Результаты профессиональной деятельности по совершенствованию методов обучения и воспитания.

Хрущева Екатерина Викторовна

Результаты профессиональной деятельности по совершенствованию методов обучения и воспитания:

1. Методика приемов обучения способам и приемам лепки.

2. Сборник приемов Мнемотехники.

3. Конспект НОД по лепке "Зайчик"

4. Презентация к НОД по лепке "Зайчик". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение к мастеру классу в МАДОУ «Детский сад «Капелька»:

«Методика обучения детей способам и приемам лепки».

Подготовила: воспитатель Хрущева Е.В.

Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов (глина, пластилин, тесто)

Существует 3 способа лепки:

Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Пластический- способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это уточка, свинка и т.д.

Комбинированный- способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.

Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы, это: синица, снегирь, снегурочка, виноград и т. д. Рабочим материалом для лепки может быть как глина так и пластилин или солёное тесто.

Прежде чем начать обучать детей  приемам лепки педагог должен сам освоить такие приемы как:

  1. деления на части: откручивание (Отделение от большого куска пластелина небольших кусочков при помощи поворота куска пластилина в разные стороны),  отщипывание  (Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его),

разрезание нитью, разрезание и надрезание стекой.

  1. придание формы: раскатка в ладонях и на столе (Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом),

сплющивание (Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности) ,

 вдавливание (Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление),

вытягивание, сгибание , скатывание (Формирование больших или маленьких шариков при помлщи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом),

 заострение( Одним или двумя- тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца), 

соединение(  Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения), прищипывание ( Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется).

3. соединение деталей: прижатие, примазывание, заглаживание.

4. оформление изделий: дополнение изделия мелкими деталями (налепами, процарапывание, оформление оттиском, технология росписи и приемы работы с красками.

Методические особенности руководства лепкой в каждой возрастной группе.

Лепка в первой младшей группе. Лепные работы детей характерны неотчётливой формой, потому, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев ещё не развиты и слабо координированы. В этот период в основном знакомят с глиной и производят с ней игровые действия (расплющивают, отрывают комочки). Перед детьми не ставится цель что-либо изобразить. Этот период называется до изобразительный. Под руководством воспитателя дети постепенно начинают изображать определённые предметы.

Лепка во второй младшей группе. Дети этой группы, более подготовленные к занятиям по лепке. Занятия проводятся со всей группой (фронтально). Дети знакомы с материалом и знают, что можно лепить. Однако, ещё не существует связи между движением рук и формой (если шар, не сможет сообразить как его скатать). 

Для  детей трёх-четырёх лет  рекомендуется лепить: столбики, апельсины,  вишенки, бублики, крендельки, пирожки, вареники и др. Приёмы лепки, как раскатывание пластилина  прямыми и круговыми движениями рук, расплющивание  пластилина (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы), оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.).

Лепка в средней группе. У детей пятого года жизни достаточно окрепла мышечная система рук, расширился словарный запас, и в связи с этим появилась регулирующая роль речи (планируют свою работу, лучше понимают воспитателя). Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети становятся более внимательными к процессу занятия. Однако, результат работы ещё мало отличается от младшей группы, т.к. дети ещё не владеют способами изображения. У детей нет ясного представления о предметах и формах, строении, нарушаются пропорции, нет чёткости в передаче формы, не прочно скрепляются части (скрепление путём сглаживания). 

Для работы с детьми пятого года  рекомендуется лепить: яблочко, морковь, мисочка, тарелочка, чашечка, стакан и др., где в основе лепки предметов лежат формы цилиндра, конуса (овощи,  фрукты, игрушки и др.), приёмы лепки, как закругление и заострение (морковь, самолёт), вдавливание (корзина, чашечка, блюдце), загибание краёв, соединение частей, деление пластилина  на части и соединение их прикладыванием, прижиманием,  примазыванием.

Лепка в старшей группе.К 6-ти годам дети накопили некоторый опыт в лепке. Их изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но и по способу изображения. В этот период начинается процесс окостенения кисти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий из глины. Происходят перемены и в психике детей, более устойчивым становится внимание, улучшается память, дети могут представить себе предмет и затем его лепить. 

Для  детей шести-семи лет рекомендуется лепить: петрушка, курочка, уточка, птичка, котик, собачка, лисичка, мишка и др., в которых показаны разные способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный; приёмы сглаживания, плотного соединения частей.

