Дополнительная программа "Веселая клеточка"

Дубовская Татьяна Владимировна

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. Дети испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребёнок не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно – двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

Всё это вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму, закрепить пространственные представления, развить внимание, память, самостоятельность, аккуратность, усидчивость. Занятия кружка по математике «Весёлые клеточки» проводятся в игровой форме, с применением сказочных сюжетов. 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая клеточка» адресована детям 6 – 7 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prikaz_ob_utverzhdenii_programmy.docx159.69 КБ
Файл dop_veselaya_kletochka.docx741.22 КБ

Предварительный просмотр:

J:\Аттестация 23 - 24 учебный год\Аттестация 2024г\документы\II\2.1\2.1.1\1.jpg

J:\Аттестация 23 - 24 учебный год\Аттестация 2024г\документы\II\2.1\2.1.1\2.jpg



Предварительный просмотр:

 

C:\Users\admin\Desktop\001 (2).jpg

1 Пояснительная записка

Информационные материалы и литература

1.1 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая клеточка» разработана на основе программы  Н.А. Завьяловой «Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе» издательство Волгоград: Учитель, 2009г, с использованием методического пособия для подготовки дошкольника к письму «Чему научит клеточка…» издательство Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2001 , автор Т.С. Голубина в соответствии со следующими нормативными  документами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);
  • Профессиональный стандарт педагог дополнительного образования детей и взрослых (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"            

1.2 Направленность  программы – социально-педагогическая.

1.3 Актуальность программы

        Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребёнок не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы.

        Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно – двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

        Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программ первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму.

Повысить эффективность коррекционно – развивающей работы с детьми по подготовке руки к освоению письма в школе, снизить риск дезадаптации в новых социальных условиях, закрепить пространственные представления, развить внимание, память, самостоятельность, аккуратность, усидчивость – позволяют занятия кружка по математике «Весёлые клеточки», проводимые в игровой форме, с применением сказочных сюжетов.

Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Кроме этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка. А все эти качества необходимы для того, чтобы без особых проблем перейти к школьному обучению.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что если пространственные представления не сформированы у ребенка или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.

Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст - это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.

1.4 Отличительные особенности программы.

           Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется наличием или отсутствием определенных знаний по учебным предметам, сформированностью у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, самостоятельности, инициативности.

Программа Н.А.Завьяловой «Интегрированный курс подготовки дошкольников» предлагает подробные разработки (конспекты) занятий, объединенных в систему комплексной подготовки дошкольников к школе. Занятия построены на принципах развивающего обучения; содержание и методы соответствуют закономерностям развития детей и ориентированы не только на получение знаний и навыков, но и, в первую очередь, на создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению, на формирование психологической готовности к «школьному» общению со сверстниками и учителями.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая клеточка» отличается от программы Н.А. Завьяловой «Интегрированный курс подготовки дошкольников» тем, что даются задания, которые помогут сформировать у детей старшего дошкольного возраста графические умения, необходимые для подготовки руки к обучению письму. Выполняя задания, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться на ограниченной плоскости (строка в школьной тетради в клетку), развивают зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. На занятиях используются дидактические игры, развивающие задания, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и воображения ребенка. Воспитанники от занятия к занятию становятся более усидчивыми, прилежными, самостоятельными. А все эти качества необходимы для того, чтобы без особых проблем перейти к школьному обучению.

1.5 Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая клеточка» адресована детям 6 – 7 лет. Учет психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста и их дальнейшее развитие являются важным фактором успешности процесса обучения. Так, в шестилетнем возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности: переход от игровой деятельности к учебной, развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. 

У ребенка – дошкольника яркое восприятие, легко переключаемое внимание, хорошая память, но произвольно управлять своими действиями дошкольник полностью еще не научился. Он может в деталях запомнить какое-либо событие, но трудно сосредотачивается на том, что не вызывает сильного интереса.

1.6 Срок освоения программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Веселая клеточка» рассчитана на 1 год обучения, 9 месяцев, 36 недель

1.7 Форма обучения – очная.

1.8 Режим занятий

Количество занятий в месяц – 4
Количество занятий в год –  36

Количество часов в год - 36
Продолжительность занятия: занятия проводятся по 25 минут.
Время проведения: вторая половина дня.

1.9 Цель и задачи программы

Цель: формирование навыков рисования графических фигур по клеточкам, основных пространственных понятий с использованием игровой формы и сказочных сюжетов.

