3. Копилка методических разработок учителей ШМО


Предварительный просмотр:

Методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

      М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании,  статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление  о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.

     Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

●     осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

●     пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

●     ответы на вопросы;

●     анализ и интерпретация произведения;

●     составление  планов;

●     характеристика литературного героя;

●     написание отзыва о произведении;

●     написание сочинения.

   Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

●     нахождение границ  предложений в тексте;

●     деление текста на абзацы;

●     восстановление деформированного текста;

●     собирание текста из фрагментов;

●     определение темы, главной мысли, идеи;

●     озаглавливание;

●     дописывание концовки текста;

●     создание текстов разных стилей, разных типов речи.

1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

2. Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала.

3. Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,  в 4 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.

4. Приём  «Толстые и тонкие вопросы»

     Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
    Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

5. Следующий приём называется «Верные или неверные утверждения». Я задам вам несколько вопросов по теме, а вы мне ответите «верно или неверно»

1.Верно ли, что графский титул род Толстых получил ещё при Петре 1?

2.Верите ли вы, что Толстой со страстью предавался светским увлечениям и кутежам, играл в карты?

3.Верно ли, что Толстой готовился стать офицером?

4.Верно ли, что Толстой открыл более 20 школ для детей крестьян в окрестностях Ясной Поляны?

5.Верите ли вы, что после переписи населения в 1882 году, в которой участвовал Толстой, он написал: «Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!»

6.Верите ли вы, что духовный кризис 1870-1880 годов Толстой выразил в произведении «Исповедь» (1879 г)?

7.Верите ли вы, что роман «Война и мир» первоначально назывался «1812 год»?

1.Верно

2.Верно

3.Верно, в 1851 году уехал из Ясной Поляны на Кавказ, где служил его брат Николай, участвовал в боевых действиях против чеченцев, сдал экзамен на юнкера, потом передумал, сказав: «Армия не для меня»

4.Верно

5.Верно

6.Верно. Это был разрыв с идеологией дворянского класса, переход на сторону простого трудового народа, произошёл перелом в его мировоззрении: он отрицал государство, казённую церковь,собственность,он создаёт теорию «толстовства», в основе которой лежит теория непротивления злу насилием, любовь к людям. Это была душевная драма. Он решал вопросы смысла жизни и веры, отрицал науку, искусство, суд, брак, достижения цивилизации

7.Не верно, он назывался «1805 год», «Декабристы»

6. Достаточно популярна в мире современного образования «Ромашка Блума» – приём, представляющий систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

  простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Как звали главного героя?);

  уточняющие выводят на уровень понимания текста (Правда ли, что..?);

  интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему..?);

  творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли..?);

  оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Правильно ли поступил..?);

  практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Как бы я поступил на месте героя..?).

   7. Приём технологии критического мышления «КЛАСТЕР», который я использую в своей практике для развития и формирования новых мыслительных форм, которые способствуют более полному усвоению учебного материала, позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создают базу для новых типов человеческой деятельности. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

    Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы. (После прослушивания лекции, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения, доклада и т.д.)

Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи:

●     учить видеть, слышать и чувствовать текст;

●     пополнять речевую память учащегося;

●     обогащать словарный запас;

●     продуктивно усваивать учебный материал;

●     прививать  эстетический вкус;

●     формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме

«Развитие коммуникативных навыков учащихся при подготовке к устной части ОГЭ. (СЛАЙД №1)

Цель – поделиться методами и приёмами, которые я использую при подготовке к устному собеседованию по русскому языку.

Задачи:

1. Дать теоретическое обоснование представленному опыту работы;

2. Продемонстрировать методы и приемы работы с текстом;

3. Прокомментировать эффективность применения данных методов и приемов;   

4. Отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам сразу объединиться в две группы.

К уже привычным для выпускников основной школы экзаменам в форме ОГЭ в 2019 году добавился ещё один обязательный экзамен в форме устного собеседования по русскому языку. Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении.

Что такое устное собеседование и что необходимо сделать, чтобы успешно пройти испытание? Сам допуск к экзаменам не представляет большой сложности с точки зрения правил русского языка: в нём нет ловушек и подводных камней, не требуется знания орфографии и пунктуации. Однако он проверяет умение, очень важное в современном мире: выразительно читать и формулировать свои мысли. Устное собеседование оценивается по системе зачет/незачет. Ученик получает "зачет" в том случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.

Устное собеседование включает следующие типы заданий: (СЛАЙД №2)
1) чтение текста вслух (максимальное количество баллов – 2)
2) пересказ текста с включением цитаты (максимальное количество баллов – 4).

Общее количество баллов за речевое оформление 1 и 2 задания составляет 4 балла.
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем (максимальное количество баллов – 3)
4) диалог с экзаменатором-собеседником (максимальное количество баллов – 2).

Общее количество баллов за речевое оформление 3 и 4 задания составляет 4 балла.

По итогам устного собеседования ученик может получить 19 баллов.

- Критерии оценивания находятся на ваших столах.

- На первый взгляд, кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показал, что при выразительном чтении вслух ученики допускают орфоэпические ошибки даже в тех словах, в которых стоит знак ударение. Наблюдаются искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической речи. Допускают грамматические ошибки при склонении имён числительных. Пересказ текста с включением цитаты для учеников оказался сложным. При выполнении данного задания детьми допускаются фактические и логические ошибки, неправильно используют способы цитирования в речи. При создании монологического высказывания у детей возникают следующие трудности - маленький объём монологического высказывания (не менее 10 фраз), большое количество неоправданных пауз в речи, учащимся сложно непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту (в то время как высказывание предполагает 3 минуты).

С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги – испытывают трудности в выборе своих ответов, дают односложные ответы на вопросы собеседника.

- Как же организовать работу с текстом на уроках русского языка и литературы в среднем звене, чтобы на итоговом собеседовании в 9 классе школьники могли показать положительный результат?

- Представлю вашему вниманию те методы и приёмы, которые использую при подготовке к чтению текста вслух и его пересказу с включением цитаты.

Задание 1.Выразительное чтение текста (2 минуты)

Для чтения учащимся будут предложены тексты научно-публицистического стиля о выдающихся людях России, что преследует важные воспитательные и познавательные цели. Данные тексты сопровождаются иллюстрациями, которые помогут учащимся наиболее полно сформировать представление о человеке-герое текста. Тексты научно-публицистического стиля важно читать с интонацией, соответствующей их пунктуационному оформлению, выдерживая необходимый для успешной коммуникации темп. Следует избегать крайностей: не слишком медленно и не слишком быстро. Быстрая речь не всегда бывает понятной.

Признаки выразительного чтения

1. умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

2. умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

3. хорошая дикция, ясное, чёткое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

- При подготовке к выразительному чтению на своих уроках использую следующие приёмы:

1. Орфоэпические разминки (проводятся с целью правильного произношения звуков, слов и ударение в словах);

2. Грамматические «пятиминутки» (на склонение числительных);

3. Пятиминутка «выразительного чтения»;

4. Чтение по цепочке;

5. Прослушивание образцов чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика);

6. Чтение вслух с партитурными знаками – пометками, определяющие паузы, логические ударения, повышение и понижение тона (голоса), интонационные переломы. СЛАЙД

- На этапе подготовки к выразительному чтению, я проведу для вас небольшую орфоэпическую и грамматическую разминки. В неё я включила предложения из текстов Ким. Читаем «по цепочке».

КАРТОЧКА ДЛЯ 1 ГРУППЫ

попал под огонь «Мессершмитта»

величественного Кремля

против безжалостного натиска

на пути фашистских захватчиков

оказавшихся в экстремальных условиях

записал заинтересовавшее его слово

изделия из заволжских лесов

понять мироощущение и духовное богатство соотечественников

здание Адмиралтейства

уехал из родного села Голышманово

русской женщины — Епистинии Федоровны Степановой

занесено на доску почёта Бриджпортского университета

Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам.

провёл около 300 операций с использованием эфира…

Оно-то и положило начало главному труду всей жизни В.И. Даля —

«Толковому словарю живого великорусского языка», которому он

отдал более полувека, собрав 200000 слов.

КАРТОЧКА ДЛЯ 2 ГРУППЫ

бомбардировщик взлетел на глазах у изумлённых немцев на секретной базеПенемюнде

оказавшихся на дрейфующих льдах Ледовитого океана…

Кижи — это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.

на реке Унже в Макарьеве

ощущаешь замысел изографа

16 сентября 1976 года у Шаварша Карапетяна была обычная тренировка на берегу Ереванского озера. Вместе с ним пробежку совершали его брат Камо и тренер Липарит Алмасакян.

Первыми женщинами-космонавтами стали Валентина Терешкова и Светлана Савицкая.

В России в радиусе 10-20 километров от любого мегаполиса можно найти несколько десятков свалок…

Дмитрий Иванович Менделеев был членом более 90 академий наук, научных обществ, университетов разных стран. 

на железных дорогах России было построено более 500 стальных мостов

является директором Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии…

...сконструировал первый в мире радиоприёмник

были помещены в Кунсткамеру

предвосхитило будущие досижения…

присудила премию, равную 5000 франкам

- На своих уроках использую памятки к каждому заданию (находятся на столах).

- Подготовьте выразительное чтение текста, следуя алгоритму работы. Время на подготовку 2 минуты.

Алгоритм работы:

1. Начинаем читать с высказывания-цитаты, чтобы понять её смысл и сопоставить с содержанием текста.

2. Затем идёт первичное чтение текста, лучше шёпотом, чётко проговаривая слова(отмечают трудности в ударении, прочтении иноязычных, сложных слов, фамилий, склонении числительных).

3. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.

4. При вторичном чтении работаем над интонацией, паузами, не забываем о логическом ударении, отмечаем микротемы текста. На этом этапе используем приём составления логической схемы. Перечитываем цитату и находим ей место.

5. Третье чтение контрольное. Если не успели определить место цитаты, переносим это задание на пересказ.

6. Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.

ТЕКСТ 1.

Выразительно прочитайте вслух текст о первой в мире женщине-космонавте Валенти́не Влади́мировне Терешко́вой (родилась в 1937 году). У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Валентина Владимировна Терешкова всегда мечтала о небе. Она занималась парашютным спортом, совершила около 100 прыжков.

Когда правительством Советского Союза было принято решение набрать женщин в отряд космонавтов, из тысячи претенденток отобрали пятерых. Женская группа проходила подготовку по той же программе, что и мужчины — центрифу́га, барока́мера, прыжки с парашютом, физическая подготовка. Для полёта в космос выбрали Валентину Терешкову.

Она поднялась на околоземную орбиту 16 июня 1963 года, став первой в мире женщиной-космонавтом. Терешкова провела в космосе почти трое суток, совершив 48 оборотов вокруг Земли и пролетев почти два миллиона километров. Полёт проходил непросто, но Валентина Владимировна доказала, что не только мужчины, но и женщины могут работать в космосе. По сей день она остаётся единственной в мире женщиной, отправившейся в космический полёт в одиночку, без помощников и напарников.

После полёта Терешкова осталась в отряде космонавтов, поступила в Военно-воздушную инженерную академию, окончила её, стала профессором, автором более 50 научных работ.

Валентина Терешкова — первая в истории Российской армии женщина-генерал. Её называли «мисс Вселенная», посвящали стихи и песни. Именем Терешковой названы улицы, школы, детские центры.

Задание 2. Перескажите прочитанный Вами, включив в пересказ слова Валентины Владимировны Терешковой«Если женщины могут быть железнодорожниками в России, почему они не могут летать в космос?»

ТЕКСТ 2.

Выразительно прочитайте вслух текст о советской лётчице, Герое Советского Союза Мари́не Миха́йловне Раско́вой (1912–1943).

Марина Михайловна Раско́ва ни в детстве, ни в юности стать лётчиком не помышляла: училась в консерватории, собиралась стать музыкантом. Однако когда умер отец, Марина вынуждена была устроиться на химический завод. А с 1932 года Марина Михайловна работает в аэронавигацио́нной лаборатории чертёжницей.

Марину Михайловну увлекла, как и многих в 30 годы XX века, авиация. И она в 22 года стала первой женщиной-штурманом в отечественной военной авиации. Позже Марина окончила школу пилотов. Самолёт Марины возглавлял воздушные парады над Красной площадью в Москве. Она участвовала в дальних авиаперелётах, преодолев более 6 тысяч километров над тайгой. В одном из таких перелётов у самолёта закончилось топливо, и Раскова выпрыгнула с парашютом в тайгу. Десять дней она пробиралась по лесу к людям. За проявленное мужество Марине Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза.

С началом Великой Отечественной войны Раскова занялась формированием женских авиаполков. На её призыв откликнулись тысячи женщин. Она была строгим, но любимым командиром 587 женского полка. «Ночными ведьмами» называли гитлеровцы советских лётчиц. Девушки летали на тихоходных самолётах. Чтобы их не сбили, они летали по ночам и на малой высоте. За ночь они совершали десятки вылетов.

Марина Раскова погибла в авиакатастрофе при перелёте своего полка на фронт за 2 года до окончания войны.

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Марины Михайловны Расковой:

«Для того чтобы хорошо командовать, нужно самой хорошо летать…».

Подумайте, где лучше использовать слова Марины Расковой в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

Задание 2. Пересказ текста с включением цитаты.

Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Мы осознанно или неосознанно используем этот вид работы на своих уроках.

Приём составления логической схемы.

- Для понимания текста о людях, оставивших след в истории нашей Родины, необходимо выяснить, что именно автор хочет сказать нам о выдающемся человеке. Для этой важной работы можно научить школьников составлять логическую схему.

Ученик выделяет в каждом абзаце микротему, ключевые слова, связанные с ней, и записывает на черновик с помощью логической схемы, чтобы ему было легче читать, а потом пересказывать текст, сохраняя основные микротемы и их основное содержание.

- Этот приём начинаю использовать на этапе подготовки к выразительному чтению. Схема представлена на карточках и на слайде. В тексте всегда объясняется такая  мысль: названный в тексте человек знаменит, а для доказательства этой мысли приведены 3 постоянных аргумента. Во-первых,  его профессиональные достижения велики, во-вторых, говорится о чертах его характера или приводятся факты из биографии, в-третьих,  его помнят потомки. 

Основная мысль:

И.О.Ф. + профессия или должность

это знаменитый человек/ оставил яркий след в истории нашей Родины

1 микротема

 

ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. - профессиональные достижения велики и значимы

 2 микротема

 

 

ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. - всю жизнь посвятил любимому делу

 3 микротема

 

ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. - его помнят потомки

- Помните, что время подготовки учащихся к пересказу составляет 1 минута. Пересказывают текст не более трёх минут.

- Используя алгоритм работы, перескажите текст.

Памятка для подготовки к пересказу текста

  1. Составьте логическую схему текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  2. Запомните или запишите ключевые слова в каждой микротеме, постарайтесь их использовать при пересказе.
  3. Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.
  4. Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.
  5. Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.

Для того чтобы правильно вставить цитату в текст,  передайте чужую речь разными способами.

«Главная ценность жизни – сама жизнь» (В.М.Песков)

  1. В виде предложения с прямой речью (Василий Михайлович Песков говорил: «Главная ценность жизни – сама жизнь»).
  2. В виде предложения с косвенной речью (Василий Михайлович Песков говорил, что  главная ценность жизни – сама жизнь.)
  3. В виде предложения с вводной конструкцией (По словам В.М. Пескова, главная ценность жизни – сама жизнь).
  4. В виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о (В. М. Песков говорил о жизни как о главной ценности самой жизни).
  5. В виде части предложения.
  6. Введите цитату не полностью.

СЛАЙД Этапы работы с текстом

СЛАЙД Рекомендации учителям-предметникам для развития речевых компетенций учащихся при проведении уроков.

- Итак, для успешной сдачи экзамена по разговорному русскому потребуется: умение выразительно читать тексты различных стилей; хорошее владение литературной речью; использование базовых понятий ораторского искусства; умение обходиться без слов-паразитов; способность быстро и четко формулировать свои мысли; аргументируя свое мнение, оперировать фактами из разных предметных областей. Это что-то типа устного сочинения, где нужно проявить все свое мастерство, чтобы выразить именно ту мысль, которую хотят услышать.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КАРТОЧКА ДЛЯ 1 ГРУППЫ

…попал под огонь «Мессершмитта»

величественного Кремля

…против безжалостного натиска

…на пути фашистских захватчиков

…оказавшихся в экстремальных условиях

…записал заинтересовавшее его слово

…изделия из заволжских лесов

…понять мироощущение и духовное богатство соотечественников

…здание Адмиралтейства

…уехал из родного села Голышманово

…русской женщины — Епистинии Федоровны Степановой

…занесено на доску почёта Бриджпортского университета

Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам.

…провёл около 300 операций с использованием эфира…

Оно-то и положило начало главному труду всей жизни В.И. Даля —

«Толковому словарю живого великорусского языка», которому он

отдал более полувека, собрав 200000 слов.

КАРТОЧКА ДЛЯ 2 ГРУППЫ

…бомбардировщик взлетел на глазах у изумлённых немцев на секретной базе Пенемюнде

…оказавшихся на дрейфующих льдах Ледовитого океана…

Кижи — это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.

…на реке Унже в Макарьеве

…ощущаешь замысел изографа

16 сентября 1976 года у Шаварша Карапетяна была обычная тренировка на берегу Ереванского озера. Вместе с ним пробежку совершали его брат Камо и тренер ЛипаритАлмасакян.

Первыми женщинами-космонавтами стали Валентина Терешкова и Светлана Савицкая.

В России в радиусе 10-20 километров от любого мегаполиса можно найти несколько десятков свалок…

Дмитрий Иванович Менделеев был членом более 90 академий наук, научных обществ, университетов разных стран. 

…на железных дорогах России было построено более 500 стальных мостов

…является директором Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии…

...сконструировал первый в мире радиоприёмник

…были помещены в Кунсткамеру

предвосхитило будущие досижения…

…присудила премию, равную 5000 франкам

ТЕКСТ 1.

Выразительно прочитайте вслух текст о первой в мире женщине-космонавте Валенти́не Влади́мировне Терешко́вой (родилась в 1937 году). У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Валентина Владимировна Терешкова всегда мечтала о небе. Она занималась парашютным спортом, совершила около 100 прыжков.

Когда правительством Советского Союза было принято решение набрать женщин в отряд космонавтов, из тысячи претенденток отобрали пятерых. Женская группа проходила подготовку по той же программе, что и мужчины — центрифу́га, барока́мера, прыжки с парашютом, физическая подготовка. Для полёта в космос выбрали Валентину Терешкову.

Она поднялась на околоземную орбиту 16 июня 1963 года, став первой в мире женщиной-космонавтом. Терешкова провела в космосе почти трое суток, совершив 48 оборотов вокруг Земли и пролетев почти два миллиона километров. Полёт проходил непросто, но Валентина Владимировна доказала, что не только мужчины, но и женщины могут работать в космосе. По сей день она остаётся единственной в мире женщиной, отправившейся в космический полёт в одиночку, без помощников и напарников.

После полёта Терешкова осталась в отряде космонавтов, поступила в Военно-воздушную инженерную академию, окончила её, стала профессором, автором более 50 научных работ.

Валентина Терешкова — первая в истории Российской армии женщина-генерал. Её называли «мисс Вселенная», посвящали стихи и песни. Именем Терешковой названы улицы, школы, детские центры.

Задание 2. Перескажите прочитанный Вами, включив в пересказ слова Валентины Владимировны Терешковой«Если женщины могут быть железнодорожниками в России, почему они не могут летать в космос?»

ТЕКСТ 2.

Выразительно прочитайте вслух текст о советской лётчице, Герое Советского Союза Мари́не Миха́йловне Раско́вой (1912–1943).

Марина Михайловна Раско́ва ни в детстве, ни в юности стать лётчиком не помышляла: училась в консерватории, собиралась стать музыкантом. Однако когда умер отец, Марина вынуждена была устроиться на химический завод. А с 1932 года Марина Михайловна работает в аэронавигацио́нной лаборатории чертёжницей.

Марину Михайловну увлекла, как и многих в 30 годы XX века, авиация. И она в 22 года стала первой женщиной-штурманом в отечественной военной авиации. Позже Марина окончила школу пилотов. Самолёт Марины возглавлял воздушные парады над Красной площадью в Москве. Она участвовала в дальних авиаперелётах, преодолев более 6 тысяч километров над тайгой. В одном из таких перелётов у самолёта закончилось топливо, и Раскова выпрыгнула с парашютом в тайгу. Десять дней она пробиралась по лесу к людям. За проявленное мужество Марине Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза.

С началом Великой Отечественной войны Раскова занялась формированием женских авиаполков. На её призыв откликнулись тысячи женщин. Она была строгим, но любимым командиром 587 женского полка. «Ночными ведьмами» называли гитлеровцы советских лётчиц. Девушки летали на тихоходных самолётах. Чтобы их не сбили, они летали по ночам и на малой высоте. За ночь они совершали десятки вылетов.

Марина Раскова погибла в авиакатастрофе при перелёте своего полка на фронт за 2 года до окончания войны.

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Марины Михайловны Расковой:

«Для того чтобы хорошо командовать, нужно самой хорошо летать…».

Подумайте, где лучше использовать слова Марины Расковой в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

Памятка для подготовки к пересказу текста

1.Составьте логическую схему текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

2. Запомните или запишите ключевые слова в каждой микротеме, постарайтесь их использовать при пересказе.

3. Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.

4. Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.

5. Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.

Для того чтобы правильно вставить цитату в текст  передайте чужую речь разными способами.

«Главная ценность жизни – сама жизнь» (В.М.Песков)

  1. В виде предложения с прямой речью (Василий Михайлович Песков говорил: «Главная ценность жизни – сама жизнь»).
  2. В виде предложения с косвенной речью (Василий Михайлович Песков говорил, что  главная ценность жизни – сама жизнь.)
  3. В виде предложения с вводной конструкцией (По словам В.М. Пескова, главная ценность жизни – сама жизнь).
  4. В виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о (В. М. Песков говорил о жизни как о главной ценности самой жизни).
  5. В виде части предложения.
  6. Введите цитату не полностью.

Алгоритм составления логической схемы к пересказу

Основная мысль:

И.О.Ф. + профессия или должность

это знаменитый человек/ оставил яркий след в истории нашей Родины

1 микротема

 

ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. - профессиональные достижения велики и значимы

 2 микротема

 

 

ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. - всю жизнь посвятил любимому делу

 3 микротема

 

ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. - его помнят потомки



Предварительный просмотр:

Как организовать дистанционный урок?

    Сегодня перед каждым учителем, окруженным множеством различных образовательных ресурсов, встает важный вопрос - как выбрать из них подходящие для свое работы? При выборе предлагаемых цифровых инструментов стоит учесть несколько основных вопросов: какие из этих ресурсов помогут мне добиться высокого образовательного результата за меньшее время? Какие из них эффективно работают на всех этапах организации урока по ФГОС? Выбирайте те, которые прошли проверку временем и продолжают эффективно функционировать в формате дистанционного обучения.

1. Удалённое обучение, растянутое во времени, когда используя определённые цифровые инструменты, вы создаёте платформу для самостоятельного обучения при вашем активном опосредованном участии.

2. Живое онлайн общение, когда в назначенный час Х, вы организуете видеоконференцию, общение в чате с учащимися (Skype, ZOOM).

Учи.ру – интерактивная образовательная онлайн-платформа. В Вашем распоряжении набор бесплатных сервисов Учи.ру: интерактивные задания, видеозанятия с классом, домашние и проверочные работы, статистика достижений ученика и трансляции онлайн-уроков с нашими учителями.

ЧТО ТАКОЕ ЯНДЕКС.УЧЕБНИК?

Яндекс.Учебник — сервис для учителей 1–5-х классов с заданиями по русскому языку, математике и окружающему миру. Яндекс.Учебник отлично подходит для дистанционной работы:

учитель может выдавать задания ученикам с любого устройства: как в школе, так и дома;

учитель может выдавать разные подборки заданий разным детям, то есть реализовывать индивидуальный подход;

ученики могут решать задания дома полностью самостоятельно, при этом учитель видит подробные результаты каждого ребенка;

ЯКласс

На портале Якласса учащийся может себя проверить - правильно ли он понимает изученный материал.

Это так называемые ШАГИ РЕШЕНИЯ, которые показывают в случае неправильного ответа - как нужно решить эту задачу. Эта методика поможет ребёнку освоить тему и научиться на своих ошибках.

ЯКласс предлагает учителю самостоятельно создавать работы в зависимости от предполагаемого типа контроля: проверочные, контрольные, домашние, работы. Экономится время на поиск подходящих заданий для проверочной работы. Необходимо только выбрать уже готовые и разбитые по тематике и степени сложности задания.

Созданную проверочную работу можно назначить для выполнения как всему классу, так и одному или нескольким ученикам, пропустившим или не решившим данную работу.

За ходом выполнения созданной и назначенной работы можно наблюдать в любое удобное время (при создании можно ограничить срок для выполнения заданий).

Таким образом, удобно составлять проверочные работы, удобно просматривать результаты.

Родители могут контролировать процесс обучения даже со своего смартфона, находясь на работе или в дороге.

После выполнения учащимися назначенной работы, учитель может посмотреть и распечатать отчёт о проведённой проверочной работе.

Можно сформировать свой банк проверочных работ, экономя время на их создании, вновь задавая ранее созданные или откорректированные, с учётом новых требований.

Вам не нужно ломать голову с чего начать. Все необходимые инструкции для запуска обучения уже встроены в онлайн- платформу

На портале присутствует практически полный перечень предметов школьного курса.

Так постепенно мы пришли к выводу, что эту систему нужно внедрять в школе.

Здесь размещена база из 1,6 трлн заданий и видеоуроков по 13 предметам школьной программы, ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. 60 % учащихся пользуются сервисом с мобильных устройств.

Интерактивная рабочая тетрадь Скайсмарт автоматически оценивает выполнение заданий, учитель сразу получает результаты. Вы видите статистику по всему классу и баллы конкретных учащихся.


Как провести дистанционный урок с помощью ZOOM

1. Чётко ставьте цель перед учениками

Сейчас встаёт вопрос о развитии самодисциплины учеников, чтобы можно было организовать эффективное дистанционное обучение. Задача учителя при организации урока в дистанционном формате — не просто передать ученику определенный объём новой информации, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

2. Ограничивайте время на выполнение задач

Основным барьером при подготовке к удалённому уроку может стать управление классом в дистанционном режиме. Очень сложно себя организовать, а тем более ребёнку, когда нет контроля со стороны взрослых или педагога.

Важно проводить групповые занятия по аналогичному расписанию, как это принято в традиционном обучении. В рамках совместного онлайн-урока обращайте внимание на состав участников, отмечайте посещение: «Вижу Сашу, Дашу… уже 16 человек, хорошо! Остальные, кого ждали к подключению, будут считаться опоздавшими».

Объясните, что занятия важно начинать вовремя. Для учеников должны быть строгие временные рамки для изучения нового материала и отработки на практике полученных знаний. В ходе онлайн-урока, например, просите коротко ответить в чате тех, кто закончил задание. Если ответов мало, обращайте на это внимание. Необходимо, чтобы ученики понимали, что от занятий не стоит отвлекаться.

3. Урок должен состоять из разных видов заданий

Стоит обратить внимание и на подготовку материалов для школьников. Поскольку речь идёт не просто о видеолекции или работе с новым материалом.

Одно из условий эффективного дистанционного урока — это частая смена заданий и много практики. Ученикам сложно воспринимать и усваивать большой объём информации или длительное время выполнять одно задание, тем более в непривычном для них формате.

Необходимо, чтобы урок состоял из нескольких видов заданий. Включите в урок просмотр короткого видеоролика, задания на рассуждение, работу с текстом, ответы на вопросы, письменное задание.

Настройка демонстрации экрана

Демонстрация экрана — функция, которая позволяет организатору сделать его выступление (доклад, обучающий материал) наглядным и доступным для понимания.

Демонстрация экрана доступна в бесплатной версии Zoom и отображает экран компьютера, планшета или смартфона, если вы установили приложение.

Для чего используется демонстрация экрана:

  • выступающий может прямо на «доске» чертить схемы, писать опорные моменты своего выступления;
  • отображать свой экран с заранее подготовленной презентацией;
  • в онлайн режиме показывать, как установить ПО, настроить программу, работать с данными и т. д.

В открывшемся окне будут отображаться все открытые страницы и программы на компьютере.

Если вы хотите во время доклада чертить схемы или записывать опорные пункты, то кликните на доску сообщений.

9 настроек Zoom, которые позволяют провести урок онлайн «как в школе»


1. Общение учителя со всем классом
Для этого нужно использовать режим Zoom «общий вид экрана». Некоторые учителя используют сразу режим «демонстрация экрана», когда в центре находится демонстрационный материал (учебник, презентация), а справа видны видео участников в маленьких окошечках. На самом деле, это второй режим, первый — общий вид класса для устного общения, беседы.

Именно так учитель начинал обычный урок с классом. Все дети смотрят на учителя, учитель организует класс, задает вопросы. Поэтому, не торопитесь включать «демонстрацию», установите общение с классом, используя «общий вид экрана», который обеспечивает фронтальный режим работы с классом.

2. Ответ ученика у доски
Его может заменить режим «крупный план говорящего». При фронтальной работе с классом, обратите внимание на опцию «вид экрана» в правом верхнем углу экрана. Так вы включаете режим «крупный план» говорящего. Это может быть ученик, делающий доклад, сообщение или рассказывающий стихотворение.


3. Экспресс-опрос
Быстрый ответ на вопрос учителя при фронтальной работе с классом может заменить ответ ученика с экрана, используя клавишу «пробел» на компьютере.

Известно, что технически платформа Zoom очень чувствительна, поэтому участников конференции просят отключать звук. Не все учителя знают, что при таком режиме работы, ученик быстро может ответить на вопросы учителя, не включая свой звук мышью. Для этого нужно нажать на клавишу «пробел» на компьютере и удерживать ее. Это позволяет ученикам быстро отвечать на вопросы учителя при фронтальной работе с классом.

4. Поднятая рука
Поднять руку в классе теперь можно в электронном виде. Опция так и называется «Поднять руку». Когда ученик нажимает на иконку «поднять руку», на экране появляется знак «голубая ладонь». Нужно приучать учеников поднимать руку теперь в электронном виде и постепенно это поможет организации в виртуальном пространстве, где особенно сложно справиться с ситуацией, когда все говорят одновоременно.

5. Указка
Указку учителя заменяет опция «отслеживание». Инструменты комментирования в опциях Zoom включают опцию «отслеживание», а именно, красный огонек, для выделения нужного материала. Учитель может использовать функцию в качестве указки, успешно привлекая внимание учеников к главному, при демонстрации и разъяснении материала.

6. Доска
Действие «делать записи на доске в классе» может заменить возможность делать записи на демонстрационной доске в Zoom, с которйо могут, кстати, работать ненсколько учеников.

7. Индивидуальные задания
Выполнение некоторых упражнений одновременно всеми учениками в тетрадях можно заменить письмом в чате. Чтобы ученики не видели ответы друг друга, нужно настроить чат правильно — «разрешить отправлять сообщения только организатору». Тогда ответы учеников отправляются только учителю.


8. Работа у доски
Привычный режим работы на реальном уроке, когда все ученики работают в тетрадях, а один — у доски, позволяет сохранить опция комментирования «Т-текст». В то время, когда ученики работают в тетрадях, а ответы отправляют учителю в чате, один ученик может выполнять письменное упражнение прямо на экране в учебнике. Он использует опцию «Т» текст. Другие ученики могут видеть, как он выполняет упражнение.


9. Любимая красная паста
Проверка работ учащихся красной пастой. При любой проверке ответов учащихся на экране, письменное упражнение в учебнике, сохраненные ответы в чате, любая письменная работа, — все это учитель проверяет, используя опцию комментирования «рисовать», при этом выбирая красный цвет. По сути, это привычная проверка письменных работ красной пастой.

Алгоритм подготовки к дистанционному уроку

Этап подготовки

Комментарий

 1

Выбрать электронные платформы

ЯКласс, Яндекс.Учебник, «Skysmart» и др.

2

Выбор ресурса, установка

ZOOM (40 минут)

3

Создание видеоконференции

Инструкция по работе в ZOOM для детей

Инструкция по работе в ZOOM для учителей

4

Информирование

Ссылка на урок или доступ к интерактивному расписанию

5

Проведение видеоконференции (с одновременной записью)

При этом важно взять разрешения у родителей, если запись ведется непрерывно.

 

Сценарий дистанционного урока по традиционной модели

Рассмотрим упрощенный шаблон технологической карты урока русского языка в 9 классе

Предмет: Русский язык

Класс: 9

Автор УМК: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко

Тема урока: «Двоеточие в БСП».

Тип урока: Урок открытия нового знания

 

Этап урока

Содержание этапа

ресурсы

ссылка

1

Мотивация

Демонстрация экрана учителем (ZOOM)

2

Актуализация

Работа с предложениями (устно):

Лена так увлеклась работой, что не заметила брата.

Настал вечер, и затеплились звёзды.

За лесом синел далёкий лес, рожь качалась, колос созревал.

Запишите предложение, расставив знаки препинания:

Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.

- Какое это предложение?

- Что вас удивило? Что интересного заметили?

- Какой знак поставили между его частями? Можем ли сразу ответить на этот вопрос?

- Вы сначала как думали? А как на самом деле?

3

Целеполагание

Сформулируйте цели и задачи урока.

4

Поиск путей решения проблемы

Работа с теоретическим материалом учебника.

Страницы 125 - 126

Фронтальная работа:

Чтение информации для наблюдения по учебнику.

- Когда между частями БСП ставится двоеточие?

Сравните ваши знания с информацией в таблице «Бессоюзное сложное предложение» о постановке двоеточия.

Расставьте знаки в БСП (демонстрация экрана)

Я должен помнить: печаль пройдёт.

Природа была чудная: светило солнце дул лёгкий ветерок.

Он  поднял глаза над садом: сияло небо.

Мария не вернётся обратно: уж очень она обиделась.

учебник

https://www.youtube.com/watch?v=63PYCPQJwLw

5

Решение проблемы

Проведение исследования.

 Когда же ставится двоеточие в БСП?

1. Смотрят учебный фильм.

2. Оформляют записи в таблицу «Двоеточие в БСП».

Сравнивают с правильным вариантом на слайде

6

Коррекция

Проверка результатов, просмотр или прослушивание и корректировка ответов.

Zoom

Чат, прямой эфир

7

Самостоятельная работа

Тестовое задание

Skysmart

      

Skysmart

8

Оценивание

Анализируют результаты, разбирают ошибки.

Skysmart

Skysmart 

9

Рефлексия

домашнее задание, инструктаж по его выполнению

(По выбору учащихся)

1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Что такое отзывчивость», используя  БСП (Задание повышенной сложности: работа с одаренными детьми)

2. Выпишите из романа Герой нашего времени» 7 БСП, выделите основы, графически докажите постановку тире. (Высокий уровень).

3. Выучите правило и выполните упр. 261 в учебнике (базовый уровень).

Zoom

Чат, прямой эфир

Сценарий урока по модели «Перевернутый класс»

Основное отличие такого урока заключается в том, что учебная деятельность ученика как бы переворачивается: на занятие он приходит, чтобы применить самостоятельно добытые знания. Но эта модель не исключает учительской поддержки. Она переформатирует его деятельность, переводя педагога из ретранслятора знаний в навигатора, что обеспечивает не только высокий образовательный результат школьников, но и создает реальные условия для формирования УУД. Именно поэтому мы считаем такую модель наиболее эффективной.

Этап урока

Содержание этапа

ресурсы

ссылка

1

Самостоятельное изучение нового материала.

Задание:

  1. Познакомьтесь с теорией «Постановка двоеточия в БСП»
  2. Выполните задания для самоконтроля.

Учебник

Skysmart

https://www.youtube.com/watch?v=63PYCPQJwLw

Skysmart

2

Отработка изученного материала в режиме видеоконференции.

1.Проверка домашнего задания.

2. Разбор сложных заданий.

3. Тренировочный тест «

4. Проверка и оценка результатов.

5.Итоговый контроль.

6.Рефлексия.

Skysmart

3

Консультирование

Индивидуальное консультирование в чате

Zoom

чат

 

Подведем итоги
7 советов по организации дистанционного урока

Условие

Решение

Тщательная подготовка к уроку.

Выбор интересных и качественных материалов.

Соблюдение структуры урока.

Мотивация, актуализация, целеполагание, подведение итогов, рефлексия

Оптимальный выбор обучающих платформ и сервисов для организации дистанционного обучения.

Skysmart + ZOOM

Оптимальный выбор модели урока

Перевернутый класс

Знание особенностей протекания познавательных процессов в дистанционном режиме.

Смена видов деятельности, активный отдых на переменах, соблюдение норм СанПин.

Инициирование обратной связи

чат

Девиз: творить, пробовать, искать и развиваться!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/419369-kak-organizovat-distancionnyj-urok


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование платформы ZOOM для проведения онлайн-уроков

Слайд 2

Плюсы и минусы платформы «+» * Бесплатный сервис * Легко подключиться и использовать * Возможность подключения до 100 человек * Возможности управления конференцией только у организатора * Видно и слышно всех участников

Слайд 3

Плюсы и минусы платформы «-» Требуется высокая скорость интернета Современное оборудование: системное и дополнительное(микрофон, наушники, гарнитура ) Продолжительность 40 минут Низкая защищенность системы Мало возможностей для проведения контроля

Слайд 4

Наглядное сопровождение урока Демонстрация презентаций Power Point Демонстрация презентаций в программе SMART NOTEBOOK Использование Доски объявлений в ZOOM Использование видеороликов

Слайд 8

презентации Power Point

Слайд 10

SMART NOTEBOOK

Слайд 11

Доска сообщений ZOOM

Слайд 12

Доска сообщений ZOOM

Слайд 13

Использование чата ZOOM Высказать своё согласие/несогласие (+, - ) Записать свой ответ примера, решение задачи Пишем словарные диктанты, математические диктанты Проверяем орфограммы

Слайд 14

Тест 1. О каком хлебе просил народ в русской народной песне «Весна , весна красная»? а) высоком б) обильном в) сильном 2. Из какого произведения эти строки: «С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна...» а) А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами». б) А. П. Чехов «Весной». в) Г. А. Скребицкий «Весна-художник». 3. Назовите жанр произведения Г . А. Скребицкого «Весна-художник». а) сказка б) рассказ в) народная песня 4. Кто из авторов называет весну «утро года»? а) С. Я. Маршак б) А. С. Пушкин в) А. А. Ахматова

Слайд 15

Найди числа, которые делятся на 5 5, 1, 10, 54, 15, 20, 22, 35, 41, 45 , 33, 0, 30, 60

Слайд 16

Попробуй заменить на выражение > на 4 a+4 < на 4 a-4 > в 4 раза a*4 < в 4 раза a:4

Слайд 17

Сессионные залы

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение публицистического жанра (8 класс) Описание архитектурного памятника села. Составила: В.А. Бабушкина, учитель русского языка и литературы МАОУ Абатская СОШ №1

Слайд 2

Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости. А.С.Пушкин Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий, памятников. Аполлон Григорьев

Слайд 3

У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых.

Слайд 4

В сочинении нужно добиваться Соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам; Точного подбора слова для выражения мысли; Простоты изложения, исключения примитивных выражений и словесных штампов; Выразительности и эмоциональности речи; Точности в изложении литературных и исторических фактов.

Слайд 5

Приметы публицистического стиля Информативность Эмоциональность Возможное наличие риторических вопросов и обращений Четкость, краткость и емкость изложения Ясно выраженная авторская позиция

Слайд 6

Специфика памятника как скульптурного произведения Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличие от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг. Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент). Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя связана с постаментом, а весь памятник – с пространством улицы, площади, окружающими зданиями.

Слайд 7

Возможные вопросы во собирания материала о памятнике Каков общий вид памятника? Как памятник вписывается в пространство местности? Каков вид памятника с разных точек обзора? Из какого материала выполнен? Каковы особенности скульптурного изображения? Какое впечатление произвел на вас памятник? О чем заставил задуматься?

Слайд 8

План: 1. Вступление: а) память о воинах-интернационалистах. Уважение к ним; б) общие сведения о памятнике (место расположения, автор, время открытия). 2. Основная часть. Описание памятника: а) общий вид; б) описание основной скульптурной группы; в) постамент; г) окружение памятника (композиционный ансамбль). 3. Заключение: а) мероприятия возле памятника; б) значение памятника.

Слайд 9

21 сентября в селе Абатское состоялась торжественная церемония открытия памятника воинам-землякам, погибшим в локальных конфликтах.

Слайд 10

Речевые конструкции (клише): Памятник выражает уважение потомков к тем, кто воевал во имя Отчизны. При взгляде на памятник внимание сосредотачивается на ... У подножия памятника всегда живые цветы. Постамент окружают... Они прекрасно гармонируют, образуя единый композиционный ансамбль.

Слайд 11

Памятник- монумент-скульптура- Скульптурная группа- статуя. Грандиозный- величественный. Создать-воздвигнуть- соорудить. Запечатлеть- увековечить. Постамент – пьедестал. Архитектурный ансамбль.



Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 8Б классе.                                  Учитель В.А. Бабушкина

Тема: Подготовка к публицистическому сочинению о памятнике культуры нашего села.(8 класс)

Цель:

1) Обучающая – формирование умения работы над сочинением-описанием памятника.

2) Развивающая – развить навыки монологической речи; расширить речевую компетентность.

3) Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к памятникам истории и культуры.

Задачи:

1) Собрать материал к сочинению, обучить порядку работы над сочинением публицистического типа.

2) Познакомить со значением слов художественно-искусствоведческой терминологии.

3) Воспитывать уважительное отношение к истории своей страны, к ее культурному наследию.

Оборудование: ИКТ, «Толковый словарь русского языка» под редакцией С. И. Ожегова, репродукции памятников города. 
К уроку прилагается компьютерная презентация.

Предполагается предварительное посещение памятника.

Ход урока

Эпиграф:

  1. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский)

Пушкин  - эпиграф - слайд

2. Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников. (Аполлон Григорьев)

1.1. Вступительное слово учителя:

1 слайд (слова Паустовского)

К  уроку я подобрала 3 эпиграфа. 1 – слова Константина Паустовского. Как вы думаете, ребята, с какой целью? Чем мы будем заниматься на уроке? Правильно, что-то описывать словами, сочинять текст. Мы будем учиться писать сочинение.

2 слайд

Обратимся ко 2 эпиграфу. 3 слайд (слова А. Григорьева)

Аполлон Григорьев сказал: «Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников». Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева? Почему автор боялся жить в таком городе?

У каждого населённого пункта есть  свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых. Какие памятники у нас есть (памятник воинам карателям, памятник погибшим в годы ВОв…

Итак, объектами нашего внимания на уроке выступят слова:

сочинение – Абатское – памятники.  – на доске…

Давайте определим тему нашего урока: «Подготовка к публицистическому сочинению о памятнике культуры нашего села ». Запись в тетрадях темы урока. 4 слайд (тема).

1.2. Постановка целей урока:

Теперь обозначим цели нашего занятия:

  • Научиться работать над сочинением – описанием памятника истории или культуры.
  • Развить свою речь.
  • Узнать что-то новое, расширить свой кругозор.
  • Воспитать уважительное отношение к своему селу.5 слайд (цели).

2.1. Итак, если наша первостепенная цель – научиться работать над сочинением, то давайте вспомним, чего нужно добиваться в сочинении6 слайд (чего нужно добиваться в сочинении).

  • Соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам;
  • Точного подбора слова для выражения мыслей;
  • Простоты изложения, исключения примитивных выражений и словесных штампов;
  • Выразительности и эмоциональности речи;
  • Точности в изложении литературных и исторических фактов.

Так как ваша задача написать публицистическое сочинение, то вспомним приметы публицистического стиля:

7 слайд (приметы публицистического стиля)

  • Информативность;
  • Эмоциональность;
  • Возможное наличие риторических вопросов или обращений;
  • Четкость, краткость и емкость изложения;
  • Ясно выраженная авторская позиция.

Напомните структуру сочинения. Из каких частей оно состоит? (Вступление, основная часть, заключение). С чего мы начинаем работу над сочинением? (С составления плана)

Работа над составлением плана сочинения.

При составлении плана учитываем схему:

Абатское – памятные места – любовь к родному городу.
Индивидуальная работа по составлению плана.

У доски 1 ученик

План (возможный вариант):

  1. Абатское – село историческое.
  2. Памятники… (церковь….):

    А) история создания ;

    Б) особенности архитектуры (каковы особенности горизонтального и вертикального членения здания; есть ли на здании украшения; как связано здание с окружающей местностью, где расположено);

    В) культурное значение.

    3. Я люблю своё село.

8 слайд (план)

2.3. Итак, подводим промежуточные итоги, что мы сделали?

  • Определили тему сочинения
  • Обозначили замысел своей работы
  • Составили план.

Давайте подберем ключевые слова к вступлению и заключению. Работа с таблицей на местах, сравниваем со слайдом.9 слайд (ключевые слова)

Я предлагаю вам поработать сейчас над вступлением и заключением.

Вступление  (у доски 1 ученик)

Предполагаемый текст

Я живу в Селе Абатском. Нашему селу…

В 1680 г. для наблюдения за движением кочевников возник Абацкий острог, именуемый как форпост № 868. В 1695 на основе форпоста возникла Абатская слобода. Через Абатское проходил Сибирский тракт.

22 января 1890 г., проезжая через село в Петербург, скончался страдавший чахоткой томский губернатор А. П. Булюбаш.

В мае 1890 г. А. П. Чехов, путешествующий по Сибирскому тракту в сторону Сахалина, посетил село, о котором красочно рассказал в своих записках «Из Сибири»[3]. В 19641992 — посёлок городского типа Абатский.

Это село со славным прошлым, интересным настоящим и прекрасным будущим. О прошлом города говорят сохранившиеся памятники – свидетели ушедших дней. Именно памятники культуры и истории соединяют прошлое и настоящее. Часто я со своими друзьями или родителями гуляю по улицам. Как красив он! Вот церковь, вот Краеведческий музей, дальше река Ока… Каждый абатчанин знает эти места! И сегодня я хочу рассказать о …

Заключение (у доски 1 ученик)

Предполагаемый текст

Я живу в Абатском. Это мой дом. Из поколения в поколение передаются рассказы о важнейших событиях, выдающихся личностях, их подвигах и великих делах, выстраиваются новые здания, возводятся памятники. Они свидетели истории. Я патриот своей страны, своего города. Я люблю свой город и считаю, что нужно знать историю своего края!

Анализируем предложенные варианты с точки соответствия публицистическому стилю.

2.4. Как должна складываться наша работа далее?

Мы должны наполнить свое сочинение конкретным материалом.
Беседа о специфике памятника как скульптурного сооружения.

Слово учителя

Что такое памятник? 10 слайд (что такое памятник)

Словарь С. И. Ожегова дает такое определение

Памятник

  1. Скульптура или архитектурное сооружение в память чего или кого-либо (выдающейся личности, исторического события), например памятник А. С. Пушкину
  2. Сохранившийся предмет культуры прошлого

Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличие, например, от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг.

Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как весь памятник с пространством улицы, площади, с окружающими зданиями. Очень важен выбор материала. Обычно памятники стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза, иногда дерево. Над созданием произведений монументального искусства обычно работает творческий коллектив. Создатель памятника, автор его – скульптор (ваятель) или архитектор, декоратор заботится об окружении, о деталях окружения памятника (фонари, ограда, иногда водное пространство и т.д.). Иногда в творческий коллектив входит и садовник.

2.5. Физкультминутка.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

  • Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок шейных кровеносных сосудов, раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
  • И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 – обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 – и. п. то же налево. Повторить 4 – 6 раз. Темп быстрый.

Упражнение для глаз при работе с компьютером

  • Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 – 15.
  • Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами посмотреть направо на счет 1 – 4, затем налево на счет 1 – 4 и прямо на счет 1 – 6. Поднять глаза вверх на счет 1 – 4, опустить вниз на счет 1 – 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 – 6. Повторить 4 -5 раз.
  • В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.

Проанализируем нашу работу. Мы:

  • Определили тему сочинения
  • Обозначили замысел своей работы
  • Составили план.
  • Подобрали ключевые слова к вступлению и заключению и некоторые к основной части
  • Собрали материал к данному сочинению.

Осталось написать свою работу.

3. Рефлексия. Слайд 22 (цели)

Ребята, в начале занятия мы ставили перед собой определенные цели, как вы думаете, добились ли мы поставленных перед собой целей? Над чем еще нужно поработать? Какие трудности у вас возникли?

4. Выставление отметок.

5. Домашнее задание

Написать публицистическое сочинение о памятнике культуры нашего села.


Предварительный просмотр: