Программы внеурочных курсов

Фаталиев Замедин Фаталиевич

Программа проектно-исследовательской деятельности разработана на основе требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,   направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение Белоярского района  «Общеобразовательная средняя (полная) школа с. Казым»

 Программа внеурочного курса

«Проектно-исследовательская деятельность»

Возраст участников:  10-12 лет

Срок реализации: 1 год

Фаталиев Замедин Фаталиевич

учитель технологии

2019-2020 уч.год

Пояснительная записка

Программа проектно-исследовательской деятельности разработана на основе требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,  направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

Программа проектно-исследовательской деятельности обучающихся предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение личностно и социально-значимой проблемы.

Программа   содержит следующие разделы:

- пояснительную записку, включающую  цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, перечень принципов организации образовательного процесса на ступени основного общего образования на учебно-исследовательской и проектной основе;

- описание основных направлений проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

- примерные формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

- планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, включая формирование социальных компетенций;

Основная цель программы – способствовать становлению индивидуальной образовательной  траектории учащихся через  включения  в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности в связи с друг с другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной  среде.

Для достижения этой цели при реализации данной программы необходимо будет решить следующие задачи:

  • описать специфику учебно-исследовательской и проектной деятельности на этапе основного образования;
  • построить этапы введения учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательную среду подростковой школы;
  • построить и описать  технологию реализации данных видов деятельности в образовательном процессе подростковой школы;
  • создать систему  оценивания  результатов  образования с использованием таких видов деятельности как учебно-исследовательская и проектная;
  • описать  образовательные результаты, которые могут быть получены в ходе реализации данных видов деятельности.

Учебно – исследовательская деятельность–  деятельность учащихся, связанная с решением  учащимися  творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным  решением и предполагающая наличие  основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной  проблематике, подбор методик исследования и практическое  овладение ими, сбор  собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы»

 Проектная деятельность учащихся –  это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность  учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего  результата деятельности. Непременным условием проектной  деятельности является наличие представлений о конечном продукте  деятельности  и этапов его  достижения.Эти виды деятельности  могут дать образовательные эффекты, если будут использоваться оба в образовательной  практике.

Если не задавать возможности для проектной  деятельности учащихся основной школы, а приоритетной и единственной считать только учебно-исследовательскую деятельность, то в силу  содержания учебно-исследовательской деятельности у учащихся может, во-первых, не хватить  ресурса двигаться в режиме постоянного  поиска, учитывая специфику их возраста и несформированность определенных способов деятельности, во-вторых, есть опасность из-за режима постоянного экспериментирования не дойти до оформления  результатов, что чревато отсутствием у учащихся определенной базы  знаний и умений, которой они могут  свободно и уверенно  пользоваться.

Таким образом, только во взаимосвязи и взаимодополнении учебно-исследовательская и проектная  деятельности учащихся основной школы  создают условия для становления  индивидуальной  образовательной траектории  учащихся основной школы.

Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это  означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков  в предметной области определенных  учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

Учебно-исследовательская и проектная  деятельности должны быть организованы таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношений в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности,  школьники овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание  различных  видов  познавательной  деятельности. Эти виды деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду  деятельности.

Программа рассчитана на 1 час в неделю- 35 часов в год

На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Основное содержание  программы

От проблемы к цели (3 ч)

Постановка проблемы. Постановка цели.Способ достижения цели.

            Постановка задач. Составления графика деятельности

Творческий проект(2ч)

Выбор темы и обоснование проекта

Технология проектирования и создания материальных объектов.

Работа со справочной литературой и каталогами (5ч)

Исследование проекта и его реконструкция

 Работа с первоисточниками, справочной литературой Виды справочной литературы.Размещение информации в справочной литературе

 Организация информации в каталоге. Виды каталогов.

Поиск информации в каталоге по заданному параметру и по самостоятельно заданному параметру.

Вместе к одной цели (2ч)

Коммуникативной компетентность .Правила командного поведения.Основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него.

