩН  - пиши без Ь.

    НАПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ,

    ПРОВЕРЯЕМЫХ УДАРЕНИЕМ

    Подбери проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

    Например: лиса - лисы; тропа- тропы.

    НАПИСАНИЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

    Подбери проверочное слово так, чтобы после этой согласной буквы встала гласная.

    Например: гриб – грибы, плод – плоды, жираф – жирафы.

    УЧИМ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА:

    Ветер, ученик, язык, русский, воробей, заяц, мороз, сорока, ребята, медведь, тетрадь, девочка, Москва, хороший, ворона, береза, Россия, фамилия, газета, класс, пальто, до свидания, деревня, малина, карандаш, народ, молоко, дорога, учитель, машина, яблоко, ягода, отец, корова, дежурный, рисовать, город, январь. 

    Побольше все купайтесь,

    Резвитесь и играйте

    Шутите, развлекайтесь,

    И просто отдыхайте,

    Побольше ешьте фруктов

    И овощей конечно,

    Чтоб силами собраться,

    Здоровыми всем стать.

    А в сентябре все снова

    Вы в школу возвратитесь,

    Как позовёт вас

    Знакомый всем звонок.

    1805932

    Будущим второклассникам

    (памятка для детей и родителей)



    Предварительный просмотр:

    Литература

    • В летние дни читай каждый день. Список книг прилагается.
    • Заведи читательский дневник (тонкая тетраь).
    • После прочтения нового произведения, обязательно заведи для него страничку в своём читательском дневнике (оформи иллюстрацию, подпиши автора и название произведения, главных героев).

    Список произведений для летнего чтения:

    1. Былины («Как Илья Муромец поссорился с князем Владимиром», «Илья избавляет Царьград от Идолища», «Никита Кожемяка», «Вольга Всеславович»).
    2. Русские народные сказки
    3. А.И.Куприн. «Чудесный доктор», «Слон».
    4. Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка», «Алёнушкины сказки».
    5. Н.А.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».
    6. Л.Н.Толстой. «Булька».
    7. А.П.Чехов. «Мальчики».
    8. А.М.Волков. «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».
    9. А.П.Гайдар. «Тимур и его команда».
    10. К.Г.Паустовский. «Жильцы старого дома».
    11. А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
    12. «Мифы Древней Греции» (двенадцать подвигов Геракла)

    Математика

    Учим таблицу умножения.

    Учим правила:

               5    +     3     =   8

    слагаемое + слагаемое = сумма

    - если из суммы вычесть первое слагаемое, то получим второе слагаемое (8 – 5 = 3);

    - если из суммы вычесть второе слагаемое – получим первое (8 – 3 = 5).

           9       –      4       =   5

    уменьшаемое – вычитаемое = разность

    - если к вычитаемому прибавить разность, то получим уменьшаемое (4 + 5 = 9);

    - если из уменьшаемого вычесть разность, то получим вычитаемое (9 – 5 = 4).

            5    ·     3     =   15

    множитель · множитель = произведение

    - если произведение разделить на первый множитель, то получим второй множитель

    (15 : 5 = 3);

    - если произведение разделить на второй множитель, то получим первый множитель

    (15 : 3 = 5);

              8    :     2    =   4

    делимое : делитель = частное

    - если делимое разделить на частное, то получим делитель (8 : 4 = 2);

    - если частное умножить на делитель, то получим делимое (4 · 2 = 8)

    Периметр.

    Русский язык

    Повторяем правила:

    ЗВУКИ И БУКВЫ

    Гласные буквы:       а    о    у    ы    э

                                       я   ё    ю    и    е

    Гласные звуки: [ а ], [ о ], [ у ], [ ы ], [ э ], [ и ]

    Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ

    Могут быть твёрдыми и мягкими: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х,

    Всегда твёрдые: [ ж], [ш], [ц]

    Всегда мягкие: [ч´ ], [щ´], [й´]

    Парные:    б    в    г    д    ж    з  

                      п    ф   к    т    ш    с  

    Звонкие: б    в    г    д    ж    з   л   м   н   р  й

    Глухие:  п    ф   к    т    ш    с   х   ц   ч

    Звуков не имеют:     ъ,    ь

    СОСТАВ СЛОВА

    Приставка, корень, суффикс, окончание.