Для достижения  запланированных  образовательных  результатов реализация  дополнительной общеразвивающей программы  будет способствовать решению следующих задач:

Задачи:

Обучающие:

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тактильной чувствительности, упражнять в координации движений с речью.

Сформировать нажим руки, совершенствовать графические умения и навыки в заданиях на штриховку и рисования предметов по клеткам.
Развивающие:

Способствовать развитию пространственной координации, конструктивных навыков, умение выполнять задания по словесной инструкции.

Способствовать развитию зрительно - пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания, фонематического слуха.
Воспитательные: 

Содействовать воспитанию усидчивости и аккуратности при выполнении работы.

2 Комплекс основных характеристик программы

2.1 Объем, содержание программы

Объем программы

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы  всего: 36 часов

Содержание программы

Тема 1. Педагогическое обследование (2 часа)

Тема 2.  Познакомить с тетрадкой в клетку (индивидуальная тетрадь для кружковой деятельности)

Работа в тетради – найди заданное количество грибочков

Тема 3. Упражнение «Иду по следу» (рисование точек внутри квадрата)

Упражнение «Загадай загадку другу» (умение загадывать загадки по образцу (цвет, форма, размер))

Тема 4. Упражнение «Палочки» (рисование коротких вертикальных линий, соединяя верхнюю и нижнюю точки, образуя сторону клетки)

Тема 5. Упражнение «Бордюрчик»

(рисование коротких горизонтальных линий, соединяя рядом стоящие точки, образуя сторону клетки)

Тема 6. Упражнение «Бордюрчик» (чередование горизонтальных и вертикальных линий в одну клетку)

Тема 7. Упражнение «Заборчик» (рисование длинных вертикальных линий в две клеточки)

Тема 8. Упражнение «Дорожка к дому» (рисование длинных горизонтальных линий в две клеточки)

Тема 9. Какие бывают дома?

Упражнение «Квадраты» (рисование маленьких и больших квадратов)

Тема 10. Графический диктант «Дом» (рисование квадратов)

Д/у «Помоги Машеньке найти дорогу домой»

Тема 11. Штриховка «Дом» (выполнение штриховки в заданном направлении)

Тема 12. Графический диктант «Помоги Колобку убежать от лисы» (чередование горизонтальных и вертикальных линий)

Тема 13. Упражнение  «Мой дом» (самостоятельное рисование по клеткам и выполнение штриховки)

Тема 14. Графическое упражнение «Нарисуй узор по точкам»

Тема 15. Транспорт. «Поезд».  Графический диктант

Тема 16. Графический диктант « Лодка»

Тема 17. Транспорт. Графический диктант «Грузовая машина»

Тема 18. Упражнение «Украсим елочку» (рисование наклонных линий)

Тема 19. Графический диктант «Игрушки»

Тема 20. Графический диктант «Бабочка»

Упражнять в чтение простейших схем.

Тема 21. Упражнение «Журавленок» (рисование по образцу)

Графический диктант «Павлин»

Тема 22. Упражнение «Сивка – Бурка» (рисование по образцу)

Упражнять в чтение простейших схем.

Тема 23. Графический диктант «Лошадь»

Тема 24. Моя любимая игрушка (выполнение штриховки в заданном направлении)

Нарисуй круг и сделай из него игрушку.

Тема 25. Мой подарок маме. «Цветок»

Графический диктант « Подсолнух»

Тема 26. Помоги Красной Шапочке найти дом бабушки. Работа по плану

Графический диктант «Серый волк»

Тема 27. «Помоги бабушке Федоре склеить разбитую посуду» Собрать целое из частей.

Графический диктант «Чайник»

Тема 28. Работа по плану «Цыпленок потерялся»

Графический диктант «Курица»

Тема 29. Работа в тетради «Мышка» - по образцу.

Графический диктант «Репа»

Тема 30. «Доктор Айболит» - «Нарисуй овощи и фрукты для больных зверей с помощью круга»

Тема 31. Графический диктант «Козочка»

Тема 32. Графический диктант «Зайчонок»

Тема 33. Работа в тетради «Мишка – косолапый».

Упражнять в чтение простейших схем.

Тема 34. Контроль

Тема 35. Открытое итоговое занятие «Чему научит клеточка»

2.2 Планируемые результаты

  • Дети научатся ориентироваться на листе бумаги;
  • Повысится уровень развития зрительного восприятия и графических умений и навыков;
  • Повысится уровень развития мелкой моторики и речи;
  • Дети научатся писать графические диктанты.