Исследование проекта (2ч)

Исследование проекта и его реконструкция. Основные требования, предъявляемые к учебным проектам.Алгоритм выполнения проекта

Конструирование проекта (3ч)

Поиск альтернативных вариантов. Выбор оптимального варианта проекта.Чертеж.Графическая документация

Технология изготовления проекта (3ч)

Выбор материалов. Технологическая документация. Технологическая карта.

Изготовление проекта (8ч)

Выбор техники выполнения. Заготовки деталей проекта.

Обработка деталей  Сборка изделия. Отделка  готового изделия

Расчет себестоимости проекта(1ч)

Себестоимость изделия. Материальные затраты.Расходы на оплату труда.

Реклама(2ч)

Виды рекламы. Способы размещения рекламы.Реклама проекта

Конкурс проектов(2ч)

Конкурс проектов.  Подведение итогов конкурса

Защита проекта(1ч)

Способы защиты проектов. Защита проектов в виде презентации Презентация проектов

Подведение итогов (1ч)

Поурочное тематическое планирование

Тема раздела

Номер и тема урока

Кол-во
часов

От проблемы к цели

  1. Постановка проблемы.

Постановка цели.

  1. Способ достижения цели.

Постановка задач.

3 .Составления графика деятельности

3

Творческий проект

1. Технология проектирования и создания материальных объектов.

2. Выбор темы и обоснование проекта

2

Работа со справочной литературой и каталогами

1. Работа с первоисточниками, справочной литературой

2. Виды справочной литературы.

3.Размещение информации в справочной литературе

4.Организация информации в каталоге. Виды каталогов.

5.Поиск информации в каталоге по заданному параметру и по самостоятельно заданному параметру.

5

Вместе к одной цели

Как работать вместе

1. Что такое команда? (теория)

2. Что такое команда? (практика)

2

Исследование проекта

 Исследование проекта и его реконструкция

2

Конструирование проекта

1. Поиск альтернативных вариантов.

2. Выбор оптимального варианта проекта.

3. Графическая документация

3

Технология изготовления проекта

1. Выбор материалов.

2. Технологическая документация

3

Изготовление проекта

1. Выбор техники выполнения

2. Заготовки деталей проекта.

3. Обработка деталей

4. Сборка изделия.

5. Отделка  готового изделия

8

Расчет себестоимости проекта

 Расчет себестоимости проекта

1

Реклама

 Реклама проекта

2

Конкурс проектов

1. Конкурс проектов.

2. Подведение итогов конкурса

2

Защита проекта

 Презентация проекта

1

Итоговое занятие

1

Всего

35

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Иметь представление:

- о проектной деятельности  целом и её основных этапах;

- поиска информации по заданному параметру

Знать:

- способы первичной обработки информации

-правила командного поведения;

-основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него.

Уметь:

-обозначать проблему;

  - формулировать цель на основании проблемы;

    - формировать план деятельности.

   -самостоятельной работы с каталогами в библиотеке;

 -  находить информацию в справочной литературе;

    -устранять ошибки, допущенные при поиске информации

-работать с текстом при помощи разных приемов;

-комбинировать разные способы первичной обработки информации

- выполнять различные роли в команде

- обращаться за помощью в сложных ситуациях группового взаимодействия

Прежде всего,  оцениваются сформированность  универсальных учебных действий учащимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям:

  1. Презентация содержания работы самим учащимся:
  • характеристика самим учащимся собственной деятельности («история моих открытий»);
  • постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая оценка самим учащимся работы и полученных результатов.
  1. Качество защиты работы:
  • четкость и ясность изложения задачи;
  • убедительность рассуждений;
  • последовательность в аргументации;
  • логичность и оригинальность.
  1. Качество наглядного представления работы:
  • использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации;
  • качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения к работе).
  1. Коммуникативные умения:
  • анализ самим учащимся поставленных перед ним вопросов со стороны других учащихся, учителя, других членов комиссии, выявление учащимся проблем в собственном понимании и понимании участников обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ либо описание возможных направлений для размышлений;
  • умение активно  участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.

       Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности учащимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление учащимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.

Результаты и оценивание учебно-исследовательской и проектной работы школьников

Оценивание  этих видов работ школьников – сложная и совершенно новая для педагогов  задача. Такое оценивание может производиться не одной оценкой, а несколькими по разным основаниям. Так, можно предложить оценивать  проекты по следующим критериям:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
  • практическое использование предметных и универсальных учебных действий;
  • количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
  • владение  рефлексией;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

        Литература:

1.Учебник 5 класса « Технология» под редакцией В.Д. Симоненко , Вентана Граф 2011г.

2. К.Н.Поливанова «Проектная деятельность школьников», М- «Просвещение », 2011г.

3. Компакт диск « Практико-ориентированные проекты»(Технология)  5-8 класс  изд. « Учитель», 2011г



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

СОГЛАСОВАНО:                                                                                                                                                        Директор НРМОБУ                                                                                                                                            

«Салымская  СОШ №1»________  М.В. Жердев

Программа  дополнительного образования

« Художественная обработка древесины»

(по ФГОС)

на 2018 - 2019 учебный год

Классы: 5-11 классы

Уровень: базовый

Учитель: Фаталиев З.Ф.

п. Салым  2018-2019 год


Пояснительная записка

Рабочая учебная программа дополнительного образования для 5-11классов общеобразовательной школы разработана и составлена в соответствии с федеральным  государственным стандартом основного  общего образования примерной программы «Технология5-11классы»М:Просвещение2014года.                                                                      На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Обучение учащихся 5-11 классов изготовлению изделий народных художественных промыслов предполагает решение следующих основных задач:

  • раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

  • привить любовь к традиционному народному искусству;
  • сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно-

связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта; усвоить специфику художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация);

  • овладеть художественным строем орнамента в процессе изучения основных видов народного декоративно-прикладного искусства; развить художественно-творческие способности учащихся;
  • сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа.

Проектирование орнаментальных или сюжетных композиций должно вестись в единстве с целостным решением художественного изделия, что поможет развить у них чувство четкого понимания композиционных законов построения форм и декора. Поэтому эта работа должна быть положена в основу обучения учащихся декоративно-прикладному искусству и начинаться с самого простого: дать школьникам общее представление об орнаменте, его связи с природой, национальной культурой и т.п., о характерных особенностях его построения, художественно-образном содержании; раскрыть понятия симметрии и равновесия форм и т.п. Объяснение декоративно-прикладного искусства. Учителю предоставляется право работать по одному или нескольким направлениям, изменять содержание программ и перечень практических работ, вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем.

При оборудовании учебных мастерских, организации учебно-воспитательного процесса приоритетное значение должны иметь вопросы, связанные с обеспечением охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Актуальность программы

Художественная обработка древесины

Художественная обработка древесины- древнейший вид  народного декоративного искусства. В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических качеств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров.

Высокий уровень исполнительского мастерства, образная и поэтическая выразительность деревянных изделий всегда соединялись с утилитарным назначением вещей. Это во многом определяло и способы художественной обработки, и характер орнаментального декора, сохраняющий единство как в монументальных произведениях домовой резьбы или скульптуры, так и в оформлении домашней утвари, начиная от ткацкого стана, прялки, рубеля и кончая деревянной посудой и детской игрушкой.Издавна сложившиеся способы художественной обработки древесины, традиции образной

пластической выразительности форм, орнамента, замечательное мастерство работы по

дереву в наши дни развивают современные художники и мастера предприятий народных

художественных промыслов.

Учитывая особенности каждого из традиционных центров художественной работы по

дереву, программа ставит своей целью познакомить учащихся с наследием

художественной обработки дерева в каждом районе промысла, привить им любовь к

традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам работы по

дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного

художественного промысла. Практические занятия по данной программе совмещаются с

теоретическими.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которое предстоит

выполнять учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения к

работе.

В процессе решения творческих задач школьники получают знания по технологии

изготовления различных изделий из дерева, их отделке, сведения об инструментах для

резьбы, начальные представления о композиции и т.д.

Важной составной частью данной программы является копирование учащимися образцов

народной резьбы по дереву в экспозициях и в фондах художественных музеев.

Копирование народных образцов позволяет им понять и усвоить для себя не только

разные виды и технику резьбы, но и типовые композиции резьбы по дереву. Зарисовки,

собранные во время копирования произведений народной резьбы по дереву, - ценный

методический фонд каждого ученика, на основе которого им разрабатываются

собственные творческие композиции того или иного вида резьбы по дереву.

Копирование производится учащимися в виде зарисовок орнаментальных мотивов,

фрагментов, композиций резьбы в альбомах для рисования.

После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны

знать:

  • о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
  • об истории возникновения и развития местного промысла художественной работы подереву;
  • о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности,
  • о характерных особенностях местной художественной работы по дереву;
  • о художниках и мастерах, работающих с древесиной;
  • о полном процессе изготовления художественных изделий;
  • правила безопасности при обработке художественных изделий;
  • об организации и оплате труда на предприятиях народных художественных промыслов.

Учащиеся должны уметь:

  • делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;
  • разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе

местных традиций народного искусства;

  • владеть инструментом для работы по дереву;
  • выполнять несложные формы токарных изделий на станке;

  • владеть техническими приемами геометрической, контурной, скобчатой, плоскорельефной, глухой, ажурной, объемной резьбы по дереву в традициях местного художественного промысла;
  • выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий; выполнить итоговую квалификационную работу на присвоение соответствующего разряда рабочего по профессии «художественная резьба по дереву».

Возрастной диапазон: 12-17 лет

Срок реализации программы: 1 год

Программа кружка «Художественная обработка древесины» - художественно - эстетического направления, рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду – прикладной;

По типу – модифицированный;

По уровню освоения –  углубленный уровень.

В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.

Актуальность - данной программы заключается  в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе  рассмотрены все элементы технологии резьбы по дереву, выжигания, начиная  с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение  потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.

Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с  учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.

Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Художественная обработка древесины»

Обучающие

  • Формировать пространственное представление, художественно – образное   восприятие действительности;
  • Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
  • Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
  • Изучить  технологию работы лобзиком;
  • Изучить технологию работы прибором для выжигания;
  • Изучить технологию резьбы по дереву
  • Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

Развивающие:

  • Развивать художественно – творческие способности учащихся;
  • Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
  • Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

Воспитывающие:

  • Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
  • Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным           направлениям народного творчества;
  • Развивать  терпение, настойчивость, трудолюбие;
  • Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.

Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью данной программы от других программ  работы с древесиной - заключается в том, что она нацелена на освоение работы по выжиганию, резьбе по дереву, выпиливание ручным лобзиком из дерева. Обучающиеся  могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы.

В реализации программы участвуют

Дети в возрасте 12-17 лет.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для старшего звена

Срок реализации программы

1 год.

Форма и режим занятий:

Дети 12-13 лет 35 часов в год (1 час в неделю).

Форма занятий:

  • Беседы.
  • Объяснения
  • Рассказы
  • Практические работы
  • Выставки
  • Творческие отчеты

Характеристика ожидаемых результатов  обучения

В результате прохождения данной программы дети

должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,  электрофрезера);
  • иметь понятие о конструировании и моделировании;
  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

Должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;  
  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
  •  экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;
  • коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;
  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
  • применение полученных знаний на практике;
  • соблюдение технических и технологических требований;
  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
  • изготовление изделия в установленные нормы времени;
  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

  • экономия материалов;
  • желание трудиться;
  • познавательная активность и творческий подход;
  • самостоятельность;
  • партнёрские отношения при совместной работе.
Методы обучения
  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
  2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
  3. Практические: практические занятия;
  4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
  5. Эвристический: продумывание будущей работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  1. Выставки детского творчества
  2. Участие детей в районных, окружных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.

        

Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год.(ХОД)

№п.п

Дата

по плану

Дата

по

факту

Раздел программы,тема

Всего часов

количество часов

практика

теория

 Раздел I.  Выпиливание  лобзиком (20 часов)

1

04.09

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

1

1

2

11.09

Основы материаловедения.

1

1

3

18.09

Применение ажурной резьбы. Орнаменты для прорезной – ажурной резьбы.

1

1

4

25.09

Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

1

1

5

02.10

Технические приёмы выпиливания орнамента.

1

1

6

09.10

Сборочные и отделочные работы.

1

1

7

16.10

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

1

1

8

23.10

Работа над конструкцией изделия.

