Технология "КИНЕЗИОЛОГИЯ И НЕЙРОГИМНАСТИКА"

Боброва Ксения Сергеевна

На этой страничке вы найдете наработки по здоровьесберегающей технологии "Кинезиология и нейрогимнастика".

Цель: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.

Данная технология активно внедряется у детей на этапе подготовки к школе и детей с трудностями обучения.

В данном методе активно используются: кинезиологические мешки и мячики, различные варианты балансировки (фитбол, доска Бильгоу, балансировочная подушка), спортивные снаряжения.

В работе с детьми применяются следующие методы:

1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.

2. Дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

3. Глазодвигательные упражнения.

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.

4. Игры на межполушарное взаимодействие. При их выполнении развивается межполушарные связи, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.

5. Кинезиологические игры - тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи, улучшает пальцевой и кистевой праксис, активизирует энергетический блок мозга.

6. Массаж.

7. Ритмы.

Данная технология используется как полноценное нейропсихологическое занятие, а также как элемент коррекции на других занятиях.

В результате освоения кинезиологических упражнений и нейрогимнастики у детей:

-развиваются когнитивные способности и высшие психические функции

-происходит коррекция поведенческих и эмоциональных проблем

-улучшается межполушарное взаимодействие на всех уровнях

-формируются пространственные представления

-развивается умение анализировать в рамках первичных математических представлений

-развивается символическое и абстрактное мышление

-улучшается регуляторный компонент (целеполагание, программирование, реализация, контроль)

-развивается схема и образ тела, общий, кистевой и пальцевой праксис, нормализуется общий и психический тонус

-подготавливается и облегчается процесс чтения и письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 С МЯЧОМ

1. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.

2. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.

3. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами:

1) кидает его и сразу ловит;

2) кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.

4. Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2-3 м друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.

5. Ребенок и взрослый выполняют все предыдущие упражнения с мячом средних размеров.

6. Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками теннисный мяч.

7. Ребенок и взрослый катают мячи друг другу по полу, одновременно направляя навстречу друг другу в руки большой и теннисные мячи.

8. Ребенок кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком (кинул – хлопнул в ладоши – поймал).

9. Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч.

10. Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.

11. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.

12. Взрослый и ребенок кидают другу и ловят теннисный мяч одной рукой.

13. Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц.

14. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его одной рукой.

15. Ребенок кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, прыгает через него.

16. Взрослый помещает перед ребенком мишень, которую надо сбить. Например, на табуретку ставятся два предмета, еще несколько предметов расставляются рядом на полу. Ребенок отходит от табуретки на 8-10 шагов и пытается сбить их мячиком (большим, средним, теннисным).

17. Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребенка – попасть в эту мишень мячом (большим, средним, теннисным).

18. Ребенок должен наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (описывая восьмерку – вправо, влево).

19. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его поочередно правой и левой руками.

20. На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч об пол то справа от линии, то слева от нее.

C:\Users\dimon\Desktop\o_152.jpg



Предварительный просмотр:

Моторная программа

«ХЛОП-ТУК-ТОП-ШЛЕП»

C:\Users\dimon\Desktop\Зрительное расписание\leAs5UlxN24.jpg

Моторная программа

«Хлоп право-хлоп лево-

хлоп по центру»

C:\Users\dimon\Desktop\Зрительное расписание\v4-728px-Hambone-Step-7.jpg

C:\Users\dimon\Desktop\Зрительное расписание\v4-728px-Hambone-Step-12.jpg

C:\Users\dimon\Desktop\Зрительное расписание\v4-728px-Hambone-Step-10.jpg

Моторная программа

«КУЛАК-ЛАДОНЬ»

C:\Users\dimon\Desktop\pngtree-fist-gesture-cartoon-illustration-image_1413421.jpgC:\Users\dimon\Desktop\kisspng-hand-arm-human-body-human-skeleton-clip-art-hand-palm-5acad8a80f4432.3051562715232431760625.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Занятие №21

1. Ритуал приветствия

Тук-тук постучу

Поздороваться  хочу (уууууу).

Педагог встает напротив ребенка, у ребенка и у педагога в руках по два карандаша (ручки, фломастеры, палочки и т.д.). Педагог начинает стучать по карандашам ребенка и говорит текст, произнося первую строчку, стучит по карандашам ребенка в обычном темпе, а произнося вторую строчку, ускоряет темп стука, и на последнее слово, а именно на последнюю букву начинаем тянуть звук у-у-у-у-у-у и поднимаем карандаши вверх.

2. Разминка – двигательная программа «Ноги вместе - ноги врозь»

Педагог выкладывает дорожку из ортоковриков: 1 коврик-2 коврика, 1-2 и т.д. ребенок начинает прыгать по коврикам как в классики, ноги вместе - ноги врозь - ноги вместе -ноги врозь. Можно поначалу сопровождать речевой инструкцией.

«Лови»

Ребенок встает на полусферы, педагог начинает кидать ребенку мячики разной фактуры с инструкцией: «Лови», ребенок ловит мяч и кидает в рядом стоящую корзинку.

3. Задание «Выложи шарики по схеме»

Педагог предлагает ребенку разложить шарики по определенной схеме, с опорой на зрительный образец. Закрепляем в процессе право-лево, верх-низ, счет.

4. Игра на развитие памяти с использованием теста «Кто спрятался»

Ребенок называет предметы разложенные на столе (5-7 предметов), далее каждый предмет прячет в тесто. Педагог просит вспомнить, что было спрятано в тесте. Можно усложнять с использованием различных цветов: что в красном тесте, а что в желтом.

5. Тактильная игра с тестом «Массаж частей тела»

Педагог вместе с ребенком катаю по два шарика двумя руками одновременно. Далее педагог начинает катать или стучать этими шариками по щечкам ребенка, проговаривая катаю по щечкам, катаю по рукам, катаю по ногам, стучу по ногам, стучу по спине и т.д. можно предложить ребенку сделать самомассаж или на частях тела педагога.

6. Игра на ориентировку на плоскости «Подели коврик»

Педагог кладет два ортоковрика перед ребенком: один просит поделить так, чтобы образовался верх коврика и низ, а второй – право и лево. Коврики делим с помощью ниточки. Далее педагог просит положить камень наверх коврика, вниз коврика, справа или слева. В дальнейшем коврик можно будет делить на 4 части.

7. Дыхательное упражнение «Перышко»

Педагог просит подуть ребенка на перышко так, чтобы оно максимально долго не упало на пол. Обращаем внимание на то, что вдох делаем через нос, а выдох через рот.

8. Глазодвигательное упражнение. Сидя, с опорой за спиной, рот открыт, язык двигается за глазами.

Ребенок сидит на полу опираясь спиной и головой о стену. Спина прямая, голова неподвижна, рот закрыт. Ноги прямые, не перекрещены, слегка раздвинуты. Руки лежат на коленях (правая рука на правом колене, левая - на левом).

1 уровень: игрушка располагается на расстоянии вытянутой руки.

1. Педагог медленно перемещает игрушку вправо, задерживает 1-2 секунды в конечной точке, возвращает к середине, остановка 1-2 секунды. Глаза ребёнка должны следить за игрушкой, язык двигается за глазами, голова не двигается.

2. Педагог медленно перемещает игрушку влево, задерживает 1-2 секунды в конечной точке, возвращает к середине, остановка на 2 секунды. Глаза ребёнка следят за игрушкой, язык двигается за глазами, голова не двигается.

3. Педагог медленно перемещает игрушку вверх, задерживает 1-2 секунды в конечной точке, возвращает к середине, остановка 1-2 секунды. Глаза ребёнка следят за игрушкой, язык двигается за глазами, голова не двигается.

4. Педагог медленно перемещает игрушку вниз, задерживает на -2 секунды в конечной точке, возвращает к середине, остановка на -2 секунды. Глаза ребёнка следят за игрушкой, язык двигается за глазами, голова не двигается.

5. Педагог медленно перемещает игрушку к переносице ребёнка, задерживает на 1-2 секунды около переносицы, медленно возвращает к середине, остановка на 1-2 секунды.

9. Сенсомоторное упражнение «Яйцо»

Ребенок садится на ковер, подтягивает как можно ближе к себе согнутые в коленях ноги, плотно обхватывает их руками и прячет лицо в колени. Педагог садится так, чтобы ребенок оказался между колен, обнимает ребенка поверх его рук, помогая ему удерживать колени, и не спеша, наклоняет его к себе. Педагог пытается подстроиться под тело ребенка, совместить дыхание, почувствовать, удобна ли ему поза. Для большего расслабления используем релаксационную музыку. Когда ритмы найдены, можно начинать раскачивать в разные стороны.  Обязательно для выполнения с мамой и папой. Это очень сложная и важная задача – дать ребенку почувствовать, что как раз в момент потери равновесия у него есть на что опереться, что его защищают, помогают сохранить себя, что можно довериться и расслабиться.

Сенсомоторной упражнение «Колобок»

Исходное положение ребенка – лежа на спине. Подтянуть колени ребенка к его груди, а голову ребенка подтянуть к коленям, голени обхвачены руками ребенка. Выполняем перекаты  то на правый бок, то на левый. Постепенно перекаты становятся более быстрыми. Выполняем под счет до 10 раз.

10. Ритмическая игра «Ложки и стучалка»

Педагог задает определенный ритм: два раза ударяет ложками и один раз стучалкой, просит ребенка повторить этот ритм. Далее к ритму добавляется звук: сначала это могут быть просто гласные – а а - о; а а - о. а потом уже можно использовать слоги, к примеру, ша ша - жа или ша ша – шо и др.

11. Задание на моторное планирование «Забор»

Педагог просит построить ребенка забор из цветных палочек в определенном порядке: большая палочка-большая-низкая-большая-большая-низкая и т. д.

12. Игра на межполушарное взаимодействие «Пирамидки из сушек»

Педагог ставит колышки перед ребенком и просит двумя руками одновременно надевать на них сушки, далее надеваем либо снимаем наперекрест.

13. Задание на освоение схемы тела «Рисунок человека»

Педагог просит ребенка на листе А4 нарисовать автопортрет, ребенок рисует себя, проговаривает части тела.

14. Пальчиковая игра «Сделай так»

Педагог раскладывает перед ребенком комбинации из пальцев, ребенку необходимо сделать также. Постепенно комбинации усложняются.

15. Ритуал прощания «До свидания, с тобой было хорошо»

До свидания, до свидания, с тобой было хорошо

До свидания, до свидания, приходи ко мне еще.

До свидания, Юра

До свидания, Ксения Сергеевна!



Предварительный просмотр:

Игра на межполушарное взаимодействие

 «Бросай, смотри, делай»

C:\Users\dimon\Desktop\Рассылка 10.02\кубики лого - копия.png

C:\Users\dimon\Desktop\Рассылка 10.02\кубики лого.png

Задачи: развитие межполушарного взаимодействия, моторного планирования, пальцевого праксис, контроля.

Ход игры: ребенок бросает два кубика одновременно, выпавшие позы рук повторяет синхронно двумя руками. Можно бросать кубики на счет 3.

@ksenia_bobrova_psy



Предварительный просмотр:

Повтори движение «Человечки»

C:\Users\dimon\Desktop\Рассылка 10.02\001.bmp


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ с мячом в помощь родителям.

Несмотря на внешнюю простоту, каждая игра требует от ребенка одновременного выполнения нескольких действий и задействования нескольких зон мозга, что, несомненно, вызывает трудности. В ходе игры мы не требуем скорости, а добиваемся четкости, правильности, осознанности... ну, а темп, конечно поощряется.

Больше игр можно найти в работах нейропсихолога, профессора МГППУ А.Семенович, а здесь мы предлагаем вам игры, наиболее любимые детьми.

  • Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого (свою ассоциацию) и кидает мяч обратно. Например, взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако».
  • Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц (аналогично - обобщающее слово и конкретный объект).
  • Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
  • Ребенок кидает большой мяч об стену четырьмя способами (ну как не вспомнить здесь свое советское детство!
  • 1) кидает его и сразу ловит;
  • 2) кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит;
  • 3) кидает, хлопает в ладоши, ловит (при усложнении - хлопает 2 раза, 3 раза и т.д.)
  •  4) кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, прыгает через него.
  • Предыдущие упражнения выполняются, усложняя, с мячами среднего размера, потом - малого размера (теннисный мяч).
  • Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч.
  • Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого. В нашей адаптации: на стене несколько кругов, в каждом круге - понятийная группа (буква, цифры, посуда, одежда, мебель и т.д.). Взрослый задает цель - ребенок в нее кидает мяч, при этом называет любое слово из заданной группы. Например, взрослый задает цель: "Посуда", ребенок бросает в цель мяч и называет предмет: "Чашка" и т.д.
  • Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно. 
  • Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребенка – попасть в эту мишень мячом (большим, средним, теннисным). В нашей адаптации, при усложнении: взрослый называет обобщающее слово, а ребенок попадает мячами в корзину, называя при этом конкретные слова из заданной понятийной группы.
  • На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч об пол то справа от линии, то слева от нее. В нашей адаптации при усложнении: добавляется стихотворение, текст, прямой, обратный и промежуточный счет и т.д.
  • Усложнение: все вышеуказанные игры выполняются поочередно правой и левой рукой.

C:\Users\dimon\Desktop\o_152.jpg