      3 Комплекс организационно – педагогических условий

3.1 Учебный план

Название разделов, тем

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1

Тема 1 Педагогическое обследование

2

наблюдение

2

Тема 2 Знакомство с тетрадкой в клетку, «Найди заданное количество грибочков» (работа в тетради)

1

Беседа, показ

3

Тема 3 Упражнение «Иду по следу» (работа в тетради)

Упражнение «Загадай загадку другу»

1

Показ, объяснение

Беседа, наблюдение

4

Тема 4 Упражнение «Палочки» (работа в тетради)

1

Показ, объяснение

5

Тема 5 Упражнение «Бордюрчик» (работа в тетради)

1

Показ, объяснение

6

Тема 6 Упражнение «Бордюрчик» (работа в тетради)

1

Показ, объяснение

7

Тема 7 Упражнение «Заборчик» (работа в тетради)

1

Показ, объяснение

8

Тема 8 Упражнение «Дорожка к дому» (работа в тетради)

1

Показ, объяснение

9

Тема 9 «Какие бывают дома?»

Упражнение «Квадраты» (работа в тетради) 

1

Беседа

Показ, объяснение

10

Тема 10 Графический диктант «Дом»,

Д/у «Помоги Машеньке найти дорогу домой»

1

Показ, объяснение

Наблюдение

11

Тема 11 Штриховка «Дом» (работа в тетради)

1

Наблюдение

12

Тема 12 Графический диктант «Помоги Колобку убежать от лисы»

1

Наблюдение

13

Тема 13 Упражнение «Мой дом» (работа в тетради)

1

Показ, объяснение Наблюдение

14

Тема 14 Упражнение «Нарисуй узор по точкам»

1

Показ, объяснение

15

Тема 15 Транспорт.

Графический диктант «Поезд»

1

Беседа

Показ, объяснение

Наблюдение

16

Тема 16 Графический диктант «Лодка»

1

Показ, объяснение

Наблюдение

17

Тема 17 Транспорт.

Графический диктант «Грузовая машина»

1

Беседа

Показ, объяснение

Наблюдение

18

Тема 18 Упражнение «Украсим елочку» (работа в тетради)

1

Показ, объяснение

19

Тема 19 Графический диктант «Игрушки»

1

Показ, объяснение

Наблюдение

20

Тема 20 Графический диктант «Бабочка»

1

Показ, объяснение

Наблюдение

21

Тема 21 Упражнение «Журавленок»

Графический диктант «Павлин»

1

Показ, объяснение

Наблюдение

22

Тема 22 Упражнение «Сивка – Бурка»

1

Показ, объяснение

23

Тема 23 Графический диктант «Лошадь»

1

Показ, объяснение

Наблюдение

24

Тема 24 Штриховка «Моя любимая игрушка»

1

Наблюдение

25

Тема 25 Мой подарок маме «Цветок»

Графический диктант Подсолнух»

1

Беседа

Наблюдение

26

Тема 26 «Помоги Красной шапочке найти дом бабушки» (работа по плану)

Графический диктант «Серый волк»

1

Наблюдение

27

Тема 27 «Помоги бабушке Федоре склеить разбитую посуду»

Графический диктант «Чайник»

1

Наблюдение

28

Тема 28 «Цыпленок потерялся» (работа по плану)

Графический диктант «Курица»

1

Наблюдение

29

Тема 29 Графический диктант «Репка»

1

Наблюдение

30

Тема 30 «Доктор Айболит»

«Нарисуй овощи и фрукты для больных зверей с помощью круга»

1

Беседа

Наблюдение

31

Тема 31 Графический диктант «Козочка»

1

Наблюдение

32

Тема 32  Графический диктант «Зайчонок»

1

Наблюдение

33

Тема 33 Штриховка «Мишка – косолапый»

1

Наблюдение

34

Тема 34 Контроль

1

Наблюдение

35

Тема 35 «Чему научит клеточка»

