Научные выступления

Выступления на ШМО и различных конференциях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №15»

                                    Доклад

«Групповые формы работы на уроках русского языка в среднем звене  как одно из условий повышения качества знаний по предмету»

Выполнила

учитель русского языка и литературы

Курлова С.А.

                   

                              Мытищи 2011

Что представляет собой групповая работа? Вся учебная работа на уроке происходит при определенном взаимодействии учителя и учащихся, а в какой-то мере и учащихся между собой. Учитель оказывает на учеников воздействие определенного содержания словесно, с помощью интонации, мимики и пр. Учащиеся же воспринимают эти воздействия, реагируют на них, в зависимости от чего изменяются содержание и форма дальнейшего воздействия учителя. Характер этого взаимодействия и определяет форму работы на уроке.
Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность учащихся отсутствует при фронтальной и индивидуальной работе. С учителем при групповой работе постоянного прямого контакта нет; он включается в работу отдельных групп лишь в случае необходимости. Руководящая роль учителя осуществляется через устное или письменное руководство, которое дается до начала групповой работы. В тех случаях, когда учитель включается в работу группы, общение происходит в малой трех -пятичленной группе, поэтому общение с учителем может быть более личностным чем при фронтальной работе.
Можно говорить о групповой работе двух видов - единой и дифференцированной. При единой работе все группы выполняют одинаковые задания, при дифференцированной - разные группы выполняют разные задания, в рамках общей для всех темы. Новые черты приобретает и индивидуальная работа. Это не просто усвоение учебного материала, исходя из личного интереса или, скажем, из страха перед проверкой, а усвоение с учетом дальнейшей совместной работы.
В целях управления умственной деятельностью учеников учитель должен знать какие ошибки допустили члены тех или иных групп какую часть задания они смогли выполнить за отведенное им время. До перехода к фронтальной работе учитель должен представлять себе как отдельные группы справились с полученным заданием. Эти сведения учитель получает частично в процессе наблюдения за работой групп; более точное представление он получает во время последующей фронтальной работы.
Подготовка к групповой работе требует от учителя глубокого изучения материала учебника, подбора различных дополнительных материалов и составление руководства для работы, если разные группы выполняют разные задания, то НУЖНО подготовить целый набор рабочих руководств. Что же касается второго вопроса - индивидуальной работы каждого учащегося, то без этого групповая работа немыслима
Какие воспитательные и дидактические задачи можно решать при помощи ГРУППОВОЙ работы. Можно добиться успеха в учении при наличии относительно небольших умственных способностей, если это сопровождается положительным отношением к учению, строгим планированием времени и целенаправленным его расходованием. Все это возможно без навыков саморегуляции.
С другой стороны, хорошие умственные способности при недостаточно развитой саморегуляции может стать фоном для средней, относительно низкой успеваемости или даже неуспеваемости.
Непременной предпосылкой формирования способностей, являющихся основой для саморегуляции, следует считать общение в коллективе и совместную деятельность. Правильная оценка своих возможностей и предъявление требований к себе предполагают сравнение и чужой деятельности, своих и чужих результатов. Фронтальная работа дает мало возможностей для такого сравнения, а индивидуальная и того меньше. Гораздо больше возможности предоставляет групповая работа. Участвующие в выполнении группового задания могут непосредственно познакомиться с результатами по меньшей мере двух-четырех соучеников. Они могут не только слышать устные ответы, но и видеть тетради товарищей, слушать обоснования товарищей и анализ ошибок. При подведении общих итогов ученик может сравнить свою работу с работой членов других групп, т.е. расширяется фон для формирования самооценки каждого ученика. Учебная деятельность - учение - основное занятие школьников. Успех в этой деятельности зависит и от того, как каждый отдельный ученик связан с классом, с коллективом, в котором он усваивает знания, умения и навыки. Словом, для обучения весьма важно наличие в классе сплоченного ученического коллектива. Групповую работу следует также рассматривать и как возможность управления становлением внутриколлективных личностных взаимоотношений. Преимущество групповой работы, не только в быстрой обратной связи. Участие в совместной работе заставляет каждого ученика более активно выявлять причины своих ошибок, а в случае непреодолимой трудности быстро получить помощь от других членов группы или от учителя, который при такой постановке работы имеет большие возможности помочь слабым.
