Транслирование педагогического опыта

Завтур Наталья Михайловна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

Выступление на педагогическом совете № 2

По теме: «Педагогические идеи и инновации в патриотическом воспитании. «Виртуальный мини-музей как одно из средств нравственного-патриотического воспитания дошкольников»

Подготовили:

Завтур Наталья Михайловна

Овчинникова Ольга Владимировна

2020 год

Для совершенствования культурного потенциала современного человека существует множество факторов: чтение книг, посещение театров, кино, музеев и т.д. Увидеть интересные экспонаты, понаблюдать за необычными животными, пройтись по загадочным местам парка в реальном мире является наиболее эффективном способом познать окружающую действительность, особенно если это связано с воспитанием маленького ребенка. Так как для ребенка, особенно дошкольного возраста главным инструментом при обучении и воспитании является именно реальный предмет: игрушка, наглядная картинка, детали конструктора и т.д. Но время идет: развиваются новые технологии, создаются компьютерные программы, электронные игротеки, социальные сети. В современном мире все больше внимания уделяется созданию так называемых виртуальных образовательных пространств, используя которые любой желающий может в виртуальном формате просмотреть книгу, пройти залами музея, поплавать с глубоководными обитателями. Как же можно полезно использовать и организовать электронные пространства и ресурсы для обучения и ознакомления с окружающим начиная уже с дошкольного возраста?

Прежде всего, постараемся понять, с какой целью необходимо создавать, а в дальнейшем использовать такие электронные пространства. Если обратить внимание на образовательно-пространственную среду детских садов, можно увидеть, что в структуре многих учреждений кроме игровых помещений, компьютерных классов, музыкальных и физкультурных залов созданы уголки с разнообразными коллекциями интересных экспонатов: патриотического направления, истории игрушки, исторического прошлого города, технического направления и т.д. В большинстве вариантов такие экспозиции располагаются в групповых помещениях возрастных групп.

Анализируя условия, созданные в детском саду, можно утверждать, что именно дошкольный возраст, именно эта атмосфера способствуют успешной ранней социализации личности ребёнка. Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно-верный путь формирования устойчивой связи поколений и обеспечения связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству.

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы является патриотическое воспитание.

Обязательным аспектом государственного образовательного стандарта и одним из путей формирования у дошкольников чувства патриотизма является ознакомление с родным краем и воспитания ответственного отношения к малой Родине.

Беседы с родителями показали, что они заинтересованы в патриотическом воспитании своих детей, что с желанием бы посещали с ними музеи и выставки этнокультурной направленности, но в силу современного ритма жизни, занятости на работе и дома, не всегда могут уделить должное внимание этой составляющей развития ребенка.

Таким образом, нас воспитателей группы «Речецветик» подвигла на поиск новых, более эффективных методов его реализации.

В процессе наблюдений и диагностики знаний детей о родном крае, выяснилось, что среди них есть такие, которые не знают название города, в котором живут. Многие считали, что именно наш город является столицей России. Совсем немногие знали, что мы живём в Ханты-Мансийском автономном округе, а почему он назван Ханты-Мансийским, ответить затруднялись.

Все эти факторы позволили сделать вывод, что работа по развитию патриотических качеств у детей дошкольного возраста осуществлялась в недостаточном объёме.

С целью эффективности работы по патриотическому воспитанию, а именно ознакомлению детей с малой Родиной, решено было прибегнуть к организации такой формы деятельности как виртуальный мини-музей.

Для чего существуют музеи? Чтобы собирать информацию об историческом времени и людях, которая выражается в вещах, документах и т. д., чтобы накапливать т. е пополнять фонд такой информации, чтобы содержать его в сохранности, чтобы обрабатывать полученную информацию (распределять по направлениям, делать пояснения, составлять экскурсии и т. п.), чтобы делиться этой информацией с окружающим миром, т. е. распространять ее.

Что такое компьютер? Компьютер – устройство для получения, накопления, хранения, обработки, передачи и распространения информации.

Как видим, функции музея и компьютера совпадают.

Нужен ли «электронный» музей? Зачем переносить музейную информацию в электронную память компьютера?

Компьютер осуществляет часть вышеперечисленных функций на более высоком технологическом и организационном уровне. Функции хранения, обработки, распространения информации компьютер выполняет более совершенно. Кроме того, компьютеру подвластна и такая функция как передача информации. Музеи крайне редко передают свои экспонаты в другие руки, экспонаты «электронного» музея доступны всем.

По сути, любой компьютер – это музей, хранилище информации, только работать в этом музее проще, удобнее, экономичнее и инструментарий для работы более разнообразен.

 Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. В настоящее время появляется такое понятие как виртуальный музей.

Виртуальные музеи являются одним из многочисленных ресурсов сети «Интернет» – новый динамично развивающийся феномен культуры. Виртуальные музеи осуществляют бесплатный массовый доступ посетителей к культурному наследию и мировым художественным достижениям.

Виртуальные экскурсии обладают преимуществами перед  обычными экскурсиями:

– Не  выходя из ДОУ можно познакомиться с объектами,  находящимися за границами детского сада.

– Разработка и проведение виртуальных экскурсий педагогами в  помещении содействует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям.

 Форма виртуального музея в ДОУ возможна при соблюдении ряда требований:

наличие помещения, оснащенного компьютерной техникой;

высокоскоростной Интернет;

доступность для посетителей.

По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть:

– фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем).  Подается как презентация;

– видеоэкскурсия сопровождаемая рассказами детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, выставленные на сайтах реальных музеев и в Интернет. 

Создание виртуального мини -  музея  в ДОУ способствует воспитанию воспитанников детских садов, является инструментом отличной социализации и умственного развития дошкольников. Виртуальная экскурсия имеет несколько преимуществ перед классическими экскурсиями. У виртуальных экскурсий нет пределов. Например, не покидая здания детского сада возможно посетить и познакомиться с объектами,  находящимися за его пределами.

Позитивной особенностью виртуальных музеев является то что они  никак не связаны с реальным помещением.

В ДОУ важно иметь список сайтов традиционных музеев, осуществляющих виртуальные экскурсии.

Главными этапами  в создании виртуальной экскурсии являются:

 – постановка цели и задач;

– выбор темы;

–  поиск литературы по  исследуемому вопросу;

– отбор и исследование экскурсионных объектов;

– оцифровка фото и иллюстраций,

– составление маршрута экскурсии на  базе видеоряда;

 – разработка речи экскурсовода;

– составление плана ведения экскурсии;

– показ экскурсии (презентации).

 Создавая текст виртуальной экскурсии  важно, чтобы он отвечал возрастным характеристикам воспитанников и полностью раскрывал тему. Текст должен различаться краткостью, четкостью изложения,  иметь нормальный по количеству фактический материал, литературное изложение при прочтении. Материал располагается в той последовательности, в которой отображаются объекты, и имеет отчетливое разделение на части. Каждая из  частей посвящается одному из объектов. Представленный текст должен быть  готовым текстом для «использования» экскурсоводом (восптателем).

Заключение

Музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, тесно связанные между собой. Кроме того музей способствует и реализации интегрированного подхода в обучении и создании детской деятельности. Музеи помогают наладить сотрудничество педагогического коллектива с родителями и представителями социума за пределами детского сада, расширяют кругозор, открывают возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, широкими экспозиционными возможностями.

Виртуальный музей - это современная реальность, выходящая за рамки традиционного представления о музее: экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии; время «работы» может исчисляться годами; количество выставок, как правило, регламентировано не количественными категориями, а концепцией, связанной с появлением новой идеи, интересного проекта; виртуальный музей никак не связан с реальным помещением.

Главными этапами  в создании виртуальной экскурсии являются:  постановка цели и задач; выбор темы;  поиск литературы по  исследуемому вопросу; отбор и исследование экскурсионных объектов;  оцифровка фото и иллюстраций,  составление маршрута экскурсии на  базе видеоряда; разработка речи экскурсовода;  составление плана ведения экскурсии;  показ экскурсии. Создавая текст виртуальной экскурсии  важно, чтобы он отвечал возрастным характеристикам воспитанников и полностью раскрывал тему. Текст должен различаться краткостью, четкостью, др. Позитивной особенностью виртуальных музеев является то что они  никак не связаны с реальным помещением.



Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Дюймовочка»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Тема выступления: «Навыки культуры быта
(труд по самообслуживанию)»

Подготовила: Завтур Наталья Михайловна

Март 2021 год

АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в системе воспитания детей дошкольного возраста. Самообслуживание - это первая ступень трудового воспитания детей. Формирование навыков самообслуживания имеет огромное значение для социального развития ребенка.

Дети, умеющие сами себя обслуживать, чувствуют себя хорошо в коллективе, у них больше возможностей для контакта со сверстниками и общения. Вместе с тем, у каждого ребенка при правильном воспитании устанавливается стремление все делать самостоятельно. В процессе самообслуживания у детей развиваются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.

Поэтому одним из самых значимых и ответственных векторов воспитательного процесса считается трудовое воспитание детей дошкольного возраста, которое направлено не только на получение детьми первичных трудовых навыков, но и на духовное обогащение личностных качеств в жизни и в обществе.

Уже с дошкольного возраста необходимо, чтобы каждый ребенок принимал активное участие в трудовой деятельности, поскольку только данное условие гарантирует определенное воспитательное воздействие труда на детей. Участие в труде является необходимым еще и потому, что труд подготавливает детей к жизни в обществе.

Навыки самообслуживания представляют собой неотъемлемую составную часть культуры поведения. Необходимость содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви, опрятности вызвана не только требованиями гигиены, но и нормами внутричеловеческих отношений. Дети должны понимать, что в выполнении этих правил проявляется уважение к другим людям, что любому человеку неприятно дотрагиваться до грязной руки или видеть неопрятную одежду.

Навыки самообслуживания в большей степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в этот период обладает гибкостью и пластичностью, а действия, которые связаны с принятием пищи, одеванием, умыванием, неоднократно повторяются каждый день. Однако, наиболее успешно и интенсивно навыки самообслуживания формируются у детей среднего дошкольного возраста, у которых начинают проявляться самостоятельность в самообслуживании.


Самообслуживание как составляющая часть трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста

Средний дошкольный возраст ребенка - это период от четырех до пяти лет. Собственно говоря, этот этап является особенно важным в жизни ребенка. Это период является особенно интенсивным в развитии и росте детского организма. На протяжении этого этапа собственно меняется характер ребенка, быстро усовершенствуются познавательные и коммуникативные способности. По Федеральному государственному образовательному стандарту существуют специфические возрастные особенности у детей четырех - пяти лет, которые особенно нужно знать родителям, чтобы развитие и воспитание детей было гармоничным. А это означает, что у ребенка по мере взросления всегда будет общий язык со своими ровесниками.

К четырем - пяти годам у детей вырабатываются культурно- гигиенические навыки (хорошо усвоено умывание, одевание, и прием пищи): дети аккуратны во время приема пищи, с умением надевают обувь, прибирают на место одежду и также игрушки. В определенном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и другое) выявляется конкретная и  правильная самостоятельность у ребенка.

Дети четырех лет особенно наблюдательны, любознательны, энергичны. У них проявляется разносторонние интересы. Дети увеличивают возможности ознакомления явлении общественной жизни, существенно увеличивается объем познаний. Труд взрослых является основным предметом детского внимания, их совместное действие в процессе труда, памятные события в окружении семьи, дома. А также атмосфера детского сада приобретает особое значение для установления нравственных чувств и качеств ребенка.

Сочетание руководства индивидуальной практической каждодневной деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к трудовой деятельности взрослых, общественному значению этой деятельности содействует к успешному расширению задач, в воспитании уважения к взрослым, и особенно культурному обращению с ними.

Воспитателю необходимо продолжать закреплять навыки у детей, а особенно привычку следить за своим внешним видом. Необходимо закреплять умения, чтобы не были забыты навыки самостоятельного, умывания, мыть руки перед едой, после посещения туалета. Следить за умением пользоваться расчёской, и носовым платком. Необходимо приучать детей, что они при кашле и чихании отворачивались в сторону, и прикрывали рот и нос носовым платком.

Совершенствовать умения аккуратного употребление пищи: еду брать понемногу, тщательно пережевывать, стараться есть бесшумно, правильно пользоваться вилкой и ложкой, пользоваться салфеткой, полоскать рот после приема пищи.

В этот период ребенок может не только самостоятельно обслуживать себя, но и оказывать элементарную помощь по дому родителям (например, раскладывать хлеб по тарелкам, а также вытирать пыль с мебели и т. п.).

Овладев основными культурными и гигиеническими навыками, они обобщаются, отрываются от соответствующего предмета и переносятся в игровую ситуацию, тем самым влияя на развитие нового вида деятельности - игры.

К четырем годам самостоятельность проявляется во всех сферах деятельности ребенка: совершенствуются навыки самообслуживания. Ребенок приобретает навык самостоятельно выполнять легкие трудовые поручения: складывать в коробку мелкие игрушки или расставлять их по своим местам. Также самостоятельно ухаживать за домашними растениями, кормить птичек, прибирать свои вещи в шкаф, одеваться и раздеваться. Это очень легко заметить в обыденной жизни ребенка, ведь, выполняя задачу, зачастую ребенок быстро переключается на игру (например, ребенок начинает играть водой во время умывания, превращает свои вещи в волшебных персонажей при одевании и т.п.). Трудовые процессы, начинающиеся по собственной инициативе детей, должны принимать соответствующую поддержку от воспитателя.

Наблюдая за детьми среднего возраста, можно вывести определенную закономерность – если у ребенка нет развитых навыков работы с инструментом, то сам характер трудового процесса им обычно незнаком, а, следовательно, преобладающей будет игровая деятельность, а не трудовая. В этом случае педагог должен использовать игровые мотивы (например, для игры предлагает нарезать «билетики» на автобус, при этом определяется навык умения владеть ножницами), а при изготовлении поделок в основном выбираются предметы, часто применяемы в игре. Так игра помогает развитию трудовых навыков и плавно происходит переход от игры к труду.


Методы развития навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста

Самообслуживание осуществляется непохожими методами, и формами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ преимуществ цели. Метод самообслуживания - это такая система синхронных и взаимосвязанных средств, в работе педагога или родителя которые обучают детей, каковые направлены на вырабатывание навыков самообслуживания.

Содержательными методами просвещения дошкольников являются практические, игровые и метод тотального напоминания.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ, такие как рассказ педагога, зачитывание художественной литературы.

Пересказ педагога здесь является особливо значительным словесным методом, который дозволяет педагогу доставить учебный материал в толковой для детей форме. В рассказе знание разнообразного содержимого передаются в образной форме. Это могут быть рассказы: о памятных событиях, прекрасных временах года, знаменитых писателях, странных художниках, о милом крае. Литературные творения применяются в характерном материале для рассказов. Рассказ принадлежит к особливо эмоциональным средствам словесного просвещения. Как правило, он нагоняет здоровое вдохновение на детей, поскольку воспитатель обозначает свое непосредственное отношение к тем действиям, о которых он рассказывает в нем.

Беседа - это такой метод диалогического просвещения, в котором основной расчет на то, что необходимо задавать и отвечать, выкладывая свою точку зрения. Беседа применяется в тех особых случаях, когда у детей уже имеются некоторые опыты и знания об определенных объектах и событиях, которым она посвящена. В течении беседы навыки детей конкретизируются, обогащаются и классифицируются.

Детские рассказы (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).

Художественная литература это богатый источник знаний об окружающем нас мире и неоспоримо является корневым средством в выковывании чувств ребенка, также развертывает глубокое мышление, вырабатывает объемное воображение, прогрессивно развивает память.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ:

Наблюдение - это целенаправленное, систематическое восприятие ребенком объектов и событий охватывающего мира, в котором энергически согласовываются восприятие, познание и речь. Используя этого метод, педагог устремляет понимание ребенка к подчеркиванию в объектах и фундаментальных событиях, немаловажных признаков, для принятия причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и событиями.

МЕТОД ДЕМОНСТРАЦИИ, включает различные приемы:

  • показ предметов - является одним из наиболее распространенных методов обучения: дети рассматривают кукольную мебель, одежду и посуду;
  • показ образца - является один из методов, используемых в обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть картинка, аппликация, поделка;
  • показ способа действий - используется на занятиях для развития движений, музыки, изодеятельности и другие, он должен быть точным, выразительным, разбитым на части; может быть полным или частичным;
  • демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений, практический характер. Это значит, что деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познает такие их

свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию. Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются у детей не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение [16].

К практическому методу относятся:

  • показ действий. Особенностью этого метода является подробный показ и объяснение, как именно необходимо выполнять трудовые задания по самообслуживания. Использование такого метода предполагает сохранение определенной последовательности действий в процессе обучения, а также предъявление всем детям аналогичных требований и задач по самообслуживанию;
  • пример взрослого или других детей (деятельность подражания);
  • метод приучение (систематические упражнения);
  • опыты и экспериментирование;
  • моделирование.

Приучение - это организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью превращения их в привычные формы поведения. Обучение эффективно на ранних стадиях развития.

Методика организации приучения:

  • объяснение, для чего нужно это делать;
  • показ, как выполняется действие (убрать за собой игрушки);
  • закрепление правильных действий по непосредственным наблюдениям взрослых.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенное изображение основных свойств моделируемого объекта. Метод моделирования основан на принципе подстановки: ребенок заменяет реальный объект    другим объектом, его

изображением, с каким-то условным знаком. Основная цель моделей -

сделать ребенка легче для познания, открыть доступ к скрытым, не воспринимаемым непосредственно свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и отношения очень важны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются до более высокого уровня обобщения, приближаются к понятиям.

Опыты и экспериментирование. Примитивные опыты и эксперименты, которые применяются при показе детям, в первую очередь направлены на то, чтобы содействовать ребенку, обзавестись новые навыками по определенному предмету. В процессе опытов и экспериментов ребенок влияет на объект, чтобы разузнать его свойства, связи и тому подобное. Экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой активности ребенка. Благодаря поисковым действиям развивается визуально- эффективное мышление. Эксперименты помогают детям глубже понять явления, происходящие в окружающем мире, прояснить связи между ними. Посредством опыта и экспериментов у ребенка развивает наблюдение, умение сравнивать, сопоставлять, вносить предложения, делать выводы. (Ребенку демонстрируют носовой платок и задают вопросы: «Вот платок. Что им делают?; можно ли вытирать платком руки? Почему можно? Почему нельзя?; Можно ли вытирать платком туфельки? Почему можно? Почему нельзя?).

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ - предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: указаниями, объяснениями, показом и так далее, этот метод вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной деятельности, которая не навязывается, а обладает желанной личной целью.

Игровые методы и приемы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным является дидактические, сюжетно - ролевые, театрализованные, народные игры.

Дидактическая игра   представляет   собой   многословное,   сложное, педагогическое явление: это также игровой метод обучения детей среднего возраста, форма обучения детей, самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего развития ребенка.

Сюжетно-ролевые игры являются средством всестороннего развития ребенка. Это игры, которые сами изобретают дети. В играх отражают знания ребенка, впечатления, представления окружающем его мире, и восстанавливают социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

Театральная и игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарный запас, способствует нравственно - эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Используя народные игры в педагогическом процессе, педагоги реализуют не только обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные образовательные функции: они одновременно знакомят воспитанников с народной культурой. Это важное направление региональной составляющей образовательной программы детского сада.

Общей метод напоминания используется, когда есть определенные навыки для выполнения любой задачи по самообслуживанию. Это требует, чтобы воспитатель внимательно следил за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. При формировании навыков самообслуживания, очень важно поощрять независимость детей. Осознав свою независимость, дети категорически не принимают помощи от взрослых. Такая независимость позволяет ребенку чувствовать себя взрослым и умелым, то есть самоутвердиться. Привычка к чистоте, опрятности и аккуратности, она придает здоровый образ жизни. Поддержка и одобрение очень важны для детей в этот период. При обучении детей трудовым действиям необходим медленный показ с подробным объяснением того, что должен делать ребенок и как надо выполнять то или иное действие.

Задача воспитателя сводится к тому, чтобы правильно управлять этим процессом, выстраивать на его основе уважение личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Воспитателю необходимо опираться на потенциальные личностные возможности и при этом способствовать их развитию, а также на внутреннюю активность детей.

        


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков

у детей средней группы»

Формирование культурно-гигиенических навыков это важный процесс социализации, вхождение малыша в мир взрослых. Именно в раннем возрасте ребёнок приучается использовать по назначению предметы быта.

Умение всегда быть аккуратным, красиво есть, проявлять предупредительность, уважение к другим людям нужно начинать воспитывать как можно раньше. В противном случае у ребенка могут закрепиться плохие привычки, и тогда уже придется бороться с ними. А ведь хорошо известно, что воспитывать легче, чем перевоспитывать.

В детском саду детей приучают мыть руки после прогулки, после пользования туалетом. Но те дети, от которых дома этого не требуют, обычно нуждаются в напоминаниях. Обязательными должны быть полоскание детьми рта после еды, чистка зубов (перед сном). Эта привычка, воспитанная в детстве, помогает сохранить зубы в хорошем состоянии на долгие годы. Часто можно видеть, как родители, заметив, что ребенок выглядит неряшливо, сразу же принимаются заправлять выбившуюся рубашку, застегивать пуговицы и т.п. И очень редко можно услышать, как папа или мама говорит:

«Посмотри на себя, как ты неряшливо выглядишь! Приведи себя в порядок». В первом случае у ребенка создается представление, что за его аккуратность, опрятность ответственность несут взрослые и, если что не так, они все исправят. Во втором – ребенок чувствует, что, если он выглядит неряшливым, это неприятно окружающим и следить за своим внешним видом он должен сам. Только при таком отношении со стороны взрослых у ребенка можно выработать привычку к аккуратности.

Трудно приучить ребенка пользоваться носовым платком, если у него не всегда есть чистый платок и он привык обходиться без него. Поэтому не забывайте давать его ребенку или напоминайте, чтобы он сам доставал чистый платок. Привлекайте сына (дочь) к стирке и глажению его носовых платков.

Не забывайте похвалить ребенка за опрятность, подчеркнуть, что он выглядит красиво и всем приятно на него смотреть. Не спешите, заметив погрешность в костюме ребенка, устранять ее, лучше предложите ему подойти к зеркалу и посмотреть, все ли у него в порядке.

Многие правила культурной еды продиктованы заботой о здоровье человека. Приучайте ребенка правильно пользоваться вилкой, не бойтесь давать ему нож (конечно не слишком острый, с тупым концом). Пусть ребенок привыкает, есть, держа вилку в левой, а нож в правой руке. Этот навык легко формируется в детстве и закрепляется на всю жизнь. Напоминайте ребенку, что пищу нужно брать понемногу, тогда ее легко пережевывать, что сидеть с набитым до отказа ртом, из которого вываливается не поместившаяся еда, очень некрасиво и соседям по столу это видеть неприятно. Если вы хотите приучить ребенка пользоваться салфеткой, не забывайте ставить салфетки на стол. Если ребенок выходит из-за стола не поблагодарив, напомните ему об этом. Напоминайте также о необходимости благодарить взрослых и детей за оказанную помощь, проявленное к нему внимание.

Подготовила: Завтур Наталья Михайловна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад « Дюймовочка » ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема выступления: «Навыки культуры быта (труд по самообслуживанию)» Подготовила: Завтур Наталья Михайловна Март, 2021 год

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Самообслуживание - это первая ступень трудового воспитания детей. Формирование навыков самообслуживания имеет огромное значение для социального развития ребенка.

Слайд 3

Самообслуживание как составляющая часть трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста

Слайд 4

Самообслуживание как составляющая часть трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста

Слайд 5

Методы развития навыков самообслуживания СЛОВЕСНЫЙ * п ересказ педагога * б еседа * детские рассказы * х удожественная литература НАГЛЯДНЫЙ * н аблюдение * д емонстрации * показ предметов * показ образца * показ способа действий * демонстрация картин ПРАКТИЧЕСКИЙ * показ действий * пример взрослого или других детей * метод приучение * опыты и экспериментирование * моделирование ИГРОВОЙ * д идактическая игра * с южетно-ролевые игры

Слайд 6

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 

на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности и режимных моментах»

Составил:

Завтур Н.М.

г. Советский

2021 год


«Человек образованный — тот,  

кто знает, где найти то, чего он не знает»

              (Георг Зиммель)

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного образования. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное правительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру (детям дошкольного возраста, согласно санитарным нормам, разрешается доступ к компьютеру не более чем на пять минут в день). Однако бурное развитие информационно-коммуникационных технологий привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходимым как в упрощении отчетности так в работе с детьми.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Использование компьютерных технологий помогает:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • активизировать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Видеомагнитофон, DVD плейер
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Электронные доски

Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:

  • Фотографии;
  • Видеоролики;
  • Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
  • Презентации (электронные книги, электронные выставки);
  • Детские развивающие компьютерные игры;
  • Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер
  • Легкость для самостоятельных занятий детей
  • Развитие широкого спектра навыков и представлений
  • Возрастное соответствие
  • Занимательность.

Классификация программ:

  • Развитие воображения, мышления, памяти
  • Говорящие словари иностранных языков
  • Простейшие графические редакторы
  • Игры-путешествия
  • Обучение чтению, математике
  • Использование мультимедийных презентаций

Ошибки при использовании ИКТ:

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога
  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  • Бесплановость, случайность применения ИКТ
  • Перегруженность занятия демонстрацией.

Преимущество использования интерактивных материалов.

Данные материалы:

  • позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
  • позволяют делать поправки во время НОД, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
  • использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  • одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
  • при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.);
  • использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
  • непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
  • высокая динамика непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  • Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
  • Создание дидактических игр.
  • Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  • Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  • Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей. Существуют следующие виды презентаций:
  • Для обозначения темы или как сопровождение объяснения педагога;
  • Для сопровождения небольших театрализованных сценок или постановок сказок детьми;
  • Для сопровождения праздника для детей или для контроля знаний и др.
  • Для сопровождения концерта
  • Для проведения родительских собраний

Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями:

1. Минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

2. Возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

3. Обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

4. Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

5. Рост объема информации;

6. Обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

7. Оперативное получение информации;

8. Расширение информационных потоков;

9. Использование ИКТ при проведении родительских собраний.

Несмотря на все преимущества использования информационно-коммуникационныхных технологий, существует и ряд проблем, при их использовании. И прежде всего это реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.

При использовании данных технологий воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.2660-10): «12.21. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена: для детей 5 лет - до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 минут.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Развитие логического мышления у детей старшего
дошкольного возраста через ИКТ»

Подготовил воспитатель: Завтур Наталья Михайловна

Необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не только обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, но и использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями, которые позволяют обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.

Каждый ребенок с рождения наделен способностями, которые даны ему от природы. И во многом от родителей и педагогов зависит их развитие. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы научить ребенка считать, читать, решать задачки, а заставить ребенка в свободной игровой форме работать свой мозг и развивать заложенные природой способности, которые в дальнейшем помогут ему искать правильные варианты решения. Для этого подходят упражнения на развитие логического мышления, т. е. логические задачи.

Логические задачи дают нам возможность в игровой манере заниматься с детьми, и не переживать, что ему это быстро надоест. Когда ребенок играет, он и не подозревает, что занимается накоплением опыта в развитии логики, памяти, последовательности действий, воображения, внимания. Если мы приложим усилия и будем правильно развивать в наших детях способности, то им будет и в дальнейшем легче учиться в школе и принимать нужное решение в различных ситуациях.

Использование компьютерных технологий  в образовании уже перестало быть необычным явлением. Характеристики и возможности современных персональных компьютеров и программного обеспечения постоянно улучшаются. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

Играя в интерактивные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать.  

На мой взгляд, разумное сочетание традиционных методов обучения и современных компьютерных технологий не только увеличивает скорость передачи информации детям и повышает уровень ее понимания, но и способствуют развитию:

• координации движения, глазомера, навыков владения манипулятором «мышь»;

• панорамного внимания; • основных психических функций;

• информационной культуры; • логического мышления.

Среди всего многообразия игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально - развивающие логические игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности.

Характерной чертой данных игр является наличие в них какого-то познавательного содержания, и поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирования своих умственных операций.

Как показала моя практика, на фоне положительной эмоциональной атмосферы повышается интерес к изучаемому материалу, за счёт высокой динамики эффективнее осуществляется усвоение новой информации, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности. Стало очевидным, что, используя компьютерные технологии, способствуют развитию логического мышления детей дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное

учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ЦЕНТР МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И

МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Ленина ул., д. 6,  г. Советский, Советский район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область), 628240

тел./факс (34675) 3-16-52, 3-00-35, 3-42-44                                                      e-mail: mku-sov@admsov.com

сайт: http://mtimo.ru/

ОКПО 09529392, ОГРН 11128622000770

ИНН / КПП 8622022974 / 861501001

Руководителям  дошкольных образовательных организаций Советского района

 

от «12» января 2022 г. № 14

О заседании районного методического объединения

воспитателей дошкольных образовательных организаций Советского района

Уважаемые руководители!

 Муниципальное казенное учреждение «Центр материально-технического и методического обеспечения» информирует вас о том, что 18.01.2022 г. в 13:00 часов, в МКУ «Центр материально-технического и методического обеспечения» по адресу г. Советский, ул. Ленина д. 6, состоится заседание РМО воспитателей дошкольных образовательных организаций Советского района. На заседание приглашаются члены инициативной группы (Приложение 1).

Просим довести информацию для заместителей заведующих по воспитательной и методической работе, воспитателей и обеспечить участие участников РМО МАДОУ д/с «Чебурашка», МАДОУ д/с «Улыбка» в режиме видеоконференции.

Для участия в конференции необходимо пройти по ссылке: https://us02web.zoom.us/j/83154095972?pwd=a2pSTXF5Sm9FZm1Q2FuRFINIAxQT09  

ID конференции: 8315409 5972  Код доступа: 1234

Приложение: на 1 л. в 1 экз.

C:\Users\qwert\Desktop\Роспись без фона мку.png

Директор                                                                                                      Г.Е. Тропина

Исполнитель: Кирова Юлия Валерьяновна,

методист муниципального казенного учреждения

«Центр материально-технического и методического обеспечения»,

тел.: 8 (34675)3-21-86

Рассылка: ДОО-10

  Приложение к письму

МКУ Центр МТиМО

                                                                                                                             от 12.01.2022 г. №_14_

Программа

заседания районного методического объединения

воспитателей ДОО Советского района

Место проведения:  МКУ «Центр материально-технического и методического обеспечения» г. Советский

Форма проведения: очно – дистанционная с использованием сервиса Zoom

Тема: «Современное цифровое пространство в контексте педагогической практики»

Участники (члены инициативной группы):

- Бикташева Рина Рафиловна, старший воспитатель МАДОУ д/с «Радуга»;

- Коренцова Елена Николаевна, заместитель заведующего по ВМР МАДОУ д/с «Радуга»;

-Чараева Наталья Александровна, заместитель заведующего по ВМР МАДОУ д/с «Улыбка»;

- Дюбко Людмила Гурьяновна, воспитатель МАДОУ д/с «Чебурашка»;

- Куликовских Наталья Александровна, воспитатель МАДОУ д/с «Малышок»;

- Завтур Наталья Михайловна, воспитатель МАДОУ д/с «Дюймовочка».

Дата проведения: 18 января 2022 г.

Начало: 13.00 час.

Время

Содержание деятельности

Ф.И.О. педагога

1.

12.55-13.00

Регистрация участников заседания РМО воспитателей ДОО Советского района.

Гусарова Елена Валерьевна, руководитель РМО

2.

13.00-13.15

Вступительное слово руководителя РМО

Гусарова Е. В., руководитель РМО

3.

13.15-13.35

Определение основных направлений методических рекомендаций «Использование ИКТ в воспиательно-образовательном процессе»

Члены инициативной группы

4.

13.35-14.00

Определение основных направлений «Модели дистанционного взаимодействия ДОУ с семьей»

Члены инициативной группы

5.

14.00-14.10

Определение ответственных по направлениям.

Подведение итогов.

Гусарова Е. В., руководитель РМО

Подготовила: Гусарова Е.В., старший воспитатель МАДОУ д/с «Малышок», руководитель РМО  воспитателей ДОО Советского района

р.т. 6-00-94

с.т. 89088893039