Дополнительная образовательная программа "Резьба по дереву"

Фаталиев Замедин Фаталиевич

Программа рецензирована доктором педагогических наук, профессором А.Л. Бугаёвой, предусматривает формирование у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  Программа содержит:

  • пояснительную записку;
  • учебно-тематический план;
  • содержание программы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

(НРМОБУ «Салымская СОШ №1»)

   

Приложение к дополнительной общеобразовательной

программе, утверждённой приказом № 5559-0 от 28.08.2019г.

Дополнительная общеобразовательная программа

общекультурного  направления

 «Резьба по дереву»

Автор-составитель:

Фаталиев Замедин Фаталиевич,  

учитель технологии,

высшая квалификационная категория

Рассчитана на детей 11-17 лет

Срок реализации программы: 1 год

с.п. Салым

      2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Направленность.  Дополнительная образовательная программа «Резьба по дереву» ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда и ознакомление с одним из видов народного искусства -резьбой по дереву. Программа направлена на овладение воспитанниками основных приемов  и способов изготовления изделий из древесины.

Программа является прикладной и носит практико-ориентированный характер.

Актуальность программы заключается в следующем:

  • позволяет раскрыть таланты учащихся;
  • в процессе освоения данной программы воспитанники получают начальные знания, навыки, умения в профессиональной деятельности, остро востребованной на рынке труда;
  • у детей формируются личностные качества(ответственность, организованность, аккуратность и т.п.),необходимые в любом виде деятельности.

На протяжении всей истории человека искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Сохранение традиции преёмственности поколении, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

 Содержание предлагаемой программы по обучению учащихся 5 классов резьбе по дереву, изготовление художественные изделий из древесины направленно на  воспитание художественной культуры школьника, развития интереса к народному творчеству его традиции и наследию. Знания полученные в программе формируют  у  учащихся эстетически вкус и дают необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору.

Цель: раскрытие творческого потенциала и развитие нравственно - личностных качеств воспитанников через формирование ключевых компетенций и специальных навыков обработки древесины

Задачи (для данного года обучения):

Обучающие:

  • Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта.
  • Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
  • Научить работать различными инструментами, приспособлениями.

Развивающие:

  • Развивать художественно – творческие способности учащихся.
  • Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.

Воспитательные:

  • Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края, приобщить детей к истокам  народной культуры.
  •  Пробуждать интерес  и к новым, современным направлениям народного творчества.        

Отличительные особенности программы :программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно-прикладном творчестве,делает акцент на предоставлении обучаемым свободы выбора и самостоятельность в сфере его трудовой деятельности.Программа учитывает нарастание творческих возможностей  детей.

Деятельность обучающихся в кружке направлена не только на формирование навыков ручного труда, но и на развитие созидательной, творческой личности ребенка и строится на следующих принципах:

  • систематичности и последовательности;
  • доступности;
  • наглядности
  • междисциплинарного подхода;
  • уникальности;
  • успеха;
  • гуманности.

Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2018/2019 учебном году. (I-группа)

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

1

Год обучения (первый, второй и т.д.)

первый

Возраст воспитанников

11-17 лет

Количество воспитанников в группе в текущем учебном году

10

Количество часов в неделю

2

Общее количество часов в год

68

Форма занятий

теоретические, практические, итоговые

Режим занятий

1 раз в неделю

 по 2 часа с обязательным  10-минутным перерывом

Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2018/2019 учебном году. (II-группа)

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

1

Год обучения (первый, второй и т.д.)

первый

Возраст воспитанников

11-17 лет

Количество воспитанников в группе в текущем учебном году

10

Количество часов в неделю

2

Общее количество часов в год

68

Форма занятий

теоретические,практические,итоговые

Режим занятий

1раз в неделю

 по 2 часа с обязательным  10-минутным перерывом

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

дети должны:

знать:

  • Виды пород древесины, их свойства;
  • Способы соединения деталей;
  • Назначение ручных инструментов;
  • Назначение отделки древесины;
  • Понятия контура и силуэта;
  • Свойства фанеры, её разновидности;
  • Структуру ДСП и оргалита;
  • Правила безопасности работы с ручными инструментами;

