отделение ДПИ

Юнусова Елена Александровна

 

В соответствии с ФГТ,  программа «Декоративно-прикладное творчество» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта по созданию произведений декоративно-прикладного творчества, самостоятельной работы по изучению и постижению народной культуры и изобразительного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Нефтеюганское городское

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Обсуждена на заседании                                                                                УТВЕРЖДАЮ:

Методического совета                                                                                    Директор НГ МБОУ ДОД ДШИ

«___»______________20__г.                                                                             _______________Н.Н. Любимова

Протокол №______                                                                                           от «___»_______________20__г.

        М.П.

Утверждена на заседании

Педсовета

«___»_______________20__г.

Протокол №_____

Дополнительная   предпрофессиональная                       общеобразовательная программа

в области декоративно-прикладного  искусства

«Декоративно-прикладное искусство»

Нормативный срок освоения программы -8 лет

Нефтеюганск                                                                                                              

2013г.

Пояснительная записка

  Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» (программа «Декоративно-прикладное творчество») является системой учебно-методических документов, сформированной на основании Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы, а также срокам ее реализации (ФГТ).

   В соответствии с ФГТ,  программа «Декоративно-прикладное творчество» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта по созданию произведений декоративно-прикладного творчества, самостоятельной работы по изучению и постижению народной культуры и изобразительного искусства.

   Программа «Декоративно-прикладное творчество» определяет организацию и основное содержание образовательного процесса с учетом:

- обеспечения преемственности программы «Декоративно-прикладное творчество» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства;

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

  Программа «Декоративно-прикладное творчество» ориентирована на:

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы соответствующего вида искусства;

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности; умению планировать свою домашнюю работу; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду; формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата.

     Нормативный срок освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести с половиной лет, составляет 8 лет.

     Общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2863 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

      ПО.01.Художественное  творчество:  2337часов.

ПО.01. УП.01. Основы изобразительной грамоты и рисование – 196 часов;

ПО.01. УП.02. Прикладное искусство – 196 часов;

ПО.01.УП.03. Лепка – 196 часов;

ПО.01. УП.04.Рисунок – 396 часов;                                                                                       ПО.01. УП.05.Живопись – 396 часов;                                                            ПО.01.УП.06.Композиция прикладная – 165 часов;                                                              ПО.01. УП.0 . Работа в материале – 792 часа;

ПО.02.История искусств: 263часа.                                                                                      ПО.02.УП.01.Беседы об искусстве – 98 часов;                                                   ПО.02.УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства – 165 часов;

ПО.03.Пленэрные занятия: 140 часов.

ПО.03.УП.01.Пленэр – 140 часов.

Аудиторная нагрузка по трем предметным областям:2740 часов.

      Вариативная часть дает возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.

     Объем времени вариативной части учебного плана, предусматриваемый на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, составляет до 20% от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия и составляет до 313,5 часов.

В.ОО. Вариативная часть:

В.01.Скулптура – 99 часов;

В.02. Художественное оформление книги - 230 часов;

В.03. Графическая композиция – 66 часов.

Всего максимальная аудиторная нагрузка с учетом вариативной части:                          3135 часов.

    Планируемые результаты освоения обучающихся

программы «Декоративно-прикладное творчество»

     Содержание программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

      Результатом освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 ПО. 01 Художественное творчество:

Знания основных видов народного художественного творчества;

Знания терминологии в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

Умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;

Умения создавать  художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

Умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

Навыков копирования лучших образцов различных художественных ремесел;

Навыков работы в различных техниках и материалах;

Навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

Навыков подготовки работ к экспозиции;

ПО.01.УП.01 Основы изобразительной грамоты и рисование:                                         Знание различных видов изобразительного искусства.

Знание основных жанров изобразительного искусства.

Знание терминологии изобразительного искусства.

Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).

Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.

Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.

Знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии.

ПО.01.УП.02 Прикладное искусство:

Знание основных понятий и терминологии в области декоративно- прикладного искусства и художественных промыслов.

Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.

Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).                Умение решать художественно - творческие задачи, пользуясь эскизом.

Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла.

Умение работать с различными материалами.

Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования.

Умение изготавливать игрушки из различных материалов.

Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.

ПО.01.УП.03Лепка:                                                                                                               Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».Знание оборудования и различных пластических материалов.                                          Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.                         Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.

Умение работать с натуры и по памяти.

Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.

Навыки конструктивного и пластического способов лепки.

ПО.01.УП.04 Рисунок:

Знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;

Знание законов перспективы;

Умение использовать приемы линейной и воздушной перспективы;

Умение моделировать форму предметов тоном;

Умение последовательно вести длительную постановку;

Умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

Умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;

Навыки владения линией, штрихом, пятном;

Навыки выполнения линейного и живописного рисунка;

Навыки передачи фактуры и материала предмета;

Навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

ПО.01.УП.05 Живопись:

Знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

Знание разнообразных техник живописи;

Знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

Умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

Умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

Навыки использования основных техник и материалов;

Навыки последовательного ведения живописной работы.

