Участие в работе региональной научно-практической конференции по теме «Профессиональное самоопределение обучающихся: новые подходы, содержание и технологии».

Фаталиев Замедин Фаталиевич

В электронном сборнике содержатся материалы и доклады научно-практической конференции по теме «Профессиональное самоопределение обучающихся: новые подходы, содержание и технологии».

Организаторы конференции:

  • Департамент образования и молодежной политики автономного округа;
  • АУ «Институт профессионального образования и исследования рынка труда», г. Ханты-Мансийск

В сборнике содержится доклад  Фаталиева З. Ф. по обобщению опыта на тему  «Профориентационная работа на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление

Слайд 1 

Тезисы доклада, которые я хочу предложить вам сегодня в своём выступлении содержаться в моей статье «Профориентационная работа на уроках технологии

и во внеурочной деятельности», направленной для участие в научно-практической конференции по теме «Профессиональное самоопределение обучающихся: новые подходы, содержание и технологии».

Организаторы конференции: Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа и Институт профессионального образования и исследования рынка труда ХМАО.

Слайд 2

Эпиграфом своего выступления хочется привести слова Чернышевского:

 «Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии»

Слайд 3

В жизни каждого молодого человека рано или поздно  возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными,  не имея достаточного жизненного опыта для принятия решения, молодые люди должны определяться в столь важном вопросе.

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Но если выпускник школы не знает куда, в какое профессиональное русло направить свои усилия? Родители, как правило, настаивают на освоении школьником той профессии, которая обеспечит его высокий социальный статус и материальное благосостояние, а если еще и школьные оценки по конкретному предмету высоки, то поступление в определенное высшее учебное заведение может оказаться неизбежным. Поэтому очень важно предостеречь  школьника в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.

В последнее время в системе образования заметно усилился процесс реорганизации – идёт работа над образовательными стандартами, изменяется структура и спектр специальностей. Однако при этом, как и ранее, больше внимания уделяется получению академических знаний и значительно меньше – овладению практическими навыками работы в условиях изменяющейся экономики, поэтому особую актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения учащихся.

Слайд 4

Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы.  

Как помочь школьнику  самоопределиться, выбрать профессию по душе. На этот вопрос и должна отвечать   профориентационная работа, проводимая с   учениками школы. Следовательно, совершенно резонно возникает вопрос: кто должен проводить эту работу?

Слайд 5

Говорят любая профессия – врач, шахтёр, инженер, артист и т.д. – начинается с учителя.  На мой взгляд, важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии.  Предмет «Технология» - особенный, он помогает ориентировать в мир профессий, проявлять творчество и индивидуальность, подготовить школьников к самостоятельной трудовой деятельности.

  За много лет работы в школе на собственном опыте убедился, какими большими возможностями обладает наш предмет для   открытия у детей широких возможностей для самореализации и  самоутверждения.

  У учителей технического труда большие возможности для профориентационной работы со школьниками, для их воспитания и разностороннего развития. Содержание предмета «Технология» даёт возможность ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Разумеется, содержание  предмета обогащается и конкретизируется от класса к классу. Однако, работа эта становится эффективна в том случае, если профориентационный материал тесно связан с темой урока.  

Слайд 6

 В зависимости от обстоятельств и условий проведения занятия профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретической или практической его части.  Например, в 8 классе при изучении раздела «Электротехнические работы», на вводном уроке рассказываю о профессии  электромонтёра и инженера-электрика. А  в 7 классе,   при изучении темы «Приемы работы на токарно-винторезном станке», входящей в раздел «Технология создания изделий из металлов», предлагаю ребятам презентацию о профессии  токаря-винторезщика.

Слайд 7

Особое внимание уделяю  знакомству с рабочими специальностями. Хоть сегодня дети в основном нацелены на ВУЗы, не у всех получится осуществить свои мечты. Ребята должны знать о рабочих профессиях, осознавать их место на рынке труда.   Нацеливаю учеников  на то, что многие из рабочих профессий имеют высокий уровень востребованности.  

 В ходе изучения теоретического материала и выполнения практических работ на уроках технологии, школьники знакомятся с содержанием и условиями труда по ряду таких профессий как,  станочник широкого профиля, плотник, столяр, лесозаготовитель, металлург, литейщик и т. д.  

 

Слайд 8

  Ни с чем не сравнить возникающие у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому передо мной, как  учителем технологии, стоит задача так организовать  деятельность учащихся, чтобы каждый ученик   испытал подобные чувства,   чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес к выбору  профессии.  Для решения этой задачи я  применяю в своей работе проектный метод обучения. В процессе выполнения проектов учащиеся создают изделие своими руками, занимаются исследовательской деятельностью по ознакомлению  профессий, связанных с историей этого предмета или изделия.

Слайд 9

Особое внимание обращаю на отражении в тематике проектов региональных и местных особенностей, связанных с творчеством народных умельцев. Наиболее востребованными темами проектов  стали такие, как:  «Давящая ловушка для пассивной охоты «Черкан»», «Сотуп» (ножны, прикрепляющиеся на поясе охотника),  «Слопец» (ловушка для медведя, зайца и глухаря), «Манчук» (приманка для уток), «Хантыйская изба», «Олень»  и прочие.   При выполнении творческих проектов  дети не только овладевают умениями и навыками, но и активно участвуют в поиске сведений о профессиях резчика по дереву, плотника и т. д.

 В нашей школе, где основная часть детей - представители коренных малочисленных народов Севера, обучение предмету «Технология»  имеет свои особенности.  Труд,  быт  и культура этих народов  неразрывно связаны со средой  обитания.  Особенностью воспитания семьи коренных национальностей является принцип «Делай, как я». Поэтому важным аспектом в своей деятельности  по профориентационной работе считаю: поддержание естественной любознательности и интереса к труду местных национальных  мастеров и к профессиям нашего села, а так же к рабочим профессиям, тесно связанными со спецификой предмета «Технология».

Слайд 10

Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным внеурочным мероприятиям. При этом большую роль играют школьные кружки.  

Слайд 11  

  Для возможности учащихся проявить себя в профессиональной трудовой деятельности, мною разработана программа  дополнительного образования «Резьба по дереву», реализация которой способствует развитию художественно-творческих способностей учащихся, открытию широких возможностей для самореализации и  самоутверждения, развитию познавательного интереса к национальной культуре, формированию национального самосознания, а вследствие этого, и выбору профессии по душе.

Слайд 12  

На протяжении нескольких лет мною  вёлся  элективный курс «Основы предпринимательства». Привитию интереса к профессии способствовали  производственные экскурсии. В рамках программы элективных курсов учащиеся посещали предприятия местных предпринимателей. Трое моих учеников стали Лауреатами I степени в муниципальном конкурсе детского творчества «Я – предприниматель».

Чтобы запланированные мероприятия соответствовали запросам  детей,   выясняю, чего же хотят дети? Простой и надёжный метод анкетирования вполне здесь уместен. Ребята заполняют анкеты,  в которых пишут о предпочтительных для них мероприятиях, о предприятиях, на которых они хотели бы побывать на экскурсии.

Слайд 13  

Один учитель технологии не сможет полностью справиться с таким воспитательным блоком как профориентация. Ему нужна команда, которая поможет более эффективно провести комплекс мероприятий.

Несомненным помощников в моей работе стал Казымский  этнографический  музей–парк. Работники музея неоднократно выступали организаторами профориентационной экскурсий, на которых знакомили школьников с такими профессиями как: экскурсовод, резчик по дереву, плотник, фотограф, оформитель, дизайнер.

Из совместных мероприятий, проводимых  с  этнографическим  музеем, хотелось бы отметить самые яркие, запоминающиеся  для детей:

- выставки декоративно-прикладного творчества;

- мастер-классы на базе школы и музея;

- конкурс изделий коренных народов севера.

  Встречи с   народными умельцами  -  резчиками по дереву, стали неотъемлемой частью совместной работы школы и музея.

Стало традицией на  заключительное занятие в конце учебного года  приглашать бывших выпускников школы, успешно работающих  в различных сферах местного производства.

Слайд 14

В рамках недели технологии проводились конкурсы, викторины, учащимися выпускались сненгазеты. Все мероприятия способствовали поддержанию интереса ко многим     профессиям.  

Так же в рамках недели технологии школу приглашаю родителей учеников,  профессии которых связаны со спецификой предмета «Технология».

Слайд 15

Поскольку учитель технологии имеет возможность тесного общения с учащимися на протяжении большей части их школьного детства, он может внести значительный вклад в подготовку своих воспитанников к осознанному выбору профессии, а  использование  системного подхода в профессиональной ориентации школьников поможет им в выборе своей жизненной и профессиональной траектории.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Профориентационная работа на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Слайд 2

«Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии» Н. Чернышевский

Слайд 3

В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта для принятия решения, молодые люди должны определяться в столь важном вопросе. Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека.

Слайд 4

Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы

Слайд 5

Предмет «Технология» - особенный, он помогает ориентировать в мир профессий, проявлять творчество и индивидуальность, подготовить школьников к самостоятельной трудовой деятельности.

Слайд 12

Лауреатами I степени в муниципальном конкурсе детского творчества « Я – предприниматель » стали: Мухлынин Владимир Захаров Александр Лозямов Кирилл Пяк Алексей

Слайд 13

Сотрудничество с Казымским этнографическим музеем-парком - Выставки декоративно-прикладного творчества; - Мастер-классы на базе школы и музея; - Конкурс изделий коренных народов севера . Встречи с резчиками по дереву, стали неотъемлемой частью совместной работы школы и музея.

Слайд 14

Неделя технологии

Слайд 15

Спасибо за внимание!