Программы факультативов и кружков

Рабочие и авторские программы элективов, факультативов и кружков по русскому языку и литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Жизнь души»: творчество А.И. Куприна

 «…столько ненависти вокруг, что

полюбить - уже отвечать на натиск»

                                       А. Костылев

Пояснительная записка

В наши дни, как отметил автор одной из статей о творчестве А. И. Куприна С. Чупринин, произведения писателя  «воспринимаются как неоспоримо обязательное и нравственно образцовое событие подросткового, юношеского чтения» [44. С. 67]. Читают их в основном в детстве и юности, потому что они - «своего рода энциклопедия здоровых, нравственно безупречных человеческих желаний и чувств» [44. С. 71].

Более того, в наш расчетливый, прагматичный, жестокий, циничный век творчество Куприна звучит как голос доброты и человечности. В диалоге с его книгой читатель вспоминает о вечных ценностях. Исследователь О. Н. Михайлов назвал талант Куприна «добрым»: «Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой, <…> любовью «ко всему живущему - к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу» [5. С.48].

Именно благодаря излучаемой им бесконечной доброте творчество Куприна так ценно для учителей литературы.

Элективный курс «Жизнь души» ориентирован на учащихся 11 классов и рассчитан на 13 учебных часов.

Цель курса - развивать духовных способностей учащихся, обеспечить условия для самопознания и саморазвития; способствовать монографическому изучению творчества А. И. Куприна в контексте русской литературы; развитию навыков филологического анализа прозаического произведения, развитию критического мышления, критического отношения к прочитанному.

Элективный курс призван решить следующие задачи:

  1. расширение и углубление знаний о жизненном и творческом пути А. И. Куприна, художественном мире и стиле его произведений;
  2. формирование представления о литературном процессе и месте в нем творчества писателя (внимание к литературным традициям);
  3. углубление и актуализация знаний по теории литературы (основные теоретические понятия: тема, композиция, жанр, реализм, символика, подтекст, затекст);
  4. совершенствование навыков анализа прозаического произведения;
  5. формирование навыков исследовательской и литературно-критической работы (подготовка сообщений репродуктивного и исследовательского характера, написание сочинений-размышлений);
  6. формирование практических навыков участия в диалоге, умения создавать собственный текст.

Образовательные результаты программы:

  1. развитие духовных способностей учащихся;
  2. понимание специфики тематики и проблематики произведений писателя, особенностей поэтики и стиля его прозы;
  3. повторение особенностей реализма как литературного направления и ключевых теоретико-литературных понятий;
  4. совершенствование навыка анализа рассказа и повести;
  5. формирование представления о литературной традиции;
  6. умение подбирать литературоведческий материал по заданной теме;
  7. умение рассуждать о явлениях искусства.

Содержание курса

Номер занятия

Тема

Содержание занятия

1

А.И. Куприн в воспоминаниях современников.

Воспоминания ученика А.И. Куприна молодого писателя М. Рощина, его дочери К.А. Куприной, первой жены М. Куприной-Иорданской.

2

Ужас тонко чувствующего человека перед реальностью. Повесть «Молох».

Отрицательное изображение индустриализации.

Любовь как жертва бездуховности.

Ужас тонко чувствующего человека перед реальностью - одна из сквозных тем творчества писателя.

3 - 4

Испытание героя добром в повести «Олеся».

Тургеневский принцип испытания любовью. Олеся как полюс природы и добра. Конфликт между сказкой и действительностью.

5 - 6

Тема армии в произведениях писателя. «Поединок».

Тема армии как потребность в самовыговаривании и главная тема творчества 1900-х гг.

«Поединок» как социальная и психологическая повесть.

Триады эпитетов как особенность стиля писателя.

Разные виды любви в повести.

7 - 8

Особенности прозы А.И. Куприна.

Рассказ - любимый жанр Куприна.

Анализ рассказа «Куст сирени». «Куст сирени» как вариант продолжения «Поединка».

Лаконизм (традиции А.П. Чехова и А.С. Пушкина). Фабульность; элементы автобиографизма, натурализма, отголоски документальных жанров; двойственность: невротическое отчаяние и тяга к красивому. Пейзажи в рассказах.

9

Любовь в повести «Суламифь».

«Суламифь» как переложение «Песни Песней» царя Соломона. Реалистическое произведение на библейской основе.

Символика самоцветов.

Размышления об идеале человеческих отношений.

10 - 11

Жанровые и художественные особенности рассказа «Гранатовый браслет».

«У истоков «Гранатового браслета».

Композиция рассказа. Роль музыки в рассказе, построение его по музыкальным канонам. Религиозный подтекст.

Проблема жанра, «Гранатовый браслет» как повесть-новелла.

Роль детали в рассказе (например, символика розы).

Символика гранатового браслета. Пушкинские традиции в рассказе.

Образ Желткова и его чувство: ущербность или дар.

12

Любовь в произведениях Куприна.

Любовь Куприна. Куприн о любви.

«Любовь - это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я».

Отношение к любви как один из критериев характеристики персонажей.

13

А.И. Куприн как писатель-реалист.

Особенности поэтики писателя.

10 заповедей писателя-реалиста - литературно-профессиональный кодекс А.И. Куприна.

Методические рекомендации

Урок № 1

А. И. Куприн в воспоминаниях современников.

Первое занятие курса посвящено воспоминаниям современников о Куприне. Задача этого урока - создать в сознании учащихся образ писателя, яркий, живой, многогранный. Форма работы - рассказ учителя с использованием слайдовой презентации. В конце урока учитель предлагает учащимся задание, которое они будут выполнять в течение всего элективного курса: подбирать цитаты, отражающие отношение Куприна к любви. Учащиеся обращаются к воспоминаниям  писателя и его близких, фрагментам из его произведений.

Урок № 2

Ужас тонко чувствующего человека перед реальностью. Повесть «Молох».

Уроки со 2 по 11 посвящены анализу отдельных произведений автора. В ходе анализа на каждом занятии важно вести работу в двух направлениях. Во-первых, необходимо проследить, как в каждом конкретном произведении изображается чувство любви. Во-вторых, следует обращать  внимание на черты поэтики Куприна. Целесообразно в конце каждого урока коротко записывать выводы по обоим направлениям.

При анализе повести «Молох» следует обратить внимание как на изображение в ней индустриализации (миф о превращении России в новую Америку), так и на образ главного героя Андрея Боброва (отправной точкой для дискуссии может послужить высказывание А. Скобичевского, который назвал Боброва «психопатическим героем современной литературы»). В конце урока учащиеся должны доказать, почему повесть соответствует определению «реализм с амальгамой модернизма» (эту работу может выполнить один ученик заранее и выступить с сообщением).

