Главные вкладки

    Система оценки планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО

    Березина Ирина Евгеньевна

    Предварительный просмотр:

    Слайд 1.

    «СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

    Слайд 2.

    Стандарты определяют общие Требования к результатам начального образования, которые конкретизируются и детализируются в системе нормативных документов – «Планируемых результатах освоения программ начального образования», примерных учебных программах по предметам, программе формирования универсальных учебных действий, материалах системы оценивания и других.

    Однако реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив, требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего общей идеологии стандарта.

    Как уже неоднократно отмечалось, система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ начального образования. Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.

            Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

    Слайд 3.

            Основные требования к системе оценивания, ее цели и задачи можно сформулировать следующим образом. Система оценивания должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было

    • устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут,
    • давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения,
    • отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования,
    • обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,
    • отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

    Слайд 4.

    Система оценивания строится на основе следующих общих для всех

    программ начального образования принципов.

    1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
    2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
    3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
    4. Оценивать можно только то, чему учат.
    5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
    6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

    Слайд 5.

    Перед вами примерная модель системы оценки достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО.

    C:\Users\User\Desktop\Оценка ФГОС\2017-01-12_22-31-06.png

    Данная модель системы оценки достижения планируемых результатов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирована на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.  

    Слайд 6.

    Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов, которая включает в себя:

    1. требования         к         структуре         основной         образовательной         программы начального общего образования;
    2. требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования;
    3. требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Слайд 7.

    Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования.

    В начальной школе основным результатом образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе; и умений учиться, то есть умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач.

    В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают: 

    1. предметные результаты (систему предметных знаний и систему предметных действий);
    2. метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
    3. личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

    Цель системы оценивания: разработка механизмов оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы на ступени начального общего образования.

    Слайд 8.

    Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

    Оценка личностных результатов 

    Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии.

    Основным объектом оценки личностных результатов является сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:

    1. смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла учения;
    2. морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости
    3. самоопределение и самопознание - сформированность внутренней позиции школьника.

    Оценка личностных результатов осуществляется:  

    1. в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований;
    2. в рамках системы внутренней оценки (рефлексивная самооценка учебной деятельности по различным методикам: индивидуальные листы наблюдений, тесты, анкеты, опросные листы и др.).

    Инструментом оценки личностных результатов могут служить следующие методики:

    1. для определения уровня сформированности мотивации к обучению: тест «Домики» (О.А. Орехова), проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»;
    2. для определения уровня сформированности умения самооценивания:  методика «Кто Я?» (Кун), «Линеечка успеха», «Лесенка»;  
    3. для определения уровня сформированности морально-этической ориентации: диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой, анкета «Оцени поступок» и др.

    Результаты личностных достижений, обучающихся не подлежат итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования.  

    Итогом мониторинговых исследований является обобщённая оценка личностных результатов.

    Слайд 9.

    Оценка метапредметных результатов 

    Оценка метапредметных результатов предполагает оценку уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных).

    Основным объектом оценки метапредметных результатов является сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий:

    1. умения ставить цель, планировать, прогнозировать, контролировать (волевая саморегуляция), корректировать и оценивать свои действия;
    2. умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
    3. умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
    4. сформированность логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
    5. умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

    Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

    Оценка метапредметных результатов осуществляется в ходе различных процедур таких, как:

    1. решение различных задач творческого и поискового характера, учебное проектирование,  
    2. выполнение заданий специально сконструированных, в том числе комплексных, работ на межпредметной основе.  

    Инструментом оценки метапредметных результатов являются КИМы такие, как:

    1. для определения уровня сформированности регулятивных УУД: методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка), диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З. Зака), а также индивидуальные листы наблюдений, достижений, диагностические карты, олимпиадные работы и т.д.;
    2. для определения уровня сформированности познавательных УУД: методика проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка», методика «Узор под диктовку» (Г.А. Цукерман), методика «Выкладывание узора из кубиков» (П.Я. Гальперин), методики «Аналогии», «Раздели на группы», а также комплексная итоговая контрольная работа;
    3. для определения уровня сформированности коммуникативных УУД: методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже), методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман), метод наблюдения (Козюренко М.А.).

    Оценка метапредметных результатов может быть, как внешней (например, комплексная итоговая контрольная работа), так и внутренней. В ходе внутренней оценки, фиксируемой в Портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя, может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, уровень сформированности такого умения как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

    Полученные результаты фиксируются в накопительной системе оценки (например, в форме Портфолио) и учитываются при определении итоговой оценки. 

    Слайд 10.

    Оценка предметных результатов 

    Оценка предметных результатов – это оценка планируемых результатов по отдельным предметам.

    Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана.

    Предметные результаты содержат в себе:

    1. систему предметных знаний, которая выражается через учебный материал различных курсов,  
    2. систему формируемых предметных действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.

    Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе метапредметных действий.

    Оценка предметных результатов осуществляется:

    1. в ходе внешних мониторинговых исследований, аттестации кадров, аккредитации ОУ;
    2. в рамках системы внутренней оценки (стартовое, текущее и промежуточное оценивание, итоговые контрольные работы по предметам).

    Слайд 11. 

    Инструментом оценки предметных результатов являются стандартизированные контрольные, проверочные, самостоятельные работы, тесты, диктанты, творческие работы, проекты, самоанализ и самооценка учащихся и др., а также итоговые контрольные работы по предметам.

    Полученные результаты также фиксируются в накопительной системе оценки и учитываются при определении итоговой оценки.

    Слайд 12. 

    Портфолио учащегося

    Эффективной формой оценивания динамики учебных достижений учащихся начальных классов является Портфолио - «портфель достижений».

    В состав Портфолио каждого ребёнка целесообразно включать следующие материалы:

    1. Подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества (письменные работы по предметам, фото, видеоматериалы, аудиозаписи, продукты собственного творчества, читательские дневники, дневники наблюдений, материалы самоанализа, выборка работ по проведённым мини исследованиям и проектам).
    2. Систематизированные материалы наблюдений (отдельные листы наблюдений, оценочные листы, результаты стартовой диагностики и результаты тематического и итогового тестирования, выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся).
    3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной и досуговой деятельности.

    Совокупность этих материалов даёт достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе. 

    Слайд 13. 

    Итоговая оценка

    Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением.

    Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования на ступени среднего образования.

     Итоговая оценка складывается на основе итоговых комплексных работ и итоговых контрольных работ по отдельным предметам, а также совокупности материалов, составляющих Портфолио учащегося.  

    Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.

    Итак, подведем итог, каковы же основные особенности системы оценки:

    • оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
    • содержательная и критериальная основа – планируемые результаты;
    • оценка методом «сложения»; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
    • оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
    • сочетание внутренней и внешней оценки;
    • накопительная система оценки индивидуальных достижений;
    • использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.)
    • использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
    • интерпретация результатов на основе контекстной информации.

    ИСТОЧНИКИ:

    1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Де мидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвеще ние, 2009.

         2.http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2012/06/23/otsenka-dostizheniya-planiruemykh-rezultatov-v-nachalnoy 

    3. http://nsportal.ru/shcheblykina-svetlana-aleksandrovna 

    4.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2014/11/24/metodicheskiy

    5.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/01/29/otsenka-dostizheniya-planiruemyh-rezultatov 



    Предварительный просмотр:

    Методика «Левая и правая стороны» (Автор Ж. Пиаже)

    Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет

    позиции собеседника (партнера).

    Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

    Возраст: 6,5—7 лет.

    Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

    Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить,или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.

    Задания

    1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку.  Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.

    2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.

    В а р и а н т. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.

    3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?

    4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?

    Критерии оценивания:

    — понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;

    — соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

    Уровни оценивания:

    1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;

    2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.

    3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.



    Предварительный просмотр:

    Методика «Изучение учебной мотивации» (Методика разработана в 1988 г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993 г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.).

    Цель: выявление сформированности у детей основных личностных универсальных действий.

    Оцениваемые УУД: действия смыслообразования.

    Возраст: начальная школа.

    Форма проведения: групповая форма работы.

    Материалы: 6 картинок – ситуаций.

    Время обследования: не ограничивается.

    Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

    В группах (классах), где недостаточно развит навык чтения можно рекомендовать методику Гинсбурга в качестве основной в случае, если есть соответствующие технические возможности (работа с PowerPoint). Ее проведение организуется в малых группах (по 5-7 человек). Стимульный материал методики состоит из 6 картинок – ситуаций, адекватных разным мотивационным тенденциям. В случае использования PowerPoint, учитель комментирует последовательный «выход» на экран разных ситуаций, которые затем сохраняются на презентируемом слайде.

    Инструкция. Сейчас я буду рассказывать историю, и показывать картинки, а вы слушайте меня внимательно. Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил" (рис. а). Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился" (рис. б). Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть"(рис. в). Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким" (рис. г). Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь" (рис. д). Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки" (рис. е).

    Дети последовательно делают три выбора, при этом педагог задает вопросы:

    1. Кто из них, по-твоему, прав? Почему? (Выбор I).
    2.  С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2).
    3.  С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3).

    Свои варианты ответов дети записывают (буквы выбора) на листке бумаги.

    Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

    Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

    Выборы

    Мотив № 1
    Внешний

    Мотив № 2
    Учебный

    Мотив № 3
    Игровой

    Мотив № 4
    Позиционный

    Мотив № 5
    Социальный

    Мотив № 6
    Оценка

     I выбор

     

     

     

     

     

     

     II выбор

     

     

     

     

     

     

     III выбор

     

     

     

     

     

     

    Контрольный
    выбор

     

     

     

     

     

     

    Мотивы: 

    1.

    внешний

    (а),

    2.

    учебный

    (б),

    3.

    игровой

    (в),

    4.

    позиционный

    (г),

    5.

    социальный

    (д),

    6.

    мотив – оценка

    (е).

    Внешний мотив - 0 баллов;

    Игровой мотив - 1 балл;

    Получение отметки - 2 балла;

    Позиционный мотив - 3 балла;

    Социальный мотив - 4 балла;

    Учебный мотив - 5 баллов.

    Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации.

    Необходимо перевести полученные данные в следующие уровневые показатели и занести показатели в таблицы

    1 уровень – 10 - 15 баллов

    2 уровень – 7 - 9 баллов

    3 уровень – 6 – 0 баллов

    Примечание. Методика может проводиться в индивидуальном варианте. В этом случае используется набор картинок.

    Инструкция. Сейчас я буду рассказывать историю и показывать картинки, а ты слушай меня внимательно. Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил" (рис. а). Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился" (рис. б). Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть"(рис. в). Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким" (рис. г). Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь" (рис. д) Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки" (рис. е).

     

    Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

    Обработка данных аналогична приведенной выше схеме, представленной в групповом варианте проведения методики Гинсбурга.