Наличие выступлений в межаттестационный период (Педагогические чтения, семинары круглые столы и другое).

Хрущева Екатерина Викторовна

1.Картотека игр по формированию грамматического строя речи.

2. Круглый стол. "Игры с мячом для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"

3. Презентация к выступлению "Игры с мячом для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"

4. Педсовет. "Современные технологии речевого развития дошкольников"

5. Презентация к педсовету "Современные технологии речевого развития дошкольников".

6. Текст к презентации "Современные технологии речевого развития дошкольников".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Круглый стол  для педагогов

Тема: Игры с мячом для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Игры с мячом известны очень давно. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с ним весьма популярны и выбор мячей достаточно широк: они различного цвета, размера, качества. А применение речевых игр с мячом в практической работе с детьми дает положительные результаты, что  является необходимыми предпосылками для улучшения функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

 Грамматический строй речи- это умение словоизменять и словообразовывать слова, а также грамматически правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях.

 Словарь у детей дошкольного возраста обогащается преимущественно в процессе игры. Игра – и речевая игра в том числе – приемлемая и интересная для любого ребенка деятельность. Не секрет, что в игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко, непринуждённо и спонтанно, то есть – более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые знания и речевые навыки, усвоенные ранее, а так же учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. Немаловажно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.

Но в речи детей часто встречаются аграмматизмы, т. е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи. Вот основные из них:

1) искажение родовых окончаний в начальной форме («красная пальто», «дядя ушла», «машина поехал») ;

2) неверное использование форм в ед. и мн. числа («красивый шары», «красными ягоды», «машины едет») ;

3) ошибки в употреблении падежных форм («слепили баба», «много девочки») ;

4) ошибки в употреблении предлогов («книга столе», «листики на дерево») ;

Игры по расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи разнообразны. На своих занятиях я использую игры с мячом для обогащения речи детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у них слов, привитии детям простейших навыков словообразования и словоизменения. Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

В играх с детьми можно использовать и не обычные мячи, а массажные мячи-ёжики, которые кроме своих стандартных функций игрового предмета, массируют кончики пальцев ребенка закругленными шипиками, развивая тактильные ощущения и стимулируя точки на ладошках.

Почему я выбрала именно игры с мячом?

1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.

2. Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях, а значит игры с мячом можно использовать в качестве физкультминуток.

3. Развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве.

4. Регулируют силу и точность движения, активизируют внимание.

5. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что очень важно для гипервозбудимых детей.

6. Игры с мячом можно использовать как со всей группой детей, так и индивидуально в различных видах детской деятельности

Возможные варианты игр с мячом:

- перебрасывание мяча друг другу;

- прокатывание мяча, сидя на ковре или по столу;

- бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;

- бросание мяча вверх и ловля его двумя руками;

- прокатывание ёжика по панно с дорожками.

Игр с мячом великое множество, представляю некоторые из них.

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Ход.Мы волшебники немного:

Был один, а станет много.

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди

«Лилипуты и великаны»

Цель: научить образовывать существительные с увеличительным суффиксом.

Ход. Взрослый называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное с увеличительным суффиксом и возвращает мяч: дождик – дождище

 «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход.В мячик дружно мы играем,

Слова ласково называем.

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч: дождь – дождичек

«Скажи наоборот»

Цель: закрепление слов - антонимов

Ход.Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот

Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок называет противоположное слово и возвращает мяч: горячий-холодный

 «Из чего сделано? »

Цель: учить образовывать относительные прилагательные.

Ход.Вот предмет, а из чего

Люди сделали его?

Взрослый называет предмет и бросает ребенку мяч. Ребенок называет относительное прилагательное и возвращает мяч: шкаф из дерева – деревянный

«Чья голова? Чей хвост? »

Цель: Расширить словарный запас ребёнка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.

Ход.Чья у зверя голова? (Чей у зверя хвост)

Подскажи скорей слова. (Ответь-ка на вопрос)

Взрослый бросает ребёнку мяч и говорит: (У вороны голова., а ребёнок возвращая мяч должен сказать: «Воронья»

Какое что бывает?

Цель: Развитие памяти и внимания, активация словаря.

Ход.Тут, конечно, каждый знает,

Что каким у нас бывает.

Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня)

Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур)

Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф)

Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье)

Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь)

Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко)

Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли)

Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка) .

Весёлый счёт

Цель: согласование имени существительного с числительным.

Ход.Сколько их – всегда мы знаем.

Хорошо мы все считаем.

один стол – пять столов, один слон – пять слонов

Кто чем занимается?

Цель1: Подбор глаголов к профессиям

Ход.Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

строитель – (строит) повар – (варит)

Цель 2: Подбор  профессий к  глаголам

строит (кто) - строитель

 «Животные и их детеныши»

Цель:обогащение  словарного запаса за счет названий детенышей животных,  формирование основ  логического мышления (обобщение, разделение на группы).

Ход.Человеческие дети

Знают всех зверят на свете.

у тигра – тигренок,  у льва – львенок

«Весёлый повар»

Цель: образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных и существительных в роде и числе

Ход. Поваренок приготовил угощение из фруктов, ягод, овощей. Он сварил варенье, сделал сок и конфеты. Давай попробуем и угадаем, из чего приготовлено каждое блюдо.

Сок из ананаса-ананасовый.  Варенье из клюквы-клюквенное

"Мой, моя, моё"

Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление у детей навыков правильного согласования местоимений и имен прилагательных с именами существительными женского, мужского, среднего рода в форме единственного и множественного числа.

Ход.Педагог бросает мяч, называя предмет, дети говорят о нём: мой (моя, моё) .

Мяч - мой Кукла – моя

"Лови да бросай - цвета называй".

Цель: согласование имени существительного с прилагательным

ХодЧто у нас какого цвета, мы расскажем вам об этом.

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное.

Красный – помидор. Жёлтая - репа

Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет? »

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых, закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».

Ход игры: бросая мяч поочередно каждому ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1. - Кто живет в дупле? Белка.

 - Кто живет в скворечнике? Скворцы.

Вариант 2. - Где живет медведь? В берлоге.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!

Медведь живёт в берлоге,

Лиса живёт в норе,

Волк поселился в логове,

А белочка – в дупле,

Лишь зайка, бедный зайка,

Под кустиком сидит

И хвостик его маленький

От страха чуть дрожит.

Мышь, крот живут в норе.

Бобёр живёт в хатке.

Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»

Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю.

Цель: развитие умения согласования слов в предложении, развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ход игры: ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно.

Заключение

Хотелось бы обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны, и их разнообразие зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры с мячом направленные на развитие грамматического строя речи.

Слайд 2

Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова, а также грамматически правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях .

Слайд 3

В речи детей часто встречаются аграмматизмы , т. е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи. искажение родовых окончаний в начальной форме («красная пальто», «дядя ушла», «машина поехал») ; 2) неверное использование форм в ед. и мн. числа («красивый шары», «красными ягоды», «машины едет») ; 3) ошибки в употреблении падежных форм («слепили баба», «много девочки») ; 4) ошибки в употреблении предлогов («книга столе», «листики на дерево») ;

Слайд 4

Почему я выбрала именно игры с мячом? 1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению. 2. Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях, а значит игры с мячом можно использовать в качестве физкультминуток. 3. Развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве. 4. Регулируют силу и точность движения, активизируют внимание. 5. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что очень важно для гипервозбудимых детей. 6. Игры с мячом можно использовать как со всей группой детей, так и индивидуально в различных видах детской деятельности

Слайд 5

Варианты игр с мячом: - перебрасывание мяча друг другу; - прокатывание мяча, сидя на ковре или по столу; - бросание мяча об пол и ловля его двумя руками; - бросание мяча вверх и ловля его двумя руками; прокатывание ёжика по панно с дорожками .

Слайд 6

Заключение Хотелось бы обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны, и их разнообразие зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.



Предварительный просмотр:

Педсовет для воспитателей

Тема: «Современные технологии речевого развития дошкольников»               

Слайд 1

 «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».   

                                                                   Л. С. Выготский

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. 

В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. 

Педагогические технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Слайд 2

В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

В качестве основного приема обучения используется образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения.

В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.

Слайд 3

Понятие «игровые технологии речевого развития» включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются самые популярные и простые в применении следующие технологии:

  • моделирование
  • мнемотехника
  • технология обучения детей составлению сравнений
  • технология обучения образной речи
  • технология обучения составлению загадок
  • сказкотерапия (сочинение детьми сказок),
  • артикуляционная и пальчиковая гимнастика
  • логоритмика
  • творческие рассказы
  • игры-драматизации, инсценировки
  • пересказ
  • рассказ по картине
  • составление описательного рассказа

(об игрушках, предметах быта, природе и т.д.)

  • рассказы детей из опыта
  • творческое рассказывание


 ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Моделирование

Широкое применение в обучении детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.

Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме.  Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.

На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

Моделирование может являться составной частью каждого занятия.

Методы моделирования:

1.Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)

2.Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур)

3.Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.


Слайд 4

 Мнемотехника

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление

- зрительную и слуховую память

- зрительное и слуховое внимание

- воображение

Приёмы мнемотехники осваиваются детьми постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям.

Слайд 5-14

Это работает по схеме:

  • Детям показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

Мнемотаблицы используют для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при   заучивании стихов.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно-схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается    схематическая мнемотаблица.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.


Технология обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.  

А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок.  Обучение детей составлению загадок начинается с 3 лет. Однако, в этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми. Старшие дети сочиняют самостоятельно, в подгруппе, паре.

В работе с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Для составления загадки выбран объект (апельсин, часы). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

 

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

Например: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

  После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Работа по обучению детей составлению загадкам продолжается по следующим моделям: в сравнении с действиями предмета ("Пыхтит, как новенький паровозик»), в сравнении одного объекта с каким-либо другим объектом, находя между ними общее и различное («Как зонтик, но на толстой ножке»).

Например:

Светло-зеленый, как весенняя трава.

Гудящий, как летящая пчела.

Овальный, но не толстый кабачок. (Пылесос).

Ходит, но не человек.

Летает, но не самолет.

Каркает, но не ворона. (Галка)


Сказкотерапия

Для развития речи детей дошкольного возраста используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

  • Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
  • Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
  • Снижение уровня агрессивности и тревожности.
  • Развитие коммуникативных способностей.
  • Обучение преодолению страхов и трудностей.
  • Развитие способности к грамотному выражению эмоций.


Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:

  • «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
  • «Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);
  • «Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад);
  • «Введение в сказку новых атрибутов, героев».


Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

1) Жили-были...

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

2) И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

3) Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

4) Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

5) Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

6) Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.


Структура занятия:

1.     Предварительная беседа.

2.     Целевая установка с называнием темы, сюжета рассказа.

3.     Обсуждение плана / схемы.

4.     Подробный разбор одного из пунктов плана (самого интересного и трудного).

5.     Отбор лучших вариантов

6.     Кратковременное обдумывание.

7.     Рассказы детей / коллективное рассказывание.

8.     Оценка рассказов детьми и воспитателем (Насколько придерживались плана и сумели ли раскрыть замысел).

9.     Итоги занятия.

Слайд 15

Вывод: Мнемотехника позволяет включить в работу оба полушария головного мозга. Человеческий мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за свою долю работы. Левое полушарие ответственно за логическое мышление, речь, упорядоченность, правое это ритм, восприятие цвета, воображение, образы и пространственные соотношения. Обычно человек в большей степени использует только одно полушарие. Чаще всего это левое полушарие, в результате для решения встающих задач используются логические методы. Использование образов позволит использовать больше возможностей вашего мозга, сделав процесс мышления более гармоничным.

Слайд 16

Спасибо за внимание.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение современных технологий в речевом развитии дошкольников.

Слайд 2

В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Слайд 3

Технологии речевого развития: моделирование мнемотехника технология обучения детей составлению творческих рассказов технология обучения образной речи технология обучения составлению загадок сказкотерапия (сочинение детьми сказок), артикуляционная и пальчиковая гимнастика логоритмика творческие рассказы игры-драматизации, инсценировки пересказ рассказ по картине составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе и т.д.) рассказы детей из опыта творческое рассказывание

Слайд 4

Мнемотехника. Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Слайд 5

Мнемоквадраты . Мнемоквадраты - представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.

Слайд 10

Мнемотаблицы .

Слайд 15

Вывод: Мнемотехника позволяет включить в работу оба полушария головного мозга. Человеческий мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за свою долю работы. Левое полушарие ответственно за логическое мышление, речь, упорядоченность, правое это ритм, восприятие цвета, воображение, образы и пространственные соотношения. Обычно человек в большей степени использует только одно полушарие. Чаще всего это левое полушарие, в результате для решения встающих задач используются логические методы. Использование образов позволит использовать больше возможностей вашего мозга, сделав процесс мышления более гармоничным.



Предварительный просмотр:

1 слайд

Современные технологии речевого развития дошкольников.               

 В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. 

2 слайд

В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

3 слайд

Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются самые популярные и простые в применении следующие технологии:

  • моделирование
  • мнемотехника
  • технология обучения детей составлению творческих рассказов
  • технология обучения образной речи
  • технология обучения составлению загадок
  • сказкотерапия (сочинение детьми сказок),
  • артикуляционная и пальчиковая гимнастика
  • логоритмика
  • творческие рассказы
  • игры-драматизации, инсценировки
  • пересказ
  • рассказ по картине
  • составление описательного рассказа

(об игрушках, предметах быта, природе и т.д.)

  • рассказы детей из опыта
  • творческое рассказывание

4 слайд

Более подробно хотелось бы вам рассказать про технологию мнемотехника.

Мнемотехника

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление

- зрительную и слуховую память

- зрительное и слуховое внимание

- воображение

Приёмы мнемотехники осваиваются детьми постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям.

Это работает по схеме:

5 слайд

  • Сначало детям показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.

6-8 слайд

  • Далее дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из трех -  четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  1. -11 слайд
  • Затем дети осваивают Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей, они составлены так, что по ним воспроизводятся стихи, скороговорки, рассказы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

  1. слайд

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

Они используют для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при   заучивании стихов.

  1. слайд

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно-схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается    схематическая мнемотаблица.

14 слайд

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы.

А для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

15 слайд

Вывод: Мнемотехника позволяет включить в работу оба полушария головного мозга. Человеческий мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за свою долю работы. Левое полушарие ответственно за логическое мышление, речь, упорядоченность, правое это ритм, восприятие цвета, воображение, образы и пространственные соотношения. Обычно человек в большей степени использует только одно полушарие. Чаще всего это левое полушарие, в результате для решения встающих задач используются логические методы. Использование образов позволит использовать больше возможностей вашего мозга, сделав процесс мышления более гармоничным.



Предварительный просмотр: