рабочие программы, результаты оценки индивидуального развития детей

Сердюк Ирина Владимировна

Дополнительная общеразвивающая программа "Сюжетный танец" для детей 6-7 лет.

Музыка и движения помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движения у ребенка развивается не только художественнй вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни человеку, природе.Дети проявляют активный интерес, учаться самостоятельно двигаться  и импровизировать под  музыку, выразительно и  эмоционально передаватьхарактерные движения игровых образов.

Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. 

Программа предназначена для детей 6-7 лет,занятия проводятся один раз в неделю.

цель программы: -обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и передаче образов через движения, формирование социально- значимых личностных качеств и развитие творческих и исполнительских способностей посредством ритмики и танца

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад "Капелька"

Россия, 623340, Свердловская область, Артинский район, р.п. Арти, Ул. Розы  Люксембург,5А, тел. 8(900)2101097,  E-mail: dskapelka@yandex.ru

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

Протокол № 3

от «02» февраля 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО:

_________  Е.И. Власова

 и.о..заведующей МАДОУ

«Детский сад «Капелька»

Приказ № 21/1-од

от «02» февраля 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Сюжетный игровой танец»

для детей 6 -7 лет

(Срок реализации 8 месяцев)

(Творческой направленности)

Разработала Музыкальный руководитель:

Сердюк Ирина Владимировна

п. Арти 2024г

СОДЕРЖАНИЕ

1.Основные характеристики

2

1.1 Пояснительная записка

7

1.2 Цели и задачи программы

9

1.3. Планируемые результаты

11

2. Содержание общеразвивающей программы

13

2.1 Учебный план

16

2.2. Учебный (тематический план)

24

3. Организационно- педагогические условия

25

3.1.Календарный учебный график

3.2. Условия реализации программы

3.3. Форма контроля и оценочные материалы

4. Список методической литературы


1. Основные характеристики

1.1. Пояснительная записка

Танец- это эмоциональное выражение с помощью движений тела под музыку. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. И взрослый, и ребёнок – каждый любит танцевать. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми.

На занятиях танцевального кружка  дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся красиво и правильно двигаться под музыку. В кружке воспитывается коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формируется эмоциональная культура общения. Развивается фантазия, которая в свое время побуждает развитие творческих навыков.

Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Педагог должен быть эмоциональным, развитым ритмически, чтобы красиво и правильно показать детям тот или иной приём исполнения танца.

Хореография – это ритмические движения под музыку, и именно она является начальным этапом освоения искусства танца. Танец – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия его потенциальных возможностей и самореализации. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.

Занятия ритмикой и танцем развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют такие физические недостатки как сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д. Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения, развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству, улучшает состояние здоровья. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста 5-7 лет. В качестве основной формы реализации программы выступает организация танцевального кружка. Занятия проводятся в музыкальном зале.

Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца.Занятие танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне – гармоничной личности дошкольника.

Занятия хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.

В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности.

Таким образом, оказывается разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности, вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.

Программа вводит детей в большой и удивительный мир хореографии, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями танцев. Помогает им влиться в огромный мир музыки - от классики до современных стилей, и попытаться проявить себя посредством пластики близкой детям. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластики.

Сроки реализации программы:

Программа предназначена для детей 6- 7 лет.

Занятия проводятся: один раза в неделю. Длительность занятий 30-40 мин. Программа адаптирована к условиям дошкольной организации.

Программа разработана на основе авторской программы по хореографии «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина.

1.2. Цели и задачи реализации Программы.

Цель программы: - обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и передаче образов через движения, формирование социально значимых личностных качеств и развитие творческих и исполнительских  способностей посредством ритмики и танца.

Задачи:

Обучающие:

изучение элементов классического, народного, бального, современного танцев;

формирование музыкально-ритмических навыков (умение двигаться и реализовывать себя под музыку);

обучение правильному дыханию (дыхательные упражнения);

-умение слышать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рисунок, менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой, и музыкальными фразами.

Развивающие:

совершенствование психомоторных способностей детей (развитие ловкости, точности, силовых и координационных способностей; развитие равновесия, силы, укрепление мышечного аппарата);

развитие мелкой моторики, памяти, внимания, воображения;

развитие музыкальных способностей (развитие чувства ритма, умение слушать музыку;

развитие координации и укрепления опорно-двигательного аппарата.

