Уроки с презентацией

Данный раздел содержит презентации по русскому языку и литературе к различным урокам. Заранее прошу извинения, если есть совпадения в материале, потому что очень часто нам прихидится сталкиваться с "украденными" вещами, а иногда просто совпадает видение изучения того или иного предмета. Материал разный. Во многом лучше заимствовать отдельные какие-то моменты.А так, кому как понравится...

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gogol.ppt598.5 КБ
Office presentation icon prichastie.ppt1.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.В. Гоголь Реальность и фантастика В повести «Заколдованное место»

Слайд 2

Цели урока: Познакомиться с биографией писателя Обзорно рассмотреть сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Заколдованное место» - реальное и фантастическое у Гоголя.

Слайд 3

Эпиграф И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!

Слайд 4

«Вечера на хуторе близ Диканьки» Сборник повестей Н.В. Гоголя, созданный в 1851 году на основе писем, которые он получал от родной сестры и матери, живших в селе Сорочинцы. Повествование ведется от лица рассказчика пасечника Рудого Панько.

Слайд 5

Ответим на вопросы: Как вы думаете, почему люди считали, что клад охраняет нечистая сила? Есть ли по-вашему правда в этих рассказах? Что в них фантастического, чудесного? Слышали ли вы какие-то легенды о зарытых кладах?

Слайд 6

Ваши впечатления: Расскажите, понравилась ли вам повесть? Что необычного и интересного вы узнали?

Слайд 7

Словарная работа: Объясните значение следующих слов: курень, люлька, цибуля, чумак, свитка, галушки, комора, гумно, вечерять, кухва, хутор, баштан. Как называются такие слова?

Слайд 8

Ответим на вопросы: Кто является рассказчиком повести? О каком времени говорит дьячок? Потвердите это цитатами из текста. Что в рассказе деда выглядит как реальные события, а что как фантастические?

Слайд 9

Словесное рисование Как вы представляете себе заколдованное место? Попробуйте описать его.

Слайд 10

«Заколдованное место».

Слайд 11

Поработаем над иллюстрацией:

Слайд 12

Ответим на вопросы: Сколько раз попадал дед на заколдованное место? Что случилось в первый и второй раз? Каким вам видится дед? Какое качество подвело его? Что вам кажется смешным, а что трагичным в повести?

Слайд 13

Внутрипредметные связи: В какой русской народной сказке золото и драгоценности обращаются в ледышки?

Слайд 14

Вывод Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль. Все события изображены реалистично и прадиво. Подробно даны описания одежды, быта и жизни людей. У Гоголя реальные события имеют скрытый характер, то есть он говорит о волнующих его проблемах при помощи комических приемов или фантастики.

Слайд 15

Домашнее задание Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок систематизации и обобщения

Слайд 2

Кто быстрее? Ответьте на вопросы: Каково грамматическое значение причастия? Обозначает признак предмета по действию Каковы постоянные признаки причастия? Вид, действительное или страдательное, возвратность, время Какие времена есть у причастия? Настоящее и прошедшее Какого времени нет? Будущего Каковы непостоянные признаки причастия? Род, падеж, число Какие признаки глагола есть у причастия? Вид, время, возвратность, бывает сказуемым, образуется от глаголов, можно заменить сочетанием с глаголом Какие признаки прилагательного есть у причастия? Род, число, падеж, обозначает временный признак

Слайд 3

Причастие Действительные Страдательные Наст. вр. Прош. вр. УЩ-ЮЩ АЩ-ЯЩ Ш ВШ ОМ-ЕМ-ИМ Н-НН-ЕНН Т Несовершенный Совершенный

Слайд 4

1 - действительное причастие 2 - страдательное причастие Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами. Код: 1,2,2,1,2,1,2,2. Проверь себя

Слайд 5

Над трепещущей осиною легкий месяц заблестел. И радуют пестреющие клумбы, и резкий крик вороны в небе черном. Проверь себя

Слайд 6

1 вариант 2 вариант Трепещущей – причастие Н.Ф. трепещущий Обозначает признак предмета по действию Постоянные: действит., Н.В., наст. вр., невозврат. Непостоянные: в полной форме, в ед. ч., в ж. р., в Т.П. 3. Определение Пестреющие – причастие Н.Ф. пестреющий Обозначает признак предмета по действию Постоянные: действит., Н.В., наст. вр., невозврат. Непостоянные: в полной форме, во мн. ч., в И. П. 3. Определение

Слайд 7

Задание: Исправить ошибки в употреблении причастий. 1. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками. 2. На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома. 3. Росшие незабудки у ручья уже зацвели. 4. Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне.

Слайд 8

Зависят от спряжения Зависят от гласной неопределённой формы 1 спряжение УЩ-ЮЩ ЕМ-ОМ Ш-ВШ Н-НН АН-ЯН 2 спряжение АЩ-ЯЩ ИМ

Слайд 9

Вставить пропущенные буквы. От чего зависит написание гласной перед Н-НН в причастиях? Расстрел…нные предатели, подстрел…нная утка, насто…нный на травах чай, удосто…нный награды, выкач…нная из бочки нефть, выкач…нная из подвала бочка.

Слайд 10

Употребляется слово без НЕ или не употребляется? НЕ употребляется Употребляется Слитно Краткое или полное? Краткое Полное Раздельно Есть ли зависимое слово? ДА НЕТ Есть ли противопоставление, частицы? ДА НЕТ

Слайд 11

Перед вами 10 предложений. Раскройте скобки (слитно или раздельно), объясните свой выбор. Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер. Поэма состоит из (не)завершённых глав. Нужная книга (не)прочитана. (Не)замеш..нный в преступлении человек дал показания. (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны. Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой. Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда. Кастрюля с (не)замеш..нным тестом стояла на столе. Ответ на запрос до сих пор (не)получен. Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.

Слайд 12

1 вариант 2 вариант Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно. 1. вовсе (не) избалованный ребенок 2. окно (не) завешено шторой 3. (не) достоверная информация 4. (не) лишенный юмора 5. (не) помогающий никому 6. (не) зависимый кандидат 7. (не) устрашимый боец 8. (не) удачная шутка 9. отнюдь (не) праздничный 10. никогда (не) хвастающийся Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно. 1. еще (не) появившийся 2. далеко (не) лукавый 3. (не) ограниченные возможности 4. свобода (не) провозглашена 5. ничем (не) обладающий 6. (не) слушающий никого 7. (не) мечтающий о богатстве 8. средства (не) изысканы 9. гармония (не) достигнута 10. очень (не) учтивый 3,6, 7, 8 3, 10

Слайд 13

Н-НН в причастиях Н НН В кратких причастиях В остальных случаях От глаголов совершенного вида Решить – решённый ИСКЛ! РАНЕНЫЙ С приставкой, кроме НЕ покрашенный Есть зависимые слова Крашенный краской забор Есть суффиксы ОВА-ЕВА Линованный ИСК! КОВАНЫЙ, ЖЁВАНЫЙ Запомнить: медленный, желанный, священный, нечаянный, негаданный, невиданный, неслыханный, отчаянный

Слайд 15

Найдите словосочетание прилагательное + существительное . а) Читающий ученик; б) чугунная решетка; в) строившееся здание; г) прочитанная книга.

Слайд 16

Укажите суффиксы действительных причастий настоящего времени. а) -енн- ; б) -ящ- ; в) -вш- ; г) -ущ- ; д) -ем- ; е) -т -.

Слайд 17

В каких случаях следует писать суффикс -ящ- ? а) Хмур_щий брови; б) дремл_щий великан; в) стро_щие школу; г) тяжело дыш_щий.

Слайд 18

В каких случаях следует писать -е- ? а) Расстрел_нные патроны; б) занавеш_нное окно; в) засе_нное поле; г) прищур_нные глаза.

Слайд 19

В каком случае следует писать -е- ? а) Се_вший рожь; б) ла_вшая собака; в) обид_вший брата; г) слыш_вший шорох.

Слайд 20

В суффиксах каких слов следует писать -нн- ? а) Ошибка исправле_на; б) полирова_ная мебель; в) туше_ный картофель; г) подкова_ная лошадь.

Слайд 21

Найдите слово, в суффиксе которого пишется ё : а) Крюч_к; б) освеж_нный; в) говорить горяч_; г) песц_вый.

Слайд 22

В каком предложении правильно расставлены знаки препинания? а) Трава пригибаемая ветром ложилась на землю. б) Мы подошли к туристскому лагерю, расположенному на высоком берегу реки. в) Любишь каждую травинку поникшую от росы. г) На обсыпанной золотым цветом лозине, загудела пчела.

Слайд 23

В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я: А)люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т Б)стро..щийся дом, иголки кол..тся В)крас..щие вещества, травы стел..тся Г)пен..щиеся волны, соседи разбуд..т 2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И: А)дыш..т полной грудью, встрет..вшиеся на вокзале друзья Б)подвига..шься к выходу, на умира..щую лампаду В)та..щий снег, постро..ное здание Г)выслуш..нные посетители, стел..щиеся травы

Слайд 24

3. В каком ряду в обоих случаях пишется НН: А) подсуше..ое бельё, стари..ые вещи Б)не выуче..ы уроки, связа..ый свитер В)нечая..ый взгляд, кури..ый бульон Г)ути..ая охота, кова..ая лошадь 4. В каком ряду в обоих случаях пишется буква Ю: А)ненавид..щие войну, мы не испорт..м Б)мягко стел..щий, разделяя..щий людей В)та..ть на солнце, та..вший на солнце лёд Г)движ..мый ветром, окно занавеш..но 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН: Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.