Внеклассное чтение

Мишина Мария Сергеевна
 
  Поскольку читательская грамотность является одним из важнейших компонентов функциональной грамотности, которая рассматривается как «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности", включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию, наибольший развивающий эффект связан с проведением занятий внеклассного чтения.
   Внеклассное чтение играет важнейшую роль в начальной школе: оно способствует развитию навыков грамотности, расширению словарного запаса и прививает любовь к чтению. Оно позволяет учащимся познакомиться с различными жанрами, авторами и их точками зрения, закладывает основу для любви к чтению и обучению на всю жизнь.  
    Эта страница будет отражать эмпирический опыт как по организаци внеклассного чтения, так и по работу с текстом как "пространство со множеством ходов и выходов" (по Р.Барту)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение в 4 классе

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАСПАКОВКА

Занятия по рассказу А.И. Куприна «Столетник»

  1. Мотивация

 – А что есть красота? Можно ли ответить на этот вопрос прямолинейно, однозначно? Есть ли один, абсолютно  правильный ответ? И трудно ли тогда его отыскать? И есть ли тот волшебный клубок из  сказки, который покажет нам правильный путь?

        Думаю, что вы дома уже встали на тропу поиска ответа на этот вопрос, читая рассказ Александра Куприна «Столетник».

- Поднимите руку, кому понравилось путешествие по оранжерее?

- Поднимите руку только те, кто встретил для себя незнакомые ранее цветы или деревья?

- Назовите дерево или цветок, который впечатлил вас более всего?

- Поднимите руку только те, кто был впечатлён красотой оранжереи?

 

  1. Актуализация

(выход на впечатления от прочитанного) через облако слов.

Вывод: путешествие по оранжерее похоже на сказку.

Знакомство с рассказом через методику смыслового чтения

  1. Первая фаза осмысления текста: от детали – к содержанию целого

– Докажите текстом произведения, что мы действительно попадаем в сказку, что Куприн дарит нам такое ощущение. (Цветы в оранжерее жили своей особенной, для людей непонятной жизнью. Конечно, у них не было языка для того, чтобы разговаривать, но всё-таки они друг друга понимали.

Между некоторыми цветами была вражда, между другими – нежная любовь и дружба. Многие соперничали между собой. Рассказывались чудные истории о далёких жарких пустынях..). 

–Предлагаю сейчас войти в эту сказку (красивую сказку, вы согласны с этим?), пройти вместе с героями тот путь.  

–Итак, что объединяет все растения и цветы в этой оранжерее? (Ответ детей: они все красивые).

 В тетрадях посередине запишите вопрос «Что объединяет все растения и цветы в этой оранжерее?»

Далее разделите тетрадь на 2 столбца.

Левый столбец мы назовём «красота».

В него выписывайте характеристику цветов и деревьев, которые привлекают своей внешней красотой. Ведь их всех действительно объединяет то, что они необыкновенно красивы.

Итак, давайте познакомимся с нашими героями поближе.

–Назовите только те цветы, которые источают аромат. Какой это аромат?

–Назовите те цветы, которые поражают своим великолепием, своей красотой?

3.2. Вторая фаза осмысления текста: извлечение смысла через интерпретацию текста

–У нас красота разливается по оранжерее, и вдруг  мы встречаемся с тем, что эти внешне красивые, невероятно ароматные цветы объединяет еще что-то… Что?  (Ответ детей: ненависть к Столетнику).

–Могут ли жить вместе красота и ненависть? Что восторжествует?  Кто победит? Не торопитесь отвечать на эти вопросы сразу. Вновь и вновь обращаясь к рассказу, к его героям, ваш ответ будет более убедительным.

Думаю, что нам надо сейчас подойти чуть ближе к Столетнику.  Прочитаем его портрет вслух:

«Но было в оранжерее одно странное растение…». До слов  «Это растение называлось Столетником».)

–Дети, аршин как мера длины сколько составляет см. или метров? Кто скажет?  Я  вам напомню – 1 аршин – это 71 сантиметр. Давайте встанем, покажите, какая высота была у Столетника?  (почти 1,5 метра.). Значит, Столетник был мощный. Выше некоторых из вас.

–Почему все жители оранжереи так невзлюбили это растение? Чем оно им не нравилось? Как они его называли? (Урод).

Если заглянуть в словарь Ожегова, то мы прочитаем следующее определение: «Урод – это человек с некрасивой, безобразной внешностью».

Заполните правый столбец цитатами.

– Как жилось Столетнику в оранжерее? Обратимся к тексту. («Один только урод Столетник был изгнанником...»).

Прочитайте, пожалуйста, только те фразы, предложения, которые мы можем напрямую соотнести с человеком.

Проведем эксперимент: прочитаем только те слова, которые можно отнести к характеристике человека (опускаем слово «столетник»). (Работа с тем же абзацем):

Был изгнанником в этой семье; не знал никогда ни дружбы, ни участия, ни сострадания; ничья любовь не согрела его своим теплом; привык к общему презрению, что уже переносил его молча, затаив в глубине души острое страдание; привык быть предметом постоянных насмешек.

– Скажите, пожалуйста, ребята, трудно жить такому человеку?

–Такие люди вызывают в обществе наше сострадание или презрение?

–Почему же в этой оранжерее всё по-другому? Что же здесь не так? Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (в тексте).

  1. Третья фаза осмысления текста: присвоение смысла произведения, осознание авторской позиции, сопряжение авторской позиции и позиции «Я-читатель»

Учитель: «Однажды июльским утром  в теплице – найдите, пожалуйста, этот отрывок,  распустился цветок редкой кашемирской розы….» Сказка продолжается, так ведь?  мы обратим внимание, что начинается абзац со слова «однажды», как в сказке.

– А какое ещё доказательство вы можете привести, что перед нами действительно использован сказочный приём? (Герои заговорили). 

– А мы сейчас попросим  их заговорить вслух. Предлагаю прочитать по ролям этот эпизод. Но мы попробуем с вами использовать приём театрализации.

-  Кто желает принять участие?

Безымянный герой, который произносит первую фразу в диалоге «Как хороша эта молодая Роза!».

Автор   – в сторонке

Столетник   – в сторонке

Пион 

Роза/молодая царица  (любая девочка)

Пальма (любая девочка)

Олеандр (Мальчик)

Мирт (мальчик)

 Я говорю: «Так до самого полудня насмехались цветы над бедным Столетником, а он молчал, прижав к земле холодные листья».

–Ребята, выделите свои фразы текстовыделителем. Будьте внимательны к словам автора. Ребята, вы будете в роли зрителей

–Спасибо, ребята. А что скажут зрители?

 

–Какое ключевое слово последней фразы? (насмехались).

–Почему столетник молчал? (он один – их много, внутренне не уважал, не хотел ничего доказывать).

– Трудно ли ему было? Давайте обратим внимание на то пространство, которое окружает цветы, растения и деревья? Найдите в тексте примеры,  как   автор изображает это пространство. (Стало нестерпимо душно. В воздухе чуялось приближение грозы).

–Вспомните, появление грозы в художественном произведении всегда к изменениям, оно вызывает у читателя чувство опасения, тревоги и даже страха.

Обратимся к тексту.

Читают дети: «Наконец вдали, точно рычание приближающегося зверя, послышался первый глухой раскат грома…» До конца абзаца.

Учитель:

–Прочитайте про себя все те предложения, в которых звучит признание Столетника в своей любви и нежности к Розе? (минутная пауза).

–Какие, по вашему мнению, слова прозвучали наиболее убедительно, искренне? Какие слова заставили вас поверить в искренние, настоящие чувства столетника («Для тебя, для тебя одной я буду цвести и для тебя умру!» - обратите внимание, в этом предложение 3 раза используется одно и то же слово – «для тебя».  

  1. Заключительный этап занятия

Учитель:

Наше путешествие подходит к концу. Трудно покидать оранжерею? Трудно расставаться с героями?  (дети отвечают хором)

НО, думаю, нетрудно дать самооценку. Заполните лист самооценки. А я в это время предлагаю вам задание на дом на выбор

(раздаёшь задание напечатанное и проговариваешь вслух)

- или написать письмо герою рассказа,

- или составить синквейн к произведению.

Что есть красота?

                                 Вновь выводится облако слов.

Учитель:

Что есть красота?

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она,  в котором пустота  

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Покидая нашу символическую оранжерею, я прошу каждого из вас подойти к тому герою, кто для вас по-настоящему является красивым, кто открыл тайну красоты.

 (Дети выходят к доске к плакатам с изображением розы и столетника)

Учитель: пока дети выходят к доске, продолжает:

Красота открывается не каждому. А открывается только тому, кто способен любить, сострадать, быть добрым, скромным. Людям с чистой и светлой душой. И дарить красоту может только  тот, кто также обладает этими качествами.

 

   

Лист самооценки.

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:

1. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

2. Я чувствовал себя на уроке

Комфортно            Дискомфортно (подчеркни)

3. С каким настроением я ухожу:

4. Я доволен своей работой на уроке

      Да                                          Нет

5. Мне показалось важным ...

6. Для меня было открытием то, что ...