Методические рекомендации для студентов

Рекомендация "Внедрение проектной деятельности в работу ДОО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Алтай 

БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Внедрение проектной деятельности в практику дошкольной образовательной организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Разработчик: Саксаева А.А.

 

Горно – Алтайск, 2022

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…...3

Глава 1 Теоретические подходы к организации проектной деятельности

  1. Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ…………………………………………….......5

1.2. Особенности внедрения проектного метода в ДОУ.…………..7
Глава 2 Анализ опыта проектной деятельности

2.1. Проект «Защитник Отечества»……………………………………10

Список использованной литературы…………………………………….....13


Введение

 В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

1. обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

4. помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;

5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

  Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

   Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. 

Глава 1 Теоретические подходы к организации проектной деятельности

  1. Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ

Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.

Так что же такое проектная деятельность? Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов. Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. По сути своей, это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой.

Проект — это пять «П»:

  1. Проблема
  2. Проектирование
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

Итак, хорошо организованный детско-взрослый проект способствует решению целого ряда задач:

- формирование целостной картины мира у дошкольников, расширение их кругозора;

-  развитие интегративных личностных качеств;

- развитие исследовательских, трудовых, коммуникативных, творческих умений и навыков;

- укрепление детско-родительских отношений;

- активное содержательное взаимодействие ДОО с семьей;

- создание ситуации успеха каждому ребенку;

- формирование положительной самооценки у дошкольников.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, в рамках тематической недели), средней продолжительности (в течение одного или нескольких месяцев), долгосрочные (на учебный год).

В основу метода проектов положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Таким образом, использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

  1. Этапы внедрения проектного метода в ДОУ

Охарактеризуем кратко основные этапы внедрения проекта.

Первый этап - Выбор темы.

Задача педагога - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов»:

1. Что знаю?

2. Чего хочу узнать?

3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Последовательность работы педагога на данном этапе следующая:

- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

- вовлекает дошкольников в решение проблемы;

- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

- обсуждает план с семьями на родительском собрании;

- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

- вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;

- собирает информацию, материал.

Второй этап - Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:

- проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы,

-использования операций сравнения и сопоставления,

- проблемного изложения информации педагогом,

- организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),

- даёт домашние задания родителям и детям;

- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Третий этап - презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.). Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

- подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).

Четвёртый этап - рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Глава 2 Анализ опыта проектной деятельности

2.1 Проект «Защитник Отечества»

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Привлекая родителей к работе над проектом, можно создать в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.

Ежегодное проведение  ряда мероприятий, посвященных одной из новогодних историй, дополняя каждый год новой историей, позволит укрепить дух семейной сплоченности родителей и детей, повысить уровень исторической осведомленности педагогов, родителей и интерес детей к истории предков, создать неповторимую праздничную атмосферу.

Паспорт педагогического проекта

Тема проекта

Защитник отечества

Вид проекта

Познавательно-творческий

Актуальность проекта

Маша дома посмотрела фильм про лётчиц, которые защищали свою родину, придя в детский сад она рассказала об этом детям и сказала, что когда вырастит тоже станет защитницей своей родины, на что Миша ей сказал, что защитником могут быть только мужчины, потому что они сильнее девочек, у детей возникла необходимость узнать кто служит в армии с защитниками родины.

Цель проекта

Составление страницы «Защитником могут быть все» в рукотворный журнал «Все обо всем» в ходе просмотра видео материала «Женщины - солдаты» и заполнения  кластера  «Женщины могут все», подбора вырезок «Защитники» из энциклопедий «Герои войны», составления вопросов к интервью с  женщинами защитниками, встречи интервью с  женщинами защитниками, направленное на развитие исследовательских навыков детей

Задачи проекта

Задачи для детей:

- посмотреть видео материала «Женщины - солдаты»

- заполнить кластер «Женщины могут все»

- выбрать нужные вырезки «Защитники» из энциклопедий «Герои войны»

- составить вопросы к интервью с  женщинами защитниками

- принять участие в встречи интервью с  женщинами защитниками

- Составить страницу «Защитником могут быть все» в рукотворный журнал «Все обо всем»

Задачи для родителей:

- помочь подобрать видео материал «Женщины - солдаты»

- показать детям видео материал «Женщины - солдаты»

- помочь детям заполнить кластер «Женщины могут все»

- помочь организовать встречу интервью женщин защитниц с детьми

Задачи для педагога:

- подобрать видео материал «Женщины - солдаты»

- составить шаблон кластера  «Женщины могут все»

- подобрать энциклопедии «Герои войны»

- помочь детям выбрать вырезки «Защитники» из энциклопедий «Герои войны»

- помочь детям составить вопросы к интервью с  женщинами защитниками

- организовать встречу интервью детей с женщинами защитниками

- помочь детям составить страницу «Защитником могут быть все» в рукотворный журнал «Все обо всем»

- оформить и разместить результаты проекта «Защитник отечества» на родительском собрании и на сайте ДОО

Проблемный вопрос

Может ли женщина быть защитником родины?

Продукт проекта

Страница «Женщины тоже могут быть защитниками родины» в рукотворный журнал «Помним и гордимся»

Сроки реализации

Краткосрочный (с 18 по 28 февраля)

Подготовительный этап

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

 С 18 – 20 февраля

Обсуждение с родителями плана мероприятий по проекту «Защитник отчества»

Чат в мессенджере WhatsApp

Не смогла пригласить на интервью с детьми, женщин защитниц родины

Воспитатель заболела короновирусом

Мама Насти Печугиной, Валерия Васильевна и бабушка Игоря Груздева, Маргарита Романовна предложили прийти на встречу – интервью к детям Светлана Николаевна, мама Светы Курочкиной, предложила свою помощь в подборе материала «Женщины - солдаты»

Подбор видео материала «Женщины - солдаты», составление шаблона кластера  «Женщины могут все»

Подбор энциклопедий «Герои войны»

Интернет сайты

Программы для создание и обработки материала

Национальная библиотека

Не смогла освоить нужную программу

Видео материалы подобраны, шаблон кластера составлен, энциклопедии подобраны

Основной этап

Дорожная карта основного этапа проекта

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

21.02.22

Свободное время родителей и детей

Просмотр видео материала «Женщины - солдаты» и заполнение кластера «Женщины могут все»

Родители и дети

Видео материала «Женщины - солдаты» просмотрен

Кластер «Женщины могут все» заполнен

22.02.22

Первая половина дня

Просмотр энциклопедий «Герои войны» и подбор вырезок «Защитники»

Дети и педагог

Вырезки «Защитники» из энциклопедий «Герои войны» подобраны

23.02.22

Вторая половина дня

Составление вопросов для интервью с женщинами защитниками

Дети и педагог

Вопросы для интервью с женщинами защитниками составлены

24.02.22

Вторая половина дня

Встреча с женщинами защитниками

Дети, родители и педагог

Интервью с женщинами защитниками

Заключительный этап

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

25.02.22

Оформление страницы «Защитником могут быть все» в рукотворный журнал «Все обо всем»

Удалось привлечь внимание родителей  и вовлечь в работу

Страница оформлена, дети нашли ответ на интересующий их вопрос

Страница размещена в электронный журнал  на сайте ДОО

28.02.22

Родительское собрание

Обобщение педагогического опыта родителей в вопросах обучения и воспитания детей

Итоги проекта обсуждены с родителями и размещены на сайте ДОО

Презентация с этапами проекта как методическое пособие для педагогов

Список использованной литературы

  1. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010. — 80 с.
  2. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
  3. Метод проектов, как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОО [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/16842 (дата обращения: 06. 01.2022)
  4. Методические рекомендации для молодых специалистов по теме «Технология проектной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ds12.edushd.ru/media/upload/metodicheskaya-rabota/сборник%20текст.pdf (дата обращения: 06. 01.2022)
  5. «Особенности использования проектной технологии в процессе совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и педагогов в ДОУ» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-ispolzovaniya-proektnoy-tehnologii-v-processe-sovmestnoy-deyatelnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-i-pedagog-1097196.html (дата обращения: 06. 01.2022)
  6. Проектная деятельность в ДОУ [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/01/proektnaya-deyatelnost-v-dou  (дата обращения: 06. 01.2022)