Урок № 3-4

Испытание героя добром в повести «Олеся»

Оба урока посвящены текстуальному анализу повести. Особое внимание следует обратить на реализацию тургеневского принципа испытания любовью, противостояние в повести полюсов добра и зла.

В конце второго урока возможно проведение дискуссии «Конфликт между сказкой и действительностью». Учащимся предлагается обсудить три группы проблемных вопросов:

  1. Почему Иван Тимофеевич отказался от своей любви? Мог ли он повести себя иначе? Отказалась ли от своей любви Олеся?
  2. Как бы развивалась история Олеси и Ивана Тимофеевича в наше время?
  3. Как бы вы повели себя на месте персонажей повести? Почему?

Т.о., в ходе дискуссии выявляются особенности изображения любви в произведении. Кроме того, к концу занятия каждый ученик придет от постижения художественного мира произведения к постижению своего внутреннего мира.

Урок № 5-6

Тема армии в произведениях писателя. «Поединок».

На первом уроке следует рассмотреть повесть как социальную, на втором - как психологическую. На первом в центре внимания - тема армии, отношения в части, образ солдата Хлебникова. Возможно сопоставление повести с рассказом «После бала» и «Севастопольскими рассказами» Л. Н. Толстого, с произведениями М. Горького (сообщения учащихся).

На втором уроке учащиеся обсуждают разные виды любви (Ромашов, Шурочка, Раиса, Назанский). В качестве обобщения возможна постановка проблемного вопроса: Мог ли Ромашов остаться в живых? После этого обсуждения можно сообщить учащимся о том, что сам писатель планировал написать продолжение повести, и предложить им дома написать сочинение о дальнейшей судьбе одного или нескольких персонажей повести. Это позволит более заинтересованно взглянуть на повествование и соотнести его с собой.

Урок № 7-8

Особенности прозы Куприна

Многие критики отмечают, что любимым жанром А. И. Куприна был рассказ. Эти два урока посвящены анализу малой прозы писателя. На первом уроке проводится коллективный анализ рассказа «Куст сирени» (все учащиеся заранее читают его дома). Три программы по литературе предусматривают изучение этого рассказа в среднем звене (программа под ред. В. Я. Коровиной - в 8 классе, программы под ред. М. Б. Ладыгина и Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева - в 7). Возможно проведение анализа в два этапа: сначала - на основе учебника для среднего звена (подробная система вопросов и заданий предложена в учебнике Г. С. Меркина), затем - обсуждение ситуации, оценка поведения и характеров персонажей с позиции старшеклассников. Интересно провести дискуссию о том, можно ли рассматривать рассказ «Куст сирени» как продолжение повести «Поединок» (могли ли Шурочка и Николаев оказаться действующими лицами этого рассказа). Кроме того, в ходе урока повторяется основная схема анализа рассказа.

Дома учащиеся самостоятельно готовят анализы других рассказов писателя (устно). Следующий урок полностью посвящен их выступлениям. Важно, чтобы отвечающие могли аргументировать свой выбор и выделить в произведении особенности прозы автора, которые весь класс фиксирует в тетрадях. Домашнее задание - написать сочинение-рассуждение на теоретико-литературную тему: каждый ученик должен попытаться доказать, что проанализированный им рассказ относится к реализму, и выделить в нем характерные черты прозы писателя.

Урок № 9

Любовь в повести «Суламифь»

Занятие следует начать с сообщения учащегося о «Песни Песней» царя Соломона, входящей в Ветхий Завет. Повесть представляет собой переложение этой книги. Задача урока - выявить своеобразие раскрытия темы у Куприна и рассмотреть повесть как реалистическое произведение на библейской основе. После этого учащийся выступит с индивидуальным сообщением «Символика самоцветов». Здесь можно более подробно обсудить изменения стиля писателя в 1900-е гг. и привести цитату Иванова-Разумника: «Милый анекдотист и недурной бытовик вырос в глазах публики в звезду первой величины». Удачным завершением урока станет беседа об идеале человеческих отношений.

Урок № 10-11

Жанровые и художественные особенности рассказа «Гранатовый браслет»

Предполагается, что к моменту проведения занятий учащиеся уже познакомились с рассказом на основных уроках литературы. По этой причине традиционную работу по анализу ключевых сцен и образов проводить не целесообразно. Следует более подробно остановиться на жанровых и художественных особенностях рассказа, на обсуждение которых в рамках историко-литературного курса не хватает времени.

Оба занятия поводятся в форме семинара и представляют собой выступления учащихся с индивидуальными сообщениями с последующим их обсуждением. Темы сообщений:

  1. У истоков «Гранатового браслета» (о затексте рассказа).
  2. Музыка в рассказе.
  3. Символика розы.
  4. Символика гранатового браслета.
  5. Жанровое своеобразие рассказа.
  6. Пушкинские традиции в рассказе.

В основе первого, третьего, четвертого и пятого сообщений - осмысление и анализ литературоведческих статей. Подготовка второго и шестого предполагает также исследовательскую работу (анализ эпизода и сопоставление текста рассказа со стихотворением Пушкина «Я вас любил…»).

Домашнее задание ко второму уроку - подобрать к произведению эпиграф, стихотворный или прозаический. Это выразит индивидуальное понимание рассказа каждым учеником. Второй урок по рассказу следует начать с обсуждения подобранных эпиграфов, после чего - продолжить работу с сообщениями.

Завершить урок можно дискуссией об образе Желткова и его чувстве. Вопросы могут звучать так: Можно ли  назвать Желткова «рыцарем самоотверженной любви»? Как оценить его всепоглощающее чувство?

Урок № 12

Любовь в произведениях Куприна

Первый урок обобщения начинается с сообщения учащегося о любви в жизни писателя. После этого ученики читают цитаты о любви, которые подбирали в течение всего курса. В конце урока делается вывод об особенностях изображения любви в произведениях Куприна, о любви как критерии характеристики и оценки персонажей. Писатель говорил: «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте выражается индивидуальность. Но в любви».

Задача учителя - подвести учащихся к пониманию высказывания А. И. Куприна: «Любовь - это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я».

Урок № 13

А. И. Куприн как писатель-реалист

Учащиеся под руководством учителя обобщают все изученные в ходе курса особенности поэтики писателя, выделяют и записывают основные черты его стиля и делают вывод о его принадлежности к реализму как литературному направлению. (При этом важно подчеркнуть двойственность прозы Куприна: она реалистична, но имеет элементы натурализма, отголоски документальных жанров, черты неоромантизма.) После этого учащиеся знакомятся с «Десятью заповедями писателя-реалиста», ставшими литературно-профессиональным кодексом Куприна.

