Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся в начальной школе включает в себя наблюдение, диагностику, организацию разнообразной деятельности (творческой, проектной, исследовательской) и создание благоприятной образовательной среды. Важно стимулировать познавательный интерес, использовать проблемные ситуации и вовлекать детей в игровые и творческие процессы.

Методы выявления способностей
  • Наблюдение: Учитель наблюдает за учениками на уроках и внеклассных мероприятиях, замечая их интересы, склонности и сильные стороны.
  • Диагностика: Используются специальные тесты, опросники и творческие задания для выявления индивидуальных особенностей.
  • Анализ результатов деятельности: Оцениваются выполненные работы, проекты, творческие задания, рисунки и др.

Формы развития способностей

  • Творческая деятельность: Театрализованные игры, рисование, литературные игры, создание собственных историй и сказок.
  • Проектная деятельность: Исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты, которые позволяют детям применять полученные знания на практике.
  • Игровая деятельность: Ролевые игры, которые помогают развивать коммуникативные навыки, воображение и умение работать в команде.
  • Познавательная деятельность: Создание проблемных ситуаций, которые побуждают детей думать, анализировать и искать решения. 

Педагогические условия

  • Создание благоприятной среды: Поддержка инициативы, положительная обратная связь, стимулирование познавательного интереса.
  • Дифференцированный подход: Учет индивидуальных особенностей каждого ученика при постановке задач.
  • Вовлечение в разнообразную деятельность: Использование различных методов и форм обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный).
  • Развитие самостоятельности: Постепенное усложнение задач, предоставление возможности для самостоятельной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия, имя_______________________________________        Класс______

Олимпиада » Орешки для ума » (2 кл.)2024г.

  1. Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто из девочек выше: Наташа или Оля?                                                                                           ___________________________________________________________________1б.

  1. В классе 21 ученик. Сколько потребуется парт, чтобы рассадить всех учеников? _________________________________________________________                    1б.

3.У Кати вчера был день рождения. Завтра будет пятница. В какой день недели был день рождения Кати? _________________________________                                    1б.

4. Ваня , Женя и Егор играли в шахматы . Каждый из них сыграл по 2 партии . Сколько всего партий было сыграно?_______________________________________                1б.                                                                                                          

5.У девочки было 18 яблок. Каждые 3 яблока она поменяла на 2 груши. А затем каждые 3 груши она поменяла на 1 конфетку. Сколько конфеток у девочки?                       2б.

6. Витя, Саша и Андрей смастерили из бумаги кораблик, змея и аиста. Какую игрущку сделал каждый мальчик, если Витя не сделал кораблика и змея, а Саша не делал кораблик?

   Саша-                  Витя –                    Андрей –______________________                 2б.                      

7. Сумма трёх последовательных чисел равна 105. Найди эти числа

_____________________________________________________________            2б.

8. Расшифруй пример на сложение трёх двузначных чисел:

1А + 2А + 3А = 7А

      Все четыре буквы А  означают одну и ту же цифру. Какую? ________________2б.

9.Валя и Миша весят столько же, сколько Боря и Коля. Миша весит 32кг,

Боря – 40кг. Кто тяжелее: Валя или Коля?    ________________________________2б.

10.Костюм девочки состоит из кофты и юбки. Сколько различных костюмов можно составить из четырёх кофт и трёх юбок? ___________________________                2б.

11.В вагоне едет 30 футболистов и 22 хоккеиста. Причём 10 человек одновременно и футболисты и хоккеисты. Сколько спортсменов едет в вагоне?                                                                                              _____________________________________________________________________     3б.

12.  На блюде лежат пирожки с мясом, повидлом и с капустой. Пирожков с мясом

на   9 меньше, чем с повидлом, а с повидлом на 7 меньше, чем  с капустой. Сколько    пирожков с мясом и с капустой, если с повидлом 18 пирожков?      

С мясом_____                             с капустой_______                                                       3б.

13. По двору гуляют козы и гуси. Известно, что всего у них 8 голов и 26 ног. Сколько коз и сколько гусей гуляет по двору?__________________________________________         3б.

14.Вырази число 28 пятью двойками, соединив их знаками действий.

_______________________________________________________________________

15.Трех девочек спросили, сколько им лет? Они ответили:

Маша: «Мне вместе с Наташей 21 год»,

Наташа: «Я моложе Тамары на 4 года»,

Тамара: «Нам всем вместе 34 года».  

