3.4. Участие в инновационной или в экспериментальной деятельности, в работе стажировочных и пилотных площадок

Нурисламова Айгуль Раисовна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА «ЧЕБУРАШКА»

КОНСПЕКТ

РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

НА ТЕМУ:

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

(Мастер-класс)

Разработан: воспитателем

Нурисламовой А.Р.

2021г.

Цель: ознакомление родителей с возможностями LEGO.

Актуальность:

При выборе игрушек, необходимо учитывать то, что как они будут влиять на формирование всех психических процессов у дошкольников, какую именно функцию они несут. Конструирование является одним из самых часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а также речи, мышления, воображения, внимания, памяти, интеллекта у детей. Игра - ведущая деятельность ребенка. Именно в ней формируется способность к созданию новых и новых образов, отражающих функциональные, генетические, структурные связи предметов, действий и явлений. Данный мастер- класс имеет целью привлечение родителей к сотрудничеству, является нестандартной формой организации работы с родителями.

Ход МК:

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами, чтобы познакомиться со значением и возможностями ЛЕГО конструирования для развития мышления дошкольников, а также получить практические навыки ЛЕГО-конструирования.

Что такое ЛЕГО-конструирование?

Это игра, которая позволяет учить, играя и обучаться в игре. Как вы думаете, к какой образовательной области относится Лего-конструирование? Лего - конструирование относится к образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (наряду с другими видами продуктивной деятельности: рисованием, аппликацией, лепкой) и интегрируется с такими областями как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие» и «Физическое развитие».

Предлагаю Вам окунуться в мир Лего и увидеть, как это происходит на практике.

Практическая часть:

Игра «Буквы»

Для команд мы подготовили образец постройки. Командам нужно будет как можно быстрее собрать из конструктора Лего – буквы по образцу. Работать будем в парах. На что следует обратить внимание, чтобы у вас получились такие же буквы, как на образце? (Нужно взять столько же деталей и такого же цвета).

Какие образовательные области интегрируют с Лего-конструированием в этой игре? Как?

Игра «Построй и расскажи»

Возьмите несколько деталей конструктора, назовите их. Ваша задача построить из всех деталей, которые взяли участники Вашей команды, одну постройку и придумать не большой рассказ. Когда построите, один из команды расскажет, что именно у Вас получилось.

Игра «Самая высокая и устойчивая башня»

За ограниченное количество времени каждой группе нужно построить самую высокую и устойчивую башню. При строительстве башни нужно учитывать, что она не должна быть слишком узкая, иначе, она может упасть. Слишком широкую башню тоже строить не следует, вы потратите много времени на её строительство и не успеете ее построить.

Расскажите о своей башне. Сравним башни.

Игра «Найди правильное место»

Я буду называть деталь определённой формы и цвета, которую нужно будет найти и выставить в указанное мною место на платформе. Для начала выберите цвет квадрата, на который будете выставлять детали.

Используются следующие ориентиры положения: «левый нижний угол», «левый верхний угол», «правый нижний угол», «правый верхний угол», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от». Например, возьмите кирпичик желтого цвета 2 на 2 и выставите его в левый верхний угол. Кирпичик синего цвета 2 на 3 выставите в правый верхний угол. Кирпичик зеленого цвета 2 на 6 выставите в правый нижний угол. Кирпичик белого цвета 2 на 4 выставите в центр квадрата. Кирпичик оранжевого цвета 2 на 6 выставите в левый нижний угол и т. д.

Игра «Составь узор»

Вам нужно самостоятельно составить симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.

Заключение. Рефлексия.

У многих родителей Лего ассоциируется с конструированием по инструкции. До 8-12 лет строить по инструкции ребёнок вряд ли будет. То есть, если он хочет и заинтересовался, то, пожалуйста. Но если он равнодушен к изумительным постройкам, которые предлагают дизайнеры Лего, то это тоже здорово. В этот период гораздо важнее развитие творчества и воображение, чем развитие пространственного мышления (которое активизируется при сборке по инструкции). Родители обязательно должны играть без инструкций, делая сооружения налету. Лего очень похож на глину или пластилин - можно сделать всё, что угодно, смять в комок и сделать нечто совершенно другое. Тем не менее, купив новый набор, родителям стоит обязательно собрать его по инструкции. Зачем? Чтобы увидеть и понять все возможности деталей. Обратите внимание на крепость постройки, покажите, как класть кирпичики перекрёстно, как прижимать детали, чтобы они плотно прилегали и как отделять их (не используя зубы). Лего – это творчество и хорошо, когда оно свободно от шаблонов и образцов.

В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций.

Кирпичик красного цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого – то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик желтого цвета покажет, что вам ничего не понравилось.

Родители строят пирамиду своих эмоций из деталей Лего трех цветов. Спасибо всем за участие в мастер-классе!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА «ЧЕБУРАШКА»

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ»

(Конструирование из конструктора ЛегоWeDo )

Разработал: воспитатель

Нурисламова А.Р.

Когалым – 2022г.

Цель: Знакомство родителей с конструктором Lego WeDo

Задачи:

Познакомить с конструктором Lego и его видами.

Обучить способам конструирования.

Привлечь родителей в образовательное пространство дтского сада.

Способствовать общению детей и взрослых.

Оснащение: наборы конструкторов Лего, образцы построек, схемы и инструкции построек, наборы конструктора, планшеты, ноутбук, демонстрационный экран.

Структура мастер-класса

1. Вводная часть

2. Основная часть

3. Заключительная часть

#1042;водная часть

Игрушка-робот - это мечта современного ребенка. А робот, собранный самостоятельно, интересен тем более. Образовательная робототехника требует особого подхода к организации работы дошкольников, которому и будет посвящен наш МК.

Робототехника - это создание роботов из специальных конструкторов. Мы с этой целью используем наборы LEGO, в которые входят пластиковые детали, двигатели, различные датчики (движения, цвета, препятствия, ультразвуковые и пр.) и программируемый блок. В комплект входит также среда разработки программ (программирование), непосредственно с которой и нужно работать, чтобы «оживить» робота.

В чём цель занятий по робототехнике?

Ребёнку интересно собственными руками создать настоящего робота и понаблюдать за результатом своих трудов. А перед педагогом стоит другая задача: познакомить детей с основами программирования, развить конструкторские навыки, логику, целеустремлённость, уверенность в себе. Робототехника – это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой.

Как проходят занятия робототехникой?

Детям выдаются набор конструктора и инструкция, по которой нужно собрать определённую фигуру. Затем начинается самая ответственная часть работы – программирование. На планшете мы создаем программу, которая будет управлять роботом, и сохраняем её на закреплённом на роботе программируемом блоке. В конце занятия происходит тестирование роботов – они «включаются» и делают то, чему их "научили".

С помощью конструктора создаются условия для решения задач образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:

• развитие мелкой моторики рук, стимулирующее общее речевое развитие и умственные способности;

• обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;

• получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;

• расширение представлений детей об окружающем мире;

• развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления;

• обучение воображению, творческому мышлению;

• овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;

• обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.

Занимаясь конструированием, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей и, следовательно, планировать деятельность.

Таким образом, использование робототехники в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

2. Основная часть (конструирование из конструктора Lego родителями).

А сейчас, уважаемые родители, мы предлагаем Вам поиграть вместе.

Задание для каждой группы – собрать робота. Для этого используется пошаговая схема, которую Вы видите на экране компьютера.

Начинаем с первого шага. Обратите внимание, что на экране слева показаны детали, которые необходимы для сборки данного шага. Справа показана сборка необходимых элементов, и их установка на модель.

3. Заключительная часть (программирование роботов)

На этапе программирования нужно составить программу для своего робота, чтобы игрушка двигалась и издавала звуки.

(показать, как составлять алгоритм программирования роботов, запустить их)

Как видите, данные занятия очень интересны не только детям, но и вам, взрослым. Оно объединяет игровую и познавательную деятельность. Во время проведения занятия мы с ребятами проводим беседу и размышляем о том, где и как можно применить данного работа.

Занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся работать руками, они развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. А также, во время занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей.