ПО.01.УП.06 Композиция прикладная:

Знание основных элементов композиции, закономерностей построения  художественной формы;

Знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

Умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах;

Умение находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу;

Умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

Навыки по созданию композиционной художественно-творческой работы. Результаты освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» по учебным предметам обязательной части должны отражать:                                                                                ПО.01.УП.07  Работа в материале:

Знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества;

Умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;

Навыки копирования лучших образцов различных художественных ремесел;

Навыки работы в различных техниках и материалах.

ПО.02 История искусств:

Знания основных этапов развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

Первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды, в том числе произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

Умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности;

ПО.02.УП.01 Беседы об искусстве:

Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;

Знание особенностей языка различных видов искусства;

Первичные навыки анализа произведения искусства;

Навыки восприятия художественного образа.

ПО.02.УП.02 История народной культуры и изобразительного искусства:

Знание основных этапов развития изобразительного искусства;

Знание основных видов народного художественного творчества, его особенностей, народных истоков декоративно-прикладного искусства;

Знание основных понятий изобразительного искусства;

Знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;

Знание основных центров народных художественных промыслов;

Умение определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;

Умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;  

Навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

Навыки анализа произведения изобразительного искусства.

ПО.03 Пленэрные занятия:

Знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;

Знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

Умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;

Умения применять навыки, приобретенные на учебных предметах «рисунок», «живопись», «композиция».

ПО.03.УП.01 Пленэр:

Знание закономерностей построения  художественной  формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

Знание способов передачи большого пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

Умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

Умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция;

Умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

Навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

Навыки передачи световоздушной перспективы, работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

Содержание и организация образовательного процесса                                                График образовательного процесса

     График образовательного процесса определяет его организацию и отражает в соответствии с ФГТ: срок реализации образовательной программы, бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся, каникулы, резерв учебного времени, время, отведенное на занятия пленэром, а также сводные данные по бюджету времени (Приложение 1).

Учебный план

     Учебный план отражает структуру образовательной программы, установленную ФГТ в части наименования предметных областей и разделов, форм проведения учебных занятий, проведения консультаций итоговой аттестации обучающихся с  обозначением ее форм и их наименований.

     Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся).

      Учебный план программы «Декоративно-прикладное творчество» предусматривает следующие предметные области:

- художественное творчество;

- история искусств;

- пленэрные занятия;

и разделы:

- консультации;

- промежуточная аттестация;

- итоговая аттестация;

- резерв учебного времени;

     Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

     Вариативная часть используется  для расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.

     Учебные предметы вариативной части определены с учетом исторических, национальных и региональных традиции подготовки кадров в области декоративно-прикладного искусства.

     По всем предметам учебного плана, в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации программы «Декоративно-прикладное творчество», на основе примерных программ разработаны программы учебных предметов.

Условия реализации программы «Декоративно-прикладное творчество»

С целью обеспечения высокого качества образования, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности образовательное учреждение создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

- выявления и развития одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства;

- организации творческой деятельности  обучающихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов и др.);

- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (выставочных залов, музеев, театров и др.);

- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства;

- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства и образования;

- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

- построения содержания программы «Декоративно-прикладное творчество»  с учетом индивидуального развития детей, а также особенностей субъекта Российской Федерации;

- эффективного управления образовательным учреждением.

   При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» продолжительность учебных занятий в первом по пятый класс составляет 33 недели.

      В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. Летние каникулы устанавливаются: в первом классе – 13 недель, со второго по четвертый классы – 12 недель.

      Занятия пленэром проводятся рассредоточено в различные периоды учебного года. Всего объем времени, отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год со второго по пятый класс.

      Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых  занятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

      Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

      Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

      Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, хрестоматиями в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

       Реализация программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации проводятся рассредоточено в объеме 100 часов.

     Резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

Организация приема обучающихся

     На обучение по программе «Декоративно-прикладное творчество» в первый класс проводится прием детей в возрасте шести с половиной лет.

     При приеме на обучение по программе «Декоративно-прикладное творчество» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности.  Дополнительно поступающий может представить самостоятельно выполненную творческую работу.

     Требования, предъявляемые к уровню творческих способностей поступающих, разрабатываются предметно-цикловой комиссией и утверждаются руководителем учреждения.

Ресурсное обеспечение программы «Декоративно-прикладное творчество»

      Программа «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается учебно-методической документацией, кадровым, финансовым и материально-техническим ресурсами.

      Программа «Декоративно-прикладное творчество» обеспечена учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

      Реализация программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечена доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам, аудио- и видеозаписей, сформированным по полному перечню учебных предметов учебного плана. Для пользователей читального зала открыт доступ к информационным ресурсам сети Интернет.

     Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы «Декоративно-прикладное творчество». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «История искусств» обеспечен каждый обучающийся.

     Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего более чем из 3 наименований отечественных журналов. Ежегодно оформляется подписка на следующие журналы:

- Художественная школа;

- Детское творчество;

- Юный художник.

Наиболее ценные издания – альбомы по искусству хранятся в библиотечном фонде.

      Реализация программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечена педагогическими работниками, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

      Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет 100% в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе «Декоративно-прикладное искусство».

       Педагогические работники регулярно осуществляют творческую и методическую работу.

       Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.

       Образовательное учреждение создает условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы  в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Декоративно-прикладное творчество», использования передовых педагогических технологий.  

     Финансовые условия реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивают исполнение ФГТ.

      Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по данным учебным предметам.

     Материально-технические условия реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ.

     Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

      Перечень учебных помещений, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения для реализации программы «Декоративно-прикладное творчество»:

Учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий;

- основы изобразительной грамоты и рисование;

- прикладная композиция;

- лепка;

- рисунка;

- живописи;

- композиция прикладная;

- работа в материале;

- история искусств;

Выставочный зал;

Натюрмортный фонд;

Методический фонд;                                                                                                                           Библиотека;

      Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Беседы об искусстве», «История народной культуры и изобразительного искусства», оснащены видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, мольбертами, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

Система промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися образовательной программы

      Оценка качества реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

      В качестве средств текущего контроля успеваемости используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры учебных творческих работ.

      Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

      Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании четверти и по окончании полугодий по каждому учебному предмету.

      Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.

      Контрольные уроки, зачеты и экзамены по учебным предметам предметной области ПО.01 «Художественное творчество» проходят в виде просмотров учебно-творческих работ.

       Контрольные уроки и зачеты  по учебным предметам предметной области ПО.02 «История искусств» проходят в виде письменных работ, устных опросов.

       Контрольные уроки и  по предмету вариативной части В.01«Скульптура». проходят в виде просмотров учебно-творческих работ.  Зачеты по пленэру проходят в виде просмотров учебно-творческих работ.

       Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

      Экзамены проводятся за пределами аудиторных занятий.

      Содержание промежуточной аттестации,  условия ее проведения и  критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся  разработаны  на основании настоящих ФГТ.

     Для аттестации обучающихся созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются предметно-цикловыми комиссиями.

        При промежуточной аттестации используется пятибалльная шкала:

 5 (отлично),    4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

        По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

        Освоение предпрофессиональной образовательной программы «Декоративно-прикладное творчество» завершается итоговой аттестацией.

        Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

- Основы изобразительной грамоты;

- Прикладное искусство;

- Рисунок;

- Живопись;

- Работа в материале;

- История народной культуры и изобразительного искусства.

       По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами устанавливается не менее трех календарных дней.

      Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся и критерии оценок итоговой аттестации определены на основании ФГТ.

      При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

- знание исторических периодов развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств, основных художественных школ;

- знание профессиональной терминологии, лучших образцов декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

- знание закономерностей построения художественной  формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

- достаточный уровень владения средствами живописи и рисунка с использованием их изобразительно-выразительных возможностей;

- навыки исполнения работы по композиции;

- наличие кругозора в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Творческая, методическая и культурно-просветительская деятельность

     Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности обеспечиваются созданием в образовательном учреждении комфортной, развивающей образовательной среды, включающей:

- организацию творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов и др.);

- организацию посещений обучающимися учреждений и организаций культуры (выставочных залов, музеев, театров и др.);

- организацию творческой и культурно-просветительской деятельности и совместно с другими образовательными учреждениями, в том числе среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

    Творческая и культурно-просветительская деятельность обучающихся направлена на развитие творческих способностей обучающихся, пропаганду среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства.

    С целью совершенствования образовательного процесса (в том числе – образовательных программ, форм и методов обучения) с учетом развития творческой индивидуальности обучающегося в образовательном учреждении работают методические объединения:

- предметно-цикловая комиссия общепрофессиональных дисциплин;

- предметно-цикловая комиссия декоративно-прикладного искусства.  



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское городское

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Обсуждена на заседании                                                                                УТВЕРЖДАЮ:

Методического совета                                                                                    Директор НГ МБОУ ДОД ДШИ

«___»______________20__г.                                                                             _______________Н.Н. Любимова

Протокол №______                                                                                           от «___»_______________20__г.

        М.П.

Утверждена на заседании

Педсовета

«___»_______________20__г.

Протокол №_____

Дополнительная   общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности

«Декоративно-прикладное искусство»

Нормативный срок освоения программы -7 лет

г. Нефтеюганск                                                                                                              

2014г.

                                        Пояснительная записка                                       

        Примерная дополнительная общеобразовательная программа (ОП) художественно-эстетической направленности «Декоративно-прикладное искусство»  (изобразительное искусство, рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, народные художественные промыслы, лепка, скульптура) является системой учебно-методических документов, сформированных на основе Приказа Минкультуры России от 12 марта 2012 года № 162 «Об утверждении государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Декоративно-прикладное искусство» и сроку обучения по этой программе». Программа «Декоративно-прикладное искусство» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта по созданию произведений декоративно-прикладного творчества.

Программа «Декоративно-прикладное искусство» определяет организацию и

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

  Программа «Декоративно-прикладное искусство» ориентирована на:

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать  образовательные программы соответствующего вида искусства;

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности; умению планировать свою домашнюю работу; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду; формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата.

     Нормативный срок освоения программы «Декоративно-прикладное искусства» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 7 лет, составляет 7 лет.

     Общий объем аудиторной нагрузки составляет  2172  часа.

Изобразительное искусство – 196 часов;                                                                 Рисунок – 264 часа;                                                                                       Живопись – 264 часа;                                                                                            Композиция  – 264 часа;  

Декоративно-прикладное искусство – 196 часов;                                                                                        Народные художественные промыслы - 264 часов;

Лепка – 262 часа;

Скульптура -  198 часов;                                                                                    Беседы об искусстве – 66 часов;                                                                           История искусства – 198 часов;

    Планируемые результаты освоения обучающихся

программы «Декоративно-прикладное искусство»

     Содержание программы «Декоративно-прикладное искусство» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

      Результатом освоения программы «Декоративно-прикладное искусство» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

Знания основных видов народного художественного творчества;

Знания терминологии в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

Умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;

Умения создавать  художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

Умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

Навыков копирования лучших образцов различных художественных ремесел;

Навыков работы в различных техниках и материалах;

Навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

Навыков подготовки работ к экспозиции;

 Рисунок:

Знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;

Знание законов перспективы;

Умение использовать приемы линейной и воздушной перспективы;

Умение моделировать форму предметов тоном;

Умение последовательно вести длительную постановку;

Умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

Умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;

Навыки владения линией, штрихом, пятном;

Навыки выполнения линейного и живописного рисунка;

Навыки передачи фактуры и материала предмета;

Навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

Живопись:

Знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

Знание разнообразных техник живописи;

Знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

Умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

Умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

Навыки использования основных техник и материалов;

Навыки последовательного ведения живописной работы.

Композиция:

Знание основных элементов композиции, закономерностей построения  художественной формы;

Знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

Умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах;

Умение находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу;

Умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

Навыки по созданию композиционной художественно-творческой работы. Результаты освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» по учебным предметам обязательной части должны отражать:

 История искусств:

Знания основных этапов развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

Первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды, в том числе произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

Умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности;

Беседы об искусстве:

Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;

Знание особенностей языка различных видов искусства;

Первичные навыки анализа произведения искусства;

Навыки восприятия художественного образа.

Народные художественные промыслы:

Знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества;

Умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;

Навыки копирования лучших образцов различных художественных ремесел;

Навыки работы в различных техниках и материалах.

Содержание и организация образовательного процесса

    График образовательного процесса

     График образовательного процесса определяет его организацию: срок реализации образовательной программы, бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся, каникулы (Приложение 1).

Учебный план

     Учебный план отражает структуру образовательной программы, установленную в части наименования предметных областей и форм проведения учебных занятий, проведения итоговой аттестации обучающихся с  обозначением ее форм и их наименований.

     Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету.

      Учебный план программы «Декоративно-прикладное искусство» предусматривает следующие предметные области:

- изобразительное искусство;

- рисунок;

- живопись;

- композиция;

- лепка;

- скульптура;

- декоративно-прикладное искусство;

- народные художественные промыслы;

- беседа об искусстве;

- история искусства;

- промежуточная аттестация;

- итоговая аттестация;

    Условия реализации программы «Декоративно-прикладное искусство»

С целью обеспечения высокого качества образования, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности образовательное учреждение создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

- выявления и развития одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства;

- организации творческой деятельности  обучающихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов и др.);

- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (выставочных залов, музеев, театров и др.);

- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства;

- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства и образования;

- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

- построения содержания программы «Декоративно-прикладное творчество»  с учетом индивидуального развития детей, а также особенностей субъекта Российской Федерации;

- эффективного управления образовательным учреждением.

   При реализации программы «Декоративно-прикладное искусство» продолжительность учебных занятий в первом  классе  составляет 32 недели; со второго по седьмой класс составляет 33 недели.

      В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. Летние каникулы устанавливаются: в первом классе – 13 недель, со второго по седьмой класс – 12 недель.

Организация приема обучающихся

       На обучение по программе «Декоративно-прикладное искусство» в первый класс проводится прием детей в возрасте с семи лет.

      При приеме на обучение по программе «Декоративно-прикладное искусство» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности.  Дополнительно поступающий может представить самостоятельно выполненную творческую работу.

      Требования, предъявляемые к уровню творческих способностей поступающих, разрабатываются предметно-цикловой комиссией и утверждаются руководителем учреждения.

Ресурсное обеспечение программы «Декоративно-прикладное искусство»

      Программа «Декоративно-прикладное искусство» обеспечивается учебно-методической документацией, кадровым, финансовым и материально-техническим ресурсами.

      Программа «Декоративно-прикладное искусство» обеспечена учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

      Реализация программы «Декоративно-прикладное искусство» обеспечена доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам, аудио- и видеозаписей, сформированным по полному перечню учебных предметов учебного плана.

     Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы «Декоративно-прикладное искусство». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «История искусств» обеспечен каждый обучающийся.

     Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего более чем из 3 наименований отечественных журналов. Ежегодно оформляется подписка на следующие журналы:

- Художественная школа;

- Детское творчество;

- Юный художник.

Наиболее ценные издания – альбомы по искусству хранятся в библиотечном фонде.

      Реализация программы «Декоративно-прикладное искусств» обеспечена педагогическими работниками, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

      Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет 100% в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе «Декоративно-прикладное искусство».

       Педагогические работники регулярно осуществляют творческую и методическую работу.

       Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.

       Образовательное учреждение создает условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы  в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Декоративно-прикладное искусство», использования передовых педагогических технологий.  

           Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по данным учебным предметам.

     Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

      Перечень учебных помещений, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения для реализации программы «Декоративно-прикладное искусство»:

Учебные аудитории для групповых занятий;

- рисунка;

- живописи;

- композиция;

- лепка и скульптура;

- декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы;

- беседа об искусстве и история искусств;

Выставочный зал;

Натюрмортный фонд;

Методический фонд;                                                                                                                           Библиотека;

      Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Беседы об искусстве», «История народной культуры и изобразительного искусства», оснащены видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, мольбертами, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

Система промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися образовательной программы

      Оценка качества реализации программы «Декоративно-прикладное искусства» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

      В качестве средств текущего контроля успеваемости используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры учебных творческих работ.

      Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

      Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании четверти и по окончании полугодий по каждому учебному предмету.

  Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.

      Контрольные уроки, зачеты и экзамены по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция, скульптура, народные художественные промыслы проходят в виде просмотров учебно-творческих работ.

       Контрольные уроки и зачеты  по учебным предметам предметной области история искусств,  проходят в виде письменных работ, устных опросов.

      Экзамены проводятся за пределами аудиторных занятий.

     Для аттестации обучающихся созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются предметно-цикловыми комиссиями.

        При промежуточной аттестации используется пятибалльная шкала: 5 (отлично),            4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

        По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

        Освоение  образовательной программы «Декоративно-прикладное искусство» завершается итоговой аттестацией.

        Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

- Рисунок;

- Живопись;

- Композиция;

- История искусства.

       По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами устанавливается не менее трех календарных дней. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

- знание исторических периодов развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств, основных художественных школ;

- знание профессиональной терминологии, лучших образцов декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

- знание закономерностей построения художественной  формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

- достаточный уровень владения средствами живописи и рисунка с использованием их изобразительно-выразительных возможностей;

- навыки исполнения работы по композиции;

- наличие кругозора в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Творческая, методическая и культурно-просветительская деятельность

     Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности обеспечиваются созданием в образовательном учреждении комфортной, развивающей образовательной среды, включающей:

- организацию творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов и др.);

- организацию посещений обучающимися учреждений и организаций культуры (выставочных залов, музеев, театров и др.);

Творческая и культурно-просветительская деятельность обучающихся направлена на развитие творческих способностей обучающихся, пропаганду среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства.

    С целью реализации творческой и культурно-просветительской деятельности шесть преподавателей постоянно работают в составе творческих союзов: Союза художников России, Международной ассоциации «Природа и творчество», Ассоциации искусствоведов России, Творческого Союза Художников России, Международной Федерации художников ЮНЕСКО.

    С целью совершенствования образовательного процесса (в том числе – образовательных программ, форм и методов обучения) с учетом развития творческой индивидуальности обучающегося в образовательном учреждении работают методические объединения:

- предметно-цикловая комиссия общепрофессиональных дисциплин;

- предметно-цикловая комиссия декоративно-прикладного искусства.  



Предварительный просмотр:

                                            Нефтеюганское городское

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Обсуждена на заседании                                                                                УТВЕРЖДАЮ:

Методического совета                                                                                    Директор НГ МБОУ ДОД ДШИ

«___»______________20__г.                                                                             _______________Н.Н. Любимова

Протокол №______                                                                                           от «___»_______________20__г.

        М.П.

Утверждена на заседании

Педсовета

«___»_______________20__г.

Протокол №_____

Дополнительная   предпрофессиональная                       общеобразовательная программа

в области декоративно-прикладного  искусства

«Декоративно-прикладное искусство»

Нормативный срок освоения программы -5 лет

г. Нефтеюганск                                                                                                              

2013г.

                                        Пояснительная записка

  Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» (программа «Декоративно-прикладное творчество») является системой учебно-методических документов, сформированной на основании Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы, а также срокам ее реализации (ФГТ).

   В соответствии с ФГТ,  программа «Декоративно-прикладное творчество» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта по созданию произведений декоративно-прикладного творчества, самостоятельной работы по изучению и постижению народной культуры и изобразительного искусства.

   Программа «Декоративно-прикладное творчество» определяет организацию и основное содержание образовательного процесса с учетом:

- обеспечения преемственности программы «Декоративно-прикладное творчество» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства;

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

  Программа «Декоративно-прикладное творчество» ориентирована на:

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы соответствующего вида искусства;

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности; умению планировать свою домашнюю работу; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду; формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата.

     Нормативный срок освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

     Общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2208,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

      ПО.01.Художественное  творчество:  1749 часов.                                                                                 ПО.01. УП.01.Рисунок – 396 часов;                                                                                       ПО.01. УП.02.Живопись – 396 часов;                                                            ПО.01.УП.03.Композиция прикладная – 165 часов;                                                              ПО.01. УП.04.Работа в материале – 792 часа - («Художественная керамика»              330 часов, «Народные художественные промыслы» 462 часов);

ПО.02.История искусств: 274,5.                                                                                      ПО.02.УП.01.Беседы об искусстве – 49,5 часа;                                                   ПО.02.УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства – 198 часов;

ПО.03.Пленэрные занятия: 112часов.

ПО.03.УП.01.Пленэр – 112 часов.

Аудиторная нагрузка по трем предметным областям:2108,5часов.

      Вариативная часть дает возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.

     Объем времени вариативной части учебного плана, предусматриваемый на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, составляет до 20% от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия и составляет до 313,5 часов.

В.ОО. Вариативная часть:

В.01.Скулптура – 198 часов;

В.02. Беседа об искусстве – 16,5 часов;

В.03. Художественное оформление книги – 33 часа.

Всего максимальная аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: 2392,5чсаов.

    Планируемые результаты освоения обучающихся

программы «Декоративно-прикладное творчество»

     Содержание программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

      Результатом освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 ПО. 01 Художественное творчество:

Знания основных видов народного художественного творчества;

Знания терминологии в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

Умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;

Умения создавать  художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

Умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

Навыков копирования лучших образцов различных художественных ремесел;

Навыков работы в различных техниках и материалах;

Навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

Навыков подготовки работ к экспозиции;

ПО.01.УП.01 Рисунок:

Знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;

Знание законов перспективы;

Умение использовать приемы линейной и воздушной перспективы;

Умение моделировать форму предметов тоном;

Умение последовательно вести длительную постановку;

Умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

Умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;

Навыки владения линией, штрихом, пятном;

Навыки выполнения линейного и живописного рисунка;

Навыки передачи фактуры и материала предмета;

Навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

ПО.01.УП.02 Живопись:

Знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

Знание разнообразных техник живописи;

Знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

Умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

Умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

Навыки использования основных техник и материалов;

Навыки последовательного ведения живописной работы.

ПО.01.УП.03 Композиция прикладная:

Знание основных элементов композиции, закономерностей построения  художественной формы;

Знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

Умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах;

Умение находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу;

Умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

Навыки по созданию композиционной художественно-творческой работы. Результаты освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» по учебным предметам обязательной части должны отражать:

ПО.02 История искусств:

Знания основных этапов развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

Первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды, в том числе произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

Умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности;

ПО.02.УП.01 Беседы об искусстве:

Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;

Знание особенностей языка различных видов искусства;

Первичные навыки анализа произведения искусства;

Навыки восприятия художественного образа.

ПО.02.УП.02 История народной культуры и изобразительного искусства:

Знание основных этапов развития изобразительного искусства;

Знание основных видов народного художественного творчества, его особенностей, народных истоков декоративно-прикладного искусства;

Знание основных понятий изобразительного искусства;

Знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;

Знание основных центров народных художественных промыслов;

Умение определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;

Умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;  

Навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

Навыки анализа произведения изобразительного искусства.

ПО.03 Пленэрные занятия:

Знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;

Знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

Умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;

Умения применять навыки, приобретенные на учебных предметах «рисунок», «живопись», «композиция».

ПО.03.УП.01 Пленэр:

Знание закономерностей построения  художественной  формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

Знание способов передачи большого пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

Умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

Умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция;

Умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

Навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

Навыки передачи световоздушной перспективы, работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

ПО.01.УП.04 Работа в материале:

Знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества;

Умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;

Навыки копирования лучших образцов различных художественных ремесел;

Навыки работы в различных техниках и материалах.

Содержание и организация образовательного процесса

    График образовательного процесса

     График образовательного процесса определяет его организацию и отражает в соответствии с ФГТ: срок реализации образовательной программы, бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся, каникулы, резерв учебного времени, время, отведенное на занятия пленэром, а также сводные данные по бюджету времени (Приложение 1).

Учебный план

     Учебный план отражает структуру образовательной программы, установленную ФГТ в части наименования предметных областей и разделов, форм проведения учебных занятий, проведения консультаций итоговой аттестации обучающихся с  обозначением ее форм и их наименований.

     Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся).

      Учебный план программы «Декоративно-прикладное творчество» предусматривает следующие предметные области:

- художественное творчество;

- история искусств;

- пленэрные занятия;

и разделы:

- консультации;

- промежуточная аттестация;

- итоговая аттестация;

- резерв учебного времени;

     Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

     Вариативная часть используется  для расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.

     Учебные предметы вариативной части определены с учетом исторических, национальных и региональных традиции подготовки кадров в области декоративно-прикладного искусства.

     По всем предметам учебного плана, в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации программы «Декоративно-прикладное творчество», на основе примерных программ разработаны программы учебных предметов.

    Условия реализации программы «Декоративно-прикладное творчество»

С целью обеспечения высокого качества образования, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности образовательное учреждение создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

- выявления и развития одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства;

- организации творческой деятельности  обучающихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов и др.);

- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (выставочных залов, музеев, театров и др.);

- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства;

- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства и образования;

- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

- построения содержания программы «Декоративно-прикладное творчество»  с учетом индивидуального развития детей, а также особенностей субъекта Российской Федерации;

- эффективного управления образовательным учреждением.

   При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» продолжительность учебных занятий в первом по пятый класс составляет 33 недели.

      В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. Летние каникулы устанавливаются: в первом классе – 13 недель, со второго по четвертый классы – 12 недель.

      Занятия пленэром проводятся рассредоточено в различные периоды учебного года. Всего объем времени, отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год со второго по пятый класс.

      Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых  занятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

      Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

      Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

      Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, хрестоматиями в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

       Реализация программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации проводятся рассредоточено в объеме 100 часов.

     Резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

Организация приема обучающихся

       На обучение по программе «Декоративно-прикладное творчество» в первый класс проводится прием детей в возрасте с десяти до двенадцати лет.

      При приеме на обучение по программе «Декоративно-прикладное творчество» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности.  Дополнительно поступающий может представить самостоятельно выполненную творческую работу.

      Требования, предъявляемые к уровню творческих способностей поступающих, разрабатываются предметно-цикловой комиссией и утверждаются руководителем учреждения.

Ресурсное обеспечение программы «Декоративно-прикладное творчество»

      Программа «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается учебно-методической документацией, кадровым, финансовым и материально-техническим ресурсами.

      Программа «Декоративно-прикладное творчество» обеспечена учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

      Реализация программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечена доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам, аудио- и видеозаписей, сформированным по полному перечню учебных предметов учебного плана. Для пользователей читального зала открыт доступ к информационным ресурсам сети Интернет.

     Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы «Декоративно-прикладное творчество». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «История искусств» обеспечен каждый обучающийся.

     Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего более чем из 3 наименований отечественных журналов. Ежегодно оформляется подписка на следующие журналы:

- Художественная школа;

- Детское творчество;

- Юный художник.

Наиболее ценные издания – альбомы по искусству хранятся в библиотечном фонде.

      Реализация программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечена педагогическими работниками, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

      Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет 100% в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе «Декоративно-прикладное искусство».

       Педагогические работники регулярно осуществляют творческую и методическую работу.

       Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.

       Образовательное учреждение создает условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы  в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Декоративно-прикладное творчество», использования передовых педагогических технологий.  

     Финансовые условия реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивают исполнение ФГТ.

      Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по данным учебным предметам.

     Материально-технические условия реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ.

     Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

      Перечень учебных помещений, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения для реализации программы «Декоративно-прикладное творчество»:

Учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий;

- рисунка;

- живописи;

- композиция прикладная;

- работа в материале;

- история искусств;

Выставочный зал;

Натюрмортный фонд;

Методический фонд;                                                                                                                           Библиотека;

      Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Беседы об искусстве», «История народной культуры и изобразительного искусства», оснащены видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, мольбертами, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

Система промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися образовательной программы

      Оценка качества реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

      В качестве средств текущего контроля успеваемости используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры учебных творческих работ.

      Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

      Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании четверти и по окончании полугодий по каждому учебному предмету.

     

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.

      Контрольные уроки, зачеты и экзамены по учебным предметам предметной области ПО.01 «Художественное творчество» проходят в виде просмотров учебно-творческих работ.

       Контрольные уроки и зачеты  по учебным предметам предметной области ПО.02 «История искусств» проходят в виде письменных работ, устных опросов.

       Контрольные уроки и зачеты по предмету вариативной части В.01 «Скульптура» проходят в виде просмотров учебно-творческих работ.

       Зачеты по пленэру проходят в виде просмотров учебно-творческих работ.

       Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

      Экзамены проводятся за пределами аудиторных занятий.

      Содержание промежуточной аттестации,  условия ее проведения и  критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся  разработаны  на основании настоящих ФГТ.

     Для аттестации обучающихся созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются предметно-цикловыми комиссиями.

        При промежуточной аттестации используется пятибалльная шкала:

5 (отлично),        4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

        По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

        Освоение предпрофессиональной образовательной программы «Декоративно-прикладное творчество» завершается итоговой аттестацией.

        Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

- Рисунок;

- Живопись;

- Работа в материале;

- История народной культуры и изобразительного искусства.

       По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами устанавливается не менее трех календарных дней.

      Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся и критерии оценок итоговой аттестации определены на основании ФГТ.

      При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

- знание исторических периодов развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств, основных художественных школ;

- знание профессиональной терминологии, лучших образцов декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

- знание закономерностей построения художественной  формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

- достаточный уровень владения средствами живописи и рисунка с использованием их изобразительно-выразительных возможностей;

- навыки исполнения работы по композиции;

- наличие кругозора в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Творческая, методическая и культурно-просветительская деятельность

     Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности обеспечиваются созданием в образовательном учреждении комфортной, развивающей образовательной среды, включающей:

- организацию творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов и др.);

- организацию посещений обучающимися учреждений и организаций культуры (выставочных залов, музеев, театров и др.);

- организацию творческой и культурно-просветительской деятельности и совместно с другими образовательными учреждениями, в том числе среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

    Творческая и культурно-просветительская деятельность обучающихся направлена на развитие творческих способностей обучающихся, пропаганду среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства.

    С целью реализации творческой и культурно-просветительской деятельности шесть преподавателей постоянно работают в составе творческих союзов: Союза художников –педагогов России, Международной ассоциации «Природа и творчество», Ассоциации искусствоведов России, Творческого Союза Художников России, Международной Федерации художников ЮНЕСКО.

    С целью совершенствования образовательного процесса (в том числе – образовательных программ, форм и методов обучения) с учетом развития творческой индивидуальности обучающегося в образовательном учреждении работают методические объединения:

- предметно-цикловая комиссия общепрофессиональных дисциплин;

- предметно-цикловая комиссия декоративно-прикладного искусства.  



Предварительный просмотр:

Юнусова Елена Александровна

Образование  высшие: Башкирский государственный педагогический университет  , г. Уфа.

Квалификация УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЧЕРЧЕНИЯ по специальности"Изобразительное искусство и черчение».

Педагогический стаж 25 лет.

Высшая квалификационная  категория  -преподаватель изобразительных дисциплин.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\юнусова\на сайт ДПИ\Изобразительное искусство\Юнусова Елена Александровна.JPG



Предварительный просмотр:

Мазалова Ирина Михайловна

Образование  высшие: Московский государственный университет культуры и искусств, г. Москва.

Специальность "Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы",квалификация по специальности"Художник декоративно – прикладного искусства.

1 квалификационной  категории  преподаватель изобразительных дисциплин.

                           C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\юнусова\на сайт ДПИ\ДПИ и НХП\Мазалова Ирина Михайловна.JPG



Предварительный просмотр:

Чижова Елена Александровна

1 квалификационной  категории  преподаватель изобразительных дисциплин.

Кунгурское художественно-промышленное училище, специальность  -  мастер по художественной керамике. г. Кунгур; Пермской области.

                      C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\юнусова\на сайт ДПИ\лепка\Чижова Елена Александровна.JPG



Предварительный просмотр:

Встреча с губернатором округа

http://www.znpress.ru/news/1.jpg Встреча с губернатором округа

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (2)\Встрева с губернатором\P8070629.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (2)\Встрева с губернатором\P8070631(1).JPG