Сколько лет каждой девочке?  

Маша_____    Наташа_______     Тамара________                                                 3б.

16. Длина забора, который собрался покрасить Том Сойер, равна 20 метрам.   Сколько в заборе столбов, если столб от столба стоит на расстоянии двух метров?

_____________________________________________________________                3б.                                                                                                

17. В гостиницу приехали 100 туристов. Из них 10 чел не знали ни немецкого ни французкого языка. 75 туристов знали немецкий язык и 83 туриста знали французкий

язык. Сколько туристов знали оба языка: немецкий и французкий?                      

_____________________________________________________________                      4б.

18. Юра разрезал огромную пиццу на 10 кусков.https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a222501d54d8/761102_1.png

Затем он взял один из кусков и разрезал его еще на 10. 
После этого из имеющихся кусков он выбрал два и разрезал каждый из них на 10.

Сколько в результате кусков пиццы у него получилось?

Ответ_____________________________________                                                     4б.

Желаем успехов!



Предварительный просмотр:

Метапредметная олимпиада «Нерпёнок» 2 класс(2024г.)

Ф.И. участника________________________________            Класс_____              

Задания представлены по русскому языку, литературному чтению, математике,   окружающему миру.

   

Желаем успеха!

Математика

  1. В семье три сестры . Каждая следующая вдвое младше предыдущей,

     а вместе им 28 лет. Сколько лет каждой?

____________________________________________________________(2б.)

    2.Поставь между некоторыми числами знак «+» так,

       чтобы в ответе   получить    100                                                               (2б.)

  1.  2  3  4  5  6  7 =100

3.Из 25 учеников в классе 17 изучают английский язык,

 а 15 –французский.  Сколько детей изучает оба языка?                      (3б.)

__________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Русский язык

    1.Разгадай ребус и запиши ответ

100рожка______________        (1 сл.-1б.)

Р 1 а __________________
     За1ка __________________

По2л ______________________

     С3жи__________________

2.Найдите цепочку слов – синонимов.        (2б.)

       А)умный – мудрый – приветливый

          Б) смелый – отважный – трусливый  

В) ловкий – проворный – юркий

Г) ехать – идти – прыгать

3.Закончи словосочетание  подходящим словом.                              (1сл.-2б.)

Слова для выбора: лев, собака, кошка, волк, уж,  петух, рыба, ворона, слон, сорока, курица, тигр, лисица.

Голоден как___________________________________________________

Изворотлив как _________________________________________________

Нем как ___________________________________________________

Болтлив как __________________________________________________

Как мокрая _____________________________________________

Чтение

1.Кто приехал из Африки в ящике с апельсинами?                                        (1б.)

________________________________________

 

     2. Прочитай тексты и определи, к какому виду устного народного творчества относится каждое произведение. Напиши.                                                  (1сл.-2б.)

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.  _______________________________

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.  ____________________________

Проворонила ворона воронёнка.   _____________________________________

     3.Вспомни и запиши три пословицы , в   которой встречается слово «семь».

      (1посл.-3б.)

                             

      1) __________________________________________________________________________

                                             

2)________________________________________________________________

3)________________________________________________________________

Окружающий мир

1. Какое животное может поднять груз в 100 раз больше своего веса?        (1б.)

   а) слон          б)   бегемот         в)  муравей         г)  медведь

     2.а)Какая река вытекает из оз. Байкал?  ______________________         (1сл.-2б.)  

   б) Самое единственное млекопитающие на оз. Байкал? ______________________    

   

   в) Самый большой остров на оз. Байкал? __________________________________

3.Назови «цветные моря»: ______________________________________  (1сл.-3б)  

__________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

«Знатоки словарных слов»

Фамилия, имя ученика ________________________________________3 ___класс

  1. Отгадай загадки, вставь пропущенные буквы в тексте загадки, запиши отгадки:

В _г_роде красуется летом

И годится всегда на с_лат.

В сто х_латов нарядных одета,

А сто первый – зелёный х_лат.                

До краёв наполнена хрустом

Так любимая зайцем…… ______________

Вот л_донь на длинной ножке

Выкопала всю к_ртошку.

Гладкая, покатая.

А зовут … … _______________ .

         Пьёт б_нзин, как м_л_ко, может бегать д_леко,

         Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней.       _____________________

С_молётом правит лётчик,

Тракт_р водит тр_кт_рист,

Электричку – м_шинист,

Стены выкрасил м_ляр,

Доску выстрогал … _______________ .                            

