Технология "СЕНСОМОТОРНАЯ КОРРЕКЦИЯ"
На этой страничке вы найдете наработки по здоровьесберегающей технологии по методу телесно-ориентированной терапии и сенсомоторной коррекции.
Цель: формирование сенсомоторного базиса высших психических функций, интеграция разных уровней развития высших психических функций, обеспечение более высокой степени саморегуляции психики при решении актуальных жизненных задач.
Технология сенсомоторной коррекции является элементом многих коррекционно-развивающих занятий для детей с различными вариантами дизонтогенеза.
После диагностического обследования ребенка, специалист выделяет мишени работы с телом.
В данном методе активно используются: телесные техники, метод укладок с помощью утяжеленных мешков, утяжеленный жилет, бинтование, различные сенсорные материалы и т.д.
Продуктивно использовать этот метод в начале занятия: так как детям с гипотонусом мы нагоняем этот тонус, а детям с гипертонусом мы его стабилизируем, в результате чего ребенок продуктивнее включается в когнитивную нагрузку.
С учетом уровня развития психики и развития движений по Бернштейну простраивается коррекционная работа и подбираются комплексы упражнений.
В результате освоения программы сенсомоторной коррекции у детей:
-увеличивается устойчивость к сенсорным нагрузкам (вестибулярным, проприоцептивным, кинетическим)
-появляется внимание к различным сенсорным ощущениям, к своему телу, образ Я
-включаются ориентировочные реакции на уровне тела, а потом в среде
-формируется координация «глаз-рука»
-ребенок научается давать адаптивный ответ стимулам окружающей среды
-появляется разделенное внимание с взрослым, навык имитации
-появляется ориентация своего тела в пространстве
-ребенок выходит на уровень взаимодействия и коммуникации с другими детьми
-появляется план действия, целенаправленность, саморегуляция
-нормализуется общий и психический тонус
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.9 МБ | |
| 40.83 КБ | |
| 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М етодика «сенсомоторной коррекции» В возникновении ряда психических нарушений: задержка психического развития(ЗПР), расстройства аутистического спектра (РАС), синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - важную роль играет недостаточность функционирования подкорковых структур: гипоталамуса, гипоталамо-гипофизарной системы, ретикулярной формации ствола головного мозга, промежуточного мозга и т.д. ( Микадзе , 2008) 2
3
М етодика «сенсомоторной коррекции» «Обеспечивая адаптационные реакции и ведущий уровень саморегуляции в детском возрасте, подкорковые структуры, в виду своей незрелости у детей, испытывают перегрузки, приводящие к дисфункциям.» ( Микадзе , с.252) Функциональная недостаточность подкорковых образований приводит к нарушению процесса морфофункциогенеза мозга, и по ходу развития ребенка появляются вторичные дефекты вследствие функциональной незрелости коры больших полушарий. ( Микадзе , 2008) 4
Методика «сенсомоторной коррекции» При ЗПР регистрируют дисфункции диэнцефальных и верхнестволовых структур, а также базальных лобных систем. Исследование Т.Г. Горячевой и А.Л. Султановой выявило у детей с ЗПР трудности кинестетического и динамического праксиса , недостаточность пространственного гнозиса и праксиса , слабость следов слухо-речевой памяти , недостаточность как моторных, так и сенсорных аспектов речи , запаздывание развития схемы тела , недостаточность восприятия ритмических структур. ( Горячева, Султанова , 2008 ) 5
6
Методика «сенсомоторной коррекции» «Исследование детей с гиперактивностью с дефицитом внимания (ГРДВ), проведенное Т.Г. Горячевой и А.С. Султановой , показало, что первичным дефектом для большинства детей с СДВГ является функциональная недостаточность субкортикальных структур мозга, что подтверждается ЭЭГ» ( Микадзе , с. 254 ) 7
Методика «сенсомоторной коррекции» При проведении полноценной нейропсихологической диагностики у детей с расстройством аутистического спектра, также зафиксировали признаки функциональной недостаточности субкортикальных мозговых структур. Это подтверждает выводы других исследователей о том, что нарушение активирующей сферы при расстройстве аутистического спектра может свидетельствовать о преимущественно нарушении подкорковых образований (Горячева, Султанова, 2008) 8
Методика «сенсомоторной коррекции» Авторы этой методики Т.Г. Горячева и А.С. Султанова исходят из необходимости введения специальных упражнений для ребенка в зависимости от структуры дефекта. Так при наличии нарушения речевого развития требуется введение артикуляционной гимнастики, специальных дыхательных упражнений и т.д. При нарушении пространственного гнозиса и праксиса необходимо уделять повышенное внимание пространственному фактору в основных упражнениях, а также вводить «специальные задания », позволяющие почувствовать «пространство тела», тренирующие ориентировку в окружающем пространстве и затем квазипространственные функции. 9
Артикуляционная гимнастика 10
Дыхательные упражнения 11
Дыхательные упражнения по Т.Г.Горячевой Дыхание с задержкой на вдохе/ выдохе сначала в собственном ритме, а затем в установленном. Выполняется лежа, затем сидя на полу «по-турецки» или на коленях; руки положить на живот. Ведущий вслух отсчитывает ритм, постепенно увеличивая интервалы от трех до семи секунд ; Дыхание только через одну (левую, затем правую) ноздрю ; Приседания, совмещенные с дыханием (присели — выдох, встали — вдох ); Сидя или стоя, ребенок делает быстрый вдох через нос, резко поворачивая голову в сторону, затем медленно выдыхает через рот, возвращая голову в исходное положение ; 12
Упражнения на ориентировку в пространстве 13
Упражнения, направленные на повышение уровня активации больших полушарий мозга Также можно добавить самомассаж ступней, икр и т.д. 14
Упражнения, направленные на расслабление, нормализацию мышечного тонуса «Яйцо ». Ребенок садится на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени («поза эмбриона»). Сзади садится взрослый, обхватывая ребенка коленями и руками, прижимая его к себе спиной. Взрослый слегка раскачивает ребенка до полного его расслабления. «Колобок ». I этап — ребенок в «позе эмбриона» раскачивается назад — вперед, вправо — влево, затем, переворачиваясь со спины на колени, катится в сторону и обратно . Необходимо следить, чтобы голова была прижата к коленям. II этап — взрослый обхватывает ребенка, находящегося в этой же позе, и крутит его. При этом ребенок должен в любой момент остановки не упасть, а вернуться в исходное положение. III этап — ребенок сидит в той же позе, взрослый садится сзади и сильно обхватывает его руками и ногами. Ребенок должен, напрягаясь, вырваться . «Бревнышко ». Ребенок ложится на спину, вытягивает руки и перекатывается с живота на спину, не скрещивая и не сгибая при этом руки и ноги . «Лодочка ». Ребенок ложится на спину, вытягивая руки. По команде ведущего ребенок одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем ребенок в ыполняет это упражнение, лежа на животе. Важно! Эти четыре упражнения должны идти в строгой последовательности. 15
Упражнения, направленные на расслабление, нормализацию мышечного тонуса Лодочка Бревнышко 16
Упражнения для развития кистевого / пальцевого праксиса и тактильной чувствительности рук Вытянуть руки перед собой, сгибать вверх и вниз кисти, затем сгибать и распрямлять, сводить и разводить пальцы обеих рук; В том же положении одновременно вращать обеими кистями (однонаправленно и разнонаправленно) по и против часовой стрелки. Важно, чтобы остальные части рук были неподвижными; Перебор пальцев. Большой палец отведен в сторону, остальные пальцы поочередно дотрагиваются до него; Перекатывание орехов или шариков в ладони и между пальцами; Ребенок сидит с закрытыми глазами, ведущий на тыльной части его ладони, на щеке, на спине чертит буквы или цифры, которые ребенок должен отгадать; Дополнительно можно проводить занятия лепкой, аппликацией , мозаикой, игру в тени, нанизывание бус, вышивание , рисование пальцами красками и пластилином и проч ее 17
Упражнения для развития общего праксиса и пространственных представлений Упражнение в парах: стоя напротив друг друга, касаться ладоней партнера, совершать движения, аналогичные «велосипеду »; Вращательные движения в тазобедренном суставе, в коленном суставе и стопами ног. При выполнении вращательных движений ног могут возникать синкинезии в руках или оральные, поэтому в руках ребенок может держать палку или мяч, а язык высунуть и слегка прикусить зубами; Ребенок встает на четвереньки и ползает, не задевая расставленные на полу предметы; Графический диктант (выполняется на листочках в клеточку ); 18
Примеры графических диктантов 19
Методика «сенсомоторной коррекции» Необходимо использовать методы, направленные на улучшение саморегуляции , произвольного контроля , - упражнения для развития динамического праксиса , стоп- игры, ролевые игры. С помощью специальных упражнений (двигательные, дыхательные, глазодвигательные и др.) достигается нормализация активации нервной системы, улучшается функциональный статус подкорково-стволовых структур, развиваются межструктурные мозговые связи (корково-подкорковые, межполушарные и др.), что улучшает функционирование непроизвольной саморегуляции . (Горячева, Султанова, 2008) 20
Выработка навыком саморегуляции В процессе освоения упражнений вводится контроль выполнения тех движений, которые обычно протекают на неосознаваемом уровне ( дыхательные движения, различные виды ползания и др.). Так же используются элементы самомассажа и релаксации. 21
У пражнения для развития динамического праксиса 22
Глазодвигательные упражнения 23
24
Методика «сенсомоторной коррекции» При проведении коррекционных упражнений с гиперактивным ребенком необходимо разбивать время занятие на блоки по 5-8 минут, постепенно это время увеличивая Сенсомоторная коррекция может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Представляемая методика Горячевой-Султановой примыкает, по сути, к Методу замещающего онтогенеза А.В. Семенович (Семенович, 2007) как основному подходу к нейропсихологической коррекции в детском возрасте. 25
Метод замещающего онтогенеза А.В.Семенович А.В.Семенович считает, что воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций(ВПФ). В связи с этим А.В.Семенович предлагает метод замещающего отногенеза . «Основной целью которого является развитие мозгового (и шире — нейропсихосоматического ) обеспечения психического онтогенеза.» (Семенович , с. 15 ) Метод представляет собой трехуровневую систему. Каждый из уровней имеет свою собственную «мишень» воздействия и направлен на все 3 функциональных блока мозга, которые выделил А.Р.Лурия 26
Метод замещающего онтогенеза А.В.Семенович Данный метод объединяет следующие подходы: Нейропсихологический(дефектологические, логопедические и клинико-психологические методы) Телесно-ориентированный Немедикамендозная иммунопрофилактика и коррекция психосоматического онтогенеза 27
Метод замещающего онтогенеза А.В.Семенович Опираясь на метод, предложенный А.В.Семенович, многие практикующие специалисты выстроили свои методики «сенсомоторной коррекции». В том числе В.С.Колганова, Е.В. Пивоварова, С.Н.Колганов (Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие. Часть 1 – М.:Изд . «Айрис-Пресс», 2017.), Т.Г.Горячева, А.С. Султанова (Сенсомоторная коррекция при различных отклонениях психического развития. Т.Г. Горячева, А.С. Султанова. // Неврологический вестник, 2008 – Т. XL , вып . 3 – с.56-60.) 28
Применение методики сенсомоторной коррекции в работе с нарушениями формирования саморегуляции у младших школьников 29
Исследование Т.Г.Горячевой На диагностическом этапе детям и их родителям была предложена методика нейропсихологической диагностики А.Р. Лурия (модификация А.В. Семенович), включающая в себя изучение латеральных предпочтений, пространственного, кинестетического, динамического праксиса , зрительного и звукового гнозиса , слухоречевой и зрительной памяти, речевых функций. 30
Исследование Т.Г. Горячевой Также в ходе нейропсихологического исследования были собраны данные, непосредственно характеризующие произвольную и непроизвольную саморегуляцию . Показатель непроизвольной саморегуляции определялся по наличию у испытуемого следующих признаков: гипер - и гипотонус , синкинезии , истощаемость, утомляемость, макро- и микрография, дефекты реципрокной координации и пр. 31
Исследование Т.Г. Горячевой Задачей установочного этапа было создание у ребенка и его родителей активной установки на коррекционную работу. В самом начале коррекционного этапа дети познакомились друг с другом и специалистами. Была введена система поощрений и наказаний, являющаяся важным фактором управления группой. Важным фактором коррекции была организация домашних занятий. 32
Коррекционный этап 1-я ступень: знакомство, улучшение детско-материнских отношений, отработка базовых двигательных навыков (тонических и локомоторных движений). Продолжительность – 8 недель. На 1-й ступени коррекционного этапа дети учились правильно дышать, осваивали базовые движения. 33
Коррекционный этап 2-я ступень: отработка локомоторных движений и растяжек. Продолжительность – 6 недель В качестве дополнительных игр на этом этапе использовались упражнения, помогающие в игровой форме освоить приемы релаксации, а также игры для развития переключаемости. 34
Коррекционный этап 3-я ступень: работа с патологическими синкинезиями . Продолжительность – 10 недель. Дополнительными играми на 3-й ступени были игры с правилами, а также задания на освоение пространства через рисунки и рисование планов: комнаты, квартиры, дороги из школы домой и пр. 35
Коррекционный этап 4-я ступень: продолжение работы с патологическими синкинезиями и формирование адекватных синергий . Продолжительность – 6 недель. После выполнения основных упражнений Т.Г.Горячева использовала игры, помогающие развить навыки релаксации. Также по желанию дети играли в игры, предложенные на предыдущих ступенях. 36
Эффективность технологии «Сенсомоторная коррекция является эффективным средством при работе с нарушениями саморегуляции . Метод сенсомоторной коррекции позволяет улучшить функционирование уровня непроизвольной саморегуляции , а также способствует развитию саморегуляции произвольной. При использовании данного метода в работе с нарушениями саморегуляции целесообразно включать дополнительные упражнения, направленные на развитие навыков планирования и самоконтроля. Более эффективной коррекционная работа становится при участии в коррекционном процессе родителей ребенка. В случае выявления в семье нерешенных воспитательных проблем целесообразно параллельно с занятиями ребенка по методу сенсомоторной коррекции работать с родителями, помогая разрешить имеющиеся конфликты, что повышает эффективность коррекции.» (Горячева, с.250) 37
Список литературы Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков/ Под общей редакцией проф. Ю. С. Шевченко.—СПб.: Речь, 2003.—552стр. Гилберт К. Аутизм. Медицинские и педагогические аспекты : кн. для педагогов-дефектологов / К. Гилберт, Т. Питерс ; пер. с англ. О. В. Деряевой ; под науч . ред. Л. М. Шипицыной , Д. Н. Исаева. — М. : Гуманит . изд. центр «ВЛАДОС», 2003. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. Микадзе Ю.В.— Изд. Питер - 288с., 2008г. Применение методики сенсомоторной коррекции в работе с нарушениями формирования саморегуляции у младших школьников. Е.О. Седова, Т.Г. Горячева. // Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2013, №2 – с. 241-254 Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с. Сенсомоторная коррекция при различных отклонениях психического развития. Т.Г. Горячева, А.С. Султанова. // Неврологический вестник, 2008 – Т. XL , вып . 3 – с.56-60. 38
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения по сенсомоторной коррекции
Ежегодно в городе Уфа растет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи. Все они находятся на сопровождении специалистов центра психолого-медико-социального сопровождения «Семья». У большинства этих детей имеются сложные психологические проблемы, с которыми приемные родители самостоятельно справиться не могут. Многие дети имеют различные отклонения в развитии. Причинами этих отклонений являются алкоголизация родителей, патология беременности и родов, заболевания, перенесенные в раннем детстве, неблагоприятные условия проживания в интернатном учреждении. Эти факторы оказывают негативное влияние на общее состояние здоровья, интеллектуальное и эмоциональное развитие, поведение ребенка.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве очень важно. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы рассмотрим игры для развития каждой сенсорной системы.
Упражнения для вестибулярной системы.
«Колечко» Дети 6 - 7 лет, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки из пальцев. Внезапно водящий командует: "Без среднего! - и игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: "Без мизинца!" и т. д. Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.
«Ухо и нос» Эту игру можно провести, сидя за столом. Всем предлагается взяться левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за мочку левого уха. По хлопку ведущего необходимо поменять положение рук, то есть левой рукой взяться за мочку правого уха, а правой рукой – за нос. Сначала промежутки между хлопками длинные, а потом ведущий увеличивает темп игры, и промежутки между хлопками становятся все меньше и меньше. Побеждает тот, кто дольше всех продержался и не запутался в руках, носах и ушах.
«Игры с мячиком» Все игры с мячом, направлены на улучшение вестибулярной системы, можно использовать «съедобное – несъедобное», «я знаю…».
«Ходьба по линии» Материал: линия (полоса) шириной 3-4 сантиметра в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Большой диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной.
Цель: координация движений, тренировка равновесия. Сознательно прочувствовать собственное тело, испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию. Ход игры: Дети сидят вокруг эллипса. Они удалены от него настолько, чтобы не касаться его ногами. Педагог один раз проходит по линии, стараясь при этом обратить внимание ребенка на постановку всей ступни вдоль линии и на естественность ходьбы. Пальцы ступни и каблук находятся на линии. На этом примере ребенок понимает ход упражнения. Затем педагог одного за другим называет детей по имени и просит каждого начать упражнение. Постепенно все дети группы принимают участие в упражнении. Наблюдая, учитель замечает трудности отдельных детей и может потом тактично вмешаться, высказывая общие пожелания, например, "Мы стараемся наступать точно на линию".
«Между двух берегов» Материал: две скакалки кладем рядом с друг другом, начиная с расстояния 50 см, постепенно уменьшая расстояние до 10 см. Задача - ходьба между линий, стараясь не наступать на края.
«Переступаем через веревочку» Для игры потребуется веревка, которую необходимо положить на пол. Задача: ноги ставить с двух сторон от веревочки.
«На носочках» Ход игры: Возьмите бубен или барабан и стучите в него сначала тихо, потом громче и, наконец, очень громко. Дети бегают на носочках. Если бубен звучит тихо, нужно идти, звук становится громче — идти широким шагом, еще громче — бежать. Чем чаще вы меняете ритм, тем веселее игра.
«Футбол бумажным пакетом» Надуть бумажный пакет. Играть им в футбол, дети должны соотносить силу удара об пакет, чтобы он не порвался.
«Снежки» известная игра на улице, когда позволяет погода, но необходимо, ловить снежки поочерёдно правой или левой рукой.
«Мыльные пузыри» Используются мыльные пузыри, необходимо ловить сначала левой рукой, затем правой.
Целесообразно использовать все виды игр для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание, собирать пирамидки, доставать предметы, нанизывать крупные бусины и колечки; рвать бумагу, катать «колбаски» из пластилина; застегивать пуговицы.
Упражнения для тактильной системы
«Поймай киску» Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, улучшение внимания и скорости реакции у ребенка. Ход игры: Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек» Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений. Ход игры: 1) В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
2) «Определи на ощупь» - в мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
3) «Узнай фигуру» - на столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Платочек для куклы» Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани). Ход игры: Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений. Ход игры: Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай предмет по контуру» Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
«Догадайся, что за предмет» На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Найди пару» Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Найди ящичек» Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.
«Что в мешочке» Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
«Отгадай цифру» (букву) На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.
«Что это?» Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
«Собери матрешку» Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.
«Прочитай» Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.
«Золушка» Дети (2—5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
«Угадай, что внутри» Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
При нарушении сенсорной чувствительности необходимо использовать: - всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди; - помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими; - постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами (шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.); - учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).
Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, целесообразнее использовать знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.
Если же у ребенка наблюдается постоянная потребность в тактильном контакте дети постоянно обнимаются, при чем делают это очень крепко, любят залезать в тесные места, то таким детям целесообразно использовать тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности
Упражнения для зрительной системы
«Сложи полоски» Нарезаются полоски, отличающиеся длиной на 1 см. Диапазон полосок от 3 см до 16 см. Надо сложить полоски в лесенку, но не соприкасаясь с друг другом.
«Найти предмет указанной формы» Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
«Из каких фигур состоит машина?» Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Коврик»
Цель: учить располагать предметы на плоскости, закреплять знание геометрических фигур, цифр, название основных цветов, и дополнительных. Оборудование: коврик, разделенный на 9 квадратов с липкой лентой в каждом, фишки по вашему усмотрению, которые располагаются над квадратиками (бабочки разного цвета, цветы трех цветов по три штуки, геометрические фигуры, цифры).
Варианты игры «Продолжи ряд»: 1) на верхней полоске расположи синие цветы, а на нижней- зеленые; 2) продолжить ряд сверху вниз, снизу вверх, справа налево и наоборот.
«Назови по цвету» дети называют, какого цвета бабочка, где она сидит, используя слова «в центре», «над», «под», «справа», «слева». В старшем возрасте добавляются бабочки другого цвета и в речь добавляются слова «правый верхний угол», «левый нижний угол» и другое.
«Закончи предложение» В центре располагается …..; Вверху находится...; Внизу располагается…; Справа находится ….; Слева располагается ...
«Заполни пустые клетки» дети находят пропущенные цифры и располагают их на свои места
«Найди клад» закрыть все квадратики бабочками (цветочками, геометрическими фигурами, цифрами) и сказать, что клад находится под розовой бабочкой, или в верхнем правом углу, или в среднем ряду на втором по счету месте слева направо и так далее.
«Назови соседа» расположить геометрические фигуры или цифры во всех клетках и попросить назвать, например, соседей цифры пять справа, слева или соседей круга вверху, внизу, справа, слева.
«Найди предмет такой же формы» Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом -предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь).
«Какая фигура лишняя?» Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
«Составь целое из частей» Составить конструкцию из 2-3 геометрических фигур по образцу. Варианты: составить конструкцию по памяти, по описанию; составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8-9).
«Определи правильно» Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит замок.
«Зрительный диктант» Дети запоминают орнамент из 3-4 геометрических фигур, складывают его по памяти.
«Определи форму предмета» Перед ребенком разложены карточки с изображением предметов: телевизор, дом, стол, люстра, торшер, кровать и др. Педагог предлагает в соответствующую прорезь перфокарты с вырезанными геометрическими фигурами вписать название мебели, изображение которой похоже на данную геометрическую фигуру.
«Что изменилось?» Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.
«Найди ошибку» Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями: слов -одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя); примеров - сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.; предложений - пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).
«Найди отличия» Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.
«Наложенные изображения» Ребенку предъявляют 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
«Спрятанные изображения» Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.
«Парные изображения» Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.
«Незаконченные изображения» Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).
«Точечные изображения» Предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.
«Перевернутые изображения» Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их.
«Разрезанные изображения» Предъявляют части 2-3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.
Упражнения для слуховой системы
«Различай веселую и грустную музыку» Детям выдают по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая - в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую данный характер музыки.
«Тихо и громко» Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую -топает ногами. Варианты: -можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки; - использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький - тихо;
-на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне; - на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую - узкие и более бледные;
-найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.
«Угадай, какой музыкальный инструмент звучит» Ученикам раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ученик, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.
«Далеко - близко» У водящего закрыты глаза. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен по голосу узнать того, кто назвал его имя.
«Будь внимателен» Цель игры: дети обучаются быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы. Ход игры: Дети свободно маршируют под музыку. Педагог дает разные команды, а дети имитируют движения названного животного. Например, «аист» -стоять на одной ноге, «лягушка» - присесть и скакать вприсядку, «птицы» -бегать, раскинув руки, «зайцы» - прыгать и т. д.
«Определи, что слышится» Из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой -тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. Нужно определить, что слышится. Шумы могут быть записаны на телефон и отражать шумы окружающего мира (мурлыкание кошки, скрип двери, шум машин, храп, дождь и т.д.) - ребенку необходимо определить, что за шум.
«Шумящие коробочки» Материал: несколько коробочек (можно использовать киндер-сюрпризы), которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет. Вариант: ребенок находит одинаковые коробочки.
«Слушай и выполняй» Педагог называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить эти действия в такой последовательности, в какой они были названы. Например: 1) повернуть голову направо, повернуть голову вперед, опустить голову вниз, поднять голову; 2) повернуться налево, присесть, встать, опустить голову.
«Что слышно?» По сигналу педагога внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь, предлагается послушать и запомнить, что там происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что происходило.
Упражнения для обонятельной системы
Ароматерапия - это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Вам и малышу доставят удовольствия ароматические масла, свечи, диффузоры. Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения. Ароматерапия – это отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит). Если ваш малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята), и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть.
Улучшение обоняния можно достигнуть, занимаясь по нескольким направлениям. Способствуют улучшению обоняния любые занятия физкультурой, так как они улучшают общее кровообращение. Но, прежде всего, это относится к гимнастике лица.
Игровое упражнение «Поможем Тузику».
Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное -несъедобное.
Материал: разложены по пластиковым одноразовым стаканчикам продукты питания: хлеб, шоколад, фрукты; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.
Ход игры: предложить детям от имени Тузика, который потерял нюх и зрение, определить по запаху съедобные для него продукты.
Игровое упражнение «Фрукт или овощ?»
Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты. Материал: разложенные по пластиковым одноразовым стаканчикам кусочки фруктов и овощей (банан, огурец, яблоко, апельсин, лимон, лук и т.д.).
Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.
Игровое упражнение «Что приготовил повар на обед?»
Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.
Цель: развитие обоняния, вкуса.
Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т.д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.
Игровое упражнение «Коробочки с запахами».
Цель: дифференциация запахов с помощью обоняния.
Материал: два набора по 8 контейнеров из под Киндер-сюрпризов с маленькими отверстиями в каждом, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, гвоздика, корица, ванилин, цедра, чеснок и т.д.).
Предложить детям понюхать все контейнеры одного набора, затем педагог вынимает контейнеры из второго набора -предлагает понюхать и сравнить запахи двух наборов, до тех пор пока не найдется пара для каждого контейнера. Предложить детям проделать подобное упражнение с закрытыми глазами (т.к. при отсутствии зрительного восприятия - возможность восприятия других органов чувств усиливается).
