Технологическая карта практического занятия по ПМ02 МДК02.01Соматические заболевания, отравления и беременность

Андреева Маргарита Ивановна

Технологическая карта практического занятия по ПМ02 МДК02.01Соматические заболевания, отравления и беременность составлена для студентов 2 курса специальность Акушерское дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_2.docx83.31 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Э.Р. Раднаева

Учебно-методический комплект практического занятия №2

ПМ  02 «Медицинская помощь беременным и детям

                при заболеваниях, травмах и отравлениях»

МДК 02.01 Соматические заболевания, отравления и беременность

Раздел 02.01.2 Уход и лечебно-диагностические мероприятия при     экстрагенитальной патологии

Тема: «Осуществление сестринского ухода и лечебно-диагностических мероприятий при острой ревматической лихорадке, хронической ревматической болезни сердца, пороке сердца (стеноз и митральная недостаточность, стеноз клапанов аорты) и беременности

Специальность 31.02.01 «Акушерское дело»

        Преподаватель: Андреева М.И.

Улан-Удэ  2021 г.

Оглавление

Содержание                                                                                                                    стр.

1.Введение                                                                                                                       3-4

2.Технологическая карта учебного занятия                                                                 5-10                        

3.Приложения                                                                                                                 12-35                  - Мотивация

- Тест – контроль с эталонами ответов, критериями оценки

- Текст – задание с пропущенными терминами

- Вопросы для устного опроса с эталонами ответов, критериями оценки

- Эталон выполнения    методов обследования                                                           24-25

- Письменное   задание для определения симптомов, принципов ухода и лечения   при ОРЛ, ХРБС, пороках сердца и беременности

 - Ситуационные задачи с эталонами ответов, критериями оценки                            28-30

- Оценочный лист                                                                                                                          

- Рефлексия содержания учебного материала                                                                 35


Введение

О ревматизме было известно еще в V веке до нашей эры. Гиппократ писал: «Появляется лихорадка, острая боль захватывает все суставы тела. Эти боли то резкие, то более слабые, поражают то один, то другой сустав». В древности врачи считали, что воспаление в суставах вызывается тем, что какая-то ядовитая жидкость растекается по организму. Отсюда и произошло название болезни - «ревматизм» (от греческого «ревма» - течение). В настоящее время термин «ревматизм» врачами не используется. Правильнее говорить об острой ревматической лихорадке.

 Острая ревматическая лихорадка - это острое воспалительное заболевание, при котором чаще всего в патологический процесс вовлекается сердце, суставы, нервная система и кожа.

Распространенность острой ревматической лихорадки (ОРЛ) в настоящее время невысока. В России частота острой ревматической лихорадки составляет 0,05%, ревматических пороков сердца – 0,17%.

Острая ревматическая лихорадка убеременных это сердечно-сосудистая патология, которая возникает у 80% будущих мам. Оказывает существенное влияние на весь срок беременности и ее исход, представляя угрозу для матери  и будущего малыша.

Имея аутоиммунную направленность приводит к формированию пороков сердца и проблемам кровообращения. Вероятно, это обусловлено развитием антибиотикотерапии, успешным лечением стрептококковых инфекций. Важность изучения этой темы определяется тем, что заболевание дебютирует в детском возрасте и приводит к серьезным поражениям сердца  и у беременных. У беременных это связано с развитием осложнений у плода, преждевременными родами, фетоплацентарной недостаточностью, развитием пороков сердца у будущего малыша.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт:

- осуществления ухода за пациентами с острой ревматической лихорадкой, пороками сердца у беременных 

уметь:

- готовить пациента к лечебно-диагностическим  вмешательствам: ОАК, ОАМ, ЭКГ,                   - осуществлять  уход  при острой ревматической лихорадке, пороках сердца у беременных 

-консультировать пациентов и его окружение по  применению существующей фармакотерапии  по назначению врача нестероидных противовоспалительных лекарственных средств, антибиотиков;

- знать: причины ОРЛ, ХРБС, пороков сердца у  беременных;

  клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики  пациента, организацию и оказание сестринской помощи при выявленных проблемах;

В результате освоения профессионального модуля, обучающиеся должны овладеть компетенциями:

        ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией по назначению врача.

        ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.

       

      ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

      ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных  задач,  оценивать их эффективность и качество.

      ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в проф. деятельности.

      ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

На данном практическом занятии осуществляется интеграция общеобразовательными дисциплинами: анатомия и физиология человека, основы латинского языка с медицинской терминологией, основы микробиологии и иммунологии, фармакология, основы патологии, выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными, правовое обеспечение профессиональной деятельности.

Для повышения интереса студентов к изучаемой теме преподаватель проводит мотивацию, предлагает студентам принять участие в раскрытии мотивации.

Для достижения целей применяются различные методы обучения и опроса. Индивидуальный опрос необходим для обучения студентов логическому изложению мысли, развитию профессиональной речи. При необходимости проводится коррекция знаний. Без опроса нельзя управлять процессом обучения, поскольку контроль знаний является не только обучающим, но и выполняет функции воспитания и развития.

Для формирования устойчивых практических навыков самостоятельная работа проводится методом «малых групп». В таких группах совместное  решение принимается быстрее и точнее, формируются  навыки работы в коллективе. Преподаватель следит за выполнением манипуляций, оказывает методическую помощь.

Одним из методов реализации проблемного обучения является поисковый метод. Разбор полученных данных и сравнение их с нормой, проведение  дифференциальной диагностики, решение ситуационных задач. Учит студентов ориентироваться в конкретной ситуации  применять знания и умения.

Для закрепления знаний и практических умений преподаватель оценивает и корректирует  работу студентов.

Данная методическая разработка ориентирована на достижения следующих целей:

  • дальнейшее развитие коммуникативной компетенции (речевой, языковой, учебно-познавательной) и общих компетенций.
  • формирование профессиональных компетенций.
  • развитие и воспитание – способности и готовности к выполнению самостоятельной работы по дисциплине, дальнейшему самообразованию, самоопределению в отношении будущей профессии; социальная адаптация в студенческой среде, коллективе лечебно - профилактического учреждения; формирования качеств гражданина.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Преподаватель

Андреева М.И.

МДК

МДК 02.01. Соматические заболевания, отравления и беременность

Группа

2201

Специальность

Акушерское дело

Раздел МДК

Уход и лечебно-диагностические мероприятия при экстрагенитальной патологии

Тема изучения

Осуществление  ухода и выполнение назначений врача при заболеваниях органов кровообращения

Тема урока

Осуществление  ухода и лечебно-диагностических мероприятий при острой ревматической лихорадке, хронической ревматической болезни сердца, пороках сердца и беременности

Номер учебного занятия по КТП

31

Вид занятия

Практическое занятие  № 2

Цель урока: образовательная

Организовать деятельность обучающихся, чтобы к концу занятия студент умел:

- собирать информацию о состоянии здоровья пациентки, предположить диагноз  с  обоснованием;

- осуществлять  уход за пациентами с ОРЛ, ХРБС, пороками сердца;

- готовить пациентку к лечебно-диагностическим  вмешательствам (ЭКГ,  ОАК, ОАМ, Б/х крови)

- консультировать пациента и его окружение по применению назначенных врачом лекарственных препаратов;

развивающая

-Развивать навыки творческой деятельности, мышления, активности и самостоятельности студентов.

-Развивать навыки коллективного труда, эффективной работы в команде.

воспитательная

-Прививать интерес, любовь и уважение к своей профессии.

-Формировать у студентов навыки этики и деонтологии, необходимые для общения с пациентами.

- Формировать у студентов способность принимать решения и нести за них ответственность

Организация образовательной среды

Педагогические  технологии

Методы  обучения

Формы организации работы

Проблемное обучение с использованием групповой технологии

Частично-поисковый

Групповая и индивидуальная

Межпредметные и межкурсовые связи

  1. Психология общения
  2. Анатомия и физиология человека
  3. Основы патологии
  4. Психология (медицинская)
  5. Здоровый человек и его окружение
  6. ТОМУ, БСПП

Литература для преподавателя         

          1. Учебник Э.В Смолева Сестринский уход в терапии с курсом первичной

             медицинской помощи, 2019г, с130-135, с 135-137,

2. Нечаев В.М. Пропедевтика клинических дисциплин. Москва. «ГОЭТАР-Медиа» 2018 год.

3. Рубан Э.Д.Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи РнД: Феникс,2020.

4. Смолева Э.В.Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи , 2019 год.

 5. Мухин Н.А. Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. М. «ГОЭТАР-Медиа», 2016 год. Т. 1- 672стр.; Т.2-582стр.

6. Повх Л.А., Заречнева Т.Ю. Сестринский уход в терапии, сборник задач. Учебное пособие. 2 издание – СПб:Лань, 2019 г.

7. Федюкович Н. И. Внутренние болезни. Ростов - на Дону. «Феникс». 2017 год.

      2.ТСО: мультимедийный   проектор, таблицы

Оснащение: кушетка, тонометр, фонендоскоп, манипуляционный столик, бикс со стерильным материалом, резиновые перчатки, кожный антисептик, спиртовые салфетки


Образовательные результаты

Общие компетенции

Профессиональные  компетенции

Практический опыт (действия)

Умения

Знания

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;

ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.

       

Планирование и осуществление  ухода за пациентом при ОРЛ, ХРБС, пороках сердца у беременных;

-осуществлять  уход при заболеваниях;

- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

-  выполнять фармакотерапию по назначению врача;

-  консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств по назначению врача;

- выполнять мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

- принципы лечения и ухода за пациентами с патологией сердечно-сосудистой системы;

Технологический процесс учебного занятия

   Тип урока Практическое занятие

Деятельность преподавателя и объем времени

Деятельность обучающихся

Формируемые образовательные результаты

Общая компетенция

Профессиональная  компетенция

Умения

Знания

Умения

Знания

1

2

3

4

5

6

I. Организационный этап.

Приветствие, мотивация к учебной  деятельности

(5 мин.)

Демонстрируют готовность к учебной деятельности. Докладывает об отсутствующих.

Мотивировать себя к началу занятия

II. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Организация деятельности обучающихся по формулированию темы и целей урока, мотивация с использованием примеров из  практической медицины (5  мин.)

Совместно с преподавателем формулируют тему и цели урока,  участвуют в мотивации

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; 

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами

- Демонстрация интереса к будущей профессии и понимания ее значимости в современном обществе.

- Анализ и оценка эффективности и качества собственной профессиональной деятельности.

- Взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения.

ПК 2.1.Представлять информацию в понятном для пациентов виде, объяснять ему суть вмешательства

ПК2.3.Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.

Роль акушерки в организации ухода и соблюдения принципов лечения по назначению врача;

III. Воспроизведение ранее полученных знаний

  • Проведение тестирования с озвучиванием критериев оценки. Приложение 2 (15 мин)
  • Повторение предыдущих тем с терминами
  • Приложение 3(20)
  • Фронтальный  опрос по основным вопросам темы.
  • Приложение 4 (40  мин)

участие в обсуждении итогов контроля, проведение анализа, приведение доказательных рассуждений, аргументация своей точки зрения, самоконтроль.

Выполняют тестирование, проводят самопроверку с оценкой, работают над ошибками,

отвечают на вопросы преподавателя, исправляют, дополняют

-этико-деонтологические аспекты общения;

-общаться в малых и больших группах с учетом этико-деонтологических основ медицинской профессии;

- уровень знаний  темы занятия;

- умение быстро и точно ответить на вопрос преподавателя, обосновав его;

IV.Применение знаний в учебно-производственных ситуациях

 Анализ ответов учащихся;

Выполнение манипуляций

(100 мин). Приложение 5

Применение  ситуационных задач  с озвучиванием решений, обсуждение.

(80 минут) Приложение 7

Оценивание степени

 усвоения обучающимися практических манипуляций;

-подведение итогов

 самостоятельной работы.

Выполняют задание, проводят взаимопроверку с оценкой, работают над ошибками.

Выполняют манипуляции.

Студенты представляют итоги  СРС

( презентацию), обсуждают, оценивают

  • демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач

Подготовка пациента для сдачи ОАК, ОАМ, Б/Х крови, ЭКГ.

V. Информация  о домашнем задании,  инструктаж по его выполнению

Предлагает  повторить  изученный материал  

(5 мин)

Записывают домашнее задание

поиск решения учебной задачи, обсуждение полученных результатов, аргументация своей точки зрения.

Мотивировать себя к выполнению домашнего задания

VI. Подведение   итогов. Рефлексия

Организация рефлексии обучающихся, помогает  подвести  итоги урока

(5 минут)

Рефлексируют, совместно с преподавателем подводят итоги урока. Осуществляют самооценку

Формулирование конечного результата своей работы на учебном занятии

-общаться в малых и больших группах

О роли акушерки в организации  ухода за пациентом с ОРЛ, ХРБС, пороками сердца у беременных;

Организация  ухода при ОРЛ, ХРБС, пороках сердца у беременных;

Приложение 1

МОТИВАЦИЯ

     В России частота острой ревматической лихорадки составляет 0,05%, ревматических пороков сердца – 0,17%. Вероятно, это обусловлено развитием антибиотикотерапии, успешным лечением стрептококковых инфекций.

 Важность изучения этой темы определяется тем, что заболевание распространяется и у беременных и приводит к серьёзным поражениям сердца у пациентки и плода.        

   Формирующиеся пороки сердца приводят к серьёзным расстройствам гемодинамики, существенно ухудшающим качество жизни больных и являющихся в ряде случаев причиной летальных исходов.

 Несмотря на существенные успехи, достигнутые в течение второй половины минувшего столетия в лечении и профилактике острой ревматической лихорадки, в последние годы стало очевидно, что данная проблема ещё не решена и сохраняет свою актуальность и в наши дни. Так, за последние 2 - 3 года в России вновь наблюдается рост заболеваемости.            

    Распространённость острой ревматической лихорадки среди беременных по некоторым исследованиям составляет до 80%. Вероятные осложнения при ревматизме во время беременности — это преждевременное прерывание беременности, выкидыш в ранние сроки, развитие позднего токсикоза, формирование дефектов у плода, фетаплацентарная недостаточность и др.

  Вспышки болезни, имевшие место в последнее десятилетие в разных странах мира, в том числе и в России, обусловлены ростом стрептококковой инфекции верхних дыхательных путей. При этом заболевании необходимо отметить, что роль социальных факторов в формировании вспышек болезни минимальна.

     Таким образом, тенденция к нарастанию заболеваемости подтверждает постулат о том, что данная патология не исчезнет до тех пор, пока циркулирует стрептококк   группы А.  В перспективе проблема ревматической лихорадки не потеряет своей актуальности.

 Исход заболевания во многом зависит от своевременности диагностики, качественного ухода и адекватной терапии.

Приложение 2

Тестовые задания – входной контроль.

Вариант 1

1. В этиологии ревматизма принимает участие:

а) В-гемолитический стрептококк группы А

б) золотистый стафилококк

в) кишечная палочка

г) пневмококк

2. Ревматизмом чаще болеют:

а) в 1-2 года

б) в 5-7 лет

в) в 7-15 лет

г) в 18-25 лет

3. К основным диагностическим критериям ревматизма относят:

а) кардит

б) полиартрит

в) хорею

г) подкожные ревматические узелки

д) кольцевидную эритему

е) все перечисленное

4. В лечении ревматизма применяют:

а) НПВП

б) сульфаниламидные препараты

в) антагонисты кальция

г) ингибиторы протонной помпы

д) антисекреторные

5. Нестероидные противовоспалительные препараты применяют:

а) до еды

б) после еды

в) во время еды

6. У беременной при острой ревматической лихорадке: антибиотик 

а) цефтриаксон

в) джозамицин

г) ципрофлоксацин

7. Наиболее частая причина ревматизма у беременной: 

а) интоксикация

б) аллергия

в) инфекция

г) атеросклероз

8. Побочные свойства НПВП: 

а) тошнота

б) жидкий стул

в) воспаление слизистой оболочки желудка

9. Лечение пороков сердца, кроме:

а) протезирование

б) комиссуротомия

в) медикаментозное

10. Профилактика ОРЛ у беременных проводится:

а) бициллином

б) тетрациклином

в) азитромицином

г) всеми препаратами

Тестовые задания – входной контроль.

Вариант 2

1.Для ревматического полиартрита характерно все, кроме:

 а) симметричность

б) поражение крупных суставов

в) поражение мелких суставов

г) летучие боли

2. Для вторичной профилактики ревматизма применяют:

а) ампициллин

б) бициллин -5

в) тетрациклин

г) супрастин

3. При ревматизме в анализе крови наблюдают:

а) уменьшение лейкоцитов

б) уменьшение СОЭ

в) СРБ

г) уменьшение тромбоцитов

4. Причиной пороков сердца является:

 а) пневмония

б) миокардит

в) ревматизм

г) гипертензия

5. Кожные проявления при ОРЛ:

а) диффузный цианоз

б) сосудистые звездочки

в) кольцевидная эритема

г) эритема по типу «бабочка»

6. При беременности противопоказано для лечения ОРЛ все, кроме:

а) НПВП

б) га/б-пенициллины

в) нитраты

г) а/б -фторхинолоновые

7. Первичная профилактика ОРЛ:

 а) санация хронических очагов инфекции

б) утренняя зарядка

в) сбалансированное питание

г) все

8. У беременных при ОРЛ показано:

а) постельный режим

б) диета №10

в) обильное питье

г)  все перечисленное

9.Нормальный уровень лейкоцитов в крови у взрослых женщин:

а) 2,9х10 в 12 степени

б) 4,2х10 в 12 степени

в) 3.9х10 в 9 степени

10. При ревматизме температура тела:

а) 39,5С

 б) 38.7С

в) 37,9С

г) 39 и выше

Эталон ответов

Вариант №1

1. а

2. в

3. е

4. а

5. б

6. в

7. в

8. в

9. в

10. а

Вариант №2

1. в

2. б

3. в

4. в

5. в

6.а

7. г

8.г

9. в

10. в

 

Критерии оценки

«5»- 10 правильных ответов

«4»-8-9 правильных ответов

«3»-7 правильных ответов

«2»-менее 7 правильных ответов

Дополните высказывания.

1.Назовите виды пороков сердца по механизму происхождения:

а)….

б)..

2.Стеноз –это..

3. При недостаточности клапана происходит….

4.При митральном стенозе происходит гипертрофия и дилатация … отдела сердца.

5.При аортальном  стенозе левая граница сердечной тупости…

6.При недостаточности трикуспедального клапана происходит застой крови в …

7. Назовите методы лечения пороков сердца…..

Эталон ответов.

  1. Стеноз и недостаточность
  2. Сужение отверстия
  3. Неполное смыкание створок клапана
  4. Влево, вверх
  5. Не меняется
  6. Правом предсердии
  7. Комиссуротомия и протезирование.

Приложение 3

   Прежде чем приступить к изучению темы: « Осуществление  ухода и лечебно-диагностических мероприятий при острой ревматической лихорадке, хронической ревматической болезни сердца, пороке сердца (стеноз и митральная недостаточность, стеноз клапанов аорты) и беременности  », необходимо вспомнить из раздела 02.01.1Пропедевтика терапевтических заболеваний  темы: «Обследование пациента: субъективное и объективное», «Обследование пациента при заболеваниях органов кровообращения»

В диагностике заболеваний органов кровообращения определенное значение имеют жалобы, они делятся на специфические и неспецифические.

Неспецифические:_________________

специфические: ____________

Какая жалоба чаще встречается при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Одышка это_____________________________________________          

При одышке происходит  нарушение

В норме число сердечных сокращений в минуту колеблется__________

   Если вы успешно справились с вопросами, то переходите к изучению следующей главы. Если у вас возникли трудности в ответе на вопросы, то повторите вновь пройденный материал.


Эталон ответов

В диагностике заболеваний органов кровообращения определенное значение имеют жалобы, они делятся на специфические и неспецифические

    К 1 группе относятся:  сердцебиение, перебои в области сердца, боль в области сердца, одышка, головная боль, отёки, тяжесть в правом подреберье, кашель и кровохарканье.

Ко 2 группе относятся жалобы общего характера: слабость, недомогание, снижение работоспособности, утомляемость.

           Какая жалоба чаще встречается при заболеваниях сердечно-сосудистой системы- Боли в области сердца или за грудиной - наиболее частые жалобы

Одышка – частое проявление патологии сердца, связанное с ухудшением сократительной функции сердца, т.е. с сердечной недостаточностью. Одышка при физической нагрузке связана с повышением давления в левом предсердии, затем в легочных капиллярах.  

При одышке происходит нарушение -  частоты, ритма и глубины дыхания.

При каких условиях возникает боль в  области сердца - связан с несоответствием потребности миокарда в кислороде и его доставкой, что чаще наблюдается при физической нагрузке, стрессе.

В норме число сердечных сокращений в минуту колеблется – 65 – 85 сокращений.


Приложение 4

Устные вопросы

  1. Что такое острая ревматическая лихорадка (ОРЛ)
  2. Этиология ОРЛ
  3. Клинические проявления,  какие системы поражаются
  4. Диагностика ОРЛ
  5. Клинические признаки пороков сердца
  6. Лечение пороков сердца при беременности

Эталон ответов

    Ревматизм – это системное воспалительное заболевание соединительной ткани инфекционно-аллергического типа с преимущественным поражением сердечно-сосудистой системы, развивающееся у лиц, предрасположенных к нему, вследствие инфицирования бета-гемолитическим стрептококком группыА. По образному выражению отечественного патологоанатома Абрикосова: «Ревматизм лижет суставы, а кусает сердце». Ревматизмом болеют преимущественно женщины молодого возраста (в 3раза чаще, чем мужчины).

   Этиология: В настоящее время достоверно считается, что возбудителем ревматизма является бета-гемолитический стрептококк группы А. Инфекция (гемолитический стрептококк группы А): тонзиллит, фарингит как пусковой механизм, а далее активизация аутоиммунного механизма – появления аутоантител к миокарду, формирование иммунных комплексов.

     Клинические проявления ревматизма сгруппированы следующим образом:

  1-ая группа – большие критерии диагностики, к которым относится:

  Ревматический полиартрит развивается у 40% пациентов через 2-3 недели после перенесенной ангины или скарлатины и характеризуется поражением крупных и средних суставов, симметричностью их изменения, «летучестью» болей в суставах, доброкачественностью артрита (никогда не оставляет деформаций).

   Ревмокардит, который развивается одновременно или вслед за полиартритом. Поражаются все слои сердца, но характерно преобладающее поражение миокарда. При этом отмечается:

  • ноющая боль в области сердца;
  • сердцебиение;
  • одышка;
  • ощущение перебоев в работе сердца.

Врач при осмотре выявляет увеличение размеров сердца, глухость тонов, ослабление 1-го тона, мягкий систолический шум.

 Эндокардит проявляет себя более грубым систолическим шумом.

   Ревматический перикардит встречается реже, может быть сухим (фибринозным) и выпотным (экссудативным).

    Аннулярная (кольцевидная) эритема представлена в виде плоских безболезненных колец без зуда и шелушения, которые чаще локализуются на коже внутренней поверхности бедер и предплечий. Могут появляться и исчезать в течение нескольких часов бесследно.

     Ревматические узелки представляют собой подкожные безболезненные плотные образования размером с горошину. Чаще располагаются вокруг суставов. В области апоневрозов, то есть в местах, богатых соединительной тканью.

    Малая хорея («пляска святого Витта») является проявлением васкулита мелких мозговых сосудов и обычно наблюдается в детском возрасте, проявляясь гиперкинезами (насильственные движения, гримасы, изменения почерка, эмоциональная лабильность).

Поражение остальных органов и систем встречается реже.

   2-я группа – малые критерии диагностики:

лихорадка;

артралгии, ревматизм в анамнезе;

увеличение СОЭ;

повышение содержания С-реактивного белка;

лейкоцитоз;

удлинение интервала PQ на ЭКГ.

3-я группа – дополнительные критерии: указания на перенесенную стрептококковую инфекцию (высокие титры противострептококковых антител, антистрептолизинов, антистрептокиназы), высева из зева бета-гемолитического стрептококка группы А.

   Диагноз считается достоверным при наличии двух больших или одного большого и двух малых критериев с обязательным подтверждением предшествующей стрептококковой инфекции.

  Лабораторная диагностика.

  • общевоспалительная реакция крови (лейкоцитоз, сдвиг формулы влево, повышение СОЭ до 30-50 мм/час);
  • острофазовые биохимические реакции (повышение уровня гамма-глобулинов, фибриногена, С-реактивного белка, мукопротеинов);
  • повышение титров антистрептолизина, антистрептокиназы, антигиалуронидазы.

Инструментальная диагностика. Электрокардиография:

  • замедление проводимости по миокарду (удлинение интервала PQ > 0,20 сек.);
  • снижение вольтажа зубцов ЭКГ.

Принципы лечения

При кардиологических пороках сердца существуют 3 критических периода гестации:

1.На 10-12 неделях возможно обострение ревматизма, за счет физиологического снижения иммунитета и уменьшения секреции кортикостероидов. Именно на этом сроке принимается решение о возможности пролонгации  беременности

2. На 26-32 неделях  пациентки  испытывает наибольшие нагрузки, здесь требуется коррекция терапии

3. За 2-3 недели до родов возможно развитие сердечной недостаточности.

Принципы лечения (схема):

-  профилактические курсы полусинететических  пенициллинов

-тиазидные и петлевые диуретики

-сердечные гликозиды

-нитраты

Диета

- ограничение соли и углеводов

- питьевой режим: жидкости не более 1,5 л/сутки, а при выраженной сердечной недостаточности до 1 л/сутки.

Режим постельный, при наличии высокой активности патологического процесса

Дополнительно

Проводить профилактику первичную – по предупреждению заболевания ревматизмом и вторичную – у лиц ранее перенесших атаки ревматизма.

В осенне-зимний период 2-3 недели противоревматические средства (обычно в половинной дозе).

Задание № 1. Рассказать о поражении нервной системы при ревматизме.

   Правильный ответ: 

Малая хорея (это поражение нервной системы при ревматизме). Она встречается преимущественно у девочек. Начало хореи постепенное. Ребенок становится плаксивым, вялым, раздражительным. Затем развиваются гиперкинезы — беспорядочные, насильственные движения различных мышечных групп, что сопровождается гримасничаньем, вычурными движениями, нарушением почерка, невнятностью речи. Ребенку трудно есть, пить (он роняет кружку, не может донести ложку ко рту). Гиперкинезы чаще двусторонние, усиливаются при волнениях, исчезают во время сна. Ребенок не может выполнить пальценосовую пробу, неустойчив в позе Ромберга. После стихания воспалительного процесса все проходит

Задание № 2. Какие поражения на  коже при ревматизме и объяснить.

   Правильный ответ:

Кольцевидная эритема это бледно-розовые кольцевидные высыпания диаметром от нескольких мм до 5-10 см. Преимущественная локализация – на туловище и проксимальных отделах конечностей. Имеет транзиторный мигрирующий характер, не возвышается над уровнем кожи, не сопровождается зудом, бледнеет при надавливании, быстро регрессирует без остаточных явлений.

Задание №3 Составить план обследования пациента при ревматизме.

    Правильный ответ: 

1. Общий анализ крови.

 2. Биохимические анализы крови: фибриноген, сиаловые кислоты, серомукоид, СРБ.

 3. Иммунологические анализы крови: антитела к стрептококку.

 4. Мазок из зева на стрептококк.

 5. ЭКГ.

 6. УЗИ сердца.

7. Рентгенография сердца (при беременности нельзя)

Критерии оценки устного опроса

«5»- студент грамотно излагает свой ответ. Дает точное определение, отмечает глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, уверенно высказывает свои суждения. Правильно отвечает на дополнительные вопросы.

«4»- студент полно усвоил учебный материал, ориентируется в изученном материале, грамотно излагает ответ, но допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания.

«3»- студент высказывает основные положения учебного материала, но излагает неполно, допускает неточности. Не может обосновать свои суждения.

«2»- студент имеет разрозненные знания, допускает ошибки,  не знает материал урока или неуверенно излагает материал.


Приложение 5

Эталон  выполнения  манипуляций

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОДСЧЕТ ПУЛЬСА

   Оснащение: часы или секундомер, температурный лист, ручка с красным стержнем.

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

  1. Придать пациенту удобное положение сидя или лежа.
  2. Предложить расслабить руки, при этом кисти и предплечья не должны быть на весу.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Прижать одновременно кисти пациента пальцами своих рук выше лучезапястного сустава так, чтобы 2,3,4 пальцы находились над лучевой артерией (2 палец – указательный, у основания большого пальца) и почувствовать пульс.
  2. Сравнить периодичность колебаний стенок артерий на правой и левой руках, определяя ритм. Продолжить исследование на одной руке, где лучше прощупывается пульс.
  3. Оценить интервалы между пульсовыми волнами. Пульс ритмичный, если интервалы равны между собой.
  4. Взять часы с секундомером и провести подсчет пульсовых волн. Считать в течение 30 сек, умножить на 2, если пульс ритмичный, или 60 сек, если неритмичный.
  5. Оценить наполнение пульса. Определяется по величине объема артериальной крови, образующей пульсовую волну. Если волна хорошо ощущается, пульс удовлетворительного наполнения.
  6. Оценить напряжение, сдавливая лучевую артерию до исчезновения пульса. Если пульс исчезает при умеренном сдавлении – он удовлетворительного напряжения; при сильном сдавлении – пульс напряженный; при легком – ненапряженный (нитевидный).

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Провести регистрацию качеств пульса в температурном листе графическим, а в листе наблюдения цифровым способом.
  2. Сообщить пациенту результаты исследования.

ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ

   Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка с синей пастой, температурный лист, 70% этиловый спирт, ватные шарики, бумага.

