Секреты текста

Мишина Мария Сергеевна

Рубрика посвящена методическим приёмам работы с текстом на уроках литературного чтения. Как отмечается в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, «Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг, является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка». «Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека». Думается, что именно на уроках литературного чтения и происходит формирование Читателя, когда текст становится простанством субъективизации личности.

Страница сайта имеет практическую напрвавленность, представлены сценарии уроков  внеклассного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

«Учимся понимать Л.Н. Толстого» (анализ рассказов писателя для детей)

Обращаться со словом нужно

                                                                                                      честно.  Оно есть высший

                           подарок человека Богу.                                                                                                                                

Н.В. Гоголь

  1. Эмоциональное погружение в урок.

      «Слова у нас до важного самого в привычку  входят, ветшают, как  платье…» - с надрывом, с болью  звучит в этих строках голос Маяковского.

   

     «Есть сила благодатная

      В созвучье слов живых,

      И дышит непонятная,

      Святая прелесть в них», - произносим мы как молитву строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова.

      «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь», «Слово молвит – соловей поёт», - так образно, метко в нашей речи  звучат русские народные пословицы и поговорки.

 

      «Вначале было Слово…» - первые слова первой книги – Библии.

       2. Работа с ключевыми словами  темы урока.

- Что объединяет все эти высказывания?

Слово – наш спутник. И в теме нашего урока «Во всём мне хочется до самой сути…» эта мысль находит своё продолжение.

- Какие слова в теме вы считаете  ключевыми? Подберите синонимы к этому слову.

- Как они перекликаются с эпиграфом урока?

 3. Целеполагание.

       По мнению Л.Н.Толстого, честно можно обращаться со словом  только тогда, когда научишься «читать и писать хорошо». Именно такую цель ставил Лев Николаевич, когда работал над «Азбукой»; высочайшая требовательность  к слову всегда была свойственна этому писателю.

- Итак, « научиться читать и писать хорошо»

             «обращаться со словом честно»

             «дойти до сути слова», - так я ещё раз акцентирую цель нашего урока. Добиться результатов, постичь истинную красоту и глубину слова, почувствовать себя успешным помогут произведения Льва Николаевича.

       4. Беседа о писателе.

       - А что вам известно о Толстом?

Действительно, Ясная Поляна – и родовое гнездо, « приют спокойствия … и вдохновенья», и место работы (школа для крестьянских детей). Именно для них, благодаря им были написаны «Азбука», «Новая азбука», четыре «Русские книги для чтения».

        - Надо сказать, что никогда, ни до, ни после, Толстой не говорил так много о языке художественных произведений, как во время создания коротких, совсем крохотных рассказов для детей.

       5. Исследовательская работа с текстами.

- А каким образом сам писатель шлифовал язык своих произведений?

Ответить на этот вопрос вам поможет исследовательская работа с текстами одного из рассказов.

-Перед вами черновой вариант и оригинал. Озвучьте каждый из них. Углубитесь ещё раз в тексты и выявите существенные различия. (Анализ рассказа «За обедом»).

-Работу над языком художественного произведения Толстой считал «ужасной»: надо, чтобы всё было, говорил он и (далее называл  четыре главных признака). 

- Какие это признаки, по вашему мнению? (красиво, коротко, просто, ясно).

-Правильно, молодцы.

       6. Самостоятельная работа в группах.

-Таким образом, самостоятельная работа в группах, я думаю, не вызовет у вас затруднений. На ваших столах черновой вариант рассказа «Три калача и одна баранка», редактируя который, вы постепенно будете приближаться к Толстому.

       7. Заключение, выводу по уроку.

-Вероятно, вы ждёте оценки, какая из групп ближе подошла к оригиналу, проникнув в глубину смысла, в самую суть. Все.  И в то же время каждый из нас в пути.

-Моя задача как учителя не научить вас писать, как  Толстой. А  научить чувствовать слово, ценить слово, как это делал великий писатель.

- Горизонт встречи с Толстым, конечно, приблизился. А насколько? Я прошу определить вас самих. Переверните листочки и выразите свою успешность в уроке, свои ожидания и свой результат от встречи с писателем в любой форме: в  поговорке, фразе или в одном слове.  



Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 4 классе

Чтение и анализ сказки Гримм «Снегурочка»

Задачи:
    Развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст.
    Развивать целостное восприятие художественных образов, созданных средствами разных видов искусства.
   Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения.
  Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность.
  Воспитывать внимательное отношения друг к другу в семье, чувства сопереживания.

