Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев"
консультация

Дубовская Татьяна Владимировна

О важности развития мелкой моторики у детей с самого раннего возраста должен знать и помнить каждый родитель. Именно она способствует полноценному развитию речевого аппарата ребенка, тренирует у него ловкость и сноровку, развивает интеллектуальное мышление. Непосредственная связь с развитием головного мозга делает этот вид деятельности для детей просто необходимым. Поэтому каждый родитель должен обеспечить своему ребенку набор развивающих ирушек, а также регулярно проводить с ним игры и упражнения для развития мелкой моторики, начиная с года. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики

рук и пальцев»

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных медико – психологических опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а н обучение ему, т.к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма), ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше – меньше, короче – длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активны точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте до трех – четырех лет нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные, игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т.д.

Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как:

  • перемотка ниток;
  • завязывание и развязывание узелков;
  • уход за срезанными и живыми цветами;
  • чистка металла;
  • водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
  • собирание разрезных картинок

Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого другого конструктора)

Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, формированию представлений о цвете и форме и ориентировке в пространстве.

Преимущества использования конструктора:

  • с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры;
  • при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки. Ребенок уже испытывает чувство успеха;
  • поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;
  • конструктор безопасен, у ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

Разными фирмами предлагается широкий выбор наборов «Дом», «Аэропорт», «Зоопарк», «Семья» и другие. Их можно использовать для развития словарного запаса малыша.

Иры с мелкими предметами

1 «Кто запомнит?»

Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованных на таблицах.

Содержание: взрослый показывает ребенку образец 5 – 10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

2 «Волшебный куб»

Оборудование: «волшебный куб» - их сейчас продается велико множество с различной тематикой (геометрические фигуры, животные, цветы, цифры и т.п.). Можно изготовить самим такой куб: взять коробку в форме куба из плотного картона, подобрать фигурки по выбранной тематике (например, геометрические) примерно одного размера и сделать соответствующие отверстия в коробке. Все можно раскрасить в разные цвета.

Содержание: на первом этапе надо показать ребенку, что каждая фигурка попадает только в одно отверстие, а в другое – нет; затем совместно попытаться разложить фигурки. И только потом можно предоставить ребенку самому попробовать. И если не получится, попробовать сначала.

Работа с бусами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих ягод рябины.

Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).

Содержание: взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых  чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т.п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок., но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.

Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и узор.

Рисование

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет её. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Оборудование: краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисточки разных размеров, губки для закрашивания больших пространств и т.д.

Содержание: для начала хорошо использовать:

  • обводка плоских фигур. Обводить можно всё: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления кексов;
  • рисование по опорным точкам;
  • дорисовывание второй половины рисунка;
  • рисунок по образцу, н отрывая руки от бумаги

Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 – 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

Работа с бумагой и ножницами

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых.

Советы родителям

Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не прерывайте занятия на длительный срок. Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему всё сразу! Много – не значит хорошо! Не делайте ничего через силу! Занятия должны приносить радость. Н старайтесь сразу получить результаты. Даже если что – то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач).

Придумывайте сюжеты заранее, используя уже имеющийся опыт ребенка (сказки, стихи, походы в зоопарк, театры и т.д.). Не жалейте денег на качественные материалы и оборудование. Создавайте выставки работ малыша. Продумайте хорошо режим дня ребенка.

Играйте и развивайте детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшени...

Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев"

Дидактические игры и  упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев.Консультация для родителей.Материал взят из интернета....

Консультация для родителей: «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев».

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев...

Консультация для родителей: «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев».

Консультация для родителей: «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев».В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручно...

Консультация для родителей «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев»

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов....

Консультация "Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев"

Консультация "Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев"...

Консультация для родителей: «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев».

Консультация для родителей: «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев»....