1

Открытое итоговое занятие

Итого

36

3.2 Календарный учебный график

Раздел \ месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Тема 1

2 ч

Тема 2

1 ч

Тема 3

1 ч

Тема 4

1 ч

Тема 5

Тема 6

Тема 7

Тема 8

Тема 9

Тема 10

Тема 11

Тема 12

Тема 13

Тема 14

Тема 15

Тема 16

Тема 17

Тема 18

Тема 19

Тема 20

Тема 21

Тема 22

Тема 23

Тема 24

Тема 25

Тема 26

Тема 27

Тема 28

Тема 29

Тема 30

Тема 31

Тема 32

Тема 33

Тема 34

Тема 35

Всего

3.3 Оценочные материалы

Для отслеживания эффективности работы кружка два раза в год проводится диагностика по следующим критериям:

  • Ориентировка на листе бумаги в клетку
  • Ориентировка в пространстве
  • Диктанты по раскраскам
  • Диктант по клеточкам
  • Умение правильно держать в руке ручку, карандаш
  • Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила.

Способы проверки знаний, умений, навыков.

1 балл -  задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Общий уровень усвоения программы:

2, 5 – 3 балла – высокий уровень

1,5 – 2,4 – средний уровень

1,4 и ниже – низкий уровень

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет  оценить общий уровень развития  познавательных процессов дошкольников.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

             

Руководитель кружка _________________________________    Дата ____________

п/п

Ф.И. ребенка

Ориентировка на листе бумаги в клетку

Ориентировка в пространстве

Диктанты по раскраскам

Диктант по клеточкам

Умение держать правильно ручку, карандаш

Выполнение штриховки

Итог

3.4 Методические материалы

Структура занятий кружка

1 часть -  создание речевой ситуации: стих, загадка, чистоговорка

2 часть -  штриховка, дорисовка.

3 часть -  пальчиковая гимнастика.

4 часть - игры на развитие пространственной ориентации.

5 часть -  графический диктант

6 часть - физкультминутка, хороводная, подвижная игра.

Гигиенические правила письма

Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или на подставке, голова немного наклонена влево.

Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, а левая – лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.

Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Положение карандаша. Карандаш кладется на средний палец правой руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает карандаш, а указательного – легко кладется сверху (расстояние – 1,5 см. от пишущего узла) для управления карандашом при письме.

Положение тетради. Тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди. По мере заполнения страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по – прежнему направлена к середине груди ребенка.

Формы организации кружковой работы:

Дидактические игры и игровые упражнения, пальчиковая гимнастика.

Наглядный метод обучения и метод практических действий.

Занимательные задания и игры-соревнования.

Изобразительная и творческая деятельность.

       

Формы и методы работы с детьми:

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.

Особенностью данной программы  является то, что дети  работают не только с тетрадями, на каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать.  Используются  также индивидуальные “рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и упражнений. Данные “рабочие листы” накапливаются у детей в папках и в дальнейшем образуют “Альбом подготовки к школе”.

Все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) не существуют в «чистом» виде, а представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Например,  упражнение «Графический диктант», отнесенное в силу своей специфики к заданиям на развитие пространственной ориентировки, эффективно способствует также развитию внимания, памяти, самоконтроля, функций мелкой моторики руки.

Данная программа построена на принципах: доступности, последовательности, увлекательности и творчества.

Методы применяемые при реализации программы: игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.

Формы работы с родителями:

Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму.

Это индивидуальные беседы с родителями, размещение в «родительском уголке» информации о развитии мелкой моторики руки, а также памятки, рекомендации по работе с детьми в выходные дни.

Цель работы с родителями:

-Формировать мотивационное отношение родителей к развитию мелкой моторики руки у детей.

-Создать благоприятные условия для развития мелкой моторики руки, координации движений пальцев и подготовке руки ребёнка к письму.

-Знакомить родителей с необходимыми для письма правилами, с играми на развитие мелкой моторики кисти, разными видами самомассажа кистей рук, видами пальчиковых гимнастик и разными видами детской деятельности по ручному труду, которые способствуют развитию мелкой моторики.

-Стимулировать совместное творчество.

Анализ условий в группе

 В группе, по возможности, созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали во время НОД, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

 В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой и т.д. Кукла -девочка, которой можно заплести косички и завязать банты, шнуровки, игры с прищепками, резиновые игрушки (для развития силы кисти), игры с правилами, где по игровому полю передвигаются не фишки, а пальцы, «поля» для режиссёрской игры с мелкими персонажами и массажеры на тактильные ощущения.

 В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, бумага, и т.д.

 В учебной зоне: ручки, карандаши, тетради, счетные палочки, образцы игр, с ними всевозможные образцы рисунков по клеточкам.

 Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.

Дидактический материал и техническое оснащение

  • Альбомы для рассматривания по темам «Транспорт», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Цветы», «Посуда»
  • Атрибуты к сюжетно – ролевым играм «Магазин игрушек», «Зоопарк», «Дом», «Больница»
  • Различные виды театров; реквизит, декорации для разыгрывания этюдов, сценок, костюмы для игр – драматизаций;
  • Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»...
  • Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы,

          пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена

          подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки...

  • Картотека пальчиковых игр, загадок, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
  • Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
  • Тетради в клетку, линейки, карандаши, лекала, транспортиры, тетради на

печатной основе с заданиями.

  • Тематические иллюстрации.

                             4 Иные компоненты

4.1 Условия реализации программы

Для организации и осуществления образовательной деятельности  необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:

Помещение:

Для реализации данной программы необходимо помещение площадью 2 кв.м. на одного ребенка.

Оборудование:

Учебные столы ростовой группы №1,2 – 6 шт.

Стулья ростовой группы №1,2 – 24 шт.

Стеллаж – 1шт.

Навесная полка для наглядных пособий и инвентаря – 1 шт.

Шкаф для литературы – 1шт.

Стол для выставки выполненных работ – 1 шт.

Навесная магнитная доска – 1 шт.

Технические средства обучения:

Телевизор – 1 шт.

Персональный компьютер  (ноутбук) – 1 шт.

Акустическая колонка – 1 шт.

Материалы:

Таблицы.

Геометрические фигуры.

Тетради, рабочие тетради.

Карандаши (простые, цветные)

Демонстрационный материал (иллюстрации, карточки по темам).

Раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы).

4.2 Список литературы

  1. Н.А.Завьялова «Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе», Волгоград, 2009г.
  2. Т.С. Голубина  «Чему научит клеточка…» Методическое пособие для подготовки дошкольника к  письму. Для родителей и воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2001

  1. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: «Просвещение», 1985.

  1. Занимательные упражнения для детей «В добрый путь. Первые шаги»

          (для детей 4-6 лет) ООО «Издательство «Аркаим», М., 2005г.

  1. Занимательные упражнения для детей «В добрый путь. Знайка»

(для детей 5 - 7 лет) ООО «Издательство «Аркаим», М., 2005г.

  1. Т.В. Шклярова «Математические прописи», Издательство «Грамотей»,

г. Тверь,2006г.

  1. О.Н. Земцова «Вправо – влево, вверх – вниз» (ориентируемся в пространстве), ООО «Издательская группа «Артикус», М: 2007г.

  1. В.Г. Дмитриева «Веселые лабиринты», ООО «Издательство «Астрель»,

          М: 2007г.

  1. Е.П. Панцевич «Занимаемся с Развивайкиным», ООО «Группа компаний «Рипол классик» М: 2011г.
  2.  Серия «Папка дошкольника» «Послушный карандашик» , ООО «ВК «Дакота» г.Киров
  3.  И. Бушмелева «Логика» (тестовые задания для детей 5-6 лет), ООО «Хатбер – пресс», М: 2007г.
  4.  И.Г. Медеева «Дошкольные прописи» ч.1 Изд.: «Адонис», М: 2011г.
  5.  И.Г. Медеева «Дошкольные прописи» ч.2 Изд.: «Адонис», М: 2011г.
  6.  Тетрадь с прописями «Рисуем по контуру» ООО «Омега – пресс»,

 М: 2014г.

  1.  Тетрадь с прописями «Штриховка» ООО «Омега – пресс»,  М: 2014г.
  2.  Прописи «Учимся писать цифры» ООО Издательство «Фламинго»,

 М: 2014г.

  1.  Е.В. Колесникова «Я считаю до двадцати» (рабочая тетрадь для детей 6 – 7 лет) Издательство «ТЦ «Сфера», 2010г.
  2.  И.Г. Медеева «Дошкольная математика» ч.1серия «Школа до школы»  ООО «Адонис», М: 2016г.
  3.  И.Г. Медеева «Дошкольная математика» ч.2 серия «Школа до школы»  ООО «Адонис», М: 2016г.  
  4. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.
  5. Голубь В. «Графические диктанты»  Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. ТЦ Сфера, М.2006
  6. Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011 – 88с.