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

  1. Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до ее начала
  2. Придать пациенту удобное положение сидя или лежа.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Уложить руку пациента в разогнутом положении ладонью вверх, подложив валик под локоть или попросить подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки.
  2. Выбрать правильный размер манжетки.
  3. Наложить манжетку тонометра трубками вниз на обнаженное плечо пациента на 2-3 см выше локтевого сгиба так, чтобы между ними проходил только1 палец.
  4. Соединить манометр с манжеткой, укрепив его на ней.
  5. Проверить положение стрелки манометра относительно отметки «0» на шкале манометра.
  6. Определить пальцами пульсацию в локтевой ямке, приложить на это место мембрану фонендоскопа.
  7. Закрыть вентиль «груши», нагнетать воздух в манжетку до исчезновения пульсации в локтевой артерии +20-30 мм.рт. ст
  8. Открыть вентиль, медленно выпускать воздух, выслушивая тоны, следить за показаниями манометра.
  9. Отметить цифру появления первого удара пульсовой волны, соответствующей систолическому АД.
  10. «Отметить» исчезновение тонов, что соответствует диастолическому АД.
  11. Выпустить весь воздух из манжетки.

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Снять манжетку.
  2. Уложить манометр в чехол.
  3. Продезинфицировать головку фонендоскопа методом двукратного протирания 70% спиртом.
  4. Оценить результат высоты АД и пульсового давления.
  5. Сообщить пациенту результат измерения.
  6. Провести регистрацию результата в виде дроби (в числителе систолическое давление, в знаменателе – диастолическое).

ПОДСЧЕТ   ЧДД

   Цель: определить одну из основных характеристик дыхания.

Оснащение: часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка с синим стержнем.

Подготовка к процедуре:

Предупредить пациента, что будет проведено исследование пульса.

Примечания: Подсчёт ЧДД проводится медицинской сестрой (или членом семьи) без информирования пациента об исследовании частоты дыхания с целью профилактики произвольного изменения дыхания.

Выполнение процедуры:

1. Придать пациенту удобное положение (лёжа или сидя).

2. Взять руку пациента как для исследования пульса.

3. Положить свою руку и руку пациента на грудь пациента (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания), имитируя исследование пульса.

4. Подсчитать число вдохов за минуту, пользуясь секундомером.

5. Оценить частоту дыхательных движений.

Объяснить пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений.

Примечания:

Наблюдать экскурсию его грудной клетки или живота.

Держать руку на запястье пациента.

Необходимо не только наблюдать, но и ощущать своей рукой экскурсию его грудной клетки или живота. Можно считать число вдохов за 30 с, затем умножить результат на 2.

Окончание процедуры:

Провести регистрацию данных в температурном листе (цифровым и графическим способом).

Примечание:

Обеспечение преемственности в работе, контроля за ЧДД.

Критерии оценки за практическую часть занятия

«5»- студент выполняет последовательно и правильно рассказывает технологию сестринских  вмешательств в соответствии с алгоритмом, соблюдает этику и деонтологию.

«4»- студент выполняет последовательно и правильно, но неуверенно рассказывает технологию сестринских вмешательств в соответствии с алгоритмом. Все действия обосновываются с уточняющими вопросами.

«3»- нарушена последовательность выполнения технологии сестринских вмешательств действия неуверенные, для обоснования необходимы дополнительные и наводящие вопросы, комментарии педагога, соблюдает все требования  этики и деонтологии.

«2»- невозможность самостоятельно выполнить технику сестринских вмешательств, дает неверные ответы на дополнительные и наводящие вопросы.

Приложение 6

Прежде чем перейти к разбору ситуационных задач, давайте разберем какие могут быть проблемы при ОРЛ, ХРБС, пороков сердца:

 Проблемы пациентов:

  • дефицит информации о заболевании
  • лихорадка
  • боль в сердце, суставах
  • страх инвалидизации.
  • настоящие:
  • боли в суставе;
  • - лихорадка;
  • - неприятные ощущения в области сердца;
  • - снижение аппетита;
  • - слабость;
  • - плохой сон;
  • Осложнения заболеваний:
  • формирование порока сердца;
  • - риск развития ревмокардита;
  • - сердечная недостаточность.
  • Приоритетной проблемой пациента являются боли в суставах.

Приложение 7

Решить ситуационные задачи

Задача№1

     В кардиологическое отделение поступила пациентка, 18 лет, беременность 6-7 недель с диагнозом острая ревматическая лихорадка, 1 ст. активности, ревмокардит возвратный, подострое течение, Н0-1.

Жалобы: слабость, потливость, умеренная кардиалгия, сердцебиение при нагрузках. Из анамнеза: в возрасте 15 лет после ангины появились подобные симптомы в сочетании с артралгией. Диагностирована ОРЛ, ревмокардит, лечилась в стационаре, в дальнейшем была на диспансерном учете, получала бициллинопрофилактику. Неделю назад после общего охлаждения почувствовала боли в горле, затем появилась кардиалгия, слабость, сердцебиение. После обращения к ревматологу направлена в стационар. Объективно: состояние относительно удовлетворительное, Т 37,1, пульс 90 в мин, ритмичный, АД 106/64 мм рт ст, органы дыхания и пищеварения без особенностей.

Назначен

  1. постельный режим,
  2.  бензилпенициллин 1млн ЕД 5 инъекций в сут.
  3.  преднизолон 10 мг утром и 10 мг в обед.
  4.  Обследование - ЭКГ, УЗИ сердца, кровь на анти-о-стрептолизин, С-реактивный белок

Задания:

1. Определите  проблемы пациента.

2. Назовите осложнения при беременности.

3.Исход беременности.

Задача№2

     

     В женскую консультацию обратилась женщина 25 лет для взятия на учет по поводу беременности 9-10 недель. В детстве часто болела простудными заболеваниями, ангинами. Со слов женщины часто болели крупные суставы. При объективном обследовании состояние удовлетворительное. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Верхушечный толчок разлитой, пальпируется в 5 межреберье на 1 см снаружи от левой средне-ключичной линии. При перкуссии: правая граница относительной сердечной тупости на 0,5 см кнаружи от правого края грудины, верхняя- верхний край третьего ребра, левая совпадает с верхушечным толчком. При аускультации сердца тоны слегка приглушены, ритм правильный, определяется систолический шум на верхушке. Пульс -86 в мин. АД -110/70 мм рт ст

Задания:

1. Сформулируйте и обоснуйте  предварительный диагноз .

2. Расскажите о методах обследования пациентки.

3. Расскажите особенности течения заболевания у беременных.

Эталон ответов к ситуационной задаче №1

  1. Выявленные проблемы.

Настоящие: лихорадка, жар, потливость, слабость, кашель со слизисто-гнойной мокротой на фоне внебольничной нижнедолевой левосторонней пневмонии. Ограничение самоухода в связи с постельным режимом.

Потенциальные проблемы - риск развития осложнений внебольничной пневмонии, среднетяжелого течения. Риск побочных эффектов лекарственной терапии.

   2. Приоритетные проблемы - лихорадка, жар, потливость, слабость на фоне внебольничной нижнедолевой левосторонней пневмонии, ограничение самоухода в связи с постельным режимом.

- По назначению врача контроль за соблюдением - постельного режима, контроль температуры тела, АД, чсс,чдд, обильное питье, введение антибиотиков . бензилпенициллин 1млн ЕД 5 инъекций в сут.

- преднизолон 10 мг утром и 10 мг в обед.

- Подготовить пациентку - ЭКГ, УЗИ сердца, кровь на анти-о-стрептолизин, С-реактивный белок

 

2.Осложнения при беременности: гестозы, самопроизвольный аборт, преждевременные роды, сердечная недостаточность

3.Прерывание беременности решает врачебная комиссия в составе врача-кардиолога, акушер-гинеколога.

Эталон ответов к ситуационной задаче №2

ХРБС, митральная недостаточность. Обоснование: 25 лет, беременность 9-10 недель. В детстве часто болела простудными заболеваниями, ангинами. Со слов женщины часто болели крупные суставы. При объективном обследовании состояние удовлетворительное. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Верхушечный толчок разлитой, пальпируется в 5 межреберье на 1 см снаружи от левой средне-ключичной линии. При перкуссии: правая граница относительной сердечной тупости на 0,5 см кнаружи от правого края грудины, верхняя- верхний край третьего ребра, левая совпадает с верхушечным толчком. При аускультации сердца тоны слегка приглушены, ритм правильный, определяется систолический шум на верхушке. Пульс -86 в мин. АД -110/70 мм рт ст

2.Методы обследования пациентки: ОАК, ОАМ, Биохимия крови ЭКГ, Эхо КГ,

3. Вначале женщины жалуются на быструю утомляемость, мышечную слабость, тяжесть в ногах, сердцебиение и одышку, возникающие только при физической нагрузке. По мере прогрессирования недостаточности МК одышка наблюдается и в покое, иногда приобретая характер ортопноэ, что связано с выраженным застоем крови в МКК и повышением давления в лёгочной артерии, снижением сократимости левого желудочка и значительным объёмом МР.

Пульс становится учащённым, даже в покое, что также отражает снижение ударного объёма и рефлекторную активацию симпатоадреналовой системы. В тяжёлых случаях недостаточности МК при выраженной лёгочной гипертензии могут развиваться приступы сердечной астмы, сухой кашель или кашель с отделением небольшого количества слизистой мокроты (иногда с примесью крови).

Критерии оценки решения ситуационных задач

«5»-комплексная оценка предложенной ситуации, знание теоретического материала, последовательные и уверенные ответы.

«4»- комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы.

«3»- неуверенный выбор тактики, неполный ответ.

«2»- неправильная выбранная тактика, неправильные ответы на вопросы.

Приложение 8

Оценочный лист

Тема занятия: _____________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О

Контроль знаний

Контроль освоения умений

Контроль формирования компонентов ПК (контроль на выходе)

Итог оценивания ПК

Оценка ОК

Итог оценивания ОК

Итог ПК+ОК

ОК 1

ОК 2

ОК 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ОК 1

ОК 2

ОК 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Внешний вид

Дисциплина, ведение дневника

Активность, (инициатив)

Готовность к уроку (самоподготовка)

Выбирает способ выполнения задания в соответствии с

Самооценка деятельности

Рациональная организация рабочего места

Соблюдение правил санитарии

Соблюдение правил пожарной безопасности

Приложение 9

Рефлексия содержания учебного материала

Дополните:

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось…