Картотека

Картотека для работы с детьми по ПДД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

«Регулировщик движения»

Цель: учить сигналам регулировщика дорожного движения

Задачи: упражнять детей правильно переходить дорогу на перекрестке, учить

соотносить жесты регулировщика с цветом светофора, развивать

наблюдательность, внимание, быстроту реакции, воспитывать культуру

поведения, уважительного отношения к правилам дорожного движения.

Оборудование и материалы: магнитная доска, дорога с перекрёстком, шаблон

регулировщика с разными положениями рук, шаблоны участников

дорожного движения, маленькие магнитики, приклеивающиеся к шаблонам

сзади, знаки неправильно и правильно, знаки со стрелочками движения.

Правила игры. У регулировщика в руках жезл. Он регулирует движение

указывает, кому стоять, кому ехать. Он ведет разговор со всеми машинами и

пешеходами. И чтобы понимать, надо знать язык регулировщика, что

означают его движения.

«Если руку подниму, нет движенья никому!»

Жезл поднят вверх — движение пешеходам запрещено!

(Такое положение соответствует желтому сигналу светофора.

Дорогу переходить нельзя, надо приготовиться.)

«Теперь я боком повернулся.

Путь свободен впереди.

Не зевай, переходи!»

(Такое положение соответствует зеленому сигналу светофора, можно

переходить.)

Расставляя участников дорожного движения, надо найти соответствия жезла

регулировщика и светофора.

Игру можно использовать как индивидуально, так и с подгруппой детей.

«Светофор»

Цель: познакомить детей с правилами перехода (переезда) перекрестка,

регулируемого светофором.

Материалы: красные, жёлтые, и зелёные круги, машины, фигурки детей.

Ход игры.

Один из играющих устанавливает определенные цвета светофора

(наложением красных, желтых или зеленых кругов), машин и фигурки детей,

идущих в разных направлениях. Второй проводит через перекресток машины

(по проезжей части) или фигурки детей (по пешеходным дорожкам) в

соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются

ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами

светофора и положением машин и пешеходов. Тот из игроков, который

безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает

меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков), считается

победителем.

«Угадай, какой знак?»

Цель: учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о

правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно

пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материалы: кубики с наклеенными на них дорожными знаками:

предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.

Ход игры:

1-й вариант. Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики.

Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть

знаки этой группы.

2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих

кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.

3-й вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их.

Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а

остальные отгадывают этот знак по описанию.

«Ловкий пешеход»

Цели: закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы

светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость, внимание.

Материалы: 2 фишки и кубик с цифрами 1,2,3,4,5,6. Игровое поле.

Ход игры:

Первый пешеход выходит из домика №1, второй – из домика №2. Бросают

кубики по очереди, пока на кубике первого не выпадет цифра 1, второго –

цифра 2. И снова бросают кубики. При этом надо внимательно смотреть на

разноцветные картинки. На первой картинке на светофоре горит красный

свет. Значит, пешеход не может перескочить на тот кружок, что стоит после

светофора. Он терпеливо стоит на месте. На второй картинке – автомобиль.

Нельзя переходить дорогу, нужно ждать. На третьей – на светофоре зеленый

сигнал. Можно передвигать фишку на столько кружочков, сколько покажет

кубик. На четвертой картинке – мотоциклист. Надо пропустить его,

остановиться. На шестой картинке на светофоре горит желтый свет. И

пешеход может остановиться прямо на самой картинке. На седьмой картинке

– регулировщик. С ним безопасно, можно идти прямо домой к бабушке. Кто

первый, не нарушая правил дорожного движения, придет к бабушке, тот и

выиграл.

«Путешествие на машинах»

Цель: закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на

улицах.

Материалы: игровое поле, фишки.

Ход игры:

На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков,

останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первый

дойдет до моря.

«По дороге»

Цели: закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать

внимание, память.

Материалы: картинки грузового, легкового транспорта, фишки.

Ход игры:

Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет

собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового

транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция,

пожарные, скорая помощь и т.д.). По дороге дети обращают внимание на

машины, называя их получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и

выиграл.

«Найди нужный знак»

Цель: продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства

регулирования дорожного движения.

Материал: 20 картонных карточек (пазлы). На одних половинках карточек

изображены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные

ситуации.

Ход игры:

1-й вариант. Ведущий отбирает карточки со знаками одного вида (или

нескольких видов, если они малочисленные). Половинки карточек с

изображением дорожной ситуации ведущий раздает детям, а элементы со

знаками раскладывает на столе лицевой стороной вверх. Затем он называет

вид дорожных знаков и рассказывает об их общем значении. После этого

ведущий предлагает детям найти общие внешние черты данного вида знаков

(цвет, форма и т.д.). Дети должны найти среди имеющихся у них элементов

подходящую половинку карточки.

2-й вариант. Все половинки карточек со знаками дети делят поровну.

Элементы с дорожными ситуациями перемешивают и кладут в центре стола

лицевой стороной вниз. Дети по очереди берут карточки и подбирают их под

свои. Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех

своих карточек.

«Учим дорожные знаки»

Цель: продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре.

Материалы: карточки большие и маленькие со знаками.

Ход игры:

Между играющими, делят большие карты поровну. Ведущий по очереди

показывает карточки с дорожными знаками, тот кому она подходит, забирает

знак, кладет в правый верхний угол и рассказывает, как называется этот знак,

в каких ситуациях применяется. Выиграет тот, кто правильно подберет знаки

к ситуациям и сможет это объяснить.

«Правила дорожного движения»

Цели: закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными

дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать

развитию внимания, памяти, мышления.

Ход игры:

Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по

игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый цвет – движение

разрешено, желтый – внимание, красный – стой – играющий пропускает ход.

Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака,

участнику нужно найти знак из этой группы в «общем банке». Выигрывает

тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко.



Предварительный просмотр:

Картотека мультфильмов по ПДД для детей

I. «Уроки тетушки совы»

Серия 1. История ПДД –

Серия 2. Виды транспорта -

Серия 3. Во дворе и подъезде -

Серия 4. Дорога и знаки -

Серия 5. Пешеходные переходы -

Серия 6. Перекрестки -

Серия 7. В плохую погоду –

Серия 8. Разные дороги -

Серия 9. Безопасность на транспорте -

Серия 10. Метро и железная дорога -

Серия 11. Малыш и авто -

Серия 12. Велосипед -

II. «Робокар Поли и его друзья»

Серия 1. Перебегать дорогу - опасно! -

Серия 2. Как безопасно перейти дорогу -

Серия 3. Безопасность в школьном автобусе -

Серия 4. На дороге с умом -

Серия 5. Берегитесь «слепых зон» -

Серия 6. Чем опасен дождь? -

Серия 7. Правила поведения на дороге -

Серия 8. Как играть в мяч? -

Серия 9. Безопасная езда на велосипеде -

Серия 10. Опасность в темноте -

Серия 11. Когда случаются аварии -

Серия 12. Создатели безопасных карт -

Серия 13. Как вести себя на перекрёстках –

Серия 14. Как вести себя на парковке -

Серия 15. Где можно кататься на роликах и скейтборде -

Серия 16. Как переходить дорогу -

Серия 17. Смотри под ноги, когда гуляешь -

Серия 18. Безопасная езда на велосипеде -

Серия 19. Правила безопасности в снежный день -

Серия 20. Не бегай между машинами -

Серия 21. Папин рассказ о машинах -

Серия 22. Не соблюдение ПДД на улице -

Серия 23. Что нужно знать о стройплощадках -

Серия 24. Ремни безопасности в автобусе -

Серия 25. Две стороны дороги в школу -

Серия 26. Викторина по безопасности на дороге -

III. Лукоморье Пикчерз

1. «Светофор» -

2. «Два похожих знака» -

3. «Пешеходный переход» -

4. «Где опасно играть» -

5. Знак «Осторожно дети»-

IV. «Аркадий Паровозов спешит на помощь»

1. Почему опасно перебегать дорогу на красный свет светофора? -

2. Почему важно пристегивать в машине ремень безопасности? -

3. Почему переходя дорогу нужно слазить с велосипеда? -

4. Почему в автобусе нужно держаться за поручни? -

5. Почему нельзя кататься на санках рядом с проезжей частью? -

6. Почему опасно ходить по велосипедным дорожкам? -

7. Почему опасно играть на автомобильной стоянке? -



Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр по ПДД

«Умный пешеход»

Цель: формировать представление о назначении цветов пешеходного

светофора (красный – стой, зеленый можно переходить дорогу);

Задачи: учить различать проезжую часть и тротуар; упражнять в беге в

нужном направлении, не наталкиваясь друг на друга; развивать внимание,

быстроту реакции.

Материалы: сигнальные карточки (с изображением человечков красного и

зеленого цвета), полотно похожее на пешеходный переход, 2 веревки (для

обозначения тротуара).

Ход игры:

На противоположных сторонах зала (или площадки) отмечены линии –

это тротуар. Все участники игры находятся на одной стороне зала. Задача

игроков по сигналу воспитателя перебежать на противоположную сторону

(тротуар).

Перед сигналом воспитатель проговаривает слова:

У полоски перехода,

На обочине дороги,

Зверь двуглазый, одноногий,

Неизвестной нам породы,

Разноцветными глазами

Разговаривает с нами.

Красный глаз

Глядит на нас.

- Стоп! –гласит его приказ.

А зеленый глаз -

Для нас:

- Можно!

Так ведет свой разговор

Молчаливый светофор.

После этих слов воспитатель показывает сигнальную карточку. Если

сигнал «красный» - дети замирают на месте, если «зеленый» - перебегают на

противоположный тротуар.

Правила игры:

Детям нужно внимательно следить за сигналом «светофора»;

Перебегать можно только на зеленый сигнал.

«Стоп»

Цель: развитие быстроты реакции на происходящее.

Задачи: развивать наблюдательность, внимание, воспитывать культуру

поведения,

Ход игры:

На одной стороне площадки очерчивается круг (диаметром около 1м)

— место для водящего. На расстоянии 20—30 шагов от круга, на

противоположном конце площадки, проводится линия кона, за ней стоят

играющие.

Водящий, стоя спиной к полю, громко говорит: «Быстро шагай,

смотри не зевай... Стоп!». Когда он говорит эти слова, дети быстро идут к

нему, но на слове «Стоп!» замирают на месте. Водящий быстро

оглядывается и, заметив того, кто вовремя не успел остановиться и сделал

после слова «Стоп!» движение, возвращает его за линию кона. Водящий

снова поворачивается спиной и говорит слова, а дети начинают свое

движение с того места, где их застал сигнал.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из участников игры не

встанет двумя ногами в круг раньше, чем водящий произнесет слово

«Стоп!». Тот, кто это сделал, становится водящим, и игра повторяется.

Правила

1. Водящему не разрешается оглядываться назад до слова «Стоп!».

2. Он может говорить фразу: «Быстро шагай, смотри, не зевай... Стоп!» — в любом темпе, но громко.

3. Играющие начинают движение одновременно со словами водящего.

Разрешается передвигаться только шагом.

Чтобы занять круг водящего, нужно быть внимательным, обладать

выдержкой и уметь быстро реагировать на сигнал. Это одна из немногих игр,

где ребенок выигрывает право быть водящим. Очень интересно проходит

игра, если водящий говорит слова в разном темпе: то очень быстро, перед

словом «Стоп!» делая паузу, то начиная медленно, а кончая скороговоркой.

Игру «Стоп!» можно проводить в любое время года.

«Передай жезл»

Цель: развитие быстроты реакции на происходящее.

Задачи: развивать наблюдательность, внимание, воспитывать культуру

поведения,

Ход игры:

Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку

слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в

левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только

музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и

называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).

Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры.

Побеждает последний оставшийся игрок.

«Сигналы светофора»

Цель: развитие быстроты реакции на происходящее.

Задачи: развивать наблюдательность, внимание, воспитывать культуру

поведения,

Ход игры: На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки-старта и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего игры мешочек с шариками

(мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета. Капитаны по очереди

опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал

красный или жёлтый шар, то команда стоит на месте; зелёный –

передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придёт к финишу,

та и выиграла.

«Где мы были, мы не скажем, на чём ехали, покажем»

Цель: развитие быстроты реакции на происходящее.

Задачи: развивать наблюдательность, внимание, воспитывать культуру

поведения,

Ход игры:

Каждая команда решает, какое транспортное средство будет изображать

(троллейбус, карету, теплоход, паровоз, вертолёт). Представление

транспортного средства должно проходить без комментария. Команда

соперника отгадывает задуманное. Задание можно усложнить, предложив

команде конкретный вид транспорта. «ЗЕБРА» (на время и точность

исполнения) Всем участникам в каждой команде, кроме последнего,

раздаётся по полоске белой бумаги (картона). Первый участник кладёт

полосу, встаёт на неё и возвращается к своей команде. Второй шагает строго

по своей полосе, кладёт свою «ступеньку» зебры и возвращается обратно.

Последний участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.

«Глазомер»

Цель: развитие быстроты реакции на происходящее.

Задачи: развивать наблюдательность, внимание, воспитывать культуру

поведения,

Ход игры:

В игровом поле устанавливаются дорожные знаки на различном расстоянии

от команд. Участник игры должен назвать знак и количество шагов до него.

Затем участник идёт до этого знака. Если участник ошибся и не дошёл до

знака или перешёл его, возвращается в свою команду. Знак на поле

представляется по-другому. Выигрывает та команда, все игроки которой

быстрее и точнее «прошагают» до знаков.

«Грузовики»

Цель: развитие быстроты реакции на происходящее.

Задачи: развивать наблюдательность, внимание, воспитывать культуру

поведения,

Ход игры:

Для проведения игры потребуются рули, мешочки с песком для каждой

команды и две стойки. Первые участники команд держат в руках руль, на

головы им помещается мешочек с песком – груз. После старта участники

обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику.

Побеждает команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз.

«Трамваи»

Цель: развитие быстроты реакции на происходящее.

Задачи: развивать наблюдательность, внимание, воспитывать культуру

поведения,

Ход игры:

Для проведения игры потребуется по одному обручу для каждой команды и

по одной стойке. Участники в каждой команде делятся на пары: первый –

водитель, второй – пассажир. Пассажир находится в обруче. Задача

участников как можно скорее обежать вокруг стойки и передать обруч

следующей паре участников. Побеждает команда, первой выполнившая

задание.

«Цветные автомобили»

Цель: развитие быстроты реакции на происходящее.

Задачи: развивать наблюдательность, внимание, воспитывать культуру

поведения.

Ход игры:

По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках -

рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок

какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кружок такого же цвета, бегают по

площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Когда

флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель

поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять

одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили.



Предварительный просмотр:

Картотека стихотворений по пдд

Светофор

У любого перекрестка

Нас встречает светофор

И заводит очень просто

С пешеходом разговор:

Cвет зеленый - проходи!

Желтый - лучше подожди!

Если свет зажжется красный -

Значит,

Двигаться опасно!

Стой!

Пускай пройдет трамвай,

наберись терпенья.

Изучай и уважай правила движенья.

Л.Лущенко

Светофор

У светофора окошечка три,

При переходе на них посмотри!

Если в окошке красный горит,

"Стой на панели" - он говорит.

Если вдруг желтое вспыхнет окошко,

Должен еще подождать ты немножко.

Если в окошке зеленый горит,

Ясно, что путь пешеходу открыт.

Все светофор понимает без слов:

Он говорит языком огоньков.

С.Михалков

Моя улица

Здесь на посту в любое время

Дежурит ловкий постовой.

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

О.Плотонова

Безопасный островок

Безопасный островок

Есть у перекрестка

Ты его найдешь дружок,

Круглый он, в полоску.

На твоем лежит пути

В центре перехода.

И вернее не найти

Друга пешехода.

О.Коба

Зебра

Зебра в Африке живет,

Полосата очень.

Воду пьет, траву жует,

Порезвиться хочет.

А на улице у нас,

Здесь у перекрестка,

Точно зебра в самый раз -

Переход в полоску.

Свет зеленый лучик шлет,

Он тебе как мама.

Взяв за ручку, проведет

По полоскам прямо.

Н.Кончаловская

Самокат

Пристают к отцу ребята:

"Подари нам самокат!"

Так пристали, что отец

Согласился наконец.

Говорит отец двум братцам:

"Сам я с вами не пойду.

Разрешаю вам кататься

Только в парке и в саду".

На бульваре старший брат

Обновляет самокат.

Младший брат не удержался

И по улице помчался.

Он летел вперед так скоро,

Что не видел светофора.

Вот без тормоза, один,

Он попал в поток машин...

Так и есть - шалун споткнулся,

Под машину подвернулся.

Но водитель был умелый -

У мальчишки руки целы.

Жив остался в этот раз,

Слезы катятся из глаз...

Можно ездить по бульвару.

По дорожке беговой,

Но нельзя по тротуару,

И нельзя по мостовой.

С.Михалков

Скверная история

Движньем полон город -

Бегут машины в ряд,

Цветные светофоры и день и ночь горят.

И там, где днем трамваи

Звенят со всех сторон,

Нельзя ходить зевая,

Нельзя считать ворон.

Но кто при красном свете

Шагает напрямик?

А это мальчик Петя -

Хвастун и озорник.

Волнуются шоферы,

Во все гудки гудят,

Колеса и моторы

Остановить хотят.

Свернул водитель круто,

Вспотел как никогда:

Еще одна секунда -

Случилась бы беда.

И взрослые и дети

Едва сдержали крик:

Чуть не убит был Петя -

Хвастун и озорник...

Г.Титов

Каток

Скрылись под снегом газоны с травой,

Скользко машинам на мостовой.

Льдом затянуло русло реки,

Плюшевый Мишка встал на коньки.

Только катается не на котке:

Вышел на улицу с клюшкой в руке.

Мчатся машины невдалеке.

Трудно машинам зимой тормозить,

Шины по снегу станут скользить.

Долго ли, дети, тут до беды?!

Есть для хоккея катки и пруды.

Только ботинки с коньками надень,

Лед будет петь под ногами весь день.

А мостовая - опасный каток,

Нужно во двор возращаться, дружок.

В. Лебедев-Кумач

Про умных зверюшек

Входит зайка чуть живой.

Где скакал? - На мостовой.

Не послушал Зайка папу -

Отдавили Зайке лапу.

На мостовой автомобили

Лисёнка чуть не задавили.

На мостовую нипочем

Не надо бегать за мячом.

Кто катался без заботы,

Не глядел на красный свет,

Налетел на Бегемота,

Поломал велосипед.

Курица на улице

Едва не пропала.

Потому что курица

Ходила где попала.

Правила движения звери не знали:

Мышки-глупышки хвосты потеряли,

Хрюшки - без шляпы,

Зайки - без лапы.

Плачут звериные мамы и папы.

Филина вызвали: "Милый учитель!

Вы наших деток ходить научите!"

Филин очки роговые поправил,

Выучил всех выполнению правил.

Правила знаешь - ходи себе смело,

Будут и лапки и хвостики целы!

Радостны дети: и Мышка и Зайка.

Правила эти и ты почитай-ка!

Н. Сорокин

Пешеход

Там, где шумный перекресток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

Пусть запомнят твердо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!

Ю. Яковлев

Предостережение

Делаем ребятам

Предостережение:

Выучите срочно

ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ,

Чтоб не волновались

Каждый день родители,

Чтоб спокойно мчались

Улицей водители!

С. Михалков

Переход

Это всем должно быть ясно!

Даже тем, кто ходит в ясли

Всем, кто в городе живет:

Переходы не рискованны

Только там, где нарисованы

Шашек белые квадраты

И на стрелке "Переход".

С. Яковлев

Правила движения

Читает книжку глупый слон

На самой мостовой,

И невдомек ему, что он

Рискует головой.

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора:

Нужно правила движения

Выполнять без возражения.

Бездельник - светофор

В лесу, где все без правил

Ходили до сих пор,

Однажды появился

Дорожный светофор.

Откуда-то с дороги

Принёс его Медведь.

И звери прибежали

На технику смотреть.

И первым начал Ёжик:

– Какая ерунда!

Нужны для светофора

И ток, и провода.

А если он не будет

Как следует гореть,

То нам на эту штуку

Не стоит и смотреть!

– Я с Ёжиком согласен! –

Сказал зевая Волк. –

– А если б он работал,

Какой в нём был бы толк?

Когда гоню я зайца,

Мне просто смысла нет

Бежать на свет зелёный,

Стоять на красный свет!

– И я, – сказал Зайчишка, –

Когда уже бегу,

Следить за светофором,

Простите, не могу!

– У нас, – Лиса сказала, –

Порядки здесь свои,

И нам на перекрёстке

Не нужен пост ГАИ!

– Мне тоже он не нужен! –

Сказал из норки Крот, –

Я сам себе пророю

Подземный переход!

Услышав под собою

Разумные слова,

– Я вообще летаю! –

Прогукала Сова. –

И мне совсем не нужно

На красный свет глядеть,

Когда я перекрёсток

Могу перелететь.

Осталось всё, как было.

Шумит дремучий бор.

Качается на ёлке

Бездельник-светофор...

Но мы с тобой не зайцы,

Не волки и кроты –

Хожу я на работу,

И в школу ходишь ты.

А мимо мчат машины,

Стальные муравьи.

И нам на перекрёстках

Нужны посты ГАИ!

Они нам помогают,

Нас учат с малых лет

Шагать на свет зелёный,

Стоять на красный свет.

Светофор

Есть у нас дружок хороший

С великаном добрым схожий!

Знай: три глаза у него –

Не боятся никого.

Утром, днём, в ночную тьму

Все горят по одному.

И у каждого – свой цвет,

Чтоб в пути нам дать совет.

Если жёлтый свет горит –

Приготовиться велит,

На зеленый нам – идти,

Всем счастливого пути!

А зажжётся красный, вдруг

Подожди немного, друг!

Торопыгой вредно быть,

Надо жизнью дорожить!

Друг зовётся "светофор",

Бессловесный разговор

Он давно с людьми ведет,

Никогда не подведёт.

Его мы слушаться должны –

И нам дороги не страшны!!!

Светофор

Он легко, без напряженья

(Только глазом подмигнёт),

Регулирует движенье

Тех, кто едет и идёт!

Светофор зажёгся красным,

И пошёл поток машин,

Значит, станет путь опасным!

На дорогу не спеши!

На машины, на дорогу

Повнимательней гляди!

И постой ещё немного:

Будет жёлтый впереди.

Ну а после загорится,

Как трава, зелёный, свет!

Нужно снова убедиться,

Что машины рядом нет.

Осмотри дорогу слева,

Следом справа посмотри.

И, идя по «зебре» смело,

Светофор благодари!

Строгий светофор

Светофор сказал нам строго:

— Осторожно, здесь дорога!

Не играйте, не шалите,

Просто стойте и смотрите!

Наверху зажегся красный:

Красный свет — всегда опасный!

Едут трактор и трамвай,

Эй, водитель не зевай!

Белой зеброй — переходы:

Ждут спокойно пешеходы.

Светофор сказал нам ясно —

Красный свет — идти опасно!