Итоговое задание - написание мини-сочинения «Мое восприятие жизни и творчества А. И. Куприна» (10-15 минут). Задача учащихся - высказать свое мнение, а не повторить объективные сведения, усвоенные в ходе курса. Проверка и чтение сочинений в классе проводится по желанию.

Тематическое планирование

Тема

Теоретико-литературные понятия

Основные виды деятельности учащихся

Межпредметные и внутрипредметные связи

1

А.И. Куприн в воспоминаниях современников

Прослушивание лекции учителя. Работа со слайдовой презентацией.

Знакомство с формами и методами работы.

Фотографии А.И. Куприна.

Историко-биографические связи.

2

Ужас тонко чувствующего человека перед реальностью. Повесть «Молох»

Реализм, модернизм. Повесть.

Литературная традиция.

Подготовка индивидуальных сообщений. Беседа.

Подбор цитат.

Индустриализация в России начала ХХ в.

Межтекстовые художественные взаимодействия.

Образ города в русской литературе.

3-4

Испытание героя добром в повести «Олеся»

Повесть.

Литературная традиция.

Беседа.

Дискуссия.

Подбор цитат.

Тургеневский принцип испытания любовью. Конфликт природы и цивилизации.

5-6

Тема армии в произведениях писателя. «Поединок»

Рассказ.

Литературная традиция.

Беседа. Дискуссия. Сопоставительный анализ произведений.

Подготовка индивидуальных сообщений.

Подбор цитат.

Написание сочинения.

Русская армия начала века.

«После бала» и «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, произведения М. Горького.

Совершенствование навыков письменной речи.

7-8

Особенности прозы А.И. Куприна

Реализм.

Рассказ.

Художественная деталь. Пейзаж.

Фабульность, натурализм, документальность.

Беседа. Анализ рассказа. Дискуссия.

Подготовка и выступление с устными сообщениями. Анализ ответов одноклассников.

Подбор цитат.

Написание сочинения-рассуждения на теоретико-литературную тему.

Традиции А.П. Чехова и А.С. Пушкина. Межтекстовые взаимодействия.

Рассказ «Куст сирени» в контексте творчества А.И. Куприна.

Совершенствование навыков письменной речи.

9

Любовь в повести «Суламифь»

Символика, деталь.

Реализм.

Переложение.

Сопоставительный анализ произведений.

Подбор цитат.

Подготовка индивидуальных сообщений.

Дискуссия.

Ветхий Завет, «Песнь Песней» царя Соломона.

10-11

Жанровые и художественные особенности рассказа «Гранатовый браслет»

Рассказ, повесть, новелла.

Подтекст. Затекст.

Символика, художественная деталь.

Литературная традиция.

Подготовка индивидуальных сообщений.

Дискуссия.

Творческое чтение.

Подбор эпиграфов к произведению.

Подбор цитат.

Межтекстовые взаимодействия. Традиции А.С. Пушкина.

Стихотворение Пушкина «Я вас любил…»

Op. 2 №2 Largo appassionato Бетховена.

12

Любовь в произведениях Куприна

Беседа. Анализ цитат.

Выразительное чтение.

13

А.И. Куприн как писатель-реалист

Реализм. Неоромантизм.

Поэтика.

Беседа.

Написание мини-сочинения.

Совершенствование навыков письменной речи.

Литература

  1. Волков А. А. Творчество А. И. Куприна / А. А. Волков. - 2-е изд. - М.: Художественная литература, 1981.
  2. Волков С. «Любовь должна быть трагедией!» : из наблюдений над идейно-художественным своеобразием повести Куприна «Гранатовый браслет» / С. Волков // Литература. - 2002. - №8. - С. 18-21. - («Первое сентября»).
  3. Грачева И. Грани самоцветов / И. Грачева // Литература в школе. - 1998. - №2. - С. 52-53.
  4. Качалова А. «Гранатовый браслет» : некоторые замечания к проблеме формы и содержания / А. Качалова // Литература. - 2000. - №36. - С. 4. - («Первое сентября»).
  5. Куприна К. А. Куприн - мой отец / К. А. Куприна. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Художественная литература, 1979.
  6. Куприна-Иорданская М. К. Куприн. Годы молодости / М. К. Куприна-Иорданская. - М. : Художественная литература, 1966.
  7. Кучкина О. Куприн / О. Кучкина // Литература. - 1995. - №29. - С. 7. - («Первое сентября»).
  8. Михайлов О. Н. Куприн / О. Н. Михайлов. - М. : Молодая гвардия, 1981. - («ЖЗЛ»).
  9. Нахратова М. Ключевое слово любовь в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» / М. Нахратова // Русский язык в школе. - 2003. - №4. - С.64-68.
  10. Петров А. Кому отдать гранатовый браслет / А. Петров // Нева. - 1994. - №1. - С. 314-320.
  11. Раков Ю.А. У истоков «Гранатового браслета» / Ю. А. Раков // Раков Ю.А. Петербург - город литературных героев : уч. пос. по курсу «Краеведение». - 4-е изд. - СПб : Химиздат, 2002. - С. 107-111.
  12. Рослякова Л. Если пренебречь любовью : Рассказы А.И. Куприна «Олеся» и «Гранатовый браслет» / Л. Рослякова // Литература. - 1995. - №4. - С. 2-3. - («Первое сентября»).
  13. Рощин М. Мой Куприн / М. Рощин // Москва. - 1999. - №8. - С. 175-187.
  14. Степанов А. В. Слово в образной перспективе текста (А. Куприн. «Поединок») / А. В. Степанов // Русский язык в школе. - 2005. - №5. - С.64-68.
  15. Чупринин С. «Я везде искал жизнь…» / С. Чупринин // Детская литература. - 1991. - № 4. - С. 67 - 71.
  16. Шаврина О. Пушкинская премия А. И. Куприна и традиции А. С. Пушкина в рассказе «Гранатовый браслет» : урок / О. Шаврина // Литература. - 1997. - №30. - С. 13. - («Первое сентября»).
  17. Щербина И. В. Символика розы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» / И. В. Щербина // Русская словесность. - 2004. - № 4. - С. 40 - 42.


Предварительный просмотр:

  Рабочая программа  факультатива по русскому языку

                 «Секреты орфографии» (5 класс)

         Разработчик программы учитель Курлова С.А.

                         Пояснительная записка

Программа рассчитана на 34 часа. Материал в ней подобран с учетом возрастных возможностей  и уровня знаний пятиклассников. Она предусматривает прочное усвоение материала, дополняя основную  программу, способствует  расширению языковой компетентности учащихся.

В данную программу  включены материалы о возникновении письменности и древних письменах, что помогает осуществлять межпредметные связи.

В доступной, занимательной форме изучаются сведения по фонетике, словообразованию, орфографии. Обучающимся предстоит вести исследовательскую работу, выполнять творческие задания, которые  наглядно и убедительно продемонстрируют, что правильное написание слов зависит и от этимологии, и от способа образования.

Занятия по этой программе направлены на развитие орфографической зоркости, умение составлять обобщающие таблицы, пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Факультативные занятия будут способствовать повышению интереса к изучению русского языка, улучшению качества знаний.

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: 

  1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2009 г.  

 Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.

Задачи: 

-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка 5 класса, систематизировать, обобщить и углубить полученные знания;  

-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия  русским языком; 

- совершенствовать орфографические, пунктуационные,  лингвистические и коммуникативные навыки учащихся;

- формировать умение самостоятельно составлять обобщающие таблицы, проводить мини-исследования;

- способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

- расширить лингвистический кругозор учащихся;

- путем разнообразной работы над текстами художественной литературы воспитывать грамотного, чуткого читателя.

 Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы и приёмы работы: 

- лекция; 

- беседа; 

- объяснение учителя; 

- создание проблемной ситуации; 

- анализ текстов различных стилей и типов; 

- работа с тестами ; 

- различные виды грамматического разбора; 

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами; 

- создание таблиц, схем, алгоритмов; 

- обсуждение, диалог; 

- написание и редактирование орфографических диктантов; 

- контрольное списывание;

-творческие и свободные диктанты;

- придумывание загадок, сказок и рассказов на лингвистическую тему.

Образовательные результаты программы:

По окончании курса учащиеся должны знать основные орфографические правила за курс 5 класса, лингвистические термины, самостоятельно уметь составлять обобщающие таблицы и алгоритмы по данным видам правил, а также работать с текстом, орфографически анализируя его.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1четверть.

1.

Почему мы умеем говорить? Язык и речь.

1ч.

2.

Дорога к письменности. Древние письмена.

1ч.

3.

Глаголица. Кириллица. Современный русский алфавит.

1ч.

4.

Звуки. Буквы. Фонемы. Для всех ли фонем есть буквы?

1ч.

5.

«Ошибкоопасные места»

1ч.

6.

Как ты слышишь звуки и произносишь слова?

1ч.

7.

Что такое орфографическая зоркость?

1ч.

8.

Опасные согласные

1ч.

2 четверть.

9.

Говорите правильно!

1ч.

10.

Орфоэпия – ударная страна.

1ч.

11.

Поговорим о гласных.

1ч.

12.

Что такое полногласие?

1ч.

13.

Как фонемы повелевают буквами.

1ч.

14.

Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам.

1ч.

15.

Память и грамотность.

1ч.

16.

Слово- универсальная единица языка.

1ч.

3четверть.

17.

Из чего строятся слова.

1ч.

18.

Строительная работа морфем.

1ч.

19.

Приставки-труженицы.

1ч.

20.

Для разных приставок – разные законы.

1ч.

21.

Приставки, которые всегда пишутся одинаково.

1ч.

22.

Нарушители  главного правила. (Приставки 2 группы)

1ч.

23.

Самые трудные (приставки третьей группы)

1ч.

24.

Игры с приставками.

1ч.

25.

«Это совсем не секрет…» Корни и их значение.

1ч.

26.

Слова-родственники.

1ч.

4 четверть.

27.

Кто командует корнями?

1ч.

28.

Корень и «главное» правило

1ч.

29.

Слова, «убежавшие» от первоначальных значений.

1ч.

30.

«Пересаженные корни»

1ч.

31.

Суффиксы- большие молодцы

1ч.

32.

Никуда без  окончаний.

1ч.

33.

Принципы русского правописания.

1ч.

34.

Словарь – наш верный друг.

1ч.

Поурочное планирование

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.

Почему мы умеем говорить? Язык и речь.

1ч.

2.

Дорога к письменности. Древние письмена.

1ч.

3.

Глаголица. Кириллица. Современный русский алфавит.

1ч.

4.

Звуки. Буквы. Фонемы. Для всех ли фонем есть буквы?

1ч.

5.

«Ошибкоопасные места»

1ч.

6.

Как ты слышишь звуки и произносишь слова?

1ч.

7.

Что такое орфографическая зоркость?

1ч.

8.

Опасные согласные

1ч.

9.

Говорите правильно!

1ч.

10.

Орфоэпия – ударная страна.

1ч.

11.

Поговорим о гласных.

1ч.

12.

Что такое полногласие?

1ч.

13.

Как фонемы повелевают буквами.

1ч.

14.

Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам.

1ч.

15.

Память и грамотность.

1ч.

16.

Слово- универсальная единица языка.

1ч.

17.

Из чего строятся слова.

1ч.

18.

Строительная работа морфем.

1ч.

19.

Приставки-труженицы.

1ч.

20.

Для разных приставок – разные законы.

1ч.

21.

Приставки, которые всегда пишутся одинаково.

1ч.

22.

Нарушители  главного правила. (Приставки 2 группы)

1ч.

23.

Самые трудные (приставки третьей группы)

1ч.

24.

Игры с приставками.

1ч.

25.

«Это совсем не секрет…» Корни и их значение.

1ч.

26.

Слова-родственники.

1ч.

27.

Кто командует корнями?

1ч.

28.

Корень и «главное» правило

1ч.

29.

Слова, «убежавшие» от первоначальных значений.

1ч.

30.

«Пересаженные корни»

1ч.

31.

Суффиксы- большие молодцы

1ч.

32.

Никуда без  окончаний.

1ч.

33.

Принципы русского правописания.

1ч.

34.

Словарь – наш верный друг.

1ч.

Литература:

  1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.  
  2. В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
  3. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.
  4. Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.
  5. 5.Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.
  6. Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.
  7.  Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.
  8. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.


Предварительный просмотр:

  Рабочая программа  факультатива по русскому языку

                 «Секреты орфографии» (6 класс)

Пояснительная записка

Факультативный курс рассчитан минимум на 34 часа  и предназначен прежде всего для учащихся 6 классов. Данный факультатив позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками. Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: 

  1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.  

 Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.

Задачи: 

-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, систематизировать и обобщить полученные знания;  

-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия  русским языком; 

- совершенствовать орфографические, пунктуационные,  лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.  

 Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы. 

 Основные методы и приёмы работы: 

- лекция; 

- беседа; 

- объяснение учителя; 

- создание проблемной ситуации; 

- анализ текстов различных стилей и типов; 

- работа с тестами ; 

- различные виды грамматического разбора; 

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами; 

- создание таблиц, схем, алгоритмов; 

- обсуждение, диалог; 

- написание и редактирование орфографических диктантов; 

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий. 

 По окончании курса учащиеся должны знать: 

 - теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 6 класса, а также практически применять полученные знания. 

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1четверть.

1.

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

1ч.

2.

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

1ч.

3.

Тайна фонемы.

1ч.

4.-5.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

2ч.

6.-7.

Коварные словарные слова.

2ч.

8.

Орфографический словарь - наш главный помощник.

1ч.

2 четверть.

9.

Проверь себя. Тест№1.

1ч.

10.

Опасные согласные.

1ч.

11.

Звонкие и глухие «двойняшки»

1ч.

12.

Старые знакомые Ъ и Ь

1ч.

13.

Большие и маленькие(правописание имен собственных)

1ч.

14-16.

Слитно,раздельно, через дефис.

3ч.

3четверть.

17.-18.

Сколько н писать?

2ч.

19.

Как «справиться со сложными словами»?

1ч.

20.

Решение орфографических задач.

1ч.

21.

Проверь себя. Тест№2.

1ч.

22.

История образования и правописания числительных.

1ч.

23.

Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)

1ч.

24.

Орфографические головоломки.

1ч.

25.

Приставки-труженицы (классификация приставок)

1ч.

4 четверть.

26-27.

Приставки-труженицы (классификация приставок)

2ч.

28.

Кто командует корнями?

1ч.

29.

Проверь себя. Тест№3.

1ч.

30.

Суффиксы-большие молодцы.

1ч.

31.

Волшебный клубок орфограмм.

1ч.

32.

Путешествие в страну русского языка.

1ч.

33.

Проверь себя. Тест №4.

1ч.

34.

Значение орфографии.

1ч.

Поурочное планирование

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

1ч.

2.

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

1ч.

3.

Тайна фонемы.

1ч.

4.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

1ч.

5.

Ударение-волшебник.

1ч.

6.

Коварные словарные слова.

1ч.

7.

Запомни, как писать!

1ч.

8.

Орфографический словарь - наш главный помощник.

1ч.

9.

Проверь себя. Тест-игра.

1ч.

10.

Опасные согласные.

1ч.

11.

Звонкие и глухие «двойняшки»

1ч.

12.

Старые знакомые Ъ и Ь

1ч.

13.

Большие и маленькие(правописание имен собственных)

1ч.

14.

Слитно,раздельно, через дефис. Почему мы так пишем?

1ч.

15.

Что за знак дефис и его функции.

1ч.

16.

Омонимичное правописание слов.

1ч.

17.

Сколько н писать? (правописание слов с одной н).

1ч.

18.

Сколько н писать? (правописание слов с  нн).

1ч.

19.

Как «справиться со сложными словами»?

1ч.

20.

Решение орфографических задач.

1ч.

21.

Проверь себя.Тест №2.

1ч.

22.

История образования и правописания числительных.

1ч.

23.

Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)

1ч.

24.

Орфографические головоломки.

1ч.

25.

Приставки-труженицы (классификация приставок) 1группа.

1ч.

26.

Приставки-труженицы (классификация приставок) 2группа.

1ч.

27.

Приставки-труженицы (классификация приставок) 3группа.

1ч.

28.

Кто командует корнями?

1ч.

29.

Проверь себя. Тест №3.

1ч.

30.

Суффиксы-большие молодцы.

1ч.

31.

Волшебный клубок орфограмм.

1ч.

32.

Путешествие в страну русского языка.

1ч.

33.

Значение орфографии.

1ч.

34.

Итоговое занятие: «Орфография в нашей жизни».

1ч.

Литература:

  1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.  
  2. В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
  3. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.
  4. Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.
  5. 5.Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.
  6. Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.
  7.  Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.
  8. .Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.
  9. Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.
  10.   Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.
  11. Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.
  12. . Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.
  13.  Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.

       



Предварительный просмотр:

Рабочая программа факультатива по русскому языку в 7 классе

 «Основы словесности»

Разработчик программы учитель Курлова Светлана Алексеевна

                                   Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Основы словесности» 7 класс рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).  Составлена на основе элективного (факультативного) курса для 7-9 классов С.И.Львовой «Уроки словесности». Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.  Курс позволяет ознакомить учащихся с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих ее элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладевают языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приемы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, с помощью которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особенности. Курс предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самоязыковых художественных приемов. Курс дает возможность воспитать у учащихся чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению.

Основная цель курса – знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях и углубление сведений по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Задачи:

- расширить и углубить знания учащихся по основным разделам курса русского языка 5-7 класса;

- сформировать устойчивые навыки работы над  анализом изобразительно-выразительных  средств  художественного текста;

- выработать умение работать над  текстами различных стилей,  составлять тексты собственного сочинения;

- способствовать формированию у учащихся положительной мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла, показать важность их взаимодействия;

-  прививать любовь к родному языку, воспитывать чуткого и внимательного читателя.

Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы и приёмы работы: 

- лекция; 

- беседа; 

- объяснение учителя; 

- создание проблемной ситуации; 

- обсуждение, диалог; 

- фонетический и графический анализ текста;

- работа над текстами художественной литературы;

- составление устных и письменных высказываний;

-выразительное чтение художественного текста.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

                                                I четверть

                                                                       (8 часов)

О родном языке

3

1.

Русский язык среди других языков мира.

1

2.

Язык и речь. Словарное богатство русского языка.

1

3.

 Писатели и ученые о выразительных возможностях русского языка.

1

Звуковые образные средства русского языка

6

4.

Звуковая организация художественного текста.

1

5.

Звукопись в прозаическом тексте.

1

6.

Звукопись в поэтическом тексте.

1

7.

Звуковые повторы. Аллитерация и ассонанс.

1

8.

Звук и смысл. Смысловая функция звукописи.

1

                                            II четверть

                                                                   (8 часов)

9.

Скороговорки как словесные шутки, построенные на языковых повторах.

1

Рифма

7

10.

Рифма и ее роль в поэтическом тексте.

1

11.

Виды рифм. Усеченная рифма.

1

12.

Виды рифм, зависящих от ударения.

1

13.

Рифма и ритм.

1

14.

Белые стихи. Рифмованная проза.

1

15.

Словесное ударение  и его функции.

1

16.

Стихотворный размер. Роль рифмы в поэтическом тексте.

1

                                           III четверть

                                            (10 часов)

Интонация и ударение

10

17

Интонация как ритмико-мелодическая сторона речи.

1

18

Изобразительные возможности интонации.

1

19

Логическое ударение и пунктуационные правила.

1

20

Роль логического ударения в тексте.

1

21

Пауза. Паузы логические и психологические.

1

22

Обозначение пауз  в письменном художественном тексте.

1

23

Интонационный рисунок  синтаксических конструкций.

1

24

Мелодика речи.

1

25

Анализ мелодической стороны художественного текста.

1

26

Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений

1

                                          IV  четверть

                                            (8 часов)

Изобразительные возможности средств письма.

27

Изобразительные возможности графики.

1

28

Нарушение орфографических норм  как художественный прием в тексте.

1

29

Пунктуация и смысл высказывания.

1

30

Стилистические возможности знаков препинания.

1

31

Риторические фигуры речи.

1

32

Авторская индивидуальная пунктуация

1

33

Анализ художественного текста.

1

34

Выразительное чтение художественного текста.

1

                                       Поурочное планирование

№п /п

    Тема

Количество часов

Дата

1.

Русский язык среди других языков мира.

1

2.

Язык и речь. Словарное богатство русского языка.

1

3.

 Писатели и ученые о выразительных возможностях русского языка.

1

4.

Звуковая организация художественного текста.

1

5.

Звукопись в прозаическом тексте.

1

6.

Звукопись в поэтическом тексте.

1

7.

Звуковые повторы. Аллитерация и ассонанс.

1

8.

Звук и смысл. Смысловая функция звукописи.

1

9.

Скороговорки как словесные шутки, построенные на языковых повторах.

1

10.

Рифма и ее роль в поэтическом тексте.

1

11.

Виды рифм. Усеченная рифма.

1

12.

Виды рифм, зависящих от ударения.

1

13.

Рифма и ритм.

1

14.

Белые стихи. Рифмованная проза.

1

15.

Словесное ударение  и его функции.

1

16.

Стихотворный размер. Роль рифмы в поэтическом тексте.

1

17

Интонация как ритмико-мелодическая сторона речи.

1

18

Изобразительные возможности интонации.

1

19

Логическое ударение и пунктуационные правила.

1

20

Роль логического ударения в тексте.

1

21

Пауза. Паузы логические и психологические.

1

22

Обозначение пауз  в письменном художественном тексте.

1

23

Интонационный рисунок  синтаксических конструкций.

1

24

Мелодика речи.

1

25

Анализ мелодической стороны художественного текста.

1

26

Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений

1

27

Изобразительные возможности графики.

1

28

Нарушение орфографических норм  как художественный прием в тексте.

1

29

Пунктуация и смысл высказывания.

1

30

Стилистические возможности знаков препинания.

1

31

Риторические фигуры речи.

1

32

Авторская индивидуальная пунктуация

1

33

Анализ художественного текста.

1

34

Выразительное чтение художественного текста.

1

Литература для учителя:

  1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. – М., 2001.
  2. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
  3. Виноградов в.в. стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.
  4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.
  5. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
  6. Львова с.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
  7. Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения.- М., 2004.
  8. Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999.

Программы:

  1. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Элективные курсы. Автор-составитель: С.И. Львова., - М, изд-во «Мнемозина» 2009.
  2. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2009 г.  

Литература для учащихся:

  1. Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9 классов.- М., 2009
  2. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка(А.С.Пушкин в истории  русского  языка).- М., 1992.
  3. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
  4. Граник Г.Г.,Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
  5. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
  6. Мокиенко В.М. Образырусской речи. – Л., 1986.
  7. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
  8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.

Словари:

  1. Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004
  2. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – Спб., 2001.
  3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
  4. Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. –М., 1984.

       



Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка по русскому языку для учащихся 6 класса « Русский язык как средство общения».

Пояснительная записка

           Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. С 5-го класса интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Однако важно отметить, что изучение русского языка – это не только строгий набор правил по орфографии и пунктуации, знания которых требует школьная программа. Русский язык таит в себе много тайн, он богат, выразителен и разнообразен.

Русский язык - сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учебе, в профессиональной деятельности.

Кружок «Русский язык как средство общения» предназначен для учащихся 6 классов. Программа составлена на основе пособий

Грызловой М.Л. «Внеклассная работа по русскому языку» и Дроздовой О. Е. «Уроки языкознания для школьников. 5-8 класс».

Данная программа поможет учащимся овладеть навыками культуры речи, научит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм речевого этикета, составлять тексты для   публичных выступлений.

Не стоит забывать и о том, что богатый словарный запас, высокий уровень речевой компетенции в родном языке является предпосылкой для успешного овладения разными видами компетенций в иностранном языке.

В этой связи, данный курс способствует взаимообогащению родного и иностранных языков), совершенствованию языкового мышления, речевой культуры.

Цель:

содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества; помочь ощутить русский язык, как стройную гармоничную систему.

Программа рассчитана на 34 учебных часа. На занятиях кружка предусмотрены различные виды работ.  На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение программированных заданий повышенной сложности. Также предполагается, что учащиеся будут заниматься под руководством учителя исследовательской работой, которая выльется в выступления на школьных и городских научных конференциях и поможет им планировать собственную научную деятельность.

Задачи:

1)   воспитание коммуникативной культуры школьников;

2)   расширение и углубление запаса знаний по предмету и формирование лингвистической компетенции учащихся;

3)   выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;

4)   поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

5)    развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний. 

Формы работы:

Формы организации разнообразны: беседа, лекции, диспуты, практикумы, семинары, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, Неделя русского языка и литературы.

Приемы работы:

- наблюдение над живой речью и над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера,

 - практическая работа с различного рода словарями,

- игры на языковом материале,

 - изготовление дидактического материала,

 - составление задач для занимательной грамматики, кроссвордов, загадок, шарад,

- вопросы занимательной грамматики,

- краткие увлекательные рассказы учителя о жизни языка,

- сообщения самих учеников о наблюдениях над языковыми явлениями,

- знакомство с работой над языком наших писателей,

 - сообщения на основании прочтения указанных материалов по отдельным вопросам языка,

 - знакомство с научной лабораторией языковеда, техникой и методикой лингвистического анализа.

 - решение и составление олимпиадных задач различного уровня сложности.

К концу обучения учащиеся должны иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания;

Знания и умения:

 - основные лингвистические термины и понятия; 

- основные разделы языкознания (лексикология, фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация, словообразование, орфография, фразеология);

- лексическое значение слова;

-основные орфоэпические нормы;

- жанры публицистического стиля (статья, заметка);

-происхождение некоторых слов и выражений;

- иметь представление о русском языке как системе;

- создавать собственные произведения различных стилей;

- уметь правильно оформлять сообщение, доклад, исследовательскую работу;

-правильно употреблять слова в речи;

-различать слова-паронимы ;

- разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными словарями;

                      Учебно-тематический план

№п/п

Содержание материала

Дата проведения

1

Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система

2

Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения

3

Живые и мёртвые языки

4

Происхождение языка. История русского языка.

5

Естественные и искусственные языки.

6

Языки и диалекты.

7

Классификация языков. Языковые семьи и группы. Место русского языка среди них.

8

Язык –чудо из чудес( писатели о языке)

9

Речевой этикет. Культура речевого общения.

10

Культура монологической речи.

11

Особенности диалогического общения.

12

Культура поведения и этические нормы общения.

13

Речевая ситуация. Особенности общения в различных речевых ситуациях.

14

Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи.

15

 Тропы и фигуры.

16

Особенности заимствованных слов в русском языке.

17

Лексические нормы.

18

Фразеологизмы, их использование в речи.

19

Пословицы и поговорки в речи. Крылатые слова и выражения.

20

Фонетические средства языковой выразительности. Звукопись и благозвучие.

21

Происхождение слов. Знакомство с этимологическим словарем.

22

Чудесные превращения слов ( шарады, головоломки, лингвистические задачи)

23

Путешествие в страну Признаков. Словарь эпитетов.

24

Что означают наши имена?

25

Слова-близнецы. Знакомство со словарем омонимов. Явления, близкие к омонимии.

26

Паронимия и парономазия.

27

Слова-друзья.  Употребление синонимов в речи

28

Слова - враги. Словарь антонимов

29

 Почему мы так говорим. Грамматические нормы русского языка.

30

 Слово и текст. Контекстуальное значение слова.

31

 Средства связи  в тексте.

32

Язык мой – враг мой.  Секреты хорошей речи. Несколько правил успешного выступления.

33-34.

Итоговое занятие: «Русский язык и мы».

Литература:

  1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. –М.: Просвещение, 1967. – 288 С.
  2. Баранов М.Т. Программа курса «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи» для VIII-IX классов//РЯШ. – 1991. - №4. – С.101.
  3.  Блинов Г.И. О некоторых вопросах перспективности в обучении (на материале синтаксиса и пунктуации)//РЯШ. – 2003. - №1. – С.9-15
  4. Виды внеклассной работы по русскому языку (Сб. статей из опыта работы)/Сост. М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1968. – 268 С.
  5. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 С.
  6. Волкова Т.Н. Путешествие в страну Глаголию//РЯШ. – 2005. - №1. – С.50.
  7. Вопросы и задания  Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку//РЯШ. – 2007. - №4. – С.52.
  8. Вопросы и задания  Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку//РЯШ. – 2008. - №4. – С.46.
  9. Воробьева О.И., Головенкина Л.Н. Олимпиада по русскому языку: задания, результаты, выводы//РЯШ. – 1996. - №2. – С.48.
  10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1967.

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.:Просвещение, 1991.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение,1987.
  3. Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Учпедгиз,1960. – 72 С.
  4. Зелинская С.Г., Гализина Т.А. Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов//РЯШ. – 1993. – №2. – С.61.
  5. Кулешова С.Ф. Когда кончаются уроки… - Минск, 1976.
  6. Михайлова С.Ю. Устный ученический журнал «Язык мой, давай с тобой дружить!»//РЯШ. – 2006. - №1. – С.48.
  7. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение,1980. – 208 С.
  8. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984.
    №10. – С.85-87.
  9. Шанский Н.М. В мире слов. – М.: Просвещение, 1981.
  10. Шарапова О.Ю. Материалы для внеклассной работы по лексике, фразеологии и словообразованию//РЯШ. – 1995. - №4. – С.51.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучение древнерусской литературы Программа элективного курса 9 класс

Слайд 2

Цели курса Расширить и углубить знания учащихся о древнерусской литературе; Сформировать умение читать тексты на древнерусском языке; Повысить общий уровень культуры учащихся Воспитывать нравственное и гуманистическое мировоззрение; Осуществить преемственность в историко – литературном подходе при изучении литературы в старших классах;

Слайд 3

Цели курса Развивать умение анализировать древнерусский текст; Развивать нравственное и эстетическое мировоззрение учащихся.

Слайд 4

Задачи курса Наиболее полно ознакомиться с произведениями древнерусской литературы; Сформировать представление о культуре периода древнерусской литературы; Рассмотреть влияние древнерусской литературы на литературный процесс XIX и XX веков.

Слайд 5

Пояснительная записка Данная программа предусматривает изучение курса древнерусской литературы в рамках девятого класса с целью расширить и углубить знания учащихся о древнерусской литературе и обобщить уже имеющиеся знания за курс 5-8 классов. Программа рассчитана на 18 учебных часов, при расчете 1 занятие в две недели.

Слайд 6

Пояснительная записка Изучение курса древнерусской литературы позволит сформировать у учащихся общее представление об эпохе Древней Руси и повысить культурную компетенцию учащихся. Основной направленностью данного курса является изучение древнерусской литературы в культурологическом аспекте. Рассмотрение произведений с осуществлением межпредметных связей позволяет наиболее полно их проанализировать.

Слайд 7

Пояснительная записка Занятия включают разнообразные формы работы и виды деятельности учителя и учащихся, рассмотрение языковых и стилистических особенностей памятников древнерусской литературы. Также программа включает региональный компонент, что способствует формированию любви к малой родине.

Слайд 8

Общее количество занятий (18) Тема Форма Кол-во часов 1. История и культура Древней Руси. Лекция 1ч. 2. Возникновение письменности на Руси. Первые литературные памятники. Лекция 1ч. 3. «Град велик и мног людьми». Смоленщина в эпоху Древней Руси. Практикум 1ч.

Слайд 9

Общее количество занятий 4. Особенности древнерусского языка и литературы Семинар 1ч. 5. Летопись как жанр и отражение реалий времени Практикум 1ч. 6. Крещение Руси. Повесть временных лет. Семинар 2ч.

Слайд 10

Общее количество занятий 7. Родословное древо Семинар 1ч. 8. Жанр слова в древнерусской литературе. Слово о законе и благодати… Семинар 1ч. 9. «Слово о полку Игореве» и русская литература Практикум 1ч.

Слайд 11

Общее количество занятий 10. Экскурсия по золотому кольцу России. Практикум 1ч. 11. Татаро-монгольское нашествие и его отражение в литературе. Семинар 1ч. 12. Жанр жития в древнерусской литературе. Практикум 1ч.

Слайд 12

Общее количество занятий 13. Древнерусская литература XVI . Домострой. Лекция 1ч. 14. Петровская эпоха. Преобразование языка и литературы. Лекция 1ч. 15. Древнерусская литература и XIX век. Семинар 1ч.

Слайд 13

Общее количество занятий 16. Древнерусская литература и XX век. Семинар 1ч. 17. Нужно ли знать, «Откуда пошла и есть русская земля»? Урок -Дискус-сия 1ч. 18. Древнерусская культура и литература как основа современной России. Конфере-нция 1ч.

Слайд 14

Система заданий творческого характера Исследовательские работы учащихся; Создание творческих мини-проектов и их защита; Организация выставки; Инсценирование эпизодов из художественных произведений; Конкурс выразительного чтения;

Слайд 15

Виды деятельности учителя Организация лекций, практических и семинарских занятий; Предоставление системы заданий для учащихся; Организация контроля знаний учащихся; Разработка занятий в режиме слайдовой презентации;

Слайд 16

Виды деятельности учителя Разработка системы анализа эпического произведения; Обучение основам древнерусского языка; Формирование у учащихся навыков чтения оригинальных древнерусских памятников.

Слайд 17

Виды деятельности учащихся Чтение и анализ памятников Древней Руси; Разработка творческих мини-проектов; Выступление на конференции; Инсценировка «Слова о полку Игореве»; Подготовка докладов и сообщений; Чтение наизусть;

Слайд 18

Виды деятельности учащихся Анализ текстов древнерусского стиля; Работа в группах; Составление мини-презентаций; Создание собственного произведения в рамках древнерусской литературы; Просмотр кинофильмов; Обзор сайтов данной тематики; Написание сочинений на конкурсной основе;

Слайд 19

Виды деятельности учащихся Проведение экскурсии (выступление в качестве экскурсоводов) по Смоленску Проведение заочной экскурсии по городам Золотого кольца России; Составление отзывов и рецензий на прочитанное произведение.

Слайд 20

Межпредметные связи Литература и история: - рассмотрение курса древнерусской литературы в тесной связи с хронологией и на базе истории и теории литературы; Литература и русский язык: Рассмотрение языковых и стилистических особенностей памятников древнерусской литературы;

Слайд 21

Межпредметные связи Литература и музыка Прослушивание оперы «Князь Игорь» и «Борис и Глеб». Литература и живопись Рассмотрение репродукций картин различных художников, создание собственных иллюстраций;

Слайд 22

Критерии оценки Точность, ясность, логичность изложения; Глубина и содержательность материала; Отсутствие речевых ошибок; Свободное владение материалом; Творческий подход, оригинальность.

Слайд 23

Формы контроля за достижениями учащихся - Система проверочных тестов; - Составление плана лекции; Составление тезисов и формулирование основных положений из вновь полученной информации; Написание сочинений.

Слайд 24

История и культура Древней Руси (Лекция) План Обычаи и верования древних славян. Разделение славян на три ветви. Традиции и верования восточных славян. Особенности языка и устная форма его бытования.

Слайд 25

Возникновение письменности на Руси (лекция) Предпосылки для развития письменности. Первые литературные памятники и их особенности. Надписи на стенах монастыря в Киеве. Художественные особенности «Остромирова Евангелия».

Слайд 26

«Град велик и мног людьми» Первые упоминания о Смоленске. Архитектура Древнего Смоленска. Смоленск в «Повести временных лет» и «Слове о полку Игореве». «Сказание о Борисе и Глебе». Художественные особенности. Экскурсия по церквям города, подготовленная самими учащимися.

Слайд 27

Особенности древнерусского языка и литературы Кириллица и глаголица. История развития алфавита. Фонетические, лексические, словообразовательные и морфологические особенности языка XII в. Тематика, проблематика и жанры древнерусской литературы. Работа по словарям.

Слайд 28

Летопись как жанр и отражение реалий времени Новгородская летопись и ее особенности. Ипатьевская летопись и ее особенности. Краткий анализ и чтение текстов.

Слайд 29

Крещение Руси. Повесть временных лет Крещение Руси. Влияние крещения на язык и культуру славян Особенности Крещения. Его положительные и отрицательные моменты. Повесть временных лет. Ее языковые и жанровые особенности.

Слайд 30

Родословное древо Подготовка учащимися своих родословных древ. Творческий мини-проект. Его защита. Родословное древо: Имена, Фамилии, Род занятий, название улицы. Фонетические, Лексические, словообразовательные приметы старославянского языка

Слайд 31

Жанр слова Слово о законе и благодати киевского митрополита Иллариона. Слово о погибели русской земли. «Слово о полку Игореве» Слово как жанр. Его языковые особенности. Общее и различное в этих произведениях. Значение слова «слово» в современном языке. Современные жанры литературы, обладающие признаками слова.

Слайд 32

«Слово о полку Игореве» и русская литература «Слово о полку Игореве» - О чем спорят ученые? (дискуссия) Художественные переводы «Слова» и их особенности Значение произведения для русской литературы Параллели с аналогичными произведениями других народов ( «Песнь о Роланде», «Витязь в тигровой шкуре»)

Слайд 33

Экскурсия по золотому кольцу России Владимир, Суздаль, Ярославль, Тверь, Переславль – Залесский, Сергиев Посад (Москва), Боголюбово, Великий Новгород. Предоставление презентаций с экскурсиями по городам. Краткий исторический очерк (история названия и возникновения, правители, положение в эпоху Древней Руси) Основные архитектурные памятники Основные литературные памятники, в которых упоминаются эти города или города, в которых эти памятники были написаны.

Слайд 34

Татаро-монгольское нашествие Повесть о битве на реке Калке Повесть о разорении Рязани Батыем Повесть о татаро-монгольском нашествии. Художественные особенности повестей древнерусской литературы. Повесть как один из продуктивных жанров литературы XIX и XX вв.

Слайд 35

Жанр жития «Житие протопопа Аввакума» «Житие Стефания Пермского» «Житие преподобного Сергия Радонежского» Уникальность произведений

Слайд 36

Литература XVI в. Домострой. Общая характеристика данного периода. Домострой. Анализ данного текста. Зарождение публицистики. Рецензия на одну из статей Домостроя. Развитие эпистолярного жанра. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

Слайд 37

Древнерусская литература и XIX век. А.С. Пушкин и древнерусская литература «Песнь о вещем Олеге» «Руслан и Людмила» Древнерусская литература и поэзия. Моление Даниила Заточника и жанр молитвы в творчестве Лермонтова и Пушкина.

Слайд 38

Древнерусская литература и XX век Символисты и древнерусская литература. Акмеисты и древнерусская литература. Б.Зайцев «Житие Сергия Радонежского» И оригинальный источник.

Слайд 39

Нужно ли знать, откуда пошла и есть русская земля? Дискуссия о происхождении Русского государства, зарождении языка, развитии древнерусской литературы и ее значении для нынешнего поколения людей.

Слайд 40

Древнерусская литература и культура как основа российского государства Заключительная конференция. Подведение итогов.