уметь:

  • Работать с ручными инструментами;
  • Переводить рисунок через копировальную бумагу по шаблону;
  • Работать с чертежными инструментами;
  • Работать с технологиями по сборке и обработке изделий красками и лаками;

Критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков  воспитанников:

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;
  • степень овладения рабочими приемами при работе с инструментами  и приспособлениями;
  • применение полученных знаний на практике;
  • соблюдение технических и технологических требований;
  • качество изготовления изделия- по внешнему виду готового изделия;
  • изготовление изделия в установленные нормы времени;
  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и  электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

  • экономия материалов;
  • желание трудиться;
  • познавательная активность и творческий подход;
  • самостоятельность;
  • партнерские отношения при совместной работе.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • зачет;
  • тестирование;
  • защита творческих проектов;
  • коллективные и персональные выставки изделий учащихся;
  • участие в конкурсах, фестивалях, творческих мастерских различного уровня.

Учебно-тематический планна 2018-2019учебный год (I-группа)

Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1.

Вводноезанятие.

2

2

2

Особенностиконтурнойрезьбы.

2

4

6

3

Декоративный язык контурной резьбы по тонированномуКомпозиция анималистического характера.

2

6

8

4

Художественные и технологические особенности геометрической(трехгранно- выемчатой)резьбы.

Исходныеэлементыгеометрическойрезьбы.

2

8

10

5

Орнамент геометрического характера из изученных элементов. Работа по       образцам.

2

10

12

6

Пластина с декоративной композицией из растительных элементов или анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне).

2

12

14

7

Использование утилитарного изделия (строганного, долбленного или точенного) с резной заставкой(вид резьбы по выбору учащегося).

2

12

14

8

Заключительное (итоговое )занятие.

2

2

ИТОГО:

14

54

68

Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год.(I-группа)

№п.п

Дата

по плану

Дата

по

факту

Раздел программы,тема

Всего часов

количество часов

практика

теория

Вводное занятие.-2

1

05.09

Исторические корни развития деревянного зодчества и резьбы по дереву. Правила техники безопасности при работе с острыми и режущими предметами. Правилаподготовкирабочегоместадлярезьбыподереву.

1

1

2

05.09

Исторические корни развития деревянного зодчества и резьбы по дереву. Правила техники безопасности при работе с острыми и режущими предметами. Правилаподготовкирабочегоместадлярезьбыподереву

1

1

Особенностиконтурнойрезьбы.-6

3

12.09

Особенности контурной резьбы. Симметрия в декоративной орнаментальнойкомпозиции.

1

1

4

12.09

Особенности контурной резьбы. Симметрия в декоративной орнаментальнойкомпозиции.

1

5

19.09

Этапывыполненияконтурнойкомпозиции.

1

1

6

19.09

Этапывыполненияконтурнойкомпозиции.

1

1

7

26.09

Изготовление строганной основы под резную композицию по размерамобразца.

1

1

8

26.09

Изготовление строганной основы под резную композицию по размерамобразца.

Декоративный язык контурной резьбы по тонированному фону.

Композицияанималистическогохарактера.-8

9

03.10

Технология тонирования ипрозрачной отделки деревяннойповерхности.

1

1

10

03.10

Технология тонирования ипрозрачной отделки деревяннойповерхности.

1

11

10.10

Подготовкаосновы.

1

1

12

10.10

Подготовкаосновы.

1

1

13

17.10

Переводрисунканаоснову.

1

1

14

17.10

Переводрисунканаоснову.

1

1

15

24.10

Исполнение резьбы (резьба на темном фоне).

1

1

16

24.10

Исполнение резьбы (резьба на темном фоне).

1

1

Художественные и технологические особенности геометрической(трехгранно- выемчатой)резьбы.Исходные элементы геометрической резьбы.-10

17

07.11

Декоративные и технологическиеособенности геометрическойрезьбы.

1

1

18

07.11

Декоративные и технологическиеособенности геометрическойрезьбы.

1

1

19

14.11

Элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность выполнения.

1

1

20

14.11

Элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность выполнения.