                           

4.3 Календарный учебно-тематический план

                                                                               

                                                                          СЕНТЯБРЬ

№ п/п

Тема

Задачи

Методические приемы

Неделя/кол-во занятий

1

                                                   Педагогическое обследование

1,2н

2

Познакомить с тетрадкой в клетку. (индивидуальная тетрадь для кружковой деятельности)

Работа в тетради – найди заданное количество грибочков.

Развивать умение концентрировать внимание. Развивать графические навыки.

Развивать у детей пространственное представление.

Д/у «Найди нужную клетку»

Пальчиковая гимнастика «Осень»

3

Упражнение «Иду по следу» (рисование точек внутри квадрата)

Упражнение «Загадай загадку другу» (умение загадывать загадки по образцу (цвет, форма, размер))

Развивать графические навыки.

Развивать зрительно – двигательную координацию, умение точно останавливаться у края.

Рассматривание образцов.

Д/у «На что похоже?»

Решение и составление загадок.

4

Упражнение «Палочки» (рисование коротких вертикальных линий, соединяя верхнюю и нижнюю точки, образуя сторону клетки)

Развивать координацию и четкость мелкой мускулатуры рук.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

                                                             ОКТЯБРЬ

№ п/п

Тема

Задачи

Методические приемы

Неделя/кол-во занятий

1

Упражнение «Бордюрчик»

(рисование коротких горизонтальных линий, соединяя рядом стоящие точки, образуя сторону клетки)

Развивать умение концентрировать внимание. Развивать графические навыки.

Игры со строительным материалом «Строим дом»

2

Упражнение «Бордюрчик»

(чередование горизонтальных и вертикальных линий в одну клетку)

Развивать графические навыки.

Развивать зрительно – двигательную координацию, умение точно останавливаться у края.

Рассматривание иллюстраций «Какие бывают заборы»

3

Упражнение «Заборчик» (рисование длинных вертикальных линий в две клеточки)

Развивать графические навыки.

Развивать зрительно – двигательную координацию, умение точно останавливаться у края.

Игры со счетными палочками «Строим заборчик к дому»

4

Упражнение «Дорожка к дому» (рисование длинных горизонтальных линий в две клеточки)

Развивать графические навыки.

Развивать зрительно – двигательную координацию, умение точно останавливаться у края.

Чтение сказки «Колобок»

НОЯБРЬ

№ п/п

Тема

Задачи

Методические приемы

Неделя/кол-во занятий

1

Какие бывают дома?

Упражнение «Квадраты» (рисование маленьких и больших квадратов)

Развивать внимание детей, наблюдательность.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Д/у «Найди пять отличий»- различные дома.

Д/у «Найди дом по описанию»

10н

2

Графический диктант «Дом» (рисование квадратов)

Д/у «Помоги Машеньке найти дорогу домой»

Развивать графические навыки.

Развивать наблюдательность, внимание, память, речь.

«Какие ты знаешь сказочные дома?» - рассматривание.

Лабиринты

11н

3

Штриховка «Дом»      (выполнение штриховки в заданном направлении)

Продолжать учить детей приемам штриховки в заданном направлении.

Совершенствовать графические навыки.

Сюжетно – ролевая игра «Дом»

12н

4

Графический диктант «Помоги Колобку убежать от лисы» (чередование горизонтальных и вертикальных линий)

Развивать графические навыки.

Развивать зрительно – двигательную координацию, умение точно останавливаться у края. Воспитывать желание помогать другим.

Инсценировка  сказки «Колобок»

13н

5

Упражнение «Мой дом» (самостоятельное рисование по клеткам и выполнение штриховки)

Развивать графические навыки.

Развивать воображение.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

14н

                                                          ДЕКАБРЬ

№ п/п

Тема

Задачи

Методические приемы

Неделя/кол-во занятий

1

Графическое упражнение «Нарисуй узор по точкам»

Развивать аккуратность, внимание.

Д/у «Кто быстрее добежит до флажка»

15н

2

Транспорт. Графический диктант «Поезд»

Совершенствовать графические навыки.

Развивать зрительно – двигательную координацию, умение точно останавливаться у края.

Рассматривание альбома «Транспорт»

16н

3

Графический диктант « Лодка»

Продолжать учить под диктовку, не отвлекаться, не переспрашивать.

Развивать память, концентрацию внимания.

Изготовление лодки из бумаги в технике оригами

17н

4

Транспорт. Графический диктант «Грузовая машина»

Развивать мелкую моторику рук.