Воспитательные:

воспитание у детей интереса к танцевальному искусству;

воспитание умения вести себя в группе во время движения, танцев и игр, формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;

воспитание, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

1.3. Планируемые результаты освоения Программы.

Ребенок на этапе освоения Программы:

- знают назначение отдельных упражнений хореографии;

- умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок;

- выразительно, свободно, самостоятельно двигаются под музыку;

- проявляют желание двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ;

- умеют точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности;

- владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определённый «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях;

- умеют выполнять танцевальные движения: прямой галоп; пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах, поочерёдное выбрасывание ног вперёд, приставной шаг с приседанием; с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд.

- выполняют танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполняют танцы, движения с предметами (шарами, обручами, цветами).

- знают основные танцевальные позиции рук и ног.

2. Содержание общеразвивающей программы

Программа включает в себя следующие виды деятельности:

1.Введение в мир танца

2.Азбука музыкально- ритмических движений

3.Танцевальная разминка

4.Элементы танцевальных движений (современного, народного, бального и эстрадного танцев)

5.Система корригирующих движений

6. Творческая импровизация и танцевальные игры

7. Постановка сюжетно- образных танцев и репетиционная работа.

2.1. Учебный план

Виды деятельности

Кол-во занятий

Введение в мир танца

  • Занятие- знакомство
  • Занятие-творчество

     1

Азбука музыкально-ритмических движений

  • Основные
  • Общеразвивающие
  • Имитационные
  • Плясовые

5

Танцевальная разминка

  • Образные упражнения в движении (в ходьбе, беге, прыжках)
  • использование в разминке нарезки из разных пройденных танцев
  • движения по показу из пройденных элементов и движений

4

Элементы  танцевальных движений

  • повторение пройденных элементов и композиций и их усложнение
  • упражнения с атрибутами (мяч, султанчики, ленты на кольцах, плоские кольца, флажки и другие) пройденные с последовательным чередованием и новые, более сложные
  • работа корпусом - повороты и наклоны в сочетании с другими элементами (притопами, различными танцевальными шагами, движениями руками)
  • построение в два круга, противоходы и другие перестроения в сочетании с танцевальными движениями и с использованием атрибутов;
  • танцевальные движения в парах с  использованием элементов, пройденных ранее, смена партнера в движении
  • танец польки по кругу со сменой партнера;

6

Система корригирующих движений

  • отработка новых движений, комбинаций,
  • техника выполнения, порядок  движений, правила перестроения
  • Порядок танцевальных комбинаций, положения рук в паре

2

Творческая импровизация и танцевальные игры

  • ранее изученные музыкальные игры по желанию

  • Игры «Дискотека», игра «Зеркало», «Догонялки с использованием танцевальных движений» и др.

4

Постановка сюжетно - образных танцев и  репетиционная работа

  • Разучивание новых сюжетно- образных танцев,  добавление перестроений
  • Изучение новых танцев с использованием предметов

10

Всего:

32

Виды деятельности:

Введение в мир эстрадного искусства:

Различать основные направления хореографического искусства.

Азбука музыкально – ритмических движений.

 Мелодия и движение.

Темп. Контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая – грустная.

Соотношение пространственных перестроений с музыкальным материалом. Выделение сильной доли. Определение характера музыки словами и передача характера в движении. Музыкальные размеры 4/4, 2/2. Правила и логика перестроений, логика поворотов. Соотношение сильной и слабой доли, с правой и левой ногой. Методика исполнения основных танцевальных элементов.

 Практика: Практические занятия заключаются в музыкально- пространственных упражнениях. Танцевальные шаги со сменой музыкального темпа. Умение различать и двигаться под музыку в музыкальном темпе. Ходьба, марш в темпе и ритме музыке, шаг на месте вокруг себя. Умение начинать движение с началом и окончанием музыки.

Фигурная маршировка с перестроениями из одного в два и обратно; из колонки в линию. Правая нога – сильная доля, левая нога – слабая доля. Выразительное исполнение основных танцевальных элементов. Начало и окончание движений вместе с музыкой, различие музыкальных частей. Соотношения пространственных перестроений с музыкой. Музыкальность и грамотность исполнения. Упражнения исполняются детьми индивидуально. Пространственные музыкальные упражнения. Ритмические упражнения с

музыкальным заданием. Контрольный показ. Музыкальные игры. Дидактическая игра.

Танцевальная разминка. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка Ознакомление с искусством хореографии Специфика танцевального шага, бега Позиции положения рук и ног Понятие твердо - мягко Мышечная и эмоциональная память Понятие «мышечного напряжения» Сила движения, точность направления Знание правил исполнения каждого отдельного движения и упражнения. Красиво, грамотно «строить» свое тело

 Практика: комплекс основных музыкально- ритмических движений: (ходьба, бег, прыжки ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, "с каблучка"; вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена

-(высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;

- бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;

 -прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед;

- различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.

-Выработка осанки, опоры. Постановка рук в позиции. Умение напрягать и расслаблять мышцы. Упражнения для укрепления всех групп мышц. Позиции ног. Подъем на полупальцы Выполнение упражнений в комбинациях. Танцевальный шаг, бег. Маленькие прыжки. Выполнение упражнений с чередованием комбинаций.

Элементы Танцевальных движений

Имитационные движения:

- различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — "в воде", "в воздухе"

и т.д.).

Плясовые движения:

- элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног,

- сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный

шаг, шаг с притопом и др.

Понятие современного бального, эстрадного танца. Отличительные черты характера исполнения в различных танцевальных жанрах. Виды танцев. Тематика танцев.

Правила и техника исполнения движений эстрадного танца. Проучивание и исполнение движений народного и современного танца. Передача характера исполнения современного, народного и бального танца. Стилизация народных движений. Характер исполнения танцевальных движений. Повторение хореографических номеров.

Система корригирующих движений:

-Отработка новых движений и комбинаций, техника движений,порядок и правила перестроения, отработка танцевальных комбинаций, положения рук и ног.

Творческая импровизация и танцевальные игры:

-Игровая ситуация, ранее изученные музыкальные игры, эмоции, актерское мастерство, развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия образных представлений и воображений.

Постановка сюжетных образных танцев и репетиционная работа:

Знакомство с сюжетом танца,

Рассказ и показ танцевальных комбинаций.

Порядок танцевальных комбинаций, положения рук в паре. Техника выполнения, порядок движений.

Порядок танцевальных комбинаций, четкое перестроение.

Правила перестроений, манера исполнения.

Практика: Разучивание танцевальных комбинаций; положение рук в паре, работа над рисунком танца. Общение в паре, равнение в линию, в колонку, красиво перестраиваться. Натяжение стопы, динамичное исполнение, осанка при выполнении танцевальных шагов. Разучивание танцевальных комбинаций, построение рисунков танца.

Отрабатывание техники исполнения движений, танцевальных комбинаций.

Выразительность и грамотность исполнения. Проведение соревнования кто лучше выполнит зачет по комбинациям. Показ танцевальных комбинаций индивидуально и в паре. Открытое занятие, показ родителям, выступления на утренниках.

2.2.Учебный (тематический) план


3. Организационно - педагогические условия

3.1. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Колличество учебных недель

Колличество учебных дней

Колличество учебных часов

Режим занятий

1 год

1 октября 2024г.

31 мая

2025г.

32

144

32

1 занятие 1 раз в неделю

3.2. Условия реализации программы

Материально- техническое обеспечение:

- ковровое покрытие

- музыкальный центр, с записями ритмичной музыки для сопровождения

- видеозаписи разнообразных танцевальных движений

- мультимедийная система;

Учебно- наглядные пособия:

- Игрушки

-Дидактические игры, картотека игр, способствующая развитию музыкального слуха, чувства ритма, которые необходимы для занятий

-Детские музыкальные инструменты

-Предметы для создания музыкального образа:  платочки, бубны, ленточки на кольцах, ленточки на палочках, обручи, плоские кольца, флажки, султанчики, погремушки, цветы, воздушные шарики, мячи, колокольчики, шляпки.

-Презентации

-Костюмы и дополнительные атрибуты.

-Атрибутика к танцам иллюстрации с изображением животных, сказки, стихи, подборка музыкальных произведений

-Подборка упражнений и этюдов

-Видеофильмы и видеоролики

-.Комплекс игр и заданий по разделам тем.

Методическое обеспечение программы

-Буренина А.И.Ритмическая мозаика

-М. Родина программа « Кукляндия»

-Танцы в детском саду. Н.Зарецкая, З.Роот.

-Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М,:

Мозаика-Синтез, 2017

-  Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

-  Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.

-Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – СПб. : ООО «Невская нота», 2000.

- Каплунова И. Новоскольцева И. Умные пальчики. Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов. – СПб.: Невская нота, 2009.

- «Потанцуй со мной дружок» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой

-. «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И.Новоскольцевой

Пособия  для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п.

-Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования (пианино, металлофон, аккордеон, флейта , дудки, бубны, погремушки, маракасы и др.

-Музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты

 Аудиовизуальные пособия: компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски).

-фланелеграф и магнитная доска;

-альбомы для рассматривания: «Виды танцев», ", «Танцы народов мира» и т. п.;

-атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы)

Организация образовательной деятельности

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Программа рассчитана на 32 учебных часа. Занятия проводятся 1 раза в неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.

Занятие состоит из трех частей:

1. Вводная - в нее входит поклон, маршировка, разминка. (5 минут)

2. Основная - она делится на тренировочную (изучение нового, повторение, закрепление пройденного материала) и танцевальную (20минут)

3. Заключительная – музыкальные игры, вспомогательные и корригирующие упражнения, поклон. (5 минут)

Подготовительная часть занятия занимает 5-15% общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); ритмика; музыкально - подвижные игры; танцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы); музыкально-¬ритмическая композиция.

Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические и  сюжетные танцы.

 Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу.

Формы подведения итогов:

- выступления детей на открытых мероприятиях;

- участие в тематических праздниках;

- итоговое занятие;

- открытые занятия для родителей;


3.3. Формы контроля и оценочные материалы.

Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (начальный – в октябре, итоговый – в мае). Формы диагностики: индивидуальные беседы, опрос, решение практических задач, наблюдение за игрой, викторины, турниры, контрольные занятия занятия. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.

Применяемые методы педагогического контроля, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это даёт возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого обучающегося его индивидуальный маршрут развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.  

2.4. Оценочные материалы

Оценка знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения, является основой при отслеживании результатов работы.  

Критерии оценки

Оценивание результатов, достигнутых ребенком в результате освоения программы, проводится по следующим критериям:

  • ритмичность;
  • гибкость;
  • артистизм;
  • умение танцевать в коллективе.

Оценивание результатов:

Высокий уровень (В)

•        Ребёнок заинтересован в усвоении знаний об искусстве танца, активно проявляет себя в танцевальной деятельности. Обладает высокими данными: гибкостью, музыкальностью, артистизмом. Обладает высокой эмоциональной выразительностью, развита фантазия и воображение. Ритмика, танец, музыкальные двигательные игры — предпочитаемые виды деятельности. Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности мотивированы, объективны, содержательны. Самостоятельная музыкально-ритмическая деятельность систематическая и устойчивая.

Средний уровень (С)

•        В целом ребенок заинтересован в усвоении танцевального искусства. Стремится к приобщению к эстетическим ценностям. Однако не достаточно развита гибкость, музыкальность, редко проявляются фантазия и воображение. Предпринимает попытки выразить в движении музыкальные образы. Суждения и оценки по поводу музыкально- ритмической деятельности не всегда обоснованы. Самостоятельное, фрагментарное внесение танцевальных движений в свою деятельность.

Низкий уровень (Н)

•        Ребенок мало заинтересован в приобщении к искусству, не проявляет интерес к танцам. Обладает слабо развитыми физическими качествами: сила, быстрота движений, ловкость, гибкость. Отсутствует пластичность. Слабо развита эмоциональность, фантазия Поверхностный интерес к музыке, танцу, ритмике. Не предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении. Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности неглубокие, несодержательные, необъективные и немотивированные. Не использует движения под музыку в свободной деятельности.

Выявление качества музыкально-ритмических движений:

  1. Выполнение элементов танца:

Средняя группа – исполнить небольшой группой притопы одной ногой, хлопки в ладоши, кружение по одному.

Старшая группа – выполнить движения небольшой группой (поскоки, шаг с притопом, кружение парами).

Подготовительная группа – выполнить небольшой группой движения танца (выразительно, ритмично) – шаг польки, кружение на месте на поскоках.

  1. Создание музыкально-игрового образа:

Старшая группа – передать в движении образ кошки (“вся мохнатенька”).

Подготовительная группа – исполнить музыкально-игровой образ в развитии. Игра “Кот и мыши” (действовать выразительно и согласованно с музыкой).

Выявление уровня ритмического слуха:

Младшая группа – повторить ритм хлопками.

Средняя группа – прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести его на барабане (двухтактное построение).

Старшая группа – прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести хлопками (четырёхтактное построение).

Подготовительная группа – послушать мелодию (четырёхтактное построение) и отхлопать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей.

Игровые диагностические задания для выявления особенностей воспроизведения детьми старшей и подготовительной группы музыкальных образов в движении

Вариант 1. Несюжетные этюды

Детям предлагается послушать музыку, определить, сколько частей в произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой части, дети определяют, какие движения можно исполнить под эту музыку, и самостоятельно выполняют их.

Пример: «Тема с вариациями», музыка Т. Ломовой (задание на различение характера музыки и формы музыкального произведения). Двигательная основа этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.

Вариант 2. Сюжетные этюды

Вначале следует образный рассказ, раскрывающий сюжет этюда. Затем исполняется музыка. Дети сами должны найти соответствующие движения, помогающие эмоционально передать игровой образ сюжета. Такие этюды могут быть выполнены небольшой группой детей или индивидуально.

Пример: «Подружки», музыка Т. Ломовой. Сюжет: пошли подружки в поле погулять, а там цветов красивых видимо-невидимо. Как зеленый ковер, трава расстилается, под теплым ветерком цветы головками кивают. Стали девочки цветы собирать — красный мак, белую ромашку, синие васильки, лиловые колокольчики, розовую кашку. Нарвали большие букеты и начали плести венки. Надели венки на голову — собой любуются. Притопнули каблучком и заплясали. Довольные прогулкой, пошли девочки обратно домой. Музыка представляет собой 3-х частную форму, предполагающую действия: 1 часть — прогулка, сбор цветов, плетение венков, 2 часть — веселый перепляс и 3 часть — ходьба.

В процессе анализа результатов особое внимание обращается на следующие моменты:

  • интерес ребенка к заданию;
  • готовность свободно включиться в танцевальную импровизацию;
  • понимание и переживание музыкального образа в исполняемом этюде, адекватность его передачи в движении;

Уровни развития танцевально- ритмических навыков

«1» - Низкий уровень. Не умеют технически точно, легко и выразительно выполнить гимнастические и имитационные движения.

«2» - Средний уровень. Движения выполняются довольно точно и выразительно, но нет творческой активности в создании музыкально-двигательных образов.

«3» - Высокий уровень. Прочно владеют всеми техническими навыками и приемами. Проявляют творческое отношение к исполнению танцев, хороводов, игр и упражнений.

Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями

«1» - Низкий уровень – смену движений производит с запаздыванием, движения не

«2» - Средний уровень – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;

«3» - Высокий уровень – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки;

Уровень ритмического слуха

«1» - Низкий уровень – не верно воспроизводит ритмический рисунок.

«2» - Средний уровень – допускает 2-3 ошибки;

«3» - Высокий уровень – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

Уровень качества танцевально-ритмических движений, координированности

«1» - Низкий уровень – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке

«2» - Средний уровень – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;

«3» - Высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или

придумывает свои; движения выразительны;

Уровень артистичности и творчества в танце

«1» - Низкий уровень – не справляется с заданием.

«2» - Средний уровень – использует стандартные ритмические рисунки;

«3» - Высокий уровень – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;

Таблица мониторинга танцевально - ритмической деятельности

 

Ф. И. ребенка

Степень заинтересованности ребенка в танцевально- ритмической деятельности

Уровень ритмического слуха

Уровень артистического творчества в танце

Уровень развития танцевально- ритмических навыков

Уровень качества танцевально ритмических движений

4. Список методической литературы

-Буренина А.И.Ритмическая мозаика

-И. Каплунова,И. Новоскольцева, И. Алексеева «Топ- топ- каблучок»

-Н. В. Нищева «Логопедическая  ритмика в детском саду (музыкальные игры, упражнения, песенки)

-Танцы в детском саду. Н.Зарецкая, З.Роот.

-Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М,:

Мозаика-Синтез, 2017

-  Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

-  Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.

- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – СПб. : ООО «Невская нота», 2000.

- Каплунова И. Новоскольцева И. Умные пальчики. Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов. – СПб.: Невская нота, 2009.

- «Потанцуй со мной дружок» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой

- «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И.Новоскольцевой



Предварительный просмотр:

Таблица мониторинга танцевально - ритмической деятельности старших дошкольников

Дата проведения:  начало года __октябрь-2024 г.

0 баллов – низкий уровень                      1 балл – средний уровень                  2 балла – высокий уровень

Ф. И. ребенка

Степень заинтересованности ребенка в танцевально- ритмической деятельности

Уровень ритмического слуха

Уровень артистического творчества в танце

Уровень развития танцевально- ритмических навыков

Уровень качества танцевально ритмических движений

Уровень освоения программы

Андреева Лера

2

2

1

2

1

9 (средний)

Бусыгин Радион

1

1

2

1

2

7

(средний)

Фролкова Ксюша

2

2

2

2

2

10

(высокий)

Проскурина Стефания

1

1

1

2

2

7

(средний)

Николаева Дарья

2

2

2

2

2

10

(высокий)

Николаева Таня

1

2

1

2

1

8 (средний)

Снегирев Роман1

1

1

1

2

2

7 (средний)

Шершнев Павел

2

2

1

2

2        

9

(средний)

Дрокин Кирилл

1

1

2

2

1

7

(средний)

Рухмалев Кирилл

2

1

2

2

1

8 (средний)

Удальцова Настя

1

2

2

1

1

8 (средний)

Начало  года:

Обследовано  11…детей

 Итоговый результат (начало года)

Низкий уровень – 0-6 баллов           - 0 человек (0%)           

Средний уровень –7- 9 баллов          -9 человек ( 81%)

Высокий уровень –10-20 баллов        -2 чел.   ( 19%)

Диаграмма мониторинга танцевально - ритмической деятельности старших дошкольников

(начало обучения- октябрь 2024 г.)

Итоговый результат (начало года)

Низкий уровень – 0-6 баллов           - 0 человек (0%)           

Средний уровень –7- 9 баллов          -9 человек ( 81%)

Высокий уровень –10-20 баллов        -2 чел.   ( 19%)



Предварительный просмотр:

Таблица мониторинга танцевально - ритмической деятельности старших дошкольников

Дата проведения: конец  года __май  -2025 г.

0 баллов – низкий уровень                      1 балл – средний уровень                  2 балла – высокий уровень

Ф. И. ребенка

Степень заинтересованности ребенка в танцевально- ритмической деятельности

Уровень ритмического слуха

Уровень артистического творчества в танце

Уровень развития танцевально- ритмических навыков

Уровень качества танцевально ритмических движений

Уровень освоения программы

Андреева Лера

2

2

2

2

2

10 (высокий)

Бусыгин Радион

1

2

2

2

2

9 (средний)

Фролкова Ксюша

2

2

2

2

2

10

(высокий)

Проскурина Стефания

2

2

2

2

2

10 (высокий)

Николаева Дарья

2

2

2

2

2

10

(высокий)

Николаева Таня

1

2

1

2

1

8 (средний)

Снегирев Роман1

1

1

2

2

2

8 (средний)

Шершнев Павел

2

2

2

2

2        

10

(высокий

Дрокин Кирилл

1

1

2

2

1

8

(средний)

Рухмалев Кирилл

2

1

2

2

1

8 (средний)

Удальцова Настя

1

2

2

1

1

8 (средний)

конец  года:

Обследовано  11…детей

 Итоговый результат (конец года)

Низкий уровень – 0-6 баллов           - 0 человек (0%)           

Средний уровень –7- 9 баллов          -6 человек (54%)

Высокий уровень –10-20 баллов        -5  чел.   (46 %)

Диаграмма мониторинга танцевально - ритмической деятельности старших дошкольников

(конец года – май 2025 г.)

Итоговый результат (конец года)

Низкий уровень – 0-6 баллов           - 0 человек (0%)           

Средний уровень –7- 9 баллов          -6 человек (54%)

Высокий уровень –10-20 баллов        -5 чел.   (46%)