Познавательно-речевой проект «Моделирование сказок как средство формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста»
Познавательно-речевой проект «Моделирование сказок как средство формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_modelirovanie_skazok.docx | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №6 рп. Михайловка
Познавательно-речевой проект
«Моделирования
сказок как средство формирования навыков пересказа детей
старшего дошкольного возраста»
Разработал: воспитатель,
Яманова С.А.
2021 год
Вид проекта: познавательно-речевой
Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Срок реализации проекта: сентябрь-май
Место проведения: территория детского сада, групповая комната.
Актуальность: Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.
Из всех существующих приемов обучения связной речи эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко. Использование метода моделирования сказок облегчит процесс обучения детей рассказыванию.
Цель: формирование навыков пересказа посредством моделирования русской народной сказки
Задачи:
- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;
- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;
- уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;
- развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;
- развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;
- уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;
- воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Принципы реализации проекта:
- принцип системности и комплексности
- принцип учета возрастных особенностей
- принцип ведущей деятельности
- принцип преемственности взаимодействия с ребенком в ДОУ и семье
Формы проведения: занятия в форме игры, дидактические игры, пальчиковые игры, словесные (речевые) игры, инсценировка сказок совместная деятельность родителей и детей.
Этапы реализации:
1.Подготовительный. Постановка проблемы, разработка проекта.
2.Основной. Реализация проекта.
3.Заключительный. Подведение итогов.
Планируемые результаты:
- повышение речевой культуры взрослых (педагогов и родителей);
- активная позиция со стороны родителей;
- обогащение жизни детей разнообразными, нетрадиционными, активными формами организации деятельности;
- положительная динамика в развитии речи детей, в формировании навыков пересказа.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап.
Изучение методической литературы по данной теме, определение задач проекта, подбор художественной литературы, подбор иллюстраций и картинок, настольные и дидактические игры, диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей», анкетирование родителей с целью выявления запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.
2. Основной этап
Содержание деятельности с родителями:
- Привлечение родителей к оформлению групповых комнат
- Круглый стол для родителей «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста», «Итоги проекта»
- Консультации для родителей: «Учимся пересказывать дома», «Знакомство со сказкой в старшей группе», «Использование фольклора в работе с детьми», «Рассказ – образец при обучении детей рассказыванию»
- Альбом для родителей по развитию речи
- Памятка для родителей по организации занятий дома
- Изготовление папки-передвижки «Пересказываю с мамой»
Содержание деятельности с воспитателями:
- Консультация для воспитателей «Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей
- Консультации для воспитателей «Использование моделей при обучении пересказу»
- Семинар-практикум для воспитателей «Эффективные способы развития речи детей старшего дошкольного возраста»»
План реализации проекта
Период | Работа с детьми | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями |
Сентябрь | 1)Словесные игры: «Сочини предложение», «Интервью», «Противоположность», «Скажи иначе», «Определи игрушку», «Что означает выражение, пословица?» 2) Беседа «Что такое сказка» , Игровое упражнение « Я начну, а ты продолжи» 3) Чтение сказки «Теремок», «Варежка». 5) Работа с мнекартами – расскажи сказку «Теремок» 6) Драматизация сказки «Теремок» | Рассматривание иллюстраций, картинок ; Д.игра «Собери картинку» | Акция «Подари группе книгу» Папка-передвижка «Сказка в жизни ребенка» |
Октябрь | 1)Беседа «Ну и прелесть эти сказки» 2)Словесные игры: «Сочини предложение», «Интервью», «Противоположность», «Скажи иначе», «Определи игрушку», «Что означает выражение, пословица?» 3)Чтение сказки «Айога» Задачи: Знакомство со сказками других народов. 4)Рассматривание народных костюмов, обдумывание сказки, пересказ по картинкам
| Д.игра « Опиши героя»; Самостоятельная изодеятельность лепка героев и сюжетов сказок Задачи: Реализовать самостоятельную творческую изобразительную деятельность посредством лепки. | Консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?» |
Ноябрь | 1)Пересказ сказки «Репка» (модели сериационного ряда) 2)Словесные игры: «Сочини предложение», «Интервью», «Противоположность», «Скажи иначе», «Определи игрушку», «Что означает выражение, пословица?» 3)Знакомство со сказкой «Жихарка» Задачи: Вызвать интерес к прочитанному произведению. Рассматривание картинок , обсуждение характерных особенностей персонажей. 4)«Нарисуй сказку»; Задачи: Развивать у детей способности отражать сказочных героев и сюжеты. 5)Работа с мнемокартами- расскажи сказку «Три медведя» | Разукрашивание раскрасок по сказкам. | Помощь в изготовлении масок к сказкам |
Декабрь | 1)Пересказ сказки «Теремок» (модели сериационного ряда) 2)Словесные игры: «Сочини предложение», «Интервью», «Противоположность», «Скажи иначе», «Определи игрушку», «Что означает выражение, пословица?» 3)Чтение сказки « Заюшкина избушка» Задачи: Прививать интерес к сказке. 4)Беседа «На кого я хочу быть похожим» Задачи: Воспитание вежливости, формирование положительного образа себя в будущем, умения находить, формирование навыков мотивированного ответа, умения видеть и находить в героях сказок не только плохое, но и хорошее. 5)Драматизация сказки «Заюшкина избушка» 6)Изготовление атрибутов к сказке «Заюшкина избушка» | «Нарисуй сказку»; Задачи: Развивать у детей способности отражать сказочных героев и сюжеты. | Подготовка в новогоднему представлению, изготовление костюмов |
Январь | 1)Пересказ сказки «Заюшкина избушка» (модели двигательного ряда) 2)Словесные игры: «Сочини предложение», «Интервью», «Противоположность», «Скажи иначе», «Определи игрушку», «Что означает выражение, пословица?» 3) Знакомство со сказкой «Жихарка» Задачи: Вызвать интерес к прочитанному произведению. Рассматривание картинок , обсуждение характерных особенностей персонажей 4) Чтение сказок мира | «Нарисуй сказку»; Задачи: Развивать у детей способности отражать сказочных героев и сюжеты. | Консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?» |
Февраль | 1)Пересказ сказок: «Курочка Ряба», «Заяц - хваста» (модели двигательного ряда) 2)Словесные игры: «Сочини предложение», «Интервью», «Противоположность», «Скажи иначе», «Определи игрушку», «Что означает выражение, пословица?» 3)Чтение бурятской сказки о 12 годах лунного календаря 4)Драматизация сказки 5)Изготовление атрибутов 6)Изготовление мнемокарты по бурятской сказке | Рассматривание картинок к бурятским сказкам | Подготовка к празднованию праздника Сагаалган. Подготовка костюмов |
Март | 1)Пересказ сказок
2)Словесные игры: «Сочини предложение», «Интервью», «Противоположность», «Скажи иначе», «Определи игрушку», «Что означает выражение, пословица?» 3)Чтение сказки « Царевна-Лягушка» Задачи: Познакомить с произведением, вызвать интерес. 4)Пересказ сказки «Царевна-лягушка » с элементом драматизации. 5)Составление мнемотаблиц и мнемодорожек 6)Изготовление атрибутики к сказке | Домашнее задание: Изготовление масок к сказке, совместное изготовление поделок « Мой любимый персонаж» Задачи: Развитие совместного творчества родителей и детей.
| |
Апрель | 1)Изготовление детьми моделей к сказкам 2)Словесные игры: «Сочини предложение», «Интервью», «Противоположность», «Скажи иначе», «Определи игрушку», «Что означает выражение, пословица?» 3)Чтение русской народной сказки « Василиса Прекрасная» Задачи: Познакомить с произведением, вызвать интерес. 4)Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку» Задачи: Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность. | Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам Задачи: Развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации, замечая в них главное; воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству. | Творческое задание по желанию ребенка. Совместно с ребенком вылепить из пластилина, соленого теста сюжет любой сказки , изготовление поделки |
Май | 1)Интегрированное занятие «Путешествие по сказкам» 2)Драматизация русских народных сказок) 3)Чтение сказки «Мальчик-с-пальчик» Задачи: Вызвать интерес к сказке. 4)Итоговая беседа в уч.году « Сказки-добрые друзья» 5)Показ драматизации сказки «Три поросенка» на празднике Дня защиты детей | Дидактические игры «Герои русских сказок», «Разложи по порядку и вспомни сказку»; | Выпуск творческой стенгазеты «В гостях у сказки» с фотографиями детей |
3. Заключительный этап
- Повторная диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей»;
- Обработка и оформление результатов проекта.
- Представление результатов на итоговом родительском собрании, обобщение педагогического опыта на Педагогическом совете
Список использованной литературы:
- Александрова О. Разыгрываем сказки //Дошкольное воспитание. – 1998. - №12.
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
- Богомолова А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Высшая школа, 1996. – 147 с.
- Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. - 1994.- №5.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва, 1989.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Просвещение, 1982. – Т.2.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: Владос, 2002. – 280 с.
- Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
- Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц. - полит. журн., 1994. - 96 с.
- Калунина Е. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – с.73.
- Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников (загадки из сказок, стр. 84, портреты героев сказок, стр. 154). – Ярославль, 1998.
- Любина, Г. Праздник сказки // Ребенок в детском саду. -2001. - №1.
- Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1995. - 412с.
- Программа воспитания в детском саду / Под ред. Г. И. Васильевой - М.: Просвещение, 1997. - 192 с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
- Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 4. –с.51.
- О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 244 с.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. - 411 с.
- Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: АРГО, 1996. - 80 с.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва, 1988.