Оборудование:
компьютер,
проектор,
презентация,
индивидуальные карточки.

  1. Погружение в тему урока

У: Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого из вас есть родные братья или сестры? Если вы пробовали сделать что-то вместе со своим братом, вы знаете, как непросто порой бывает договориться, сделать так, чтобы вам обоим нравилось то, что вы делаете. Но сегодня мы поговорим о писателях, которые очень много работали вместе и между которыми были очень доверительные и теплые отношения. Это немецкие сказочники братья Гримм.

  1. Целеполагание

Тема урока сегодня: «Чтение и анализ сказки братьев Гримм «Снегурочка». Исходя из того, что мы сегодня знакомимся с новыми авторами и их произведением, какие цели мы можем поставить перед собой?

  1. Мотивация через заочное путешествие

Я приглашаю вас совершить путешествие в Германию начала 19 века, в мир, в котором жили братья Гримм.

(см. приложение)

  1. Первичное знакомство через «цепочку» вопросов

Как вы думаете, почему такие одаренные, бесспорно талантливые люди, обладавшие острым умом и имевшие возможность заниматься в жизни чем угодно, становятся именно детскими писателями?

 Почему братья Гримм стали сказочниками?

Существует поговорка: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».

Так какие уроки пытались донести братья Гримм? Чему может научить нас сказка? Запомните, пожалуйста, свои мысли, мы еще вернемся к этому вопросу.

  1. Учебная интрига

Я принесла сегодня с собой этот «черный ящик», в нем спрятан загадочный предмет, он поможет вам ответить на вопрос, какие уроки можно извлечь из сказки братьев Гримм «Снегурочка». Надеюсь, в конце урока вы догадаетесь, что в черном ящике.

Для этого давайте сейчас обратимся к тексту.  

Сказка «Снегурочка» (или «Белоснежка» в другом переводе) интересна тем, что ее сюжет стал очень популярным и воспроизводился много раз авторами из разных стран. Такие сюжеты называют» бродячими». Вспомните, пожалуйста, в каких произведениях вам встречалась похожая история? (напомнить о «Сказке о мертвой царевне» Пушкина).

Мы знаем, что братья Гримм осуществляли редактуру сказок, но они относились к народному творчеству бережно, сохраняя неизменным дух и строй сказки. Обратитесь к тексту и попробуйте отметить, из каких элементов состоит наш «бродячий» сюжет? Что сочли важным в сказке «Снегурочка» и оставили неизменным не только братья Гримм, но и другие авторы, которые впоследствии позаимствовали этот сюжет? (Главные герои, герои-помощники, волшебный предмет – зеркало и т.д. Вывести на разговор о делении героев на положительных и отрицательных)

  1. Чтени е сказки учителем и детьми

Физминутка. 

Давайте сделаем маленькую паузу и попробуем представить себя героями сказки. Встаньте, пожалуйста. Представьте, как выглядели семь гномов? (Приседания) А может быть, они были еще ниже ростом? Замечательные гномики у вас получились. Теперь представим, как выглядел царевич. Мальчики, изобразите, как он скакал на коне? Стрелял из лука? Девочки, какие прекрасные царевичи в вашем классе! А теперь, девочки, вы представьте себя на месте королевы. Как она смотрелась в зеркало? Как злилась, когда не получалось добраться до Снегурочки? Замечательно, у вас в классе очень артистичные ребята! Немного отдохнули – теперь садитесь на места, вернемся к тексту сказки братьев Гримм.      

  1. Анализ сказки

 - Вы отметили, что в этом сюжете обязательно присутствует отрицательная героиня – мачеха и положительная героиня – падчерица. Охарактеризуйте, пожалуйста: мачеха – она какая? А падчерица какая? Слова, которые вы назвали: «злая», «бессердечная», «трудолюбивая», «кроткая» и т.д. – что их объединяет?

- Можно ли сказать, что вы использовали средство выразительности? Верно, это всё эпитеты. И не случайно, когда я сказала «мачеха», вы сразу ответили – «злая», если бы я сказала «мОлодец», вы бы ответили - … (добрый), дЕвица – (красная), то есть красивая. Вы вспоминаете именно эти определения, потому что они в сказках остаются неизменными. Как называются такие эпитеты? (постоянные)  

- И дЕвица Снегурочка в сказке братьев Гримм тоже красная, то есть красивая. Найдите, пожалуйста, в тексте ее портрет. Прочитайте вслух. А теперь давайте узнаем, как выглядит королева. Есть ли в сказке ее портрет? Вы заметили, что здесь братья Гримм описывают не только внешность, а что еще?

Как вы думаете, а красота определяется только внешностью человека? Какого человека вы назвали бы красивым? Да, красота – это очень многогранное понятие, помимо внешней красоты есть и внутренняя, душевная. А откуда королева узнает, что она красива? Верно, она смотрится в зеркало. Этот волшебный предмет играет в сказке особенную роль. Давайте найдем описание разговора королевы с зеркалом в тексте. Прочитайте вслух. Опишите, пожалуйста, как вы думаете, как подходила мачеха к зеркалу? Как она говорила с ним, вежливо или требовательно? О чем она думала в этот момент? Как вы думаете, часто ли она беседовала с зеркалом? А зачем так часто? Почему так важно для королевы получать снова и снова подтверждение того, что прекраснее ее нет?

- А теперь поговорим о Снегурочке: она смотрится в зеркало? Почему ей это не нужно? (выход на характер падчерицы) Вспомните, пожалуйста, как говорит с зеркалом королева в сказке Пушкина: «Свет мой, зеркальце…» (дети продолжают). «Всех милее», а не «красивее». Почему Пушкин выбирает эпитет «милее»? Чем отличается «милый» человек от «красивого» человека?

- Не случайно в народной сказке появился и был сохранен братьями Гримм именно этот волшебный предмет - зеркало. Какова его главная функция? (Отражать) А в древние времена люди верили, что отражает зеркало не только тело, но и душу человека, отражает его истинную сущность. Скажите, что кроме зеркала может отражать сущность человека? (Поступки, мысли)

- Итак, в начале урока вы сказали мне, что сказка учит добру. А что такое добро? Что можно подразумевать под этим словом? И чему  учит нас сказка братьев Гримм «Снегурочка»? (россыпь слов на слайде: душевная красота, отзывчивость, щедрость, скромность, искренность, решительность, уверенность в себе, ум, любовь, самоотверженность, смекалка).  

Эти светлые качества ценились не только во времена братьев Гримм, добро можно назвать вечной ценностью. Потому и остаются любимыми сказки братьев Гримм в современном мире, потому что их мудрость не потускнела со временем, эти сказки отражают, подобно зеркалу, те идеалы, к которым людям нужно стремиться во все времена.

Вот и пришло время открыть наш таинственный ящик – догадались, что внутри? Верно, это зеркало, отражающее истину. В начале урока мы выяснили, что братья Гримм не случайно стали именно детскими писателями: они считали, что взрослых научить ничему уже невозможно, и начинать учить людей добру нужно с самого юного возраста. У вас впереди вся жизнь, множество интересных открытий. И я желаю вам научиться правильно смотреть в зеркало, чтобы оно отражало не только того, кто в него смотрится, а весь мир.только светлые, добрые ваши качества, только вечные ценности, подобные тем, что несут нам сказки братьев Гримм.

Большое спасибо вам за урок!

 

 

Приложение 1

Родиной семьи Гриммов была земля Гессен, бывшее княжество Ханау, нашли его на карте? В 1785 году у Доротеи Циммер и Филиппа Вильгельма Гримма родился сын Якоб Гримм, а через год на свет появился его брат Вильгельм. Братья росли очень трудолюбивыми и любознательными. Штайнау. Там у братьев появился постоянный учитель Цинкхан, у которого они занимались много лет. Как вспоминал Якоб, неотъемлемыми атрибутами старого учителя были очки, болтавшиеся на тесемке, и внушительных размеров бамбуковая трость. Как вы думаете, зачем учителю нужна была трость?  Тогда еще применялись телесные наказания. Якобу удавалось отделаться лишь легкой порцией по сравнению с другими — у него, как признавал сам Цинкхан, была «неуемная, истовая жажда учения».

Когда Якобу исполнилось 13, братьев отправили в Кассель для поступления в гимназию. Обычно в гимназии обучались семь или восемь лет. Братья Гримм благодаря прилежанию и способностям закончили гимназию через четыре года.

В ту пору в Европе открываются первые университеты, все больше людей стремится получить хорошее образование. И братья тоже продолжают обучение во Франции и в родной Германии. Как вы думаете, чему можно было научиться в университете? Да, все эти науки изучали братья Гримм, и не только! Якоб и Вильгельм относятся к числу универсальных умов своего времени, они были очень разносторонне одаренными и добивались успеха в самых разных областях. Но с особенной страстью братья Гримм изучали немецкий фольклор, путешествуя, записывали сказки.