Социальный опыт и духовно-нравственная позиция

Участие в социальных мероприятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_na_urokah_matematiki.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание на уроках математики

Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, подготовке к олимпиадам. 

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Считаю, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, среди подростков процветает курение, наркомания. Поэтому духовно-нравственному воспитанию надо уделять большое внимание не только в воспитательной работе, но и на каждом уроке, в том числе и математике. Духовно-нравственное воспитание формирует у человека: 
- нравственные чувства (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм);
- нравственный облик (терпение, милосердие, кротость, незлобивость);
- нравственную позицию (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний);

- нравственное здоровье (создание условий для сохранения физического, психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);
- нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

На уроках математики можно успешно реализовать направление духовно-нравственного воспитания. Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.  Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Но это все несет скрытый характер.

          Я на уроке математики духовно-нравственное воспитание осуществляю посредством четырех факторов:

  • через содержание образования;
  • через методы и формы обучения;
  • через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
  • через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, подготовке к олимпиадам.

Я на своих уроках реализую данное направление через решение практических задач.. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического  воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого, сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение. Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге нашего народа. В этом существенную помощь оказывает решение задач следующего содержания: 

1) От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и ночей.  Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева кургана?

-Найди значение выражения и узнай, сколько жителей села погибло во время Великой Отечественной войны: 23*26 – (3292 + 2579) : 19 – 241.

Сколько всего жителей села ушло на фронт, если вернулось в 4 раза меньше, чем погибло?

2)    Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии

Боевые силы

Красная Армия

Германские войска

Личный состав

1200000

1800000

Количество танков

990

1700

Количество орудий

7600

14000

Количество самолётов

667

1390

3) В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной Армии под Москвой. Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и Германии под Москвой.

Численность войск

Численность вооружения

орудия и минометы

танки

самолеты

СССР
Германия

1100000
1708000

7652
13500

774
1170

1000
615

На 608000

На 5848

396

385 в нашу пользу


Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Вы изучаете много произведений, где говорится, как голодали люди во время засухи, во время войны.

Задачи.

1.     Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).

2.     Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).

3.     Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).

4.     Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).

О        дна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.

Хорошим материалом для создания заданий данного направления являются результаты зимней олимпиады в Сочи.

  1. Любой спортсмен мечтает об олимпийской медали. Звание олимпийского чемпиона ценится порой выше любого другого. Составьте круговую диаграмму олимпийских чемпионов разных стран в Сочи.
  2. Давайте построим диаграмму на которой показаны результаты 10 сильнейших спортивных держав мира.
  • - какая сборная завоевала самое большое количество золотых медалей?
  • - есть ли страны , имеющие одинаковое количество медалей одного достоинства?
  • - сколько медалей каждого достоинства завоевала наша сборная

Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

Для примера можно рассмотреть такую задачу: «Один гектар зеленых насаждений способен отфильтровать за год из воздуха  70 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтруется за год на площади в 10 га? 100 га? n га? Узнайте:  а)  площадь зелёных насаждений школьной территории?

б)  сколько тонн пыли они могут очистить из воздуха вокруг вас?»

         Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

     В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц,  сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?

Вторые вопросы в данных задачах формулируются с воспитательной целью.

Также на своих уроках провожу работу по борьбе с вредной привычкой подростков - курением. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно во всем мире от болезней, связанных с курением, умирает 2,5 млн. человек. Смертность растет прямо пропорционально количеству выкуренных сигарет. Большой процент смертности среди тех, кто начал курить в раннем возрасте. Поэтому проблема борьбы с курением детей имеет социальный характер, и мы, взрослые, особенно учителя, должны помочь молодежи сделать правильный выбор о несовместимости курения и здоровья. В содержание уроков я включаю специальные интересные вставки с фактами, статистическими и научными данными, иллюстрирующими опасность курения. Эту информацию, взятую из различных источников, подаю учащимся, "преломляя" ее математикой.

1.После курения сигареты в кровь поступает 3мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет?

2.Сердце нормального тренированного человека бьется с частотой 70 ударов в минуту; сердце курящего вынуждено делать на 10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика за урок?

3. Известно, что если человек пробыл в накуренном помещении 1ч, то это равноценно 4 выкуренным сигаретам. Сколько часов пробыл человек в накуренном помещении, «выкурил» 1 пачку сигарет?

4. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 минут. Таким образом, курящие подростки сокращают жизнь на15%. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 60 лет?

5.Суточная норма потребности учащихся в витаминах составляет в среднем 125мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% суточной нормы. Сколько мг витаминов уничтожает одна сигарета? Сколько нужно выкурить сигарет в день, чтобы нейтрализовать всю суточную норму витаминов?

6.Средний вес новорожденного ребенка 3кг 300г. Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 125г, если курит мать – меньше на 300г. Определите, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если курят оба родителя (ответ округлите до единиц).

4 . При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40-60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,9 мг? Сколько сигарет необходимо выкурить, чтобы в организм попала смертельная доза яда

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Если кто-то из ваших близких курит, выясните, сколько сигарет они выкуривают в день, и какую сумму мог бы сэкономить человек, бросивший курить только за один год, если стоимость одной пачки сигарет 140  рублей, а выкуривает он ее за два дня?

5. Неразумный молодой человек выкуривает в день пачку сигарет по цене 100 руб. Какой процент своего месячного заработка он тратит на сигареты, если он зарабатывает 8 000 рублей в месяц?

6.Одна сигарета содержит до 2,1 мг. никотина, яда более сильного, чем стрихнин. При курении дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда-40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе этой комнаты?

Используя описанные приёмы на своих уроках, можно достичь определённых результатов:

  • Воспитание у детей гордости за великих соотечественников и за свою страну,
  • воспитание патриотизма.
  • Воспитание интереса к истории своей малой Родины.
  • Формирование у детей здорового образа жизни.
  • Повышение интереса учащихся к математическим наукам.
  • Использование учениками и учителем информационных технологий

Подводя итог вышесказанному, мы можем вынести следующие рекомендации по реализации задач духовно-нравственного воспитания на уроке:

  • - при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;
  • - продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями;
  • - осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;
  • - использовать инновационные технологии;
  • - использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;

- применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха, и в случае неудач;

- проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.