Участие в педагогических конкурсах

Буркова Ирина Владимировна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей№122»

Номинация 1

«Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках естественно-научного цикла»

Урок математики в 1 классе

Программа и УМК «Школа России»

М.И. Моро. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Буркова Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №122»

 Центрального района г. Барнаула

Электронный адрес: burkova.irina@list.ru


Урок математики в 1 классе.

Тема: Перестановка слагаемых

(Урок открытия новых знаний)

Цель: создать условия для ознакомления учащихся  с переместительным свойством сложения и осознания необходимости его практического применения, как наиболее удобного способа сложения в ряде случаев.

Задачи:

Содействовать формированию УУД:

личностных: способствовать формированию полноценного восприятия изучаемого материала, положительного отношения к школе, к изучению математики, уважения к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательного отношения к ним; воспитывать доброту, отзывчивость, чувства взаимопомощи, взаимовыручки;

регулятивных: учить  в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, умению выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей работы;

познавательных: развивать способность к познанию,  выполнять сложение и вычитание, сравнивать, проверять, исправлять  действия в предлагаемых заданиях; работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление, сообразительность;

коммуникативных: учить детей работать парами, группами, индивидуально; воспринимать мнение других учащихся, понимать необходимость использования правил вежливости, уметь контролировать свои действия в классе.

Оборудование:

1. М.И. Моро. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

2. Презентация на слайдах.

3. Дидактический материал (круги и квадраты).

4. Карточки-снежинки для самостоятельной работы.

5. Смайлики для самооценки.


Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1

Орг.

момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Дети приветствуют учителя словами:

Мы  пришли  сюда учиться – не  лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

Слово учителя:

-Сегодня мы проводим 74 урок математики. Если считать, что каждый урок - ступенька по лестнице знаний, то представьте, на какую высоту мы уже с вами поднялись, обучаясь в первом классе. Какие умения, качества  необходимы нам, чтобы успешно подниматься выше?

Установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности: одноклассникам, учителю, всем присутствующим.

Осознание важности каждого урока в школе.

Формируемые УУД:

самоопределение,

саморегуляция.

Ответ детей:

- Надо уметь думать, правильно выполнять вычисления, считать, быть внимательными..

- А еще, ребята, важно научиться преодолевать трудности. Кто готов? Я уверена, что вы сможете справиться с трудностями. А я всегда вам помогу.

2  

Актуализация знаний и самоопределение к деятельности

Открывают учебник, читают новую тему.

Перестановка слагаемых

-Узнать, что произойдёт, если мы переставим слагаемые?

Вспомнить что такое слагаемое.      

-Повторить сложение чисел

-Чтобы хорошо уметь считать.

- Учитель, учебник, товарищ.

-Прочитайте тему урока.

-Какой вы поставите основной вопрос по теме?

-Это будет наша с вами цель урока. Что для изучения этой темы нам надо вспомнить, повторить, узнать?

(на доске учитель выставляет карточки с задачами урока)

-Для чего нужно это знать?

- Итак, приступаем к решению поставленных нами задач. Кто и что в этом поможет?

Формируемые УУД: ориентироваться в учебнике, ставить цель с помощью опорных слов. Идёт подготовка к пониманию меры границ знания- незнания.

Этот этап урока необходим для формирования самоопределения и принятия учебной задачи учащимися

Индивидуальный опрос.

Проверяется умение складывать и вычитать числа в пределах 10.

Развитие умения анализировать, сравнивать.

Умение использовать в речи названия компонентов при сложении.

Выполняем анализ решённых и нерешённых учебных задач урока.

Отгадывают загадку – паровозик из Ромашково.

-Считают и показывают правильные ответы на веерах.

-Повторили сложение и вычитание чисел.

Загадывает загадку:

 Он по рельсам быстро мчал -
Шпалы все пересчитал.
 Демонстрирует слайд с отгадкой.

-Давайте посчитаем пассажиров в каждом вагоне (на вагонах записаны примеры .(7-2, 4+3, 2+4,:-1,8-3,2+2,5+3)Но работать будем молча. Возьмите в руки счётные веера.  

-Над решением какой задачи мы сейчас работали?

Выделяют группу выражений с действиями сложения и вычитания.

Называют компоненты действия сложения

-Слагаемые, сумма.

Читают выражения называя компоненты чисел при сложении.

-Мы повторили название чисел при сложении.

-Мы не узнали, что произойдёт, если слагаемые переставить местами.

-На какие две группы можно разделить эти выражения? Демонстрация второго слайда, где остались только выражения со знаком плюс.

-Как  называются числа при сложении? Что получается в результате сложения?

-Прочитайте выражения, называя компоненты при сложении.

-Над решением какой задачи мы сейчас работали?

-Какая задача осталась нерешённой?

3

Открытие нового знания

1.Сам.работают на карточках

4-2, 6-3, 5≤6, 4+2 

2. Проверяют друг у друга, поменявшись снежинками.

Сравнивают с эталоном.

 Дети предлагают свои оценочные суждения, основываясь на степени соответствия образцу – эталону.

-Поезд так торопился к нам на урок, что разгонял вокруг себя снег и   к каждому из вас снежинка прилетела на парту.

Из предложенных выражений выберите сумму, подчеркните её  и найдите  значение.

-Проверьте друг у друга. Оцените работу.

(Выписывает  эту сумму на доску).

-Проверьте, у вас также как у меня?

Умение анализировать, сравнивать,

умение работать самостоятельно, проверка и контроль, умение работать друг с другом  

Мнения могут быть разные: больше, меньше, равно.

Мотивация к работе.

Развитие речи с применением математической терминологии

Формируется умение работать с учебником и понимание его значимости.

Мнения детей.

Работа с дидактическим материалом на партах.

Один учащийся записывает на доске и читает  запись, называя компоненты.(4+2=6)

(2+4=6)        

-Значения выражений одинаковые, слагаемые поменялись местами.

Равно .

 

 Дети пытаются сформулировать переместительное свойство сложения.

-В учебнике.  

(Дописывает второе выражение со сменой слагаемых).

- Обратимся к двум выражениям, ответ первого вы знаете, как вы думаете, каков будет ответ у второго выражения?  

- Какой знак (больше, меньше или равно) можно поставить между этими выражениями?

- Предлагаю побывать исследователями и определить какое предположение верно.

Возьмите  и положите перед собой 4 круга, справа от кругов положите 2 квадрата. Сколько всего фигур стало?

Какую математическую запись мы можем составить.

Теперь положите  перед собой 2 квадрата, справа к квадратам положите 4 круга. Сколько стало фигур? Какую математическую запись мы можем составить?

- Что вы заметили?

-Посмотрите на выражения 4+2 и 2+4. Какой же надо поставить знак между выражениями?

-Оказывается, у сложения есть такое свойство, которое доказывает равенство этих выражений.

-Попробуйте его сформулировать.

-Где можно прочитать формулировку свойства сложения?

Чтение формулировки переместительного свойства в учебнике.

Учащиеся разъясняют переместительное  свойство  сложения .

- Откройте учебники на странице 14 и в рамочке прочитайте формулировку этого свойства.

- О чем говорит это свойство?

4

Первичное закрепление с коммментиро-ванием во внешней речи

( Дети рассуждают кто прав Саша или Миша. Затем делают вывод)

Ученики: Легче к большему количеству предметов принести меньшее, чем наоборот.

-Ребята предлагаю решить вам практическую задачу и разобраться   с последним вопросом: Для чего  это нам нужно знать?

1.Практическая игра « Кто прав?» Учитель: Саша и Миша лепили снеговика. Когда были слеплены три снежных кома,  Саша побежал домой за ведёрком, чтобы сделать снеговику шляпу. Взяв старое игрушечное ведёрко, стоя около подъезда, он позвал Мишу и предложил ему принести к подъезду три снежных кома. Но Миша засмеялся и сказал: « Нет, лучше ты неси сюда ведёрко, так удобнее!»                                       Как вы считаете, кто из мальчиков прав?

- Так же и в математике легче к большему числу прибавить меньшее число.

Решение проблемной ситуации позволяет принять необходимость использования переместительного закона сложения при выполнении вычислений

Знак работы в парах.

Формирование умения работать в паре, договариваться.

Учаться умению анализировать, сравнивать, делать вывод.

Знак работы в группах

Составление задачи на основе простейших математических моделей – схематических рисунков.

Запись ведёт на доске  представитель группы, первой справившейся с заданием.

Второе решение записывает учитель.

-Это снеговик.

-В парах.

Дети называют общие признаки предложенных выражений, их отличия.

Работают в парах.

- К большему прибавлять легче меньшее.

-Переместительное свойство сложения.

- В нахождении удобного способа при решении примеров.

-Вы заметили, ребята кто является машинистом нашего паровозика?

- У него с собой примеры, которые он предлагает нам решить. Как будете работать?

2.Задание (на доске)

6+3=        1+5=            

8+2=        3+6=            

5+1=        2+8=            

- Что общего у всех этих примеров?

- Чем они отличаются?

- Решите примеры первого столбика,  а затем примеры второго столбика.

-Какие примеры вам было решать легче? Почему?

- Какое свойство сложения вам помогло при решении второго столбика примеров?

-Значит, знание этого свойства нам в чём помогает?

Работают в группах.

Составляют задачу по схематическому рисунку.

Решают задачу и решение записывают в тетрадь.  

3. Наш паровозик     очень любит летом собирать цветы.

Задание: составьте по схеме задачу о цветах. Как будете работать?

Выслушиваем одну группу.

-Как записали решение этой задачи?

Кто может предложить другую  записать решения задачи, используя переместительное свойство?

-Сделайте вывод.

5

Самопроверка знаний

-Чтобы понять, всё ли мы поняли или нет, можно ли нам двигаться дальше?

- В учебнике, под знаком вопроса.

Самостоятельное выполнение работы.

-А сейчас я предлагаю проверить свои знания и оценить себя. Для чего нам нужно себя проверять?

-Где вы найдёте материал для самопроверки?

-Я уверена, что вы справитесь.

Осознание проверки своих знаний.

 

Значимость учебника.

Установка на воспитание волевой саморегуляции

(не бояться преодолевать трудности).

Контроль (проверка выполненной работы по образцу )

-Дети сравнивают свои работы с образцом.

Оценивают правильность выполнения всего задания.

-Проверим, кто удачно справился с заданием (появляется образец)

-Кто ошибся?

- Какое свойство сложения применяли?

- Кто удачно справился с заданием?

-Кому еще нужна тренировка?

6

Рефлексия

Учащиеся дают оценку своей деятельности и деятельности  класса на уроке.

- Кому из вас, ребята, сегодняшний урок помог подняться еще на одну ступеньку по лесенке знаний?  

- Какую цель мы с вами ставили?

- Как вы считаете, достигли мы поставленной цели? Все ли поставленные задачи были решены?

 

Учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке

Оценивают себя с помощью смайликов, изготовленных самостоятельно на уроке окружающего мира.

- Кому хотите сказать спасибо за урок?

-Оцените урок с помощью ваших смайликов.

Если вам было  на уроке скучно,  неинтересно и ничего непонятно, то поднимите смайлик зелёного цвета , если желание было, но ещё не всё получалось, то    жёлтого цвета. Ну а если всё было понятно, интересно, просто ЗДОРОВО, то   красного цвета.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей№122»

Номинация 1

«Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках естественно-научного цикла»

Урок математики в 1 классе

Программа и УМК «Школа России»

М.И. Моро. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Буркова Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №122»

 Центрального района г. Барнаула

Электронный адрес: burkova.irina@list.ru


Урок математики в 1 классе.

Тема: Перестановка слагаемых

(Урок открытия новых знаний)

Цель: создать условия для ознакомления учащихся  с переместительным свойством сложения и осознания необходимости его практического применения, как наиболее удобного способа сложения в ряде случаев.

Задачи:

Содействовать формированию УУД:

личностных: способствовать формированию полноценного восприятия изучаемого материала, положительного отношения к школе, к изучению математики, уважения к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательного отношения к ним; воспитывать доброту, отзывчивость, чувства взаимопомощи, взаимовыручки;

регулятивных: учить  в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, умению выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей работы;

познавательных: развивать способность к познанию,  выполнять сложение и вычитание, сравнивать, проверять, исправлять  действия в предлагаемых заданиях; работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление, сообразительность;

коммуникативных: учить детей работать парами, группами, индивидуально; воспринимать мнение других учащихся, понимать необходимость использования правил вежливости, уметь контролировать свои действия в классе.

Оборудование:

1. М.И. Моро. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

2. Презентация на слайдах.

3. Дидактический материал (круги и квадраты).

4. Карточки-снежинки для самостоятельной работы.

5. Смайлики для самооценки.


Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1

Орг.

момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Дети приветствуют учителя словами:

Мы  пришли  сюда учиться – не  лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

Слово учителя:

-Сегодня мы проводим 74 урок математики. Если считать, что каждый урок - ступенька по лестнице знаний, то представьте, на какую высоту мы уже с вами поднялись, обучаясь в первом классе. Какие умения, качества  необходимы нам, чтобы успешно подниматься выше?

Установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности: одноклассникам, учителю, всем присутствующим.

Осознание важности каждого урока в школе.

Формируемые УУД:

самоопределение,

саморегуляция.

Ответ детей:

- Надо уметь думать, правильно выполнять вычисления, считать, быть внимательными..

- А еще, ребята, важно научиться преодолевать трудности. Кто готов? Я уверена, что вы сможете справиться с трудностями. А я всегда вам помогу.

2  

Актуализация знаний и самоопределение к деятельности

Открывают учебник, читают новую тему.

Перестановка слагаемых

-Узнать, что произойдёт, если мы переставим слагаемые?

Вспомнить что такое слагаемое.      

-Повторить сложение чисел

-Чтобы хорошо уметь считать.

- Учитель, учебник, товарищ.

-Прочитайте тему урока.

-Какой вы поставите основной вопрос по теме?

-Это будет наша с вами цель урока. Что для изучения этой темы нам надо вспомнить, повторить, узнать?

(на доске учитель выставляет карточки с задачами урока)

-Для чего нужно это знать?

- Итак, приступаем к решению поставленных нами задач. Кто и что в этом поможет?

Формируемые УУД: ориентироваться в учебнике, ставить цель с помощью опорных слов. Идёт подготовка к пониманию меры границ знания- незнания.

Этот этап урока необходим для формирования самоопределения и принятия учебной задачи учащимися

Индивидуальный опрос.

Проверяется умение складывать и вычитать числа в пределах 10.

Развитие умения анализировать, сравнивать.

Умение использовать в речи названия компонентов при сложении.

Выполняем анализ решённых и нерешённых учебных задач урока.

Отгадывают загадку – паровозик из Ромашково.

-Считают и показывают правильные ответы на веерах.

-Повторили сложение и вычитание чисел.

Загадывает загадку:

 Он по рельсам быстро мчал -
Шпалы все пересчитал.
 Демонстрирует слайд с отгадкой.

-Давайте посчитаем пассажиров в каждом вагоне (на вагонах записаны примеры .(7-2, 4+3, 2+4,:-1,8-3,2+2,5+3)Но работать будем молча. Возьмите в руки счётные веера.  

-Над решением какой задачи мы сейчас работали?

Выделяют группу выражений с действиями сложения и вычитания.

Называют компоненты действия сложения

-Слагаемые, сумма.

Читают выражения называя компоненты чисел при сложении.

-Мы повторили название чисел при сложении.

-Мы не узнали, что произойдёт, если слагаемые переставить местами.

-На какие две группы можно разделить эти выражения? Демонстрация второго слайда, где остались только выражения со знаком плюс.

-Как  называются числа при сложении? Что получается в результате сложения?

-Прочитайте выражения, называя компоненты при сложении.

-Над решением какой задачи мы сейчас работали?

-Какая задача осталась нерешённой?

3

Открытие нового знания

1.Сам.работают на карточках

4-2, 6-3, 5≤6, 4+2 

2. Проверяют друг у друга, поменявшись снежинками.

Сравнивают с эталоном.

 Дети предлагают свои оценочные суждения, основываясь на степени соответствия образцу – эталону.

-Поезд так торопился к нам на урок, что разгонял вокруг себя снег и   к каждому из вас снежинка прилетела на парту.

Из предложенных выражений выберите сумму, подчеркните её  и найдите  значение.

-Проверьте друг у друга. Оцените работу.

(Выписывает  эту сумму на доску).

-Проверьте, у вас также как у меня?

Умение анализировать, сравнивать,

умение работать самостоятельно, проверка и контроль, умение работать друг с другом  

Мнения могут быть разные: больше, меньше, равно.

Мотивация к работе.

Развитие речи с применением математической терминологии

Формируется умение работать с учебником и понимание его значимости.

Мнения детей.

Работа с дидактическим материалом на партах.

Один учащийся записывает на доске и читает  запись, называя компоненты.(4+2=6)

(2+4=6)        

-Значения выражений одинаковые, слагаемые поменялись местами.

Равно .

 

 Дети пытаются сформулировать переместительное свойство сложения.

-В учебнике.  

(Дописывает второе выражение со сменой слагаемых).

- Обратимся к двум выражениям, ответ первого вы знаете, как вы думаете, каков будет ответ у второго выражения?  

- Какой знак (больше, меньше или равно) можно поставить между этими выражениями?

- Предлагаю побывать исследователями и определить какое предположение верно.

Возьмите  и положите перед собой 4 круга, справа от кругов положите 2 квадрата. Сколько всего фигур стало?

Какую математическую запись мы можем составить.

Теперь положите  перед собой 2 квадрата, справа к квадратам положите 4 круга. Сколько стало фигур? Какую математическую запись мы можем составить?

- Что вы заметили?

-Посмотрите на выражения 4+2 и 2+4. Какой же надо поставить знак между выражениями?

-Оказывается, у сложения есть такое свойство, которое доказывает равенство этих выражений.

-Попробуйте его сформулировать.

-Где можно прочитать формулировку свойства сложения?

Чтение формулировки переместительного свойства в учебнике.

Учащиеся разъясняют переместительное  свойство  сложения .

- Откройте учебники на странице 14 и в рамочке прочитайте формулировку этого свойства.

- О чем говорит это свойство?

4

Первичное закрепление с коммментиро-ванием во внешней речи

( Дети рассуждают кто прав Саша или Миша. Затем делают вывод)

Ученики: Легче к большему количеству предметов принести меньшее, чем наоборот.

-Ребята предлагаю решить вам практическую задачу и разобраться   с последним вопросом: Для чего  это нам нужно знать?

1.Практическая игра « Кто прав?» Учитель: Саша и Миша лепили снеговика. Когда были слеплены три снежных кома,  Саша побежал домой за ведёрком, чтобы сделать снеговику шляпу. Взяв старое игрушечное ведёрко, стоя около подъезда, он позвал Мишу и предложил ему принести к подъезду три снежных кома. Но Миша засмеялся и сказал: « Нет, лучше ты неси сюда ведёрко, так удобнее!»                                       Как вы считаете, кто из мальчиков прав?

- Так же и в математике легче к большему числу прибавить меньшее число.

Решение проблемной ситуации позволяет принять необходимость использования переместительного закона сложения при выполнении вычислений

Знак работы в парах.

Формирование умения работать в паре, договариваться.

Учаться умению анализировать, сравнивать, делать вывод.

Знак работы в группах

Составление задачи на основе простейших математических моделей – схематических рисунков.

Запись ведёт на доске  представитель группы, первой справившейся с заданием.

Второе решение записывает учитель.

-Это снеговик.

-В парах.

Дети называют общие признаки предложенных выражений, их отличия.

Работают в парах.

- К большему прибавлять легче меньшее.

-Переместительное свойство сложения.

- В нахождении удобного способа при решении примеров.

-Вы заметили, ребята кто является машинистом нашего паровозика?

- У него с собой примеры, которые он предлагает нам решить. Как будете работать?

2.Задание (на доске)

6+3=        1+5=            

8+2=        3+6=            

5+1=        2+8=            

- Что общего у всех этих примеров?

- Чем они отличаются?

- Решите примеры первого столбика,  а затем примеры второго столбика.

-Какие примеры вам было решать легче? Почему?

- Какое свойство сложения вам помогло при решении второго столбика примеров?

-Значит, знание этого свойства нам в чём помогает?

Работают в группах.

Составляют задачу по схематическому рисунку.

Решают задачу и решение записывают в тетрадь.  

3. Наш паровозик     очень любит летом собирать цветы.

Задание: составьте по схеме задачу о цветах. Как будете работать?

Выслушиваем одну группу.

-Как записали решение этой задачи?

Кто может предложить другую  записать решения задачи, используя переместительное свойство?

-Сделайте вывод.

5

Самопроверка знаний

-Чтобы понять, всё ли мы поняли или нет, можно ли нам двигаться дальше?

- В учебнике, под знаком вопроса.

Самостоятельное выполнение работы.

-А сейчас я предлагаю проверить свои знания и оценить себя. Для чего нам нужно себя проверять?

-Где вы найдёте материал для самопроверки?

-Я уверена, что вы справитесь.

Осознание проверки своих знаний.

 

Значимость учебника.

Установка на воспитание волевой саморегуляции

(не бояться преодолевать трудности).

Контроль (проверка выполненной работы по образцу )

-Дети сравнивают свои работы с образцом.

Оценивают правильность выполнения всего задания.

-Проверим, кто удачно справился с заданием (появляется образец)

-Кто ошибся?

- Какое свойство сложения применяли?

- Кто удачно справился с заданием?

-Кому еще нужна тренировка?

6

Рефлексия

Учащиеся дают оценку своей деятельности и деятельности  класса на уроке.

- Кому из вас, ребята, сегодняшний урок помог подняться еще на одну ступеньку по лесенке знаний?  

- Какую цель мы с вами ставили?

- Как вы считаете, достигли мы поставленной цели? Все ли поставленные задачи были решены?

 

Учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке

Оценивают себя с помощью смайликов, изготовленных самостоятельно на уроке окружающего мира.

- Кому хотите сказать спасибо за урок?

-Оцените урок с помощью ваших смайликов.

Если вам было  на уроке скучно,  неинтересно и ничего непонятно, то поднимите смайлик зелёного цвета , если желание было, но ещё не всё получалось, то    жёлтого цвета. Ну а если всё было понятно, интересно, просто ЗДОРОВО, то   красного цвета.

 



Предварительный просмотр:

Аналитический отчёт Бурковой Ирины Владимировны,

учителя начальных классов МБОУ «Лицей №122»

                                                     за 2017-2018 учебный год

         Ведение

        В школе я работаю 27 лет и все эти года являюсь учителем начальных классов и одновременно классным руководителем.

        Моё педагогическое кредо: Ученье – с увлеченьем, воспитание – с любовью и радостью. Искренне считаю, что воспитание должно быть именно таким.  Такое обучение делает и ученика успешным и в целом класс. А успех моих учеников- мой успех.  

        С 2011 года был введён в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО). Это помогло расширить воспитательные возможности образовательного стандарта.

         Целеполагание

              Стратегической целью воспитательной работы лицея является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. 

         В лицее разработана программа «Лицей успешной личности», которая направлена на духовно-нравственное, интеллектуальное, гражданско-патриотическое воспитание и социализацию учащихся лицея.

         Работа класса осуществляется по основным направлениям работы лицея. Цель воспитания учащихся моего класса обусловлена особенностями преобладающих интересов и доминирующих потребностей учащихся, социальных запросов  их родителей, уровнем нравственной воспитанности учащихся, сформированностью классного коллектива, уровнем межличностных отношений.

        Воспитательная работа в моём классе нацелена на создание воспитывающей среды, которая обеспечивает активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с универсальными навыками и умениями, конкурентно-способной в будущей жизни.

        Задачи:

-создать в классе нравственно и эмоционально благоприятную среду для развития учащихся;

-содействовать формированию и сплочению классного коллектива;

-включать ребёнка в систему социальных  связей, взаимодействовать с семьёй и внешкольными организациями с целью наиболее комфортабельных условий развития личности, для творческой самореализации каждого ученика;

-развивать общественную активность учащихся, ученического самоуправления в классе;

-сплачивать коллектив учащихся и родителей через организацию совместной работы;

-воспитывать понимание детьми нравственных ценностей и создание условий для поиска в ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой сферы;

-воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность;

-способствовать формированию экологической грамотности учащихся;

-воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развивать это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика, вовлекать учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.

        Воспитательные дела класса затрагивают 11 сфер воспитания:

● нравственное и духовное воспитание,

● гражданско-патриотическое воспитание,

● интеллектуальное воспитание,

● воспитание положительного отношения к труду и творчеству,

● социокультурное и медиакультурное воспитание,

● здоровьесберегающее воспитание,

● культуротворческое и эстетическое воспитание,

● воспитание семейных ценностей,

● правовое воспитание и культура безопасности,

● формирование коммуникативной культуры,

● экологическое воспитание.

Содержание воспитательной деятельности

        В своей работе мне постоянно приходится искать и апробировать разнообразные формы и методы организации образовательного процесса, искать ответы на вопросы: Как воспитывать? Как строить образовательный процесс?

        Сегодня одна из задач, поставленных  перед школой новым стандартом начального общего образования - умение работать в сотрудничестве, решать проблемы сообща, развивать универсальные учебные действия. Дети часто погружены в виртуальный мир, предпочитают устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками через социальные сети, что зачастую затрудняет бесконфликтное взаимодействие при живом общении.  Создать организованный коллектив единомышленников, способных не только работать вместе, но и проявлять друг к другу дружеские чувства, эмоционально поддерживать друг друга в разных ситуациях - это и есть основная задача классного руководителя. Данную задачу позволяет решить технология тимбилдинга, которая красной нитью проходит через все направления моей воспитательной работы с классом. Это стало моей методической темой в воспитательной работе.  

        Детский тимбилдинг - это мероприятие (игра), направленное на развитие способности чувствовать себя уверенным, неразрывным звеном одной команды. Участвуя в мероприятиях на основе технологии тимбилдинга, ребенок учится контактировать со своими сверстниками, находить с ними общий язык.

        Упражнения тимбилдинга  построены так, что в одиночку участники не могут их выполнить. Необходимо работать в команде. Во всех тимбилдинг-тренингах идёт формирование доверия друг к другу. И чем сплоченнее команда, тем быстрее они выполняют задания. Тимбилдинг как технология помогает детей сплотить, как инструмент помогает дать понять им, что пока они работают вместе, учиться будет интересно.

        Приемы тимбилдинга используются мною и на уроках и во внеурочное время. Они приводят к сближению детей, способствуют улучшению климата и создают комфортную образовательную среду.

        В воспитательной работе с классом я использую следующие виды тимбилдинга:

-Спортивный.

-Творческий.

-Исторический.  

-Психологический.

        Первый этап работы классного руководителя - диагностическая деятельность (изучение учащихся класса, их отношений, стиля общения).

        В центре деятельности у меня как классного руководителя, – личность ученика. Прежде всего, я стараюсь развивать в ребёнке способность понимания себя как субъекта своих поступков, своей жизни, осознание потребности в их осмыслении, в формировании собственных жизненных принципов. Участвуя в деятельности, учащийся вырабатывает в себе такие качества личности, которые помогают ему достичь успеха: любознательность, активность, прилежание, творчество, коммуникативные качества, умение работать в коллективе. И здесь на помощь приходит технология тимбилдинга. Благодаря данной технологии я могу заметить, выделить лидера, который проявляет организаторские способности, быстро ориентируется в трудных ситуациях, инициативного. Предпочитаемые лидеры находят друзей, занимаются общественной деятельностью, помогают друзьям. В совместной работе я замечаю и тех учеников, которые не проявляют инициативу, стараются уйти от ответственности. Я стараюсь создать условия для формирования способов избегания конфликтов, создания дружеских отношений, формирования навыков саморазвития, культуры поведения. С этой целью в прошлом учебном году проведены такие диагностические мероприятия:

-психологический тренинг «Узнаем друг друга с новой стороны», «Расскажите историю» и др.,

-анкетирование «Я и мои товарищи», «Нравится ли тебе самому твой класс», «Я в своём классе», «Учебная мотивация», «Карта интересов», «Субъективная оценка психологического климата класса», «Групповая сплочённость» и др.,

-ролевые игры «Я в гостях», «Маска» и др.,

-классные часы «Что такое настоящая красота», «Основные жизненные ценности. Каковы они?» и др...

        Подводя результаты диагностик можно сделать следующие выводы: Психологический климат в классе  в основном носит ситуативно – положительный характер или неустойчивый с преобладанием положительных характеристик.

Таблица 1.

Результаты 2 класса

                                Таблица 2.

Диагностика классного коллектива (3 класс)

                     

        

        Мониторинг уровня сформированности мотивации к обучению, самоорганизации, самоконтроля показывает, что уровень учебной мотивации средний.

Высокая учебная мотивация у 20 учащихся - 66,6%

Хорошая мотивация у 6 учащихся – 20%

Низкая учебная мотивация у 4 учащихся - 13,4%.

         Показателем результативности  использования технологии тимбилдинга является повышение уровня универсальных учебных действий в сравнении с первым классом.

                                                                       

                                                               Таблица 3.

Результаты  УУД

        Работая над развитием личности ребенка, стараюсь помочь ему стать субъектом своих поступков; развивая, помогаю овладеть навыками самообучения, самообразования. Для этого использую проектный метод как один из способов развития творческих способностей. Для реализации данного метода также использую технологию тимбилдинга. Это творческий тимбилдинг.

        Принимаем участие в муниципальной командной олимпиаде младшего школьника «Вместе к успеху», выполняем совместные социальные проекты «Моя будущая профессия», «День памяти» (к 9 мая), создаём общие картины, мультфильмы, плакаты, газеты, из отдельных частей, которые впоследствии собираются в единое целое. Один из вариантов проведения мероприятия по сплочению коллектива – это тимбилдинг–конструктор, заключающийся в сборе конструктора большого размера.  Здесь каждый участник вносит свой вклад в общее дело. Никто не чувствует себя незамеченным и обделенным, так как появляется неопровержимое доказательство единства– картина или фильм, созданные руками всех членов команды.

         Битва хоров, квесты, флешмобы помогают ненавязчиво сплотить коллектив.         Интеллектуальные марафоны не только сплачивает команду, но и способствуют интеллектуальному развитию детей и позволяют легко выявить лидера и добиться успехов.

        Об успешности применения технологии  тимбилдинга, проектной деятельности свидетельствуют результаты участия в конкурсах класса.         

                        

                        Таблица 4.

Результаты участия в конкурсах 2017/2018 учебного года:

№ п

Название конкурса  

 Уровень

Результат

1

Участие в выставке поделок «Сказки из мусора»

 лицейский

1 место

2

Конкурс рисунков по ПДД, оформление уголка по ПДД и изготовление маршрутных листов

 лицейский

1 место

3

Конкурс стихотворений собственного сочинения ко Дню пожилого человека.

лицейский

 1, 2 место Сокол Дима, Григорян Сюзанна, Крайнова Арина

4.

Конкурс творческих работ «Вот оно какое, наше лето!». г. Оренбурга

 всероссийский

Григорян Сюзанна, диплом 3 степени

5

Фестиваль занимательной математики команд учащихся образовательных организаций г. Барнаула

 городской

Участие. Диплом.  

6

Олимпиада по математике «Нолик»

 всероссийский

1 место- Тюркина К. , Сидоров М., 3 место- Григорян С., Бурков С., Талюкина С., Сокол Д..

7

Олимпиада по русскому языку «Пёрышко»

 всероссийский

 Овсянников И.-1 место, Чупракова В. -1 место, Бурков Слава С.- 1 место, Григорян С.-2 место

8

Олимпиада по русскому языку «Медвежонок»

 международный

1,2,3 места

9

Конкурс Лэпбуков

 всероссийский

Григорян С.- 2 место, Овсянников И.- 1 место

10

Школьный конкурс чтецов.

И городской конкурс чтецов.

городской

Патрушева Е.-1 место,
Леоненко Ж.-2 место.

В городском конкурсе Патрушева Катя - 1 место  

11

Городской конкурс открыток и стихотворений ко Дню матери

 

городской

«Аппликация»

2 место - Попов Андрей и

Камардин Тимофей

3 место - Бардаков Григорий

Номинация «Авторское стихотворение»

1место-Крайнова Арина

2 место - Григорян Сюзанна.

 Номинация «Скрапбукинг»

1 место- Тюркина Кристина и Богдан Варвара

2 место- Мищенко Анастасия

Овсянников Игорь

3 место- Сокол Дмитрий

12

Олимпиада «Бельчонок»

всероссийский

Денисенко М.-3 место

13

Конкурс «Осень золотая»

 международный

Сокол Дима лауреат.  

14

Городской конкурс рисунков по ПДД

 городской

Сокол Д, Камардин Т., Чупракова, Тюркина, Бардаков

15

Конкурс « Многогранная геология»

 городской  

Талюкина 3 место

16

Форум «Одарённые дети»

 межрегиональный

1 место- Патрушева Катя,

2 Место-Богдан Варя, Григорян Сюзанна-участие

17

Я и мой питомец

  городской

Победитель Сокол Дима

18

Акция помоги ближнему –открытка больным детям

городской

Без наград

19

Конкурс Битва хоров

 лицейский

Грамота 1 места

20

Конкурс снежинок  и поделок «Символ года»

лицейский

Без наград

21

Конкурс рисунков «Млечный путь»

международный

2 место Сокол Дима

22

Предметная неделя по литературному чтению и русскому языку.

лицейский

1 место в изготовлении книжек- малышек, Сидоров Максим победитель в конкурсе «Каллиграф», Сокол Дима- победитель в конкурсе закладок, Григорян и Сокол- победители конкурса рисунков «Моя любимая книга», 2 место в викторине сказок среди 2-х классов, Сокол Дима -2 место в конкурсе стихов собственного сочинения на тему «Зима»

23

  Конкурс по шахматам

районный

Григорян Сюзанна 2 место

24

Конкурс научно-исследовательских работ «Озарение»

краевой

1 место Патрушева Катя, 1 место Кулаков Семён, 1 место Бурков Вячеслав, 2 место Богдан Варя, 3 место Чупракова Вероника, 2 место Бардаков Гриша.

25

 Конкурс

масленичных кукол «Сударыня Масленица-2018»

городской

участие Сокол Дима и Камардин Тимофей

26

«Я-исследователь»,

городской очный тур  

Сокол Дима- 1место, Бардаков Гриша-2 место, Патрушева Катя -2 место, Бурков Слава- лучший эксперимент, Богдан Варя- лучший доклад, Кулаков Семён -3 место

27

Литературный конкурс «О спорт- ты мир»

городской

участие Григорян  С.

28

Слава защитникам отечества – конкурс чтецов и мультимедийных открыток

городской

Ефимкина- участие, Патрушева – 1 место, Бурков- участие, Сокол-2 место

29

«Политоринг»

всероссийский

 3 место

Олимпиада по предметам

международный

3 первых места, 3 вторых, 1 третье и 1 участник

30

 Шахматный турнир

городской

Григорян Сюзанна 2 место

31

Участие в финале «Я-исследователь»

региональный

3 место Сокол Дима

32

Участие в конкурсе рисунков и поделок ко дню космонавтики

лицейский

грамота

33

Тематический конкурс видеороликов

«Киномастер».

межрегиональный

1 место Бурков Вячеслав  и Сокол Дима

        Кроме конкурсов, мы с классом проводим коллективные дела. Главное, чтобы они были необходимы, полезны и осуществимы.  

        Я провожу коллективные дела в разных формах, одни мы готовим долго, другие проводятся экспромтом.  В организации и проведении выступают родители, педагоги; инициатива в основном принадлежит детям. Многие мероприятия стали традиционными: поздравление именинников, мероприятия к праздничным датам.

        Стараюсь помогать раскрыться каждому и одновременно почувствовать себя частью коллектива, частью команды, сплотить ребят. Участие в таких мероприятиях позволяет учащимся преодолеть робость, стеснение, развивает ораторские качества, раскрывает в детях качества лидера, организатора, заставляет проявить творческие таланты.  И здесь на помощь приходит творческий и исторический тимбилдинг.

        Результатом воспитательных дел является то, что ребята обмениваются информацией, могут выработать общее решение, общественно значимый продукт.

Современные дети – это дети, большей частью живущие в виртуальном мире. Поэтому я не отказываюсь от компьютерных технологий, а стараюсь внедрить их в воспитательный процесс. Мы создаём презентации, видеоролики, мультфильмы для конкурсов и для воспитательных мероприятий, осваиваем возможности интернета. Одновременно дети учатся безопасному поведению в сети Интернет. При этом я обязательно провожу классный час и родительское собрание, посвященные интернет-безопасности детей.

        Проблема здорового образа жизни сегодня как никогда актуальна. Его сохранением и укреплением необходимо заниматься с самого раннего возраста. Во внеурочное время ребята моего класса посещают тренажерные залы, активно занимаются в спортивных секциях. А в стенах школы помогает спортивный тимбилдинг.

        Спортивный тимбилдинг заключается в проведении спортивных игр, соревнований, эстафет. Например:

Упражнения «Перетягивание каната», «Верёвочка» направлены на развитие силы и силовой выносливости и на воспитание навыка коллективных взаимодействий в соревновательной обстановке.

Упражнения «Помоги клоуну», «Гусеница» направлены на развитие скорости, ловкости, выносливости, а также на воспитание навыка коллективных взаимодействий.

        Квест – игры «Тропа индейцев» и «Маршрут пиратов» направлены на укрепление у детей стремления участвовать в настоящих походах; развивать интерес к туризму, поддерживать у детей уверенность в своих навыках.  

        Спортивный тимбилдинг  помогает справиться с разобщенностью в коллективе и создает командный дух. И это тоже даёт свои результаты: команда моего класса не раз участвовала в муниципальном конкурсе «Мама, папа, я- спортивная семья».

        Формирование у ребят понимания значимости здоровья также осуществляется через реализацию курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании».  Курс позволяет осваивать навыки правильного питания, формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, формирует представления о правилах этикета. Опыт работы показал, что курс эффективен, актуален,  дети и взрослые сумели освоить основы здорового образа жизни.

        С первого класса ведется профориентационная  работа:

 - познавательные классные часы по профессиям,

- презентации «Кем я хочу стать»,

- поездки на предприятия (Фабрика деревянной игрушки, «Легенда жизни»-вода),   детский развлекательный центр «Кидвилль», или Город профессий, где дети знакомились с профессиями и пробовали поиграть в разные профессии, Автогородок).

        Классное самоуправление

        Сегодня мы должны научить ребёнка быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Классное самоуправление дает возможность каждому ребенку проявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общению со сверстниками. В нашем классе создан орган самоуправления «Дружные ребята», где у каждого есть свои обязанности. Выбран староста, актив класса. Помогает здесь снова технология тимбилдинга:

-Классный час «Лидер класса»

-Классный час «Поручения».

        Данные мероприятия проходят в командно-игровой форме, ненавязчиво и без обид позволяют выбрать лидеров в классе и обозначить поручения. А некоторые ребята уже могут самостоятельно организовать своих одноклассников на мастер-класс. 

        Нужно отметить, что в начальной школе орган классного самоуправления не может работать в полную силу (в связи с возрастными особенностями учащихся), но может являться хорошей подготовкой для среднего звена, помогает ученикам стать более самостоятельными и ответственными, способствует формированию осознанной дисциплины. Учитель выступает организатором, направляющим, контролёром за действиями учеников.  Можно сказать, что классу удаётся совместными усилиями достигать устойчивого выполнения поручений, но есть пока дети, которые отлынивают от таких поручений, как дежурство.

        Большое внимание уделяю воспитанию чувства патриотизма и духовно-нравственному, экологическому воспитанию. В течение года мною проведены такие мероприятия как:

-Единый классный час «Мы против терроризма»,

-Участие в выставке поделок «Сказки из мусора»,

-Участие в городской акции «Открытка ко Дню матери»,

- Акция помоги ближнему –открытка больным детям, 

-Единый классный час о В.Высоцком и конкурс рисунков «Мелодия его души»,

-Занятие  «Любят Родину не за то, что она есть, а за то, что она своя»,

-Акции по сбору макулатуры и «Крышка енота» и др.

        Поступки и поведение учащихся говорят о сформированности некоторых ценностных ориентиров. Класс отличается совестливостью, умением признавать ошибки, большинство понимает суть понятия «уважение» и демонстрируют это.

        Инновационная деятельность

        Инновации в современных условиях задаются сверху. Можно протестовать, а можно искать такое наполнение, которое позволит вдохнуть действительно нужное, полезное, новое содержание, позволяющее не только ставить разумные воспитательные задачи, но и эффективно решать их.

        В нашем классе два ребёнка - инвалида, один из них ребёнок с ОВЗ. Поэтому следующей нитью воспитательной работы с классом является технология инклюзивного образования. Инклюзивное образование ставит своей целью обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, психических и физических возможностей.  Это стало для меня инновацией. Как работать с такими детьми? Как сделать их не менее успешными, чем с «нормой развития»?

        Второй методической темой моей работы стала: «Работа учителя начальных классов с детьми, имеющими ОВЗ, как ключевая компетенция в условиях современного образования».

        Предметом изучения стали ключевые компетенции, которыми должен владеть учитель при работе с детьми с ОВЗ, а также приёмы и методы работы по совместному обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов с детьми с «нормой развития».

        Изучение методической литературы, журналов, посещение семинаров и конференций, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, общение с коллегами ведет к успешному внедрению в образовательный и воспитательный процесс данной технологии.

                         Таблица 5.

Участие в инновационной деятельности в  2017-2018 году

Год

Место проведения, форма участия

Тема

2017-2018 уч.год

Участие в стажёрской практике

Видеозапись  с занятия с ребёнком инвалидов по курсу  внеурочной занятости «Разговор о правильном питании»

2017-2018 уч.год

Участие в стажёрской практике «Работа с родительской общественностью»  

Тема «Толерантное отношение к детям инвалидам»

2015 год

Слушатель курсов при АКИПКРО, 72 часа

«Государственно-общественное управление качеством образования в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и УО »

2017 год

Слушатель курсов при АКИПКРО, 72 часа

«Подготовка к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

2019 год

Слушатель курсов при АКИПКРО, 32 часа

«Профилактика рискового поведения обучающихся и воспитанников»

2017-2018 уч. год

Школьное МО

Выступление на тему « Типы уроков по ФГОС»

2018-2019 уч. год

Школьное МО

  Возрастные особенности развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников.

2017- 2018 уч. год

Городское МО

Современный урок. Схема анализа урока

2017- 2018 уч. год

Школьное МО

Нестандартные формы внеурочной занятости

2015год

Общественная организация Алтайское краевое отделение «Российский творческий Союз работников культуры»

Сборник с III Всероссийской заочной научно-практической конференции «Современные педагогические технологии».

2017-2018 уч. год

Всероссийская научно-практическая конференция

«Перспективы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ»

Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ  

2017 год, Барнаул АКИПКРО

Системно-деятельностный подход:

традиции и инновации

Сборник материалов

региональной телекоммуникационной конференции

Использование инновационных технологий в реализации

системно-деятельностного подхода в рамках внеурочной деятельности

Январь 2017г

Участие во всероссийской конференции

Работе с детьми с ОВЗ (Горно-Алтайск) с последующей публикацией

В лицее 101 28 марта 2018год

Выступление на V муниципальной научно-практической конференции

 

«Реализация проектно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях»

29 марта 2018год АКИПКРО

 Выступление на межрегиональной научно-практической конференции

АКИПКРО

«Позитивная социализация детей с особенностями развития, повышение уровня

толерантности к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья» по теме «Работа с родителями детей с ОВЗ

19 апреля 2018 год

Стажёрская практика

Классный час по толерантности «Толерантное отношение к «особым детям»».

Март 2018 год

Стажёрская практика

Формы и методы работы  с родителями обучающихся с ОВЗ

Сертификат, 2017 год март

Вебинар при АКИПКРО

Психологические подходы к отслеживанию личностных результатов учащихся по ОРКСЭ

                        

                        Таблица 6.

Участие учащихся с ОВЗ в конкурсной деятельности

Конкурсное мероприятие

Результат

1.

Участие ребёнка-инвалида в 1 туре фестиваля отцовских инициатив «От отца к сыну»

1 место Прохоров Миша

2.

Участие семьи в фестивале отцовских инициатив

1 место семья Прохоровых

3

Всероссийская олимпиада по математике «Нолик»

Участие Богдан Варя

4

Городской конкурс открыток и стихотворений ко Дню матери

«Скрапбукинг» 1место Богдан Варя

5

Межрегиональный Форум «Одарённые дети»

1 место, Богдан Варя

6

Акция помоги ближнему –открытка больным детям

Без наград, общая грамота на класс

7

Школьный конкурс «Битва хоров»

1 место класс

8

Заочный городской конкурс «Я-исследователь».

Очный тур.

Богдан Варя (прошла на очный этап)

Премия за лучший доклад

9

Краевой конкурс научно-исследовательских работа «Озарение»

2 место, Богдан Варя

        Учащиеся с ОВЗ (дети-инвалиды) принимают участие по возможности во всех классных мероприятиях. Дети с особыми образовательными потребностями не изолированы от общества, они активны, коммуникабельны и им обеспечивается освоения стандарта.  

        По результатам педагогических наблюдений можно сделать такие выводы:

• наблюдается рост уровня мотивации обучения;

• повысился уровень принятия нравственных ценностей;

• дети активно принимают участие в конкурсах, праздниках;

• дети стали чаще оказывать друг другу помощь, ценить дружбу;

• дети учатся находить необходимую информацию для классных часов.

        Для формирования жизненных компетентностей большую роль играет личный пример во всем. Очень важно быть вместе с детьми, а не рядом с ними. Вся моя работа направлена на то, чтобы ребята чувствовали себя в коллективе комфортно, уютно. Настоящий коллектив создается только в действии, в ситуации успеха. А чтобы достичь успеха, нужно вырабатывать в себе прилежание, любознательность, ценностное отношение к себе, обществу, природе. И я стараюсь, чтобы эти качества дети видели и во мне.

        Вхожу в состав рабочих групп по разработке документов (образовательной программы лицея, программы по внеурочной занятости, программы преемственности между начальным и основным уровнем).

        Самостоятельно разрабатываю рабочие программы по предметам, программы внеурочной деятельности, утвержденные и рекомендованные для использования на уровне ОО, в разработке ООП; АООП, нормативно-правовой документации (положений), регламентирующей реализацию ООП).

        Были разработаны адаптированные программы для учащихся лицея с ОВЗ вида 6.2, 7.1, 8.2, 6.1.

        Вхожу в состав совета по качеству в лицее, являюсь членом школьных жюри детских олимпиад, конкурсов, являюсь организатором городских олимпиад, проводимых на базе лицея, являюсь участником стажёрских практик, вхожу в рабочие группы по разработке документов на участие в конкурсах лицея.

        2014 год –участник ПНПО.

        2017 год - участник фотоконкурса в газете «Комсомольская правда» («Лучшие учителя-2017»).

        Являюсь участником проекта «Разработка и реализация программы перевода школы, работающей в сложных социальных условиях и показывающей низкие образовательные результаты, в эффективный режим функционирования в партнерстве с ведущей школой».

        Принимаю активное участие в работе Региональной инновационной площадки по теме: «Образовательное пространство как условие для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

        Участвую в конференции «Использование инновационных технологий в реализации системно-деятельностного подхода в рамках внеурочной деятельности».

        Как современный классный руководитель я стараюсь грамотно сочетать в своей деятельности массу прикладных умений и  профессиональный подход к делу воспитания.

Создание условий для проявления и развития творческого потенциала учащихся

        Система развития творческих способностей учащихся во внеурочное время сформирована мною из следующих компонентов:

-реализация курсов внеурочной занятости, индивидуальные занятия для учащихся по коррекции знаний, индивидуальная подготовка учащихся к ВПР, комплексной работе;

-педагогическая деятельность по выявлению и развитию одаренных детей.

        Мои обучающиеся принимают участие олимпиадах и в научно- практических конференциях, заочных и очных конкурсах.

        На сегодняшний день качественное образование невозможно представить без комплексных инновационных программ дополнительного образования. Одна из форм такого обучения –  это дистанционное обучение.

        С 2014/2015 года я старюсь внедрять дистанционное обучение. Мною был разработан и реализован дистанционный курс «Окружающий мир» для учащихся 4 класса. В настоящее время я использую технологию дистанционного обучения при подготовке  проектов. А также при пропуске уроков учащимися по причине болезни.  

         Задачи своего возраста в начальной школе решает сам ребёнок, а я как педагог, помогаю ему в этом при помощи разнообразия эмоциональной и интеллектуальной деятельности.

        В течение ряда лет  веду внеурочную  работу по предметам.        Основной  задачей внеурочной работы  является обеспечение учащихся прочной системой знаний, умений и навыков, необходимых при углубленном изучении предметов, формирование устойчивого интереса к предмету; выявление и развитие  их способностей.

                                                Таблица 7.

Внеурочная занятость учащихся

Уч.год

класс

Курсы внеурочной деятельности

% посещаемости от класса

Результат

2015/16

Школа развития речи

26

воспитание познавательного интереса к родному языку, формирование речевых интересов и потребностей младших школьников

Умники и умницы

26

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников

Я- гражданин России

26

формирование гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределение на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка

Мир вокруг нас

26

расширение кругозора учащихся

Художественное творчество

13

духовно-нравственное воспитание  

2016/17

Школа развития речи

20

воспитание познавательного интереса к родному языку,

формирование речевых интересов и потребностей младших школьников

Умники и умницы

25

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения

Разговор о правильном питании

17

формирование установок на ведение здорового образа жизни и развитие коммуникативных навыков;

развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

2017/18

Школа развития речи

13

воспитание познавательного интереса к родному языку, формирование речевых интересов и потребностей младших школьников

Умники и умницы

15

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы

Чудеса творим руками

10

развитие творческого потенциала личности ребёнка,

воспитание трудолюбия, уважительного отношения к материальным и духовным ценностям.

Учусь создавать проект

13

 развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразо-ванию и саморазвитию.

Разговор о правильном питании

14

формирование установок на ведение здорового образа жизни и развитие коммуникативных навыков;

        В 2016/17 учебном году 15 учащихся посещали кружки, секции, клубы по интересам за пределами лицея, в 2017/18 учебном году- 25 человек. Занятия в кружках способствуют дальнейшему развитию коммуникативной компетенции учащихся в таких ее составляющих, как речевая и социокультурная компетенция и развитию математических способностей учащихся, развитие художественных способностей.

        Внеурочная занятость детей отличается от урочной системы: детям предоставляется возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом, проявлять смекалку и творчество, приобретать навыки в процессе игр, наблюдений, соревнований и конкурсов. Занятия провожу в форме театрализованных уроков, творческих заданий, уроков-путешествий, очных и заочных экскурсий. На таких занятиях дети занимаются исследовательской работой. Благодаря таким формам деятельности дети имеют возможность выхода на новый образовательный результат: в части предметных результатов они приобретают опыт творческой деятельности; в части метапредметных результатов – использование и решение проблем в реальных жизненных ситуациях; в части личностных результатов – мотивации, толерантность.         Эффективность внеурочной  работы подтверждают высокий уровень обученности учащихся, результаты мониторинговых исследований, число победителей и призеров олимпиад и научно-практических конференций школьников; наличие победителей и призеров в различных всероссийских и международных конкурсах и проектах.

Формирование коммуникативных УУД  

Важнейшим компонентом воспитания является умение решать конфликтные ситуации без агрессии, учиться предвидеть конфликт и не допускать его. Такие навыки, которыми должны овладеть ученики в процессе воспитания, прописаны в ФГОС НОО. Поэтому в классе мы разбираем каждую ситуацию, разъясняем ошибки в поведении и поступках учащихся. Обязательно проговариваем все возможные варианты, проигрываем разрешения и/или недопущения конфликта.

Также формированию коммуникативных навыков способствует чтение лучших произведений детской литературы, просмотр мультфильмов, фильмов о дружбе, честности, взаимовыручке.

Поощряется также проявление личной инициативы в любой положительной деятельности. Это способствует проявлению лидерских и организаторских качеств, преодолению робости, излишней стеснительности.

         Считаю очень важным моментом - быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, между самими детьми.

            Работа с родителями

        При работе с семьёй ставлю цель – способствовать тому, чтобы учащиеся осознавали значимость семьи, семейных ценностей в жизни каждого человека. Для этого вовлекаю родителей в воспитательную жизнь класса и лицея. Использую технологию тимбилдинга не только в работе с детьми, но и в работе с семьёй. Родители работают в командах на родительских собраниях, во время спортивных мероприятий, в коллективных проектах.

        Один из коллективных проектов для родителей- это «Новостная колонка». Это замечательная игра, которая помогает не только сплотить команду, но и помогает взрослым людям получить дополнительные знания.

        Суть заключается в том, что родители делятся на две или три равные команды. Каждая команда, в течение отведенного времени должна придумать себе: название; нарисовать газету; опубликовать в ней придуманную рекламу мероприятия; написать статью или новости о своей задумке Так можно планировать мероприятия с родителями на следующий год.

        Детско - родительские команды нашего класса принимают активное участие в общелицейских, муниципальных мероприятиях. Например, команда моего класса не раз участвовала в муниципальном конкурсе «Мама, папа, я- спортивная семья». Эти мероприятия способствуют пропаганде здорового образа жизни, популяризации физической культуры и спорта и формированию семейных традиций. Взаимовыручка участников и активная поддержка болельщиков сплачивает родительски и детский коллективы класса.

        Первое место в городском Фестивале отцовских инициатив заняла команда из нашего класса. И ничто так не сближает  детей, родителей и классного руководителя как совместное проведение досуга.

        Традиционные формы проведения родительских собраний стараюсь заменить новыми формами:

- родительский тренинг (совместно с психологом школы),

- родительский вечер, где мы не обсуждаем проблемы, связанные с учебой, а родители рассказывают о своем ребенке, о его интересах, увлечениях.

- родительский ринг, который проводится с той целью, чтобы многие родители могли где-то утвердиться в правоте своих методов воспитания, а в чем-то провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

        Третий год совместно с детьми и родителями работаем над проектом «Летопись нашего класса», где отражаем самые интересные и значимые события нашей школьной жизни. Работа с родителями требует от меня как классного руководителя умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания. А взамен я получаю доброе и уважительное отношение к себе.

        Воспитательный процесс не останавливался и на летних каникулах. Ежегодно ребята класса посещают пришкольный лагерь и активно участвуют в районных мероприятиях, регулярно занимают призовые места.

        Думаю, что сложившаяся воспитательная система класса позволяет решать поставленные задачи и даёт положительные результаты. 

        Результатами своей воспитательной работы считаю: сохранение и увеличение контингента учащихся класса (с 28 до 31 за три года), уверенную дисциплину на уроках и на переменах, сохраняемую дружескую атмосферу в общении детей, отсутствие драк, детей-изгоев, поддержание исключительно детскими силами порядка в классном кабинете, активнейшее участие ребят класса во всех предлагаемых коллективно-творческих делах, небезучастное отношение к товарищам и их проблемам, сохранение стабильно высоких результатов успеваемости класса.

        Достижения в профессиональной деятельности

        Я не останавливаюсь на достигнутом и стремлюсь повышать уровень своего профессионального мастерства.

        Имею благодарности и награды. Вот немногие из них:

                                                                        Таблица 8.

Поощрения

Название документа

Содержание

Кем выдан

Когда

выдан

1.

 Благодарность

   за творческий профессиональный труд учителя  

Директор МОУ СОШ №119  

 2002год.

2.

 Благодарст-венное письмо

за добросовестный труд, большой личный вклад в развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса с детьми младшего школьного возраста

 Администрация Ленинского района

г.Барнаула

 2003год.

3.

 Почётная грамота

 за творческий подход к делу обучения и воспитания в области пожарной безопасности учащихся  

 Комитет по образованию Ленинского района

 2005год.

4.

 Почётная грамота

 За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников

 Министерства образования и науки Российской Федерации

 2005год.

5.

 Грамота

за реализацию регионального компонента

Комитет  по образованию администрации Ленинского района

2006г.

6.

Грамота  

за работу с

одарёнными детьми

Комитет по образованию администрации Ленинского района

 2006год.

7.

Грамота  

за качественную подготовку детей к школьным олимпиадам

 Администрация МОУ «СОШ №111»

 2007год.

8.

Благодарность

 за серию открытых уроков по развитию речи, проведённых на высоком методическом уровне

 Администрация МОУ «СОШ №111»

2007год

9.

Благодарность

 за создание условий для творческого развития педагогов

Комитет по образованию администрации Ленинского района г. Барнаула

2006год

10

Благодарственное письмо

 за большой вклад в организацию и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва 2 декабря 2007года.

Глава администрации Ленинского района г.Барнаула

2007год

11

Грамота  

За многолетний добросовестный труд, успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения в честь года Учителя

Администрация МОУ «СОШ №111»

2010год

12

Грамота

За руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся

Краевой форум детского и молодёжного творчества,  председатель жюри и оргкомитета

2012год

13

Свидетельство

За участие в Международном конкурсе-фестивале декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо 2012» в номинации «Педагог»

Негосударственное образовательное учреждение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Детский центр образования «Пересвет»

2012год

14

Грамота

За победу в номинации «Методист года» на школьном уровне

Администрация школы

2013год

15

Сертификат

За участие в краевом дистанционном конкурсе методических разработок «Новый урок для новой школы»

АКИПКРО

2013год

16

Грамота

За высокий профессионализм и большой вклад в развитие лицея

Администрация МБОУ «Лицей 122»

2013год

17

Грамота

Лауреат 1 Всероссийского конкурса сценариев «Первое сентября» в рамках 5 Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна»

ЦДО СНЕЙЛ

2013год

18

Грамота

За активное участие в работе с одарёнными детьми и подготовку призёров очных конкурсов и олимпиад

 Администрация МБОУ «Лицей 122»

2014год

19

Диплом

За подготовку детей к Краевому конкурсу среди младших школьников «Сказочные предметы для дедушки Баралтая»

Общественная организация Алтайское краевое отделение «Российский творческий Союз работников культуры»

2014год

20

Благодарственное письмо

За активное участие в Международном конкурсе «Я-энциклопедия»

Руководитель проекта Колбина О.А.

2015год

21

Благодарность

За участие в проведении и проверке всероссийских проверочных

работ 4 классов по математике и русскому языку(ВПР) 2015 г.

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования города Москвы

«Центр педагогического мастерства»

2016г

21

Грамота

За участие в номинации «Достижение года»

МБОУ «Лицей 122»

2016 г

22

Сертификат

За организацию краевого конкурса по русской традиционной культуре «Живая старина»

КГБУ ДПО «АКИПКРО»

2016 г

23

Благодарность

За добросовестный труд, высокий профессионализм и в связи с 25-летием со дня основания образовательного учреждения

Комитет по образованию города Барнаула

2016 г

24

Благодарственное письмо

За подготовку начинающих литераторов к открытому городскому конкурсу литературных работ «Экология души»

Комитет по образованию города Барнаула МБУ ДО «БГДЮЦ» Детско-юношеская газета «Сами»

2017 г

25

2 Свидетельства

За высокий уровень руководства исследовательской деятельностью школьников при подготовке научных работ на открытую краевую итоговую НПК «Будущее Алтая»

Министерство образования и науки Алтайского края

«Краевой центр информационно-технических работ»

2016 г и 2017 г.

26

Благодарственное письмо

За подготовку призёра в международном конкурсе «Узнавай Алтайский край»

 Управление Алтайского края по туризму, курортному делу, межрегиональным и международным отношениям и оркомитет конкурса  «Узнавай Алтайский край»

2017 год

27

Благодарственное письмо

За организацию участия и подготовку победителей конкурса лэпбуков «От идеи до воплощения»

Всероссийский цент гражданских и молодёжных инициатив «Идея»

2017 год

28

Свидетельство

 За подготовку лауреата 2 степени Всероссийского конкурса «Юный исследователь»

Общероссийская Малая Академия наук «Интеллект будущего, г.Обнинск

2017 год

29

Благодарственное письмо

За творческий труд для детей с ОВЗ

Благотворительный фонд «Успешки» г. Барнаула

2018 год

30

Ветеран труда

За многолетний добросовестный труд

Указ губернатора Алтайского края от 14. 02 2018 № 24

2018год

31

Грамота за 1 место

Муниципальный этап конкурса «Самый классный классный»

Приказ комитета по образованию г.Барнаула

2018 год

32

Грамота за участие

Участие в педагогическом диалоге по теме: «Роль современных педагогических технологий в урочной и внеурочной системе»

Приказ комитета по образованию г.Барнаула

2018 год

            Перспективы развития  

        Работа учителя – это постоянное саморазвитие, самообразование, непрерывное образование, поэтому в своей дальнейшей педагогической деятельности планирую расширить объем используемых методов, форм, приёмов работы, позволяющих эффективно реализовывать задачи воспитательной работы.  Повышать собственную профессиональную компетентность, совершенствовать диагностический инструментарий для мониторинга,  транслировать накопленный опыт профессиональному сообществу через участие не только в лицейских, муниципальных, региональных мероприятиях, но и в мероприятиях федерального уровня («Лучшая инклюзивная школа», «Новаторство в образовании» и др.) и публикации в методических сборниках.

        В заключении мне хочется добавить, что классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, классный руководитель создает не просто класс, он создает команду, которая учится, живет, работает и отдыхает как единое целое. Команда — единый организм, где каждый школьник — яркая индивидуальность. Я стараюсь работать так, чтобы мои  дети чувствовали себя нужными обществу и были счастливы. И неважно какие формы работы я использую, передовых мастеров педагогики или свои педагогические находки и творческие идеи- главное, чтобы это приносило пользу моим детям.


Предварительный просмотр: