Участие в работе методических объединений педагогических работников на уровне ДОО

Хрущева Екатерина Викторовна

Участие в работе методических объединений педагогических работников на уровне ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол

«Социально – нравственное воспитание дошкольников на семейных традициях».

Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.

Задачи:

• Рассмотрение разных подходов к понятиям "социально –нравственное воспитание дошкольников " и "семейные традиции".

• Обмен опытом воспитателей по проблеме организации работы в воспитании в семьях семейных традиций.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: компьютер,, карточки с определениями на каждого участника, столы, стулья по кругу для всех участников.

План проведения:

1. Вводная часть (определение и обсуждение понятий).

2. Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).

3. Заключительная часть (рефлексия).

Ход мероприятия.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как помочь родителям снова воспитывать свих детей на семейных традициях. В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.

Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:

• Родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер;

• Произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;

• Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.

Рассмотрим более подробно, что же такое семейные традиции, какими они бывают и зачем они нужны.

Что такое семейные традиции?

«Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура»

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

В основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует беду других людей, животных, литературных героев.

ДИСКУССИОННАЯ ЧАСТЬ

Ведущий: Предлагаем для обсуждения на круглом столе следующие вопросы :

1. Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?

2. Как можно устраивать детские праздники в семье?

3. Какие подарки можно дарить детям?

4. Расскажите, что может помочь нам сохранить историю семейно-го рода?

5. Ракажите, у кого из в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?

6. Кто из родителей постоянно ходит с детьми в музеи, театры?

7. Что можно коллекционировать в семье?

8. Скажите, в какие игры и как часто играют с ребенком родители дома?

1. Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых.

Праздник — это событие в детской жизни, и ребенок считает свои о дни от праздника до праздника, как и мы свои годы от одного «важного события до другого.

2. Как можно устраивать детские праздники в семье?

Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.

Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.

В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.

3. Какие подарки можно дарить своим детям?

Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики — карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Хорошо в день рождения ребенка сфоторгафировать его одного

4. Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (семейный альбом)

Есть ли в вашем доме семейный альбом?

Семейный альбом - это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой — загадочное и удивительное.

Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома — именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

5. Ракажите, у кого из в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?

Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать все семьей за город, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребенком игры природного содержания, например«Угадай дерево по описанию»«С какого дерева лист»«Кто где живет»«Что где растет», — предложить ребенку нарисовать с е натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и п присев на пенек, как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги и дома изготовить забавные g поделки, перекусить на лесной полянке и уходя не забыть забрать свой мусор. Приучая ребенка тем самым правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом - лес, который является народным богатством.

6. Кто из родителей постоянно ходит с детьми в музеи, театры?

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Наша задача — помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.

7. Что можно коллекционировать в семье?

Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т. д. Посещение различных выставок и музеев может дать Вам толчок в этом виде деятельности.

8. Скажите, в какие игры и как часто играют с ребенком?

Мы с уверенностью можем сказать: детство ~ это игра, игра — это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. Игра ~ это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра - должна стать традиционной в каждой семье.

Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа «Лото»«Домино»«Шахматы». Советуем Вам обязательно играть с ребенком и в игры с природным и бросовым материалом. Например«Угадай с какого растения семена»«Кто кем будет»«Кто кем был»«Что может летать»«Найди похожее на яблоко» и т. д.

В наших с Вами руках, чтобы дети выросли грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей, знали свою родословную.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (РЕФЛЕКСИЯ)

Ведущий: В конце нашего круглого стола я попросила бы вас продемонстрировать свое отношение и поделиться впечатлениями - если вам было интересно, похлопайте в ладоши и улыбнитесь, если, на ваш взгляд, что-то не удалось - потопайте и посоветуйте, как можно было сделать лучше.

Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола. Мы готовы ответить на ваши вопросы.

Использованная литература:

1. А. В. Дронь, О. Л. Данилюк. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – СПБ. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011,

2. Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 6-7 лет, - М., «Творческий центр», 2008.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.

4. Покровский Е. А. Детские игры, - СПб., 1994.

5. Учусь жить среди людей. Под ред. Заозёрской Н. И., Мулько И. Ф. «Пресс А», 2001.

7. Шапошникова С. В. Групповая традиция в детском саду, «Учитель», 2007.

8. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения, «Детство-Пресс», 2001.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс по математике в ДОУ

Здравствуйте Уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом по использованию игрового занимательного материала на занятиях по математике у дошкольников.

Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию?

Обучая детей дошкольного возраста в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость обучения.

Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую на занятиях, тем заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания.

Во-первых – это весело, интересно.

Во-вторых - возможность совместного творчества детей и взрослых.

В-третьих - идет мощное развитие способностей по разным направлениям.

Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми:

Для начала предлагаю Вам сделать самомассаж биологически активных точек.

На ладошку нажимаем

И вниманье собираем (меняем руки)

Мы не будем отвлекаться

Будем делом заниматься.

2. Игра «Волшебный мешочек» (мишки – большие и маленькие).

Цель: развитие тактильного восприятия.

3. Загадки-отгадки.

Сейчас я загадаю загадки, но не простые, а геометрические. Отгадки вы будете не говорить, а рисовать пальцами на песке.

1. У этой геометрической фигуры совсем нет углов, она похожа на солнышко, тарелки, блюдце, колесо… Вы догадались? Тогда вы нарисуйте эту геометрическую фигуру на песке.

2. Эта геометрическая фигура похожа на книгу, дверь, крышу стола. У нее 4 угла, 4 стороны, 2 стороны длиннее, а 2 короткие.

3. У этой геометрической фигуры есть 4 угла, 4 стороны и все стороны одинаковые. Фигура похожа на сиденье стула, на платочек.

Физкультминутка «Улыбнись»

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце — ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Упражненье повтори

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем:

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (садятся.)

4. Игра «Живые числа»

Каждый игрок берет одну карточку на которой написана цифра. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «встаньте по порядку» команда должна построиться в последовательности от1 до 5.

В процессе работы я отметила, что порядковый счет детям дается сложнее, поэтому сочетаю его с практической работой через подвижную игру.

5. Упражнение на внимание (мультимедия) развитие зрительной памяти.

6. Упражнение «Дружественная ладошка».

Участникам раздаются листки бумаги.

Предлагаю: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. (Выполнение задания педагогами).

Очень хочется, чтобы процесс усвоения учебной программы дошкольниками был интересным и результативным. И чтобы мои дети шли в первый класс с определенным багажом. В процессе подготовки к занятиям приходится придумывать разные методы, разные средства и все то, что поможет детям усвоить и запомнить новый для них материал. Большим подспорьем, конечно, являются дидактические игры, применяемые на каждом занятии. Часто использую нестандартное оборудование и пособия, изготовленные самостоятельно из подручных материалов. Хочу поделиться своим опытом изготовления пособия, которое помогает детям усвоить на занятиях по математике состав числа. Нравится мне то, что дети, пользуясь этим пособием работают и головой и руками, т. е. еще развивается и мелкая моторика.

Основные материалы: куски двп или картон  размером 20 на 30 см, самоклейка для основы и для числовых домиков, пластиковые бутылки с крышками или закручивающийся "механизм" коробок от сока, заламинированые распечатанные цифры и клеющий пистолет. Самое сложное было- это отрезать горлышкo бутылки ровно, а остальное дело времени. Белой самоклейкой покрыла двп,сверху из цветных полосок наклеила "стены" и "этажи" домиков. Наклеила горлышко бутылок и цифры по "этажам". На крышечки наклеила цифры. Результат- пособие, с которым дети запоминают состав числа до десяти.

        

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/07/23/master_klassy.docx_image9.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/07/23/master_klassy.docx_image6.jpg

        

Уважаемые коллеги! Я показала Вам некоторые математические игры из своего личного опыта, которые я используя на занятиях с детьми.

Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов:

 «Рисование на молоке».

Цель мастер-класса:

обмен профессиональным опытом с педагогами ДОУ, по организации работы с детьми и родителями по художественно-эстетическому воспитанию.

Задачи:

- Обучить педагогов работать в данной технике.

- Способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков.

- Вызвать интерес к изобразительному творчеству.

Продукт мастер-класса:

выполнение рисунка, при помощи акриловых красок, на молоке.

Материал:

- цельное молоко (сливки 20% и выше);

- тарелка;

- акриловые краски;

- кисти;

- стаканчики с водой;

- пинцет;

- влажная салфетка;

- белая бумага.

Девиз:

«Рукам работа – душе праздник!»

План проведения мастер- класса.

1. Вводная часть.

Из истории рисования на молоке.

2. Практическая часть. Технология изготовления рисунка.

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

4. Рефлексия.

I. Здравствуйте, уважаемые педагоги! Спасибо, что пришли на мастер-класс. Что такое мастер-класс?

- Это весело и интересно.

- Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Дети, в отличие от взрослых обожают все делать сами, по-своему.

- Это мощное развитие способностей по многим направлениям.

На мастер-классе вы получите информацию, приобретете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное. А кто-то, как знать, найдет свое хобби!

Немного из истории рисования на молоке.

Это способ рисования на на воде – техники эбру. Причем очень древний. Только родина техники эбру пришла к нам из Турции, а еще раньше (предположительно) зародилась в древней Индии, затем перешла к персам – они-то и принесли технику эбру в Османскую империю. Для эбру используется специальный раствор: смесь воды с соком (нектаром) турецкого растения-эндемика гевены. Этот компонент придает воде дополнительную клейкость. Краски для техники эбру используются нерастворимые, растекающиеся по поверхности воды. (Можно использовать смесь краски с льняным маслом). Традиционно для техники эбру инструменты – своего рода «кисти» – изготавливаются из розового дерева и конского волоса. Этими «кистями» художник работает с нерастворимой пленкой красок – смешивает цвета, растягивает, закручивает и т. д. В результате такого рисования краска на воде приобретает рисунок, подобный мраморному (другое название техники эбру – турецкое мраморирование). Также с помощью тех же красок поверх мраморного фона теми же инструментами наносятся дополнительные рисунки – либо сохраняется только фон.

Некоторое подобие рисования на воде в технике эбру можно попробовать воспроизвести в домашних условиях при помощи молока и акриловых красок.

Какую пользу приносят занятия рисование на молоке?

Каждый ребенок, занимающийся рисованием на молоке, имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра.

Рисование на молоке – очень интересная техника, которая обязательно понравиться детям и их родителям, и даже самым непоседливым деткам, которых довольно сложно чем-то заинтересовать для тех, кто постарше, такие рисунки не менее полезны – если в молоко окунуть бумагу и аккуратно вытащить, то на ней получится настоящее произведение. Это увлекательная техника рисования увлечет не только детей, но и взрослых – такое творчество подстилу освоить всем, а заниматься им сплошное удовольствие. В ней есть и яркие краски, волшебство превращение красок в забавные узоры на молоке. И развитие детской фантазии.

Сравнительно несложные приёмы изготовления рисунка на молоке делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным.

Я сегодня вас познакомлю с техникой рисования на молоке.

II. Практическая работа.

Практическую работу хотелось начать со слов:

Шлет привет вам всем корова!

Пейте, люди, молоко,

Ешьте, люди, молоко

И рисуйте тоже.

Будете здоровы!

Есть такая поговорка «Вилами по воде писано», которая означает что-то мимолетное и ускользающее. Так как же нам из это мимолетного и ускользающего получить вот такие прекрасные рисунки?

(показ работ в этой технике)

Это работы родителей сделанные на мероприятий «Большая перемена». Работы индивидуальны, не похожи друг на друга, с разной цветовой гаммой.

И сегодня мы с вами научимся рисовать красками на молоке, освоим способ мраморирования на молоке.

Итак, начнем по порядку:

(включается восточная музыка)

Для рисования нам потребуется жирное молоко, а еще лучше - сливки. Вода для мытья кисточки и краски. Я взяла акриловую гуашь, она дает относительно яркие, но в то же время пастельные оттенки и почти не смешивается с молоком.

Чтобы рисовать гуашью на молоке, надо всего лишь опустить кисточку с краской в молоко и подождать, когда краска образует вокруг кисточки пятно нужного диаметра.

А теперь палочкой в воздухе повторите за мной волнообразные движения по вертикали, теперь волнообразные движения по горизонтали, а может быть вам хочется сделать движения по круговой спирали, а кому-то хочется внести хаос в ваше творение.

Плавно помедитируйте у себя на молоке. Не думайте о результате, отпустите себя в личный полет фантазии, отдайтесь очарованию самого процесса!

Но самое удивительное в этом рисовании - перенос на бумагу. Лучше всего подойдет пористая акварельная бумага, она прекрасно абсорбирует краску, забирая её всю с молока так, что на нем потом можно рисовать заново.

Надо просто на 4-5 секунд положить лист сверху на молоко. Возьмите за края бумаги и плавно через край лотка перетащите ее, чтобы убрать лишнюю жидкость. Получается такая красота, что можно хоть на стену вешать! Рисунок сохнет от 30 минут до часа.

Но, тем не менее, это тоже будет рисование на воде, и результат может оказаться очень красивым и своеобразным. А главное – собственноручно выполненным и уникальным.

(показ работ участников)

(Музыка заканчивается)

Вывод: Что дает мне в работе использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники рисование на молоке?

Необычность рисования помогает развивать познавательную активность дошкольников, желание экспериментировать, а самое главное корректировать их психические процессы, потому что рисование на молоке – это медитация, которая увлекает, завораживает, успокаивает, а для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Поэтому я считаю, что для детей рисование на молоке является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества.

Рефлексия.

Уважаемые педагоги! Прошу вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого предлагаю вам выбрать из предложенных эмоций пиктограмму, соответствующую вашему настроению на нашем мастер – классе и объяснить ваш выбор. (Предлагаются пиктограммы: веселая, грустная, удивленная и т. д., присутствующие выбирают пиктограмму.) Благодарю за сотрудничество!



Предварительный просмотр:


Мастер-класс для педагогов по развитию речи

«СКАЗКИ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»

Цель:

Познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Задачи:

Повышение профессиональной компетентности воспитателей родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.

Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Драматизировать знакомую сказку с помощью пальцев.

ХОД МАСТЕР – КЛАССА:

Здравствуйте уважаемые педагоги, мы рады видеть вас на нашем мастер-классе. Уважаемые друзья, сегодня мы с вами являемся участниками мастер-класса на тему: «Сказки на кончиках пальцев».

I часть.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем больше развиты двигательные умения пальцев рук и всей кисти, тем успешнее развиваются речевые умения ребенка. Именно поэтому для развития мелкой моторики рук нами была выбрана пальчиковая гимнастика. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они им не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга.

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

Хорошо знакомые нам «Сорока - белобока», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоровительный и тонизирующий массаж.

Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем вам поиграть вместе с нами в пальчиковую игру «Сорока-белобока».

Первый этап. В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.

Второй этап. Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.

Сначала – мизинец, он отвечает за работу сердца.

Потом – безымянный, для хорошей работы печени и почек.

Затем - средний, он стимулирует работу кишечника.

Затем – указательный, отвечает за работу желудка.

Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «помять», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.

Кстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решаете, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Главное требование в играх рукой, кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

По опыту нашей работы, использование в практике таких здоровье сберегающих технологий, как пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения дают хорошую результативность. Особенно их использование является эффективным, когда все эти гимнастики применяются в комплексе.

Уважаемые педагоги, для примера мы покажем вам упражнение, а затем выполним его вместе.

«Дятел»

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

(На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук  «д-д-д-д»).

Это дятел на сосне

(Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»).

Долбит клювом по коре.

А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе.

На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

Благодаря такого рода упражнениям у ребенка улучшается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и в свою очередь речевые центры мозга.

Стимуляция точек соответствия, массаж кистей рук способствуют созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга, что в свою очередь, активно влияет на развитие речи.

II часть.

Можно развивать моторику с помощью русских народных сказок. Ведь сказки любят все. И любовь эта начинается в детстве. Сказки всегда интересны. Так почему бы не использовать их для исправления речи детей?! В сказках заложен огромный творческий потенциал нашего народа, сказки написаны интересным, доступным для детей языком, они служат основой развития творчества и фантазии малыша, учат его таким понятиям как добро и зло. А ещё сказки удивительно эмоциональны! Подражая сказочным героям, ребенок учится голосом (интонацией) передавать характер и настроения сказочного персонажа.

Сейчас мы с вами попробуем рассказать сказку с помощью пальчиков. Давайте их разбудим и потренируем немножко. А для этого мы позовем к нам в гости сказку. Уважаемые коллеги, давайте начнем!

«Здравствуй, сказка!» (В. Берестов)

Солнце, дождик, приходите,

Сделать приглашающий жест сначала одной рукой, затем другой).

Детям сказку приводите!

(Похлопать в ладоши)

А из тучи гром, гром

(Постучать кулачками по столу)

Загоняет в дом, в дом.

(Соединить руки над головой – «крыша»)

Покажись из тучи, солнце,

(Поднять руки вверх, запястья соединить, сжимать и разжимать пальчики каждой руки попеременно)

Загляни скорей в оконце,

(Сложить ладошки перед лицом, затем раскрыть их и приставить к щекам – «глядим в окошко»)

Освети скорей светлицу,

(Поднять руки вверх и развести в стороны, описывая дугу)

Расскажи нам небылицу.

(Левую руку выставить перед собой горизонтально, правую – вертикально, указательный палец правой руки приложить к правой щеке, покачать головой вправо и влево).

Пальчики мы с вами размяли. А теперь познакомимся с пальчиковой гимнастикой, которая называется «Заюшкина избушка».

«Заюшкина избушка»

В лубяной избушке - (руки над головой в виде домика)

Жил заяц на опушке - (сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими – это «заячьи ушки»)

А в ледяной избушке - (руки над головой в виде домика)

Лисица на горушке - (подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)

Растаяла весною

Избушка на горушке - (руки над головой в виде домика, изображаем таяние)

Лисица побежала - (подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)

К зайцу на опушку - (сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими – это «заячьи ушки»)

Выгнала зайчишку - (сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими – это «заячьи ушки»)

Из лубяной избушки - (руки над головой в виде домика)

Да сама жить стала - (подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)

В избушке на опушке - (руки над головой в виде домика)

И ни собака, ни медведь

Не смогли помочь – (прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак)

Петушок отважный

Прогнал лисицу прочь (положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены)

Так остался петушок

У заюшки в избушке «Здравствуй»ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.

В лубяной избушке,

Избушке на опушке - (руки над головой в виде домика)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Уважаемые коллеги, мы поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы мы активно применяем в своей работе, что позволило нам не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей, что имеет свое отражение в результатах мониторинга.

Особенно примечательно и удобно в использовании вышепоказанных игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные движения под хорошо знакомые вам стихи, потешки, песенки.

В заключении мне хотелось бы, чтобы каждый участник мастер – класса поделился своими впечатлениями, высказал своё мнение – что Вам понравилось, что не понравилось, почему, было ли Вам интересно или не очень?

Спасибо за внимание!