Творческие проекты моих учеников

Фаталиев Замедин Фаталиевич

              На этой странице   опубликованы учебные творческие  проекты 

               учащихся, представленных

              на муниципальном конкурсе  учебных проектов

              в номинации "Декоративно-прикладные изделия", всероссийском конкурсе 

              и интернет-выставке творческих проектов учащихся

              

              

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

Ханты-Мансийский автономный округ.

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

(НРМОБУ «Салымская СОШ №1»)

 Творческий проект

                                                     Светильник напольный

Автор проекта:

Скопинцев Дмитрий

учащийся 10 класса

НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

Руководитель:

Фаталиев Замедин Фаталиевич

 учитель технологии

НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

с/п Салым

                                                           2019-2020 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………….2

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
  1. Истрия появления и развития осветительных приборов

            и их эволюция …………………………………………………6

  1. История  морской соли………………………………...............8
  2. Выявление основных требований…………………………….9
  3. Конструирование светильника………………………………10

1.4.1.  Аналитический обзор аналогов и прототипов объекта…….10

       1.4.2.  Систематизация и анализ функций объекта…………………13

       1.4.3.  Классификация материалов светильника…………………….13

       1.4.4.  Обоснование и подбор материалов…………………………...14

       1.4.5.  Предметный анализ элементов конструкции изделия………15

       1.4.6.  Выбор электроники……………………………………………16

       1.4.7.  Выбор оборудования, инструментов и приспособлений…...17

       1.4.8. Правила техники безопасности………………………………..17

       1.4.9. Выбор технологий изготовления изделия…………………….17

 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

       2.1. Технологическая таблица………………………………………...19

       2.2. Экономический анализ…………………………………………...23

       2.4. Экологический анализ……………………………………………25

       2.5. Испытание и оценка изделия…………………………………….26

       2.6. Отзывы об изделии……………………………………………….26

       2.7. Реклама изделия…………………………………………………...28

 3.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………29

 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………29

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….30

ВВЕДЕНИЕ

Уют и комфорт в помещении формируется сразу несколькими элементами интерьера: цветовой гаммой отделки, фактурой текстиля, стилем обстановки, освещением.

А я считаю, что уют в большей степени создает именно освещение.

Никто даже представить уже не может нашу жизнь без освещения. Свет играет важную роль в жизни человека: он дает возможность работать в темное время суток, создает условия для отдыха и общения, создает настроение и впечатляет. Задач, которые решает освещение много.  Правильно спроектированное и подобранное освещение обеспечивает комфорт и настроение, повышает работоспособность, способствует сохранению здоровья. Подбор качественного освещения — это не только достижение достаточной освещенности, но и надежность, безопасность, экономичность. Выполнять эти функции призваны осветительные приборы – светильники. Более того, сейчас они не только выполняют свое основное предназначение – обеспечивать освещение, но и являются важной частью интерьера, способной придать ему необычную атмосферу.

В  наше время светильники – это один из самых главных элементов декора.
Выбрать себе светильник, это как написать картину или стих, ведь выбор настолько огромен.

Развитие современного жилища предопределяет возрастающий уровень требований к   освещению и бытовым светильникам. В условиях массового и типового строительства, когда помещения   по своим планировочным решениям мало отличаются друг от друга, светильник как один из важных элементов оборудования интерьера является не только орудием утилитарного освещения, но и средством эстетической индивидуализации жилища, повышения его комфортабельности, создания домашнего уюта.  

В последнее время очень популярным направлением в дизайне и изготовлении предметов интерьера стало сочетание разных материалов в одном изделии, т. е комбинирование материалов.   Не исключение и светильники.

В магазинах можно найти много элементов декора, но нет ничего дороже того, что сделано своими руками. Красота такого изделия наиболее выразительна, если оно сделано с душой.

Обоснование проблемы и формулировка темы проекта

В нашей школе недавно открылась комната релаксации или как её ещё называют сенсорная комната или комната психологической разгрузки. Комната представляет собой помещение,  где ребенок или взрослый, пребывая в  комфортной обстановке,  может расслабиться и отдохнуть.  Сенсорная комната является  профилактическим средством школьного переутомления.  В условиях сенсорной комнаты создается ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижается беспокойство и агрессивность, снимается нервное возбуждение и тревожность.  Ввиду того, что в нашей школе обучаются также и дети с ОВЗ, то  нахождение в   такой комнате  восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие,   стимулирует психическое развитие, что является особенно важным в  условиях школы.

Придя однажды в эту комнату,  в конце учебного дня, отдыхая под спокойную умиротворённую музыку, я обратил внимание на то, что в этой комнате чего-то не хватает. Я долго не мог понять, чего. Правильного освещения! Система освещения в сенсорных комнатах – главное условие благоприятной обстановки. Мягкий приглушенный свет создает приятную и спокойную обстановку. Ведь в атмосфере приглушенного мягкого медленно плывущего света, лежа в «сухом бассейне» или на мягких пуфиках,  у ребенка  в такой   комнате будет создаваться ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности, что наилучшим образом будет способствовать установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и специалистом.  Там же, в комнате релаксации, мне голову пришла великолепная идея,  спроектировать и изготовить такой осветительный прибор, который бы послужил прекрасным дополнением к оснащению комнаты.

Я долго думал, каким же должен быть светильник, чтобы он мог прекрасно вписаться в интерьер комнаты релаксации. Идея пришла внезапно. А что если попробовать скомбинировать несколько материалов в одном изделии? «Тёплое» дерево и «холодное» стекло – два   материала, которые послужат прекрасным дополнением друг друга! «Светильник напольный» - так назвал я тему своего проекта.

Мой выбор обосновывается  тем, что это изделие  я смогу выполнить самостоятельно, на практике хорошо владею всеми инструментами, имеющимися в школьной мастерской, а материалы в наше время без каких-либо проблем приобрести в магазине, либо использовать часть материала, имеющегося в школьной мастерской.

В итоге у меня получится красивый светильник, которого не найдёшь и не купишь нигде. Я надеюсь, что мой необычный светильник   послужит хорошим украшением для любого интерьера, а станет замечательным подарком для школы.

Кроме того, изготовление  такого необычного светильника для меня — еще один шаг по ступеньке развития, так как это изделие более сложное в изготовлении. Оно требует больших усилий, умения, точности, аккуратности, знаний. Также оно дает больше возможностей проявить свои способности.

Актуальность работы «Светильник» с  применением различных материалов и их сочетанием обуславливается современными требованиями к уровню качества и стоимости оригинальных авторских предметов интерьера, в том числе осветительных приборов.

Грамотное освещение помещения - это залог создания комфортных условий для человеческой деятельности и отдыха. Поэтому проектирование и изготовление светильников является очень важной темой в современной дизайнерской  среде.

          Предметом исследования является непосредственно разработка напольного светильника.  В исследовании содержатся этапы эскизирования и проектирования изделия, подбор материалов, а также непосредственно технология изготовления проекта.

  Практическая значимость связана с изучением технологии изготовления светильника, разновидностей и способов освещения, функциональных особенностей осветительного прибора, стилевых и конструкционных решений.

           Основной целью  является разработка дизайна авторского светильника и его изготовление.

       Реализации поставленной цели способствует ряд последовательно решаемых задач:

  • проведение исторического анализа развития современных осветительных приборов;
  • проведение обзора аналогов - анализ существующих светильников, их конструкций, путей передачи света;
  • разработка эскизов и чертежей светильника;
  • изучение технологических процессов и выбор наиболее оптимального;
  • рассмотрение   вопросов,  связанных         с производственной и экологической безопасностью.
  • изготовление изделия в реальную величину.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

  1. История появления и развития осветительных приборов и их эволюция

Каждая в мире вещь имеет свою историю… 

         Первобытные люди не только жгли костры на стоянках и поддерживали очаги в своих собственных пещерах, но и использовали факел в виде лучины в качестве светильника.

         Подсвечники, а также фонари со свечками изнутри применялись в качестве главного облика осветительного устройства на протяжении множества веков. А люстры, временами достигая гигантских размеров, были также своего рода подсвечниками вплоть до конца XIX века.

Со второй половины XIX века огромную популярность получили лампы на керосине, которые, впоследствии, были вытеснены светильниками с электролампами.

В 1880 г. Эдильсон создает лампу со временем горения 40 часов, которая постепенно

вытесняет газовые светильники. Стремление украсить электрическую лампочку со временем вылилось в целое направление дизайна.

         Электрический свет стал в конце XIX века настоящей сенсацией. Электрическое освещение использовалось для создания атмосферы или для того, чтобы подчеркнуть какую-то деталь интерьера. Но дизайнеры и производители сосредоточили свои усилия на том, чтобы сделать электрический свет как можно более желанным новшеством, используя дизайн и специальные источники энергии.

         Очень популярны были ночники, в которых использовались непрозрачные абажуры из стекла или скульптуры с небольшими отверстиями. Дизайн многих светильников предполагал использование открытых электрических ламп. Тогда формы электрических ламп не были ограничены какими-то стандартами. Каждый производитель разрабатывал и выпускал собственные модели, часто обладавшие оригинальной изысканной формой.

         Хотя до XX века основной тенденцией в мире интерьеров и светильников было усложнение конструкций и мотивов, уже к 20-м годам начали быстро распространятся тенденции к упрощению форм. Ведь если задуматься, изящная простота предметов, которые раньше презрительно назывались «бытовыми» легко приходится по вкусу тем, кому уже надоели роскошные, но зачастую слишком массивные и претенциозные люстры. Эта тенденция характерна, разумеется, не только для светильников и тесно связана с демократизацией общества. Ведь люди из разных сословий становятся наравне друг с другом, и мировое искусство получает новый виток в своем развитии. И вместе с ним развивается и искусство создания светильников.

          Изобретенная Эдисоном лампа накаливания в классическом виде была единственным источником света до конца 30-х годов 20 века. В 1938 году появились люминесцентные лампы или лампы дневного света. Их изобрёл в1926г. Эдмунд Джермер. В 1940-е гг. возникла ещё одна альтернатива обыкновенной лампочке: рефлекторные лампы, отличавшиеся от люминесцентных зеркальным слоем, наносившимся на часть внутренней поверхности стекла. Свет стал более экономичным и направленным.

Рефлекторные лампы, несмотря на их величину,  можно  было спрятать, полностью вмонтировать в стены и потолок. Скрытое освещение стало популярным. Люстры, бра, декоративные светильники стали восприниматься как анахронизм, а в потолках и стенах по всему дому появлялись ряды рефлекторных ламп. К началу 1960-х получили распространение настенные софиты,   которые использовались для освещения тех объектов, которые не могли осветить скрытые источники света.

         Новый шаг в развитии техники освещения был сделан, когда в конце 70-х годов 20 века начали выпускать галогенные лампы.  Световая электроника развивается необычайно бурно. Сегодня повсюду применяется регулируемый свет, с использованием микропроцессоров в системах регулировки и контроля. Появилось новое поколение люминесцентных ламп, у них изменилось качество светопередачи, возможности регулировки, размеры. Современные энергосберегающие лампы, являющиеся компактными люминесцентными лампами, потребляют энергии в пять раз меньше, а служат в восемь раз дольше, чем обычные лампы накаливания, - около десяти тысяч часов. Однако дальнейшая эволюция источников света, вероятно, будет связана с волоконной оптикой – технологией передачи света по тончайшим нитям-волокнам из прозрачных материалов. Сейчас она чаще всего применяется в ванных комнатах, саунах, бассейнах, то есть там, где точечный направленный электросветильник может быть источником риска для жизни.

          Создание новых технологий источников света не прекращается и по  сей день, пока инженеры работают над улучшением технологий, в научных лабораториях исследуются возможности технологий будущего.

  1.  История  морской соли

Так как в конструкции светильника в пространстве между стёклами я решил засыпать морскую соль как декоративную составляющую светильника, хочется немного пролить свет об истории  морской соли.

Традиция добывать соль из моря достаточно древняя и насчитывает более 4000 лет. Считается, что первыми выпаривать соль стали обитатели стран Восточной Азии   и Средиземноморья.

Ещё во времена Гиппократа люди заметили, что соль из моря обладает лечебными свойствами, в частности оказывает благотворное влияние на регенеративные процессы в организме. Но полезные свойства морской соли не ограничиваются лишь этим.

Морская соль добывается из морской воды. Первыми добывать морскую соль стали жители стран с жарким климатом (Италия, Греция). Для этого создавалась сеть мелководных прудов. В первый пруд через каналы поступала морская вода. Под палящим солнцем она начинала испаряться.   После высыхания воды в этом пруде на дне оставалась только соль. Этот метод используется и по сей день. За год в мире получают около 6-6,5 миллионов тонн морской соли.

Например, египетские рабы не только трудились при строительстве величественных пирамид, но и занимались выпариванием из морской воды соли.

Китайцы одни из первых правильно оценили важность этого продукта, и также в числе первых придумали пополнять государственный бюджет за счет введения налога на соль. 

В Древнем Риме не утруждали себя поиском сложных путей получения продукта, а поступали предельно просто. Производство ее заключалось в сборе концентрированного раствора соли в его естественных источниках и последующем выпаривании с помощью огня.

Интересно, что морская соль добывается не только в странах с жарким климатом. В более «холодных» странах соль просто выпаривается из морской воды в специальных чанах. Так морскую соль получали в Англии и России.

В древности соль ценилась буквально на вес золота. Нехватка соли вызывала и народные волнения. В истории известны соляные бунты.

Трудно представить, что в прошлом во многих странах соль служила источником пополнения казны, важным предметом торговли. Соль была очень дорога. Из-за нее велись кровопролитные войны между соседними народами.

В некоторых странах соль выполняла функцию денежной единицы.

В современном мире применение соли  очень разнообразно.  

  Веками полезные свойства морской соли использовали для лечения самых различных заболеваний.  

Морскую соль применяют  в кулинарии, для проведения лечебных процедур.  В последнее время она пользуется огромной популярностью у косметологов и психологов.

Особой популярностью в последнее время стала пользоваться морская соль в качестве  наполнителя светильников, а также из кристаллов соли изготовляют соляные лампы.

  1. Выявление основных требований к изделию

Проектируя объекты, я постарался учесть следующие требования к изделию

Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя

не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство…

  1.  Конструирование светильника

Данный раздел содержит аналитическую информацию, касающуюся дизайн-концепции светильника, его составных частей, разработку конструкции изделия, а также обоснование выбора стилевого решения, материалов, расчет конструкции и других параметров изделия, кроме того, производится обзор существующей продукции в рамках заданной темы.

1.4.1. Аналитический обзор аналогов и прототипов объекта

Для начала разработки собственного дизайн-проекта, в первую очередь необходимо провести обзор существующих аналогов и прототипов. Перед началом отбора аналогов, необходимо выделить параметры, по которым они будут подбираться. Факторы выбора аналогов представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Основные факторы отбора аналогов

Фактор

Описание

Тип изделия

Основная группа, к которой можно

отнести объект. Определяется основной функцией.

Область применения

Является объект  (частью интерьера, обладает различными функциями)

Способ установки/крепления

Способ размещения объекта в пространстве (на полу/земле, на стене, на потолке и т.д.)

Материал изготовления

Непосредственно материал, из которого изготовлена основная часть конструкции.

Технология изготовления

Способ изготовления изделия.

Согласно представленным факторам, выбранные для анализа объекты соответствовали следующим параметрам:

  • Тип объекта – светильник
  • Область применения – интерьерный;
  • Способ установки – напольный;
  • Материал изготовления – стекло, древесина;
  • Технология изготовления – склеивание.

Аналоги, соответствующие данным параметрам, были отобраны из электронных

ресурсов и каталогов.

Таблица 2 – Идеи светильника

На основе проведенного аналитического обзора можно сделать вывод, что    светильники являются  как эстетичными,  так и  технологичными объектами. Используемые материалы чаще всего просты – стекло, пластик, оргстекло, древесина.     Конструкции сложные, присутствуют декоративные элементы, что  придаёт светильникам оригинальность и индивидуальность.  

После оценки результатов проведенного анализа мною было принято решение остановиться на более   технологичном виде изделия и в то же время сосредоточиться на эстетической составляющей.

  Конструкцию своего светильника я решил разработать сам, взяв в основу прототип под номером 2 из стекла и внеся в него ряд существенных изменений.

  1. 1.4.2. Систематизация и  анализ функций объекта

Каждое изделие,  вне  зависимости от своего типа,        выполняет определенные функции, заложенные в него конструктором. