Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся в начальной школе включает в себя наблюдение, диагностику, организацию разнообразной деятельности (творческой, проектной, исследовательской) и создание благоприятной образовательной среды. Важно стимулировать познавательный интерес, использовать проблемные ситуации и вовлекать детей в игровые и творческие процессы.
- Наблюдение: Учитель наблюдает за учениками на уроках и внеклассных мероприятиях, замечая их интересы, склонности и сильные стороны.
- Диагностика: Используются специальные тесты, опросники и творческие задания для выявления индивидуальных особенностей.
- Анализ результатов деятельности: Оцениваются выполненные работы, проекты, творческие задания, рисунки и др.
Формы развития способностей
- Творческая деятельность: Театрализованные игры, рисование, литературные игры, создание собственных историй и сказок.
- Проектная деятельность: Исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты, которые позволяют детям применять полученные знания на практике.
- Игровая деятельность: Ролевые игры, которые помогают развивать коммуникативные навыки, воображение и умение работать в команде.
- Познавательная деятельность: Создание проблемных ситуаций, которые побуждают детей думать, анализировать и искать решения.
Педагогические условия
- Создание благоприятной среды: Поддержка инициативы, положительная обратная связь, стимулирование познавательного интереса.
- Дифференцированный подход: Учет индивидуальных особенностей каждого ученика при постановке задач.
- Вовлечение в разнообразную деятельность: Использование различных методов и форм обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный).
- Развитие самостоятельности: Постепенное усложнение задач, предоставление возможности для самостоятельной работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя_______________________________________ Класс______
Олимпиада » Орешки для ума » (2 кл.)2024г.
- Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто из девочек выше: Наташа или Оля? ___________________________________________________________________1б.
- В классе 21 ученик. Сколько потребуется парт, чтобы рассадить всех учеников? _________________________________________________________ 1б.
3.У Кати вчера был день рождения. Завтра будет пятница. В какой день недели был день рождения Кати? _________________________________ 1б.
4. Ваня , Женя и Егор играли в шахматы . Каждый из них сыграл по 2 партии . Сколько всего партий было сыграно?_______________________________________ 1б.
5.У девочки было 18 яблок. Каждые 3 яблока она поменяла на 2 груши. А затем каждые 3 груши она поменяла на 1 конфетку. Сколько конфеток у девочки? 2б.
6. Витя, Саша и Андрей смастерили из бумаги кораблик, змея и аиста. Какую игрущку сделал каждый мальчик, если Витя не сделал кораблика и змея, а Саша не делал кораблик?
Саша- Витя – Андрей –______________________ 2б.
7. Сумма трёх последовательных чисел равна 105. Найди эти числа
_____________________________________________________________ 2б.
8. Расшифруй пример на сложение трёх двузначных чисел:
1А + 2А + 3А = 7А
Все четыре буквы А означают одну и ту же цифру. Какую? ________________2б.
9.Валя и Миша весят столько же, сколько Боря и Коля. Миша весит 32кг,
Боря – 40кг. Кто тяжелее: Валя или Коля? ________________________________2б.
10.Костюм девочки состоит из кофты и юбки. Сколько различных костюмов можно составить из четырёх кофт и трёх юбок? ___________________________ 2б.
11.В вагоне едет 30 футболистов и 22 хоккеиста. Причём 10 человек одновременно и футболисты и хоккеисты. Сколько спортсменов едет в вагоне? _____________________________________________________________________ 3б.
12. На блюде лежат пирожки с мясом, повидлом и с капустой. Пирожков с мясом
на 9 меньше, чем с повидлом, а с повидлом на 7 меньше, чем с капустой. Сколько пирожков с мясом и с капустой, если с повидлом 18 пирожков?
С мясом_____ с капустой_______ 3б.
13. По двору гуляют козы и гуси. Известно, что всего у них 8 голов и 26 ног. Сколько коз и сколько гусей гуляет по двору?__________________________________________ 3б.
14.Вырази число 28 пятью двойками, соединив их знаками действий.
_______________________________________________________________________
15.Трех девочек спросили, сколько им лет? Они ответили:
Маша: «Мне вместе с Наташей 21 год»,
Наташа: «Я моложе Тамары на 4 года»,
Тамара: «Нам всем вместе 34 года».
Сколько лет каждой девочке?
Маша_____ Наташа_______ Тамара________ 3б.
16. Длина забора, который собрался покрасить Том Сойер, равна 20 метрам. Сколько в заборе столбов, если столб от столба стоит на расстоянии двух метров?
_____________________________________________________________ 3б.
17. В гостиницу приехали 100 туристов. Из них 10 чел не знали ни немецкого ни французкого языка. 75 туристов знали немецкий язык и 83 туриста знали французкий
язык. Сколько туристов знали оба языка: немецкий и французкий?
_____________________________________________________________ 4б.
18. Юра разрезал огромную пиццу на 10 кусков.
Затем он взял один из кусков и разрезал его еще на 10.
После этого из имеющихся кусков он выбрал два и разрезал каждый из них на 10.
Сколько в результате кусков пиццы у него получилось?
Ответ_____________________________________ 4б.
Желаем успехов!
Предварительный просмотр:
Метапредметная олимпиада «Нерпёнок» 2 класс(2024г.)
Ф.И. участника________________________________ Класс_____
Задания представлены по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.
Желаем успеха!
Математика
- В семье три сестры . Каждая следующая вдвое младше предыдущей,
а вместе им 28 лет. Сколько лет каждой?
____________________________________________________________(2б.)
2.Поставь между некоторыми числами знак «+» так,
чтобы в ответе получить 100 (2б.)
- 2 3 4 5 6 7 =100
3.Из 25 учеников в классе 17 изучают английский язык,
а 15 –французский. Сколько детей изучает оба языка? (3б.)
__________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Русский язык
1.Разгадай ребус и запиши ответ
100рожка______________ (1 сл.-1б.)
Р 1 а __________________
За1ка __________________
По2л ______________________
С3жи__________________
2.Найдите цепочку слов – синонимов. (2б.)
А)умный – мудрый – приветливый
Б) смелый – отважный – трусливый
В) ловкий – проворный – юркий
Г) ехать – идти – прыгать
3.Закончи словосочетание подходящим словом. (1сл.-2б.)
Слова для выбора: лев, собака, кошка, волк, уж, петух, рыба, ворона, слон, сорока, курица, тигр, лисица.
Голоден как___________________________________________________
Изворотлив как _________________________________________________
Нем как ___________________________________________________
Болтлив как __________________________________________________
Как мокрая _____________________________________________
Чтение
1.Кто приехал из Африки в ящике с апельсинами? (1б.)
________________________________________
2. Прочитай тексты и определи, к какому виду устного народного творчества относится каждое произведение. Напиши. (1сл.-2б.) Без труда не вынешь и рыбки из пруда. _______________________________ Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. ____________________________ Проворонила ворона воронёнка. _____________________________________ 3.Вспомни и запиши три пословицы , в которой встречается слово «семь». (1посл.-3б.)
1) __________________________________________________________________________
|
2)________________________________________________________________
3)________________________________________________________________
Окружающий мир
1. Какое животное может поднять груз в 100 раз больше своего веса? (1б.)
а) слон б) бегемот в) муравей г) медведь
2.а)Какая река вытекает из оз. Байкал? ______________________ (1сл.-2б.)
б) Самое единственное млекопитающие на оз. Байкал? ______________________
в) Самый большой остров на оз. Байкал? __________________________________
3.Назови «цветные моря»: ______________________________________ (1сл.-3б)
__________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку
«Знатоки словарных слов»
Фамилия, имя ученика ________________________________________3 ___класс
- Отгадай загадки, вставь пропущенные буквы в тексте загадки, запиши отгадки:
В _г_роде красуется летом
И годится всегда на с_лат.
В сто х_латов нарядных одета,
А сто первый – зелёный х_лат.
До краёв наполнена хрустом
Так любимая зайцем…… ______________
Вот л_донь на длинной ножке
Выкопала всю к_ртошку.
Гладкая, покатая.
А зовут … … _______________ .
Пьёт б_нзин, как м_л_ко, может бегать д_леко,
Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней. _____________________
С_молётом правит лётчик,
Тракт_р водит тр_кт_рист,
Электричку – м_шинист,
Стены выкрасил м_ляр,
Доску выстрогал … _______________ .
- Разгадай ребусы, ответы запиши ниже.
Ответы: _____________________________________________________________
- Подберите к каждому слову антоним – словарное слово:
Небрежно - ___________________, болезнь- _____________________, восток - _______________,
белый - ____________, справа - ___________ , город - _______________ .
Подберите к каждому слову синоним – словарное слово:
Коллектив - ____________, досуг - _____________, радушно - __________________, фейерверк - ________________ , неожиданно - _____________ , воин - ________________ .
- Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из 3 задания. (3 балла)
________________ в порядке - спасибо зарядке.
Земелька ______________ , а белый хлеб родит.
______________ одержит тот, кто смело вперёд идёт.
- Прочитай стихотворение. Посчитай, сколько гласных звуков О и гласных звуков А в этом отрывке.
Что такое Родина?
Это облака,
Садик с огородиком,
Поле и река…
Ответ: звуков а - ______ звуков о - ______
- Назовите одним словом:
Порядок букв, принятый в азбуке - ____________________
Седьмой день недели – ________________________
Промышленное предприятие, производящее какую-нибудь продукцию - ______________________
Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска - _______________________
Второй месяц года - _____________________________
- Составь пословицы из слов:
И, дома, хозяину, помогают, стены
________________________________________________________________________________
Болоте, певица, и, своём, лягушка, в
_________________________________________________________________________________
Болото, своё, каждый, кулик, хвалит
_________________________________________________________________________________
- Составь небольшой рассказ из пяти-шести предложений по теме «Школа», используя в предложениях некоторые словарные слова:
Сентябрь, портфель, учитель, ученики, ученицы, пенал, карандаши:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Объясни значение фразеологизма «Язык до Киева доведёт»:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы - Олимпиада по русскому языку
«Знатоки словарных слов»
Фамилия, имя ученика ________________________________________3 ___класс
Если словарное слово написано с ошибкой, оно не засчитывается. Всего 70 баллов.
- Отгадай загадки, вставь пропущенные буквы в тексте загадки, запиши отгадки:
В _городе красуется летом
И годится всегда на салат.
В сто халатов нарядных одета,
А сто первый – зелёный халат.
До краёв наполнена хрустом
Так любимая зайцем…… КАПУСТА
Вот ладонь на длинной ножке
Выкопала всю картошку.
Гладкая, покатая.
А зовут … … ЛОПАТОЮ (лопата).
Пьёт бензин, как молоко, может бегать далеко,
Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней. МАШИНА (автомобиль)
Самолётом правит лётчик,
Трактор водит тракторист,
Электричку – машинист,
Стены выкрасил маляр,
Доску выстрогал … СТОЛЯР . (20 баллов)
- Разгадай ребусы, ответы запиши ниже. (4 балла)
Ответы: пальто, заря, народ, собака
- Подберите к каждому слову антоним: (12 баллов)
Небрежно - АККУРАТНО, болезнь - ЗДОРОВЬЕ, восток –ЗАПАД , белый - ЧЁРНЫЙ, справа - СЛЕВА , город - ДЕРЕВНЯ .
Подберите к каждому слову синоним:
Коллектив - ГРУППА, досуг - ОТДЫХ, радушно - ПРИВЕТЛИВО, фейерверк - САЛЮТ , неожиданно - ВДРУГ , воин - СОЛДАТ .
- Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из 3 задания. (3 балла)
ЗДОРОВЬЕ в порядке - спасибо зарядке.
Земелька ЧЁРНАЯ , а белый хлеб родит.
ПОБЕДУ одержит тот, кто смело вперёд идёт.
- Прочитай стихотворение. Посчитай, сколько гласных звуков О и гласных звуков А в этом отрывке.
Что такое Родина?
Это облака,
Садик с огородиком,
Поле и река…
Ответ: звуков а - 11 звуков о - 5 (16 баллов)
- Назовите одним словом: (5 баллов)
Порядок букв, принятый в азбуке - АЛФАВИТ
Седьмой день недели – ВОСКРЕСЕНЬЕ
Промышленное предприятие, производящее какую-нибудь продукцию - ЗАВОД
Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска - ЛЕСТНИЦА
Второй месяц года - ФЕВРАЛЬ
- Составь пословицы из слов: (3 балла)
Бояться, ягод, медведя, не, видать
МЕДВЕДЯ БОЯТЬСЯ, ЯГОД НЕ ВИДАТЬ.
Болоте, певица, и, своём, лягушка, в
В СВОЁМ БОЛОТЕ И ЛЯГУШКА ПЕВИЦА.
Болото, своё, каждый, кулик, хвалит
КАЖДЫЙ КУЛИК СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ,
- Составь небольшой рассказ из пяти-шести предложений по теме «Школа», используя в предложениях некоторые словарные слова:
Сентябрь, портфель, учитель, ученики, ученицы, пенал, карандаши: (6 баллов)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Объясни значение фразеологизма «Язык до Киева доведёт»: (1 балл)
Тот, кто спрашивает, всегда найдёт то, что ищет.
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя_______________________________________ Класс______
Олимпиада по произведениям Драгунского В.Ю.(2 кл.)
- Назовите фамилию Дениски - ________________________ (1б.)
- Как звали друга Дениски? Напиши его фамилию и имя ?
_____________________________________________________ (1б.)
3. В какую игру играли ребята в рассказе « 20 лет под кроватью»? (1б.)
а) жмурки б)прятки в) догонялки
4. О каком животном мечтал Дениска? (1б.)
а) слон б)кошка в)собака
5. Сколько лет было Аленке в рассказе «Заколдованная буква»? (1б.)
а) 4 б) 5 в) 6
6. Кем был двоюродный дядька Дениски? _________________________ (2б.)
7.Откуда в позапрошлом году приехал Денискин дядя ?______________(2б.)
8. За лучший костюм Дениска получил первую премию.
Что это был за костюм? ______________________________________ (2б.)
9. Кем предложила быть вожатая Люся на концерте
Дениске и Мишке?__________________________________________ (2б.)
10. Кого звали Шанго Махмудович? ______________________________ (2б.)
11. Из какого рассказа взяты такие строчки: «Я остановился на лестнице и внятно сказал: «Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!»_____________________________________ (2б.)
12. В каком городе родился Драгунский В.Ю.
___________________________________________________________ (3б.)
13. Как звали дочь Драгунского ? (3б.)
_____________________________________________________________
14.Когда Виктор Драгунский появился на свет? (3б.)
А)12 декабря 1913 года б) 1 декабря 1913 года в)1 декабря 1915 года
Желаем успехов!
Ответы:
- Кораблев. 1б
- Мишка Слонов 1б
- Прятки 1б
- Собака 1б
- 5 лет 1б.
- Капитаном 2б
- Из Сингапура2б.
- кот в сапогах 2б
9.сатириками 2б
10. слона 2б
11. «Заколдованная буква»2б.
12.Нью-Йорк 3б.
13.Ксения 3б.
14. 1декабря 1913г. 3б.

Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики
обучающегося
1. Общие сведения об обучающемся:
● фамилия, имя, отчество, возраст;
● место обучения, осваиваемая профессия, специальность;
● состояние здоровья;
● состав семьи, социальное положение семьи, родители, жилищные и материальные условия, взаимоотношения в семье, отношение к учащемуся со стороны родителей и других родственников.
Методы: изучение документов; беседа с педагогами, родителями, учащимися; наблюдение.
2. Направленность личности обучающегося
Направленность личности – это психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Она включает в себя несколько иерархически связанных форм:
● интересы учащегося вне учебного заведения (посещение театров, музеев, выставок, спортивных секций и т. д.);
● ценностные ориентации (духовное удовлетворение, материальное благополучие, социальные контакты, собственная индивидуальность, престиж, достижения, саморазвитие, обучение и образование, профессиональная жизнь, семья, увлечения, общественная жизнь);
● независимость, самостоятельность и активность в достижении своих целей (локус контроля);
● профессиональная направленность: уровень сформированности профессиональной направленности; мотивы выбора профессии (самостоятельное решение, советы друзей, родственников, родителей, нежелание учиться в общеобразовательной школе и т. д.), отношение родителей к избранной учащимся профессии; склонности, интересы, их структура, мотивы, предпочтения, профессиональный тип личности;
● самооценка, уровень притязаний.
Методы: беседа, тестирование (методика диагностики направленности личности, степени удовлетворенности основных потребностей, исследования самооценки личности, уровня притязаний, мотивации профессиональной деятельности и др.).
3. Индивидуальный опыт обучающегося
Индивидуальный опыт – это совокупность знаний, умений, навыков учащегося, накопленных в процессе обучения.
Могут быть представлены следующие сведения:
● уровень сформированности профессиональных умений и навыков, наличие развития разносторонних умений и навыков;
● успеваемость по различным предметам;
● отношение к учебе (дисциплинированность, отношение к различным предметам; систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения домашних заданий).
Методы: беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности.
4. Характеристика психических процессов обучающегося
Психические процессы – это совокупность процессов внимания, памяти, мышления, воображения, участвующих в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков и умений, других личностных качеств.
Могут быть представлены сведения о развитости следующих познавательных процессов:
● внимание (свойства: объем, распределяемость, переключаемость, избирательность, устойчивость, сосредоточенность (концентрация));
● память (преобладающий вид: образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная; механическая, смысловая; характеристики продуктивности: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения информации, лабильность, помехоустойчивость);
● мышление (особенности мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, абстрагирование, конкретизация; преобладающий вид: наглядно-действенное, наглядно-образное, словеснологическое; репродуктивное, продуктивное; особенности: аналитичность, рефлексивность, критичность, самостоятельность, гибкость, подвижность, активность);
● воля (выраженность и генерализованность волевых качеств личности: сила, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, самообладание, решительность, настойчивость);
● эмоции (преобладающий фон настроения, эмоциональная сдержанность, тревожность (ситуативная, личностная) и т. д.);
● воображение (яркость представлений, пространственные представления).
Методы: эксперимент, наблюдение, тестирование (методики исследования свойств внимания, свойств и видов памяти, особенностей мышления, волевых качеств личности и др.).
5. Характеристика индивидуально-психологических особенностей обучающегося
Индивидуально-психологические особенности – это личностные свойства, отличающие одного индивида от других.
Индивидуально-психологические особенности проявляются в темпераменте, характере и способностях обучающегося:
● темперамент (экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, активность; уравновешенность, сила нервной системы; тревожность), сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов);
● характер (организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие), акцентуации характера;
● способности (интеллектуальные, творческие).
Методы: наблюдение, тестирование (методика исследования экстраверсии-интроверсии и нейротизма, типов темперамента, диагностики темпераманта Я. Стреляу, определение психологической характеристики темперамента, акцентуаций характера, ситуативной и личностной тревожности и др.).
6. Обучающийся в структуре межличностных отношений
Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. В данном пункте следует рассмотреть следующие составляющие:
● особенности восприятия группы (индивидуалистический, коллективистический, прагматический тип направленности);
● ориентация на задачу, на взаимоотношения в группе, на себя;
● особенности поведения в конфликтных ситуациях;
● положение обучающегося в группе, его социометрический статус;
● способность к эмпатии;
● уровень агрессивности;
● коммуникативные и организаторские склонности;
● характер взаимоотношений с окружающими: с родителями, преподавателями, друзьями;
● участие в общественной жизни коллектива: отношение к общественным поручениям, качество их выполнения, активность и самостоятельность обучающегося в коллективной деятельности.
Методы: беседа, наблюдение, тестирование (методика исследования
стратегий поведения в конфликтной ситуации, диагностики межличностных отношений Т. Лири, уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, исследование агрессивности личности, методика Рене Жиля и др.).
7. Общие выводы и рекомендации по работе с обучающимся
В данном пункте необходимо отразить следующие вопросы:
● какие особенности личности обучающегося можно охарактеризовать как сильные, а какие требуют коррекционного воздействия;
● насколько соответствуют профессиональные интересы и склонности учащегося выбранной профессиональной деятельности;
● какие свойства личности учащегося способствуют построению положительных межличностных отношений в группе, развитию каких свойств
личности следует воспрепятствовать;
● на какие сильные стороны личности обучающегося следует опираться при организации учебной деятельности, какие стороны его личности затрудняют процесс обучения;
● какие характеристики познавательных процессов требуют развивающего воздействия.







