Участие в работе методических объединений

Участие в работе методических объединений  — деятельность учителя, которая направленна на улучшение качества образования.

Цель: Помощь учителям в организации образовательного процесса, обобщение педагогического опыта.

Направления работы: Разработка частных методик, обсуждение приемов и методов обучения, оптимизация условий образовательного процесса, обеспечение качества образования.

Формы работы: Заседания, мастер-классы, открытые уроки, доклады, взаимопосещения, творческие, организационные  группы, экспертная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:


«Использование приёмов мнемотехники

для развития памяти младших школьников»

Каждый день нам приходится запоминать большие объёмы информации, получать новые сведения, не терять из головы то, что уже выучено давно, и ориентироваться во всём этом потоке данных. Детям хорошая память просто необходима в учёбе. Каждый учитель сталкивался со сложностями, которые мешают школьнику запоминать стихи, правила, алгоритмы действий. Этого можно избежать, если использовать для тренировки памяти приёмы мнемотехники.

История мнемотехники ведёт отсчёт едва ли не с первобытных времён. Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э.

Слово мнемотехника (или мнемоника) - от греч. «mnemonikon» обозначает «искусство запоминания» Название связано с именем древнегреческой богини памяти Мнемозины.

Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону.

Мнемотехнику изучали: Джордано Бруно, Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

 Данный вопрос исследовался и изучался многими отечественными психологами и педагогами: Л.С. Выготским, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, З.И. Истоминой, С.А. Лебедевой, А.А. Смирновым.

К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

 Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:

развивать связную речь;
- развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и пересказывать тексты, стихи;

развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
-развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают выстраивать связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа, текста. При этом используются следующие дидактические материалы:

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.C:\Users\Галина\Desktop\phplwDxVU_Nnemotehnika-kak-effektivnyj-priyom-razvitiya-rechi-mladshih-shkolnikov_html_b2de9ac6822fe9f9.png

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)

   Мнемотаблицы – это дидактический материал.

Их можно использовать для:

- обогащения словарного запаса;

- обучения составлению рассказа;

- пересказов художественной литературы;

- отгадывания и загадывания загадок;

- заучивания стихов.

      Работа по мнемотаблице состоит из   нескольких этапов:

1.Рассматривание таблицы.

2.Преобразование в образы.

3.Пересказ с опорой на символы (образы).http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=300061632-42-72&n=21

4.Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5.Таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.

Этапы работы над стихотворением:

1.Выразительное чтение стихотворения. 

2.Заучивание и чтение с опорой на мнемотаблицу.

3.Вопросы, по содержанию позволяющие уяснить основную мысль.

4.Выяснить слова, непонятные детям и объяснить их значение.

5.Чтение каждой строчки с опорой на мнемотаблицу.

6.Рассказывание всего стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

7.Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

21302_9846a376992ef481dae9dc208505e912.png.jpg

Е. Григорьева «Ёлочный перезвон»

На ёлке не шишки
И не свистульки,
На ёлке повисли 
Большие сосульки!
Лишь ветер подует, 
Как слышен трезвон:
«Динь-дон, дили-дили,
Динь-дон, дили-дон!»

Приемов мнемоники много, но основными считают следующие пять:

  1. Буквенный код или акростих. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации. 
    Стихотворение или фраза, где каждое слово начинается с той же буквы, что и заучиваемые термины. Так, последовательность падежей в русском языке учат с помощью предложения: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку»
  2. Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
  3. Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал. Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
  4. Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.
  5. Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате.

Методика «Запоминаем стихи, рисуя». 

Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Это интересно! 

Техника Миллера: Магическое число 7±2

Американский исследователь Джордж Миллер выявил, что кратковременная память человека фиксирует за один раз не более 9 элементов, а иногда и не более 5. Так что максимум объектов, которые можно запомнить, равен 7.

А что если элементов больше?
Мозг делит информацию на подгруппы со значениями от 5 до 9.
Получается 7±2

Мнемотехнику можно использовать при выполнении домашнего задания. Например, завтра ребенка ждет словарный диктант по русскому языку, в котором будет более 20 слов.

Что надо делать?

  1. Необязательно выполнять все сразу, можно распределить свои время и силы на несколько временных промежутков.
  2. За первые 15 минут попробовать выучить 5-7 слов, больше не нужно!
  3. Остановиться на 5 минут и попробовать вспомнить эти слова.
  4. Если все получилось, можно переходить к другой порции слов, а если нет — попробовать выучить их снова.

Так будет намного эффективнее, чем если начать повторять все 20 слов по кругу!

Метод римской комнаты

Мнемотехника подойдет всем, кто любит визуализировать и фантазировать. Базируется на следующем: информация запоминается быстрее и качественнее, если представлять ее в пределах одного пространства. Сейчас объясним!

Что надо делать?

1. Выбрать небольшой объем информации, который надо выучить (определение, формулу или четверостишие).

2. А теперь нужно связать каждую единицу информации с каким-либо предметом в комнате. Приведем пример.

Вам нужно срочно выучить часть поэмы «Мцыри»!

Представляем, что:

шкаф — первая строчка
подоконник — вторая строчка
стол — третья строчка
кровать — четвертая строчка
и так далее…

3. И таким вот интересным образом можно распределить все единицы информации по комнате, квартире или любому другому месту.

4. Когда все будет готово, «мысленно прогуляйтесь» по вашему пространству. Что у нас получится?

Подходим к стеллажу: «Немного лет тому назад»
Идем к подоконнику: «Там, где, сливаяся, шумят»
Садимся за стол: «Обнявшись, будто две сестры»
Присаживаемся на кровать: «Струи Арагвы и Куры»

Метод «Цепочка»

Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу: снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.

Преимущество метода:

  • быстрота запоминания,
  • можно использовать буквально на ходу.

Недостатком метода является то, что забыв один элемент цепочки, можно забыть всё остальное.  

Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.

Пример: Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, а стаканами молока.



Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

Мир, в  котором  живем, предельно сложен, но в то же время ограничен  

 и целостен. Чтобы понимать его недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в вузах. А все потому, что мы в школе изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя между никакой связи. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода   заложено требование и к  метапредметным  результатам обучения. Что это такое и насколько это применимо к начальной школе?

Сегодня понятие «метапредмет» и «метапредметное обучение» приобретает особую популярность. Ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Стандарт устанавливает  требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

-личностные

-метапредметные

-предметные.

Что же отражают  метапредметные  результаты? (См. стандарты стр.3)

Первый класс - это начало работы по формированию УУД( универсальных учебных действий). Первые дни обучения начинаются с предмета «Введение в школьную жизнь» (авт. К.Н, Поливанова, Г. А.Цукерман). Этот курс является своеобразным «тренингом учебного общения».Занятия  этого курса позволили первоклассникам освоиться в школьном пространстве, начать выработку норм учебного сотрудничества. Сотрудничество со взрослыми и со сверстниками положительно сказывается на решении коммуникативных задач. На уроках рассматриваются  в игровой форме критерии оценивания, завышенная самооценка, частый  выход детьми за границы дозволенного, стремление во всем быть первым.

В существующей системе современного обучения в начальной школе урок является отрезком времени, в течение которого разворачивается  непрерывное взаимодействие  учитель – ученик, ученик – ученик.

Для формирования коммуникативных УД задания удобнее выполнять не индивидуально, а в парах или группах. Задачи групповой работы могут быть различны (Г. А. Цукерман «Виды общения в обучении»). Это необходимо  на таких этапах движения, когда основное открытие классом уже сделано, но первые шаги по его освоению каждому отдельному ребенку еще трудны. Или когда для выполнения заданий нужно проделать несколько действий и можно сделать это быстрее и эффективнее, разделив работу между участниками группы. Используя в своей работе эти виды работ, учу детей:

-умению слушать и говорить;

-вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-работать в группе со сверстниками , умению распределять обязанности по умениям;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

-излагать свое мнение и уважать мнения других.

В первом классе столкнулась с проблемой лидерства (хочу все сделать сам) и наоборот боязнью детей ответить неправильно, что другие могут  посмеяться над высказанной точкой зрения. В такой ситуации необходимо демонстрировать детям равноценность всех мнений и по возможности обращать внимание детей на те моменты, когда чье-нибудь ошибочное  предположение натолкнуло весь класс на правильный ответ. Решение творческих  задач связано с большой  эмоциональной  напряженностью и риском. Дети должны преодолеть  боязнь ответить неправильно, научиться смело высказывать свою точку зрения и аргументировать ее. В этом ребенку помогает группа поддержки.

Групповая работа необходима как промежуточный этап между открытием нового способа действий и индивидуальной работой по освоению нового способа. Работая в группе , дети  уясняют новый способ действий, активно участвуют в выполнении заданий, контролируют друг друга. Ответственность за правильность выполнения задания не лежит на ком – то одном, а распределяется между всеми участниками групповой работы. Это позволяет детям в комфортных для себя условиях освоить новое и перейти к индивидуальной работе с пониманием и некоторым накопленным опытом действий. Организация групповой работы требует от учителя:

-четкого предварительного продумывания ее задач;

-инструктирования детей о задачах и способе работы,  о характере результата, к которому должны прийти дети ( например, выработать единое решение, договориться, кто будет отвечать от группы и  знаками показать готовность  группы );

-продумывания, в какой форме провести обсуждение результатов групповой работы.

Основным методом обучения по системе  Д. Б. Эльконина –В. В. Давыдова является постановка перед детьми и решение ими системы учебных задач – нахождение общего способа для решения целого класса задач. Эти задачи решаются   через развитие способностей ребенка, способности мыслить, поддержку его интересов, становление   как личности. Успешное выполнение любого предложенного  в учебнике задания предполагает использование учащимися дополнительных источников информации: энциклопедий, справочников, словарей. Первоклассник учится самостоятельно добывать и применять знания. Работая в начальной школе, с проблемой снижения мотивации к изучению предметов. В. А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Причина снижения мотивации – неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать, сохранить в памяти, применить на практике. Также сталкиваешься с ситуацией, когда дети знают, но сформулировать четкий ответ затрудняются, испытывают трудности при самостоятельной постановке  целей, учебных задач, анализе результатов своей  деятельности. Таким образом, для повышения качества знаний необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких – либо жизненных ситуациях. Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами и воспроизводятся при работе с  любым предметным материалом. Принцип  метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов. Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

                                                                                                                                           



Предварительный просмотр:

Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников.

В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».

Без чтения нет учения. Уметь учиться - это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.

Планируемые результаты освоения программного материала средствами смыслового чтения разработаны на основе системно-деятельностного подхода и определяют как уровень актуального развития этого навыка(выпускник научится), так и его ближайшую перспективу(ученик получит возможность научиться) прописаны в наших рабочих программах.

Посредством смыслового чтения на каждом уроке школьники учатся добывать, понимать и преобразовывать учебную информацию, представленную в различных формах. Так смысловое чтение вначале выступает как предмет обучения, а затем становится результатом и средством обучения и развития детей.

Учитывая важность данной работы, определена цель нашего сегодняшнего методического объединения - выявить наиболее эффективные технологии формирования смыслового чтения у младших школьников.

Отсюда вытекают следующие задачи:

  1. Определить эффективные методы и приемы работы по формированию смыслового чтения.
  2. Раскрыть некоторые приемы работы на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

Одной из технологий смыслового чтения является - Технология продуктивного чтения

Технология продуктивного чтения направлена на формулирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника (коммуникативные УУД), умения извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию (познавательные УУД),умение работать по плану, алгоритму (регулятивные УУД), формулировать оценочные суждения(личностные УУД)

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

(слайд)

- Какие же приёмы можно использовать на 1 этапе чтения?

Приём «Ассоциация»

- Какие ассоциации возникают у вас , когда вы читаете слово 2? (пара, кол-во)

- А когда слышите слово двойка? (отметка)

- Сегодня мы познакомимся с рассказом, автора которого вы узнаете, расшифровав анаграмму

- Как вы думаете, по названию, о чем пойдет речь?

- А если на иллюстрацию посмотреть. Предположите, о чем может быть рассказ? (связано со школой)

- Скажите, захотелось ли вам узнать, почему автор назвал рассказ именно так?

Я вызвала желание у детей читать. Значит, я решила задачу 1 этапа, используя приём Ассоциация, Анаграмма и тут же может быть использован приём Антиципация - прогнозирование содержания текста по иллюстрации, по заглавию, по фамилии автора.

2 этап - на данном этапе используется диалог с автором, необходимо найти скрытые вопросы, спрогнозировать ответы и сверится по ходу чтения с предположениями детей.

Я хочу привести пример диалога с автором на примере очень известного стих-я А.Л.Барто

Представьте, что вы его никогда не слышали и не читали

НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ

- Понятно ли вам кто герой произведения?

- А знакома ли она автору?

- Как вы догадались?

- В этой строчке известен ли возраст героини? (т.е. Таня может быть…)

- Что происходит с Таней?

- Предположите причину слёз маленькой Тани? Большой Тани?

- Таня плачет громко. А можно ли плакать тихо?

- Почему же она плачет громко? (привлечь внимание, просит о помощи)

УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК

- Что становится теперь понятным?

- Какая же перед нами Таня?

- Барто спрятала информацию м/ у строк

- Где происходит действие?

- Когда происходит событие?

Нам становится теперь понятно, что маленькая Таня, знакомая автору гуляла по берегу речки, играла с мячиком и уронила его в воду.

- А что же из-за этого плакать то? Почему она плачет? (игрушка любимая)

ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ

- Кому могут принадлежать эти слова?

- Как автор относится к девочке? (с любовью) Как вы это поняли?

- А теперь обратим внимание на слово - тише! Что оно значит - ты плачь, но не громко или вообще не плачь? (эти слова говорят, чтобы успокоить)

- Почему человек может её успокоить? Значит он что-то знает? (что с игрушкой ничего не случится)

Давайте проверим свои предположения

НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ

- Как же автор помог девочке? Он что ей объяснил?

- Значит мы узнаём о мячике какую информацию? (резиновый)

- А что мы можем сказать о человеке, который пришел на помощь? (человечный, добрый, любящий)

И так, мы провели диалог с автором и подходим к вычитыванию концепта, к главной мысли.

- В чем по вашему заключается главная мысль произведения, урок, который преподнесла нам Барто? (сочувствию, сопереживанию, умению прийти на помощь в трудной ситуации)

Каждый человек понимает конец произведения по своему в силу своего внутреннего духовного мира и глубокого прочтения произведения.

НАША ТАНЯ…..

Всего 4 строчки, всего 17 слов, а на них выросла вся Россия, а мы прочитали это произведение, как будто в первый раз и помогла нам в этом технология осознанного чтения.

3 этап - творческих заданий

Детский кубик, на котором написаны начальные слова для заданий

  • Придумай
  • Назови
  • Предложи
  • Почему
  • Объясни
  • Поделись
  • Придумайте продолжение истории с Таней.

Методы и приемы формирования смыслового чтения в начальной школе

В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого результата становления разных видов чтения на всех уроках используются следующие приёмы и способы работы:

  • анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в самоинструкцию, в алгоритм действий;
  • вычитывание и обобщение информации, перевод информации в таблицы, диаграммы, рисунки, схемы, чертежи и т.п.
  • выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы); высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст.

Рассмотрим несколько методических приемов, которые можно использовать на любом уроке.

1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы - вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы - вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

2. Приём «Составление краткой записи задачи»

Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

3. Приём «Составление вопросов к задаче»

Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.

4. Приём «Вопросы к тексту учебника»

Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в паре.

5. Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» - «Ромашка Блума»

Шесть лепестков - шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяются на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно - как принуждение к оправданию. В других случаях - направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

6. Приём «Инсерт»

Прием «Инсерт» - это маркировка текста по мере его чтения.

Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Читая, ученик делает пометки в тексте: V - уже знал; + - новое; - - думал иначе; ? - не понял, есть вопросы.

Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

  • Уже знал (V)
  • Узнал новое (+)
  • Думал иначе (-)
  • Есть вопросы (?)

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

7. Приём «Кластер»

Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Кластер - способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. Наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

8. Приём «Ключевые слова»

Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

9. Приём «Верные и неверные утверждения»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно - «+», не верно - «-».

10. Приём «Верите ли вы…»

Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

11. Приём «Синквейн»

Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура синквейна:

  • Существительное (тема).
  • Два прилагательных (описание).
  • Три глагола (действие).
  • Фраза из четырех слов (описание).
  • Существительное (перефразировка темы).

Заключение

Ученые установили, что на успеваемость школьников влияет более двухсот факторов. Фактором номер один является овладение навыками осознанного чтения. Смысловое чтение - это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя начальных классов.

При формировании смыслового чтения выступают не только художественные произведения, но и текстовая и нетекстовая информация учебников, дополнительной литературы по всем учебным дисциплинам в начальной школе.
Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям следующее:

  • выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;
  • формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
  • определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;
  • предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
  • повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
  • организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
  • обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах.



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя_______________________________________        Класс______

Олимпиада » Орешки для ума » (2 кл.)2024г.

  1. Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто из девочек выше: Наташа или Оля?                                                                                           ___________________________________________________________________1б.

  1. В классе 21 ученик. Сколько потребуется парт, чтобы рассадить всех учеников? _________________________________________________________                    1б.

3.У Кати вчера был день рождения. Завтра будет пятница. В какой день недели был день рождения Кати? _________________________________                                    1б.

4. Ваня , Женя и Егор играли в шахматы . Каждый из них сыграл по 2 партии . Сколько всего партий было сыграно?_______________________________________                1б.                                                                                                          

5.У девочки было 18 яблок. Каждые 3 яблока она поменяла на 2 груши. А затем каждые 3 груши она поменяла на 1 конфетку. Сколько конфеток у девочки?                       2б.

6. Витя, Саша и Андрей смастерили из бумаги кораблик, змея и аиста. Какую игрущку сделал каждый мальчик, если Витя не сделал кораблика и змея, а Саша не делал кораблик?

   Саша-                  Витя –                    Андрей –______________________                 2б.                      

7. Сумма трёх последовательных чисел равна 105. Найди эти числа

_____________________________________________________________            2б.

8. Расшифруй пример на сложение трёх двузначных чисел:

1А + 2А + 3А = 7А

      Все четыре буквы А  означают одну и ту же цифру. Какую? ________________2б.

9.Валя и Миша весят столько же, сколько Боря и Коля. Миша весит 32кг,

Боря – 40кг. Кто тяжелее: Валя или Коля?    ________________________________2б.

10.Костюм девочки состоит из кофты и юбки. Сколько различных костюмов можно составить из четырёх кофт и трёх юбок? ___________________________                2б.

11.В вагоне едет 30 футболистов и 22 хоккеиста. Причём 10 человек одновременно и футболисты и хоккеисты. Сколько спортсменов едет в вагоне?                                                                                              _____________________________________________________________________     3б.

12.  На блюде лежат пирожки с мясом, повидлом и с капустой. Пирожков с мясом

на   9 меньше, чем с повидлом, а с повидлом на 7 меньше, чем  с капустой. Сколько    пирожков с мясом и с капустой, если с повидлом 18 пирожков?      

С мясом_____                             с капустой_______                                                       3б.

13. По двору гуляют козы и гуси. Известно, что всего у них 8 голов и 26 ног. Сколько коз и сколько гусей гуляет по двору?__________________________________________         3б.

14.Вырази число 28 пятью двойками, соединив их знаками действий.

_______________________________________________________________________

15.Трех девочек спросили, сколько им лет? Они ответили:

Маша: «Мне вместе с Наташей 21 год»,

Наташа: «Я моложе Тамары на 4 года»,

Тамара: «Нам всем вместе 34 года».  

Сколько лет каждой девочке?  

Маша_____    Наташа_______     Тамара________                                                 3б.

16. Длина забора, который собрался покрасить Том Сойер, равна 20 метрам.   Сколько в заборе столбов, если столб от столба стоит на расстоянии двух метров?

_____________________________________________________________                3б.                                                                                                

17. В гостиницу приехали 100 туристов. Из них 10 чел не знали ни немецкого ни французкого языка. 75 туристов знали немецкий язык и 83 туриста знали французкий

язык. Сколько туристов знали оба языка: немецкий и французкий?                      

_____________________________________________________________                      4б.

18. Юра разрезал огромную пиццу на 10 кусков.https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a222501d54d8/761102_1.png

Затем он взял один из кусков и разрезал его еще на 10. 
После этого из имеющихся кусков он выбрал два и разрезал каждый из них на 10.

Сколько в результате кусков пиццы у него получилось?

Ответ_____________________________________                                                     4б.

Желаем успехов!



Предварительный просмотр:

Метапредметная олимпиада «Нерпёнок» 2 класс(2024г.)

Ф.И. участника________________________________            Класс_____              

Задания представлены по русскому языку, литературному чтению, математике,   окружающему миру.

   

Желаем успеха!

Математика

  1. В семье три сестры . Каждая следующая вдвое младше предыдущей,

     а вместе им 28 лет. Сколько лет каждой?

____________________________________________________________(2б.)

    2.Поставь между некоторыми числами знак «+» так,

       чтобы в ответе   получить    100                                                               (2б.)

  1.  2  3  4  5  6  7 =100

3.Из 25 учеников в классе 17 изучают английский язык,

 а 15 –французский.  Сколько детей изучает оба языка?                      (3б.)

__________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Русский язык

    1.Разгадай ребус и запиши ответ

100рожка______________        (1 сл.-1б.)

Р 1 а __________________
     За1ка __________________

По2л ______________________

     С3жи__________________

2.Найдите цепочку слов – синонимов.        (2б.)

       А)умный – мудрый – приветливый

          Б) смелый – отважный – трусливый  

В) ловкий – проворный – юркий

Г) ехать – идти – прыгать

3.Закончи словосочетание  подходящим словом.                              (1сл.-2б.)

Слова для выбора: лев, собака, кошка, волк, уж,  петух, рыба, ворона, слон, сорока, курица, тигр, лисица.

Голоден как___________________________________________________

Изворотлив как _________________________________________________

Нем как ___________________________________________________

Болтлив как __________________________________________________

Как мокрая _____________________________________________

Чтение

1.Кто приехал из Африки в ящике с апельсинами?                                        (1б.)

________________________________________

 

     2. Прочитай тексты и определи, к какому виду устного народного творчества относится каждое произведение. Напиши.                                                  (1сл.-2б.)

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.  _______________________________

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.  ____________________________

Проворонила ворона воронёнка.   _____________________________________

     3.Вспомни и запиши три пословицы , в   которой встречается слово «семь».

      (1посл.-3б.)

                             

      1) __________________________________________________________________________

                                             

2)________________________________________________________________

3)________________________________________________________________

Окружающий мир

1. Какое животное может поднять груз в 100 раз больше своего веса?        (1б.)

   а) слон          б)   бегемот         в)  муравей         г)  медведь

     2.а)Какая река вытекает из оз. Байкал?  ______________________         (1сл.-2б.)  

   б) Самое единственное млекопитающие на оз. Байкал? ______________________    

   

   в) Самый большой остров на оз. Байкал? __________________________________

3.Назови «цветные моря»: ______________________________________  (1сл.-3б)  

__________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя______ответы_________________________________        Класс______

Олимпиада » Книгочей» по произведению  Астрид Линдгрен (1 кл.)2025г.

1.В каком городе жил Малыш? (Стокгольм)                                                1б.

а) Берлин                         б)Стокгольм                   в ) Лондон

2.  В какой стране происходило действие? (Швеция)        1б.

а) Швейцария                б) Франция                   в) Швеция

3. Какая фамилия была у Малыша? (Свантесон)        1б.

а)Свантесон                    б) Петерсон                в)  Гибсон

4. Сколько детей было в семье Свантесон? _______________________(3)        1б.

5. Сколько лет было Малышу? _______________________(7)        1б.

6. Что должен был сделать Карлсон, чтобы взлететь? (Нажать на кнопку)        1б.

а) нажать на педаль         б) нажать на рычаг        в)нажать на кнопку

7. Что произошло с паровой машиной, которую запустил Карлсон? (взорвалась)1б.

а) утонула                  б)взорвалась                      в)улетела

8. Что находилось на самой вершине башни, которую построил Карлсон?      1б.   (тефтелька)

а)тефтелька                  б)котлетка                     в)конфетка

9.  Чем лечил Малыш больного Карлсона? (конфетами)        1б.

А)таблетками     б) тефтельками    в)конфетами

10. Что украли жулики у своего гостя? (бумажник и часы)                                  1б.

а) бумажник и часы      б)кошелек и кольцо         в)бумажник и  браслет    

11. Что подарил Карлсон на день рожденья Малышу?2б.               ________________________(свисток)

12. Как Малыш назвал свою собаку?_____________________________ (Бимбо)2б.

13. Как звали брата Малыша? _________________________(Боссе)2б.

14. Как звали сестру Малыша?)_____________________ (Бетан)2б.

15. Какие слова любил повторять Карлсон, когда что-либо натворит?2б.

а)“Спокойствие, только спокойствие. Дело житейское”

б) « Ничего страшного. Все Хорошо!»

в) «Все будет отлично!»

16.Чем увлекался Малыш в свободное от учёбы время? (Коллекционировал марки)2б.

а)собирал машинки              б)рисовал картины               в)  коллекционировал марки

17.Кого подозревала фрекен Бок в воровстве плюшек?(Кого-нибудь из верхней квартиры)2б

а) кого-нибудь из верхней квартиры         к) Кого-нибудь из нижней квартиры

                                          в) кого-нибудь из другого дома

18. В каком году родилась писательница? Правильный ответ: 14 ноября 1907 года.2б.

а)15 декабря 1910г.        б)14 ноября  1907г.             в) 13 января 1905г.

19. Где всю жизнь проработала Астрид Линдгрен? «Рабен и Шегрен»2б.

     а) издательство «Рубен и Шугрен»                   б) издательство «Рабек и Шегрек»

                                               в) издательство «Рабен и Шегрен»

20. Кем были родители Астрид Линдгрен? _________________________крестьяне3б.

21.В каком году Астрид Линдгрен получила  самую  престижную  премию имени Ханса Кристиана Андерсена  в детской литературе _________________            

 в 1958 году-3б.

Желаем успехов!

Фамилия, имя_______________________________________        Класс______

Олимпиада » Книгочей» по произведению  Астрид Линдгрен (1 кл.)2025г.

1.В каком городе жил Малыш?                                               1б.

а) Берлин                         б)Стокгольм                   в ) Лондон

2.  В какой стране происходило действие?         1б.

а) Швейцария                б) Франция                   в) Швеция

3. Какая фамилия была у Малыша?         1б.

а)Свантесон                    б) Петерсон                в)  Гибсон

4. Сколько детей было в семье Свантесон? _______________________        1б.

5. Сколько лет было Малышу? _______________________        1б.

6. Что должен был сделать Карлсон, чтобы взлететь?         1б.

а) нажать на педаль         б) нажать на рычаг        в)нажать на кнопку

7. Что произошло с паровой машиной, которую запустил Карлсон?             1б.      

а) утонула                  б)взорвалась                      в)улетела

8. Что находилось на самой вершине башни, которую построил Карлсон?   1б.

а)тефтелька                  б)котлетка                     в)конфетка

9.  Чем лечил Малыш больного Карлсона?         1б.

а)таблетками     б) тефтельками    в)конфетами

10. Что украли жулики у своего гостя?                                                                1б.

а) бумажник и часы      б)кошелек и кольцо         в)бумажник и  браслет    

11. Что подарил Карлсон на день рожденья Малышу?   ________________        2б.

12. Как Малыш назвал свою собаку?_____________________________               2б.

13. Как звали брата Малыша? _________________________                                  2б.

14. Как звали сестру Малыша?)_____________________                                        2б.

15. Какие слова любил повторять Карлсон, когда что-либо натворит?2б.

а)“Спокойствие, только спокойствие. Дело житейское”

б) « Ничего страшного. Все Хорошо!»

в) «Все будет отлично!»

16.Чем увлекался Малыш в свободное от учёбы время?                                       2б.

а)собирал машинки              б)рисовал картины               в)  коллекционировал марки

17.Кого подозревала фрекен Бок в воровстве плюшек?                                2б.                        

а) кого-нибудь из верхней квартиры         к) кого-нибудь из нижней квартиры

                                          в) кого-нибудь из другого дома

18. В каком году родилась писательница?                                                              2б.

а)15 декабря 1910г.        б)14 ноября  1907г.             в) 13 января 1905г.

19. Где всю жизнь проработала Астрид Линдгрен?                                                   3б.

     а) издательство «Рубен и Шугрен»                   б) издательство «Рабек и Шегрек»

                                               в) издательство «Рабен и Шегрен»

20. Кем были родители Астрид Линдгрен? _________________________                3б.

21.В каком году Астрид Линдгрен получила  самую  престижную  премию имени Ханса Кристиана Андерсена  в детской литературе _________________                 3б.

 

Желаем успехов!