Упражнять в ориентировке.

Проводить прямую линию с помощью линейки.

18н

                                                               

                                                             ЯНВАРЬ

№ п/п

Тема

Задачи

Методические приемы

Неделя/кол-во занятий

1

Каникулы

 

2

Каникулы

3

Упражнение «Украсим елочку» (рисование наклонных линий)

Совершенствовать графические навыки, тренировать мелкую мускулатуру рук.

«В гостях у сказки» Чтение волшебных сказок

19н

4

Графический диктант «Игрушки»

Развивать мелкую мускулатуру рук.

Совершенствовать графические навыки.

Д/у «Узор» по образцу.

20н

                                                              ФЕВРАЛЬ

№ п/п

Тема

Задачи

Методические приемы

Неделя/кол-во занятий

1

Графический диктант «Бабочка»

Упражнять в чтение простейших схем.

Развивать память, внимание, глазомер.

Тренировать мышцы рук.

Д/и «Закончи узор»

21н

2

Упражнение «Журавленок» (рисование по образцу)

Графический диктант «Павлин»

Воспитывать самостоятельность.

Совершенствовать графические навыки.

Беседа, объяснение, показ

22н

3

Упражнение «Сивка – Бурка» (рисование по образцу

Упражнять в чтение простейших схем.

Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

Чтение сказки «Сивка – Бурка»

23н

4

Графический диктант «Лошадь»

Тренировать мелкую мускулатуру рук.

Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

Д/у «Отгадай загадку» - про домашних животных

24н

                                                                 

                                                               МАРТ

№ п/п

Тема

Задачи

Методические приемы

Неделя/кол-во занятий

1

Моя любимая игрушка (выполнение штриховки в заданном направлении)

Нарисуй круг и сделай из него игрушку.

Развивать графические навыки.

Развивать зрительно – двигательную координацию, умение точно останавливаться у края. Развивать фантазию, творчество

Беседа, показ, объяснение

Беседа на тему «Моя любимая игрушка

25н

2

Мой подарок маме. «Цветок»

Графический диктант « Подсолнух»

Совершенствовать графические навыки.

Развивать мелкую моторику .

Показ, объяснение, обсуждение.

26н

3

Помоги Красной Шапочке найти дом бабушки. Работа по плану

Графический диктант «Серый волк»

Продолжать учить детей ориентироваться по плану.

Продолжать учить ориентироваться на листе.

Драматизация сказки «Красная Шапочка»

27н

4

«Помоги бабушке Федоре склеить разбитую посуду» Собрать целое из частей.

Графический диктант «Чайник»

Приучать самостоятельности, учить доводить начатое дело до конца.

Совершенствовать графические навыки

Чтение «Федорино горе»

28н

                                                                 АПРЕЛЬ

№ п/п

Тема

Задачи

Методические приемы

Неделя/кол-во занятий

1

Работа по плану «Цыпленок потерялся»

Графический диктант «Курица»

Продолжать учить ориентироваться по плану.

Совершенствовать графические навыки.

Рассматривание иллюстраций сказки «Курочка Ряба».

 29н

2

Работа в тетради «Мышка» - по образцу.

Графический диктант «Репа»

Развивать память, глазомер.

Тренировать мелкую мускулатуру рук.

Рассматривание альбома «Домашние животные и птицы»

30н

3

«Доктор Айболит» - «Нарисуй овощи и фрукты для больных зверей с помощью круга»

Воспитывать доброжелательность, умение помогать друг другу.

Совершенствовать графические навыки.

Чтение сказки «Доктор Айболит» рассматривание иллюстраций

31н

4

Графический диктант «Козочка»

Развивать мелкую моторику рук.

Упражнять в ориентировке.

Проводить прямую линию с помощью линейки.

32н

                                                              МАЙ

№ п/п

Тема

Задачи

Методические приемы

Неделя/кол-во занятий

1

Графический диктант «Зайчонок»

Развивать графические навыки.

Рассматривание альбома «Дикие животные»

33н

2

Работа в тетради «Мишка – косолапый» Упражнять в чтение простейших схем.

Развивать зрительно – двигательную координацию, умение точно останавливаться у края.

Развивать внимание, закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, развивать графические навыки.

Рассказывание сказки «Маша и медведь», рассматривание иллюстраций.

34н

3

контроль

35н

4

Открытое итоговое занятие «Чему научит клеточка»

36н