5.1 Банк заданий по формированию читательской грамотности

Банк заданий по формированию читательской грамотности

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Найдите указание время действия, с которого начинается и заканчивается повествование в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Правильный ответ: Май 1912г-март 1922 г

  1. Укажите, кто из русских поэтов не переводил «Слово о полку Игореве»:

1.Н.А. Заболоцкий

2.А.А.Фет

3.М.Ю.Лермонтов

4.В.А.Жуковский

Правильный ответ: 2, 3

3. Рассмотри иллюстрации к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». На каких иллюстрациях изображены герои — реальные исторические лица?

1) А, Б

2) В, Г

3) А, В

4) А, Д

5) Б, Г

А. XIV-2 L 11 Red (1)b

Г. XIV-2 L 11 Red (4)a

Б. XIV-2%20L%2011%20Red%20(2)b

Д. XIV-2%20L%2011%20Red%20(5)a

В. XIV-2%20L%2011%20Red%20(3)b

Правильный ответ: 3

4. Соотнесите пространства и связанных с ними героев романа Достоевского «Преступление и наказание».

Пространство

Герой

1) «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид».

A) Мармеладовы

2) «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье».

B) Алена Ивановна (старуха-процентщица)

3) «Это была очень небольшая комната, с огромным киотом образов. У другой стены стояла большая постель, весьма чистая, с шелковым, наборным из лоскутков, ватным одеялом».

C) Родион Раскольников

4) «Комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое».

D) Соня Мармеладова

5) «Кабинет его была комната ни большая, ни маленькая: стояли в ней: большой письменный стол перед диваном, обитым клеенкой, бюро, шкаф в углу и несколько стульев».

E) Порфирий Петрович

Правильный ответ: 1С, 2А, 3В, 4D, 6Е

5. Выберите все предложения, соответствующие главам 1-7 (часть 1) романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

1. «…Страшный холод  обхватил его; но холод был и от лихорадки, которая уже давно началась  с ним во сне..»

2. «…Письмо матери его измучило. Но относительно главнейшего, капитального пункта сомнений в нем не было ни на минуту, даже в то еще время, как он читал письмо…»

3. «…странная мысль пришла ему вдруг: встать сейчас, подойти к Никодиму Фомичу и рассказать ему все вчерашнее, все до последней подробности».

4. «…И видел я тогда, молодой человек, видел я, как затем Катерина Ивановна, так же ни слова ни говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла…»

Правильный ответ: 2, 4

6. Прочитайте текст. Ответьте письменно на вопросы

Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.

- Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.

Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

- Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.

- Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!

- Батько, что ты сделал? Это ты убил его? - сказал подъехавший в это время Остап.

Тарас кивнул головою.

Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:

- Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

- Погребут его и без нас! - сказал Тарас, - будут у него плакальщики и утешницы!

И минуты две думал он, кинуть ли его на расхищенье волкам-сыромахам или пощадить в нем рыцарскую доблесть, которую храбрый должен уважать в ком бы то ни было. Как видит, скачет к нему на коне Голокопытенко:

- Беда, атаман, окрепли ляхи, прибыла на подмогу свежая сила!..

Не успел сказать Голокопытенко, скачет Вовтузенко:

- Беда, атаман, новая валит еще сила!..

Не успел сказать Вовтузенко, Пысаренко бежит бегом, уже без коня:

- Где ты, батьку? Ищут тебя козаки. Уж убит куренной атаман Невылычкий, Задорожний убит, Черевиченко убит. Но стоят козаки, не хотят умирать, не увидев тебя в очи; хотят, чтобы взглянул ты на них перед смертным часом!

- На коня, Остап! - сказал Тарас и спешил, чтобы застать еще козаков, чтобы поглядеть еще на них и чтобы они взглянули перед смертью на своего атамана.