В подготовительной группе  дети должны в совершенстве знать и использовать все способы и приемы  лепки.

Взрослым нужно помнить, что они должны учить ребёнка лепить, а не делать из него скульптора, и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.

Рекомендации по работе с пластилином:

Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых предметов.

Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.

На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по лепке в старшей группе

Тема «Зайчик»

Разработала:

Хрущева Е.В.

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: Рассматривание игрушки «Заяц», его частей тела; рассматривание картинок с изображением зайца.

Оборудование: Игрушки - заяц, заранее вылепленные детали: туловище, голова, ноги, лапы, уши, хвост.

Раздаточный материал: пластилин, доска для лепки, стеки, салфетки.

Цель: развивать навыки лепки соленым тестом.

Задачи: 

  1. учить детей лепить зайца, используя игрушку в качестве натуры.
  2. Передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги);
  3. передавать пропорциональное соотношение частей и деталей (уши, хвост, лапы).
  4.  Учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их.

Задачи:

  1. Образовательные: учить детей передавать в лепке характерные особенности зайца (тело, голова, уши, лапы; закрепить приёмы скатывания и раскатывания, сплющивания, присоединения частей.
  2. Развивающие: развивать внимание, образное и логическое мышление, наблюдательность. Развивать мелкую моторику рук
  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животному миру и природе.

Материал и оборудование: пластилин, дощечки, салфетки, стеки, иллюстрации зайцев, образец работы.

Предварительная работа: беседа о зайцах, рассматривание иллюстраций с зайцем.


Ход НОД:

Сл 1-Ребята, какое время года у нас сейчас?

-Зима.

-Назовите, какие признаки зимы вы знаете?

-Холодно, много снега, ветер дует, метель метет....

-А мы можем сказать что у нас пришла зима ?

-Да

Сл 2-Поэтому ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочный, волшебный, зимний лес. Согласны?  

-Да.

-В этом лесу много снега, а чтобы не проваливаться и легко передвигаться по снежным сугробам  необходимо надеть - что……???

Сл 3 Конечно - надеть лыжи.  Итак, давайте все надеваем лыжи?

Сл 4 А сейчас закрыли глаза и представили себя лыжниками, открыли глаза и повторяем за мной:

1, 2, 3, 4, 5 - Вышел лыжник из ворот  и отправился в поход.  Шапка теплая на нем и тулуп с воротником.

-На пути лыжников встречаются животные.

-Ребята, а каких животных мы можем встретить в лесу?

- лису, волка, медведя, (Дети называют их)

- Как назвать этих животных, одним словом. (Дикие)

-  сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать о ком пойдет речь?

Не барашек и не кот,

носит шубку целый год.                                          

Шуба серая для лета,

для зимы другого цвета!                            Дети: Зайка.

- Правильно.

Сл 5 - Ребята посмотрите, какой к нам в гости прискакал заяц из сказочного леса?

-Дети: шустрый, пушистый, белый….

-Молодцы .

 -«Что умеет делать заяц? »

-Дети: Бегать, перескакивать,  запутывать следы, менять окраску, грызть кору деревьев.....

- Молодцы.

-А какой он по характеру? (трусливый, осторожный)

- Правильно, вот какие зайцы живут в зимнем, сказочном лесу.

Сл 6 -А нам с вами пора возвращаться в детский сад

1, 2, 3, 4, 5 - Вышел лыжник из ворот  и отправился в поход.                

Шапка теплая на нем и тулуп с воротником.

- Присаживаемся на свои места.

- Посмотрите ребята у нас с вами есть макет такого же сказочного зимнего леса, но в нем никто не живет..

- Давайте, слепим зайчиков и поселим в этом лесу.

Сл 7 Но сначала рассмотрим его повнимательнее.

- Какие части тела есть у зайца?

-Дети: Туловище, голова,  лапы, уши, хвост.

-Правильно ребята.

- А какие части туловища у него самые большие?

Дети: Туловище, голова.

Посмотрите какой заяц у нас получится (мой образец)

Сл 8 Пальчиковая гимнастика «Заяц»

https://i.pinimg.com/originals/5d/56/16/5d561689fbab97cc7b759be45acd7099.png

Сл 9 Посмотрите и послушайте внимательно. Сначала мы с вами сделаем заготовки. У нас на столах лежит пластилин, доски для лепки, стеки и полосочки для заготовки материала.

-Берем целый кусок пластилина делим его на 2 равные части, 1 часть откладываем в сторону - это туловище, 2-ю часть также дели пополам, 1 часть откладываем в сторону- это будет голова, 2 часть делим снова на 2 равные части. 2 часть делим снова пополам, где 1 часть делим еще раз пополам – это будет у нас уши и хвостик, откладываем в сторону. Оставшуюся часть делим снова на 2 равные части – это будут у нас ноги.

-Молодцы, у всех получилось разделить целый кусок пластилина.

- Да.

- для того чтоб нам приступить к работе, давайте немного отдохнем, вставайте все на ноги.

Сл 10 Физминутка

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать. (Прыжки вперед-назад)

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочках подтянись.

Влево, вправо поклонись,

Наклонись и поднимись (Движения выполнять по содержанию текста)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть. (Приседание на корточки, потирание  ладонями рук)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (Выполнение прыжков, стоя на месте)

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг - и поскакал. (Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)

 - Отдохнули?

-Да.

Сл 11 -Приступаем к работе, берем 1 часть пластилина - это туловище. Разогреваем ее, катаем шарик, затем мы с помощью трех пальцев вытягиваем с одной стороны. Это у нас получилось туловище.

Берем 2-ю часть пластилина и катаем шарик - это будет голова. Прикрепляем голову к туловищу.

Переходим к изготовлению ушей.

Берем заготовку ушей и катаем колбаску. Затем с помощью указательного пальца приплющиваем с одной стороны нашу колбаску до середины. Прикрепляем к голове зайца. Аналогично приступаем к изготовлению 2 уха зайца. Прикрепляем его на голову.

Посмотрите что у нас получилось.

Молодцы.

Сейчас приступаем к изготовлению ног у зайца. Берем заготовку ноги и катаем из нее небольшую колбаску. Прикрепляем с одной стороны зайца.

Остальные ноги делаем аналогично.

Посмотрите, что у нас получилось.

Что не хватает у зайца?

Конечно – хвостика.

Берем нашу заготовку и катаем шарик. Прикрепляем его к зайцу.

Ребята, что еще не хватает у нашего зайца?

- конечно, глаз

- из какого пластилина мы будем делать глаза?

- из черного.

- берем черный пластилин и отщипываем небольшой кусочек. Делим его пополам и катаем маленький шарик. Прикрепляем к зайцу.

 Сл 12 -Вот какие замечательные зайцы у нас с вами получились.

Молодцы.

Сейчас каждый поместите своего зайца в волшебный лес.

Сл 13 -Ребята вам понравилось занятие.

-Да.

-Кто к нам приходил в гости?

-Зайчик.

-А кого мы сегодня с вами лепили?

-Зайчиков.

-Из какого материала мы лепили зайчика?

- Из пластилина.

-Из каких частей состоит зайчик?

-Туловище, голова, ножки, лапки, ушки, хвостик.

-Вот такие у нас получились замечательные зайчики в зимнем, сказочном лесу.

-А сейчас я вам предлагаю отпустить своих зайчиков в этот сказочный и красивый лес, погулять и найти себе верных друзей.

- Спасибо за внимание.


https://i.etsystatic.com/11424879/r/il/dbdd09/2765596760/il_794xN.2765596760_oqk1.jpghttps://i.etsystatic.com/11424879/r/il/dbdd09/2765596760/il_794xN.2765596760_oqk1.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЕПКА ЗАЙКА

Слайд 4

1, 2, 3, 4, 5 - Вышел лыжник из ворот и отправился в поход. Шапка теплая на нем и тулуп с воротником.

Слайд 6

1, 2, 3, 4, 5 - Вышел лыжник из ворот и отправился в поход. Шапка теплая на нем и тулуп с воротником.

Слайд 10

Физминутка Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики. Раз, два, три, четыре, пять, Начал заинька скакать. Лапки вверх и лапки вниз, На носочках подтянись. Влево, вправо поклонись, Наклонись и поднимись Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Представьте , что вы зайчики. Кто-то зайку испугал, Зайка прыг - и ускакал на свои места .