Методические рекомендации для студентов
Рекомендация "Внедрение проектной деятельности в работу ДОО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая рекомендация "Внедрение проектной деятельности в работу ДОО" | 40.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Алтай
БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Внедрение проектной деятельности в практику дошкольной образовательной организации
Разработчик: Саксаева А.А.
Горно – Алтайск, 2022
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...…...3
Глава 1 Теоретические подходы к организации проектной деятельности
- Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ…………………………………………….......5
1.2. Особенности внедрения проектного метода в ДОУ.…………..7
Глава 2 Анализ опыта проектной деятельности
2.1. Проект «Защитник Отечества»……………………………………10
Список использованной литературы…………………………………….....13
Введение
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:
1. обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
4. помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Глава 1 Теоретические подходы к организации проектной деятельности
- Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.
Так что же такое проектная деятельность? Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов. Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. По сути своей, это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой.
Проект — это пять «П»:
- Проблема
- Проектирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
Итак, хорошо организованный детско-взрослый проект способствует решению целого ряда задач:
- формирование целостной картины мира у дошкольников, расширение их кругозора;
- развитие интегративных личностных качеств;
- развитие исследовательских, трудовых, коммуникативных, творческих умений и навыков;
- укрепление детско-родительских отношений;
- активное содержательное взаимодействие ДОО с семьей;
- создание ситуации успеха каждому ребенку;
- формирование положительной самооценки у дошкольников.
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, в рамках тематической недели), средней продолжительности (в течение одного или нескольких месяцев), долгосрочные (на учебный год).
В основу метода проектов положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Таким образом, использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
- Этапы внедрения проектного метода в ДОУ
Охарактеризуем кратко основные этапы внедрения проекта.
Первый этап - Выбор темы.
Задача педагога - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов»:
1. Что знаю?
2. Чего хочу узнать?
3. Как узнать?
На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.
Последовательность работы педагога на данном этапе следующая:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал.
Второй этап - Реализация проекта.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:
- проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы,
-использования операций сравнения и сопоставления,
- проблемного изложения информации педагогом,
- организации опытов и экспериментов.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
Третий этап - презентация проекта.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.
Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.). Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).
Четвёртый этап - рефлексия.
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.
Глава 2 Анализ опыта проектной деятельности
2.1 Проект «Защитник Отечества»
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Привлекая родителей к работе над проектом, можно создать в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
Ежегодное проведение ряда мероприятий, посвященных одной из новогодних историй, дополняя каждый год новой историей, позволит укрепить дух семейной сплоченности родителей и детей, повысить уровень исторической осведомленности педагогов, родителей и интерес детей к истории предков, создать неповторимую праздничную атмосферу.
Паспорт педагогического проекта
Тема проекта | Защитник отечества |
Вид проекта | Познавательно-творческий |
Актуальность проекта | Маша дома посмотрела фильм про лётчиц, которые защищали свою родину, придя в детский сад она рассказала об этом детям и сказала, что когда вырастит тоже станет защитницей своей родины, на что Миша ей сказал, что защитником могут быть только мужчины, потому что они сильнее девочек, у детей возникла необходимость узнать кто служит в армии с защитниками родины. |
Цель проекта | Составление страницы «Защитником могут быть все» в рукотворный журнал «Все обо всем» в ходе просмотра видео материала «Женщины - солдаты» и заполнения кластера «Женщины могут все», подбора вырезок «Защитники» из энциклопедий «Герои войны», составления вопросов к интервью с женщинами защитниками, встречи интервью с женщинами защитниками, направленное на развитие исследовательских навыков детей |
Задачи проекта | Задачи для детей: - посмотреть видео материала «Женщины - солдаты» - заполнить кластер «Женщины могут все» - выбрать нужные вырезки «Защитники» из энциклопедий «Герои войны» - составить вопросы к интервью с женщинами защитниками - принять участие в встречи интервью с женщинами защитниками - Составить страницу «Защитником могут быть все» в рукотворный журнал «Все обо всем» Задачи для родителей: - помочь подобрать видео материал «Женщины - солдаты» - показать детям видео материал «Женщины - солдаты» - помочь детям заполнить кластер «Женщины могут все» - помочь организовать встречу интервью женщин защитниц с детьми Задачи для педагога: - подобрать видео материал «Женщины - солдаты» - составить шаблон кластера «Женщины могут все» - подобрать энциклопедии «Герои войны» - помочь детям выбрать вырезки «Защитники» из энциклопедий «Герои войны» - помочь детям составить вопросы к интервью с женщинами защитниками - организовать встречу интервью детей с женщинами защитниками - помочь детям составить страницу «Защитником могут быть все» в рукотворный журнал «Все обо всем» - оформить и разместить результаты проекта «Защитник отечества» на родительском собрании и на сайте ДОО |
Проблемный вопрос | Может ли женщина быть защитником родины? |
Продукт проекта | Страница «Женщины тоже могут быть защитниками родины» в рукотворный журнал «Помним и гордимся» |
Сроки реализации | Краткосрочный (с 18 по 28 февраля) |
Подготовительный этап
Дата | Мероприятия, инициированные воспитателем | Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта | Риски | Результаты |
С 18 – 20 февраля | Обсуждение с родителями плана мероприятий по проекту «Защитник отчества» | Чат в мессенджере WhatsApp | Не смогла пригласить на интервью с детьми, женщин защитниц родины Воспитатель заболела короновирусом | Мама Насти Печугиной, Валерия Васильевна и бабушка Игоря Груздева, Маргарита Романовна предложили прийти на встречу – интервью к детям Светлана Николаевна, мама Светы Курочкиной, предложила свою помощь в подборе материала «Женщины - солдаты» |
Подбор видео материала «Женщины - солдаты», составление шаблона кластера «Женщины могут все» Подбор энциклопедий «Герои войны» | Интернет сайты Программы для создание и обработки материала Национальная библиотека | Не смогла освоить нужную программу | Видео материалы подобраны, шаблон кластера составлен, энциклопедии подобраны |
Основной этап
Дорожная карта основного этапа проекта
Дата | Место в режиме дня | Мероприятия | Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии | Промежуточные результаты |
21.02.22 | Свободное время родителей и детей | Просмотр видео материала «Женщины - солдаты» и заполнение кластера «Женщины могут все» | Родители и дети | Видео материала «Женщины - солдаты» просмотрен Кластер «Женщины могут все» заполнен |
22.02.22 | Первая половина дня | Просмотр энциклопедий «Герои войны» и подбор вырезок «Защитники» | Дети и педагог | Вырезки «Защитники» из энциклопедий «Герои войны» подобраны |
23.02.22 | Вторая половина дня | Составление вопросов для интервью с женщинами защитниками | Дети и педагог | Вопросы для интервью с женщинами защитниками составлены |
24.02.22 | Вторая половина дня | Встреча с женщинами защитниками | Дети, родители и педагог | Интервью с женщинами защитниками |
Заключительный этап
Дата | Итоговые мероприятия | Оценка эффективности реализации проекта | Степень достижения поставленных целей | Обобщение педагогического опыта |
25.02.22 | Оформление страницы «Защитником могут быть все» в рукотворный журнал «Все обо всем» | Удалось привлечь внимание родителей и вовлечь в работу | Страница оформлена, дети нашли ответ на интересующий их вопрос | Страница размещена в электронный журнал на сайте ДОО |
28.02.22 | Родительское собрание | Обобщение педагогического опыта родителей в вопросах обучения и воспитания детей | Итоги проекта обсуждены с родителями и размещены на сайте ДОО | Презентация с этапами проекта как методическое пособие для педагогов |
Список использованной литературы
- Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010. — 80 с.
- Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
- Метод проектов, как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОО [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/16842 (дата обращения: 06. 01.2022)
- Методические рекомендации для молодых специалистов по теме «Технология проектной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ds12.edushd.ru/media/upload/metodicheskaya-rabota/сборник%20текст.pdf (дата обращения: 06. 01.2022)
- «Особенности использования проектной технологии в процессе совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и педагогов в ДОУ» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-ispolzovaniya-proektnoy-tehnologii-v-processe-sovmestnoy-deyatelnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-i-pedagog-1097196.html (дата обращения: 06. 01.2022)
- Проектная деятельность в ДОУ [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/01/proektnaya-deyatelnost-v-dou (дата обращения: 06. 01.2022)