Использование ИКТ, цифровых/электронных образовательных ресурсов при реализации образовательных программ.

Хрущева Екатерина Викторовна

1. ИКТ в Дошкольном образовательном учреждении.

2.Консультация для родителей "Дети и гаджеты".

3. НОД с использованием ИКТ "Дикие животные в лесу".

4. НОД с использованием ИКТ "Сказка ложь да в ней намек - добрым молодцам урок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ)

В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

АКТУАЛЬНОСТЬ

Детский сад –это часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочета- ние традиционных методов обучения и современных информационных техноло- гий, в том числе и компьютерных.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационной и ком- муникационной.

Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение инфор- мации.

Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодей- ствия человека с внешней средой.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образова- нии – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструмен- тальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

ИКТ включает в себя:

  • компьютер и интернет;
  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • видеокамера и фотоаппарат;
  • DVD и CD;
  • радио;
  • игровые приставки;
  • мобильные телефоны;
  • магнитофоны;
  • мультимедиа и интерактивные доски.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском са- ду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ поддержи- вает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллекту- альную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возмож-ность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.

С уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью про- цесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей но- вого поколения, но и удобно для современного педагога.

В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной обще- образовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из тре- бований к педагогической деятельности является владение информационно- коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно- образовательном процессе.

Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:

  • подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
  • подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
  • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других пе- дагогов России и других стран;
  • оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
  • создание презентаций для повышения эффективности образовательных за- нятий с детьми;
  • использование ИКТ для проведения родительских собраний или консульта- ций специалистов для родителей;
  • использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фо- тографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографи- ровать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
  • использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сцена- ми, фоновую музыку или наложение голоса);
  • оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по раз- личным направлениям деятельности;
  • использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
  • создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

Преимущества использования ИКТ в образовательном процес-

се:

  • помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • помогает формировать информационную культуру у детей;
  • предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реали- зовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обуче- нии;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя уви- деть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, поло- водье, круговорот воды в природе….);
  • помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравне- ние и др.);
  • ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими огра- ниченные возможности;
  • с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.C:\Users\constr\Desktop\лекции матан 1 сем\1450284204.jpg

                                            

Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества об- разования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи ИКТ в дошкольном образовании:

  • обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
  • обеспечение взаимодействия с семьёй;
  • обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вы- шестоящих (контролирующих) организаций;
  • облегчение реализации образовательной деятельности;
  • облегчение методической работы;
  • обеспечение коммуникации;
  • возможность самореализации;
  • возможность самообразования.
  • средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать позна- вательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

Алгоритм использования ИКТ технологии в ДОУ

Подготовительный этап.

  1. Изучение и подбор материала по теме «ИКТ технологи в ДОУ».
  2. Подбор и создание картотек изображений, презентаций, mp3, видео и фото информации в соответствии с возрастом обучающихся.
  3. Настройка оборудования в соответствии СанПиН.

Предварительная работа.

  1. Знакомство участников воспитательно-образовательного процесса с компь- ютером/интерактивной доской.
  2. Ознакомление с правилами безопасности и способами работы с мультиме- дийными средствами.

Реализация.

  1. Проведение ОД согласно теме примерного комплексно-тематического пла- нирования.
  2. Проведение тематических праздников/развлечений согласно теме пример- ному плану развлечений

Подведение итогов.

  1. Анализ результатов работы.
  2. Разработка индивидуальных/игровых заданий для закрепления/освоения пройденного материала.
  3. Создание фотоотчёта о проделанной работе для размещения на сайте ДОУ; группах родителей.
  4. Создание брошюр для родителей; статьи для сайта ДОУ по пройденному материалу.

Формы организации детей.

1.Мультимедийные презентации; 2.Обучающие фильмы;

  1. Дидактическик игры;
  2. КВН;
  3. Викторины;
  4. Образовательная деятельность;
  5. Кружки;
  6. Развлечения; 9.Праздники;
  1. Мастер - классы;
  2. Познавательные беседы.

Использование ИКТ в процессе взаимодействия с роди- телями.

  1. Создание сайта группы, постоянное его обновление.
  2. Родительские собрания.
  3. Консультации.
  4. Проведение мастер классов и круглых столов.
  5. Подбор иллюстрированного материала для родительских уголков.
  6. Создание видеофильмов о жизни детей в детском саду.
  7. Создание тематических презентаций на разные темы.

Использование ИКТ в процессе взаимодействия со спе- циалистами ДОУ.

  1. Обмен опытом через проведение мастер-классов, сообщений с использова- нием презентаций.
  2. Выступление учителя логопеда на родительских собраниях.
  3. Разработка и проведение тематических праздников и конкурсов совместно с музыкальным руководителем.

Результат использования ИКТ технологии.

  1. Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ.
  2. Внедрение ИКТ в образовательное пространство согласно возрастным нор- мам.
  3. Повышение эффективности процесса обучения воспитанников. 4 Создание единой информационной среды.
  1. Активизация познавательной деятельности обучающихся.
  2. Повышение интеллектуального уровня развития ребенка с помощью исполь- зования ИКТ.
  3. Накопление наглядных, демонстрационных электронных материалов к за- нятиям.
  4. Распространение педагогического опыта работы на сайтах ДОУ и других сайтах.
  5. Использование ИКТ в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.

Использование ИКТ педагогической деятельности

За свою работу воспитателем я использовала ИКТ для: 1.оформление стендов, группы;

  1. подбор материала к НОД;
  2. оформление документации, отчетов;
  3. создание презентаций; 5.обмен опытом работы;
  1. участие в конкурсах через интернет;
  2. выкладывала на сайт детского сада статей для родителей, конспектов заня- тий, докладов и презентаций;
  3. подбирала танцы и песни для утренников и открытых занятий.

Используемая литература:

1.Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9», 2022г.;

2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 – 2013



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Капелька»

Взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей:

«Дети и гаджеты»

Подготовила: Хрущева Е.В.

Актуальность:

Технологии не стоят на месте. Детей XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и Интернета. Смартфон, планшет, нетбук – неиссякаемый источник удовольствия для детей и предмет беспокойства наших родителей и воспитателей.

Цель консультации:

Вместе с родителями разобраться,   чем опасны гаджеты, какой от них вред и какая польза.

Задачи консультации:

  • организовать поиск информации о влиянии гаджетов на здоровье человека;

-провести социологический опрос среди родителей;

  • проанализировать полученные данные.

Предмет        исследования        данной        консультации:        действие        гаджетов        на организм человека.

Гипотеза: гаджеты оказывают на человека вредное влияние.

Методы исследования:

  • изучение литературы
  • анкетирование
  • обобщение.

Продуктом консультации является:

Разработка буклета «Влияние гаджетов на здоровье человека».

Что такое гаджеты?

В современном мире, где электронные технологии развиваются стремительными темпами, получили своё развитие гаджеты.

Гаджет – в переводе с английского языка - приспособление, устройство, техническая новинка, выполняющая ограниченный круг задач. Гаджеты – это смарт-телефоны, компьютеры, ноутбуки, планшеты, и другие электронные устройства. Они слышат, видят, поют, рассказывают и делают кучу разных мелочей. Заглянуть в интернет проще простого. Ещё есть разные мелочи, например: ручки-диктофоны, очки-видеокамера - на любой вкус и запросы. Удобные электронные штучки заполонили мир и заняли место в нашей жизни. Гаджеты появились, чтобы помогать нам. Они делают жизнь проще и комфортнее. Однако, при чрезмерном увлечении электроника, которая призвана помогать нам в жизни, может быть вредной для здоровья.

Мы попробуем рассмотреть все аргументы «за» и «против», но сначала обратимся к рекомендациям врачей. Они считают, что «золотая середина» — это пребывание ребенка у монитора (компьютера, планшета или смартфона) со следующей продолжительность

  • Дети 4-5 лет — не более 15 минут;
  • 6 лет — 20 минут;
  • 7-9 лет — 30 минут;
  • 10-12 лет — 40 минут;
  • 3-14 лет — 50 минут.

Если складывается так, что занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, необходимо делать хотя бы 10-минутые перерывы. Эти цифры могут показаться довольно суровыми. Но, по мнению специалистов, даже взрослый человек не должен работать за компьютером беспрерывно более часа.

  1. Польза гаджетов

Гаджеты можно рассматривать не как средство развлечения, а как реальную помощь. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных   на развитие   мелкой   моторики,   реакции,   логики,   памяти и других важных навыков. Которыми вполне может пользоваться ребенок дошкольного возраста.

Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.

Можно выйти в интернет и просмотреть интересующую ребенка информацию.

Кроме того, специальные приложения даже помогают заниматься спортом. С легкостью можно найти тренировочные видео уроки, где уже будет подобран комплекс упражнений.

В целом, электронные устройства уже прочно вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать их. Но надо четко контролировать время, которое малыш будет тратить на интерактивные развлечения, а также извлекать выгоду из детских обучающих программ.

  1. Вред гаджетов для здоровья

Врачи, педагоги и психологи считают, что гаджеты могут покалечить психику ребенка и замедлить его развитие.

Их доводы:

  1. Нагрузка на зрение.
  2. Пониженный тонус мышц.
  3. Ущерб для эмоционального развития.

Нагрузка на зрение.

Известно, что люди, проводящие много времени за компьютером, страдают от так называемого синдрома сухого глаза. Это связано с тем, что из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает. В результате слёзная пленка высыхает и источается. Появляется ощущение сухости или «песка» в глазах, с которым дети борются своеобразно — начинают тереть их грязными руками, что, в свою очередь, может привести к конъюнктивиту.

Близорукости стоит бояться, если ребенок систематически держит экран на маленьком от себя расстоянии. Глаза вынуждены постоянно повышать резкость изображения, что чревато спазмом зрительных мышц. Оптимальное расстояние между глазами и монитором — 60-70 см.

Пониженный тонус мышц.

Обратите внимание, когда вы играете в гаждеты, то сидите в одной позе. Это приводит к нарушению кровообращения в мышцах. После этого в ногах «покалывает», будто иголочки колют.

Долгое сидение перед компьютером или с планшетом в руках лишает нас возможности двигаться, приводя к спазмам мышечных групп

и нарушению осанки. Для детей это особенно опасно, так как их мышечный и костный скелет все еще находится в стадии развития.

Наконец, интерактивные развлечения нередко приводят к головным болям, поскольку напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу. Отсюда и головные боли, которые проходят только после хорошей физической разминки или активной прогулки на свежем воздухе.

Ущерб для эмоционального развития.

Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать.

С другой стороны, такая зависимость появляется только в том случае, если у ребенка нет альтернативных интересов. Постоянно находясь дома без определенных   занятий,   ребенку    проще    потратить    свободное    время на компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями), он достаточно легко обходится без гаджетов.

Злоупотребление гаджетами влияет на мозг и нарушает сон. В результате у человека увеличивается риск развития бессонницы. А недостаток сна приводит к нарушению внимания, памяти и к психическим расстройствам. Постоянная нагрузка на глаза, перенапряжение нервной системы приводят к истощению организма. Играющий не совершает

физической работы, а после игры он чувствует себя очень уставшим, плохо спит, становится агрессивным, озлобленным, нервным, у него ухудшается зрение.

Памятка

  1. Помни о времени использования гаджетов детьми
  • 4-5 лет — не более 15 минут;
  • 6 лет — 20 минут;
  • 7-9 лет — 30 минут;
  • 10-12 лет — 40 минут;
  • 13-14 лет — 50 минут.
  1. Если        занятие        предполагает        более        длительное        нахождение        перед монитором, необходимо делать        10-минутые перерывы.
  2. Оптимальное расстояние между глазами и монитором — 60-70 см.
  3. Не пользуйся гаджетами перед сном.
  4. Удели время прогулкам на свежем воздухе, спорту, подвижным играм.
  5. Будь осторожен! В сети можно столкнуться с опасностями (нужно сообщить родителям)!
  6. Не забудь про обязанности по дому.

Вывод:

Можно сделать вывод, что гаджеты – неотъемлемая часть жизни современного человека. Но пользоваться этими приборами нужно разумно. Все знают о том, противостоять гаджетам и интернету очень трудно. С одной

стороны, это неисчерпаемый источник информации и способ разнообразных развлечений. С другой стороны, их постоянное использование небезопасно для здоровья, формируется зависимость от этих устройств. Ежедневная потребность в электронных играх, нахождение в виртуальном мире – не каждому под силу управлять своими эмоциями, желаниями и порывами. Среди фанатов гаджетов есть такое выражение: «Решил поиграть пять минут

– прошел час». Игры воруют время! Проигранные минуты быстро превращаются в часы, часы складываются в потерянные сутки, недели и месяцы. Незаметно можно прочно увязнуть в электронных играх и сети интернета, как в паутине гигантского паука, питающегося людьми.

«В каждом доме нужен гаджет, Можно с ним и есть, и спать… Только гаджет не подскажет,

Как тебе счастливым стать»

Сергей Боровец




Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Капелька»

Конспект НОД с икт по познавательному развитию:

«Дикие животные в лесу» для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила: Хрущева Е.В.

Арти 2022г.

Цель: Расширить и закрепить представления детей старшего возраста о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить знания о диких животных.
Познакомить детей с тем, как дикие животные готовятся к зиме.
Коррекционно-развивающие:
Развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь, любознательность и фантазию.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к животному миру, уважительное и бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому и прекрасному.
Материалы: ноутбук, проектор, экран, искусственные елки, бумажные осенние листья, картинки с изображением иголки, перышка, презентация «Колючие и пушистые», аудиозапись «Звуки осеннего леса», «Веселая кантри гномиков» В. Гладков, две разрезные картинки формата А3 с изображением ежа, иллюстрации с изображением орешков, грибов, яблок, бочки меда, малины, морковки, семечек, белки, ежика, медведя, зайца, мышки, две корзинки, еловые шишки для игры « Помоги белочкам», цветные палочки, зубочистки, спички –для выкладывания силуэтов животных.
Предварительная работа: чтение М.Пришвин «Лесные гости», «Пушок», беседа с детьми о жизни диких животных, рассматривание картин с изображением диких животных, д/игра «Чей детеныш?», д/игра «Подбери словечко», д/игра «Чей хвост, чья голова?», отгадывание загадок о диких животных, чтение русских народных сказок о диких животных.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня чудесная осенний день и я приглашаю вас погулять в лес. Нам будет помогать наш помощник – волшебный экран. Посмотрите, под ногами красивые осенние листики. Как приятно по ним ходить. (Дети с воспитателем идут по группе под тихую мелодию «Звуки осеннего леса», доходят до двух елочек).
Воспитатель: Какие красивые лесные елки. Тут на них картинки какие-то. Снимает с елочек картинки и показывает детям. На первой картинке изображена иголка на второй пух (перо). Интересно, что бы это значило? Я думаю, ребята это подсказки для нас. Наверное, нам встретится что то или кто- то с чем- то острым и мягким пушистым. Стоп, вы слышите, кто-то шуршит? Как вы думаете, кто это может быть?
Дети: Может быть мышка.
Воспитатель: Чтобы узнать отгадайте загадку: «Под соснами под елками лежит мешок с иголками»
Дети: Ежик.
Воспитатель: Верно, еж. Вспомните, как выглядит еж.
Дети: Колючий, маленький.
Воспитатель: Посмотрите на экран. (Начинается показ слайдов презентации)
1 Слайд: Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Черные как бусинки глаза кажутся внимательными и умными, но видит еж плохо.
2 Слайд: А вот нюх у него прекрасный! Лапы у ежа короткие с маленькими коготками.
3 Слайд: На спине еж носит колючие иголки. Они спасают его от врагов. Свернется ежик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй -ка съешь его!
4 Слайд: Жилище себе ежик устраивает возле старых пней, устилает свою норку сухими листьями. Запасов на зиму себе не делает. С наступлением холодов он забирается в свой теплый домик и спит до весны.
5 Слайд: Питается еж червяками, мышками, лягушками, ядовитыми змеями, жуками, ящерицами.
Воспитатель: Посмотрите, ребята я вам покажу, как можно показать фигуру ежика, повторите вместе со мной. (Выполняется упражнение для развития пальцев рук «Ежик»: кулачок правой руки прижать к ладони левой. Большие пальцы обеих рук соединить. Остальные пальцы левой руки раздвинуть. Поменять руки.)
Воспитатель: А теперь давайте сделаем пальчиковую гимнастику: «Разговор с ежом»
- Что ж ты еж, выполняют упражнение «ежик»

Такой колючий?
-Это я на всякий случай. Меняют руки.
Знаешь, кто мои соседи? Сжимают и разжимают сплетенные
пальцы рук.

Лисы, волки, да медведи! Выполняют упражнение «лисичка», затем имитируют движения медведя.
(Б.Заходер)
Воспитатель: Ребята, вы запомнили, как выглядит еж? Значит, вы справитесь с заданием «Собери картинки». Сейчас я вас разделю на две команды и дам вам две разрезные картинки с изображением ежа, посмотрим, какая команда первой справится. (Дети собирают картинки, разрезанные на 8-10 частей)
Воспитатель: Теперь вы расскажите, как выглядит еж? Что помогает ему спасаться от врагов? Чем питается?
Ответы детей.
Воспитатель: Идем дальше. (Дети с воспитателем шагают дальше по группе под музыку «Веселая кантри гномиков» В. Гладков, и выполняют физкультминутку «Нам пора передохнуть»)
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)
Встали ровно. Наклонились.
Раз - вперёд, а два — назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем. (Приседания.)
(Ковалько В.И.)
Останавливаются возле обруча, лежащего на полу с рассыпанными в нем шишками.
Воспитатель: Кто-то забыл шишки?
Дети: Белочки.
Воспитатель: А вы знаете, как выглядит белка?
Дети отвечают.
Воспитатель: Смотрите на экран. (Начинает показ слайдов)
5 Слайд: Белочка – проворный зверек. Весной и летом шубки на них рыжевато – золотистые, к зиме мех становится серебристо – серым, густым, теплым.
6 Слайд: Но главная гордость белочки – ее великолепный пушистый хвост. Хвост не только украшает и согревает белку в ненастные дни. Он помогает ей при прыжках.
7 Слайд: Свое гнездо белка делает из тонких прутиков, часто зимует в глубоком дупле.
8 Слайд: В конце лета и осенью делает запасы. Лакомиться любит орехами, семенами хвойных деревьев-кедра, сосны, ели. Любит ягоды, грибы, почки, соцветия.
9 Слайд: Весной у белки появляются бельчата. Бельчиха-мама старательно ухаживает за ними, кормит, оберегает от лесных хищников: вороны куницы. Враги белки – ястребы, совы, филины. Спасается тем, что прячется среди густых ветвей.
Воспитатель: А теперь повторите за мной скороговорку:
Блины белка напекла
И бельчатам подала.
Удались блины у белки.
Опустели вмиг тарелки. Дети повторяют скороговорку.
(Куликовкая Т.А.)
Воспитатель: Молодцы! Предлагаю вам дети отгадать, кто еще забыл свои припасы, и вернуть их хозяину (показывает детям иллюстрации с изображением орешков, грибов, яблок, бочки меда, малины, морковки, семечек)
Дети дают ответы, в случае правильного ответа рядом с картинкой с изображением припасов появляется картинка с изображением хозяина: белка, ежик, медведь, заяц, мышка.
Воспитатель: Ну что поможем белочкам шишки собрать в корзинки? (показывает на шишки, которые лежат на полу). Назовем эту игру «Помоги белкам собрать шишки». Дети делятся на две команды, у каждой команды корзинка. Напротив команды в обручах на полу лежат шишки. Нужно по одной шишке переносить в корзинку, кто быстрее.
Воспитатель: Доброе дело мы сделали, помогли белкам. А теперь вспомните, как называют маму бельчат? Когда у бельчихи появляются бельчата? Какие враги у белки? Как белка спасается от врагов? Чем питается белка?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, хорошо все запомнили. Давайте теперь поиграем в игру «Бывает – не бывает». Я буду говорить предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Вы ребята, в случае необходимости исправьте ошибки. Итак, слушайте: лиса рыжая, волк злой, заяц смелый, еж пушистый, белка толстая, черепаха быстро бегает, волк живет в лесу, поросенок хрюкает, заяц летает, медведь спит в берлоге, волк спит в дупле. Дети исправляют, дают правильные ответы.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились замечательно. Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться. Напоследок давайте выложим фигурки ежа или белочки из цветных палочек, зубочисток и спичек. Дети подходят к столам, где расположен большой выбор материала и начинают выкладывать фигуры животных. Можно дать карточки образцы (схемы)
Воспитатель: Давайте полюбуемся вашими зверушками. Мне очень нравится, как вы выложили белочек и ежиков. Ребятки, а вы помните, что мы в начале путешествия на елочках нашли картинки с иголкой и пухом, вы догадались, что они обозначали?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, это значит, мы встретим колючего - ежа и пушистую - белку. Вы все были молодцы, хорошо отвечали и справлялись со всеми заданиями, и заслужили за это сладкое угощение!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №28»

Конспект НОД с использованием ИКТ

для подготовительной группы

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Подготовила: Хрущева Е.В.

Арти 2022г.

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Активизация мыслительной деятельности, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, составлять ассоциативные загадки, находить оптимальные решения, устанавливать сходства и различия.
  • Развитие внимания, воображения, фантазии.
  • Совершенствование понимания смысла пространственных отношений (слева, справа, между, рядом), определение местонахождения предмета и обозначение его в речи. Закрепление навыков количественного и порядкового счета.
  • Формирование представлений о том, что лист бумаги можно разделить на несколько равных частей.
  • Закрепление умения на примере сказки устанавливать последовательность событий - что было сначала, что потом.
  • Продолжение знакомства со сказками. Формирование эмоционального отношения к сказочным героям. Формирование умения выразительно читать стихи.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • Обогащение речи детей существительными, обозначающие предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Упражнение в подборе прилагательных к существительному. Формирование умения составлять простые и сложные, вопросительные предложения. Совершенствование диалогической формы речи. Закрепление правильного произнесения звуков. Совершенствование умения согласовывать слова в предложениях.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: 

  • Приобщение к элементарным общепринятым правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Формирование положительного отношения к себе.
  • Продолжение знакомства с правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми.
  • Формирование умения обращаться за помощью к взрослым.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • Совершенствование умения схематично изображать предмет.
  • Совершенствование умения работать с бумагой, сгибать лист в разных направлениях, сглаживать сгибы.

Технологии:

  • Игровые технологии
  • Мнемотаблицы
  • Технологии развивающего обучения (ТРИЗ – «Сказочная задача», «Да – нет», «Превращение», «Сочинение ассоциативных загадок»)
  • Информационно-компьютерные технологии
  • Графическое моделирование

Материал к занятию: карточки с цифрами от 1 до 8, изображения сказочных героев, «запрещающие» и «подсказывающие» знаки (презентация, слайд № 13), шапочки-маски лисы и колобка, карточки – помощникидля составления ассоциативных загадок (презентация, слайд № 9-10), формулирования вопросов (презентация, слайд №3-6). Дидактическая игра «Собери картинку из сказки». Мнемотаблица на стихотворение «Каждый грамотный ребенок». Коллаж «ассоциации» (презентация, слайд №8). Презентация.

Ход НОД:

(В группе расставлены 8 карточек с цифрами – от 1 до 8 – рядом с каждой цифрой приготовлено задание)

- Ребята, посмотрите внимательно на нашу группу. Что в ней изменилось? (появились цифры).

- Эти цифры показывают, сколько заданий вы будете сегодня выполнять. Давайте глазками найдем все цифры и сосчитаем, сколько же заданий приготовлено? (дети ищут глазами цифры и считают: первое задание, второе….. восьмое)

- Правильно, всего 8 заданий. С какого начнем? (с первого)

(На экране появляются изображения 8 сказочных героев) – презентация слайд № 2.

- Ребята, посмотрите пожалуйста на экран. Кого вы видите? (ответы детей).

- Откуда пришли эти герои? Правильно, они пришли из сказки. Значит они какие? (Сказочные).

- Сегодня к нам в гости должен прийти сказочный герой. Чтобы узнать какой, мы с вами поиграем в игру «Да – нет». Вы мне будете задавать вопросы о внешнем виде героя, о том, что он может делать, а я буду отвечать «да» или «нет». Правило: нельзя сразу спрашивать название героя. Например: «Это лиса?». (На экране появляются символы, помогающие детям сформулировать вопросы – презентация, слайды 3-6).

Предполагаемые вопросы детей:                Ответы воспитателя

Этот герой живет в лесу?                                       нет

Этот герой живет дома?                                         да

Этот герой маленький?                                          да

Этот герой серого цвета?                                      нет

Этот герой желтого цвета?                                    да

Этот герой сердитый?                                           нет

Этот герой добрый?                                               да

- Ваня, повтори, что мы узнали про этого героя? (презентация, слайд 7).

- Он живет дома, желтого цвета, маленький и веселый. Кто это?

- Правильно, это Колобок.(презентация, слайд 7 – появляется Колобок)

- А теперь закройте глазки и послушайте: Колобок. Что вы представили, когда я произнесла Колобок? (ответы детей – лес, тропинка, печка, лиса, окно, мука и т.д.)

- Почему тебе представилась печка? (потому что в печке испекли Колобка).

- Посмотрите на экран. (рассматривание коллажа). (презентация, слайд № 8)

Что еще может быть связано с Колобком? (ширма, театр). Почему? (потому что в театре могут показывать сказку «Колобок»)

- С первым заданием мы справились. Какое следующее? (второе) (переходим к фланелеграфу, на котором расположена цифра 2)

- Давайте попробуем научиться составлять загадки о Колобке. Посмотрите на фланелеграф и выберите карточки-схемы, показывающие какой Колобок и что он может делать. Выложите их с левой стороны. А с правой стороны подберите карточки, где нарисованы похожие предметы. (слайд № 9-10)

- Прочитайте загадку, которая у нас получилась. (слайд №11)

Желтый, но не солнышко (цыпленок, осенний листочек)

Круглый, но не колесо

Румяный, но не пирожок

Поет, но не артист

Катится, но не мяч.

- Что это? (Колобок).

- Какое следующее задание? (третье).

(Переходим к столам, на которых разложены альбомные листы и цветные карандаши).

- Какой формы лист? (прямоугольной). Как мы можем разделить его на несколько частей? Правильно, лист нужно сложить (показываю, как сложить лист на 8 частей).

- Сколько получилось прямоугольников?

- Поставьте пальчик в левый верхний прямоугольник. Попробуйте зарисовать загадку про Колобка (карточки – схемы с фланелеграфа убираю, дети зарисовывают по памяти).

- Прочитайте свои загадки. Молодцы. Вы можете забрать рисунки и загадать загадку дома.

- Третье задание выполнено. Какое следующее? (четвертое)

(Дети переходят к магнитоле, рядом стоит цифра 4)

Физкультминутка (на диске записана песня, дети выполняют движения вместе с воспитателем)

Колобок(Сл. и муз. Г. Струве)

Кто там катится вдали,

Без тропинок, без дорог? (Руки козырьком к глазам, повороты туловища влево-вправо.)

Ты зачем на край земли

Разбежался, Колобок? (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Колобок, Колобок,

Ну, куда ты, дружок?

Ну, какой тебе прок

Убегать за порог? (Хлопки в ладоши.)

— Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Не попался на зубок,

Вот какой я Колобок! (Приседания.)

На пригорок, на горбок,

Через поле и лесок

Полечу я Колобок

Жаль, что я не голубок! (Прыжки на месте.)

Снова мчался Колобок,

Улыбался Колобок.

С кем встречался Колобок.

Похвалялся Колобок. (Бег на месте.)

Он и волку и лисе

Все хвалился и хвалился... (Присели.)

Ну, а дальше знают все

До чего он докатился! (Резко встали, руки вверх.)

- Легкое было задание. После четвертого мы выполним…пятое задание.

(Вместе с детьми подходим к экрану, рядом стоит цифра 5)

- Вспомните сказку и подскажите, какие герои в ней появляются первыми?

- Правильно, бабушка и дедушка на экране последовательно появляются сказочные герои) – (презентация, слайд № 12)

- Кто появился следующий? (Колобок). Кто за ним? (заяц)

- Какой герой появился последним? (лиса).

- Сосчитайте, сколько всего героев? (семь) – на экране появляется цифра 7 (слайд 12)

- Кто стоит между Колобком и волком?

- На котором по счету месте стоит медведь?

- Где стоит волк?

- Молодцы, вы все выполнили правильно.

- Найдите следующую цифру. (6) Переходим к шестому заданию (на фланелеграфе картинка Колобка и «подсказывающие» и «запрещающие» знаки). (слайд № 13).

- Подскажите, что хотели сделать заяц и волк?

- Как вы думаете, что в этот момент почувствовал Колобок?

- Конечно, он испугался, но не заплакал, а …(показываю «подсказывающий» знак – «подумал и придумал».

- Что же придумал Колобок, чтобы звери его не съели?

- Правильно, он решил спеть им песенку.

- Давайте подумаем, как еще Колобок мог спастись? (показываю «подсказывающий» знак- «позвать друзей», «громко звать на помощь», «быстро убежать»).

- Кого из друзей Колобок мог позвать на помощь? (ежика, белочку).

- Как он попросил их о помощи? («Белочка, пожалуйста, помоги мне, меня лиса хочет съесть»)

- Подумайте, как ежик (белочка) смогли помочь Колобку? (белочка может закидать лису шишками, а ежик уколоть лису иголками).

- Есть еще один способ преодоления трудностей – это хитрость.

- Покрутись, покрутись и в Колобка превратись. (надеваю шапочки - маски лисы и Колобка)

- Придумайте хитрость, чтобы лиса вас не съела, и объясните, почему ей нельзя вас съесть (ответы детей – «Я горький». «Я грязный, если ты меня съешь, у тебя живот заболит») и т.д.

- Колобок хитрый, а лиса еще …(хитрее).

- Давайте подумаем, почему же с Колобком случилась такая беда? Какие правила он нарушил? (показываю «запрещающие» знаки – слайд № 13)

- Правильно, он один ушел из дома, стал разговаривать с чужими. Если бы Колобок знал эти правила, с ним бы беда не случилась.

- И шестое задание выполнили, какое следующее? (седьмое)

(Переходим к столам, на которых лежат разрезные картинки)

- А сейчас давайте попробуем собрать картинки из сказок и подобрать правила, которые нарушили их герои.

Дидактическая игра «Собери сказку» (дети собирают картинки сказок, разрезанные на 8-10 частей, на фланелеграф прикрепляют картинку-образец (не разрезанную картинку) и картинку-правило, которое нарушил данный герой).

- Умнички. Осталось последнее задание. Какое? (восьмое)

(Переходим к экрану)

- Чтобы с нами никогда не случилась беда, давайте повторим правила безопасного поведения.

Мнемотаблица на стихотворение «Каждый грамотный ребенок». (слайд № 14-15)

Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок:

Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твердо: «Нет!»

Вам предложат обезьянку,

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет –

Отвечайте твердо: «Нет!»

Позовут лететь к Луне,

Покататься на слоне…

Есть на все простой ответ,

Ты ответить должен: «Нет!»

- Вы молодцы, справились со всеми заданиями, и я вручаю вам небольшие призы. (На столе лежат красивые звездочки розового и синего цвета).

- Если вы все выполняли правильно – возьмите себе розовую звездочку, если в чем-то ошибались – синюю звездочку.