1

1

9

06.11

Отделка изделия.

1

1

10

13.11

Изготовление изделия.

1

1

Раздел II.  Художественное  выжигание (20 часов)

11

20.11

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

1

1

12

27.11

Декорирование изделий выжиганием.

1

1

13

04.12

Основы композиции.

1

1

14

11.12

Подготовка заготовок к работе.

1

1

15

18.12

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

1

1

16

25.12

Основные приёмы выжигания.

1

1

17

15.01

Технология  выполнения приёмов выжигания

1

1

18

22.01

Отделка изделия.

1

1

19

29.01

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

1

1

Раздел III.  Резьба по дереву (28 часов)

20

05.02

Организация рабочего места. Безопасные приёмы работы. Инструмент резчика по дереву.

1

1

21

12.02

Инструменты и материалы. Критерии выбора

1

1

22

19.02

Виды резьбы по дереву. Применение.

1

1

23

26.02

Особенности геометрической резьбы по дереву.

1

1

24

05.03

Орнамент и орнаментная композиция. Копирование несложных авторских композиций.

1

1

25

12.03

Составление собственных орнаментов. Подготовка основы к резьбе.

1

1

26

19.03

Приёмы резьбы простых элементов.

1

1

27

02.04

Приёмы резьбы розетт.

Особенности резьбы розетт.

1

1

28

09.04

Приёмы резьбы усложнённых орнаментов.

Безопасные приёмы работы.

1

1

29

16.04

Приёмы резьбы усложнённых орнаментов.

Безопасные приёмы работы.

1

1

30

23.04

Приёмы резьбы усложнённых орнаментов.

Безопасные приёмы работы.

1

1

31

30.04

Приёмы резьбы усложнённых орнаментов.

Безопасные приёмы работы.

1

1

32

07.05

Приёмы резьбы усложнённых орнаментов.

Безопасные приёмы работы.

1

1

33

14.05

Приёмы резьбы усложнённых орнаментов.

Безопасные приёмы работы.

1

1

34

21.05

Отработка навыков резных работ. Сравнение с образцами.

1

1

Всего часов

34

30

4

Содержание программы

Раздел I.  Выпиливание  лобзиком (10часов)

Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Теория. Введение (1 час). ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.

Тема 1.2. Основы материаловедения

Теория (1 час).  Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.

Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления

Теория (1 час). Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.

Тема 1.4. Виды  резьбы  по  дереву.

Теория (1 час).  Народные художественные традиции; Виды   и особенности резьбы  по  дереву.  Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание

Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь) (2часа).

Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

Теория (1 часа). Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком

Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь) (1 час).

Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.

Теория (1 час) Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.

Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет(2 часа)

Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.

Теория  (1час) Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.

Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки (2 часа).

Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

Теория  (1 час) Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- орнаментальные розетты и полосы;

- сетчатый орнамент.

Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.

Теория (1 час). Работа над конструкцией изделия.

- Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа:  сборка корзиночки для конфет (2 часа)

Тема 1.10. Построение орнамента.

Практическая работа: перевод рисунка  и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. (3 часа)

 -Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Тема 1.11. Отделка изделия.

Практическая работа: отделка изделия. (2 часа)

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- облицовывание шпоном;

- циклование и шлифование;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 1.12.  Изготовление изделия.

Практическая работа: выполнение настенного панно ( 3часа)

Раздел II.  Художественное  выжигание (10часов)

Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Теория ( 1 час ) Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем

Правила:

- поведения и техники безопасности;

- пожарной и электробезопасности;

- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.

Теория (1 час) Технология декорирования изделий выжиганием

. - Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания.

Тема 2.3. Основы композиции.

Теория (1 час)  Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия.

Тема 2.4.Подготовка заготовок к работе.

Практическая работа: подготовка древесины  к работе, выполнение контурного рисунка на древесине

- Основные требования к инструменту;

- уход за инструментом..(1 час)

Тема 2.5. Теория (1 час) Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

 - Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания;

- способы соединения деталей;

- сборка изделия;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа:  выполнение контурного  выжигания( 2 часа)

Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.

Теория ( 1 час) Технология  основных приёмов выжигания.

Практическая работа:  совершенствование приёмов выжигания. (2 часа)

Тема 2.7. Технология  выполнения приёмов выжигания  

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно   ( 2 часа)

Тема 2.8. Отделка изделия.

Практическая работа: выполнение настенного панно  (2 часа)

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Практическая работа: выполнение настенного панно

 - Форма и конструкция изделия;

- назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- изделия со сложным орнаментом.  (5часов)

Раздел III.  Резьба по дереву (14 часов)

Тема 3.1  Организация рабочего места (2 часа)

Теория: Организация рабочего места. Безопасные приёмы работы (1 час)

Практическая работа: организация рабочего места, знакомство с инструментом и оборудованием резчика по дереву (1 часа)

 Тема 3.2 Инструменты и материалы. Критерии выбора

Теория: знакомить с инструментами и вспомогательными материалами(1 час)

Практическая работа: варка прута и снятие коры (1 час)

Тема 3.3. Виды резьбы по дереву. Применение.

Теория: виды резьбы и применение  (1 часа)

Практическая работа: распознавание видов резьбы. особенности каждого вида и применение (1 часов)

Тема 3.4 Особенности геометрической резьбы по дереву(2часа)

Теория: геометрические орнаменты. Замкнуты, незамкнутые. Виды геометрических орнаментов, применение. Рассматривание готовых авторских орнаментных композиций(1час)

Практическая работа: составление геометрических орнментов из отдельных элементов.( 1 часа)

Тема 3.5.Орнамент и орнаментная композиция. Копирование несложных авторских композиций(4 часа)

Теория: Технология создания композиции. Принципы построения. (1 час).

Практическая работа: построение несложных орнмаентов и композиций для украшения столярного изделия (3часов)

Тема 3.6. Составление собственных орнаментов. Подготовка основы к резьбе (4 часа)

Теория: правила составления собственных композиций, приёмы работы, инструменты (1час)

Практика: составление композиций, орнаментов (3часа)

Тема 3.7 Приёмы резьбы простых элементов (2часа)

Практика: правила резьбы, основные приёмы резных работ по дереву. Безопасные приёмы работы (2 часа)

Тема 3.8 Приёмы резьбы розетт.

Особенности резьбы розетт (2 часа)

Практика: розетты, применение в оформлении изделий. Приёмы построения розетт. Деление окружности на равные части. Особенности резьбы розетт (2 часа)

Тема 3.9 Приёмы резьбы усложнённых орнаментов.

Безопасные приёмы работы (4 часа)

Теория: приёмы чтения усложнённых орнаментов. Место в композиции (1 час)

Практика: отработка навыков резьбы (3 часа)

Тема 3.10 Отработка навыков резных работ. Сравнение с образцами (2 часа)

Практика: отработка навыков резьбы. Алгоритм самоконтроля по образцам (2 часа)

Библиографический список

для учителя:

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978

2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.

3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.

6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.

7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.

8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.

9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.

10. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.

11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.

12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.

13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.

14. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.

15. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

16. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.

17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.

18. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.

19. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

20. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

Библиографический список

для учеников:

1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.

3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

4. Плетение из лозы. /Сост. Лисин А.С../. - С-Пб.: Корона принт, 1999.

5. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.

6. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.

7. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

8. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.

9. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

10. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

11. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

12. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.

Приложение 1

Инструктаж по технике безопасности при работе с ножом – косяком (резцом)

До работы:

  1. Проверить наличие спец – одежды.
  2. Проверить наличие необходимого оборудования и материалов к работе.
  3. Проверить исправность инструмента.

Во время работы:

  1. Работать только исправным инструментом.
  2. Не вырезать навису и на коленях.
  3. Не проверять заточку ножа пальцем.
  4. Не резать по направлению к себе.
  5. Левую руку (правую - леворукие) не держать на линии реза.
  6. Нож переносить только в чехле.
  7. Не резать ножом посторонние предметы, не затачивать ножом карандаши.
  8. Передавать нож крайне осторожно ручкой от себя.
  9. Работать хорошо заточенным инструментом (при резании тупым инструментом прилагается больше усилий и возможность пореза увеличивается).
  10. После работы прибрать рабочее место.