Всем большое спасибо!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА «ЧЕБУРАШКА»

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ»

(Конструирование из конструктора ЛегоWeDo )

Разработал: воспитатель

Нурисламова А.Р.

Когалым – 2023г.

Цель мастер-класса: Познакомить родителей с конструктором Lego WeDo . Помочь собрать и запустить модели «Робот- вездеход Майло».

Задачи:

  • построение и запуск «Робот - вездеход Майло»;
  • повышение компетенции родителей .

Оборудование: столы, стулья, ноутбуки, наборы конструктора Lego WeDo , оформленный стенд в приемной группы «Яркий мир Lego»( фотографии ребят в работе по сборке роботов, собранные модели роботов), буклеты «Яркий мир Lego».

Ход мастер-класса:

Встреча родителей в приемной группы, возле стенда «Яркий мир Lego».

-Добрый вечер, уважаемые родители! Меня зовут Айгуль Раисовна, я воспитатель группы «Гномики».
- А знаете ли вы что такое робототехника? (ответы родителей)

- Робототехника – является достаточно сложной наукой, однако , начиная с дошкольного возраста ребята могут ее познавать и изучать, развивать навыки инженерного мышления. Робототехника — это не игрушки, а вклад в будущее ребенка.

На протяжении 2 лет мы с ребятами работаем в этом направлении. Робототехника - «живет» в нашем детском саду. В копилке наград у ребят имеются Дипломы победителей и сертификаты участников в различных конкурсах по робототехнике. Дети представляют свои работы и проекты на муниципальном, Всероссийском и Международном уровнях.

- Сегодня, дорогие родители, я приглашаю вас в наше Конструкторское бюро, почувствуйте себя инженерами и программистами.

Родители проходят в группу, делятся на подгруппы по 3 человека за рабочее место.

-Сегодня у вас есть уникальная возможность создать своего первого робота.

Для сборки робота мы будем использовать конструктор Lego WeDo
Перед вами набор Lego, в состав которого входят 280 деталей, в том числе в наборе есть система Смарт Хаб- для связи с приложением на ноутбуке, мотор, датчики наклона и движения.
Создавать вы сегодня будете модель «Робот-вездеход Майло», следуя пошаговым инструкциям.

Родители приступают к сборке модели.

Во время сборки модели:

-Ребята трудятся в паре за одним набором. Так они приучаются работать в команде. Идет распределение обязанностей, ответственность за свою часть. Каждое занятие учит дисциплине, дает возможность личностного роста.

-Какую вы взяли деталь? Сколько на ней кнопок? Что надо сделать? (посчитать). Какую следующую деталь взяли? Сколько на ней кнопок? Это больше или меньше чем первая деталь? На сколько? Как ещё моно узнать? (приложить, сравнить) и т.д. все вопросы касающиеся математики.

-Робототехника является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников.

-Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;

-Позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании.

-Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

-Наша модель готова! После того как робота собрали его нужно «оживить», заставить двигаться по определённому алгоритму. Для этого нужно создать программу на языке программирования. Весь процесс программирования выглядит как перетаскивание блоков с определёнными действиями. Начинаем программировать.

- Через систему Смарт Хаб подключаем связь робота с программой. Если связь установлена верно, то индикатор будет светиться и при запуске наш робот «оживет».

Запуск готовых моделей.

-В занятиях для дошкольников на первом плане – свобода мыслить и создавать.

После того, как ребенок освоит азы, он может углубиться в одно из направлений, более глубоко изучать программирование и конструирование.

Робототехника позволяет вовлечь в процесс технического творчества детей, начиная с дошкольного возраста, дает возможность ребенку создавать инновации своими руками, и заложить основы успешного освоения профессии инженера в будущем.

Предложить родителям буклеты «Яркий мир LEGO».

-Благодарю за сотрудничество!

Список литературы:

  1. Вильямс Д. Программируемые роботы. - М.: NT Press, 2006.
  2. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
  3. Конюх В. Основы робототехники. – М.: Феникс, 2008.
  4. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010.

Интернет-ресурсы:

1.

2.

3.

4. Введение в образовательную робототехнику

5.