Мы - россияне (воспитание патриотизма и гражданской ответственности на уроках и внеклассной деятельности)
Минпросвещения России подготовило список патриотической литературы для внеклассного чтения
Актуальный перечень произведений для внеклассного чтения включает работы современных авторов, направленные на патриотическое воспитание школьников. Литература распределена по возрастным категориям: начальная школа (1–4-е классы), основная школа (5–9-е классы) и старшая школа (10–11-е классы), а произведения – на разделы: «О родной земле», «Великая Отечественная война. Историческая память и традиции», «О великих людях России», «Полководцы Святой Руси», «На страже русской земли», «Zа наших».

Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Викторина
«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский — освободители земли русской»
История назвала
Минина и Пожарского спасителями Отечества…
Н. Карамзин
1. Вопрос:
Когда наша страна отмечает День народного единства?
Ответ:
4 ноября. Этот праздник установлен в честь освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов в 1612 году.
В 1612 году народные массы страны поднялись на борьбу с польскими захватчиками. Ожесточённые бои за Москву проходили в августе–октябре 1612 года. 25 октября гетман Ходкевич со своим войском бежал, а 27 октября русское войско торжественно вступило в Московский Кремль.
2. Вопрос:
В каком году страна отметила 400-летие ополчения Минина и Пожарского?
Ответ:
В 2012 году.
3. Вопрос:
Чем знамениты Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, что сделали они для России?
Ответ:
Минин и Пожарский — деятели одного из самых тяжелых периодов отечественной истории, то есть Смутного времени в начале XVIII века. Они стали организаторами Второго земского ополчения, которое освободило Москву от польских интервентов осенью 1612 года.
4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских захватчиков.
4. Вопрос:
Когда и где родился Кузьма Минин?
Ответ:
Точная дата его рождения неизвестна. Предполагают историки, что он родился в г. Балахна, недалеко от Нижнего Новгорода, в семье татарина-солеварщика Мины Анкудинова, в 1570-е годы.
5. Вопрос:
С какого года относительно хорошо известна биография Минина?
Ответ:
С осени 1611 года. Другом его семьи был князь Пожарский. В начале XVII века он открыл в Нижнем Новгороде лавку и занялся торговлей скотом и мясом. В 1611 году он стал земским старостой. Ополчение вместе с ним и князем Пожарским возглавил протопоп Савва. Минин отвечал за хозяйственную часть ополчения. На нужды ополчения у горожан забирали от пятой части имущества до трети, а если кто-то отказывался, то лишался имущества полностью.
6. Вопрос:
В каком году Минин принял участие в боях с поляками?
Ответ:
В 1612 году ополчение было сформировано и по дороге через Ярославль отправилось освобождать Москву. Минин вошёл во временный орган власти — Совет всей земли. Он принял участие в боях с поляками осенью 1612 года и позже пользовался большим доверием царя Михаила Романова.
7. Вопрос:
Когда умер Минин?
Ответ:
Умер Минин в 1616 году.
8. Вопрос:
Когда и где родился князь Дмитрий Пожарский?
Ответ:
В ноябре 1578 года, вероятно в Клинском уезде, недалеко от Москвы.
9. Вопрос:
Когда Дмитрий Пожарский начал службу?
Ответ:
Службу он начал в 1593 году, а в начале царствования Бориса Годунова (в 1598 г.) получил придворный чин, стал стряпчим.
10. Вопрос:
Что вы знаете о дальнейшей его судьбе?
Ответ:
При царе Василии Шуйском (в 1606–1609 гг.) он принимал участие в борьбе с повстанцами Ивана Болотникова и сторонниками Лжедмитрия II. В 1609 году Пожарский стал воеводой в Зарайске, а в 1611 г. принял участие в Первом земском ополчении, которое пыталось освободить Москву от поляков. Несмотря на ряд успехов, ополчение потерпело неудачу, и князь был ранен и вывезен на лечение в Нижний Новгород. На рубеже 1611–1612 гг. он принял участие в создании Второго земского ополчения, которое весной–летом совершило поход из Нижнего Новгорода к Москве через Кострому и Ярославль.
11. Вопрос:
В каких годах он принимал участие в войне с Речью Посполитой?
Ответ:
В 1613–1618 гг. И в это время он принимал участие и в дипломатических переговорах с англичанами. После 1618 года князь успел поруководить Ямским, Разбойным, Поместным приказами, а также послужить воеводой в Нижнем Новгороде и наместником в Суздале. А в 1640 году Пожарский принял участие в переговорах с поляками.
12. Вопрос:
В каком году умер князь Дмитрий Пожарский?
Ответ:
В 1642 году.
13. Вопрос:
Где и когда установлен памятник Минину и Пожарскому?
Ответ:
В 1818 году в Москве, на Красной площади. В 1913 году памятник перенесли с Красной площади ближе к собору Василия Блаженного. Позже появились памятники в Ярославле, Нижнем Новгороде, Суздале, Зарайске.
Вопрос 14:
Назовите автора памятника Минину и Пожарскому в Москве.
Ответ:
Скульптор Иван Петрович Мартос.
15. Вопрос:
Какая надпись выбита на памятнике?
Ответ:
«Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
Литература
- Забелин И. Минин и Пожарский.— М., 1999.
- Карасев А.В., Оськин Г.И. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.— М., 1951.
- Костылёв В.И. Кузьма Минин. Роман.— Горький, 1986.
- Савич А., Ровинский О. Разгром польской интервенции в XVII в.— М., 1938.
- Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. Хроника Смутного времени.— М., 1981.
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения
Е. Коровина «У Лёки большие щёки»[1]
Цель урока:
Проанализировать повесть Е. Коровиной «У Лёки большие щёки». На примере жизни в блокадном Ленинграде воспитывать у обучающихся патриотические чувства.
Задачи урока:
Образовательные:
- обеспечить углублённое изучение повести Е. Коровиной «У Лёки большие щёки»;
- использовать приёмы и средства обучения, способствующие формированию читательской грамотности.
Воспитательные:
- воспитывать духовно-нравственные качества: сострадание, доброту, взаимопомощь, стойкость.
Развивающие:
- развивать устную речь, учить делать выводы и обобщения;
- развивать аналитические умения работы с художественным текстом: извлекать информацию из прочитанного, интерпретировать текстовую информацию.
Личностные УУД:
- учить оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- способствовать эмоциональному «проживанию» текста художественного произведения;
- учить понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- учить высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
- учить самостоятельно формулировать тему и цель урока, учить целеполаганию.
познавательные УУД:
- формировать понимание значимости чтения для дальнейшего обучения, учить излагать содержание прочитанного, отвечать на вопросы полными предложениями.
коммуникативные УУД:
- формировать умения аргументировать свои ответы, учить слушать и слышать, развивать умения владеть монологической и диалогической речью.
Формируемые ценности:
- сохранение исторической памяти;
- преемственность поколений;
- патриотизм;
- милосердие;
- сострадание;
- доброта;
- взаимопомощь.
Основные смыслы урока:
Блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней, стала одним из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Знание о жизни детей из блокадного Ленинграда позволяет сформировать уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны.
Форма урока: Фронтальная.
Комплект материалов к уроку:
- текст повести Е. Коровиной «У Лёки большие щёки»;
- рабочая тетрадь по литературе;
- видеозапись песни «Бьется сердце Ленинграда»
- https://yandex.ru/video/preview/7383215119068512353
- видеозапись рассказа Е. Коровиной «У Лёки большие щёки»
- https://yandex.ru/video/preview/4470917876861977923
- звук метронома
https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html
Предварительная работа:
Прочитать повесть Е. Коровиной «У Лёки большие щёки»
Структура урока
1. Целеполагание и мотивация.
А) Учитель: 80 лет прошло со дня Великой Победы над фашисткой Германией. Победа! Этого праздника ждали 1418 дней. Именно столько дней продолжалась Великая Отечественная война. Одна из трагических страниц тех страшных событий связана с блокадой Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941 г., а окончательно снять ее удалось 27 января 1944 г. 27 января в России отмечается День снятия блокады Ленинграда.
Б) Словарная работа
Учитель:
Что такое блокада? (Блокада – окружение города войсками противника в целях прекращения его связей с внешним миром и принуждения к капитуляции.)
Гитлер хотел уничтожить всех жителей Ленинграда, стереть город с лица земли. Замкнутый в кольцо блокады Ленинград 872 дня боролся за жизнь. Ежедневные бомбардировки и страшный голод, лютая стужа зимой не сломили его жителей, город продолжал жить и бороться.
В) Просмотр видеозаписи песни «Бьётся сердце Ленинграда»
https://yandex.ru/video/preview/7383215119068512353
Г) Учитель:
Ребята, как жилось детям в блокадном Ленинграде? О чём рассказывает Елена Коровина в повести «У Лёки большие щёки»?
(Повесть «У Лёки большие щёки» о детстве пятилетнего мальчике, детство которого пришлось на трудный и суровый период блокады Ленинграда.)
Подумайте, какую цель мы поставим на урок? (Проанализировать повесть Е. Коровиной «У Лёки большие щёки».)
Презентация. Слайд 2.
2. Основная часть
Предтекстовая деятельность
А) Рассказ о писателе. Елена Коровина родилась в 1983 г. в Тульской области, выросла в Москве, живёт в Будапеште. С детства любила сочинять, рисовать и лечить. Учась в седьмом классе, впервые поняла, что рассказы можно не только сочинять, но и записывать.
Окончила факультет журналистики и массовых коммуникаций Университета Российской Академии Образования, медицинский колледж при Первой Городской больнице в Москве, изучала языки, педагогику (в том числе коррекционную) в Англии и Бельгии.
Преподаватель английского, французского и русского как иностранного, Монтессори-педагог, журналист, медик. О себе Елена Коровина пишет :«Работаю в основном с детьми и очень люблю свою работу. Люблю писать для детей разных возрастов. Пишу на русском и английском».
Первый сборник ее замечательных рассказов «Поиграй со мной» вышел в свет в 2008 г. и адресован молодежи.
Презентация. Слайд 3.
О Великой Отечественной войне Елена Коровина написала военную повесть «У Лёки большие щёки». Впервые опубликована в журнале «Кукумбер» в 2009 году. Книга «У Лёки большие щёки» в 2022 году получила премию «Наука побеждать» в номинации «Молодая гвардия» «Молодая гвардия» — книги для детей и юношества, написанные отечественными авторами и повествующие о подвиге российского народа в разные периоды истории Отечества.
Презентация. Слайд 4.
Текстовая деятельность
А) Анализ первой части повести
Учитель:
Перечислите героев повести. (Лёка, его мама, тётя Шура с дочкой Иришкой, тетя Маша). Кто главный герой повести? (Лёка)
Выборочное чтение. Найдите в тексте и прочитайте, какое настоящее имя у Лёки. («Лёка – это вообще -то Артем. Хотя, конечно, имя Лёка больше похоже на Алексея, или Александра, или даже Леонида. Но тут дело в самом Лёке: пока сын не умел говорить, «Темочка, Тема», – повторяла мама часто. Ёка, – повторил за ней сын. – Лёка. Вот так все узнали, что он именно Лёка.»)
Каким родился Лёка? (Щекан)
Как выглядели щёки Лёки до войны? (Лёкины щеки – персиковые, пухлые, ярко-красные – были просто изумительными!
У Лёки большие щеки. И ямки на них – глубоки. Наш Лёка – розовощекий. Спелые щеки у Лёки.)
«Лёка рос, а щечки не теряли своей очаровательной пухлости. Никто, ну никто не мог спокойно пройти мимо Лёкиных щек!»)
Учитель:
Как можно озаглавить 1 часть повести? (Довоенная жизнь).
Презентация. Слайд 5.
Б) Чтение учителем вслух 2 части повести
В) Беседа по 2 части повести с использованием выборочного чтения.
Сколько лет было Лёке, когда началась Великая Отечественная война? (5). Расскажите, почему Лёкина мама решила не эвакуироваться из Ленинграда? (Лёкина и Иришкина мамы не покинули города. Их общая подруга с детьми, пытаясь выбраться в жизнь по Дороге жизни – искристому льду Ладожского озера – настойчиво звала их с собой. Сомневались. Побоялись. В грузовик с Клавой и тремя ее детьми попала бомба – и все ушли под лед потревоженного озера. И Лёкина мама решила не рисковать).
Почему хоронили на Пискаревском кладбище целыми школами и детскими садами? (Много осталось людей в Ленинграде. Слишком много. А чем больше людей – тем больше нужно для них еды…) Люди умирали от голода.
Как выглядели щёки Лёки во время блокады? («И больше никто не говорил: «У Лёки большие щеки». Лёкины щеки впали, а лицо заострилось и побледнело».)
Почему щёки Лёки впали, а лицо заострилось и побледнело? ( В городе наступил голод).
Как Лёкина мама, тетя Маша и тётя Шура помогали друг другу? (Иногда приходила тетя Маша, приносила в узелке мяту или зверобой – заваривать чай; у нее дома хранились запасы сушеных лекарственных трав. Добрая соседка как-то поделилась с Лёкой и Иришкой осколками жженого сахара – она его наковыряла в земле у сгоревших Бадаевских складов.
Тетя Шура и Лёкина мама по очереди ходили за водой на Неву и варили жидкий темный суп из столярного клея и кусочков кожаной сумки.
А как-то раз тетя Маша принесла детям скрюченную, кривую (но настоящую!) – морковку. У Иришки к тому времени выпали почти все молочные зубы – от голода, у Лёки зубы сильно шатались, но пока держались в распухших деснах. Морковку разрезали на кусочки и давали сосать детям каждый день, на ночь. Ночи были особенно тяжелы.
…Лёкина мама с детьми перебиралась в квартиру к тете Маше – вдвоем ведь не так страшно в городе, который стал ловушкой).
Какими человеческими качествами они обладали? (Сострадание, доброта, взаимопомощь, стойкость)
Какое горе принесла Лёке блокада Ленинграда? (Иришка, тётя Шура и Лёкина мама умерли от голода).
Учитель:
Как можно озаглавить 2 часть? ( Жизнь в блокадном Ленинграде).
Презентация. Слайд 6.
Г) Слушание аудиозаписи 3 части повести
https://yandex.ru/video/preview/4470917876861977923
Д) Анализ 3 части повести
Как выглядели щёки Лёки, когда папа вернулся с войны! («У Лёки щек теперь и в помине не было, одни острые скулы»).
Кем стал Лёка после войны? (Священником).
Кого благодарит отец Артемий за своё спасение в блокадном Ленинграде? (Маму). (Она отдавала последние крошки хлеба Лёке и молила Бога, чтобы сын выжил. («Тетя Маша почти всегда что-нибудь приносила из еды. Хоть капельку, хоть чуть-чуть, но приносила. На этот раз она принесла немного хлеба из опилок. Тетя Маша разделила сухие, крошащиеся корочки, дала Лёке; а Лёкина мама стала отказываться.
Не буду, Марья. Все равно меня это уже не спасет. Вам с Лёкой больше достанется. Сбереги его, ради Бога, – слабо шептала мама, а тетя Маша ругалась:
– А тебя не спрашивают! Рот открой! И вот тебе хлеб!
– Господи, только Лёка пусть живет… Только не оставь Лёку, – шелестели мамины губы, а когда тетя Маша вновь отлучилась из дома, подозвала к себе сына и вытащила из своего рта длинный кусок корки.
– Ешь, Лёка, ешь, милый. Силы тебе нужны, – и, несмотря на его слабые протесты, запихивала Лёке корку»).
Презентация. Слайд 7.
Почему отец Артемий всегда называет хлеб – хлебушком? (Корочка хлеба, которую мама отдала Лёке, спасла ему жизнь).
Как можно озаглавить 3 часть повести? (Сегодняшний день Лёки).
Е) Чтение вслух стихотворения подготовленным учеником
На Пискаревском в этот день – народу…
Рядами толпы взрослых и детей.
И все-таки усопших очень много,
Гораздо больше, чем живых людей.
Война закончилась… И это нам в наследство:
Кресты безмолвные – страна могил.
И в голоде измученное детство,
И шепот: «Хлеба!» – из последних сил.
Встал на колени парень молодой,
Лицо уткнул в могильный рыхлый холм,
Он выжил. Он не умер. Он живой…
«Ты слышишь, мама? Я твой сын Артем!»
Дрожащими руками положил
Он на могилу пышную буханку,
И на кресте листочек прикрепил,
И зарыдал – отчаянно и жалко.
А на бумаге – через много лет –
Слова такие, что острей кинжала:
«Родная мама! Возвращаю хлеб,
Который ты всегда мне отдавала».
Послетекстовая деятельность
А) Учитель:
Люди погибали не на поле битвы, не в окопах, а у себя дома. От голода, холода и непрекращающихся бомбежек. Дети, женщины, старики… Смерть не смотрела на лица. За время блокады, которая продлилась 872 дня, в городе от голода умерли более 671 тыс. человек.
Презентация. Слайд 8.
Б) В память о погибших в Великой Отечественной войне
«Минута молчания». Звук метронома.
https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html
3. Заключение
А) Учитель:
О чём заставила вас задуматься повесть Е. Коровиной «У Лёки большие щёки»? (Нужно помнить о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда, беречь и ценить хлеб).
Б) Составление «Синквейна» (в тетради)
Повесть
Блокадная Пронзительная
Потрясает Воспитывает Заставляет задуматься
Память о блокаде Ленинграда
«У Лёки большие щёки»»
4. Домашнее задание
Написать анализ повести «У Лёки большие щёки» по плану
(план записан в тетради)
1.Обьяснить смысл названия повести.
2.Тема произведения.
3. Сюжет (кратко)
4. Главные герои. Краткая характеристика
5.Главная мысль произведения.
[1] Методический сценарий занятия принадлежит учителю п. Лебяжье Новосёловой Галине Борисовне.