Но не выехали они еще из лесу, а уж неприятельская сила окружила со всех сторон лес, и меж деревьями везде показались всадники с саблями и копьями. "Остап!.. Остап, не поддавайся!.." - кричал Тарас, а сам, схвативши саблю наголо, начал честить первых попавшихся на все боки. А на Остапа уже наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочило: с одного полетела голова, другой перевернулся, отступивши; угодило копьем в ребро третьего; четвертый был поотважней, уклонился головой от пули, и попала в конскую грудь горячая пуля, - вздыбился бешеный конь, грянулся о землю и задавил под собою всадника. "Добре, сынку!.. Добре, Остап!.. - кричал Тарас. - Вот я следом за тобою!.." А сам все отбивался от наступавших. Рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову, а сам глядит все вперед на Остапа и видит, что уже вновь схватилось с Остапом мало не восьмеро разом. "Остап!.. Остап, не поддавайся!.." Но уж одолевают Остапа; уже один накинул ему на шею аркан, уже вяжут, уже берут Остапа. "Эх, Остап, Остап!.. - кричал Тарас, пробиваясь к нему, рубя в капусту встречных и поперечных. - Эх, Остап, Остап!.." Но как тяжелым камнем хватило его самого в ту же минуту. Все закружилось и перевернулось в глазах его. На миг смешанно сверкнули пред ним головы, копья, дым, блески огня, сучья с древесными листьями, мелькнувшие ему в самые очи. И грохнулся он, как подрубленный дуб, на землю. И туман покрыл его очи.

  1. Как показано в этой сцене внутреннее состояние Андрия? Какие необычные сравнения использует Гоголь при изображении этого героя?
  2. О чём думал в этот момент Тарас Бульба? Что он сказал после убийства сына? Как вы думаете, к кому обращены эти слова?
  3. Есть ли в русской или зарубежной литературе сцены детоубийства и в чем их можно сопоставить с приведенным фрагментом?


Предварительный просмотр:

Читательская грамотность


 

Задания на проверку читательских умений:

  • находить и извлекать информацию;
  1. Внимательно прочитайте 137 – ой сонет великого английского драматурга У.Шекспира. Укажите все верные варианты ответов, в которых указаны средства выразительности, используемые в тексте стихотворения.

Любовь слепа и нас лишает глаз. Не вижу я того, что вижу ясно.

Я видел красоту, но каждый раз

Понять не мог, что дурно, что прекрасно. И если взгляды сердце завели

И якорь бросили в такие воды, Где многие проходят корабли,- Зачем ему ты не даёшь свободы? Как сердцу моему проезжий двор

Казаться мог усадьбою счастливой? Но всё, что видел, отрицал мой взор, Подкрашивая правдой облик лживый. Правдивый свет мне заменила тьма, И ложь меня объяла, как чума.

Перевод С.Я.Маршака

  1. антитеза,
  2. сравнение,
  3. гипербола,
  4. развернутая метафора,
  5. оксюморон,
  6. инверсия.

Ответ:1246

  1. Выберите только те метафоры, с помощью которых поэт рисует небезупречный в нравственном плане облик лирической героини.
  1. И якорь бросили в такие воды, Где многие проходят корабли.

  2. Я видел красоту, но каждый раз

Понять не мог, что дурно, что прекрасно.

  1. Как сердцу моему проезжий двор Казаться мог усадьбою счастливой?
  2. Любовь слепа и нас лишает глаз.

Не вижу я того, что вижу ясно.

Ответ: 13

  • интегрировать и интерпретировать информацию:

1. Внимательно перечитайте 137 – ой сонет великого английского драматурга У.Шекспира и рассмотрите произведение живописи бельгийского художника - сюрреалиста Рене Магритта «Влюбленные». Выберите все верные утверждения, точно раскрывающие идейное содержание этих произведений.

  1. Персонажи картины Р.Магритта и лирический герой и лирическая героиня сонета У.Шекспира являются загадкой друг для друга, к тому же они так поглощены страстью, что не видят и не слышат ничего вокруг.
  2. В том и другом произведении интерпретируется известное выражение: «Любовь слепа». Причем любовь не просто слепа, она лишает человека способности трезво мыслить.
  3. Поэт эпохи Ренессанса и художник 20 века говорят об одном и том же: «Любовь- чувство, не поддающееся рассудку, необъяснимое. Любовь слепа, мы на многое закрываем глаза, многое прощаем».
  4. Р.Магритт и У.Шекспир изобразили самодостаточную любовь. Влюбленные не нуждаются в зрительном контакте – так как чувствуют друг друга даже тогда, когда не видят. Истинные чувства не знают никаких материальных преград.

