Заповеди учителя
Следуя своему девизу "Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал, то твоё", я сопрягаю материал этой страницы в первую очередь со своей деятельностью.
Несколько лет тому назад я шла в школу как ученица, с нетерпением ожидая встречи с одноклассниками и учителями. Первое сентября для меня был праздником радости. Но наступил день, когда я вошла в школу как учитель. Неописуемое волнение, смешанное с чувством огромной ответственности перед коллегами, ребятами и родителями: смогу? кем я стану для них? для каждого? Ведь требования к учителям высокие. Мы становимся свидетелями и участниками коренных изменений в отечественном образовании. В центре всех этих реформ стоит личность учителя. «Требования, предъявляемые обществом к современному казахстанскому учителю, возрастают. Учитель новой формации – это духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. В перспективе профессия учителя должна стать одной из самых престижных и высокооплачиваемых. Разумеется, что и сам учитель должен соответствовать требованию времени.
Так высветилась главная заповедь - соответствовать требованию времени. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это источник безграничного творчества, это возможность самореализации и признания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
10 советов учителю от В.А. Сухомлинского
1. Воспитание без наказания; Наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании.
2.Оценка как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах; Получить двойку за работу, которую ребенок сделал или даже не смог – гораздо «больнее», чем испытать физическое воздействие. Его мозг должен созреть для восприятия бальной системы.
3. Учитель должен вызывать доверие и иметь авторитет среди детей; Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка.
4. Никогда не торопите ребенка в освоении знаний; Каждому нужно разное время для принятия информации, иногда учитель должен использовать разные подходы и методы для донесения знаний.
5. Помогайте детям развивать свой талант, способности, личность; В процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого, но самое важное — ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях.
6. Научите ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту; Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит ответственности, заботливому отношению к ближним и умению видеть красоту в окружающих предметах.
7. Приглашайте в школу родителей только для одобрения поступков ребенка; Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями.
8. Коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде; Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя.
9. Нравственность - основа успешной жизни ребенка; Нравственность, воспитываемая в ребенке должна базироваться на долге: перед людьми, обществом, родителями, коллективом.
10. Воспитание личности невозможно без любви к труду. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.
Предварительный просмотр:
9 принципов воспитания от Шалвы Амонашвили
1. Зелёная ручка вместо красной
Во время работы учителем Шалва поменял красную ручку на зеленую.
Он уверен, что обилие ошибок в тетради убивают уверенность ребенка в себе: дети плачут, переживают, не хотят учиться. Шалва решил не подчеркивать ошибки, а вместо этого зелёной ручкой подчеркивал все, что ученик сделал правильно.
Фокус на успехах воспитывает уверенность и доверие к человеку, который ребенка хвалит. Если родители замечают только плохие поступки, ребенок старается сопротивляться, а не прислушиваться к родителям.
Шалва Амонашвили сейчас и тогда все такой же жизнерадостный
2. Разрешить ребёнку познавать
«Дети хотят познавать. Трогать руками, ломать, отрывать, заглядывать», — Шалва Амонашвили
Дети многому учатся в интернете. Почему? В реальности ребенка наказывают, ругают и заставляют учиться. А в интернете безопасно, и он всегда под рукой.
Чтобы оторвать ребенка от смартфона и планшета, нужно показать ему безопасную и интересную реальность. Интернета не избежать, но правильная любознательность научит его искать полезное в сети для реальной жизни, а не строить в интернете убежище от мира.
3. Если ребёнок сам решит… что будет?
«Нашёптывание — величайший метод доверительного общения с ребенком», — Шалва Амонашвили
Когда ребёнок упирается и делает по-своему, родители могут сорваться и кричать, наказывать: «если ты сейчас это не сделаешь, то я….». И ребёнок сделает, что ему скажут — но не ради помощи родителям, а чтобы прекратить скандал. Кто-то скажет: «Иначе не понимает!»
Однако вместо давления полезнее аккуратно объяснить свою просьбу. Если ребёнок будет видеть ценность и пользу в том, о чем его просят — он будет слушаться. Мыть посуду полезно, потому что друзья не будут дразниться из-за грязной кухни. Вынести мусор приятно, чтобы удалить дурной запах .
4. Вовлекать и заинтересовывать
Мало детей могут выполнять жизненные задачи, потому что надо. Например, пойти к зубному или убрать в комнате. Чтобы не принуждать, полезно превратить задачу в игру.
Ребёнку понравится процесс, а не цель. Сеанс у стоматолога будет неприятным по-прежнему, но дорога в поликлинику будет связана с чем-то хорошим. Приятные эмоции перевешивают скверные в таких незначительных ситуациях.
5. Ребёнок — часть общества
«Дети такие, какой будет жизнь восьмидесятых годов этого столетия», — Шалва Амонашвили
Воспитывать детей так, как это делали в 30-х годах ХХ века уже не получится. Не потому что мир стал хуже или лучше: он стал другим. И детям надо воспитываться иначе. Например, первоклассники учатся дома через интернет. Не так много педагогов сталкивались с этим.
Но обучение без интернета почти невозможно, нравится это учителю или родителям, или нет. Нужно воспитывать и учить детей так, как требует время и образ жизни, а не старые правила, которые создавались для другого времени и общества.
6. Понять цель воспитания
Сначала поймите, какие качества, ценности, цели хотите воспитать в ребенке. А потом — станьте для него примером такого образа жизни.
Шалва в этом плане преуспел: его сын Паата Амонашвили также помогает с воспитанием детей родителям, которым кажется, что они не могут найти общий язык со своими детьми.
7. Ребёнок не обязан знать физику, математику или литературу на 5+
«Мы ужаснёмся, если начнем измерять, насколько дети недолюбливают школу. Они не любят все те процессы, в которые мы их вовлекаем», — Шалва Амонашвили
Воспитание — это не оценки в школе. Приучать ребенка к страху ошибок и гнаться за формальностями — ошибка многих родителей. За пределами школы никто не ставит оценок. А человеческие качества баллами измерить нельзя.
Если ребенок плохо учится, это не делает его плохим человеком.
Станьте любящим и мудрым наставником для своего ребенка уже сейчас.
В онлайн-университете Primeclass на программе “Ключ к сердцу ребенка” вы поймете, как ощущать доверие и давать ребенку свободу. Как воспитывать в детях воображение, поиски смысла и радость к жизни.
Уроки закончатся, на воспитание остается на всю жизнь. Особенно это критично, если ребенок проблемным или гиперактивный: они очень чутки к критике и похвале. Старайтесь фокусироваться на хорошем.
8. Активность и самодеятельность
Чем больше у детей возможности творить, тем лучше. В программе Пааты Амонашвили у детей есть задания, а у родителей — инструкции и методы, как это упражнение выполнять.
Воспитание и обучение должно вызывать интерес у ребенка: проще всего сделать это в форме игры.
Ребенок вместе с родителями решает задачи, преодолевает сложности в веселой игре. Игра заканчивается, а эмоции остаются: доверие растет, а значит и послушание.
9. Формальности мешают воспитанию
Левши постарше помнят, как заставляли писать правой рукой.
Теперь писать можно как угодно, зато за ребенка выбирают будущее. Например, какую профессию выбрать. Иногда, родители не хотят давить и спрашивают: «Скажи нам, что ты хочешь?».
Ребенок не хочет, чтобы за него решали. Но не может объяснить, что сам хочет.
Например, папа занимался футболом. Значит и сын пойдет на футбольную секцию. Бывает ребенка ведут занимался чем-то просто, чтобы занять его время. Особенно в небольших городах.
Не обязательно ребенка отдавать куда-то, чтобы развивать в нем творчество. Родители должны найти то, что ребенку нравится и постараться это ему дать. Если в городе нет секции или творческой школы, ее можно создать дома. Например, купить краски, холст и смотреть уроки по рисованию в интернете.

