Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего возраста и первоклассников
консультация

Дубовская Татьяна Владимировна

Мелкая моторика рук важна для развития ребенка, поскольку, стимулируя движения пальцев, ребенок развивает речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Роль рук не случайно в истории развития человечества подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, можно добиться определенных результатов. По многим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма будут демонстрировать хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников могут справляться с программными требованиями по изобразительной деятельности.

Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе. Рекомендуем шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук не только родителям, воспитателям как речевых, так и общеразвивающих групп, но и учителям начальных классов.

Конечно, работу над развитием мелкой моторики рук не поздно начинать в 7 лет, но лучше, если эта работа будет начата с самого рождения.

Подготовительную работу по развитию мелкой моторики к обучению письму – с 3-4 лет.

Нужно приложить усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Сначала нужно подготовить мышцы рук, а не вкладывать в неуклюжую и слабую руку ребенка карандаш и мучиться.

Первые успехи вызовут раздражение, и даже разочарование. Необходимо научиться самим и научить ребенка радоваться даже таким победам, пусть и не очень ярким, поддерживать интерес к упражнениям и играм.

Эффективные пути для развития мелкой моторики пальцев рук и развитие ручной умелости – рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов) и многое другое. Все ограничивается фантазией самих родителей.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие педагогические принципы:

- игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

- постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному: например, в 2 – 3 года мы не можем требовать от ребенка застегивания молний или завязывания шнурков, резать ножницами и т.д.;

- при предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка;

- для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время, в перерыве использование физкультминутки;

- время выполнения упражнений также должно учитываться, так как интерес ребенка быстро иссякает: до 3 лет – это около 5 минут, затем можно увеличить длительность.

Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» (М.: 1931) предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Возьмем только задания для рук.

Задания для детей 4 лет:

1 «Пальчик с носиком здороваются»

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.

Задание повторяются в той же последовательности другой рукой.

Оценка – вывод. Правильно выполненное задание – норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2 «Уложи монеты в коробку»

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка – вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки – 15 сек., для другой – 20 сек.

3 «Нарисуй пальцами кружочки»

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях)

Оценка – вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4 «Давай поздороваемся» (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки)

Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся»; б) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки.

Оценка – вывод. Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90 – х годов исследователем – врачом А.М. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4 – 5 лет просят скрестить безымянный палей с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга… Так как этому движению ребенок не обучался, то он является элементарным творческим двигательным актом», - пишет А.М. Мустафин.

На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою руку, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний – большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.

Для начала, родителям можно порекомендовать следующие задания:

Родителям детей 3 – 5 лет рекомендуется проводить:

- поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;

- упражнения на сгибание и разгибание пальцев;

- пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока – белобока», «Пальчик – мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями.

Пальчиковые игры просты и эмоциональны. Они как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных. Людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои. Пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Родителям детей 5 – 7 лет и первоклассников для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

- запускать пальцами мелкие «волчки»;

- разминать пальцами пластилин. Глину, лепить различные поделки;

- сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;

- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

- завязывать узелки на шнурке, веревке;

- застегивать (расстегивать)пуговицы;

- играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

- выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;

 - мять руками поролоновые шарики, губки;

- рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;

- резать (вырезать) ножницами;

- плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

- выполнять аппликации.

Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

- перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

- уход со срезанными и живыми цветами;

- водные процедуры, переливание воды, мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);

- разбор круп и т.д.

Познают мир «руками» не только крохотные малыши. Игры, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. Поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно. Чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильного сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

Мелкая моторика рук важна для развития ребенка, поскольку, стимулируя движения пальцев, ребенок развивает речь. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за оба эти действия, находятся рядом, а потому, пытаясь развивать одно, ребенок стимулирует развитие другого.

Поэтому молодым родителям важно со всей ответственностью подойти к процессу обучения своего малыша – причем, не только, как ребенок выучить свои первые «мама» и «папа». Работу над развитием следует продолжать и после того, как малыш начинает активно лепетать.

Для этого следует дарить ребенку подарки со специальными играми, содержащими мелкие детали. Помнить, что в подаренных игрушках основное – не красота, а их экологичность, безопасность и… эффективность с точки зрения развития ребенка.

Кроме того, требуется покупать одежду и обувь без липучек – завязывание шнурков на ботинках и застегивание множества пуговиц также будут в ненавязчивой форме развивать мелкую моторику рук.

 Словом, необходимо объяснять родителям, относиться к вопросу со всей ответственностью – и наши малыши скажут нам впоследствии «Спасибо!»

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»

Речь является важнейшей психической функцией человека.  Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...

методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики

Развитие мелкой моторики помогает развитию высших психических функций у  ребенка....

Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей.

Развитие руки , важный этап готовности ребёнка к письму....

Практические рекомендации для родителей о развитии мелкой моторики у детей раннего возраста

Рекомендации для родителей о развитии мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях...

Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В данной публикации в доступной форме даны рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Приводятся конкретные упражнения, способствующие развитию движений рук. Стат...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПЕРВОКЛАССНИКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПЕРВОКЛАССИНКОВ....

рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Цель:•пропаганда педагогических знаний среди родителей;• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;• показать способы и приёмы пров...