Инклюзивное образование
Материал для работы с детьми инвалидами и с детьми с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Утверждаю.
Директор МБОУ «Лицей №122»
И.А.Зеленцов
Приказ№___от «____»______2016г
План реализации государственной программы
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в 1Б классе МБОУ «Лицей №122»
Классный руководитель Буркова Ирина Владимировна
г. Барнаул, 2016
Пояснительная записка
Цель: Формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование в МБОУ «Лицей №122».
Задачи работы:
-повышение уровня социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями за счёт оптимизации взаимодействия ребёнка, семьи, педагога;
-развитие и совершенствование обучения и воспитания детей-инвалидов в условиях школы, обеспечение детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное;
-оказание социально – психолого – педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей ; обеспечение прав и гарантий по защите прав и интересов детей-инвалидов,
-формирование активной педагогической позиции родителей;
-формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
-предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
-повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
-расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список детей-инвалидов , обучающихся в 1б классе в 2016-2017 уч.году:
- ………………..-нарушения опорно-двигательного аппарата, когнитивной сферы, речи.
ПЛАН РАБОТЫ НА 2016-2017учебный год)
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Составление списка учащихся детей-инвалидов и индивидуального плана работы с детьми-инвалидами на 2016-17 уч.год | В начале учеб. года | Кл.руков. |
2 | Организация контроля над учебным процессом учащегося ребёнка-инвалида. | 1 раз в месяц | Кл.руков. |
3 | Посещение учащегося ребёнка-инвалида на дому классным руководителем совместно с соц.педагогом (определение условий проживания ребёнка, его готовности к учебному году: наличие учебников, школьно-письменных принадлежностей, рабочего места и т.д.). | 1 раз в год | Кл.руков. и соц.педагог |
4 | Консультирование родителей учащегося ребёнка-инвалида педагогом- психологом (при необходимости). | В течение года | Педагог-психолог |
5 | Привлечение к участию в мероприятии для детей - инвалидов и их родителей, посвященного Дню инвалидов. (концерт, выставка детского творчества, чаепитие) |
|
кл.руков. |
6 | Проведение бесед с родителями, воспитывающими ребёнка- инвалида (консультативно - информационная помощь, обсуждение проблем) | В течение года | Кл. руков., психолог, медик |
7 | Сопровождение ребёнка –инвалида к психологу школы для индивидуальных занятий в сенсорной комнате релаксации | 1 раз в неделю | Кл.руков. |
8 | Профилактическая и психокоррек- ционная работа индивидуально с ребёнком-инвалидом.( Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков.) | Постоянно | Кл.руков. и психолог школы |
9 | Составление рекомендаций по подготовке домашних заданий детям-инвалидам. | сентябрь | Кл.руковод. и психолог |
10 | Обеспечение присутствия учащихся детей-инвалидов (по возможности) на праздничных школьных мероприятиях | В течении года | Кл.руководитель |
11 | Проведение коррекционных занятий с учащимися-инвалидами | В течении года | Кл.руководитель |
12 | Проведение с учащимися детьми –инвалидами бесед на темы: «О правах ребёнка», «Качества, которые надо вырабатывать в себе», «Какой у меня характер» | Сентябрь, декабрь, март | Кл.руководитель |
- Индивидуальный паспорт ребенка с ограниченными возможностями
- ФИО ребенка _________________________________
- Дата рождения__________________________
- Место учебы, класс___________________________________
Данные паспорта или свидетельства о рождении______________________________________________________________________________________________
№ пенсионного удостоверения_________________________
№ серии справки МСЭ, дата освидетельствования ______________________________________________________________________________________________________
Диагноз__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие кружки посещает_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Где участвовал, результаты________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая помощь была оказана_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Классный руководитель: /_______________/
Совет родителям, как справиться с проблемой инвалидности ребенка:
1.Избавьтесь от чувства вины и начинайте действовать.
2.Не ожидайте слишком многого сразу.
3.Будьте реалистичны.
4.Начните с того, что ребёнок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко лучше.
5.Не злоупотребляйте, но и не пренебрегайте правилами.
6.Будьте проще. Проявляйте гибкость.
7.Тщательно выбирайте темы для споров. Станьте специалистом в решении проблем.
8.Правильная помощь и в нужное время принесёт успех и радость и ребёнку, и тем, кто ему помогает.
9.Наладьте общение:
а) выслушивайте, не критикуя, ребенка с его чувствами и проблемами;
б) прежде чем давать советы, поинтересуйтесь у ребенка, хочет ли он их выслушать;
в) открыто обсуждайте с ребенком вопросы, вызывающие у вас беспокойство, но при этом тщательно выбирайте темы для дискуссий;
г) старайтесь своевременно обсуждать и решать проблемы, не позволяя им накапливаться и обостряться;
д) делайте акцент на хорошем;
е) делайте замечания спокойным тоном;
ж) высказывайте больше позитивных, чем негативных комментариев;
з) не забывайте о значении языка тела;
и) избегайте игры «Двадцать вопросов» (не следует постоянно мучить ребенка, расспрашивая о его самочувствии).
10.Назовите врага по имени.
11.Делите радость и боль.
12.Установите доверительные отношения с людьми, которые непосредственно участвуют в воспитании ребенка. Когда родители действуют сообща, им удается справиться даже с самыми трудными ситуациями. Если же родители противостоят друг другу, простейшая задача кажется неразрешимой. В одних случаях родителям довольно легко договориться и найти выход из положения. В других – лучше признать существующие разногласия и поручить решение проблемы одному из родителей. Налаженное общение служит основой эффективного сотрудничества. Деятельное участие в лечении ребенка принесет пользу ему, семье и лично вам.
Проделанная работа с родителями
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проделанная работа с ребёнком в течение года
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Три типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.
Работа педагога-психолога - диагностика проблем психологического климата в семье , - консультирование и коррекция психологического состояния и поведения членов семьи, - анализ обстановки вокруг семьи, по необходимости - работа с окружающими.
Социальный педагог Работа с семьёй (убеждение родителей искать выход из ситуации горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие) Проведение индивидуальных консультаций по социально-педагогическим вопросам. (Это могут быть вопросы по социальным льготам и гарантиям, проблемы получения образования и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями, вопросы взаимодействия с различными структурами, фондами, организациями (с органами здравоохранения, образования, социальной защиты; общественными и благотворительными учреждениями и т.д .). Помощь в составлении письменных обращений, ходатайств в вышеперечисленные структуры .
Учитель-классный руководитель Прежде всего, проводя обучение такого ребенка, необходимо составление индивидуальной программы развития .
Учитель- классный руководитель Привлекает родителей к участию вместе с их ребёнком в мероприятиях класса, школы, чтобы создать ребёнку необходимый круг общения. Выявляет, оценивает задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помогает ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться . Оказывает помощь в получении родителями сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией, предоставляя необходимую литературу, проводя часы общения, семинары и т.д.
Р абота с семьей, имеющей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Три категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: нарушения опорно-двигательного аппарата, обусловленные органическими поражениями центральной нервной системы (детский церебральный паралич — ДЦП, опухоли и травматические повреждения); повреждение проводящих нервных путей (паралич конечностей); поражения спинного мозга (последствия полиомиелита, травм); сочетанные поражения центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата (последствия родовых травм); нарушения опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте. Основным клиническим симптомом является нарушение двигательной функции.
Основные направления в работе специалистов должны быть направлены на: гармонизация семейных взаимоотношений; установление правильных детско-родительских отношений; помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических); помощь в решении личных проблем (чувство неполноценности, вины), связанных с появлением аномального ребенка; обучение элементарным методам психологической коррекции (аутогенной тренировке, элементам игротерапии , сказкотерапии и т. п.); помощь в выборе профессии и места получения профессионального образования.
Направления работы с родителями 1. Диагностика Формы работы: анкетирование , беседа, о прос.
Направления работы с родителями 2.Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая) Формы работы: -организация и посещение детской социально - досуговой комнаты вместе с родителями, -создание клуба для родителей и детей для конкурсно – игровых программ по снятию психического напряжения и агрессии, -совместные тренинги ; -практические семинары ; -различные мероприятия: занятия, игры, праздники; -клубы по интересам; -совместные коррекционные занятия с детьми и родителями; - мастер-классы для родителей , презентация занятий с ребенком с ДЦП, просмотр, анализ и разбор видео-материалов.
Направления работы с родителями 3.Консультативная и информационно-просветительская работа - выработка рекомендаций для родителей по основным направлениям работы с обучающимся с нарушением опорно-двигательного аппарата; -консультирование специалистами и педагогами родителей по выбору методов и приёмов коррекционного обучения и выбора стратегии воспитания обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (письменная консультация , устная консультация , папки-раскладушки) ; -различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, поведенческий тренинг, групповые дискуссии, игры-инсценировки, родительские сочинения, клубы, библиотека для родителей, встречи с интересными людьми , почтовый ящик ), проведение тематических выступлений для родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей таких детей .
Результатом работы с родителями, коррекции и развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата считается успешное освоение основной образовательной программы, освоение жизненно значимых компетенций, успешная социальная адаптация, реабилитация и личностный рост таких детей в социуме. Ожидаемые результаты : положительная динамика в развитии детей; стойкий реабилитационный эффект; качественные изменения взаимоотношений в семье, в том числе «родитель – ребѐнок »; увеличение числа родителей, применяющих приѐмы коррекционной работы с ребѐнком в домашних условиях; увеличение количества семей, вовлечѐнных в различные виды деятельности, культурно – массовые мероприятия и т.д. реализация интересов и запросов детей-инвалидов, организация их культурного досуга, общение с людьми без инвалидности.
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ
Дети с ОВЗ находились на индивидуальном обучении на дому, но в последнее время родители «особых» детей стали стремиться обучать своих детей в классном коллективе. Но не всегда ученики класса и их родители готовы принять такого ребёнка. Родители «особого» ребёнка тоже опасаются, что отношения в классе не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык с другими детьми.
И потому, когда к нам попадает такой ребёнок, мы начинаем с работы с родителями «особого ребёнка» и с родителями детей, не имеющих особых образовательных потребностей. В лицее реализуется программа работы с родителями «Семья и школа», один из её проектов посвящен работе с родителями в условиях инклюзивного образования-проект «Понять. Принять. Помочь».
Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья- это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями детей с ОВЗ? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий с ними.
Традиционно работа строится по направлениям.
1.Диагностико-аналитическое – которое проводит социальный педагог, психолог и учитель.
Они проводят обследование условий, выясняет особенности семьи; выясняют цели и ожидания семьи. В разговоре с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности, об отношении к родителям, к школе.
Формы разные: анкетирование, тестирование, почта доверия, волшебный сундучок, ларец пожеланий и предложений.
2 направление. Консультативная и информационно-просветительская работа.
Психолог, социальный педагог, учитель проводят индивидуальные консультации, родительские собрания по воспитанию толерантного отношения. Стараемся на примере специальных упражнений с использованием сказок, игр, тренингов сформировать правильное представление о людях с инвалидностью, чтобы они не боялись их.
Формы: лекции, дискуссии, выставки, открытые занятия для родителей, выпуск газет, копилка добрых дел, родительские уголки, памятки, выставки детских работ или литературы, печатные материалы, информационные стенды, представление результатов ребёнка через переписку с родителями, через его портфолио.
В нашем лицее действенной формой является родительский клуб «Надежда» - это объединение родителей, воспитывающих «особых» детей. Задача этого клуба – помогать друг другу в решении вопросов социализации, обучения, создании условий для адаптации и самореализации, оказание поддержки.
Оказание помощи в адекватной оценке возможностей ребенка; помощи в решении личных проблем (чувство неполноценности, вины), связанных с появлением особенного ребенка.
3 направление. Вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс ( по другому это Коррекционно-развивающая работа досугового характера и Коррекционно-развивающая работа познавательного характера (дни открытых дверей; открытые уроки и внеклассные мероприятия, просмотр, анализ и разбор видео-материалов, игры, совместные проекты, конкурсы, презентации занятий с ребенком с ОВЗ, экскурсии, походы, проведение совместных занятий: ребенок-педагог- родитель, клуб по интересам, Вовлечение родителей детей с ОВЗ в работу родительского комитета и др.) чтобы создать ребёнку необходимый круг общения. И при этом все родители являются участниками этих мероприятий. Кроме того на совместных досуговых мероприятиях родители видят своего ребенка в новой для него роли, получают эстетическое наслаждение; ребенка видят другие родители; сам ребенок получает возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.
Если родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение, мы только поддерживаем его. Напоминаем родителям, что мы рады любому их участию. Кроме этого всегда демонстрируем успехи ребёнка. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей, так и детей с ОВЗ.
Мы организовываем выставки, галереи творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья, проводим акции «Мы разные, но мы вместе», где дети на рисунках и в сочинениях выражают свое отношение к особенным детям.
Что мы ожидаем от такой работы:
-положительной динамики в развитии детей;
-качественные изменения взаимоотношений в семье,
- увеличение количества семей, вовлеченных в различные виды деятельности, культурно – массовые мероприятия и т.д для реализация интересов и запросов детей-инвалидов, организация их культурного досуга, общение с людьми без инвалидности.
То есть наша цель при работе с семьями- адаптировать семьи так, чтобы эти семьи могли удовлетворить потребности ребёнка максимально эффективно.
Групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ:
Клубы по интересам
Вовлечение родителей детей с ОВЗ в работу родительского комитета и др.
Родительские практикумы
Круглый стол
Родительское собрание
Тематические консультации
Открытые мероприятия, творческие отчеты по предметам, раскрывающие достижения учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов
Совместные коррекционные занятия с детьми и родителями
На всякий случай
Понять. Принять. Помочь - в этом заключаются воспитательные цели, как школы, так и семьи…
Под пониманием подразумевается умение взрослого видеть ребёнка изнутри, тем более ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида, умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей и ребёнка.
Принятие означает, безусловно, положительное отношение к ребёнку, признание его уникальности, принятие таким, каков он есть.
Помощь заключается в праве ребёнка быть как все, в решение тех или иных проблем. А роль взрослого поддержать его при этом. Помочь значит свести к минимуму риск, сгладить, а не подчеркнуть различия. Помочь значит суметь отыскать в ребёнке источник его собственных сил и затем действовать в соответствии с ним.
