Самообразование

Муртазалиева Хадижат Абдурашидовна

Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Муртазалиевой Х.А.., воспитателя

Муниципального автономного  дошкольного образовательного учреждения

города Когалыма «Чебурашка»

Тема: Формирование культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста

Актуальность: обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учится важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду – это довольно большой комплекс знаний, который воспитатели стараются донести до детей, ведь от этого зависит их безопасность на дороге.

Цель  самообразования: повысить уровень своей компетентности по ознакомлению детей с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.

Задачи:

  1. Изучить методические материалы, опыт работы по данному направлению.
  2. Изучить актуальность использования игровых приемов при формировании культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
  3. Делиться опытом работы с коллегами учреждения.
  4. Формировать развивающую предметно-пространственную среду по формированию культуры безопасного поведения.

Предполагаемый результат: приобретение умений и навыков по формированию культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.


Форма самообразования: индивидуальная

 

  №

Наименоваие мероприятия

Сроки

Результат, форма отчета

   1

 Изучение методической литературы:

1.

Сентябрь

   2

1.Изготовление дидактических игр по ПДД.

2 Консультации для родителей по ПДД

Октябрь

1.Выставка Д/И

2. консультации

   3

1.НОД по ПДД «Загадки Кикиморы»

2.Работы детей «Моя дорога в детский сад»

Ноябрь

1. конспект, пособия

2. выставка детских работ

   4

1.НОД аппликация «Светофор»

Декабрь

Выставка детских работ

   5

НОД  «Законы улиц и дорог».

Январь

конспект

   6

1.НОД по рисованию «Моя улица»

2.Экскурсия к пешеходному переходу

Февраль

1Выставка детских рисунков

2 фотовыставка

   7

НОД по ознакомлению с окружающим «Школа пешеходных наук»

Март

конспект

   8

1.Вечер загадок о правилах дорожного движения

2.Выставка детских рисунков «Зеленый огонек»

Апрель

Выставка детских работ

   9

1.Конкурс игр «Игралочка» - д. / и. «Собери знак», игра на внимание «Красный, желтый, зеленый», игра «Ловкий пешеход», физминутки.

Май

Пособия к конкурсу



Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Муртазалиевой Х.Р., воспитателя средней группы №8 МАДОУ «Чебурашка»

на 2016 – 2017 учебный год

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Источники способностей и дарований детей

- на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

питают источник творческой мысли.              

В. А. Сухомлинский

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников».

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
  3. Улучшить общую двигательную активность;
  4. Содействовать нормализации речевой функции;
  5. Развивать воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
  7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас.

Наименование

Сроки

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь - СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. - М.: Эксмо, 2006.

6. Кольцова М. М «Развитие моторики»

7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

В течение года

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук, а также картотеку игр на развитие дыхания, артикуляционных гимнастик.

декабрь

Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

февраль

Провести с родителями мини - тест «Хорошо ли слышит мой ребёнок?»

март

Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? »; «Со словами можно и нужно играть!».

апрель



Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию Муртазалиевой Х. Р. на 2017 – 2018 учебный год

«Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук»

«Источники способностей и дарованийдетей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Актуальность

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Цель:

Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

 Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей через занятия пластилинографией.

Задачи: Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы, методик и технологий по теме.

Выявить особенности развития творческих способностей детей.

Способствовать развитию интереса к пластилинографии.

Побуждать к проявлению индивидуальности, своих способностей в изобразительной деятельности.

Освоить разные способы и приёмы с пластилином.

Ожидаемый результат работы с детьми:

• У детей появится устойчивый интерес к занятию пластилинографией.

• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.

• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.

• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их      выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, использования разных материалов для декорирования.

Научатся использовать материал для работы:

- Цветной картон

- различные материалы для оформления работ (ленточки, крупы, палетки и т. д.)

- Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые элементы.

- Тонкая палочка (для проколов, отверстий) 

- Формочки.

План работы по самообразованию:

  • Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
  • Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких для получения прогнозирующих результатов).
  • Оценка имеющихся условий для формирования и развития творческих способностей детей.
  • Анкетирование родителей «Как вы развиваете творчество детей дома?»
  • Подбор игр и материалов для оснащения центра художественного творчества.
  • Познакомится с интернет-ресурсами, пособиям Г.Н.Давыдовой «Пластилинография для дошкольников».
  • Разработка перспективного плана на учебный год по нетрадиционной технике рисования
  • Консультация для родителей «Волшебный пластилин».

Информационный стенд:

  • Выставка работ «Мастерская пластилина».
  • Выставка детских работ для родителей конспекты занятий (разработка).
  • Картотека развивающих игр по развитию творческих способностей детей и игр с пластилином для родителей.

Изучение научной и учебно-методической литературы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы из – во Мозаика – Синтез Москва 2014.
  • Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли [Текст]: кн. для педагогов / И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010. – 125с.
  • Лыкова, И. А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования /
  • И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007. – 134с.
  • Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
  • Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей». – Издательство «Скрипторий», 2015



Предварительный просмотр:

Тема:Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: «Повысить профессиональный уровень знаний по вопросу современных здоровье сберегающих технологий применяемых в работе с детьми дошкольного возраста».

Задачи:

1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровье сбережения.

2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровье сбережения (различные виды игрового массажа, самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений, физкультминутки, ритмические танцы, подвижные игры и т. д.).

3. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада технологий здоровье сбережения.

4. Сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережения.

5. Повысить педагогические знания родителей в вопросах оздоровления детей; формирование ответственности за здоровье своих детей, мотивации на здоровый образ жизни.

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Сентябрь

Подбор литературы по теме

Разработка перспективного плана работы с детьми в подготовительной группе по здоровье сбережению.

Проведение утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, пальчиковых игр, динамических пауз, физминуток и т. д. - Ежедневно

Октябрь-январь

Разработка конспекта

Разработка перечня необходимого оборудования для уголков здоровья -

НОД «Урок здоровья в лесной школе».

Ноябрь-Январь

Оформление картотек: «Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика», «Подвижные игры», «Физкультминутки», «Игры по ЗОЖ», «Пальчиковые игры». - 

День открытых дверей, Физкультурный досуг.

«Здоровый образ жизни – везде и навсегда!»

Декабрь

Разработка проекта «В стране Здоровяков».

-Занятие по формированию основ ЗОЖ «Волшебные витамины» (с использованием презентации)

Январь

Разработка памяток, буклетов и консультаций для родителей по данной теме. 

 -Беседа с детьми «Волшебный массаж»

Февраль

Разработка спортивного развлечения: «В здоровом теле - здоровый дух»

Развлечение к 23 февраля.

Март

Разработка конспекта

НОД по формированию основ ЗОЖ «Микробы»

Апрель

Расширение представлений детей о видах спорта.

-Беседа с детьми «Виды спорта»

Май

Итоги работы за год»

- Отчет по самообразованию. Оформление материала.

Викторина «Что? Где? Когда?»

Список литературы. Арсеневская. О. Н., Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Издательство «Учитель» 2009 год. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства// Дошкольное воспитание. -2004. -N1. -С. 114-117.Карепова Т. Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009.годКонина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 -12 с.Николаева Е. И. и др. Здоровье сбережение и здоровье формирование в условиях детского сада. – М. СПб: Детство-Пресс, 2015.Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.Интернет ресурсы



Предварительный просмотр:

Тема самообразования

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством реализации программы «Социокультурные истоки»

Подготовила Муртазалиева Х.А.

Цель: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.

Задачи:1. Повысить собственный уровень знаний, путем изучения учебной, научно-методической и художественной литературы по теме самообразования;

2. Изучить опыт других педагогов-специалистов в данной области (посещение ГМО, открытых мероприятий, просмотры публикаций на образовательных сайтах);

3. Создать копилку методических разработок (конспектов НОД, сценариев праздников, досугов) по теме самообразования;

4. Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др.;

5. Использовать в работе с детьми приемы, методы, формы и средства народной педагогики;

План по самообразованию

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

- Знакомство с программой «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» детей 3-4 лет

- Изучение литературы по данной теме, отбор технологий.

Отгадывание загадок, знакомство с закличками, потешками о солнце.

Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Октябрь


- Изучение работы педагогов региона.

- Изучение первой книги

 «Доброе слово»

Просмотр кукольного театра «Три поросёнка»

Работа с пословицами в книге для развития детей «Доброе слово».

Семейный конкурс «Отгадай загадку — нарисуй отгадку».

Создание альбома «моя семья»

Ноябрь

Изучение семей воспитанников в вопросах взаимодействия и обр. потребности в воспитании детей.

- Изучение литературы по данной теме, отбор технологий.

- оформить информационный стенд

 «Социокультурные истоки»

Выполнение задания к русской народной сказке «Золотое яичко».

Активное занятие: Ресурсный круг «Имя моего ребенка».

Декабрь

- Оформить игровой и наглядный материал. (Альбом «русские потешки», «колыбельные песни»

- Посещение занятий коллег.

Выполнение творческого задания по русской народной сказке «Теремок».

Рисунки к потешкам.

Январь

- разработать игровые занятия с учетом ФГОС.

Совместное творчество детей и родителей

Совместное творчество детей и родителей

Февраль

Изучение книги

«Добрый мир»

Изучение литературы по данной теме, отбор технологий.

- оформить игровой и наглядный материал

-Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой?»

Активное занятие: Ресурсный круг «Что может сделать каждый из нас, чтобы мир для ребенка был добрым?».

Март

Изучение книги

«Добрая книга»

Изучение литературы по данной теме, отбор технологий.

- оформить игровой и наглядный материал

Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок

Активное занятие: Ресурсный круг «Что может сделать каждый из нас, чтобы мир для ребенка был добрым?».

Апрель

- оформление в группе центр книги «Волшебный мир сказок»

- Изучение литературы по данной теме, отбор технологий

- Выполнение заданий к русским народным сказкам «Репка», «Маша и медведь».

-  Работа с пословицами в книге «Добрая книга».

Активное занятие: Ресурсный круг «Какие добрые чувства могут пробудить книги для развития в сердце ребенка?».

Май

Оформить альбом

«Итоги работы за год»

- Отчет по самообразованию

-Игры

Драматизации по знакомым сказкам.

Выставка «образ света – Солнышко».

ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кузьмин И. А. «Социокультурные истоки» - М.: Издательский дом «Истоки», 2012г.

2. Кузьмин И. А. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015г.

3. Кузьмин И. А. «Социокультурные истоки» Том 11. - М.: Издательский дом «Истоки», 2012г.



Предварительный просмотр:

Тема самообразования «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» 

воспитателя средней группы №8 Муртазалиевой Х. А.

Цель: повышение своего теоретического, профессионального уровня и компетентности по данной теме.

Задачи: 

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Этапы работы: 

1. Изучение литературы по теме.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года).

3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

4. Работа с детьми.

5. Работа с родителями и воспитателями.

6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год

План по самообразованию

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями и воспитателями

Сентябрь

Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.

Изучить литературу по данной теме

Д/ игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течении учебного года.

Октябрь

Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.


Д/ игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».

Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

Ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

«Найди пару», «Разложи по коробочкам».

Консультация на тему: «Д/ игры для обучения математике дошкольников» (воспитателям)

Декабрь

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

Д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»

 Консультация для родителей на тему «Роль Д / игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Январь

Знакомство с понятиями «один», «много».

 Д/ игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».

Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи».

Февраль

Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

Д/ игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».

Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы». (воспитателям)

Март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).

 Д/ игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».

Д/ игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».

Апрель

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольниковал.

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Д/ игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

Папка-передвижка «Математика в жизни ребенка»

Май

Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел

Д/ игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».

Рекомендации: «Формируем пространственные представления»

 Отчет воспитателя о проделанной работе за год

Изучение учебно-методической литературы:

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004. ознакомиться с материалами интернет источников.

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателя».



Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания

ФИО: Муртазалиевой Хадижат Абдурашидовны.

На 2021 — 2022 учебный год

Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей.

дошкольного возраста  

Задачи:

1.Способствовать формированию первоначальных представлений у детей о потребностях;

2.Способствовать формированию первоначальных представлений о труде;

3.Способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;

4.Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;

5.Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном

бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

6.Учить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

7.Организация работы с родителями по теме.

Перспективный план по ознакомлению с азами финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

 

Раздел плана, сроки

Тема деятельности, форма работы

Цель

 

Материалы и оборудование

1.Аналитический раздел:

сентябрь-ноябрь

Подбор и изучение методической литературы.

Создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

 

Работа с детьми: октябрь-май.

 

Октябрь

1.Беседа

«Почему взрослые работают? Труд и продукт труда»

Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения

потребностей человека и источником дохода.

Картинки-путаницы с изображением людей

различных профессий, фрагменты мультфильма

"Уроки тетушки Совы (6 серия), лист-раскраска с заданием, картинка "Предметы труда", цветные карандаши

2. Интегрированное занятие «Азбука юного финансиста»

Дать представление о денежных сбережениях, необходимости экономии и ведения учета денег.

Карточки "Валюта поросят", весы, мольберт

3. Интерактивная игра «Откуда пришли деньги?»

Формировать

элементарные экономические представления.

Познакомить с историей денег.

Сундучок, картинка самовар, горшочек, скалочка, иллюстрации к сказкам "Дудочка и кувшинчик", "Петушок и бобовое зернышко", раскраска карандаши.

Ноябрь

4. Просмотр презентации «Валюта - деньги других стран. Настоящие и фальшивые деньги»

Формировать первичные представления о валюте. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

Изображения денег других стран, альбом "Деньги", карта мира.

Декабрь

5. Сюжетно-ролевая игра «Семейный бюджет»

Формировать первичные представления о семейном бюджете.

Презентация "Семейный бюджет", раздаточный материал, альбом "Моя семья", карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы семьи.

6. Сюжетно-ролевая игра «Как правильно делать покупки?»

Формировать первичные экономические представления о выгодных покупках.

Презентация "В магазине", муляжи овощей и фруктов, предметные картинки с изображением продуктов и непродовольственных товаров.

Январь

7. Коворкинг- центр Встреча с родителями, тема «Чем пахнут ремесла?»

Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность.

Презентация "Профессии",

картинки с изображением предметов труда

8. Встреча с сотрудниками Сбербанка «Путешествие в страну "Экономград".

Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей-дошкольников.

Деньги бумажные и металлические, касса,

 кошельки, чеки, атрибуты для игры "Магазин", презентация "Экономим

воду, электроэнергию и газ"

Февраль

9. Экономическая игра "Хочу" и "надо".

Обобщить знания о потребностях человека, финансовом

планировании семьи, разумных покупках.

Презентация "Потребности

 человека", картинки на тему "Экономим

воду, электроэнергию и газ".

10. Интерактивное занятие «Источники дохода»

Обобщить знания об источниках дохода семьи.

Карточки-схемы по теме "Доходы семьи",

деньги, картинки с изображением пенсионеров, инвалидов, студентов,

маленьких детей, альбом "Моя семья".

Март

11.Литературная викторина «По страницам сказки "Цветик-семицветик".

Формировать первичные представления о нравственном выборе, как задаче, не имеющей готового ответа.

Мультфильм

"Цветик-семицветик", иллюстрации в книге "Цветик-семицветик".

12. Деловая игра "Магазин Детский мир".

Содействовать

 финансовому просвещению, созданию необходимой мотивации для

повышения финансовой грамотности.

Презентация "Детский мир",

 касса, детские игрушки, "деньги", чеки,

 ценники, разноцветные флажки.

Апрель

13. Реклама: правда и ложь. Как спасти деньги от ловушек?

Формировать первичные представления о возможности избегать лишней траты денег.

Презентация "Реклама",

рекламные листовки, буклеты.

14.Экономическая беседа «Полезные экономические привычки»

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

Презентация "Разумно или

неразумно?", "деньги", карточки с товарами.

Май

17. Экономическийквест «Что важнее денег?»

Обобщать знания о потребностях человека, способствовать формированию нравственных качеств.

Презентация "Что важнее денег?", материалы для квеста

18. Итоговое занятие «Мы - ребята деловые!

Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Презентация "Ситуации выбора",магнитная доска, магнитики, красные и синие карточки, "деньги", предметные картинки.

2.Взаимодействие с родителями: октябрь-май

 

Сентябрь

Анализ анкетирования по теме

Анкетирование

Октябрь

 «Экономическая грамотность детей дошкольного возраста».

Консультация

Ноябрь

«Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям»

Развлечение

Декабрь

 «Рекламный буклет»

Совместная творческая деятельность

Январь

 «Экономические сказки»

Подбор библиотеки

Февраль

 «История денег»

Создание альбома

Март

 Экономические сказки

Инсценировка родителями сказок

Апрель

 «Царица Экономика»

Совместный квест

Май

«Мы бережливые»

Развлечение

В течении всего срока

 Ознакомление с профессиями родителей в рамках коворкинг-центра МДОУ

Интерактивное мероприятие

Посещение социокультурных объектов окружения

Экскурсии

 

Практический выход:

1.Показ занятия по экономическому развитию дошкольников в МДОУ.

2.Консультация для педагогов МДОУ по теме «Азы финансовой грамотности».

3.Разработка и внедрение проекта по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юный финансист».

Список изучаемой литературы:

  1. Программа «От рождения до школы» - под.ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М.А. Васильева;
  2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева–Калининград: КОИРО, 2017;
  3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.;
  4. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017г. № 8. С. 349–351;
  5. Образовательная программа "Азы финансовой культуры для дошкольников". Пособие для воспитатателей ФГОС ДО/Л.В. Стахович, Л.Ю. Рыжановская, Е.В. Семенкова: Вита-Пресс, 2018 г.
  6. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
  7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
  8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
  9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
  10. Изучение передового педагогического опыта: в ходе работы над темой рассматривались идеи исследователей Р.С. Буре, Л.С. Дзинтерс, И.В. Житко, Л.М. Казарян, Л.В.Крайновой, Л.Я. Мусатовой, В.Г. Нечаевой и др. Значимы для исследования работы Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование; конспекты занятий Смоленцевой А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок»



Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Муртазалиевой Х.А., воспитателя МАДОУ «Чебурашка» на 2022-2023 учебный год

Тема: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста  посредством сказки

Цель: Создать условия для духовно - нравственного развития детей. Способствовать коррекции нарушения эмоционально - волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности,

Задачи:

  1. развивать образный строй речи, обогащать словарный запас, формировать навыки связной речи,
  2. развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;
  3. воспитывать у детей умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
  4. воспитывать трудолюбие, умение и желание доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;
  5. развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Раздел

плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

Самореализация

  1. Изучение литературы по данной теме.
  2. Оснащение предметно-развивающей среды и изготовление наглядно – демонстрационного и методического материала.
  3. Участие в профессиональных конкурсах.
  4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
  5. Составление конспектов ООД с детьми по развитию речи с использованием наглядного моделирования, консультаций для родителей и педагогов.
  6. Освоение интерактивных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.
  7. Разработка проекта «Моя любимая игрушка».
  8. Посещение ГМО. Изучение нормативных документов, периодических изданий.
  9. Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов.
  10. Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях.
  11. Освоить формы работы с родителями.

сентябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

январь

апрель

в течение года

в течение года

Работа

с родителями

  1. Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей посредством сказки». Постановка целей и задач по данной теме.
  2. Консультация для родителей в печатном виде «Как подружить ребёнка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Роль сказки в развитии детей»
  3. Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».
  4. Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Роль сказок в развитии детей», «Личная библиотека вашего ребёнка», «Как подружить ребёнка с книгой», «О чём и как беседовать ребёнком после чтения»
  5. Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных.
  6. Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему: «Наши любимые сказки».
  7. Организация и проведение совместных с родителями мероприятий по данной теме

октябрь

в течение года

ноябрь

декабрь

в течение года

март

в течение года