При тематическом и заключительном повторении групповая работа позволяет добиться более высокой активности всех учеников, поскольку наряду с выполнением перечисленных требований открывается возможность использовать при повторении имеющиеся у каждого знания, приобретенные из разных источников.
При изучении нового материала групповая работа создает предпосылки для анализа личного опыта каждого ученика и таким образом позволяет избежать неточных обобщений, а также создает более широкую наглядно-чувственную опору для формирования понятий.
Какие проблемы возникают у учителя в практике групповой работы. Сущность формы групповой работы требует от учителя решения вопроса о составе отдельных групп. Прежде всего, для совместной работы необходим примерно одинаковый темп работы. Наряду с темпом работы при составлении групп по многим предметам важно учитывать уровень успеваемости.
Учитель имеет представление об уровне знаний учащихся, определенное представление о знаниях и умениях соучеников имеют и сами учащиеся. Надо сказать, что сами ученики предпочитают группы с более или менее одинаковой подготовкой. При этом должно соблюдаться одно обязательное условие - степень сложности заданий должна учитывать подготовку учащихся.
Исходя из принципа взаимного обогащения, при составлении групп нужно, принимать во внимание разную внеучебную информированность отдельных учащихся по данному предмету. Учащиеся с разной информированностью, занимаясь в одной группе, МОГУТ полезно дополнить друг друга, взаимный обмен информацией может оказать положительное влияние и на взаимоотношения школьников что-то, чего они не знают, начинают выше ценить, с ним больше считаются.
При формировании групп следует учитывать несколько критериев. Но не желательно, чтобы на основе этих обстоятельств распределяя учеников по группам учителю нужно стремиться к тому, чтобы ученики сказали сами, в каком составе они будут работать в том или ином случае. Допустимо избрать старосту группы, в обязанности которого входит:
1. следить, чтобы работа проходила соответственно предусмотренной схеме общения;
2. после выполнения задания указать представителя, который при необходимости познакомит весь класс с результатами группы.
К материалу и заданиям для групповой работы можно предъявить следующие общие требования:
1. Задания должны подходить для групповой работы, т.е. способствовать возникновению различных мнении м являться основой для обсуждении. Другими словами, задания должны быть проблемными, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний и являться импульсом к творчеству, к поиску новых знаний и новых способов действий;
2. Задания должны иметь достаточно высокую степень трудности
3. Материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные группы или отдельные ученики в рамках одной группы;
4. Исходя из принципа взаимного обогащения, задания должны предполагать использование и осмысление жизненного опытс ученика, информации, почерпнутой из различных источников.
Каким требованиям должны отвечать руководства, которые направляет групповую работу:
1. Руководство указывает цель, которой преследует задание
2. В руководстве дается перечень материалов, которыми должны воспользоваться ученики (какие страницы учебника прочитать и каким газетным вырезкам обратиться, какие факты из увиденного кинофильма припомнить и т.д.);
3. Задания указываются в порядке их выполнения;
4. В руководстве указывается, что выполнять индивидуально, а что коллективно;
5. Руководство должно содержать правила составления отчета группы.
Оптимальная величина группы - 5-7 человек. В больших группах невозможно всем активно участвовать в обсуждении. С точки же зрения получения новой информации и выдвижения идей маленькая группа оказывается менее эффективной.