Ответ:23

2. Каким рисует нам У.Шекспир образ лирического героя в 137-м сонете? Сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста.

Примерный ответ:

Лирический герой 137-го сонета У.Шекспира показан влюбленным человеком, который не желает замечать недостатков своей возлюбленной. Любовь ослепила его. Все ему кажется идеальным, и он готов спорить с окружающим миром, обществом и самим собой. Но в то же время мы видим и раздвоение личности лирического героя: его разум и сердце в

неразрешимом конфликте. Умом он понимает, что его возлюбленная далеко не безупречна в нравственном плане, но любящее сердце отказывается принимать очевидное.

  • осмыслять и оценивать содержание и форму текста:

1.Укажите лишний элемент, который не входит в традиционный круг принципов построения сонета:

1.Утверждение. 2.Опровержение.

  1. Суждение.

  1. Объяснение.

  1. Указание противоречия. 6.Вывод.

Ответ: 3

2.Из предложенного списка выберите произведения, в которых отражен мотив слепой, странной, всепрощающей любви:

  1. А.И.Куприн «Гранатовый браслет»

  1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

  1. Л.Н.Толстой «Война и мир»

  1. Ф.М.Достоевский «Белые ночи»

  1. М.Горький «Макар Чудра»

Ответ: 134



Предварительный просмотр:

Разработка заданий по читательской грамотности

Задание 1 (нахождение информации; её интерпретация)

Прочитайте главу 4 «Счастливые» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Найдите информацию и заполните таблицу.

Персонаж

В чём счастье персонажа?

(цитата)

Признали ли странники

счастливым этого героя?

Дьячок

Старуха

Солдат

Каменотёс

Каменщик

Дворовый человек

Белорус

Мужик со скулой

Нищие

Кого из этих персонажей вы бы могли назвать счастливым? Почему?

Задание 2 (нахождение и извлечение информации)

Выберите утверждения, которые соответствуют истории и содержанию романа "Отцы и дети".

  1. Базаров был родственником Кирсановых.
  2. На судьбу Павла Петровича сильно повлияла любовь к княгине Р.
  3. Ситников - единомышленник и соратник Базарова.
  4. Катя вышла замуж за Аркадия.
  5. Критик Писарев восславил нигилизм Базарова, героизм его характера.

Задание 3 (нахождение информации; осмысление текста)

Подготовьте характеристику героев произведения (по 1 главе). В рабочих тетрадях заполните таблицу.

Критерии для сопоставления

Кирила Петрович Троекуров

Андрей Гаврилович Дубровский

Чем был знаменит?

Какую характеристику даёт герою Пушкин в начале

романа?

Можно ли, опираясь на эту характеристику, говорить о герое как о приятном в общении

человеке?

Как относятся к герою соседи,

губернские чиновники?

Доволен ли таким положением

герой? Почему?

Как понимает герой, что такое

честь?

Что, по мнению автора, объединяет этих, казалось бы, совершенно разных людей? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Задание 4 (нахождение информации; интеграция и интерпретация; оценка содержания текста)

Прочитайте фрагмент произведения и письменно ответьте на вопросы.

Карамзин Николай Михайлович

«История государства Российского» (фрагмент)

Том 9; Глава 3

Муж храбрый, именем Молчан Митьков, нудимый Иоанном выпить чашу крепкого меда, воскликнул в горести: "О Царь! Ты велишь нам вместе с тобою пить мед, смешанный с кровию наших братьев, Христиан правоверных!" Иван вонзил в него свой острый жезл. Митьков перекрестился и с молитвою умер.

Таков был Царь; таковы были подданные! Ему ли, им ли должны мы наиболее удивляться? Если он не всех превзошел в мучительстве, то они превзошли всех в терпении, ибо считали власть Государеву властию Божественною и всякое сопротивление беззаконием; приписывали тиранство Иваново гневу небесному и каялись в грехах своих; с верою, с надеждою ждали умилостивления, но не боялись и смерти, утешаясь мыслию, что есть другое бытие для счастия добродетели и что земное служит ей только искушением; гибли, но спасли для нас могущество России: ибо сила народного повиновения есть сила государственная.

Довершим картину ужасов сего времени: голод и мор помогали тирану опустошать Россию. Казалось, что земля утратила силу плодородия: сеяли, но не сбирали хлеба; и холод и засуха губили жатву. Дороговизна сделалась неслыханная: четверть ржи стоила в Москве 60 алтын или около девяти нынешних рублей серебряных. Бедные толпились на рынках, спрашивали о цене хлеба и вопили в отчаянии. Милостыня оскудела: ее просили и те, которые дотоль сами питали нищих. Люди скитались как тени; умирали на улицах, на дорогах. Не было явного возмущения, но были страшные злодейства: голодные тайно убивали и ели друг друга! От изнурения сил, от пищи неестественной родилась прилипчивая смертоносная болезнь в разных местах. Царь приказал заградить многие пути; конная стража ловила всех едущих без письменного вида, неуказною дорогою, имея повеление жечь их вместе с товарами и лошадьми. Сие бедствие продолжалось до 1572 года.

Но ни Судьба, ни тиран еще не насытились жертвами. Не заключим, а только прервем описание зол, чтобы с удивлением видеть Ивана как бы равнодушного, спокойного в его неутомимой политической деятельности.

Вопросы к документу

  1. О каком правителе идет речь в источнике? Какими чертами характера он обладает?
  2. Какие черты художественного и научного литературного стиля вы смогли бы выделить в нем? (цитата

+ обоснование своей точки зрения)

  1. Какие литературные произведения о правлении Ивана Грозного вам знакомы? Каким представляется он там?
  2. О каком мероприятии во внутренней политике повествуется во фрагменте?
  3. Какова позиция Н.М. Карамзина, автора произведения, об этом направлении во внутренней политике? Поработайте с фрагментом, чтобы ответить на этот вопрос.
  4. Какие художественные и научные средства использует Н.М. Карамзин для описания характеристики деятельности и личности Ивана Грозного?

Задание 5 (интерпретация информации; осмысление содержания текста)

Прочитайте новеллу А.А.Бестужева-Марлинского «Вечер на бивуаке». После чтения письменно ответьте на следующие вопросы:

  • Объясните смысл названия текста.
  • Какие проблемы освещает автор в этом произведении?
  • Каково значение эпиграфа в этом произведении?
  • Охарактеризуйте Мечина, главного героя новеллы. Расскажите о качествах его ума, души, характера. Можно ли назвать героя благородным человеком? Почему? Расскажите об отношении автора к герою.
  • Как раскрывается тема любви в этом произведении? Что такое, по мнению автора, любовь?
  • Какие идеалы утверждает автор в этом произведении? Расскажите об этом, подкрепив свой ответ примерами-иллюстрациями из текста.

Задание 6 (осмысление содержания)

Объясните значение фразы из басни И.А.Крылова «Волк на псарне»: «Ты сер, а я, приятель, сед».

«Переведите» эту фразу на разговорный язык.



Предварительный просмотр:

Практическая работа №3

«Разработка заданий по читательской грамотности»

****

В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уж и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.

Тот, кто не растет, умирает! – таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва- едва народившись.

Здесь можно было прорасти, но нельзя выжить.

Я сел возле пенька курить и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.

Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: «Вот оно в чем дело!»

Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.

Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.

Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, – я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне.

(Из книги «Затеси» В.П.Астафьева)

Задание 1. Путешествие автора происходит в Сибири. Что в тексте говорит об этом?

Задание 2. В своих произведениях Астафьев отдаёт предпочтение живой разговорной речи, с вкраплениями местных диалектных слов. Опираясь на контекст, выберите правильное объяснение диалектного слова волглый.

А. теплый

В. влажный, сырой С. рыхлый

D. бледный, неяркий

Задание 3. Почему В.П.Астафьев решил написать про елочку? Выберите наиболее убедительное, на ваш взгляд, объяснение.

  1. Она была очень красивая.
  2. Она символизировала погибших на войне молодых ребят.
  3. Она поразила его тем, что выросла на пне.
  4. Она «убедила» его в том, что смерть молодых ребят на войне  не была напрасной.

Задание 4. Среди названий, приведенных ниже, есть название, данное рассказу автором.

Как вы думаете, какое? Объясните, почему вы так думаете.

  1. «Таков закон жизни»
  2. «Бойкая елочка»
  3. «И прахом своим»
  4. «Случай в лесу»

Задание 5. Вот два разных мнения людей, прочитавших рассказ.

Первый говорит: «Елочка погибнет».

Второй говорит: «Елочка выживет».

Опираясь на текст, приведите аргументы, которыми каждый участник спора мог бы подтвердить свою точку зрения. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

Задание 6. Рассказ, которые вы прочитал, входит в книгу под названием «Затеси». В.П.Астафьев в предисловии к книге так объясняет значение этого слова: «А затесь – сама по себе вещь древняя и всем ведомая – это стес, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таежники для того, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога…»

Попробуйте объяснить, почему рассказ входит в книгу с таким названием. Какую «зарубку» оставит этот рассказ на вашей душе?

Задание 7. Перед вами фрагменты разных текстов. Один из них принадлежит В.П.Астафьеву и взят из книги «Затеси», другой – писателю М.М.Пришвину (книга «Лесная капель»). Какой из них, на ваш взгляд, написан Астафьевым? Объясните, почему вы так думаете.

Текст 1. «Реки рождаются в блаженной, вечной тишине. Рождение не терпит суеты, рождению нужен покой. Низкое, скупое на тепло и щедрое на свет солнце все же оплавляет спрессованные, тяжелые, как свинец, валы снегов, и разбегаются во все стороны юркие ручейки. Еще малые, еще хилые, тут же совсем близко сходятся они вместе и вперехлест, весело заплетаясь на ходу, катятся вниз по камням и осыпям. Вниз! Вниз! С хохотом и звоном. И уже не остановить их, не вернуть. Реки, что человеческие судьбы, - у них много поворотов, но нет пути назад».

Текст 2. «Опять ясный день с солнечным морозом, и ручьи по колеям на дороге, и жаркий час на сугробах в лесах, заваленных снегом.

Вылез, по брюхо утопая в сугробах, на лесную поляну, где пробегает мой любимый ручей. Нашел обнажение воды из-под снега возле берез и это снимал, как

начало весны года. Ночью мороз был так силен, что наст не везде проваливался, зато уж как провалишься, так здорово достается. Сейчас можно поутру забраться по насту глубоко в лес, и в полдень, когда разогреет, там в лесу и останешься, не вылезешь и будешь ждать ночного мороза, пока не намостит».

Задание 8. Афоризм (гр. aphorismos) – законченная мысль, выраженная сжато и емко, изречение. С афоризмами вы знакомились, читая комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума», роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». (Помните? «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», «Любви все возрасты покорны» и т.д.) Есть ли в текстах В.П.Астафьева афоризмы или афористические выражения? Если вы считаете, что есть, выпишите их.



Предварительный просмотр:

Задания на проверку читательской грамотности

Задания на нахождение и извлечение информации

  1. Укажите, пожалуйста, как зовут следующих героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Раскольникова, Мармеладова, Свидригайлова, Лужина, Разумихина, жену Мармеладова. Дайте развернутый ответ на вопрос, почему писатель предпочитает называть некоторых героев по фамилии.
  2. Как известно, героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» можно разделить на несколько групп. Какие это группы? Отметьте все правильные варианты.
  1. Лирические герои
  2. Главные герои
  3. Герои – маски
  4. Внесценические персонажи
  5. Второстепенные персонажи

Задания на интеграцию и интерпретацию информации

  1. Сравните описание жилища Плюшкина ( Н.В. Гоголь «Мертвые души») и кабинета Обломова (И.А. Гончаров «Обломов»). Основания для сопоставления определите сами. Сделайте вывод о том, что в творчестве И.А. Гончарова можно увидеть традиции Н.В. Гоголя.

  1. В драме А.Н. Островского «Гроза» Кулигина характеризуют так:

«Какой хороший человек! Мечтает себе - и счастлив…»

«…Так ты и знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю…»

Укажите героев, дающих такую характеристику Кулигину. С чьей оценкой персонажа вы согласитесь и почему? Можно ли считать Кулигина счастливым человеком?

Задания на осмысление и оценивание содержания и формы текста

  1. Сравните последние строки второй и четвертой строф стихотворения А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

Отметьте все неверные утверждения, связанные с проведенным сравнением:

А) Данные строки идентичны по форме.

Б) Данные строки одинаковы по значению и роли в стихотворении. В) В лирическом времени строки не отделяет друг от друга фраза « много лет прошло».

Г) В первом случае восторг лирического героя исполнен возможной любовью.

Д) Во втором случае восторг связан с реализацией счастливой любовной историей.

Зачем, по вашему мнению, поэт повторяет строки стихотворения?

  1. Заполните таблицу по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Первая часть

Вторая часть

Третья часть

Четвертая часть

Основные события этой

части романа

Время года, когда происходят

эти события

Сопоставьте части романа с элементами композиции. Сделайте вывод о том, как композиция романа связана с его идейным содержанием.



Предварительный просмотр:

Тема: «Разработка заданий по читательской грамотности» по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

Блок 1. Задания на проверку читательских умений находить и извлекать информацию

  1. Какие темы затрагиваются в произведении Пушкина «Дубровский»? Из предложенных вариантов выберите верные.

а. тема народного восстания

б. тема обличения быта и нравов провинциальных помещиков в. любовная тема

г. эпическое изображение военных действий

  1. Пользуясь текстом, составьте характеристику Владимира Дубровского

  1. О каком эпизоде идет речь? Соотнесите иллюстрацию с текстом произведения

Иллюстрация

Эпизод

  1. Узнайте героев романа по описанию.

Герой:

Герой:

Герой:

Этот герой «…выказывал

«Он лишился матери

«…в залу вошёл,

пороки человека

с малолетства и,

насилу передвигая

необразованного»,

почти не зная отца

ноги, старик

«Надменный… с людьми

своего, был привезён

высокого роста,

самого высшего звания», «с

в Петербург на

бледный и худой, в

крестьянами и дворовыми

восьмом году своего

халате и колпаке».

обходился строго и своенравно»

возраста»

Блок 2. Задания на проверку читательских умений интегрировать и интерпретировать информацию

  1. На ленте времени расположите события согласно датам, когда они происходили.

  1. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика героев»

Дубровский Андрей Гаврилович

Троекуров Кирилл Петрович

Социальное положение

Внешность

Черты характера

Поступки

Отношение к окружающим

Отношение окружающих к герою

Блок 3. Задания на проверку читательских умений осмыслять и оценивать содержание и форму текста.

  1. Восстановите последовательность событий, происходящих в романе. а. Суд.

б. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского. в. Похороны Андрея Гавриловича.

г. Сумасшествие Дубровского.

д.        Ссора Дубровского и Троекурова.

  1. Докажите, что «Дубровский» - роман. Заполните таблицу цитатами или примерами из произведения

Признаки романа

Цитаты, примеры

Многообразие действующих лиц

Разветвлённость сюжета (несколько сюжетных линий)

Характеры героев даны в развитии

Связь героев с историческими событиями

Охват большого промежутка времени

  1. Учащимся предлагается вытянуть один лепесток и ответить на вопрос.

  1. Как характеризует старшего Дубровского случай на псарне?
  2. Чем занимался Троекуров, как проводил свободное время?
  3. Почему поссорились два помещика (Троекуров и Дубровский старший)?
  4. Могло ли быть продолжение дружбы старых помещиков?
  5. Встречали ли вы в жизни людей, которые такие же абсолютно противоположные , как Троекуров и Дубровский, но тем не менее дружат?
  6. Как вы относитесь к финалу дружбы помещиков (умирает положительный герой)?


Предварительный просмотр:

Бабушкина Валентина Алексеевна, МАОУ Абатская СОШ № 1

КИМ

для формирования функциональной грамотности

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

5 класс

Прочитайте текст - вступление, изучите инструкции по работе с онлайн-тренажёром ВебГрамотей и выполните задания 1 – 9.

Говоря о современном образовании, мы понимаем, что быстро изменяющийся мир вокруг нас обязывает также стремительно меняться и нам самим. Посудите сами: планшеты, мобильные телефоны, смарт-часы, очки виртуальной реальности и т.д. всё это прочно вошло в повседневную жизнь.

И на уроках показ презентаций, видеороликов, аудиоприложений - это уже не новинка, а само собой разумеющееся явление. Цифровые технологии - основа образования 21 века.

 Все мы, так или иначе, работаем с цифровыми ресурсами, электронными платформами. Кто-то больше, кто-то меньше. Электронный журнал наш ежедневный ресурс. Это и

Российская электронная школа

Учи.ру

Образовательная онлайн-платформа CERM.RU

Образовательный портал ЯКласс.

Проект «Инфоурок» https://infourok.ru/ - крупнейший образовательный интернет-проект в России, который ежедневно посещают более 1 000 000 человек.

Главное для нас - умение в многообразии электронных ресурсов отобрать тот материал, который, действительно, поможет и учителю и ученику на высшем уровне усвоить изучаемый материал.

Речь пойдёт об онлайн-тренажёре по орфографии и пунктуации.

Считаю, что этот тренажёр является ЭФФЕКТИВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ и формой контроля усвоения полученных знаний.

     

Тренажер представляет собой комплекс онлайн - упражнений на отработку правил орфографии для учащихся со 2-го по 11-й классы и сформирован на основе самых распространенных учебно-методических комплексов.

Преимущества онлайн-тренажёра ВебГрамотей для учащихся.

Сайт доступен как с персонального компьютера, так и с планшета или смартфона, поэтому ученики выполняют упражнение в любой удобный момент. Каждый работает в удобном для себя темпе. Можно выполнить всё задание за один вечер, потратив от 15 минут до получаса, а можно тренироваться несколько дней по 10 минут. Работу можно прервать и продолжить в любой момент. Можно сверяться со справочным материалом, так как в каждом задании дана теория по правилу.

Результат виден сразу, и его можно сравнить с результатами других учеников. В целом процесс обучения проходит интереснее, а поэтому эффективнее. Соревновательный дух мотивирует снова и снова выполнять упражнения. От этого растёт уровень усвоения правил орфографии и пунктуации.

Не нравится детям только по три раза печатать слово, в котором допустил ошибку. Но это вырабатывает терпение и настойчивость, и также мотивирует внимательнее выполнять задание, чаще обращаться к правилу при сомнении.

ВебГрамотей запоминает ошибки ученика и формирует индивидуальный образовательный маршрут, предлагая больше заданий на проблемные правила.

В.А. Бабушкина с использованием сайта https://gramotei.cerm.ru/

  1. Какова основная цель текста? Отметьте ОДИН правильный ответ.
  • Цифровые ресурсы и электронные платформы – главные составляющие современного образования.
  • Информирование об имеющихся сегодня интернет-ресурсах.
  • Рассказ о работе образовательных платформ.
  • Повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся с помощью онлайн-тренажена ВебГрамотей.
  1. Какое утверждение правильно передаёт содержание прочитанного текста? Отметьте ОДИН правильный ответ.
  • Чем больше образовательных электронный ресурсов, тем лучше и учителю, и ученику.
  • Чем развитее ребёнок, чем богаче  его только словарный запас, тем легче ему даётся правописание.
  • Трёнажер состоит из заданий по орфографии только для обучающихся 5-11 классов.
  • Онлайн-тренажёр ВебГрамотей доступен ученикам как с персонального компьютера, так и с планшета или смартфона.
  1. Что должен предпринять ученик, если он написал слово неправильно? Сформулируйте и запишите ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Где, в тексте или на картинке-слайде, автор определяет цель и задачи онлайн-тренажёра ВебГрамотей? Найдите и запишите ответ и перечислите задачи тренажёра.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Изучите информацию – слайды ниже, прочитайте разговор двух учеников и выполните задания. Аргументируйте свой ответ, опираясь на информацию инструкции по работе в тренажёре.

F:\изображение_viber_2021-11-14_16-52-20-233.jpg

F:\изображение_viber_2021-11-14_16-52-35-329.jpg

Миша, Вова и Саша на перемене обсуждают онлайн-тренажёр ВебГрамотей, о котором рассказала на уроке русского языка учитель.

- Как хорошо, что ВебГрамотей даёт возможность поработать не только над своей грамотностью по русскому языку, но и по английскому языку тоже, - восторженно сказал Вова.

- Да, ты прав. Задания по математике тоже пригодятся, - добавил Саша.

- Не понимаю, ребята! Какая математика? Какой английский язык? ВебГрамотей – это только на отработку орфографических и пунктуационных навыков, - возразил Миша.

  • Вова и Саша абсолютно правы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Прав Миша.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие ТРИ ограничения действуют при бесплатном режиме работы на онлайн-тренажёре ВебГрамотей?
  • 1 ограничение

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  • 2 ограничение

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  • 3 ограничение

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Опираясь на текст, картинки-слайды, определите, кто из ребят прав в своих утверждениях? Отметьте ВСЕ правильные утверждения.
  • Маша: «Сегодня приду домой и сразу оформлю себе бесплатную подписку для работы на тренажёре ВебГрамотей и буду работать в любое время».
  • Саша: «Работая регулярно на тренажёре и отрабатывая навыки по русскому языку, английскому и математике, уверен, что в концу учебного года моя успеваемость повысится».
  • Миша: «Хорошо, что есть такой тренажёр, как ВебГрамотей. И нам ученикам, интереснее работать, и учитель может разнообразить задания».
  • Даша: «Наряду с тренажёром ВебГрамотей можно использовать для своего развития и ещё другие интернет-ресурсы».

  1.  Что следует сделать в первую очередь, если кто-то из твоих одноклассников обратился к тебе за помощью и разъяснениями по работе онлайн-тренажёра ВебГрамотей, учитывая, что ты уже активный пользователь тренажёра, а одноклассник только желает включиться в работу. Используя информацию текса, инструкции на картинках-слайдах, опиши своими словами действия твоего одноклассника.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как повлияет регулярная работа на онлайн-тренажёре по русскому языку по отработке орфографических и пунктуационных навыков на развитие ученика? Используя информацию текста, картинки-слайды спрогнозируйте ситуацию и опишите её своими словами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О.

Количество заданий.

Вид ФГ.

Комментарий слушателя

Бабушкина Валентина Алексеевна

В комплексном задании КИМа спроектирована реальная ситуация. Тем более что сейчас как никогда в условиях дистанционного обучения актуальна работа с образовательными платформами и интернет-ресурсами. После прочтения текста ребятам-пятиклассникам (именно с этого возраста я начинаю работать с обучающимися на этой платформе) предлагается выполнить 9 заданий, разных по форме и объектам оценивания. Кроме текста представлены скрины или картинки – слайды с официальной страницы онлайн-тренажёра для мотивации детей. Эти задания проверяют все четыре группы читательских умений.

Задания направлены на оценивание умений, связанных с нахождением и извлечением информации; интеграцией и интерпретацией информации; осмысливанием и оцениванием содержания и формы текста.

Задание 1

Направлено на оценивание содержания текста или его элементов относительно целей автора.

Задание 2

Направлено на понимание смысловой структуры текста.

Задание 3

Направлено на нахождение и излечение одной или нескольких единиц информации.

Задание 4

Направлено на нахождение и извлечение единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста. Определение места, где находится искомая информация.

Задание 5, 6

Направлено на нахождение и извлечение нескольких единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста. Оценивать полноту и достоверность информации. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу. Формулировать выводы на основе информации.

Задание 7, 8

Направлено на оценивание полноты и достоверности информации. Определять наличие /отсутствие информации.

Задание 9

Направлено на установление причинно-следственных отношений. Прогнозирование события.