Методическое обеспечение

Методическое обеспечение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  учреждение дополнительного образования Сургутского района

«Центр детского творчества»

Конспект занятия  «Урок-игра по правилам дорожного движения»

 «Безопасный мир. Школа уверенности»

Фамилия, имя, отчество: 

Шестакова Наталья  Владимировна,

педагог дополнительного образования,

628456, Тюменская область, ХМАО – Югра,

Сургутский район, п.г.т. Федоровский,

пер. Тюменский, д.14, тел. 628456 (731-840),

nata04042000@yandex.ru, сот. тел. 89505103201

2019 г


Тема:  «Урок-игра по правилам дорожного движения» «Безопасный мир. Школа уверенности»

Правил дорожных на свете не мало,

Все бы их выучить нам не мешало,

Но основные из Правил движенья

Знать как таблицу должны умноженья.

(надпись на доске)

Цели: закрепить знания правил дорожного движения;  формировать представления  о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

Задачи:

  1. Образовательные.
  • В занимательной форме обобщить имеющиеся знания, используя дополнительные электронные ресурсы.
  • Предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге.
  1. Воспитательные.
  • Воспитывать внимание на дороге и культуру поведения, а также чувство взаимовыручки, дружбы и уважения к ПДД.
  1. Развивающие.
  • Развивать внимание, логическое мышление, сосредоточенность, отзывчивость.
  • Способствовать формированию ответственного отношения детей к вопросам личной безопасности на дороге.

Тип занятий: обобщающий.

Учебно-методические пособия и оборудование:

  1. Демонстрационное
  • Компьютерная презентация. Компьютер, проектор.
  • Конверты с буквами.
  1. Индивидуальное
  • Листы для работы.
  • Дорожные знаки, набор машин.
  • Наградные дипломы.
  • Светофоры для игры «Собери светофор».

Ход урока – занятия

  1. Организационный момент: (Слайд). (Дети все в кругу)

Юные пешеходы! Будущие водители! Дети и родители!
Велосипедисты и мотоциклисты! Автомобилисты!
Наши гости, наши зрители!
Добро пожаловать! Привет!
Вам путь открыт! Зелёный свет!

- Здравствуйте, меня зовут … ! Я очень рада всех Вас сегодня видеть. Давайте встанем в круг и подарим друг другу своё хорошее настроение. А вам свои улыбки дарят сегодня ещё и солнышко, и весенняя травка, и первые цветы.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517810/img1.gif  https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517810/img2.gif  https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517810/img3.gif

Выберите каждый свою улыбку!

- Мне кажется, что вы все любите общаться, умеете говорить друг с другом, и не повторяться.

  1. Постановка целей и задач. Мотивация учебой деятельности.

- А сейчас мы с вами будем называть слова, которые придут к вам в голову, в связи с названным мною словом: ДОРОГА – … , автомобиль, … , инспектор, пыль, … , светофор, … т.д.

  • - Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем занятии? Что объединяет все эти слова?
  • - Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о Правилах дорожного движения!

Правил на свете дорожных немало,
Все бы их выучить вам не мешало!
Но основные из правил движения,
Знать как таблицу должны умножения!

  • - А кто, по-вашему, мнению, должен соблюдать ПДД?
  • - Для чего их нужно знать и соблюдать?
  • - А кто следит за тем, чтобы все участники дорожного движения соблюдали ПДД?
  • - Сегодня я буду вместо него, и буду следить за вашими ответами.

(учитель надевает полицейскую  фуражку и берёт в руки жезл).

  1. Повторение сигналов светофора:

- Сегодня у нас ещё один помощник:

Встало с краю улицы,
В длинном сапоге,
Чучело трёхглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти. Что это?
(Светофор).

  • - Но наш помощник, к сожалению, в разобранном виде и его нужно будет собрать.
  • - Каждый из вас выбрал свою улыбку в начале занятия, каких они были цветов? Почему я выбрала именно их?
  • - А теперь определите, в какой группе вы будете работать? (дети делятся в зависимости от выбранной картинки на три группы: красные, жёлтые, зелёные). И соберите нашего помощника!
  • - Проверьте правильно ли вы выполнили работу).

(Слайд)

- А теперь светофор задаёт вам свои вопросы: (Слайд)

Вопросы светофора:

  • Где стоят светофоры?
  • Для чего они там стоят?
  • Каково назначение сигналов светофора?
  • Почему для сигнала “стой!” выбрали красный цвет?
  • А какие машины могут свободно проехать на красный свет?

VI.    Игра  

«Собери верное слово».
Ведущий: Перед вами лежат конверты с буквами. Ваша задача собрать из этих букв слово. Подсказка: это слово известно всем участникам дорожного движения. Побеждает команда, которая быстрее других справится с заданием.
Буквы напечатаны на карточках: З, Е, Л, Ё, Н, Ы, Й, С, Ф, Е, Т, О, Ф, О, Р. (слово светофор).

Буквы напечатаны на карточках: Д, О, Р, О, Ж, Н, Ы, Й, З, Н, А, К

 «Правила движения достойны уважения».
-Ребята, на ваших столах лежат листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, клей, картинки и мн.др. Следующий конкурс – творческий. Вы должны оформить на листах ватмана плакат, призывающий знать и соблюдать правила дорожного движения. ( После окончания игры данные плакаты можно использовать в оформлении уголка безопасности).

 «Блиц-опрос: Знатоки истории и правил»

Как звали самого первого на Земле пешехода? (Адам)  

Какие из всех дорожных знаков являются самыми старыми? (указатели расстояний)

Какие дороги в старину называли столбовыми? (главные)

Как на Руси в старину называли большую грунтовую дорогу в отличие от проселочной? (большак)

Какую линию горизонтальной дорожной разметки нельзя  пересекать: сплошную или прерывистую? (сплошную линию)

На каком расстоянии от правого края проезжей части разрешена езда на велосипеде? (не более 1 метра)

С какого возраста ребёнок может сидеть один на первом сиденье автомобиля, что рядом с водителем? (с 12 лет)

Какое из транспортных средств следует обходить спереди? (трамвай)

Что обозначает постоянно мигающий жёлтый сигнал светофора? (нерегулируемый перекресток)

 «Фигурное вождение».
(Для этого конкурса на полу нужно расставить препятствия, в виде дорожных знаков, колес и т.д. Всё должно стоять на небольшом расстоянии друг от друга).
-Cледующий конкурс – подвижный. Как вы видите, на полу стоят препятствия. Задача капитана команды пройти через все эти трудности «змейкой», затем вернуться за следующим участником команды «прицепить» его к себе и пройти дальше уже с ним, затем присоединяется следующий участник, и так, пока вся команда не пройдет «змейкой» через препятствия. Нужно выполнить это задание как можно быстрее и не сбить ничего.

 «Дорожные ловушки» (Слайды)

Задание командам: Нужно  ответить на вопросы и решить, как правильно поступить в различных дорожных ситуациях.

Вопрос 1: Вы увидели автобус, подъехавший к остановке на противоположной стороне дороги. Как вы будете действовать?

Быстро перебежите проезжую часть, чтобы успеть на автобус, рассчитывая на то, что водители движущихся автомобилей пропустят вас.

Остановитесь, посмотрите налево и направо, убедитесь в отсутствии транспортных средств и перейдёте проезжую часть.

Вопрос 2: Во время перехода проезжей части дороги вы уронили какой-то предмет. Как правильно поступить?

Быстро поднять предмет и продолжить движение.

Посмотреть налево и направо. Убедившись в отсутствии транспортных средств, поднять предмет и продолжить движение.

Вопрос 3: Какая опасность таится для школьника, который увидел на противоположной стороне дороги своих родителей (друзей)?

 (Желая с ними быстрее встретиться, школьник начинает переход улицы, зачастую не замечая движущихся транспортных средств, тем самым создавая аварийную обстановку для других участников дорожного движения и не обеспечивая своей собственной безопасности.)

Вопрос 4: Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую? (Пешеход может не заметить обгоняющую машину, а её водитель может не увидеть пешехода, пока не завершил обгон, т.е. возникает угроза наезда на человека.)

Вопрос 5: Какова опасность для пешехода, стоящего на середине проезжей части?

(Стоя на середине, пешеход может случайно сделать шаг назад и попасть под машину, которая движется с левой стороны)

Вопрос 6: Какая опасность может ожидать пешехода на пешеходном переходе?

(Одна машина может остановиться, пропуская вас, а другая, движущаяся за ней, вас, возможно, не пропустит.)

 

Динамическая пауза Игра на внимание «Пешеход» 

(дети выполняют за учителем только те движения, где есть слово «пешеход»).

«Верите ли вы, что…» (Слайды)

- «Верите ли вы, что…». (Команды посовещавшись в течение 15 секунд, одновременно, по сигналу  слов «Прошу показать ваш ответ»- поднимают карточку с ответом»Да» или «Нет».)

Верите ли вы, что…

Велосипедистам запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой? (Да)

Велосипедистам запрещается перевозить пассажиров (кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками)? (Да)

Перевозка детей на грузовом автомобильном транспорте разрешается? (Нет)

Леонардо да Винчи был первым изобретателем велосипеда? (Да)

Если на перекрёстке установлен светофор и стоит регулировщик, то водители и пешеходы должны подчиняться регулировщику? (Да)

При красном свете светофора не разрешается движение автомобилям оперативных и специальных служб с включенными проблесковыми маячками синего цвета и звуковыми сигналами? (Нет)

Велосипедист должен двигаться в тёмное время суток с включенными фарами или фонариком? (Да)

Мотоциклом можно управлять с 18-летнего возраста? (Да)

Пассажирам всегда необходимо пристёгиваться ремнями безопасности? (Да)

Велосипедистам нужно обязательно надевать шлем при движении за городом? (Нет)

Пешеходам запрещается переходить дорогу на зелёный сигнал светофора, если приближается машина с включенными спецсигналами? (Да)

Знак «Пешеходная дорожка»   запрещает движение всем транспортным средствам? (Нет)

В электропоездах метрополитена разрешается высовывать из окон голову и руки? (Нет)

При переходе проезжей част и сначала нужно посмотреть налево, затем- направо? (Да)

Автомобиль лучше тормозит на мокрой дороге? (Нет)

Чтобы правильно перейти проезжую часть, выйдя из автобуса, необходимо обойти его спереди? (Нет)

Человек, ведущий велосипед, подчиняется правилам для водителей.      ( Нет, правилам для пешеходов)

Разрешается кататься на санках и лыжах по правой стороне проезжей части. ( Нет)

Водитель должен уступить дорогу пешеходам при выезде на дорогу. (Да)

Не разрешается переходить дорогу по проезжей части, если в этом месте есть подземный переход. (Да)

Мигание зелёного сигнала светофора означает команду: «переходить дорогу запрещается». (Нет)

Если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора, то водители и пешеходы должны подчиняться только сигналам регулировщика. (Да)

Первый светофор появился в России. (Нет)

Переход дороги разрешён при жёлтом свете светофора. (Нет)

Разрешается перевозить пассажира в кузове грузового мотороллера. (Нет)

При движении на мопеде нужно включать фару в дневное время. (Да)

 

V.      Итоги:

  • - Итак, что нужно знать и соблюдать, чтобы движение по улицам и дорогам было безопасным?
  • - Какие ПДД мы смогли сегодня повторить благодаря нашему другу?
  • - Что вам особенно понравилось? За что бы вы сказали «спасибо» нашему другу сегодня?

Жюри озвучивает результаты игры, называет и награждает победителей.

VI.   Рефлексия - упражнение «Подари мне …»:

взять из коробки по одной картинке и подарить ее тому, кому они захотят, но обязательно со словами: «Я дарю тебе …, потому что ты

(сказать о том, что тебе понравилось в этом человеке на занятии).



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

"Фёдоровский центр дополнительного образования"

Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа –Югры

(«Всероссийский конкурс на лучшую систему шахматного образования в образовательных организациях Российской Федерации в 2017-2018 уч.год»)

Занятие "В гостях у Чатуранги"

(младшее звено, 5-10 лет)

подготовила

педагог дополнительного образования

Шестакова Наталья Владимировна

г.п.Фёдоровский

2018г.

Тип занятия: занятие повторения и закрепления изученного материала.
Цель: повторение шахматных понятий (вертикаль, горизонталь, диагональ), повторение ходов шахматных фигур. Введение понятия шахматная "партия".
Задачи:
Обучающие: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность. Ввести шахматное понятие – партия.
Развивающие: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, логическое мышление; развитие тактильного восприятия, внимания.
Воспитательные: прививать интерес и любознательность к игре в шахматы.
Оборудование: демонстрационная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, геом. фигуры, слова на карточках, доска расчерченная в клетку, компьютер, презентация.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте! Сегодня к нам на занятие пришли гости, которые хотят научиться играть в шахматы. Мы знаем, что эта игра не простая и не легкая.
Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее. Шахматы укрепляют память, развивают важную способность – ценить и рассчитывать время. В шахматах главное оружие против соперника  — сообразительность, а также хорошо продуманная тактика. Поэтому, даю всем установку внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания.
- Есть у нас еще одна гостья. Это царица всех интересных настольных игр.  У нее необычное имя, которое нужно разгадать.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/9/19649_561ba4e7385d84956c571988ccb8d551.png.jpg              http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/9/19649_1eba471f70c744684b39379843cc986b.png.jpg


Имя у нее непростое.
Этим словом называлась в древности игра, которая сейчас называется - шахматы. В переводе, слово
чатуранга означает – четыре части.
Действительно, в древности в эту игру играли четыре человека.
2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности.
Царица Чатуранга пришла не с пустыми руками, она принесла много заданий, которые нам необходимо выполнить.  А задания вы будете выбирать сами, определив правильно геометрическую фигуру. Если мы справимся со всеми заданиями, то в конце занятия сможем составить шахматную пословицу и определить ее смысл. (показ слайда)
(Один в поле не воин).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/9/19649_fbd23befafd9d30f0526628162a4843d.png.jpg

Первая фигура с заданием: не синяя, не красная и не круг.

- Итак, назовите фигуру. Не синяя, не красная и не круг (зеленый квадрат).

3. Применение знаний и умений в новой (игровой) ситуации.
1. Ответь правильно.(Дети по очереди читают и отвечают на вопросы слайда)
- Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и черное)
- Что следует за белым полем на шахматной доске? (черное поле)
- Что следует за черным полем на шахматной доске? (белое поле)
- Сколько всего полей на шахматной доске? (64)
- Сколько белых полей? (32)
- Сколько черных полей? (32)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/9/19649_70ad10950fe8a58beb1e78fa7908e5d6.png.jpg

В поле много есть дорожек.
Будь и смел, и осторожен.
Вверх и вниз пойдешь – это ... (вертикаль),
Вправо-влево - … (горизонталь).
А с угла на угол, вдаль
Нас ведет … (диагональ)

- Постройте из квадратов вертикальную дорожку, горизонтальную

(построение на столе)
- Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске?
- Постройте самую длинную диагональ шахматной доски (построение)
- Сколько полей содержит самая длинная диагональ (8), самая короткая (2).
Вторая фигура с заданием: Найди лишнюю фигуру.

- Следующее задание Чатуранги: мы знаем, что она лишняя. Почему лишняя? (желтый круг)
2. Игра "Узнай шахматную фигуру за спиной". 
Дети угадывают на ощупь фигуру (
сначала угадывает учитель, называя основные признаки фигуры, за спиной).
Следующее задание: эта фигура красная, но не квадрат.
3. " Ребусы"  (показ слайда)

C:\Users\user\Desktop\2.jpg C:\Users\user\Desktop\3.jpg  C:\Users\Наталья\Desktop\ребус.jpg       
4. " Парад шахматных фигур"

(расстановка детьми фигур).
Доскажи словечко.
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде - сам погляди –
Оба угла занимают … (ладьи)
Рядом с ладьями … (кони) видны.
Рядом с конями встали ... (слоны)

Кто ж в середине - … (ферзь и король)
Самые главные в войске своем.

У этой фигуры все стороны равны.

- Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием.
У этой фигуры все стороны равны.
4. Динамическая пауза.
-  Возьмите в правую руку пешку, на вытянутой руке переложите ее в левую руку. Исходное положение: стоя, фигура в правой руке. Поднимаем руки через стороны вверх и передаем фигуру в левую руку, руки опускаем и т. д.
Исходное положение: стоя, держимся за фигуру обеими руками. Наклоняемся вперёд, ставим фигуру на пол, выпрямляемся, наклоняемся, берем фигуру, выпрямляемся и т. д.
Приседания с пешкой на ладони.
Согнуть ногу в колене, поставить коня на колено. Руки в стороны.
Встать прямо. Не поворачивая головы посмотреть налево, направо, вверх, вниз. Закрыть глаза, поморгать.

5. " Чьи следы?"     (показ слайда)

ферзьслонконьпешек

 Как называется эта фигура? Выберите меньшую по размеру. (прямоугольник)
6. " «Рассеянный художник».

( Кто первый найдет ошибку). 

7. " Шахматный теремок"
(Сделаем  из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут  все шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» поднять).

- А вот и последнее задание шахматной царицы Чатуранги. Как она и обещала выполнив все задания узнаем пословицу.
Один в поле не воин.
- Что она означает?
+ Нужно играть дружно, помогая друг другу. Работать, учиться играть в команде. И тогда все у нас получится и будет хорошо.
Человек в одиночку мало что может, как одинокий солдат на войне. Для важных дел ему нужен коллектив, нужна помощь других людей.
5. Рефлексия.   (показ слайда)
- Думаю, Чатуранге понравилось наше занятие.
В дальнейшем, когда мы четко научимся передвигать фигуры, пригласим ее на шахматную партию, чтобы показать свои способности и знания.
- А теперь я хочу знать, ваше мнение о нашем занятии.
Если вам что-то непонятно – поднимите левую руку,
Если вам понравилось, и вы все поняли, поднимите правую руку.
Если вам нравится сама игра и вы хотите играть в шахматы поднимите обе руки.

Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться,
Думать, размышлять, играть-
Сильным шахматистом можно стать.

- Молодцы! И мне были понятны ваши ответы! Поэтому говорю вам спасибо за ваше старание, внимание на уроке и ставлю хорошие отметки.



Предварительный просмотр:

Тема:  «Правила поведения при эвакуации во время пожара в здании».
Цель: Систематизировать, обобщить, закрепить знания  учащихся  правил поведения при эвакуации во время пожара в здании.
Задачи: 
- повторить с детьми правила пожарной безопасности;
- выработать алгоритм действий при пожаре в школе как у класса в целом, так и у каждого учащегося;
- развивать чувство коллективизма, взаимовыручки;                                                                                                       - развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить рассказ, формулировать выводы;                                                                                                                         воспитывать уважение к труду пожарных.
Тип урока: закрепление знаний и умений учащихся.                                                                               Форма проведения: интеллектуальная игра «Брэйн-Ринг»                                                                              Оборудование: тексты с заданиями, конверты для капитанов, боевая одежда, разветвление и полу – гайка, листы бумаги и фломастеры, 2 рулона туалетной бумаги, грамоты, дипломы, памятки учащимся.                                                                                                                                                                                                      План урока:                                                                                                                                                Организационный момент.                                                                                                                                Вступительное слово учителя. Объявление целей урока и правила игры.                                                         Проведение игры.                                                                                                                                                               1-й конкурс: «Примите вызов»                                                                                                                                                                   2-й конкурс: «Ответы на вопросы»                                                                                                                                                                      3-й конкурс: «Конкурс капитанов»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    4-й конкурс: «Внимание! Тревога!»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        5-й конкурс: «Правила пожарной безопасности»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      6-й конкурс: «Я - пожарный»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         7-й конкурс: «Творческое  задание»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         8-й конкурс: «Первая помощь»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Подведение итогов, выставление оценок.

Ход урока

Организационный момент.                                                                                                                       Вступительное слово.                                                                                                                                        Объявление целей урока и правила игры.                                                                                                                 - Сегодня мы проводим интеллектуальную игру, на которой вы должны показать свои знания по правилам пожарной безопасности.                                                                                                                     Правила игры.  В игре участвуют 2  команды по 10 человек, выбирается жюри – 4-6 человек, остальные – болельщики. В каждом раунде разыгрывается 1 очко. На обдумывание ответа  - 1 минута, за 10 секунд до окончания минуты поступит предупреждение об окончании времени. Отсчет времени начинается после удара гонга. Если ответ готов, команда подает сигнал с помощью поднятой руки. Если руку подняли до удара гонга, то это фальстарт, и данная команда лишается права ответа, команда – соперница имеет все права на ответ. 

I конкурс «ПРИМИТЕ ВЫЗОВ».

При возгорании чего-либо в доме нужно вызвать пожарную охрану. Задача каждой команды суметь грамотно сообщить о пожаре.                                                                                                                                     (Ученик “звонит” по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось: называет адрес, где горит; свой номер телефона; свою фамилию; на каком этаже горит; как лучше подъехать к дому; сколько подъездов в доме).

II конкурс «ОТВЕТЫ  НА ВОПРОСЫ».                                                                                                               Жюри будет оценивать правильность и скорость ответов.                                                                                   1. Почему номер пожарной службы «01»?                                                                                                            (легче запомнить короткий номер, логично набрать даже в темноте)                                                              2.Что нужно сделать, когда уходишь из квартиры, чтобы не допустить пожара?                       (выключить свет, отключить электроприборы)                                                                                                          3. Можно ли выбивать оконные стёкла в очаге возгорания?                                                                           (нельзя, так как поступивший воздух усиливает горение)                                                                                                4. Что нужно делать, если огонь отрезал путь к выходу?                                                                             (уйти в дальнюю комнату, плотно закрыть дверь, через окно или балконную дверь кричать о помощи. Прохожие вызовут «01»)                                                                                                                                         5. Назовите три любые причины пожара?                                                                                           (непотушенная сигарета, игра со спичками, не отключенная электроплита)                                                                6. От чего люди гибнут на пожаре?                                                                                                                      (от дыма, огня, ядовитых газов, потери сознания)

III конкурс «КОНКУРС КАПИТАНОВ»                                                                                                                                    К столу приглашаются капитаны команд. Каждому капитану даётся конверт с буквами. Ваша задача из этих букв собрать слово. Кто сделает это быстрее? (огнетушитель, разветвление).

IV конкурс  «ВНИМАНИЕ! ТРЕВОГА!»                                                                                                                 Задание: одного из участников команды необходимо срочно отправить на вызов. Для этого нужно команде одеть игрока в одежду пожарного. Пожалуйста, команды подойдите к своим столам.                        ВНИМАНИЕ! ТРЕВОГА!

V конкурс «ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»                                                                                                                                                                     Собрать из отдельных строчек стихотворение о правилах пожарной безопасности и выразительно прочитать его. Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание.

Знают даже все зверушки —                              
Спички детям не игрушки!
Чтоб не плакали букашки,
Не горели в гнездах пташки,
Не пылал весь лес огнем,
Спичек в руки не возьмем!

Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём
Кто с огнём неосторожен
У того пожар возможен.

VI конкурс «Я - ПОЖАРНЫЙ»                                                                                                                       Представим себе, что произошёл пожар. К месту возгорания прибыла бригада пожарных. Как вы думаете, что в первую очередь делают пожарные!... Сейчас командам по очереди предлагается попробовать себя в роли пожарного. Соединить разветвление с полу - гайкой.

VII конкурс «ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ»                                                                                                            Нужно нарисовать сюжетную композицию на тему: «ОСТОРОЖНО ОГОНЬ». На выполнение задания две минуты. Время пошло…

VIII конкурс «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»                                                                                                            Приглашаются  по одному представителю от каждой команды. Каждому из них выдается по рулону туалетной бумаги. Участники должны как можно быстрее обмотать бумагой представителя противоположной команды. Учитывается количество использованной бумаги. Если в процессе выполнения задания бумага порвалась, участник прекращает соревнование.

Награждение

Команда, победившая в конкурсе, награждается дипломом. Участникам обеих команд вручаются призы.

Ведущий: Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, надо четко знать, как себя вести.

Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом.

Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, и школу, в которой учитесь!

Вручение памяток                                                                                                                                                        Если пожар все же возник вам необходимо:

  • Постарайся первым делом сообщить о пожаре взрослым (не скрывайте, даже если пожар произошел по вашей вине).
  • Позвони в пожарную охрану по телефону 01 (с сотового телефона набирайте номер «112»), сообщи свой адрес и что горит. Если не дозвонились сами, попросите об этом старших.
  • Если пожар случился в твоей квартире - убегай подальше. Не забудь закрыть за собой дверь. Ни за что не задерживайся из-за игрушек, собаки или кошки.
  • Если задымление в квартире ляг на пол (там меньше дыма), и постарайся добраться до выхода из горящего помещения.
  • Рот и нос закрой влажной тряпкой.
  • Не открывай окно, (это усилит горение).
  •  Если чувствуешь запах дыма в подъезде, не открывай входную дверь (огонь и дым могут ворваться в твою квартиру), лучше уйти в дальнюю комнату и из окна позвать на помощь.
  • Если горит твоя одежда надо упасть на пол и кататься, сбивая пламя.
  • Если загорелся электроприбор, надо выключить его из розетки и накрыть его толстым одеялом.
  • Твердо знайте, что из дома есть два спасательных выхода: если нельзя выйти в дверь, зовите на помощь с балкона или окна.
  • Ни в коем случае не прячьтесь во время пожара под кроватью или в шкафу - пожарным будет трудно вас найти.
  • Если вы обожгли руку - подставьте ее под струю холодной воды и позовите на помощь взрослых.
  • Во время пожара нельзя пользоваться лифтом: он может застрять между этажами.
  • Тушить огонь - дело взрослых, но вызвать пожарных вы можете сами.

           Ребята! Помните эти правила всегда, разъясняйте их своим друзьям и товарищам.
Этим вы окажите помощь работникам противопожарной службы в деле предупреждения пожаров в школах, жилых домах, в лагерях.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ФЕДОРОВСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

        

УРОК – ПРЕЗЕНТАЦИЯ

по основам безопасности дорожного движения

«Дорога без опасности»

П.г.т. Федоровский

2017 год


Цель:

  • Познакомить со значением некоторых часто встречающихся в районе центра и по месту жительства дорожных знаков, а также с другими знаками, необходимыми пешеходу.
  • Сообщить краткие сведения об истории возникновения дорожных знаков.
  • Воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью и к средствам регулирования дорожного движения.

Оборудование: Презентация «Как разговаривает улица», магнитофон, карточки с названием букв алфавита.

                                               ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ.

Город, в котором

С тобой мы живём

Можно по праву сравнить с букварём.

Азбукой улиц,

Проспектов, дорог

Город даёт нам всё время урок.

Вот она, азбука,

Над головой:

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась

С тобою беда.

2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ  УРОКА.

Учитель: Что же это за азбука улиц? Вы сможете мне сказать, если отгадаете загадку.

13

То круглые они и всё нам запрещают,

То треугольные и нас предупреждают,

То нам предписывают,

Как себя вести,

И что нас ожидает по пути.

   Складывая буквы, вы, ребята, научились читать. Точно также по дорожным знакам «читают» улицу водители и пешеходы. Дорожные знаки рассказывают, где, куда, с какой скоростью, кому можно двигаться. Именно поэтому их называют дорожной азбукой.

3.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

  • История возникновения дорожных знаков.

     Откуда же к нам пришли дорожные знаки? О дорогах заботились наши предки, ещё когда ездили на лошадях или ходили пешком. В степи укладывали камни и ставили столбы, а в лесу делали затёсы на деревьях. На перекрёстках устанавливали каменные или деревянные  кресты, строили часовни. Верстовые столбы стали полосатыми при Петре 1, повелевшем окрашивать их в цвет русского национального флага, потому что «полосатость» хорошо просматривалась на расстоянии. Позже на столбах, расположенных на перекрёстках, стали делать надписи о том, куда ведёт «путь-дорога». Пока скорость экипажа лошадей не превышала 20 км/ч,  об особых дорожных знаках не помышляли.

     Появление автомобилей заставило взглянуть на средства передвижения с позиции безопасности. Граждане опасались возможности аварии на дорогах.

     В 1903 году во Франции приняли « Акт по моторным машинам об установки знаков перед перекрёстками, опасными поворотами и прочими «ужастями». Через несколько лет стало ясно, что и без запретов не обойтись.

     В 1908 году в Париже состоялся международный дорожный конгресс, где участие принимала и Россия.  На конгрессе шла речь о требованиях к установке знаков.

     С того времени количество знаков увеличилось, они меняли свой вид. Изменения шли параллельно с усовершенствованием самих средств передвижения.

  • Знакомство с разновидностями дорожных знаков.

    Вы, наверное, обращали внимание на то, что дорожные знаки бывают и треугольными, и прямоугольными, и круглыми, что они различаются по цвету. В зависимости от формы, окраски знака меняется и его значение.

     Скажите, пожалуйста какие знаки вы встречаете по пути следования в школу?

     А какие знаки вы видели где-нибудь ещё?

      Давайте попробуем их «расшифровать».

        (Высказывания детей)

Педагог: Все дорожные знаки можно разделить на четыре основные группы. Это зависит от того, какую информацию они несут водителям и пешеходам.

                                 

Дорожные знаки бывают запрещающие. Эти знаки что-либо запрещают водителю. Например, въезд, остановку, обгон. Они представляют собой белые или синие круги с красной каймой. На многих из них есть красная перечёркивающая линия.

                           

              

Предписывающие. Эти знаки предписывают водителю, в какую сторону можно двигаться по дороге. Они представляют собой синие круги с белым рисунком.

               

   image103                         

Знаки сервиса. Сервис – это обслуживание. Эти знаки подсказывают водителю, где можно поесть и отдохнуть, починить машину, где находится автозаправочная станция, больница и т.д.

       image222                                     

И предупреждающие. Эти знаки предупреждают водителя о приближении к опасному участку дороги. Они представляют собой белые треугольники с красной каймой.

  • Значение дорожных знаков.

Педагог: Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и имеют возможность вести транспорт по незнакомым дорогам.    

Знаки на дорогах устанавливают с правой стороны дороги.

Дорожные знаки имеют большое значение для безопасности движения. Поэтому запрещается снимать, повреждать, загораживать знаки. Умышленное повреждение средств регулирования дорожного движения влекут за собой штраф.

ФИЗМИНУТКА.

    Комплекс общеразвивающих упражнений «Автомобили».

1. «Проснулись – потянулись»

      И.п. – основная стойка, наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз.

                  Руки вверх – в стороны, голову поднять, прогнуться – глубокий вдох; вернуться в и.п. – выдох.

2.  «Заводим мотор»

      И,п. – стоя ноги врозь, руки в стороны.

                 Поворот туловища влево и вправо с вращательными движениями кистей рук.

3.  «Проверяем ремни безопасности»

      И.п. – стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища.

                  Наклоны влево вправо руки скользят вдоль туловища.

4.  «Проверяем тормоза»

      И.п. – стоя, руки за спиной, выполняем вращательные движения стопой левой – правой ноги поочерёдно.

5.   «Поехали»

       И.п. – основная стойка, выполняем ходьбу на месте, переходящую в бег.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА,

  1. Игра «Пять названий дорожных знаков»

Двое играющих, мальчик и девочка, становятся в конце проходов между рядами парт. По сигналу они должны (сначала один, потом другой) пройти вперёд, сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей запинки произнести какое-нибудь название дорожного знака. Побеждает тот, кто справиться с этой задачей или сумеет назвать больше дорожных знаков.

  1. Педагог: Все знаки имеют определённый цвет. Можете ли вы мне объяснить почему…

stop

 (Высказывания детей)

 3. Педагог: Посмотрите на экран. Соотнесите название дорожного знака с его иллюстрацией.

13

  • Велосипедная дорожка.
  • Подземный переход.
  • Дорожные работы.
  • Скользкая дорога.
  • Пешеходный переход.
  • Телефон.
  • Железнодорожный переезд.
  • Прочие опасности.
  • Движение запрещено.
  • Въезд запрещен.
  • Остановка трамвая.
  • Круговое движение.
  • Дети.

 (Высказывания детей)

4.  Игра «Пишущая машинка»

Ученики получают название букв алфавита. Все дети двигаются под музыку по классу. Когда заканчивается музыка, водящий показывает дорожный знак. Дети должны стать в том порядке, чтобы получилось название знака.

   13

ИТОГ УРОКА.

Педагог: Дорожные знаки -  замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран. Без этих знаков сегодня невозможно безопасное движение по улицам и дорогам.

Знаки важные дорожные-

Компас взрослых и ребят.

Дети, будьте осторожны!

Знайте, что нельзя, что можно,

Выполняйте непреложно всё, что знаки говорят!

     Почему дорожные знаки так важны?

     На какие группы делятся дорожные знаки?

     Каково их назначение?

     Почему дорожные знаки в разных странах одинаковые?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

     Педагог: Придумать необычный дорожный знак к любому правилу дорожного движения. (Нарисовать или изготовить макет).

               

http://idea-74.ru/upload/information_system_18/1/9/1/item_191/information_items_191.jpg

     

   

     

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интерактивная игра - викторина «Пожарная безопасность» педагог дополнительного образования Шестакова Н.В.

Слайд 2

Цель игры: Расширить общий кругозор учащихся о профессии пожарного. Продолжить формирование у учащихся умения применять меры пожарной безопасности. Задачи: Способствовать систематизации и закреплению знаний о правилах пожарной безопасности; развитие памяти, сообразительности, находчивости, любознательности, воображения, предвидения, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения; способствовать формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений; совершенствовать умение осуществлять учебно-познавательную деятельность в группе; вести работу, направленную на воспитание чувства гордости и уважения к профессии пожарного.

Слайд 3

Правила игры: Правило первого хода разыгрывается по жребию. Капитан называет адрес вопроса (например А4). Отвечает подробно. При попадании в пустую клетку или не правильном ответе ход переходит другой команде При правильном ответе получишь 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Слайд 4

Когда люди научились искусственно добывать огонь? 10 – 5 тыс. лет до н.э. 1 – 5 тыс. лет до н.э. 100 – 50 тыс. лет до н.э. 50 – 20 тыс.лет до н.э. 100 – 50 тыс. лет до н.э. Ответ:

Слайд 5

Как назывался начальник пожарной команды в 19 веке? фурман поручик брандмайор брандмейстер Ответ: брандмейстер

Слайд 6

Как называется гибкий трубопровод для перекачки воды к месту пожара? варежка рукав гидрант муфт Ответ: рукав

Слайд 7

Какой древнегреческий Бог подарил людям огонь? Геракл Посейдон Зевс Прометей Прометей Ответ:

Слайд 8

Кто первым в нашей стране издал закон о пожарной безопасности? Петр 1 Иван Грозный В. Путин В. Ленин Петр 1 Ответ:

Слайд 9

Что надо делать, если в квартире много дыма? Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком. Ответ:

Слайд 10

Можно ли бить стекла окон во время пожара? н ельзя, т.к. поступающий воздух усиливает горение Ответ:

Слайд 11

Вы показали хорошие знания истории пожарной охраны. Все, присутствующие учащиеся, пополнили свои знания о героической профессии огнеборца . Мы увидели прочные и глубокие знания игроками истории пожарной охраны. Чувствовалась гордость за великое Отечество, за большой вклад наших соотечественников в дело развития пожарной охраны, пожарной техники, без которой не было бы имеющейся на сегодня пожарной техники, всей системы пожарной охраны. Вывод

Слайд 12

Заключение Такие соревновательные интеллектуальные игры закаливают вас, сближают. Познав историю развития пожарной охраны может кто- то из Вас свяжет свою дальнейшую судьбу с МЧС и станет огнеборцем .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пожары и взрывы Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах Педагог дополнительного образования МАУДО «ФЦДО» Шестакова Н. В.

Слайд 2

Презентацию подготовила преподаватель дополнительного образования Шестакова Н. В. Федоровский

Слайд 4

Взрыв может произойти в мирное время на предприятии, в жилом здании, в общественных местах, в общественном транспорте, на складах взрывоопасных веществ, на трубопроводе (газ, нефть), в шахтах и горных выработках, в метрополитене. Взрыв - это мгновенно протекающая реакция превращения вещества, при которой выделяется большое количество энергии в ограниченном объёме и образуется ударная волна, способная привести к ч.с . Взрыв представляет угрозу жизни и здоровью человека, а также его имуществу, материальным и культурным ценностям.

Слайд 5

Причины взрывов На предприятиях : разрушение и повреждение производственных ёмкостей, аппаратуры и трубопроводов; Отступление от технологического режима (превышение давления, температуры внутри аппаратуры…); Отсутствие постоянного контроля за исправностью производственных аппаратуры и оборудования; Отсутствие своевременных ремонтных работ; Действия террористов. В жилых домах : опасное поведение граждан, детей, подростков; хранение взрывоопасных веществ в квартирах; действия террористов.

Слайд 6

Общие сведения о взрыве Характерные особенности взрыва : Большая скорость химического превращения Большое количество газообразных продуктов Сильный звуковой эффект Мощное дробящее действие Различают три зоны действия взрыва: I – зона действия детонационной волны ? II – зона действия продуктов взрыва; III – зона действия воздушной ударной волны ( 1 фр.-сильные разрушения, 2 фр.-средние разрушения, 3 фр.- слабые разрушения) На внешней границе зоны III ударная волна вырождается в звуковую, слышимую на большие расстояния Центр взрыва ЗОНА I газообразные продукты взрыва ЗОНА II Зона сжатого воздуха ЗОНА III 1Фронт ударной волны 2Фронт ударной волн ы 3Фронт ударной волны

Слайд 7

Поражающие факторы взрыва ОСНОВНЫЕ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ: Ударная волна, представляющая собой область сильно сжатого воздуха, распространяющегося во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью; Осколочные поля, создаваемые летящими обломками конструкций, оборудования, взрывных устройств, боеприпасов. ВТОРИЧНЫЕ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ: Воздействие осколков. Пожары. Заражение атмосферы и местности. Воздушная волна, способная нанести человеку различные травмы и причинить смерть.

Слайд 8

Действия при угрозе взрыва и после взрыва При угрозе взрыва необходимо : сообщить об этом в Единую дежурную диспетчерскую службу(ЕДДС) по телефону « 01 »; оповестить об этом работающий персонал, вблизи проживающее население ; задействовать план эвакуации, открыть запасные двери ; вывести людей в безопасное место, проверить, все ли эвакуированы ; встретить специальные подразделения. Правила поведения после взрыва: Вызвать службу спасения «01» При спасении пострадавших следует соблюдать меры предосторожности от возможного пожара, обвала и других опасностей По возможности осторожно вывести из опасной зоны и оказать первую помощь пострадавшим, потушить горящую одежду, прекратить действие электротока, остановить кровотечение, наложить шины При возгорании в результате взрыва использовать первичные средства пожаротушения, гидранты, огнетушители, пожарные краны

Слайд 9

Что делать, если вы оказались в завале А) Если вы ранены, получили травму: Постарайтесь понять какое у вас ранение (травма) Окажите себе посильную помощь Растирайте придавленные конечности. По возможности постарайтесь ослабить давление на грудь, если возможно, повернитесь на живот. Б) Если у вас нет возможности выбраться: Посмотрите, нет ли где просветов, лазов, проёмов Укрепите завал по возможности подпорками под конструкцию над вами Постарайтесь найти и надеть тёплые вещи Голосом и стуком привлекайте внимание спасателей в минуты тишины

Слайд 10

пожар Пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Слайд 11

Общие сведения о пожаре Горение – это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха, в сущности реакция окисления с выделением тепла и света, а также продуктов горения. Условия протекания горения: кислород Горючее высокая вещество температура Из этого следует, что пожар можно прекратить, если из зоны горения исключить одно из указанных условий .

Слайд 12

Классификация пожаров Наружные пожары: Признаки горения можно определить визуально (пламя, дым) Внутренние пожары: Возникают и развиваются внутри зданий, они могут быть открытыми и скрытыми Массовые пожары: Совокупность отдельных пожаров, охватывающих более 90% зданий комплексной застройки

Слайд 13

Причины возникновения пожаров В жилых и общественных зданиях и сооружениях: Неисправность электропроводки и электроприборов; Утечка газа; Возгорание электроприборов (утюга, электроплиты, радиоприёмника, телевизора и др.), оставленных под напряжением без присмотра; Неосторожное обращение и шалости детей с огнём (брошенная горящая спичка, окурок, упавшая зажжённая свеча или игры с петардами); Оставленные открытыми двери топок (печей, каминов); Выброс горящей золы вблизи строений; Беспечность и небрежность в обращении с огнём На промышленных предприятиях: Нарушения при проектировании и строительстве зданий и сооружений Нарушение мер противопожарной безопасности сотрудниками предприятий Нарушение правил противопожарной безопасности в процессе работы предприятия Нарушение правил эксплуатации оборудования и установок Эксплуатация неисправного оборудования Халатное отношение к правилам пожарной безопасности работниками предприятий

Слайд 14

Основные поражающие факторы пожара Непосредственное воздействие огня Высокая температура и теплоизлучение Газовая среда Задымление и загазованность помещений и территории токсичными продуктами горения Искры Высокая температура окружающей среды Пониженная концентрация кислорода Падающие части строительных конструкций, агрегатов и установок.

Слайд 15

Последствия пожаров Такие последствия, как правило, сопровождаются гибелью и травмированием людей

Слайд 16

Правила безопасного поведения при пожаре Пожар в здании: Входя в любое незнакомое здание, постарайтесь запомнить свой путь, обращая внимание на расположение основных и запасных выходов. Оцените обстановку, определите откуда исходит опасность; Сообщите в пожарную охрану Идите в сторону, противоположную пожару Двигайтесь в сторону незадымлённой лестницы или к выходу Если надо выходить через задымлённый коридор: Накройтесь мокрой плотной тканью или одеждой; Дышите через одежду или носовой платок Двигайтесь пригнувшись или ползком При опасной концентрации дыма: А) Если вы не можете выйти к лестничной площадке (выходу): Вернитесь в помещение Плотно закройте дверь Дверные щели и вентиляционные отверстия заткните мокрыми тряпками Ждите пожарных и спасателей Б) Если есть балкон (лоджия): Выйдите на балкон (в лоджию) Закройте плотно дверь Эвакуируйтесь по стационарной пожарной лестнице или через другую квартиру, разрушив перегородку балкона Если невозможно эвакуироваться, подавайте сигналы бедствия белым полотном или криком, дышите через ткань.

Слайд 17

Паника при пожаре и угрозе взрыва В любых ситуациях постарайтесь сохранять выдержку и хладнокровие. Своим поведением успокаивайте окружающих, особенно женщин и детей. Оцените обстановку, убедитесь в реальной опасности; Сообщите о пожаре или угрозе взрыва по телефону 01; Помогайте тем, кто из-за страха не может двигаться, ведите их за руку; Двигайтесь к ближайшему выходу, пропуская вперёд женщин и детей; Пытайтесь задерживать обезумевших людей, паникёров; Выбравшись из толпы, окажите помощь пострадавшим.

Слайд 18

Вопросы и задания Вопросы: На каких промышленных предприятиях могут произойти пожары и взрывы? Что представляет собой взрыв? Что такое горение? Как оно протекает? Назовите основные причины возникновения пожаров и взрывов на предприятиях. Назовите основные причины пожаров и взрывов в жилых и общественных зданиях. Расскажите о правилах безопасного поведения при пожарах и взрывах. Как действовать во время паники при угрозе взрыва и при пожаре? Вопросы: Как правильно действовать, если вы попали под завал? Что нужно делать, если вы обнаружили подозрительный предмет в общественном месте (поезде)? Как правильно действовать, если вы обнаружили очаг возгорания в здании школы?

Слайд 19

Использованные источники информации Учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Мин. Обр. РФ 5 издание «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс», М. 2005 г., Дрофа. Картинки и фотографии «Пожары и взрывы» images.yandex.ru. спасибо за внимание. 20015 г.



Предварительный просмотр:

 «Школа дорожных наук»

 (игра – путешествие).


Цель: Уточнить и расширить знания детей о правилах безопасного поведения, о светофоре и дорожных знаках.

Задачи:

Выявить знания учащихся по правилам дорожного движения с последующей систематизацией и углублением их.

Формировать навыки самостоятельного мышления, умения применять полученные знания на практике.

Развивать познавательный интерес детей к изучению правил безопасного поведения.

Воспитывать культуру поведения на дорогах города, коммуникабельность.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, слайды с изображением дорожных знаков, светофора, рисунки дорожных знаков.

Ход урока.

    1. Приглашение в сказку.

- На сегодняшнем занятии, мы отправимся в сказку, в некоторое царство, в некоторое государство, в Страну дорожных знаков, в которой есть волшебная Школа дорожных наук. Учиться в этой школе очень интересно. Но, как в любой сказке, на пути нас ожидают разные препятствия, их необходимо преодолеть. Только тогда мы достигнем цели. (Слайд 1-2)

Представим себе, что из школьного класса мы вышли на дорогу. (Слайд 3) Утром и вечером беспрерывным потоком здесь движутся автомобили, трамваи, троллейбусы. Слаженная, чёткая работа транспортного средства и безопасность движения зависят и от водителей, и от пешеходов.

Поэтому правила безопасного поведения на дорогах должны знать не только те, кто сидит за рулём, но и пешеходы. Эти знания мы сможем получить в Школе дорожных наук. Добираться туда долго, путь неблизкий.

Вот и место остановки. Вспомните, как нужно вести себя на этом месте. На нашем пути появилось первое препятствие.

  1. Игра «Назови лишнее слово».

Учитель называет слова. Ученики называют лишнее слово:

трамвай, самолёт, троллейбус, такси;

автобус, автомобиль, шоссе, цветок, пассажир;

регулировщик, пешеход, капитан, тротуар;

-  Кажется, нам надо торопиться! Ведь на дорогах нельзя обойтись без Дорожных Знаков. Дорожные Знаки – это как бы правила, как в русском языке, есть же правила, которые помогают написать слова, в математике – формулы, по которым решаются задачи и примеры. На дорогах есть свои правила.

      3. На пути у нас второе препятствие - “Дорожный лабиринт”. Лабиринт – это запутанная сеть дорожек, ходов. Надо быстрее отгадать загадки и мы выберемся из него.

1. Пересечение двух дорог. (перекресток)

2. Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса. 
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (велосипед)

3. Где бы нам через дорогу 
К магазину перейти?
Вот за этими ларьками,
Там, где стрелка у ворот,
Мы на стрелке этой сами
Прочитали… (переход)

4. Что за чудо этот дом!
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобус)

5. Удивительный вагон! 
Посудите сами: 
Рельсы в воздухе, а он 
Держит их руками. (троллейбус)

6. Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь. (светофор)

  1. “Площади Ребусов”. Ребус – это слово, зашифрованное с помощью значков, рисунков, цифр. (Слайд 4)hello_html_13f8149f.jpg

hello_html_1eab378a.jpg


hello_html_m8929711.jpg

hello_html_m2bd8d93.jpg

(водитель, улица, машина, дорога)

5. Вынужденная остановка.

 -Что случилось?

Первое задание. Отгадайте загадку.

Разных три имеет глаза,

Но откроет их не сразу:

Если глаз откроет красный –

Стоп! Идти нельзя, опасно!

Жёлтый глаз погоди,

А зелёный – проходи!

(светофор)

На нашем пути - светофор. (Слайд 5)

- Что такое светофор? Для чего он нам нужен? ( Устройство для регулирования движения на дорогах. У него три сигнала: красный, жёлтый, зелёный ).

- Что означает красный сигнал светофора? («Стоп» - движение запрещается).

- Что означает жёлтый сигнал светофора? («Внимание» - предупреждает о смене сигнала).

- Что означает зелёный сигнал светофора? («Иди» - разрешает движение).

Игра «Светофор»

Я вам читаю стихотворение, а вы хором отвечаете, о каком сигнале светофора говорится.

  1. Есть сигналы светофора,

Подчиняйтесь им без спора.

Бурлит в движении проезжая часть,

Бегут автомобили, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ,

Какой горит при этом свет? (Красный)

Правильно, красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт! (Слайд 6)

  1. Особый свет предупреждения

Сигнала ждите для движения.

Скажите правильный ответ,

Какой горит при этом свет? (Жёлтый)

Правильно, жёлтый свет - предупреждение!

Жди сигнала для движения! (Слайд 7)

  1. Иди вперёд, порядок знаешь,

На проезжей части не пострадаешь!

Скажите правильный ответ,

Какой горит при этом свет? (Зелёный)

Правильно, зелёный свет нам говорит:

Проходите, путь открыт! (Слайд 8)

Первые электрические светофоры появились в 1912 г. в США. Это были светофоры двух цветов: красного и зелёного. А в 1930 году светофоры появились в Москве.

- А как вы думаете, почему светофор назвали «светофором»?

«СВЕТ» – ЭТО свет, а «ФОР» - пришло к нам из греческого языка «ФОРОС» и обозначает это слово «НОСИТЕЛЬ», «НЕСУЩИЙ», а всё вместе слово значит – «НОСИТЕЛЬ СВЕТА»(Слайд 9)

- А почему выбрали именно эти сигналы? (Для запрещающего сигнала выбрали красный цвет, потому что он хорошо виден и днём, и ночью, а зелёный, хоть и виден хуже, но очень отличается от красного.) (Слайд10,11,12)

 Викторина “.

1. Назовите последовательность смены сигналов в 3-х секционном светофоре:

  • зеленый, красный, желтый;
  • зеленый, желтый, красный;
  • красный, желтый, зеленый.

2. Какая часть дороги предназначена для пешеходов?

  • проезжая часть;
  • тротуар;
  • велосипедная дорожка.

3. При каком сигнале светофора можно переходить улицу?

  • при желтом;
  • при зеленом;
  • при красном.

4. Как вы должны поступить, если во время перехода перекрестка зеленый сигнал светофора сменился желтым?

  • быстро перебежать улицу;
  • вернуться на тротуар;
  • остановиться на осевой линии и дождаться зеленого сигнала светофора.

- Ура! Зажегся зеленый свет. Мы едем дальше.

6. Физкультминутка.

 Игра “Разрешается – запрещается”

 

- Играть на проезжей части…(запрещается)

- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

- Идти толпой по тротуару…(разрешается)

- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

- - Идти по тротуару слева…(запрещается)

- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

7. А теперь давайте посмотрим в окнo. Сколько людей на дороге! Все торопятся по своим делам.

8. На доску вывешиваются рисунки дорожных знаков. Дети читают о них стихи. (Слайд13)

1. Знак «Дети»
hello_html_m12c82696.png
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!

2.Знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»

Машина мчит во весь опор,
И вдруг навстречу знак:
Изображен на нем забор 
hello_html_m459254a3.png
Я тру глаза, гляжу в упор:
Шоссе закрыто на забор?
А это что за знак?

  1. Знак «Дорожные работы»

Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть здесь ищут клад,
И старинные монеты
hello_html_m5aec97ba.jpg
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь.

Учитель: К какой группе относятся эти знаки? (Предупреждающие.)

4.Знак «Автозаправочная станция»

hello_html_32901a2b.png

Здесь заправится машина,
Выпьет три ведра бензина.
Поможет знак машине каждой,
Если та страдает жаждой.

5. Знак « Пункт первой медицинской помощи»

Ната с куклою в тревоге: hello_html_m4737a309.png
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом,
Помощь близко! Доктор рядом!

Учитель: К какой группе относятся эти знаки? (Знаки сервиса.)

6. Знак «Въезд запрещен»

И зайчишку, и Маришку,
И соседского мальчишку
hello_html_m57387a9d.png
Четко знак оповещает:
Въезд машинам запрещает!

7. Знак «Движение на велосипедах запрещено» 

hello_html_262ad45a.png

Ездят здесь одни машины,
Грозно их мелькают шины.
У тебя велосипед?
Значит – стоп! Дороги нет!

Учитель: К какой группе относятся эти знаки? (Запрещающие.)

8.Знак “Место остановки автобуса и (или) троллейбуса”

У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут. 
hello_html_m25453a64.png
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут.

9. Знак «Пешеходный переход»

Этот знак такого рода:
Он на страже пешехода.
 hello_html_72184f3c.png
Переходим с куклой вместе
Мы дорогу в этом месте.

Учитель: К какой группе относятся эти знаки? (Знаки особых предписаний)

9.Теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете правила дорожного движения?

Задача 1. (Слайд 14)

Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала.

Сколько ребят правильно перешли дорогу?

Задача 2. (Слайд 15)

Бабушка спросила Юру, почему он плохо ведет себя на дороге: бежит куда попало, не смотрит по сторонам. Юра ответил:

- Ты же сама говоришь: “Внучек, быстро сбегай в магазин, чтобы одна нога была там, а другая здесь”. Вот я и бегаю.

Кто прав в данном случае – бабушка или Юра?

Задача 3. (Слайд 16)

Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге.

Сколько ребят поступили правильно?

10. Наше путешествие закончилось. Пора возвращаться домой.

-Вам понравилось наше путешествие?

-Зачем необходимо выполнять правила безопасного поведения?

Всем участникам движения: и пешеходам, и водителям – мы желаем СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!


Литература

Научно-методические

Ахмадиева Р.Ш. Подготовка компетентного участника дорожного движения в системе непрерывного образования (на примере Республики Татарстан): Монография.- Казань: ГУ« НЦ БЖД», 2011.

Бармин А.В., Гальцова Е.А. Изучаем правила дорожного движения. 1-4 классы.- Волгоград : , Учитель, 2011

Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге: Учебное пособие.- Казань: ГУ« НЦ БЖД», 2010.

Интернет-ресурсы

Занятия по ПДД для начальной школы. http://www.propaganda-bdd.ru

Презентации по ПДД. laricabeloshevi.ucoz.ru

Фестиваль педагогических идей от 1сентября. http://festival.1september.ru