МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПЕРВОКЛАССНИКОВ
консультация (подготовительная группа)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПЕРВОКЛАССИНКОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx38.11 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПЕРВОКЛАССИНКОВ

Важность развития мелкой моторики у детей обусловлена не только улучшением двигательных возможностей ребенка, но и развитием его психико-речевых навыков. Кроме того, движения рук напрямую связаны с развитием двигательного и зрительного восприятия. Развитие моторики улучшает такие виды восприятия как чувствительность, координация, пространственное ориентирование.

Как верно заметил В.А. Сухомлинский, «истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».[1]

Дети, обладающие высоким уровнем развития мелкой моторики рук, лучше умеют логически мыслить. Также у таких детей лучше развита память, внимание, речь более связная и последовательная. Добавим сюда также лучшую координацию артикуляционного аппарата, более развитую постановку звука.

Обозначим ряд методических рекомендаций по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Пальчиковые упражнения. Выполнение различных пальчиковых упражнений позволяет достичь хороших показателей развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно влияет на развитие речи, но и подготавливает детей к рисованию или письму. Кисти рук приобретут хорошую подвижность, гибкость. Исчезнет скованность движений, что в итоге облегчает получение навыков письма. Пальчиковые упражнения улучшают такие качества письма как хороший нажим, уверенность линий почерка.

Среди наиболее эффективных пальчиковых упражнений можно выделить следующие:

- лепка из пластилина;

- рисование;

- сборка деталей;

- вышивание;

- работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками;

- сортировка горошин, палочек, пуговиц или иных мелких предметов.

C:\Users\Олег\Desktop\41968.001.png
Рис.1. Структура комплекса упражнений, направленного на подготовку руки к письму через развитие мелкой моторики рук у старших дошкольников.[2]

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Ребенок, имеющие нарушения в развитии, как никто нуждается во внимании взрослого. С таким ребенком нужно как можно чаще разговаривать, вести беседы на различные вопросы в рамках понимания ребенка. При этом, при любом взаимодействии с ребенком важно соблюдать доброжелательное общение. Ведь задача взрослого заключается не только в передаче ребенку каких-либо знаний, умений и навыков, но и в обеспечении чувства психологической защищенности.

Упражнения по развитию моторики пальцев и кистей рук важно проводить систематические по несколько раз в день от 2 до 5 минут. В этих целях эффективным может стать проведение физкультминуток. Кроме того, если проводить пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением, то можно достичь сразу двух целей. Наряду с улучшением моторики достигается ритмичность речи. В итоге, речь ребенка становится более четкой, громкой, эмоциональной, а наличие рифмы в голосовом сопровождении гимнастики лучшим образом влияет на слуховое восприятие. Таким образом, пальчиковая гимнастика наряду с проговариванием стихов является наиболее эффективным упражнение для детей с нарушением речи.

В заключение отметим, что практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования комплекса упражнений, который направлен на развитие мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста и первоклассников. Данные рекомендации могут быть использованы воспитателями детских садов в процессе подготовки детей к школьному возрасту, а также могут быть рекомендованы родителям дошкольников.


[1] Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радяньса школа, 1985. — 557 с.

[2] Матвеева, Л. Н. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму / Л. Н. Матвеева, Е. М. Галкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 604-607. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41968/ (дата обращения: 01.11.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Методичекские рекомендации по развитию мелкой моторки, примерные возрастные  нормы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Приведены основные игры с учетом возрастных особенностей....

Рекомендации родителям « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Материал о том, как можно эффективнее развивать мелкую моторику у современных дошкольников с задержкой психического развития....

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования (методические рекомендации)

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших п...

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников

      Роль рук не случайно в истории развития человечества подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проход...

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.        Роль ру...

«Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Мелкую моторику рук развивают: -Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок; - Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; - Народные игры с ладош...

Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего возраста и первоклассников

Мелкая моторика рук важна для развития ребенка, поскольку, стимулируя движения пальцев, ребенок развивает речь....