1

1

21

21.11

Подготовка деревянной основы подэлементы геометрическойрезьбы.

1

1

22

21.11

Подготовка деревянной основы подэлементы геометрическойрезьбы.

1

1

23

28.11

Разметка основы для геометрическойрезьбы.

1

1

24

28.11

Разметка основы для геометрическойрезьбы.

1

1

25

05.12

Использование резьбы(оборотная сторона дощечки).

1

1

26

05.12

Использование резьбы(оборотная сторона дощечки).

1

1

Орнамент геометрического характера из изученных элементов.Работа по образцам.-12

27

12.12

Приемы использования одного, несколько элементов вузоре.

1

1

28

12.12

Приемы использования одного, несколько элементов вузоре.

1

1

29

19.12

Подготовка основы для резьбы на крышке шкатулки.

1

1

30

19.12

Подготовка основы для резьбы на крышке шкатулки.

1

1

31

26.12

Разметкагеометрическогоорнамента.

1

1

32

26.12

Разметкагеометрическогоорнамента.

1

1

33

16.01

Резьба трехгранных выемок ПравилаТБ

1

1

34

16.01

Резьба трехгранных выемок ПравилаТБ

1

1

35

23.01

Резьба трехгранных выемок с углублениемв центре(сияние). Правила ТБ

1

1

36

23.01

Резьба трехгранных выемок с углублениемв центре(сияние). Правила ТБ

1

1

37

30.01

Резьба четырехгранных выемок. ПравилаТБ.

1

1

38

30.01

Резьба четырехгранных выемок. ПравилаТБ.

1

1

Пластина с декоративной композицией из растительных элементов или анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне).-14

39

06.02

Особенности декоративной трактовкиобразца. Способы отделки резнойповерхности.изделия.

1

1

40

06.02

Особенности декоративной трактовкиобразца. Способы отделки резнойповерхности.изделия.

1

41

13.02

Подготовка деревянной основы длярезьбы

1

1

42

13.02

Подготовка деревянной основы длярезьбы

1

1

43

20.02

Зарисовка животных, птиц, листьев,цветов.

1

1

44

20.02

Зарисовка животных, птиц, листьев,цветов.

1

1

45

27.02

Декоративная переработка образцов под сочетание контурной и геометрическойрезьбы.

1

1

46

27.02

Декоративная переработка образцов под сочетание контурной и геометрическойрезьбы.

1

1

47

06.03

Резьба равнобедренных трехгранных выемокс углублением в вершине(уголков).

1

1

48

06.03

Резьба равнобедренных трехгранных выемокс углублением в вершине(уголков).

1

1

49

13.03

Резьба равносторонних трехгранных выемок с углублением вцентре.

1

1

50

13.03

Резьба равносторонних трехгранных выемок с углублением вцентре.

1

1

51

20.03

Отделкаизделия.

1

1

52

20.03

Отделкаизделия.

11

Использование утилитарного изделия (строганного, долбленного или точенного) с резной заставкой(вид резьбы по выбору учащегося).-14

53

03.04

Учет функционального назначения предмета иего связь с декором. Разработка резнойзаставки.

1

1

54

03.04

Учет функционального назначения предмета иего связь с декором. Разработка резнойзаставки.

1

55

10.04

Токарный станок СТД-120, управление. ПравилаТБ.

1

1

56

10.04

Токарный станок СТД-120, управление. ПравилаТБ.

1

1

57

17.04

Точениефасоннойповерхности(ваза).

1

1

58

17.04

Точениефасоннойповерхности(ваза).

1

1

59

24.04

Точениевнутреннейповерхности.

1

1

60

24.04

Точениевнутреннейповерхности.

1

1

61

08.05

Разметка орнамента нацилиндрической поверхности

1

1

62

08.05

Разметка орнамента нацилиндрической поверхности

1

1

63

15.05

Приемы резьбы на цилиндрических поверхностях. ПравилаТБ.

1

1

64

15.05

Приемы резьбы на цилиндрических поверхностях. ПравилаТБ.

65

22.05

Резьба скобчатых порезок. ПравилаТБ

1

1

66

22.05

Резьба скобчатых порезок. ПравилаТБ

Заключительное (итоговое )занятие.-2

67

29.05

Подведение итогов работы резьбы подереву.Выставка работучащихся.

1

1

68

29.05

Подведение итогов работы резьбы подереву.Выставка работучащихся.

1

1

Содержание курса.

I год обучения.

Тема 1.Вводное занятие.

Беседа о народном декоративном искусстве, его видах: резьба и роспись по дереву, художественная обработка кости и металла. Показ цветных иллюстраций и фотографий с изображением произведений народного искусства. Знакомство с творчеством резчиков по дереву народов России.

Тема 2. Особенности контурной резьбы

Знакомство с природной текстуры древесины (срез в трѐх направлениях). Значение расположения и характера расположения волокондревесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твѐрдости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.

Тема 3.Декоративный язык контурной резьбы по тонированномуКомпозиция анималистического характера.

 Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для резьбы по дереву.Подготовка рабочего места резчика в зависимости от характера выполняемых работ. Демонстрация инструментов для резьбы по дереву, ознакомление с правилами их пользования. Практическая работа Ознакомление с рабочим местом резчика и его оснащением. Изучение правил по технике безопасности. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Способы хранения инструментов для резьбы. Прави-ла безопасности при работе с инструментом.

Тема 4.Художественные и технологические особенности геометрической(трехгранно- выемчатой)резьбы.

Исходные элементы геометрической резьбы.

 Знакомство с художественными и техническими приѐмами геометрической резьбы по дереву.Рассказ о художественных изделиях из дерева, украшенных геометрической резьбой. Демонстрация образцов народного искусства. Практическая работа. Начальные приѐмы геометрической резьбы. Приѐмы резьбы параллельных линий вдоль волокон. Приѐмы резьбы «сетки». Приѐмы резьбы «шашек». Создание вариантов композиций освоенных приѐмов на дощечках. Правила техники безопасной ра-боты с режущими инструментами. Один из видов геометрической резьбы – трѐхгранно-выемчатая резьба. Еѐ художественные и техниче-скиеприѐмы. Элементы трехгранно-выемчатой резьбы (треугольник, глазок, треугольник с зубчиком, фонарик, кубик, соты, клин, эле-менты «сияние», ромб).Приѐмы резьбы равнобедренных треугольников. Узор «трехстороннее сияние со срезкой, узор «розетка с сияни-ем». Приѐмы резьбы узора и трехгранно-выемчатое «четырехстороннее сияние». Выполнение узоров «кличик», «змейка», «витейка», «бусы», «ѐлочка»,»  «сколышек», «чешуйка», «шишки», «лесенки», «кубики», «решѐтка». Создание на дощечках вариантов узоров, образуемых из технических приѐмов трехгранно-выемчатой резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Тема 5. Орнамент геометрического характера из изученных элементов. Работа по       образцам.

Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева.Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра) в резьбе наличников окон, в украшении бытовой утвари.Практическая работа. Создание эскизов геометрических узоров для оформления разделочной доски, крышки, коробочки, пенала. Пере-вод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи кальки, копировальной бумаги, карандаша.

Тема 6.Пластина с декоративной композицией из растительных элементов или анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне).

 Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.Практическая работа. Выполнение в технике геометрической резьбы орнаментальных композиций на разделочных досках, крышках коробочек и пеналов.

Тема 7.Использование утилитарного изделия (строганного, долбленного или точенного) с резной заставкой(вид резьбы по выбору учащегося).

Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале.Перенос рисунков готовых композиций на полуфабрикаты, изготовленные на уроках технологии учащимися. Практическая работа. Выполнение в материале композиций геометрической резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Тема 8.Заключительное (итоговое )занятие.

Заключительное занятие.Обсуждение с учащимися успешности освоения геометрической резьбы. Демонстрация выполненных работ.

Учебно-тематический планна 2018-2019учебный год (II-группа)

Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1.

Вводноезанятие.

2

2

2

Декоративные и технологические особенности заоваленной резьбы.

Инструменты. Материалы. Приемыработы.

2

4

6

3

Растительные мотивы в заоваленной резьбе.

Резьбаподушечнымфоном.

2

6

8

4

Анималистические композиции(на плоских поверхностях).

Резьба с подобраннымфоном.

2

20

22

5

Исполнение резного рельефа на точеных или долбленых изделиях.

2

26

28

6

Заключительноезанятие.

1

1

2

ИТОГО:

11

57

68

Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год.(II-группа)

№п.п

Дата

по плану

Дата

по

факту

Раздел программы,тема

Всего часов

количество часов

практика

теория

Вводное занятие.-2

01.09

Подведение итогов работы резьбы подереву.Выставка работучащихся.

1

-

1

01.09

Подведение итогов работы резьбы подереву.Выставка работучащихся.

1

1

Декоративные и технологические особенности заоваленнойрезьбы.Инструменты. Материалы. Приемы работы.-6

08.09

Ознакомление с декоративным языком заоваленнойрезьбы.

1

1

08.09

Ознакомление с декоративным языком заоваленнойрезьбы.

1

1

15.09

Приемы работы полукруглыми стамесками, косымножом.

1

1

15.09

Приемы работы полукруглыми стамесками, косымножом.

1

1

22.09

Выполнение резного заоваленногорельефа простейшейгирлянды.

1

1

22.09

Выполнение резного заоваленногорельефа простейшейгирлянды.

1

1

Растительные мотивы в заоваленнойрезьбе.Резьба подушечным фоном.-8

29.09

Ознакомление с резнымикомпозициями растительного характера в кудринской резьбе. Декоративная особенность построения растительныхузоров.

1

1

29.09

Ознакомление с резнымикомпозициями растительного характера в кудринской резьбе. Декоративная особенность построения растительныхузоров.

1

1

06.10

Техника исполнения резьбы сподушечным фоном

1

1

06.10

Техника исполнения резьбы сподушечным фоном

13.10

Изготовление резной композициис растительнымимотивами.

1

1

13.10

Изготовление резной композициис растительнымимотивами.

1

1

20.10

Отделкаизделия.

1

1

20.10

Отделкаизделия.

1

1

Анималистические композиции(на плоских поверхностях).Резьба с подобранным фоном.-22

27.10

Столярные операции по изготовлению основы декоративногопредмета.

1

1

27.10

Столярные операции по изготовлению основы декоративногопредмета.

1

1

10.11

Примеры анималистическихкомпозиций(с изображением птиц, рыб, зверей)в творчестве мастеров кудринской резьбы. Приемы введения таких изображений в резной растительныйорнамент.

1

1

10.11

Примеры анималистическихкомпозиций(с изображением птиц, рыб, зверей)в творчестве мастеров кудринской резьбы. Приемы введения таких изображений в резной растительныйорнамент.

1

1

17.11

Особенности резьбы с подобраннымфоном.

1

1

17.11

Особенности резьбы с подобраннымфоном.

1

1

24.11

Виды инструмента. Заточка и правка инструмента.

1

1

24.11

Виды инструмента. Заточка и правка инструмента

1

1

01.12

Приемы обработки выбранного(удаленного)фона.

1

1

01.12

Приемы обработки выбранного(удаленного)фона.

1

1

08.12

Способыотделкирезнойповерхности.

1

1

08.12

Способыотделкирезнойповерхности.

1

1

15.12

Столярная подготовка изделия. Разметка строгание ипиление(шкатулка).

1

1

15.12

Столярная подготовка изделия. Разметка строгание ипиление(шкатулка).

1

1

22.12

Столярная подготовка изделия. Разметка строгание ипиление(шкатулка).

1

1

22.12

Столярная подготовка изделия. Разметка строгание ипиление(шкатулка).

1

1

12.01

Сборка. Нанесениеорнамента.

1

12.01

Сборка. Нанесениеорнамента.

1

19.01

Декорирование поверхностишкатулки заоваленной резьбой.

1

19.01

Декорирование поверхностишкатулки заоваленной резьбой.

26.01

Отделка изделия лакокрасочными материалами.

26.01

Отделка изделия лакокрасочными материалами.

Исполнение резного рельефа на точеных или долбленых изделиях.-28

02.02

Столярные и токарные операции по подготовке основ декорируемого изделия. Приемы безопасной работы.

02.02

Столярные и токарные операции по подготовке основ декорируемого изделия. Приемы безопасной работы.

09.02

Ознакомление с разными композициями на точеных или долбленых изделиях(чаши, блюда, тарелки, ковши, черпаки).

09.02

Ознакомление с разными композициями на точеных или долбленых изделиях(чаши, блюда, тарелки, ковши, черпаки).

16.02

Особенности перевода рисунка и исполнение резьбы на криволинейных поверхностях.

16.02

Особенности перевода рисунка и исполнение резьбы на криволинейных поверхностях.

02.03

Точение тарелки на токарном станке.

02.03

Точение тарелки на токарном станке.

09.03

Точение тарелки на токарном станке.

09.03

Точение тарелки на токарном станке.

16.03

Нанесение орнамента на поверхность тарелки.

16.03

Нанесение орнамента на поверхность тарелки.

23.03

Декорирование тарелки заоваленной резьбой

23.03

Декорирование тарелки заоваленной резьбой

06.04

Декорирование тарелки заоваленной резьбой

06.04

Декорирование тарелки заоваленной резьбой

13.04

Обработка изделия наждачной бумагой.

13.04

Обработка изделия наждачной бумагой.

20.04

Отделка изделия лакокрасочными материалами. Разметка долбленного изделия. Изготовление поверхности кудринской резьбой.

20.04

Отделка изделия лакокрасочными материалами. Разметка долбленного изделия. Изготовление поверхности кудринской резьбой.

27.04

Нанесение орнамента на поверхность изделия.

27.04

Нанесение орнамента на поверхность изделия.

04.05

Нанесение орнамента на поверхность изделия.

04.05

Нанесение орнамента на поверхность изделия.

11.05

Декорирование поверхности кудринской резьбой.

11.05

Декорирование поверхности кудринской резьбой.

18.05

Отделка изделия.

18.05

Отделка изделия.

Заключительное занятие.-2

25.05

Подведение итогов работы резьбы по дереву.Выставка работ учащихся.

25.05

Подведение итогов работы резьбы по дереву.Выставка работ учащихся.

Содержание курса.

II год обучения.

Тема 1 . Вводное занятие.

Беседа с учащимися о произведениях народного творчества в стиле резьба по дереву.  Зарисовка  учащимися образцов изделий резьбы по дереву. Различные виды зарисовок: быстрый набросок и длительная проработка. Материалы, используемые при создании зарисовок.

Тема 2.Декоративные и технологические особенности заоваленной резьбы.

Инструменты. Материалы. Приемы работы.

Постановка перед учащимися разных задач при копировании народных образцов орнаментов. Образцы для копирования –геометрической резьбы средней сложности на бытовых предметах.Практическая работа. Выполнение зарисовок с народных образцов.

Тема 3.Растительные мотивы в заоваленной резьбе.

Резьба подушечным фоном.

Создание собственных композиций резьбы по дереву в технике скобчатой и контурной резьбы. На основе зарисовок узоров геометрической резьбы учащиеся разрабатывают эскизы собственных композиций типа «сияние», «розетки» для оформления декоративных панно, шкатулок и коробок резных форм и размеров.Практическая работа.  Выполнение эскизов композиций типа «сияние», «розетка» для оформления панно, шкатулок и коробок каран-дашом на бумаге.

Тема 4. Анималистические композиции(на плоских поверхностях).

Резьба с подобранным фоном.

Перенос рисунков готовых композиций на  полуфабрикаты, полученные в школе на уроках технологии  и изготовленных на кружке: раз-делочные доски, крышки шкатулок, доски декоративного панно.

Практическая работа. Выполнение в материале композиций геометрической резьбы. Правила техники безопасности при работе с р е-жущими инструментами.

Тема 5.Исполнение резного рельефа на точеных или долбленых изделиях.

 Резьба по дереву «Татьянка»Художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы с заовалеными контуром, с подушечным и подобранным фоном.Современное направление резьбы резьба «Татьянка».История возникновения промысла. Мотивы орнамента, характерные для абрамцево-кудринской резьбы. Выбор древесины и инструмен-тов для создания плоскорельефной резьбы с заоваленым контуром и резьбы с подушечным фоном.Практическая работа. Резьба с заоваленым контуром. Выполнение надощечка узора «розетка» в технике заоваленого контура. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами. Тема 2 Рабочее место резчика. Правила безопасности работы при резьбе «Татьянка». Резьба по дереву «Татьянка» с растительным элементами.Практическая работа. Перевод рисунка (фрагмент растительного рисунка) на учебную доску и выполнение плоскорельефной резьбы на учебной доске.

Тема 6. Заключительное занятие.

Организация выставки работ учащихся.Показ иллюстраций, фотографий с изображениями различных экспозиций  произведений декоративно-прикладного искусства на выстав-ках. Обсуждение с учащимися вариантов экспозиции выставки учебных бот в школе.

Программа рассчитана на практический и теоретический этап.В теоретическом этапе раскрывается тесная связь между природой традицией жизнью народа и его историей. На теоретический этап отводится не более 25% учебного времени. Теоретический этап тесно связан с  практическим этапом и включает в себе историю развития резьбу по древесины, виды резьбы, развитие и устройство техники, правило техники безопасности.              Практически этап предлагает приобретение  учащимися навыков и умений по изготовлению изделий на основе знаний полученных при теоретическом обучении и закрепление знании полученных на уроках технологии. Последовательность ознакомления учащихся с разными приёмами и техникой обработкой материалов зависит от особенности изделия.Программа предусматривает последовательное усложнение задания, которое предстоит выполнить учащихся. В процессе решения творческих задач учащие получают знания по технологии изготовлении разных изделии из дерева их отделке, сведения об инструментах для резьбы. Так же составной частью является копирование образцов работ резьбы по дереву  в экспозициях.

Методическое обеспечение программы.

Формы проведения занятий:

  • теоретические: лекции, беседы, рассказы,показ презентаций, просмотр видероликов;
  • практические:консультирование, показ образца, выполнение работы по образцу, выполнение работы по технологической карте, планирование и  выполнение работы самостоятельно;
  • итоговые: выставки, творческие отчеты.

Методы и  приемы организации учебно-воспитательного процесса:

-рассказ,

-объяснение, устный и письменный инструктаж, демонстрация, самостоятельные наблюдения учащихся, упражнения, дизайн – анализ, метод проектов.

Основное место в освоении учащимися знаний и умений отводится практическому методу, направленное, прежде всего на непосредственное познание действительности. Так, на первоначальном этапе обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструмент, по координации движений. По мере углубления учащихся в работу следует приучать их самостоятельно анализировать ее ход и проводить необходимую корректировку.

Отдельно следует сказать о проектном методе, связанном с планированием и осуществлением определенной практической деятельности. Это чаще всего связано с работой над выбранным самим учащимся изделием. Для этого потребуются значительные затраты учебного времени, поскольку предполагает максимум самостоятельности и активности самого школьника. Но зато приобретаемые при этом знания и умения носят более осознанный характер.

Формы подведения итогов по теме,разделу:

  • зачет;
  • тестирование;
  • защита творческих проектов;
  • коллективные и персональные выставки изделий учащихся;
  • участие в конкурсах, фестивалях, творческих мастерских различного уровня.

Литература.

Для педагога:

1.Афанасьев А.Ф. Домовая резьба(альбом орнаментов)- М.: Народное творчество,2001

2.Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба-М.: Нива России ,1993

3.Дементьев С.В.Резьба по дереву.-М.:Издательский дом МСП,2000

4.Дубровин И.И. Домашний умелец.-Тверь: ЭКСМО-Пресс,2001

Для обучающихся:

1.Выпиливание лобзиком/Сост.Рыженко В.И./-М.:Траст пресс,1999

2.Изделия из шпона/ Сост.Пономаренко Т.В./-С.Пб.:Корона принт,1999

Рихвк Э.В. Мастерим из древесины.-М.:Просвещение,1998