Разработки уроков

Разработки уроков по русскому языку и литературе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Русский язык красив певуч выразителен гибок послушен ловок и вместителен» А.И.Куприн

Слайд 2

Урок в рамках ЕМД январь 2023 Обобщающий у рок по теме: «Однородные члены предложения»

Слайд 4

Однородные члены предложения 1.Относятся к одному и тому же слову 2. Обычно отвечают на один и тот же вопрос 3. Выполняют одну и ту же роль в предложении 4. Выражены одной частью речи 5. Связаны бессоюзной и союзной связью

Слайд 7

«Русский язык красив певуч выразителен гибок послушен ловок и вместителен» Задание. Спишите предложение в тетрадь, расставьте недостающие знаки препинания, составьте схему к данному предложению.

Слайд 8

«Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» [ О, О, О, О, О, О и О ] = = = = = = = Проверка.

Слайд 9

Задание 1. В данных предложениях расставить знаки препинания. Соотнести предложения с предложенными схемами. В первую часть таблицы вписать номер схемы, соответствующий данному предложению. 1 Радостью счастьем надеждой всем поделись со своими друзьями. 2 Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад. 3 Друг говорит в глаза не только о достоинствах но и о недостатках своего товарища. 4 Далеко гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром. 5 Косая туча птиц заслонила леса небо синеющую даль. 6 Казаки вполголоса но дружно рассмеялись. 7 В людях мы особенно ценим следующие черты ум волю трудолюбие. 8 То садилс я он на диван то подходил к окну то хотел мыслить. 9 Родные места узенькая речка заросшая тропинка к дому, старый сад заставили сердце биться сильнее. 1) [ О, О, О ] 2) [ О и О ] 3) [ О, но О ] 4) [ и О, и О, и О, и О ] 5) [ То О, то О, то О ] 6) [ … не только О но и О ] 7) [ О: О, О, О - … ] 8) [ О, О, О - О ] 9) [ О: О, О, О ]

Слайд 10

Проверка. 1 Радостью, счастьем, надеждой – всем поделись со своими друзьями. №8 2 Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад. №2 3 Друг говорит в глаза не только о достоинствах, но и о недостатках своего товарища. №6 4 Далеко гулы повторяют и рёв, и треск, и шум, и гром. №4 5 Косая туча птиц заслонила леса, небо, синеющую даль. №1 6 Казаки вполголоса, но дружно рассмеялись. №3 7 В людях мы особенно ценим следующие черты: ум, волю, трудолюбие. №9 8 То садилс я он на диван, то подходил к окну, то хотел мыслить. №5 9 Родные места: узенькая речка, заросшая тропинка к дому, старый сад – заставили сердце биться сильнее. №7 1) [ О, О, О ] 2) [ О и О ] 3) [ О, но О ] 4) [ и О, и О, и О, и О ] 5) [ То О, то О, то О ] 6) [ … не только О но и О ] 7) [ О: О, О, О - … ] 8) [ О, О, О - О ] 9) [ О: О, О, О ]

Слайд 11

Задание 2 . Найти предложения с однородными и неоднородными определениями и записать только номера этих предложений. 1вариант – однородные определения; 2вариант – неоднородные определения. 1. На поляне росли большие красивые маки. 2. Мы переходили речку через большой каменный мост. 3. С горы были видны соломенные, черепичные, деревянные крыши ближайшего селения. 4. На ней было надето длинное белое платье. 5. На дворе стояла совершенно чёрная, непроницаемая ночь. 6. Что-то необыкновенно широкое, размашистое тянулось по степи. 7. Река уходила в золотые, синие от осени леса. 8. Я люблю клюквенный, малиновый, томатный сок. 9. летние московские вечера бесконечны. 10. Свежий морской ветер принёс прохладу.

Слайд 12

Проверка. 1 вариант. 3,5,6,7,8 2 вариант. 1,2,4,9,10

Слайд 13

Задание 3. Предложения нужно написать в соответствии со схемами так, чтобы получился текст. Поставить недостающие знаки препинания . Определите синтаксическую роль однородных членов. 1. На баяне исполняют не только народную но и классическую музыку. 2. Баян большая гармоника со сложной системой ладов. 3. Голос его звучит всюду на конкурсах музыкантов-исполнителей в концертных залах филармоний рабочих и сельских клубах. 4. Весёлое пение жаворонка на рассвете и звонкое журчание ручейка раздольные мелодии и мощь органных аккордов всё доступно этому волшебнику в руках искусного мастера. 1. [ - = ] 2. [ О и О, О и О - О ] 3. [ … не только О, но и О ] 4. [ О: О, О, О ]

Слайд 14

Проверка. 2, 4, 1, 3 2. Баян - большая гармоника со сложной системой ладов. 4. Весёлое пение жаворонка на рассвете и звонкое журчание ручейка, раздольные мелодии и мощь органных аккордов - всё доступно этому волшебнику в руках искусного мастера. 1. На баяне исполняют не только народную, но и классическую музыку. 3. Голос его звучит всюду: на конкурсах музыкантов-исполнителей в концертных залах филармоний, рабочих и сельских клубах .

Слайд 15

4. Творческое задание. Переработайте текст, включив в него однородные члены. Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.

Слайд 16

Проверка. Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.

Слайд 17

Задание 5. Исправьте грамматические ошибки в предложениях с однородными членами, определите их вид. 1. Он умён и великодушный. 2. В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба. 3. школьники не только наблюдали солнечное затмение, но и приливы воды в океане. 4. В чулане было много разной мебели: столы, шкафы, стулья. 5. Я люблю футбол, баскетбол и кататься на лыжах.

Слайд 18

Проверка. 1. Он умён и великодушен. Ошибка: нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное. 2. В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи. Ошибка: смешение родо - видовых понятий в ряду однородных членов. 3. Школьники наблюдали не только солнечное затмение, но и приливы воды в океане. Ошибка: неправильное употребление двойных союзов. 4. В чулане было много разной мебели: столов, шкафов, стульев. Ошибка: все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. 5. Я люблю футбол, баскетбол и катание на лыжах. Ошибка: нельзя объединять как однородные члены имя существительное и инфинитив .

Слайд 19

Домашнее задание. Кв стр.162-163, 1 ряд – упр. 344, 2,3 ряды – упр.343

Слайд 20

Рефлексия. 1. Урок полезен, всё понятно… 2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно… 3. Ещё придётся потрудиться… 4. Да, трудно всё-таки учиться…