Познавательно-речевой проект «Моделирование сказок как средство формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста»

Яманова Светлана Анатольевна

Познавательно-речевой проект «Моделирование сказок как средство формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_modelirovanie_skazok.docx37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №6 рп. Михайловка

Познавательно-речевой проект

 «Моделирования

сказок как средство формирования навыков пересказа детей

старшего дошкольного возраста»

Разработал: воспитатель,

 Яманова С.А.

2021 год

Вид проекта: познавательно-речевой

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Срок реализации проекта: сентябрь-май

Место проведения: территория детского сада, групповая комната.

Актуальность:  Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.  Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.

Из всех существующих приемов обучения связной речи  эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко. Использование метода моделирования сказок облегчит процесс обучения детей рассказыванию.

Цель: формирование навыков пересказа посредством моделирования русской народной сказки

Задачи:

  1. работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
  2. обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;
  3. развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;
  4. уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;
  5. развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;
  6. развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;
  7. уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;
  8. воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Принципы реализации проекта:

  • принцип системности и комплексности
  • принцип учета возрастных особенностей
  • принцип ведущей деятельности
  • принцип преемственности взаимодействия с ребенком в ДОУ и семье

Формы проведения: занятия в форме игры, дидактические игры, пальчиковые игры, словесные (речевые) игры, инсценировка сказок совместная деятельность родителей и детей.

Этапы реализации:

1.Подготовительный. Постановка проблемы, разработка проекта.

2.Основной. Реализация проекта.

3.Заключительный. Подведение итогов.

Планируемые результаты:

  1. повышение речевой культуры взрослых (педагогов и родителей);
  2. активная позиция со стороны родителей;
  3. обогащение жизни детей разнообразными, нетрадиционными, активными формами организации деятельности;
  4. положительная динамика в развитии речи детей, в формировании навыков пересказа.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап.

Изучение методической литературы по данной теме, определение задач проекта, подбор художественной литературы, подбор иллюстраций и картинок, настольные и дидактические игры, диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей», анкетирование родителей с целью выявления запросов родителей  по организации учебно-воспитательной работы с детьми.                

2. Основной этап

Содержание деятельности с родителями:

  1. Привлечение родителей к оформлению групповых комнат
  2. Круглый стол для родителей «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста», «Итоги проекта»
  3. Консультации для родителей: «Учимся пересказывать дома», «Знакомство со сказкой в старшей группе», «Использование фольклора в работе с детьми», «Рассказ – образец при обучении детей рассказыванию»
  4. Альбом для родителей по развитию речи
  5. Памятка для родителей по организации занятий дома
  6. Изготовление папки-передвижки «Пересказываю с мамой»

Содержание деятельности с воспитателями:

  1. Консультация для воспитателей «Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей
  2. Консультации для воспитателей  «Использование моделей при обучении пересказу»
  3. Семинар-практикум для воспитателей «Эффективные способы развития речи детей старшего дошкольного возраста»»

План реализации проекта

Период

Работа с детьми

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Сентябрь

1)Словесные игры:

«Сочини предложение», «Интервью», «Противоположность»,

«Скажи иначе», «Определи игрушку», «Что означает выражение, пословица?»

2) Беседа «Что такое сказка» ,  Игровое упражнение « Я начну, а ты продолжи»

3)        Чтение сказки «Теремок», «Варежка».

5)        Работа с мнекартами  – расскажи сказку «Теремок»

6)        Драматизация сказки «Теремок»

Рассматривание иллюстраций, картинок ;

Д.игра «Собери картинку»

Акция «Подари группе книгу»

Папка-передвижка «Сказка в жизни ребенка»

Октябрь

1)Беседа «Ну и прелесть эти сказки»

2)Словесные игры: «Сочини предложение», «Интервью», «Противоположность»,

«Скажи иначе», «Определи игрушку», «Что означает выражение, пословица?»

3)Чтение сказки  «Айога»

Задачи: Знакомство со сказками других народов.

4)Рассматривание народных костюмов, обдумывание сказки, пересказ по картинкам

  1. Работа с мнемокартами- расскажи сказку «Три поросенка»
  2. Драматизация сказки  «Три поросенка»
  3. Изготовление атрибутов к сказке «Три поросенка»- домики

Д.игра « Опиши героя»;

Самостоятельная изодеятельность лепка героев и сюжетов сказок

Задачи: Реализовать самостоятельную творческую изобразительную деятельность посредством лепки.

Консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?»

Ноябрь

1)Пересказ сказки

«Репка» (модели сериационного ряда)

2)Словесные игры: «Сочини предложение», «Интервью», «Противоположность»,

«Скажи иначе», «Определи игрушку», «Что означает выражение, пословица?»

3)Знакомство со сказкой «Жихарка»

Задачи: Вызвать интерес к прочитанному произведению.

Рассматривание картинок , обсуждение характерных особенностей персонажей.

4)«Нарисуй сказку»; Задачи: Развивать у детей способности отражать сказочных героев и сюжеты.

5)Работа с мнемокартами- расскажи сказку «Три медведя»

Разукрашивание раскрасок по сказкам.

Помощь в изготовлении масок к сказкам

Декабрь

1)Пересказ сказки

«Теремок» (модели сериационного ряда)

2)Словесные игры: «Сочини предложение», «Интервью», «Противоположность»,

«Скажи иначе», «Определи игрушку», «Что означает выражение, пословица?»

3)Чтение сказки « Заюшкина избушка»

Задачи: Прививать интерес к сказке.

4)Беседа «На кого я хочу быть похожим»

Задачи: Воспитание вежливости, формирование положительного образа себя в будущем, умения находить, формирование навыков мотивированного ответа, умения видеть и находить в героях сказок  не только плохое, но и хорошее.

5)Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

6)Изготовление атрибутов к сказке «Заюшкина избушка»

«Нарисуй сказку»; Задачи: Развивать у детей способности отражать сказочных героев и сюжеты.

Подготовка в новогоднему представлению, изготовление костюмов

Январь

1)Пересказ сказки

«Заюшкина избушка» (модели двигательного ряда)

2)Словесные игры: «Сочини предложение», «Интервью», «Противоположность»,

«Скажи иначе», «Определи игрушку», «Что означает выражение, пословица?»  

3)        Знакомство со сказкой «Жихарка»

Задачи: Вызвать интерес к прочитанному произведению.

Рассматривание картинок , обсуждение характерных особенностей персонажей

4)        Чтение сказок мира

«Нарисуй сказку»; Задачи: Развивать у детей способности отражать сказочных героев и сюжеты.

Консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?»

Февраль

1)Пересказ сказок:

«Курочка Ряба»,

«Заяц - хваста» (модели двигательного ряда)

2)Словесные игры: «Сочини предложение», «Интервью», «Противоположность»,

«Скажи иначе», «Определи игрушку», «Что означает выражение, пословица?»

3)Чтение бурятской сказки о 12 годах лунного календаря

4)Драматизация сказки

5)Изготовление атрибутов

6)Изготовление мнемокарты по бурятской сказке

Рассматривание картинок к бурятским сказкам

Подготовка к празднованию праздника Сагаалган. Подготовка костюмов

Март

1)Пересказ сказок

  • «Лисичка – сестричка и серый волк», «Крошечка – Хаврошечка» (пространственная модель)

2)Словесные игры: «Сочини предложение», «Интервью», «Противоположность»,

«Скажи иначе», «Определи игрушку», «Что означает выражение, пословица?»

3)Чтение сказки « Царевна-Лягушка»

Задачи: Познакомить с произведением, вызвать интерес.

4)Пересказ сказки  «Царевна-лягушка » с элементом драматизации.

5)Составление мнемотаблиц и мнемодорожек

6)Изготовление атрибутики к сказке

Домашнее задание: Изготовление масок к сказке, совместное изготовление поделок « Мой любимый персонаж»

Задачи: Развитие совместного творчества родителей и детей.

 

Апрель

1)Изготовление

детьми моделей к сказкам

2)Словесные игры: «Сочини предложение», «Интервью», «Противоположность»,

«Скажи иначе», «Определи игрушку», «Что означает выражение, пословица?»

3)Чтение русской народной сказки « Василиса Прекрасная»

Задачи: Познакомить с произведением, вызвать интерес.

4)Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку»

Задачи: Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам

Задачи: Развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации, замечая в них главное; воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству.

Творческое задание по желанию ребенка. Совместно с ребенком вылепить из пластилина, соленого теста сюжет любой сказки , изготовление поделки

Май

1)Интегрированное занятие «Путешествие по сказкам»

2)Драматизация русских народных сказок)

3)Чтение сказки «Мальчик-с-пальчик»

Задачи: Вызвать интерес к сказке.

4)Итоговая  беседа в уч.году  « Сказки-добрые друзья»

5)Показ драматизации сказки «Три поросенка» на празднике Дня защиты детей

Дидактические игры «Герои  русских сказок», «Разложи по порядку и вспомни сказку»;  

Выпуск творческой стенгазеты                                    «В гостях у сказки»

с фотографиями детей

3. Заключительный этап

  1. Повторная диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей»;
  2. Обработка и оформление результатов проекта.
  3. Представление результатов на итоговом родительском собрании, обобщение педагогического опыта на Педагогическом совете

Список использованной литературы:

  1. Александрова О. Разыгрываем сказки  //Дошкольное воспитание. – 1998. - №12.
  2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
  3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
  4. Богомолова А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -  М.: Высшая школа, 1996. – 147 с.
  5. Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. - 1994.- №5.
  6. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва, 1989.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Просвещение, 1982. – Т.2.
  8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: Владос, 2002. – 280 с.
  9. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
  10. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц. - полит. журн., 1994. - 96 с.
  11. Калунина Е. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – с.73.
  12. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников (загадки из сказок, стр. 84, портреты героев сказок, стр. 154). – Ярославль, 1998.
  13. Любина, Г. Праздник сказки // Ребенок в детском саду. -2001. - №1.
  14. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1995.   -  412с.
  15.   Программа воспитания в детском саду / Под ред. Г. И. Васильевой - М.: Просвещение, 1997. - 192 с.
  16. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
  17.    Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 4. –с.51.
  18.   О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.
  19.   Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 244 с.
  20. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. - 411 с.
  21.   Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: АРГО, 1996. - 80 с.
  22.   Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва, 1988.