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

В устной работе я использую такие виды заданий: взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

2. Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

3. С домашним заданием тоже можно поработать устно. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безудаоную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения, привести примеры согласования, управления, примыкания. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.

4. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры.

В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Заранее говорится, сколько должно быть слов или словосочетаний. Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…». По аналогии составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников или справочника 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы предложений.

Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

После изучения какой-либо большой темы или раздела, каждый ученик составляет «карточку – зачет для соседа»; обычно в нее включается один теоретический вопрос (устно) и два практических (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку на карточке, остальные выполняются письменно.

Часто на дом даю задания творческого характера: написать сочинение, сочинение – миниатюру, лингвистическую сказку. Чтобы с творческой работой познакомились и другие учащиеся, практикую «грамматическое задание для соседа». Например, дома ребята составляют рассказ с использованием существительных общего рода, а в классе, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа по парте и находят эти существительные, т.е. выполняют грамматическое задание.

Очень помогает работа в парах при написании сочинений. При чтении своего или чужого сочинения вслух легко заметить речевые неточности, стилистические ошибки: что-то сам ученик исправит, а что-то сосед увидит, поможет переделать.

Традиционно в начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений, мини-сочинений. В начале урока можно провести взаимодиктант (по следам сделанных в тетради ошибок).

Работа в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки – зачеты, с большим интересом работают с карточками на уроке. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

Я пятого класса можно начинать работу в группах. В среднем звене очень эффективны игры – соревнования, основанные на групповой деятельности: «Кто больше?», «Кто быстрее?» (кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, глаголов совершенного вида…).

Мне очень нравится (да и детям тоже) игра «Эстафета». С последней парты передается листок, на который по цепочке нужно написать примеры на правило. Выигрывает та команда, которая первой передаст учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

«Рассказ правила по цепочке». Условие – соблюдать логику изложения. Победит та команда, которая даст самый логичный и полный ответ.

Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками – конференциями, уроками – практикумами. В процессе таких занятий постепенно вырабатываются и осваиваются на практике нормы «совместности»: 1). Готовность настроиться на актуальное состояние собеседника (понять и принять); 2). Соблюдение правила «Человека отличает не только умение говорить, но и умение слушать; 3). Использование поддерживающих приемов общения: доброжелательная интонация, умение задавать конструктивные вопросы; 4). Принять идеи, что «другой» индивид, группа также стремится найти наиболее оптимальное для данной задачи решение.

Групповая работа возможна на уроке на разных его этапах.

При проверке домашнего задания учащиеся могут задавать учителю вопросы по домашнему заданию. Затем организуют проверку домашнего задания в группах (4 человека): учащиеся проверяют выполнение упражнения по кругу, вместе разбираются в трудных вопросах. Учитель может спросить любого из группы. Каждый ученик может дополнить высказывание своего товарища.

После объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.

Закрепляя изученное, группы составляют коллективный текст с использованием слов – исключений, вводных слов, обращений или пишут письмо соседней группе.

При обобщении материала каждая группа выполняет практическое задание на какое-то определенное правило, затем составляется коллективная таблица по данному правилу. Обобщение материала можно провести также в форме соревнования знатоков. Каждая команда составляет 5-7 вопросов по изученному материалу и передает другой команде.

Возможна и такая форма, как урок – пресс-конференция. Выбираются наиболее знающие учащиеся. Остальные (в роли журналистов) задают им вопросы потруднее, да и отличникам скучать не приходится – нужно проявить свои знания, эрудицию, смекалку.

Интерес вызывает работа над ошибками. Каждой группе выдается текст диктанта с ошибками. Ребята должны найти все ошибки, исправить их, систематизировать.

Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся. Главное в этом для учителя – не злоупотреблять парной и групповой работой, научиться дозированно использовать данный вид взаимодействия, разумно сочетая его как с индивидуальной, так и фронтальной работой.

В практике своей работы по групповой технологии основываюсь на концепции В. К. Дьяченко “Сотрудничество в обучении при коллективном способе учебной работы”, М. 1991 г.



Предварительный просмотр:

Ни для кого не секрет, что использование методов, которые формируют активную и самостоятельную позицию учащихся в учении, развивают познавательную активность и дают хорошие результаты стало приоритетным в настоящее время.

 На первое место в современном образовании выходят образовательные технологии, методы и приемы, направленные на развитие самостоятельного поиска и добывания знаний учащимися. Наиболее важную роль здесь приобретают научно-исследовательские методы и приемы и проектная деятельность.

В научной литературе встречаются самые разнообразные определения исследовательской деятельности учащихся, но все авторы сходятся в понимании цели исследовательской деятельности школьников.

Цель - не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Одни исследователи данного вопроса отождествляют исследовательскую деятельность с учебно-исследовательской, другие - с научно-исследовательской. Я считаю, что в исследовательской деятельности старшеклассников есть место и той и другой. Главное их отличие - в полученном результате деятельности. В учебно-исследовательской деятельности учащимися приобретаются субъективно новые знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика. Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами.

Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя - в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

Развивают поисковую активность разные формы деятельности. Для развития поисковой позиции ребят открывает большие возможности самостоятельная работа. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству. Выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи.

Важным для будущих ребят-исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения. Развитие речевых способностей учащихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач.

На уроках развития речи большое внимание уделяю языковому анализу текста, так как это способствует совершенствованию связной речи учащихся. В центре внимания урока - художественный текст. Работая с анализом текста, школьник учится добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле. Развивает коммуникативные навыки: учится слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание.

Планируя уроки русского языка, предпочтение отдаю таким формам учебных занятий, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности с учащимися, атмосферу духовного общения (уроки-семинары, лабораторные работы, самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, их рецензирование).

Осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и литературы способствует работа с текстом, в ходе которой решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки старшеклассников.

В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, которая должна быть направлена на стимулирование личностного восприятия литературы.

В своей практической работе я применяю методы активизации познавательной деятельности.

Работа над сквозными сюжетами в русской литературе. На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам.

Использую жанровое разнообразие. Больше всего мне нравятся уроки - литературно-музыкальные композиции. Они составляются учащимися самостоятельно с разделением ролей: подбор литературного материала, биографических сведений, музыкального сопровождения, оформление урока иллюстрациями. Это и работа над выразительным чтением (логическое ударение на ключевых словах). И выразительный пересказ, который позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде. И работа над датами (с кем из современников мог дружить писатель, где, в каких журналах печатался, в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднял в творчестве).

Литературное образование учеников не ограничивается только учебными и факультативными занятиями. Целью внеклассной работы является побуждение учеников к самообразованию, к самостоятельному поиску знаний.

Проектные технологии использую при создании школьной газеты, альманаха авторских стихотворений учащихся, при оформлении стенда для кабинета русского языка.

Эффективны групповые формы работы, уроки-презентации с участием учащихся старших профильных классов, индивидуальные консультации.

Применение компьютера в сочетании с мультимедийным оборудованием и многофункциональной (интерактивной) школьной доской позволяет сделать обучение более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания - более глубокими и обобщенными. Особенно если презентации готовят сами учащиеся, проявляя свои творческие способности. Умение находить и собирать информацию, представлять её - важный шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

Это все, конечно, располагает к желанию узнать еще больше об Именах представителей этого периода.

Исследовательская деятельность часто перерастает урок, учащиеся реализуют исследовательский проект с выходом на научно-практическую конференцию школьников.

Второй шаг - продолжение исследования вне урока. Участники факультатива проанализировали ученические работы, выявили плюсы и минусы и подготовили рекомендации для школьников. С этими рекомендациями они познакомили своих одноклассников и учеников параллельных классов. Результат не заставил себя ждать - интересные путевые очерки у большинства учащихся. Ценность и в том, что нет стремления списать, каждый хочет поделиться именно своими наблюдениями. Ну, а девочки-исследователи, систематизировав материал, написали исследовательскую работу и выступили с ней на научно-практической конференции учащихся.

Что меня вдохновляет? То, что дети сами выбирают (находят) интересные темы, поднимают острые проблемы и предлагают проекты их решения.

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы воспринимается как внутренняя потребность, как важнейшее условие саморазвития и самоутверждения. Важнейшее значение придается формированию коммуникативных умений, без которых осуществление исследования и его последующая защита на конференции невозможны. Ценно то, что и вне уроков ученики включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального интеллекта, необходимого будущему выпускнику.



Предварительный просмотр:

 Доклад на научно-практическую конференцию работников образования Мытищинского муниципального района.

Тема: «Интегрированные уроки как средство осуществления межпредметных связей в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла в рамках внедрения ФГОС ООО».

Современное общество и современные образовательные технологии ориентированы на воспитание личности, развитой социально и духовно со всех сторон. Одним из направлений такой деятельности является проект «Президентская инициатива «Наша новая школа». Он содержит пять основных ключевых компонентов, один из которых -  существенный переход на новые образовательные стандарты второго поколения основного общего образования.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Согласно этому стандарту, результат должен быть:

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметным, включающим усвоение учащимися межпредметных связей и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Предметным, включающим  освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические в данной предметной области.

Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Особое место здесь занимают такие дисциплины, как русский язык и литература.
Литература – один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.

Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов: это и создание различных спецкурсов, это и рождение новых предметов, это и интегрированные уроки.
«Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся».

Этим и объясняется актуальность выбранной мной темы.

ЦЕЛЬ: показать важность применения интегрированных уроков в системе осуществления межпредметных связей и повышения результативности обучения при внедрении ФГОС ООО.

Задачи:

1.  Рассмотреть преимущество интегрированных уроков.

2. Показать примеры осуществления межпредметных связей в рамках интегрированных уроков как средство повышения результативности обучения.

     3. Выявить необходимость применения интегрированных уроков в       процессе  преподавания  русского языка и литературы.

Структура работы.

1.1.Интегрированные уроки и их специфика при преподавании предметов гуманитарного цикла.

1.2. Межпредметные связи в рамках интегрированных уроков как средство повышения результативности обучения на уроках русского языка и литературы.

1.3. Выводы.

Содержание:

1.1.Интегрированные уроки и их специфика при преподавании предметов гуманитарного цикла.

 В своем выступлении хочу рассказать об опыте использования технологии интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы как средства повышения результативности учебного процесса. Интеграция в обучении предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию. Применение интегрированных уроков на практике будет способствовать наибольшему интеллектуальному развитию школьников и расширению их кругозора. Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.

Интеграция (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости).

Интегрированный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Основной акцент на уроках приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления, а также предполагает обязательное развитие творческой активности учащихся.

Потребности в возникновении интегрированных уроков объясняются целым рядом причин.

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения интегрированных уроков, как правило, нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных социализованных членов общества необходимо начинать со школы.

5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей обучающихся.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты важные проблемы.

Преимущество интегрированных уроков заключаются в том, что они:

- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

1.2.  Межпредметные связи в рамках интегрированных уроков как средство повышения результативности обучения на уроках русского языка и литературы.

  Интеграция на уроках русского языка

  Применяя интегрированное обучение на практике, условно могу разделить такие уроки на две группы: применение на отдельных уроках элементов интеграции, интегрированных уроков (бинарных и сочетающих в себе межпредметные связи многих предметов).

Русский язык.

Межпредметные связи на уроках русского языка можно представить достаточно широко. Особенно ярко это проявляется во взаимодействии с литературой.

Например, при преподавании предмета русский язык использую один из распространённых приемов:

-Подбор примеров из художественной литературы на данное правило.

-Домашнее задание, представляющее собой выписку 5-10 предложений из произведения художественной литературы. (Например, в 5 классе при изучении темы «Местоимения» учащимся предлагается выписать примеры предложений с местоимениями из сказки А.С. Пушкина « О мертвой царевне и семи богатырях»)

-Комплексный анализ текста Ребятам предлагается прочитать рассказ. Затем мы работаем по отрывку из него. (система работы –типовые задания ГИА и ЕГЭ)

Например, рассказ И.С. Тургенева «Малиновая  вода» (см. приложение №1)

Русский язык и математика

Элементы интеграции при изучении определенных тем, использование цифрового диктанта. Использование логических схем в объявлении темы урока ( 1-с2л и т.д. пример)

Например

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

П

И

Т

Я

Р

Н

С

К

Ц

 Код: 4,6,1,7,8,9,6,3,2,10,3,5

Цифровой диктант (1,0,1,0)

Например, при правописании ь знака в различных частях речи.

Использование схем, таблиц, алгоритмов.

 

1.Храброе

1. копытце

2.Малахитовая

2.шейка

3.Военная

3.сердце

4.Серебряное

4.капитан

5.Серая

5. шкатулка

6.Маленький

6. колечко

7.Стальное

7.тайна

8.Пятнадцатилетний

8.музыканты

9.Бременские

9. принц

10.Голубая

10. чашка

Ответ: 1-3,2-5,3-7,4-1, 5-2.6-9,7-6,8-4,9-8,10-10.

Числовой диктант

Сколько получится? Ответ запишите цифрами

  1. К номеру склонения часть прибавьте количество букв клички любимой собаки Герасима. (3+4)
  2. Кол-во падежей умножьте на количество букв в имени девочки, которая оказалась в чертогах снежной королевы (6*5)

Русский язык и георафия

Текст изложения о Мещерском крае и его географическая характеристика.

Работа с текстом и описание местности (наример, Мещера)

Русский язык и биология

Работа с терминами и их соотношение (например, слово корень)

Русский и английский язык (грамматика)

Этимологическая работа с терминами: лингвистическими (омографы, омофоны, топонимы и т.д.), биологическими (симбиоз, фотофоры, фагоциты и т.д.), математическими (периметр, тетраэдр, октаэдр и т.д.).

Работа с именами. Большую группу среди русских имен составляют имена греческого и латинского происхождения. Никита - победитель (греч. Ника - богиня победы), Никифор - победоносец, Николай-победитель народов, Георгий - земледелец, Дмитрий - посвященный Деметре, Денис - посвященный Дионису, Евгений - благородный, Петр - камень и т.д.

Объяснение правописания с использованием знаний по этимологии. Асимметрия = а+ сим+ метрия (а-"отсутствие ч-л", сим -"со", метр- "измерить"), перископ= пери+скоп (пери- "вокруг, около", скоп - "смотреть"),

Работа с синонимами и антонимами.

А) Подобрать синонимы греческого или латинского происхождения: книголюб-библиофил, человеколюб-филантроп, правописание-орфография и т.д.

Б) Подобрать антонимы: филантроп-мизантроп, импорт-экспорт, прогресс-регресс и т.д.

Следующий этап - расширение круга языков (заимствования из английского, французского, немецкого языков)

Русский язык и информатика (применение икт)

Интеграция на уроках литературы

Процесс интеграции при преподавании литературы позволяет нам более широко осуществлять межпредметные связи.

Литература и история.

Мы знаем, что в русской литературе практически 2/3 произведений, которые так или иначе отражают события, происходившие в жизни нашей страны. Здесь самым распространенным является метод сообщений, а также групповая работа, когда учащиеся делятся на группы, а затем представляют свои работы на защиту (метод проектов)

Работа с историческим источником («Песнь о Вещем Олеге»)

 Сравниваем историческую действительность и художественный замысел автора. Безусловно, использую игры и сценки с целью воссоздания обстановки той или иной эпохи. Это позволяет ребятам более точно понять историческую действительность и осознать поступки героев художественного произведения. Например, драма А.С. Пушкина «Борис Годунов», отражение событий Отечественной войны 1812 года в басне И.А. Крылова «Волка на псарне» и т.д.

Литература и обществознание

Здесь скорее следует сказать о роли литературы при преподавании обществознания.

Это работа над высказываниями известных писателей и поэтов, построение урока с опорой на личный опыт учащихся. Мы знаем, что многие произведения курса 6-7 классов о подростках и становлении их характера, о различных испытаниях, которые выпадают на их долю. Так, ребята из курса обществознания знают многие научные понятия и термины характеристики подросткового возраста. Примером такого может служить  анализ образа главного героя и его поступков. ( Короленко «В дурном обществе», В. Г. Распутин «Уроки французского», В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»)

Литература, география и информатика

Самой распространенной формой здесь является урок-путешествие

Виртуальная, заочная экскурсия по местам, связанным с жизнью и творчеством писателя (например, А.П. Чехов).

 Литература и физика

Описание явлений природы с точки зрения физики и художественное описание в тексте.

Рассказ А.П. Платонова «Потомки солнца» и Свет. Источники энергии.

Литература и биология

Опять же описание природы в художественном произведении и в биологии Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» и характеристика животного и растительного мира (в частности Блудово болото, плюс презентация про болото)

Литература и английский язык сопоставление рассказов и стихотворений английских писателей с переводами ( Р. Бернс).

Интегрированные уроки

  1. Русский и литература ( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
  2. Литература и история (А.С. Пушкин «Полтава»)
  3. Литература и обществознание (А.П. Платонов «Юшка»)
  4. Литература и физика (И.С. Тургенев «Бирюк»)
  5. Русский язык и технология («Н и НН в суффиксах страдательных причастий»)

ВЫВОДЫ

Педагогический опыт показывает, что, активно используя в учебном процессе интегрированный метод обучения, можно достигнуть высоких образовательных результатов, необходимых для жизни в современном информационном обществе, а именно: 

- повышение познавательной активности учащихся;

- развитие коммуникативных навыков работы, как в группе, так и со своими сверстниками; 

- формирование у школьников убеждения в связности предметов школьного цикла и целостности окружающего мира;

- становление активной творческой и жизненной позиций во всех областях деятельности, включая учебную, вплоть до создания собственных образовательных информационных ресурсов;

- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности, межкультурного взаимодействия, т.е. воспитание толерантности.