Инклюзивное образование

Буркова Ирина Владимировна

Предварительный просмотр:

  1.                                                                        Утверждаю.

                                                                                  Директор МБОУ «Лицей №122»  

                                                                                  И.А.Зеленцов

                                                              Приказ№___от  «____»______2016г

                                                                           

                                                                                   

План реализации государственной программы

 обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья  в  1Б классе МБОУ «Лицей №122»

Классный руководитель Буркова Ирина Владимировна

г.  Барнаул, 2016

Пояснительная записка

Цель: Формирование благоприятных условий для социализации  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование в МБОУ «Лицей №122».

 

Задачи работы:

-повышение уровня социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями за счёт оптимизации взаимодействия ребёнка, семьи, педагога;

 -развитие и совершенствование  обучения и воспитания детей-инвалидов в условиях школы, обеспечение   детей  - инвалидов, детей с ограниченными возможностями  здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное;

-оказание социально – психолого – педагогической   помощи родителям и детям  из данной категории семей  ; обеспечение прав и гарантий по защите прав и интересов детей-инвалидов,

-формирование активной педагогической  позиции родителей;

-формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам,  детям с ограниченными возможностями здоровья;

-предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;

-повышение правовой, психолого – педагогической  грамотности родителей  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

-расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Список детей-инвалидов , обучающихся в 1б классе в 2016-2017 уч.году:

  1. ………………..-нарушения опорно-двигательного аппарата, когнитивной сферы, речи.

 

 

 

ПЛАН     РАБОТЫ НА  2016-2017учебный год)  

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Составление списка учащихся детей-инвалидов и  индивидуального  плана работы с детьми-инвалидами на 2016-17 уч.год

В начале учеб.

года

Кл.руков.

2

Организация контроля над учебным процессом учащегося ребёнка-инвалида.

1 раз в месяц

Кл.руков.

3

Посещение учащегося ребёнка-инвалида на дому классным руководителем совместно с соц.педагогом (определение условий проживания ребёнка, его готовности к учебному году: наличие учебников, школьно-письменных принадлежностей, рабочего места и т.д.).

1 раз в год

Кл.руков. и соц.педагог

4

Консультирование родителей учащегося ребёнка-инвалида педагогом- психологом (при необходимости).

В течение года

Педагог-психолог

5

Привлечение к участию в мероприятии для детей - инвалидов и их родителей, посвященного Дню инвалидов. (концерт, выставка детского творчества, чаепитие)

  1. в течение года

 

кл.руков.

6

Проведение бесед с родителями, воспитывающими ребёнка- инвалида (консультативно - информационная помощь, обсуждение проблем)

В течение года

Кл. руков., психолог, медик

7

Сопровождение ребёнка –инвалида к психологу школы для индивидуальных занятий в сенсорной  комнате релаксации

1 раз в неделю

Кл.руков.

8

Профилактическая и психокоррек- ционная работа индивидуально с ребёнком-инвалидом.( Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков.)

Постоянно

Кл.руков. и психолог школы

9

Составление рекомендаций по подготовке домашних заданий детям-инвалидам.

сентябрь

Кл.руковод. и психолог

10

Обеспечение присутствия учащихся детей-инвалидов (по возможности) на праздничных школьных мероприятиях  

В течении года

Кл.руководитель

11

Проведение    коррекционных занятий с учащимися-инвалидами

В течении года

Кл.руководитель

12

Проведение с учащимися детьми –инвалидами бесед на темы:

«О правах ребёнка», «Качества, которые надо вырабатывать в себе», «Какой у меня характер»

Сентябрь, декабрь, март

Кл.руководитель

  1. Индивидуальный паспорт ребенка с ограниченными возможностями

  1. ФИО ребенка _________________________________

  1. Дата рождения__________________________

  1. Место учебы, класс___________________________________

Данные паспорта или свидетельства о рождении______________________________________________________________________________________________

№ пенсионного удостоверения_________________________

№ серии справки МСЭ, дата освидетельствования ______________________________________________________________________________________________________

Диагноз__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие кружки посещает_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Где участвовал, результаты________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая помощь была оказана_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Классный руководитель:                              /_______________/

Совет родителям, как справиться с проблемой инвалидности ребенка:

1.Избавьтесь от чувства вины и начинайте действовать.

2.Не ожидайте слишком многого сразу.

3.Будьте реалистичны.

4.Начните с того, что ребёнок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко лучше.

5.Не злоупотребляйте, но и не пренебрегайте правилами.

6.Будьте проще. Проявляйте гибкость.

7.Тщательно выбирайте темы для споров. Станьте специалистом в решении проблем.

8.Правильная помощь и в нужное время принесёт успех и радость и ребёнку, и тем, кто ему помогает.

9.Наладьте общение:

а) выслушивайте, не критикуя, ребенка с его чувствами и проблемами;

б) прежде чем давать советы, поинтересуйтесь у ребенка, хочет ли он их выслушать;

в) открыто обсуждайте с ребенком вопросы, вызывающие у вас беспокойство, но при этом тщательно выбирайте темы для дискуссий;

г) старайтесь своевременно обсуждать и решать проблемы, не позволяя им накапливаться и обостряться;

д) делайте акцент на хорошем;

е) делайте замечания спокойным тоном;

ж) высказывайте больше позитивных, чем негативных комментариев;

з) не забывайте о значении языка тела;

и) избегайте игры «Двадцать вопросов» (не следует постоянно мучить ребенка, расспрашивая о его самочувствии).

10.Назовите врага по имени.

11.Делите радость и боль.

12.Установите доверительные отношения с людьми, которые непосредственно участвуют в воспитании ребенка.   Когда родители действуют сообща, им удается справиться даже с самыми трудными ситуациями. Если же родители противостоят друг другу, простейшая задача кажется неразрешимой. В одних случаях родителям довольно легко договориться и найти выход из положения. В других – лучше признать существующие разногласия и поручить решение проблемы одному из родителей. Налаженное общение служит основой эффективного сотрудничества.  Деятельное участие в лечении ребенка принесет пользу ему, семье и лично вам.

Проделанная работа с родителями

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проделанная работа с ребёнком в течение года

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Работа с семьями имеющими «особенных» детей.

Слайд 2

Семья - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Три типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.

Слайд 3

Работа педагога-психолога - диагностика проблем психологического климата в семье , - консультирование и коррекция психологического состояния и поведения членов семьи, - анализ обстановки вокруг семьи, по необходимости - работа с окружающими.

Слайд 4

Социальный педагог Работа с семьёй (убеждение родителей искать выход из ситуации горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие) Проведение индивидуальных консультаций по социально-педагогическим вопросам. (Это могут быть вопросы по социальным льготам и гарантиям, проблемы получения образования и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями, вопросы взаимодействия с различными структурами, фондами, организациями (с органами здравоохранения, образования, социальной защиты; общественными и благотворительными учреждениями и т.д .). Помощь в составлении письменных обращений, ходатайств в вышеперечисленные структуры .

Слайд 5

Учитель-классный руководитель Прежде всего, проводя обучение такого ребенка, необходимо составление индивидуальной программы развития .

Слайд 6

Учитель- классный руководитель Привлекает родителей к участию вместе с их ребёнком в мероприятиях класса, школы, чтобы создать ребёнку необходимый круг общения. Выявляет, оценивает задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помогает ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться . Оказывает помощь в получении родителями сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией, предоставляя необходимую литературу, проводя часы общения, семинары и т.д.

Слайд 7

Р абота с семьей, имеющей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Три категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: нарушения опорно-двигательного аппарата, обусловленные органическими поражениями центральной нервной системы (детский церебральный паралич — ДЦП, опухоли и травматические повреждения); повреждение проводящих нервных путей (паралич конечностей); поражения спинного мозга (последствия полиомиелита, травм); сочетанные поражения центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата (последствия родовых травм); нарушения опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте. Основным клиническим симптомом является нарушение двигательной функции.

Слайд 8

Основные направления в работе специалистов должны быть направлены на: гармонизация семейных взаимоотношений; установление правильных детско-родительских отношений; помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических); помощь в решении личных проблем (чувство неполноценности, вины), связанных с появлением аномального ребенка; обучение элементарным методам психологической коррекции (аутогенной тренировке, элементам игротерапии , сказкотерапии и т. п.); помощь в выборе профессии и места получения профессионального образования.

Слайд 9

Направления работы с родителями 1. Диагностика Формы работы: анкетирование , беседа, о прос.

Слайд 10

Направления работы с родителями 2.Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая) Формы работы: -организация и посещение детской социально - досуговой комнаты вместе с родителями, -создание клуба для родителей и детей для конкурсно – игровых программ по снятию психического напряжения и агрессии, -совместные тренинги ; -практические семинары ; -различные мероприятия: занятия, игры, праздники; -клубы по интересам; -совместные коррекционные занятия с детьми и родителями; - мастер-классы для родителей , презентация занятий с ребенком с ДЦП, просмотр, анализ и разбор видео-материалов.

Слайд 11

Направления работы с родителями 3.Консультативная и информационно-просветительская работа - выработка рекомендаций для родителей по основным направлениям работы с обучающимся с нарушением опорно-двигательного аппарата; -консультирование специалистами и педагогами родителей по выбору методов и приёмов коррекционного обучения и выбора стратегии воспитания обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (письменная консультация , устная консультация , папки-раскладушки) ; -различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, поведенческий тренинг, групповые дискуссии, игры-инсценировки, родительские сочинения, клубы, библиотека для родителей, встречи с интересными людьми , почтовый ящик ), проведение тематических выступлений для родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей таких детей .

Слайд 12

Результатом работы с родителями, коррекции и развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата считается успешное освоение основной образовательной программы, освоение жизненно значимых компетенций, успешная социальная адаптация, реабилитация и личностный рост таких детей в социуме. Ожидаемые результаты : положительная динамика в развитии детей; стойкий реабилитационный эффект; качественные изменения взаимоотношений в семье, в том числе «родитель – ребѐнок »; увеличение числа родителей, применяющих приѐмы коррекционной работы с ребѐнком в домашних условиях; увеличение количества семей, вовлечѐнных в различные виды деятельности, культурно – массовые мероприятия и т.д. реализация интересов и запросов детей-инвалидов, организация их культурного досуга, общение с людьми без инвалидности.



Предварительный просмотр:

          Формы и методы работы  с родителями обучающихся с ОВЗ

         Дети с ОВЗ находились на индивидуальном обучении на дому, но в последнее время  родители «особых» детей стали стремиться обучать своих детей в классном коллективе. Но не всегда ученики класса и их родители готовы принять такого ребёнка.         Родители  «особого» ребёнка  тоже опасаются, что  отношения в классе не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык с другими детьми.

И потому, когда к нам  попадает такой ребёнок, мы начинаем с работы с родителями «особого ребёнка» и с родителями детей, не имеющих особых образовательных потребностей.  В лицее реализуется программа работы с родителями «Семья и школа», один из её проектов посвящен работе с родителями в условиях инклюзивного образования-проект «Понять. Принять. Помочь».  

        Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья- это прежде всего работа с родителями.  Что же значит работать с родителями детей с ОВЗ? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий с ними.

Традиционно  работа строится по направлениям.

1.Диагностико-аналитическое – которое проводит социальный педагог, психолог и учитель.

Они  проводят обследование условий,  выясняет  особенности семьи; выясняют цели и ожидания семьи. В разговоре  с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности,  об отношении к родителям, к школе.

     Формы разные: анкетирование, тестирование, почта доверия, волшебный сундучок, ларец пожеланий и предложений.  

2 направление. Консультативная и информационно-просветительская работа.

          Психолог, социальный педагог, учитель проводят индивидуальные консультации,  родительские собрания по воспитанию толерантного отношения.  Стараемся на примере специальных упражнений с использованием сказок, игр, тренингов сформировать правильное представление о людях с инвалидностью, чтобы они не боялись их.

Формы:  лекции, дискуссии,   выставки, открытые занятия для родителей,  выпуск газет, копилка добрых дел, родительские уголки, памятки, выставки детских работ или литературы, печатные материалы,  информационные стенды, представление результатов ребёнка через переписку с родителями, через его портфолио.

В нашем лицее действенной формой является родительский клуб «Надежда» - это объединение родителей, воспитывающих «особых» детей. Задача этого клуба – помогать друг другу в решении вопросов социализации, обучения, создании условий для адаптации и самореализации, оказание поддержки.

Оказание помощи в адекватной оценке возможностей ребенка; помощи в решении личных проблем (чувство неполноценности, вины), связанных с появлением особенного ребенка.

  3 направление.  Вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс ( по другому это  Коррекционно-развивающая работа досугового характера и Коррекционно-развивающая работа познавательного характера  (дни открытых дверей;  открытые уроки и внеклассные мероприятия,  просмотр, анализ и разбор видео-материалов, игры, совместные проекты,  конкурсы,   презентации занятий с ребенком с ОВЗ, экскурсии, походы, проведение совместных занятий: ребенок-педагог- родитель, клуб по интересам,  Вовлечение родителей детей с ОВЗ в работу родительского комитета и др.)    чтобы создать ребёнку необходимый круг общения. И при этом все родители  являются участниками этих мероприятий. Кроме того на совместных досуговых мероприятиях родители видят своего ребенка в новой для него роли, получают эстетическое наслаждение;  ребенка видят другие родители; сам ребенок получает возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.  

          

            Если родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение, мы только поддерживаем его. Напоминаем родителям, что мы рады любому их участию. Кроме этого всегда демонстрируем успехи ребёнка. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей,  так и детей с ОВЗ.  

Мы организовываем выставки, галереи творческих работ детей с ограниченными   возможностями здоровья, проводим акции «Мы разные,  но мы вместе»,  где дети на рисунках и в сочинениях выражают свое отношение к особенным детям.

 

  Что мы ожидаем от такой работы:

-положительной динамики в развитии детей;

-качественные изменения взаимоотношений в семье,  

- увеличение количества семей, вовлеченных в различные виды деятельности, культурно – массовые мероприятия и т.д для реализация интересов и запросов детей-инвалидов, организация их культурного досуга, общение с людьми без инвалидности.

То есть наша цель при работе с семьями- адаптировать семьи так, чтобы эти семьи могли удовлетворить потребности ребёнка максимально эффективно.

Групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ:

Клубы по интересам

Вовлечение родителей детей с ОВЗ в работу родительского комитета и др.

Родительские практикумы

Круглый стол

Родительское собрание

Тематические консультации

Открытые мероприятия, творческие отчеты по предметам, раскрывающие достижения учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов

Совместные коррекционные занятия с детьми и родителями

На всякий случай

Понять. Принять. Помочь - в этом заключаются воспитательные цели, как школы, так и семьи…

Под пониманием подразумевается умение взрослого видеть ребёнка изнутри, тем более ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида, умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей и ребёнка.

Принятие означает, безусловно, положительное отношение к ребёнку,  признание его уникальности, принятие таким, каков он есть.

Помощь заключается в праве ребёнка быть как все, в решение тех или иных проблем. А роль взрослого поддержать его при этом. Помочь значит свести к минимуму риск, сгладить, а не подчеркнуть различия. Помочь значит суметь отыскать в ребёнке источник его собственных сил и затем действовать в соответствии с ним.