  1. Разгадай ребусы, ответы запиши ниже.            


Иллюстрация 7 из 20 для Ребусы "Словарные слова" - Татьяна Барчан |  Лабиринт - игрушки. Источник: Александрова Полина

Ответы: _____________________________________________________________

  1. Подберите к каждому слову антоним – словарное слово:      

Небрежно - ___________________,  болезнь- _____________________, восток - _______________,

белый - ____________,  справа - ___________ , город - _______________ .

           

Подберите к каждому слову синоним – словарное слово:

Коллектив - ____________,  досуг - _____________,  радушно - __________________,  фейерверк - ________________ , неожиданно -  _____________ ,  воин - ________________ .

  1. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из 3 задания. (3 балла)

________________ в порядке -  спасибо зарядке.

Земелька    ______________ , а белый хлеб родит.

______________ одержит тот, кто смело вперёд идёт.

  1. Прочитай стихотворение. Посчитай, сколько гласных звуков О и гласных звуков А в этом отрывке.

Что такое Родина?
Это облака,
Садик с огородиком,
Поле и река…      

Ответ: звуков а - ______          звуков о  - ______        

  1. Назовите одним словом:              

Порядок букв, принятый в азбуке - ____________________

Седьмой день недели – ________________________

Промышленное предприятие, производящее какую-нибудь продукцию - ______________________

Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска - _______________________

Второй месяц года - _____________________________

  1. Составь пословицы из слов:        

И, дома, хозяину, помогают, стены

________________________________________________________________________________

Болоте, певица, и, своём, лягушка, в

_________________________________________________________________________________

Болото, своё, каждый, кулик, хвалит

_________________________________________________________________________________

  1. Составь небольшой рассказ  из пяти-шести  предложений по теме «Школа», используя в предложениях некоторые словарные слова:

Сентябрь, портфель, учитель, ученики, ученицы, пенал, карандаши:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясни значение фразеологизма «Язык до Киева доведёт»:  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы - Олимпиада по русскому языку

«Знатоки словарных слов»

Фамилия, имя ученика ________________________________________3 ___класс

Если словарное слово написано с ошибкой, оно не засчитывается. Всего 70 баллов.

  1. Отгадай загадки, вставь пропущенные буквы в тексте загадки, запиши отгадки:

В _городе красуется летом

И годится всегда на салат.

В сто халатов нарядных одета,

А сто первый – зелёный халат.                

До краёв наполнена хрустом

Так любимая зайцем…… КАПУСТА

Вот ладонь на длинной ножке

Выкопала всю картошку.

Гладкая, покатая.

А зовут … … ЛОПАТОЮ (лопата).

         Пьёт бензин, как молоко, может бегать далеко,

         Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней.       МАШИНА (автомобиль)

Самолётом правит лётчик,

Трактор водит тракторист,

Электричку – машинист,

Стены выкрасил маляр,

Доску выстрогал … СТОЛЯР .                             (20 баллов)

  1. Разгадай ребусы, ответы запиши ниже.             (4 балла)

Иллюстрация 7 из 20 для Ребусы "Словарные слова" - Татьяна Барчан |  Лабиринт - игрушки. Источник: Александрова Полина

Ответы: пальто, заря, народ, собака

  1. Подберите к каждому слову антоним:       (12 баллов)

Небрежно - АККУРАТНО,  болезнь - ЗДОРОВЬЕ, восток –ЗАПАД ,  белый - ЧЁРНЫЙ,  справа - СЛЕВА , город - ДЕРЕВНЯ .      

Подберите к каждому слову синоним:

Коллектив - ГРУППА,  досуг - ОТДЫХ,  радушно - ПРИВЕТЛИВО,  фейерверк - САЛЮТ , неожиданно -  ВДРУГ ,  воин - СОЛДАТ .

  1. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из 3 задания. (3 балла)

ЗДОРОВЬЕ  в порядке -  спасибо зарядке.

Земелька   ЧЁРНАЯ , а белый хлеб родит.

ПОБЕДУ одержит тот, кто смело вперёд идёт.

  1. Прочитай стихотворение. Посчитай, сколько гласных звуков О и гласных звуков А в этом отрывке.

Что такое Родина?
Это облака,
Садик с огородиком,
Поле и река…      

Ответ: звуков а - 11         звуков о  - 5         (16 баллов)

  1. Назовите одним словом:               (5 баллов)

Порядок букв, принятый в азбуке - АЛФАВИТ

Седьмой день недели – ВОСКРЕСЕНЬЕ

Промышленное предприятие, производящее какую-нибудь продукцию - ЗАВОД

Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска - ЛЕСТНИЦА

Второй месяц года - ФЕВРАЛЬ

  1. Составь пословицы из слов:         (3 балла)

Бояться, ягод, медведя, не, видать

МЕДВЕДЯ БОЯТЬСЯ, ЯГОД НЕ ВИДАТЬ.

Болоте, певица, и, своём, лягушка, в

В СВОЁМ БОЛОТЕ И ЛЯГУШКА ПЕВИЦА.

Болото, своё, каждый, кулик, хвалит

КАЖДЫЙ КУЛИК СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ,

  1. Составь небольшой рассказ  из пяти-шести  предложений по теме «Школа», используя в предложениях некоторые словарные слова:

Сентябрь, портфель, учитель, ученики, ученицы, пенал, карандаши:  (6 баллов)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясни значение фразеологизма «Язык до Киева доведёт»:  (1 балл)

Тот, кто спрашивает, всегда найдёт то, что ищет.



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя_______________________________________        Класс______

Олимпиада по произведениям Драгунского В.Ю.(2 кл.)

  1. Назовите фамилию Дениски   -   ________________________             (1б.)
  2. Как звали друга Дениски? Напиши его фамилию и имя ?

_____________________________________________________          (1б.)

    3. В какую игру играли ребята в рассказе « 20 лет под кроватью»?          (1б.)

    а) жмурки             б)прятки                в) догонялки

    4. О каком животном мечтал Дениска?                                                         (1б.)

     а) слон            б)кошка          в)собака

    5. Сколько лет было Аленке в рассказе «Заколдованная буква»?              (1б.)

         а) 4                    б) 5                        в) 6

    6. Кем был двоюродный дядька Дениски? _________________________ (2б.)

    7.Откуда в позапрошлом году приехал Денискин дядя ?______________(2б.)

    8. За лучший костюм Дениска получил первую премию.

         Что это был за костюм? ______________________________________ (2б.)

    9. Кем предложила быть вожатая Люся на концерте

        Дениске и Мишке?__________________________________________   (2б.)

       

    10. Кого звали Шанго Махмудович? ______________________________ (2б.)

    11. Из какого рассказа взяты  такие строчки: «Я остановился на лестнице и внятно сказал: «Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!»_____________________________________                                        (2б.)

    12. В каком городе родился Драгунский В.Ю.                                                  

___________________________________________________________ (3б.)

    13. Как звали дочь Драгунского ?                                                                    (3б.)

     _____________________________________________________________

    14.Когда Виктор Драгунский появился на свет?                                            (3б.)

А)12 декабря 1913 года         б) 1 декабря 1913 года             в)1 декабря 1915 года  

Желаем успехов!

Ответы:

  1. Кораблев. 1б
  2. Мишка Слонов 1б
  3. Прятки  1б
  4. Собака  1б
  5. 5 лет 1б.
  6. Капитаном 2б
  7. Из Сингапура2б.
  8. кот в сапогах   2б

     9.сатириками 2б

    10. слона 2б

    11. «Заколдованная буква»2б.

 

    12.Нью-Йорк  3б.

    13.Ксения   3б.

    14. 1декабря 1913г.  3б.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики

обучающегося

1. Общие сведения об обучающемся:

● фамилия, имя, отчество, возраст;

● место обучения, осваиваемая профессия, специальность;

● состояние здоровья;

● состав семьи, социальное положение семьи, родители, жилищные и материальные условия, взаимоотношения в семье, отношение к учащемуся со стороны родителей и других родственников.

Методы: изучение документов; беседа с педагогами, родителями, учащимися; наблюдение.

2. Направленность личности обучающегося

Направленность личности – это психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Она включает в себя несколько иерархически связанных форм:

● интересы учащегося вне учебного заведения (посещение театров, музеев, выставок, спортивных секций и т. д.);

● ценностные ориентации (духовное удовлетворение, материальное благополучие, социальные контакты, собственная индивидуальность, престиж, достижения, саморазвитие, обучение и образование, профессиональная жизнь, семья, увлечения, общественная жизнь);

● независимость, самостоятельность и активность в достижении своих целей (локус контроля);

● профессиональная направленность: уровень сформированности профессиональной направленности; мотивы выбора профессии (самостоятельное решение, советы друзей, родственников, родителей, нежелание учиться в общеобразовательной школе и т. д.), отношение родителей к избранной учащимся профессии; склонности, интересы, их структура, мотивы, предпочтения, профессиональный тип личности;

● самооценка, уровень притязаний.

Методы: беседа, тестирование (методика диагностики направленности личности, степени удовлетворенности основных потребностей, исследования самооценки личности, уровня притязаний, мотивации профессиональной деятельности и др.).

3. Индивидуальный опыт обучающегося

Индивидуальный опыт – это совокупность знаний, умений, навыков учащегося, накопленных в процессе обучения.

Могут быть представлены следующие сведения:

● уровень сформированности профессиональных умений и навыков, наличие развития разносторонних умений и навыков;

● успеваемость по различным предметам;

● отношение к учебе (дисциплинированность, отношение к различным предметам; систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения домашних заданий).

Методы: беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности.

4. Характеристика психических процессов обучающегося

Психические процессы – это совокупность процессов внимания, памяти, мышления, воображения, участвующих в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков и умений, других личностных качеств.

Могут быть представлены сведения о развитости следующих познавательных процессов:

● внимание (свойства: объем, распределяемость, переключаемость, избирательность, устойчивость, сосредоточенность (концентрация));

● память (преобладающий вид: образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная; механическая, смысловая; характеристики продуктивности: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения информации, лабильность, помехоустойчивость);

● мышление (особенности мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, абстрагирование, конкретизация; преобладающий вид: наглядно-действенное, наглядно-образное, словеснологическое; репродуктивное, продуктивное; особенности: аналитичность, рефлексивность, критичность, самостоятельность, гибкость, подвижность, активность);

● воля (выраженность и генерализованность волевых качеств личности: сила, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, самообладание, решительность, настойчивость);

● эмоции (преобладающий фон настроения, эмоциональная сдержанность, тревожность (ситуативная, личностная) и т. д.);

● воображение (яркость представлений, пространственные представления).

Методы: эксперимент, наблюдение, тестирование (методики исследования свойств внимания, свойств и видов памяти, особенностей мышления, волевых качеств личности и др.).

5. Характеристика индивидуально-психологических особенностей обучающегося

Индивидуально-психологические особенности – это личностные свойства, отличающие одного индивида от других.

Индивидуально-психологические особенности проявляются в темпераменте, характере и способностях обучающегося:

● темперамент (экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, активность; уравновешенность, сила нервной системы; тревожность), сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов);

● характер (организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие), акцентуации характера;

● способности (интеллектуальные, творческие).

Методы: наблюдение, тестирование (методика исследования экстраверсии-интроверсии и нейротизма, типов темперамента, диагностики темпераманта Я. Стреляу, определение психологической характеристики темперамента, акцентуаций характера, ситуативной и личностной тревожности и др.).

6. Обучающийся в структуре межличностных отношений

Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. В данном пункте следует рассмотреть следующие составляющие:

● особенности восприятия группы (индивидуалистический, коллективистический, прагматический тип направленности);

● ориентация на задачу, на взаимоотношения в группе, на себя;

● особенности поведения в конфликтных ситуациях;

● положение обучающегося в группе, его социометрический статус;

● способность к эмпатии;

● уровень агрессивности;

● коммуникативные и организаторские склонности;

● характер взаимоотношений с окружающими: с родителями, преподавателями, друзьями;

● участие в общественной жизни коллектива: отношение к общественным поручениям, качество их выполнения, активность и самостоятельность обучающегося в коллективной деятельности.

Методы: беседа, наблюдение, тестирование (методика исследования

стратегий поведения в конфликтной ситуации, диагностики межличностных отношений Т. Лири, уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, исследование агрессивности личности, методика Рене Жиля и др.).

7. Общие выводы и рекомендации по работе с обучающимся

В данном пункте необходимо отразить следующие вопросы:

● какие особенности личности обучающегося можно охарактеризовать как сильные, а какие требуют коррекционного воздействия;

● насколько соответствуют профессиональные интересы и склонности учащегося выбранной профессиональной деятельности;

● какие свойства личности учащегося способствуют построению положительных межличностных отношений в группе, развитию каких свойств

личности следует воспрепятствовать;

● на какие сильные стороны личности обучающегося следует опираться при организации учебной деятельности, какие стороны его личности затрудняют процесс обучения;

● какие характеристики познавательных процессов требуют развивающего воздействия.