Светофор нам подмигнул,

Желтым глазом он моргнул.

Желтый свет и красный свет:

Все равно дороги нет!

Светофор стоит на страже,

По ночам не спит он даже.

Сигналы светофора

Цвет зеленый –

Проходи!

Желтый –

Малость погоди.

Ну, а если красный –

Стой!

Проход опасный!

Три чудесных света

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день и ночь —

Зеленый, желтый, красный.

Наш домик — светофор.

Мы три родные брата,

Мы светим с давних пор

В дороге всем ребятам.

Мы три чудесных света,

Ты часто видишь нас,

Но нашего совета

Не слушаешь подчас.

Самый строгий — красный свет.

Если он горит,

Стоп! Дороги дальше нет,

Путь для всех закрыт!

Чтоб спокойно перешел ты,

Слушай наш совет:

— Жди! Увидишь скоро желтый

В середине свет!

А за ним зеленый свет

Вспыхнет впереди.

Скажет он:

— Препятствий нет,

Смело в путь иди!

Будешь слушаться без спора

Указаний светофора,

Домой и в школу попадешь,

Конечно, очень скоро.

Светофор - регулировщик

Стоп, машина!

Стоп, мотор!

Тормози скорей,

Шофер!

Красный глаз:

Глядит в упор —

Это строгий Светофор.

Вид он грозный

Напускает,

Ехать дальше

Не пускает.

Обождал шофер

Немножко,

Снова выглянул

В окошко.

Светофор

На этот раз

Показал Зеленый глаз,

Подмигнул

И говорит:

“Ехать можно,

Путь открыт!”

Автоинспектор

Он главный на дороге.

Он важный, как директор.

И смотри взглядом строгим

На всех автоинспектор.

Чтоб правила движения

Шоферы соблюдали,

Стоит он днем и ночью

У края магистрали.

Машины непослушные

Он в ровный ряд построит,

И знают нарушители,

Что спорить с ним не стоит.

Следит он за порядком

Обгона, поворота.

Сигналы светофора

Не пропусти ли кто-то?

Он лихача накажет,

Чтоб ездил тот потише,

Не подвергал опасности

Девчонок и мальчишек.

А если вдруг по рации

Получит сообщенье,

То сразу за бандитами

Помчит без промедленья.

И их, рискуя жизнью,

Он задержать поможет.

В обязанность инспектора

Погоня входит тоже.

Ремнём не пристегнулись?

А он уже на страже:

Выпишет квитанцию

И штраф возьмёт сейчас же.

Ошибки не допустит

Ни разу в протоколе.

Хочешь так работать?

Учись получше в школе.

.

Как правильно переходить дорогу

Дорогу так перехожу:

Сначала влево погляжу

И, если нет машины,

Иду до середины.

Потом смотрю внимательно

Направо обязательно

И, если нет движения,

Шагаю без сомнения!

Не играйте на проезжей части

Следуйте, дети, правилам этим:

Играть на дороге не следует детям!

Лишь во дворе и на детской площадке

Можете мяч вы гонять без оглядки.



Предварительный просмотр:

Картотека сюжетно - ролевых игр по ПДД

«Водители»

Цель: формирование основ безопасности, поведение детей на дороге.

Задачи.

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения. Закрепить

знания детей о светофоре: его значением, цветовыми сигналами для правил

пешехода. Развивать наблюдательность, внимание. Формировать дружеские

взаимоотношения игры.

Предварительная работа. Беседа о правилах дорожного движения. Чтение

стихотворений и загадок о правилах дорожного движения. Рассматривание

карточек дорожные знаки. Настольные игры «Ассоциации».

Ход игры:

Идет ребёнок переодетый в сотрудника ДПС.

Воспитатель: - Ребята, кто это?

Дети отвечают.

Воспитатель: - Правильно, обратите внимание на его спецодежду. Он сегодня

регулировщик. Посмотрите, в руках у него жезл. В обязанности сотрудника

ДПС входит следить за проезжей частью. Регулировать движение

автомобилей. Останавливает жезлом машины, которые быстро едут. Следить,

чтобы пешеходы и автомобили не нарушали дорожное движение.

Регулировщик пришел к нам, чтобы с вами поиграть, но сначала он проверит

ваши знания по ПДД. Вы готовы?

Дети отвечают.

Регулировщик ДПС загадывает загадки (воспитатель помогает)

Днём и ночью я горю,

Всем сигналы подаю,

Есть три цвета у меня.

Как зовут меня, друзья?

Дети: светофор

Регулировщик ДПС: а вы знаете, что значат сигналы светофора?

Дети отвечают.

Воспитатель: - Верно,

Красный – стой,

Жёлтый – жди,

зелёный – проходи!

на какой цвет нужно переходить дорогу?

Дети отвечают.

Воспитатель: - Правильно. А где переходить нужно дорогу пешеходу?

Место есть для перехода,

Это знают пешеходы.

Нам его разлиновали,

Где ходить - всем указали.

Дети отвечают.

Воспитатель обращается к регулировщику ДПС: - Наши ребята отгадали твои

загадки и готовы к игре.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Водители и пешеходы»

Всё время будь внимательным

И помни наперёд:

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

Воспитатель напоминает правила игры, предлагает детям роли. Девочки –

пешеходы, мальчики – водители. Мальчики берут машинки и ждут сигнала

светофора. Девочки берут коляски подходят к светофору. Регулировщик

стоит на посту и управляет светофором (показывает детям, какой загорелся

цвет). Игра начинается. Воспитатель следит за продолжительностью игры. Игра по свистку регулировщика завершается. Воспитатель проводит рефлексию игры.

«Пешеходы»

Цель: рассказать детям об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается

ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается

пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие,

запрещающие, информационно-указательные и др.)

Материалы: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек.

Ход игры. Создание проблемной ситуации: Дети отправились на экскурсию

по городу

Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного

движения.

Что случится, если не будет дорожных знаков. Задача детей: вспомнить

значение дорожных знаков.

«Пассажиры»

Цель: рассказать детям о правилах поведения в общественном транспорте и

обязанностях пассажиров; о том, где надо ожидать транспортное средство

перед посадкой; правилах поведения в легковом автомобиле; познакомить с

профессией кондуктора

Материалы: шапочка кондуктора, таблички остановок

Ход игры:

Создание проблемной ситуации: Детей пригласили в музей. Задача детей:

подобрать безопасный способ передвижения.

«Служба спасения»

Цели: рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их

причинах: движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные

условия; неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на

запрещающий знак светофора; игры в неустановленных местах.

Познакомить, со специальным транспортом и его отличительными

признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета,

специальные звуковые сигналы)

Материалы: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки,

обозначающие различные виды обычного и специального транспорта;

иллюстрации специального транспорта

Ход игры:

Создание проблемной ситуации. На вызов едет пожарная машина. Задача

детей: организовать движение других транспортных средств.



Предварительный просмотр:

Картотека целевых прогулок по ПДД

Прогулка №1

"Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД"

Цели. Уточнять знания детей о работе сотрудников ГИБДД, объяснить значение его жестов. Развивать мелкую моторику. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение реагировать на сигналы регулировщика.

Ход:

В. Дети, давайте с вами вспомним назначение сигналов светофора. (Дети рассказывают о светофоре.) В местах, где наиболее интенсивное движение транспорта, за порядком на улице следит милиционер — сотрудник ГИБДД.

Посмотрите, на перекрестке стоит милиционер-регулировщик. Он регулирует движение транспорта и пешеходов. В руке у него черно-белая палочка. Она называется жезлом. Милиционер то поднимает его вверх, то опускает вниз, то отводит в сторону, поворачиваясь к нам лицом, спиной или боком. Посмотрим, что обозначают эти движения.

Вот он поднял жезл вверх, сам повернулся к транспорту боком, затем взмахнул жезлом перед грудью. Машины поехали. Значит, если регулировщик стоит боком к транспорту или пешеходам — это соответствует зеленому сигналу светофора: можно идти, ехать.

Но вот он повернулся к транспорту спиной или грудью — проезд закрыт. Милиционер поднимает жезл вверх — «внимание». Этот жест соответствует желтому свету светофора. Таким образом, жезлом регулировщик показывает, когда начать движение транспорту и когда переходить улицу пешеходам. Он ведет важный разговор со всеми машинами и со всеми пешеходами.

Посмотрите, постовой

Встал на нашей мостовой.

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали, вы видали?

Все машины сразу встали!

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда!

И мы с вами примем участие в этом разговоре (в группе, надо только знать язык регулировщика. (Дети с педагогом возвращаются в групповую комнату.)

II. Дидактическая игра «Сигналы регулировщика». Дети показывают сигналы регулировщика и выполняют действия, соответствующие им.

III. Перфокарта «Сигналы регулирования дорожного движения».

Педагог. Раскрась сигнал светофора, который соответствует позе регулировщика. Почему раскрасил именно так? (Ответы детей.)

Педагог. Сегодня мы с вами узнали, что не только светофоры управляют движением на улицах и дорогах, но и милиционер-регулировщик. Покажите с помощью жезла сигналы «Стой», «Внимание». (Дети выполняют задание).

Прогулка №2

«Прогулка пешехода»

Цели. Знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, переходом и знаком «Пешеходный переход». Закреплять понятия «пешеходная дорожка», «двустороннее движение», «сигнал светофора». Развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать культуру поведения на улице.

Ход экскурсии

Педагог. Сегодня мы с вами сойдем с тротуара. Как вы думаете, зачем? Чтобы перейти улицу. Постройтесь парами, возьмите флажки, пойдем к переходу. Кто мы сейчас с вами? (Мы пешеходы)

Педагог. Где мы будем идти? (Мы будем идти по тротуару)

Педагог. Чтобы на улице был порядок, все пешеходы должны соблюдать правила: идти спокойным шагом, придерживаясь правой стороны. Как мы должны идти (Мы должны идти спокойным шагом, по правой стороне)

Педагог. Покажите правую руку. Молодцы! Будем идти с правой стороны, чтобы не мешать другим пешеходам, которые идут нам навстречу. Как вы думаете, можно ли где попало переходить улицу? (Нет)

Педагог. Переходить можно только там, где это разрешено. А как узнать это место? Вот оно. Посмотрите, дети, это пешеходный переход. На асфальте белые полоски — «зебра». А нужны они, чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу, и чтобы водитель видел издалека: здесь может появиться пешеход! Где нужно переходить дорогу? (Нужно переходить дорогу по пешеходному пере-ходу)

Педагог. Посмотрите еще на одну подсказку. Это дорожный знак. Что на нем нарисовано? (Человек идет по переходу)

Педагог. Этот знак нам указывает, что здесь нужно переходить дорогу. Вот мы подошли к «зебре». Можно ли сразу переходить? (Нет)

Педагог. Внимательно посмотрите на дорогу, не сходя с тротуара. Сначала налево, машин оттуда нет. Свободна дорога? Тогда иди. Быстро, но не беги. Посередине дороги остановись и посмотри направо. Теперь машины едут оттуда. Свободно, можно переходить. Бывают в городе улицы, по которым машины едут и едут. Можно стоять до вечера. Но здесь помогает светофор. На какой сигнал светофора можно переходить улицу? (Улицу можно переходить на зеленый сигнал светофора)

Педагог. Посмотрите, какое здесь движение: двустороннее или одностороннее? Как вы догадались? (Машины движутся в обе стороны)

Педагог. Где нужно переходить дорогу? (Дорогу нужно переходить по пешеходный переход)

Педагог. Как узнать, что здесь пешеходный переход (Здесь есть полоски на дороге, знак)

Педагог. Как надо переходить дорогу? (Дорогу надо переходить спокойно)

Педагог. Куда надо посмотреть сначала?

Дети. Сначала надо посмотреть налево. Если нет машин, дойти до середины дороги, посмотреть направо и переходить.

Педагог. При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?

Дети. При зеленом сигнале светофора.

(Дети вместе с педагогом переходят дорогу туда и обратно)

Педагог. Когда пойдем по тротуару, какой стороны будем придерживаться?

Дети. Мы будем придерживаться правой стороны.

Педагог. Молодцы!

Прогулка №3

«Наблюдение за движением машин и работой водителя»

Цели. Закреплять знания о двустороннем и одностороннем движении. Познакомить с сигнализацией машин, с новым дорожным знаком "Въезд запрещен". Воспитывать уважение к труду водителей машин.

Ход: Вступительная беседа: "Ребята, мы находимся на перекрестке и будем наблюдать за движением транспорта".

Указания: "Посмотрите, водитель делая поворот на другую улицу включает у машины спереди и сзади световые сигналы".

Вопрос: "Для чего это нужно?"

Объяснение: "Если машина должна повернуть налево, включаются сигналы с левой стороны, а если машина будет поворачивать направо, зажгутся сигналы с правой стороны. Поэтому на перекрестке, где водители могут сделать поворот пешеходы должны внимательно следить за сигнализацией. И прежде чем начать переход, надо убедиться, нет ли машины, которая может повернуть направо или налево".

Рассказ воспитателя: "Ответственная работа у водителя. Управляя своей машиной он все время внимательно следит за движущимся транспортом, за сигналами светофора, пешеходами. Кроме того он обязан строго выполнять указания дорожных знаков. Эти знаки важны не только для водителей, но и для пешеходов".

Вопрос: "Как узнают пешеходы, что именно здесь нужно переходить улицу? Как можно определить место перехода?"

Показ знака "Пешеходный переход". "На что указывает этот знак?"

Показ знака "Въезд запрещен". "Вот другой знак, что на нем изображено?"

Объяснение: "Этот знак вывешивается перед въездом на некоторые улицы. Он сообщает о том, что въезд транспорта сюда запрещен".

Игровое задание: найди такой же знак.

Подведение итогов: "Молодцы ребята! Вы все усвоили, хорошо вели себя на улице, я вами довольна!"

Прогулка №4

«Пешеходный переход»(надземный и подземный».

Цели: Закрепить знания правил дорожного движения. Упражнять детей в названии таких понятий, как «переход» (надземный и подземный, «островок безопасности». Воспитывать у детей такие качества как взаимовыручка и помощь нуждающимся.

Ход экскурсии:

Вступительная беседа: «Ребята, вы хорошо знаете, что в нашем городе очень много улиц. Они тянутся в разных направлениях, иногда пересекаются». «Как называется место пересечения улиц?» (перекресток).

«А кто может ответить, что такое «переход» и какие переходы бывают?»

«Что такое «островок безопасности»? для чего он нужен? Как называется улица, на которой находится детский сад?»

Практические действия: Предлагаю дойти по тротуару, придерживаясь пр. стороны. Дойдя до перекрестка, располагаю детей так, чтобы они не мешали пешеходам.

В:«Как называется это место?»

Обобщение: «Перекресток—это место, где пересекаются улицы или дороги».

В: «А если будет пересекаться сразу много улиц, как это место можно назвать?»

Обобщение: «Площадь—незастроенное и большое и ровное место (в городе, селе, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.

Объяснение: «Площади бывают большими. На площадях часто делаю скверы, сооружают фонтаны, воздвигают скульптуры. Каждая площадь имеет свое название».

В: «Кто знает как называется самая главная площадь нашей страны и где она находится?» (Красная Площадь в Москве). «Какие площади вы еще знаете?»

«На какие части делится дорога?»

Обобщение: проезжая часть для машин, тротуары для пешеходов.

В: «Какое движение на этой улице?» (двустороннее). «Как вы это определили?» (машины едут в обе стороны навстречу друг другу). «Как регулируется движение на том месте? (показ, где находится пешеходная дорожка?

Практическое действие: дети наблюдают за пешеходами и водителями транспорта, действия которых согласуются с сигнализацией светофора.

Худ. Слово. Чтение стихотворения Я. Писунова:

Посмотрите, постовой

Встал на нашей мостовой,

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали!

Дружно встали в три ряда,

И не едут никуда.

Не волнуется народ—

Через улицу идет

И стоит на мостовой

Как волшебник постовой.

Все машины одному,

Подчиняются ему

В: «О ком говорится в этом стихотворении? Какая ситуация описывается?».

Практические действия: Дети наблюдают за действиями пешеходов.

Напоминание: «Вспомните ребята как нужно переходить улицу, посмотрите на пешеходов. Каждый пешеход, прежде чем перейти улицу должен определить, какое на ней движение, так как от этого зависят правила перехода. Если на улице одностороннее движение, смотреть надо в ту сторону, откуда едут машины».

Объяснение: «Через дорогу нужно переходить спокойно, придерживаясь правой стороны. Строгое выполнение ПДД, дисциплина самих пешеходов, делают движение по улицам безопасным. Обратить внимание детей на то, как старику (старушке, инвалиду помогают перейти через дорогу, как сотрудник ГИБДД, останавливает движение машин, чтобы женщина могла спокойно перевезти коляску с ребенком и т. п.

Подведение итога: «Ребята, когда вы придете в группу, поговорите с малышами об увиденном. А сами, когда переходите через дорогу не забывайте о ПДД».

Прогулка №5

«Правила дорожного движения»

Цель: расширять знания детей о правилах поведения на улице.

Ход прогулки:

- Как называют людей, идущих по улице? Дети. Пешеходами.

- Мы с вами тоже идем по улице, значит, мы пешеходы. Для того чтобы не мешать транспорту, пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения. Мы их учили. Давайте вспомним, как надо ходить по улице.

Дети.

- По улице надо идти спокойным шагом.

- Идти только по тротуару, по правой его стороне.

- Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора.

- Все ответили правильно. Дети, посмотрите внимательно и скажите, где люди могут переходить дорогу. Где находится переход через эту улицу?

Воспитатель подводит детей к переходу.

- Как вы узнали, что именно здесь переход через дорогу?

Дети. Здесь стоит знак «Пешеходный переход». На дороге начерчены широкие белые полосы. Они далеко видны и пешеходам, и водителям.

- Правильно. По обе стороны перехода есть светофоры, которые разрешают или не разрешают переходить улицу. Эта улица широкая, большая, и не всегда пешеходы успевают ее перейти. Те, кто не успел перейти улицу, должны остановиться на середине - на «островке безопасности». Как только загорится зеленый свет, можно продолжать путь. Где должны остановиться пешеходы, если при переходе улицы их застал красный свет?

Дети. На «островке безопасности».

- Посмотрите, как все переходят улицу.

Воспитатель предлагает детям определить, какое движение на улице - двустороннее или одностороннее, и сказать об особенностях перехода (при одностороннем - прежде чем начать переход, посмотреть в сторону, откуда движется транспорт; при двустороннем - посмотреть налево; убедившись, что машины остановились, идти по пешеходной дорожке; дойдя до середины, посмотреть направо и, если еще горит зеленый свет, продолжать переход).

Прогулка №6

«Сигналы светофора»

Цели: закреплять знания детей о четырехстороннем светофоре. закреплять знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах.

Ход прогулки:

Перед прогулкой воспитатель предлагает рассмотреть макет светофора, который дети используют в играх. Обращает внимание, что с четырех сторон светофора изображено по три одинаковых разноцветных огонька.

- Сегодня мы снова посмотрим, как работает светофор, и узнаем, кто еще управляет движением на улице.

Воспитатель подводит группу детей к перекрестку, где установлен светофор.

- Посмотрите, сейчас с одной стороны светофора для пешеходов зажегся зеленый свет, а с другой для транспорта - красный. Пешеходы стали переходить улицу, а машины остановились. Желтый свет зажигается одновременно со всех сторон. Он предупреждает, что скоро загорится красный и зеленый сигнал. Четко работает светофор. Один сигнал сменяется другим. Все подчиняются ему, поэтому на улице порядок.

Послушайте стихотворение о светофоре:

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день, и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

Наш домик - светофор,

Мы три родные брата,

Мы светим с давних пор

В дороге всем ребятам.

Самый строгий - красный свет.

Если он горит, Стоп!

Дороги дальше нет,

Путь для всех закрыт.

Чтоб спокойно перешел ты,

Слушай наш совет: Жди!

Увидишь скоро желтый

В середине свет.

А за ним зеленый свет

Вспыхнет впереди.

Скажет он - препятствий нет,

Смело в путь иди.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за движением пешеходов и транспорта и вспомнить, как должен действовать пешеход при переходе улицы. После этого дети вместе с воспитателями (один впереди колонны, другой в конце) переходят улицу.

В зависимости от того, где организуется наблюдение, детей можно познакомить со специальным светофором, который устанавливается на наиболее оживленных участках. При красном сигнале на светофоре загораются красные буквы «стойте» или появляется изображение человечка красного цвета, при зеленом - зеленые буквы «идите» или идущий «зеленый человек».

Нередко на перекрестках устанавливают желтый мигающий сигнал светофора («одноглазый светофор»). Он разрешает движение транспорта и пешеходов, предупреждая, что перекресток не регулируется, поэтому надо быть очень внимательным и осторожным.



Предварительный просмотр:

Беседы

«О правилах дорожного движения»

Цель: учить детей правильно называть элементы дороги; познакомить с

правилом движения по обочине дороги; закреплять знания о знакомых

правилах дорожного движения

Материалы: светофор, макет проезжей части дороги, три сигнала светофора

для игры «Светофор», плакаты с изображением различных ситуаций на

дорогах

Ход беседы:

Воспитатель:

Прибежала зайчиха

И закричала: - Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

И ему перерезало ножки

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему зайчик попал под трамвай?

Дети отвечают.

Воспитатель: Да, конечно, он нарушил правила дорожного движения – играл

на трамвайных путях или перебегал рельсы перед близко ехавшим трамваем.

А чтобы не случилось такой беды, нужно всегда соблюдать правила

дорожного движения. Сегодня мы с вами об этом поговорим. Правила

дорожного движения должны знать все без исключения. Кем становится

человек на улице?

Дети отвечают.

Воспитатель: Верно. Пешеходом. На какие части делится улица?

Дети отвечают.

Воспитатель: Как называется та часть дороги, по которой ездят автомобили?

Дети отвечают.

Воспитатель: А как называется дорожка, по которой ходят пешеходы?

Дети отвечают.

Воспитатель: Ребята, а как быть пешеходам, когда рядом с проезжей частью

нет тротуара?

Дети отвечают.

Воспитатель: Где в таком случае нужно идти пешеходам?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, в том случае, когда рядом с проезжей частью нет

тротуара, можно идти по краю проезжей части, который называется

обочиной. Обочина – это край проезжей части. Я пойду по обочине, но как

правильно по ней идти, чтобы машины меня не сбили, - по обочине

навстречу движущимся машинам или походу их движения?

Дети отвечают.

Воспитатель выставляет макет с изображением проезжей части и

движущимися машинами.

Воспитатель: Давайте посмотрим на макет и разберемся, где нужно идти,

чтобы не сбила машина?

Дети отвечают.

Воспитатель: Посмотрите, если я иду по обочине навстречу движущимся

машинам, то хорошо вижу машину, и водитель машины видит меня, а если я

иду по обочине, по ходу движения машин, то машину за своей спиной я не

вижу, но водитель меня видит. Мне неудобно, а самое главное, опасно для

жизни – чуть-чуть оступишься и можешь попасть под машину. Как же

безопаснее идти по обочине?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, по обочине дороги нужно идти навстречу

движущимся машинам. А кто помогает нам перейти проезжую часть?

Дети отвечают.

Воспитатель: Стоп, машина! Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!

Внимание, глядит в упор

На вас трехглазый светофор –

Зеленый, желтый, красный глаз

Он каждому дает приказ.

Проводится подвижная игра «Светофор»

На красный цвет – дети спокойно стоят.

На желтый цвет – хлопают в ладоши.

На зеленый цвет – дети маршируют.

Воспитатель:

Правила движения!

Знать должны

Все без исключения

Знать должны зверюшки:

Барсуки и хрюшки,

Зайцы и тигрята

Пони и котята!

Сейчас мы с вами будем юными инспекторами по соблюдению правил

дорожного движения. Проверим, как наши друзья-животные выполняют

правила дорожного движения на улицах города.

Выставляет карточки с изображением разных ситуаций на дороге.

Воспитатель: Посмотрите и расскажите, как выполняют правила дорожного

движения животные. Дети по очереди рассказывают об изображенных на карточках ситуациях.

«Правила дорожного движения выполняй без возражения»

Цели: ознакомить детей с движением транспорта и пешеходов; продолжать

формировать знания правил перехода улицы по светофору,

развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу

дать представление о том, как важно учить правильно ходить по городу;

развивать мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику рук

развивать связную речь; воспитывать потребность в соблюдении правил

дорожного движения; воспитывать у детей дружеское взаимопонимание.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята! Давайте представим себе улицу: шумную, звонкую

заполненную автомобилями и пешеходами. Кто мне скажет, а что находится

на улице?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно ребята. По дороге мчатся автобусы, легковые и

грузовые автомобили. На тротуарах много пешеходов. Они переходят улицу

по пешеходным переходам. Для того, чтобы на дороге было безопасно, надо

соблюдать особые правила. Эти правила должны знать водители и пешеходы.

Должны знать их и вы, так как маленькие дети тоже являются пешеходами.

Правила помогают наводить порядок не только в играх, но и на дороге.

Одними из таких правил являются правила дорожного движения. Правила

дорожного движения мы обязаны знать с детства. Знание их предотвращает

аварии и опасных ситуаций, в которых могут пострадать как взрослые, так и

дети. А сейчас я прочитаю вам стихотворение про одного мальчика. Вы

внимательно послушайте и подумайте, правильно или не совсем мальчик вёл

себя на дороге.

1 ситуация:

Что такое? Что случилось?

Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

Это просто мальчик Петя

В детский сад один идёт…

Он без мамы и без папы

В детский садик побежал.

И, конечно, на дороге

Мальчик чуть не пострадал.

Петя прыгает и скачет

Не глядит по сторонам.

Мальчик очень невнимателен

Так вести себя нельзя!

Вы подумайте, детишки,

Нужно Пете дать совет

Как вести себя мальчишке,

Чтобы не наделать бед!

Дети отвечают.

Воспитатель: Верно, мальчик должен быть внимательным и осторожным,

может попасть под машину; нужно знать правила поведения на дороге; надо

ходить в садик с мамой или папой. Молодцы, ребята! Очень нужные советы

вы дали Пете. Я надеюсь, что больше с ним ничего страшного на дороге не

случится.

А вот ещё одно стихотворение. Слушайте внимательно.

2 ситуация.

Слышен гул автомобилей,

Что же там произошло?

Может там случилось, что-то?

Ведь не едет там не кто.

Не волнуйтесь — это Маша

С садика сама идёт,

Маму с папой она вовсе за руку и не берёт.

Просто спать малышка хочет, медленно она идти не хочет!

И не что ей не мешает хоть сигналят многие.

Вы подумайте ребята, можно так вести себя!

Спать на переходе!

Дети отвечают.

Воспитатель: Да, через дорогу нужно переходить держа маму или папу за

руку, не засыпать, из за того, что медленно идёшь все будут опаздывать по

своим делам. Молодцы, ребята! Теперь вы и Машу научили правилам

безопасного поведения на дороге. Ведь дорога — это прежде всего

опасность. И невнимательный, рассеянный человек может попасть в беду. И

пострадает не только он, но и водитель. Поэтому так важно знать и

соблюдать правила дорожного движения. Изучать и знать Правила движения

необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не

мешать движению транспорта. Просто так правил не бывает. У каждого

правила есть свой смысл: почему так, а не наоборот. Широкая дорога нужна

машинам – они сами большие, да и скорость у них больше, чем у нас. А нам,

пешеходам, вполне хватит тротуара. Здесь мы в безопасности. Опытный

пешеход никогда не будет расхаживать по мостовой. Даже не сойдёт с

тротуара: опасно, да и водителям помеха. А если не в городе? Тогда правило

звучит иначе: дорога для машин, обочина – для пешехода! И ходить надо по

левой стороне обочины, чтобы машины ехали тебе навстречу. Итак, мы

запомнили: для движения пешеходов по улице служит тротуар, ходить по

нему надо шагом, придерживаясь правой стороны, не мешая другим

пешеходам. Сегодня мы с вами повторили все вместе правила дорожного

движения. Которые важно и необходимо знать каждому из нас.

Держись дорожных правил строго,

Не торопись как на пожар,

И помни: транспорту – дорога,

А пешеходам – тротуар!

Да и родителям тоже наказ

Ведь ваши дети смотрят на вас.

Будьте примером достойным всегда,

И не случится в дороге беда!

«Мой друг-светофор»

Цель: познакомить детей с основными правилами уличного движения,

рассказать к каким непоправимым последствиям приводит нарушение правил

дорожного движения.

Ход беседы:

Воспитатель: Сколько на улицах машин! И с каждым годом их становится

все больше и больше. Мчатся по нашим дорогам грузовые автомобили,

автобусы, быстро едут легковые автомобили. Для того чтобы на дорогах

было безопасно, все автомобили, автобусы подчиняются строгим правилам

дорожного движения. Знать и выполнять правила поведения на дорогах

должны и все пешеходы: взрослые и дети. Идут люди на работу, в магазин,

ребята торопятся в школу. Пешеходы должны ходить только по тротуару, но

и по тротуару надо идти, придерживаясь правой стороны. И тогда не

придется спотыкаться, обходить встречных, сворачивать в сторону. В

некоторых населённых пунктах нет тротуара, а машин тоже много.

Транспорт движется по проезжей части дороги. Если вам придется идти по

дороге, то идти надо навстречу транспорту. Почему?

Дети отвечают.

Воспитатель: Догадаться нетрудно. Увидишь машину и уступишь ей дорогу,

отойдешь в сторону. Переходить дорогу надо по пешеходной дорожке. Нам

помогает переходить дорогу наш друг — светофор. Светофор не простой, а

специальный для пешеходов, у него горит только два света красный и

зелёный.

Красный свет — сигнал опасный. Стой на месте! Загорится друг зелёный —

ты шагай с ним весело! Такие светофоры находятся есть не везде иногда

рядом с пешеходным переходом стоит большой светофор его можно назвать

«автомобильным», так как водители ориентируются на его свет чтобы не

получилось аварии. Сколько у такого светофора «глаз»?

Дети отвечают.

Воспитатель: три глаза. Правильно ребята! Только правила для пешеходов

отличаются от правил для водителей. Красный свет - сигнал наш друг ты не

стой на месте! - говорит пешеходу красный сигнал светофора. Затем в

светофоре появляется желтый свет. Он говорит: «Внимание смотри по

сторонам! Приготовьтесь! Сейчас можно переходить!». А зеленый говорит:

«Пешеходам путь закрыт! Наберись терпения всем на удивления!». А когда нет светофоров рядом с пешеходным переходом, а перейти через дорогу

нужно - посмотри влево, а, дойдя до середины дороги, посмотреть вправо.

Правила дорожного движения строгие. Они не прощают, если пешеход

идет по дороге, как ему вздумается, не соблюдая правила. И тогда случается

непоправимая беда. Но правила дорог еще и очень добрые: они охраняет от

страшного несчастья, берегут жизнь. Что бы с вами ничего не случилось,

нужно выполнять основные правила поведения:

- Не переходите улицу перед близко идущим транспортом.

- Не играйте на улице близко к дороге. -

- Не катайтесь на санках, роликовых коньках, велосипедах по дороге.

Итак, что должны усвоить дети, чтоб спокойно жить на свете:

1. Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны. Если тротуара

нет,

идти надо по левому краю дороги, навстречу движению транспорта.

2. Подчиняться сигналам светофора. Переходить улицу только на зеленый

свет

пешеходного светофора. Или на красный, когда нет пешеходного светофора.

3. Переходить дорогу только по пешеходной дорожке. Пересекать улицу надо

прямо, а не наискось.

4. Прежде чем переходить улицу, сначала посмотреть налево, а, дойдя до

середины улицы, посмотреть направо.

5. Автомобили, автобусы, троллейбусы надо обходить сзади, а трамваи спереди



Предварительный просмотр:

Загадки про ПДД

Три разных глаза имею.

За уличным движением слежу.

Молчаливый, а всё ж не молчу —

Глазами с людьми разговариваю.

(светофор)

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трёхглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти.

(светофор)

Три разноцветных круга

Мигают друг за другом.

Светятся, моргают –

Людям помогают.

(светофор)

Вот трёхглазый молодец.

До чего же он хитрец!

Кто откуда ни поедет,

Подмигнёт и тем, и этим.

Знает, как уладить спор,

Разноцветный…

(светофор)

Стой! Машины движутся!

Там, где сошлись пути,

Кто поможет улицу

Людям перейти?

(светофор)

Милицейских (полицейских) нет фуражек,

25

А в глазах стеклянный свет,

Но любой машине скажет:

Можно ехать или нет.

(светофор)

У полоски перехода,

На обочине дороги,

Зверь трёхглазый, одноногий,

Неизвестной нам породы,

Разноцветными глазами

Разговаривает с нами.

Красный глаз глядит на нас:

— Стоп! — гласит его приказ.

Жёлтый глаз глядит на нас:

— Осторожно! Стой сейчас!

А зелёный: что ж, вперёд,

Пешеход, на переход!

Так ведёт свой разговор

Молчаливый …

(светофор)

Он имеет по три глаза,

По три с каждой стороны,

И хотя ещё ни разу

Не смотрел он всеми сразу —

Все глаза ему нужны.

Он висит тут с давних пор.

Что же это? …

(светофор)

Это встал для нас в дозор

Пучеглазый …? Светофор!

Желтым глазом он мигает.

Строго нас предупреждает:

Чтобы был счастливым путь.

Повнимательнее будь!

И не бегай, не играй,

Где автобус и трамвай!

Будь, малыш, всегда смышленый

И шагай на свет …?

(зелёный)

Какой свет нам говорит:

«Вы постойте – путь закрыт!»

(красный)

Но смотри-ка, кто такой

Нам велит: «Шагать постой!»?

И сигнал: «Путь опасный!»

Стой и жди, пока я …?

(красный)

Всё водителю расскажет,

Скорость верную укажет.

У дороги, как маяк,

Добрый друг — …

(дорожный знак)

Ты скажи-ка мне, приятель,

Как зовётся указатель,

У дороги что стоит,

Скорость снизить мне велит?

(дорожный знак)

Чудный паровозик

С дымом у окна.

Этим паровозиком правит дед-чудак.

Кто из вас подскажет,

Что это за знак?

(Железнодорожный переезд без шлагбаума)

Поезд быстро-быстро мчится!

Чтоб несчастью не случиться,

Закрываю переезд –

Запрещен машинам въезд!

(Шлагбаум)

Переезд есть впереди —

Тормози и подожди:

Он опущен — ход сбавляй,

А поднимут — проезжай.

(Шлагбаум)

Знак повесили с рассветом,

Чтобы каждый знал об этом:

Здесь ремонт идёт дороги —

Берегите свои ноги!

(Дорожные работы)

Что за тёмная дыра?

Здесь, наверное, нора?

В той норе живёт лиса.

Вот какие чудеса!

Не овраг здесь и не лес,

Здесь дорога напрорез!

У дороги знак стоит,

Но о чём он говорит?

(Тоннель)

Это что за чудо-юдо,

Два горба, как у верблюда?

Треугольный этот знак

Называется он как?

(Неровная дорога)

Предупреждает этот знак,

Что у дороги здесь зигзаг,

И впереди машину ждёт

Крутой…

(Опасный поворот)

Круглый знак, а в нем окошко,

Не спешите сгоряча,

А подумайте немножко,

Что здесь, свалка кирпича?

(Въезд запрещен)

Я знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил,

На стоянку у ограды —

Отдыхать ей тоже надо.

(Место стоянки)

Красный круг, а в нем мой друг,

Быстрый друг — велосипед.

Знак гласит: здесь и вокруг

На велосипеде проезда нет.

(Езда на велосипедах запрещена)

Близко – широка,

издалека – узка.

(Дорога)

Не живая, а идет,

Неподвижна — а ведет.

(Дорога)

Высоких деревьев длинней,

Травиночки маленькой ниже.

С ней дали становятся ближе

И мир открываем мы с ней.

(Дорога)

Тянется нитка, среди нив петляя,

Лесом, перелесками

Без конца и края.

Ни её порвать,

Ни в клубок смотать.

(Дорога)

Мой первый слог средь нот найдешь,

Покажет лось второй и третий.

Куда из дому не пойдешь,

Ты сразу ЦЕЛОЕ заметишь.

(Дорога)

В два ряда дома стоят —

10, 20, 100 подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга всё глядят.

(Улица)

Здесь не катится автобус.

Здесь трамваи не пройдут.

Здесь спокойно пешеходы

Вдоль по улице идут.

Для машин и для трамвая

Путь-дорога есть другая.

(тротуар)

Раньше счёта и письма,

Рисованья, чтенья,

Всем ребятам нужно знать

Азбуку движенья!

Как зовутся те дорожки,

По которым ходят ножки.

Различать учись их точно,

Не лети как на пожар.

Пешеходные дорожки –

Это только …?

(тротуар)

Лёша с Любой ходят парой.

Где идут? По …

(тротуару)

Загадки про подземный переход

Картинка подземного перехода для детей

Где ведут ступеньки вниз,

Ты спускайся, не ленись.

Знать обязан пешеход:

Тут …?

(Подземный переход)

Грозно мчат автомобили,

Как железная река!

Чтоб тебя не раздавили,

Словно хрупкого жучка, –

Под дорогой, словно грот,

Есть…

(Подземный переход)

Место есть для перехода,

Это знают пешеходы.

Нам его разлиновали,

Где ходить — всем указали.

(пешеходный переход)

Полосатая лошадка,

Её «зеброю» зовут.

Но не та, что в зоопарке,

По ней люди все идут.

(пешеходный переход)

Что за зебра без копыт:

Не под нею пыль летит,

А над нею вьюга пыли

И летят автомобили.

(пешеходный переход)

Полосатые лошадки

Поперёк дорог легли-

Все авто остановились

Если здесь проходим мы.

(пешеходный переход)

Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти

Там иди, где весь народ,

Там, где знак есть …

(переход)

Какое животное помогает нам

переходить улицу?

(Зебра)

Что за лошадь, вся в полоску,

На дороге загорает?

Люди едут и идут,

А она – не убегает.

(Зебра)

Тем прибором выявляют

Тех, кто скорость превышает.

Говорит локатор строгий:

— Нарушитель на дороге!

(радар)

У него суровый норов –

Длинный, толстый, словно боров,

Он залег у перехода,

Защищая пешехода.

(лежачий полицейский)

Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик.

(регулировщик)