Всероссийский конкурс для педагогов "УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ - 2026"

Мишина Мария Сергеевна

 

Сомнения, опасения,  тревоги - всё осталось позади. Я решительно встала на конкурсный путь, обозначив для себя главную цель: обогатиться новыми знаниями. Сегодня в школах в расписании  детей есть новый предмет "Россия - мои горизонты". Переформатировав это название, скажу лаконично и просто: "Конкурс - это мои горизонты".

Процесс участия в конкурсе - это возможность самосовершенствования, это генерация новых идей, это своеобразная ревизия эмпирического опыта, это   колоссальное значение для дальнейшей самореализации.

 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Портрет учителя в огранке XXI  века

На столе – россыпь страз. На первый взгляд, совершенно обычных, ничем не примечательных, хаотично возвышающихся небольшой горкой.

- Мама, ты будешь создавать новую картину? – слышу я голос семилетней дочки. - А можно вместе с тобой? И что это будет?

Это будет…

И вот уже начинают оживать «блестючки» (так называют стразы мои четвероклассники, открывшие для меня технику алмазной мозаики). Сиреневый подмигнул чуть хитроватым глазом, заискрился благородный оранжевый, протискивается между своих собратьев тёплый и надёжный красный,  ждёт своей роли всегда спокойный и внимательный   изумрудный.

Заговорили вдруг и сразу все цвета радуги, наперебой рассказывая свои истории: «Я вчера новый мультик посмотрела», «А у меня родители планшет на весь вечер отобрали», «Я с задачкой целый час возился», «Мы с родителями вечером в Карякинский ходили, с осенью разговаривали».

Хор голосов становится всё громче, всё оживлённее, и в этой какофонии, казалось бы, хаотичных звуков рождается приятная для учительского слуха гармония. Рождается замысел новой картины.

Это будет…

Старательно выкладываю каждый отдельный страз, мерцает его огранённая поверхность, заставляет быть внимательной и сосредоточенной.  А вдруг ты что-то не услышишь? Не услышишь, например, как стучит сердце каждого из твоих детей. Вспоминаю Януша Корчака, его педагогическую хрестоматию «Когда я снова стану маленьким», его главную заповедь учителям – слушать и слышать, как стучит сердце ребёнка. В ряд  с Корчаком встаёт великий Сухомлинский, вся светлая и мудрая философия учителя Павлышской школы выстраивалась от сердца к сердцу: от сердца учителя – к сердцу ученика.  

Мерно и мирно бежит время. Тихо. Уже и неугомонная дочка уснула. И октябрьский ветер за окном стих. И даже стопки проверенных тетрадей склонились друг к другу. Всё спит.

И в этой тишине ряд за рядом складывается узор, в переплетениях которого соединилось, казалось бы, несоедимое:  мысли учителя и искусственный хрусталь.

И это будет…

 Удивительно, но как много смысла в этом соединении. Из этих хрупких «блестючек» складывается образ предметного мира, как из мыслей учителя создаётся и будущий урок, и новые истории.

Оказывается, очень важно вовремя услышать время. Главное - разрозненные вначале фрагменты расположить в логически правильном порядке, грамотно чередовать различные способы действий, красной нитью «вплести» главную мысль урока - и тогда получится целостное учебное занятие.

Это будет…

Но как подобрать нужные стразы?

Основной критерий — органичность и цельность, главные составляющие красоты. Пусть дети мои будут красивыми и в словах, и в поступках. Подмигнул таинственно ярко-голубой, как лазурное после дождя небо, камушек: «Мол, правильно мыслишь, учитель!».

Для учителя XXI века, как и для учителя прошлых столетий, ценности остаются неизменными: любовь к делу и детям, доброта, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать и слышать, неравнодушие…

Современный учитель понимает, что каждый человек с  его индивидуальной судьбой, словно камешек на морском берегу. Двух одинаковых не найдешь. И каждый камешек про себя знает, что он отдельный, самостоятельный, что он сам по себе: этот — в розовых прожилках, тот — прозрачен, этот хоть и сер, но уникален сквозной дырочкой в нем, этот черен, как агат. А ведь бывает и вправду агат. Разглядеть в каждом ребёнке талант — это тоже талант. Плюс труд, который должен быть ежедневным, ежечасным и непрерывным для человека, выбравшего профессию педагога. А ещё необходима неослабевающая потребность в самообразовании, информационная грамотность, здоровье, работоспособность, великое терпение…

Терпеливо  выкладываю орнамент, а мыслями возвращаюсь к своему первому выпуску. О, сколько было романтики: каждый день сюрпризы и «сюрпризы». А я та, прежняя Я, считала, что цель образования — помочь каждому стать умелым, независимым исследователем, способным развитию на протяжении всей жизни, что функция учителя — способствовать процессу открытий и выбора. Я, нынешняя, смогла в этом убедиться. И вслед за Федерико Гарсией Лоркой повторяю его завет на все времена: «За окном школы — звёздный полог!» А как это красиво…

А как красиво выглядит почти уже завершённый мой «полог»! Мягко устраивается последний страз. И… заиграло всеми цветами радуги, заискрилось тысячами огоньками, засверкало утренними каплями росы, улыбнулось ласковой улыбкой, обещающе подмигнуло  - СЕРДЦЕ!

Такой вот портрет современного учителя в огранке XXI века  помогли мне создать «блестючки» и мои дети. И этому быть!



Предварительный просмотр:

«А можете меня на ручки взять?»

(о жизни одного учителя начальной школы)

Сегодня мы направляемся в школу №26, которой совсем недавно было присвоено имя Героя России А.В. Катериничева. До нас дошли сведения, что учитель начальных классов Мишина Мария Сергеевна заявила о своём участии во Всероссийском конкурсе «Учитель  России-2026», и мы решили познакомиться с конкурсанткой.

Школа гостеприимно распахнула перед нами двери. И вот мы у кабинета, где работает наша героиня и учатся её четвероклассники.

- Здравствуйте, Мария Сергеевна. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о своём пути в профессию педагога. Кто повлиял на ваш выбор стать учителем?

- С удовольствием. Это была учитель русского языка в педколледже Ситникова Ирина Ивановна. Первоначально я подала заявление на дошкольное образование, но она убедила, что именно школа – то пространство, где ждут меня мои будущие ученики. «Спасибо» говорю я сегодня за своевременный совет.

- И какими были ваши первые шаги в профессию?

- Трудными и интересными одновременно. Трудными, потому что всё было внове. Интересными, потому что  каждый миг меня ждали сюрпризы и сюрпризики, приятные и не очень. Каждый новый день  был не похож на предыдущий.

- А что помогало выходить из трудной ситуации?

- Свой опыт ученицы в той, прошлой для меня, жизни. Вспоминаю моих школьных учителей, ищу совета на расстоянии. И срабатывает – выход найден.

- А что самым ярким и памятным осталось из той, как вы говорите, «прошлой ученической жизни»?

- О, это домашние уроки. Думаю, не так часто отцы садятся рядом со своим ребёнком за решение задач, выполнение упражнений. Рядом со мной был всегда папа. Требовательный, строгий. Как я благодарна ему за эти уроки. Именно он научил меня добиваться цели, доводить любое дело до логического завершения, быть требовательной в первую очередь  к себе, ведь «начинать с себя – хорошая привычка».

- А какие качества вы считаете в своих учениках самыми важными?

- У моей семилетней дочурки любимая книга – «Баранкин, будь человеком!». В этом названии – посыл моих желаний и чаяний: пусть мои мальчишки и девчонки станут настоящими людьми, честными и добрыми.

- Мария Сергеевна, в школе сегодня нет ни дня без нововведений. Как вы относитесь к реформам в образовании?

- На мой взгляд, это запрос времени. Они обеспечивают учителя новыми инструментами, новыми знаниями, интересными методиками, а значит, нужны и важны, особенно молодому специалисту.

- А как вы боретесь с формализмом: «четыре клеточки вниз», «два исправления в диктанте — ошибка»? Это вас не раздражает?

- Раздражает, но у нас нет выбора. Если нам сказали пропускать четыре клетки вниз, хотите или нет, мы должны их пропускать. Возможно, это и неплохо, потому что так дети приучаются к порядку в тетрадях. Правильное оформление в начальной школе я считаю важным.  Правила есть правила. Сказано, что «пять» — это аккуратно, безошибочно написанный текст диктанта, извините. Сделал помарку — уже пол-ошибки.

 - Чем поощряете за успехи, когда еще нет оценок?

- Разные наклейки, сейчас это котики — грустные, веселые. Могу написать «спасибо за старание», «класс», «молодец», «супер». Но со второго класса – уже отметки.

 - Многие сегодня сетуют на трудность общения с родителями? Как вы выстраиваете взаимоотношения?

- Говорю простую фразу на первом родительском собрании: «Если вы хотите результат, давайте работать вместе». Если игра в одни ворота, результата не будет. И я всегда оставляю выбор: это ваши дети, мне с ними работать четыре года, вам с ними жить всю оставшуюся жизнь.

- Мария Сергеевна, спасибо огромное за встречу, за искренность ответов. Желаем вам успехов в конкурсе и, конечно, последний вопрос:

-  Как вас изменила работа в школе?

- Она меня избавила от многих комплексов, школа сделала меня более раскрепощенной. И, как оказалось, все проблемы решаемы. Просто осознание, что не все так страшно, приходит с опытом. И пока я никем другим себя не вижу, и моя работа мне нравится.  

Мы уходили из школы с чувством глубокого уважения к профессии, которую выбрала Мария Сергеевна, и к самой учительнице, судьба которой накрепко связана с детством.



Предварительный просмотр:

Методика «СЕМЬ ключей»

На конкурсе я представлю свой опыт работы по методике, условно названной «Семь ключей» и представляющей систему  методических приёмов в литературном образовании детей младшего школьного возраста.

 1. Актуальность  методики: для современной системы образования с обновленными и направленными на конкретизацию программами важное место на уроках литературного чтения занимает практическое направление - работа с текстом.  

2. Цель: использование методики как ключевого условия повышения качества литературного образования младших школьников

3. Задачи:

-претворить множество знаний о тексте в целостную систему

- рассмотреть в тесной взаимосвязи эстетическое восприятие и эстетическое чувство

- развивать познавательную, творческую деятельность.

Формула методики:

Формула методики

 1э + 2в + 2с + 2а

Э - вопрос, определяющий эмоциональное восприятие

В - вопросы, связанные с ассоциативным восприятием

С - вопросы, помогающие проникнуть в собственно смысл текста

А - вопросы, помогающие через анализ формы проникнуть в авторский замысел

Что даёт данная методика детям:

- проявить фантазию

- творчески реализовать свой потенциал

- получить удовольствие от работы

- решать новые задачи в самостоятельном поиске

- снижается напряжение и скованность

- быть активным собеседником

- создать как собственный, так и коллективный образовательный продукт

- рефлексировать свою деятельность

Что даёт методика учителю:

- осуществлять творческий подход к преподаванию

- повысить методическую грамотность

- делать занятия более интересными

- совершенствовать профессиональное мастерство

- повышать эффективность урока

- организовать индивидуальную работу в новом формате

- мотивировать учащихся на разнообразную деятельность

- овладевать проектным и исследовательским мышлением