    Корень - это главная значимая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение.

    Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

    Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

    Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов.

    ЧАСТИ РЕЧИ

    Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что? Например: мама, солнце, ветер, собака.

    Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

    Например: белая, деревянный, холодное.

    Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Например: бежит, висят, писать, побелеть.

    Предлог – часть речи, которая служит для связи слов друг с другом. Пишется со словами раздельно. Например: от школы, за дверью, под столом.

    УЧИМ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА:

    Ветер, ученик, язык, русский, воробей, заяц, мороз, сорока, ребята, медведь, тетрадь, девочка, Москва, хорошо, ворона, береза, Россия, фамилия, газета, класс, пальто, до свидания, деревня, малина, карандаш, народ, молоко, дорога, учитель, машина, яблоко, ягода, отец, корова, дежурный, рисовать, город, мальчик, картина, сапог, месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, улица, капуста, горох, картофель, морковь, топор, огород, урожай, комната, однажды, вдруг, скоро, герой, петух, экскаватор, эскалатор, метро, магазин, работа, мебель, коньки, весело, товарищ, овощ, огурец, лопата, праздник, лестница, здравствуй, земляника, завтрак, арбуз, понедельник, четверг, пятница,  спасибо, стакан, посуда, ужин, одежда, трактор, завод, солдат, аллея, жужжать, суббота, хоккей, перрон, пассажир, погода, осина, ракета, лисица, лягушка,  молоток, тарелка, корзина. 

    Будущим третьеклассникам

    (памятка для детей и родителей)



    Предварительный просмотр:

    C:\Users\Александровы\Desktop\Математические действия при решении задач.jpg



    Предварительный просмотр:

    Памятка по решению задач

    1.Чтобы найти целое, надо сложить части.                               

                                          ?

    б                             в                                                              б + в = А

    2.Чтобы найти часть, надо из целого вычесть известную часть.

                                 А

          ?                           в                                               А – в = б

    3.Чтобы найти большее число, надо к меньшему числу прибавить разницу.                   ?

                                 

                                                          Б                             В + Б = А

                         В

    4. Чтобы найти меньшее число, надо из большего вычесть разницу.

                                    А

                                                       

                                                         Б                                 А – Б = В

                        ?

    5. Чтобы найти разницу, надо из большего числа вычесть меньшее число.

                                      А

                                                       

                        В                                                         А – В = Б         



    Предварительный просмотр:

    Памятка « Работа над ошибками по русскому языку».

    1.Большая буква в начале предложения.

    Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

    2.Пропуск буквы.

    Выпиши слово, подчеркни в нём пропущенную букву.

    3.Слог.

    Раздели слово на слоги. Обозначь количество гласных. (у-чи-тель -3гл.)

    4.Перенос слова.

    Раздели слово для переноса.

    5.Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

    Подчеркни ь  и согласную перед ним. Запиши  ещё два слова на эту орфограмму.

    6. Гласные после шипящих.

    Выпиши слово правильно, придумай и запиши ещё 2 слова  на эту орфограмму.

    7.Сочетания ЧН,ЧК,ЩН,ЩК.

    Выпиши  слово правильно, подчеркни сочетание, запиши  ещё 2 слова.

    8.Ударение.

    Выпиши слово, поставь правильно знак ударения.

    9.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

    Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в  нём подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши рядом, поставь в нём ударение.

    10.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

    Выпиши слово 3 раза. Обозначь ударение,  подчеркни гласную. Запиши 2 однокоренных слова.

    11.Парные звонкие и глухие согласные.

    Запиши слово  правильно  Подбери проверочное слово и запиши рядом. (согласные на конце слова и в середине  пишутся так же, как  перед  гласными)

    12.Большая буква в именах собственных.

    Выпиши слово правильно, запиши ещё 2 слова на эту орфограмму, подчеркни заглавную букву.

    13.Разделительный мягкий знак.

    Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму . Подчеркни Ь и гласную букву.(разделительный Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И)

    14.Двойные согласные в слове.

    Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных  слова.  Подчеркни  двойную согласную.

    15. Знаки препинания в конце предложения.

    Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике и запиши предложение с таким же знаком. Подчеркни знак.

    16.Состав слова.

    Выпиши слово, разбери по составу, запиши 1-2 однокоренных слова.

    17.Гласные и согласные в приставках.

    Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 2 слова с этой приставкой.

    18.Правописание приставки со словом.

    Выпиши слово, выдели приставку. Образуй и запиши 2 однокоренных слова с другими приставками.

    19.Правописание предлога со словом.

    Выпиши слово с предлогом. Докажи, что предлог пишется отдельно. Подчеркни орфограмму-пробел. (к (какому?) берегу, к крутому берегу)

    20.Разделительный Ъ.

    Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку, подчеркни гласную.(разделит.Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными Е,Ё,Ю,Я)

    21. Непроизносимые согласные в корне  слова.

    Выпиши слово правильно, подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень, проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

    22.Соединительные гласные в сложных словах.

    Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё слово на эту орфограмму.

    23.Предлог с местоимением.

    Выпиши местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

    24. Безударные гласные в родовых окончаниях прилагательных.

    Выпиши существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Обозначь орфограмму. (в доме (каком?) новом ) В вопросах всегда ударные окончания!

    25.НЕ с глаголом.

    Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни эту орфограмму.

    26.Ь у глаголов неопределенной формы.

    Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. (что делать? шить, гулять)

    27.Разбор предложения.

    Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами.

    28.Однородные члены предложения.

    Выпиши предложение. Обозначь однородные члены предложения и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

    29.Сложное предложение.

    Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Выполни схему, подчеркни запятую.

    30. Правописание безударных  падежных окончаний существительных.

    Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание. Запиши  пример: на опушке (на земле, 1 скл.)

    31.Правописание безударных падежных окончаний прилагательных.

    Выпиши прилагательное с существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос от существительного. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. (к лесу (какому?) дальнему -м.р., ед.ч., Д.п.)

    32. Ь на конце глаголов 2 лица ед.ч. наст.времени.

    Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола на эту орфограмму.

    33. Правописание личных безударных окончаний глаголов.

    Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную форму(неопр.)Посмотри на гласную перед –ТЬ. Определи спряжение и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед.ч. и мн.ч.(пишЕт-писать,1 спр.,-е, -ут, -ют.)



    Предварительный просмотр:

    Работа над ошибками по математике

    1. Ошибки в ходе решения задачи:
    - прочитай задачу;
    - составь и сделай краткую запись;
    - реши по действиям с пояснениями и ответом.

    2. Ошибки в ходе решения уравнения:
    - запиши уравнение;
    - назови компоненты;
    - вспомни правило нахождения неизвестного компонента;
    - реши уравнение верно;
    - придумай и реши похожее уравнение.

    3. Сложение и вычитание в пределах 10 и 20:
    - запиши пример верно;
    - повтори таблицу сложения и вычитания в пределах 10 или 20;

    4. Сложение и вычитание многозначных чисел:
    - повтори таблицу разрядов и классов;
    - запиши пример правильно (разряд под разрядом);
    - повтори таблицы сложения в пределах 10 и 20;
    - реши пример правильно;
    - проверь сложение вычитанием или вычитание сложением.

    5. Таблица умножения и деления:
    - повтори таблицу умножения;
    - запиши пример и реши его верно;
    - запиши все случаи умножения и деления с этими числами;

    6. Внетабличное умножение и деление:
    - запиши пример;
    - разложи одно из чисел на сумму удобных или разрядных слагаемых;
    - реши пример с объяснением;
    - проверь умножение делением или деление умножением.
    Образец: 84 : 6 = (60 + 24) : 6 = 60 : 6 + 24 : 6 = 10 + 4 = 14
    Проверка: 14 * 6 = (10 + 4) * 6 = 10 * 6 + 4 * 6 = 60 + 24 = 84
    Образец: 16 * 5 = (10 + 6) * 5 = 10 * 5 + 6 * 5 = 50 + 30 = 80
    Проверка: 80 : 5 = ( 50 + 30) : 5 = 50 : 5 + 30 : 5 = 10 + 6 = 16

    7. Деление вида 96 : 16.
    - вспомни правило подбора частного.
    - запиши пример и реши его верно.
    - проверь умножением.
    Образец: 96 : 16 = 6
    Проверка: 16 * 6 = (10 + 6) * 6 = 10 * 6 + 6 * 6 = 60 + 36 = 96

    8. Внетабличное умножение и деление:
    - запиши пример верно;
    - вспомни правило умножения или деления в столбик;
    - реши пример;
    - проверь умножение делением или деление умножением.

    9. Ошибки на порядок действий в выражениях со скобками и без скобок:
    - запиши выражение верно;
    - вспомни порядок выполнения действий в выражениях со скобками или без скобок;
    - выполни действия по порядку: умножение и (или) деление, а потом сложение и (или) вычитание;
    - запиши ответ.



    Предварительный просмотр:

    Памятки по чтению

     Научить ребенка читать, привить ему любовь к чтению - что может быть труднее и более желанно для любого учителя! Сделать это можно, если с первых уроков незаметно знакомить детей с правилами работы с текстами.

     

     Правила чтения и обращения с книгой

     

        1. Не берите книги грязными руками.

        2. Читайте, сидя за удобным столом.

        3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.

        4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

        5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

        6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.

        7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

        8. Храните книги в закрытых полках.

     

    Как надо готовить чтение

     

        1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

        2. Прочитайте несколько раз эти слова.

        3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.

        4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

     

    Учитесь читать правильно

     

        1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

        2. Старайтесь понять то, о чем читаете.

        3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

        4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

        5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

     

    Учитесь читать выразительно

     

        1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

        2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.

        3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь  при чтении передать его интонацией.

        4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

        5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

        6. Выделяйте голосом важные места.

     

    Памятка к работе над сказкой

     

        1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

        2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

        3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

        4. Какие события описываются в сказке?

        5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

        6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

        7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

        8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

    Памятка к работе над басней

     

    1.    Как называется басня? Кто ее автор?

        2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

        3. Кто действует в басне?

        4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

        5. Что осуждается в басне?

        6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

        7. Что должен понять из этой басни читатель?

        8. Какое выражение басни стало крылатым?

     

    Памятка к работе над стихотворением

     

        1. Назовите стихотворение и его автора.

        2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

        3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

        4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

        5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

        6. Что вам понравилось в стихотворении?

        7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

     

    Работа над лирическим стихотворением

     

        1. Прочитайте стихотворение.

        2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?

        3. Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?

        4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?

     

    Памятка к работе над статьей

     

        1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.

        2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?

        3. О ком или о чем эта статья?

        4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?

        5. Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте  каждую часть? Составьте план.

        6. Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или

        предложение, где автор говорит о самом главном.

        7. Что нового вы узнали из прочитанного?

        8. Что вы читали об этом раньше?

     

    Памятка к работе над рассказом

     

        1. Как называется рассказ? Кто его написал?

        2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается?

        3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

        4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

        5. О чем вы думали, читая рассказ?

     

    Выделение главной мысли рассказа

     

        1. Внимательно прочитайте рассказ.

        2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.

        3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.

        4. Определите главную мысль рассказа.

     

    Составление плана

     

        1. Разделите рассказ на части.

        2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.

        3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.

        4. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.

     

     Выработка умения пересказывать полно

     

    Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.

        1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать

        последовательность событий).

        2. Наметьте его основные смысловые части (картины).

        3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

        4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

        5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

     

    Выработка умения пересказывать кратко

     

    Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.

        1. Перечитайте текст.

        2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).

        3. Расскажите о главном в каждой части.

        4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и  главное в каждой части.

        5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

     

    Выработка умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту

     

    Задание. Ответьте на вопросы.

        1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).

        2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).

        3. Найдите в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить галочкой).

        4. Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.

     

    Выработка умения составлять план текста

     

    Задание. Составьте план рассказа.

        1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

        2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).

        3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).

        4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).

        5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

        6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

     

    Выработка умения составлять рассказ о герое (или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

     

    Задание. Составьте рассказ о герое.

        1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).

        2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.

        3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).

        4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.

        5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.

        6. Составьте рассказ про себя.

        7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.

        8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.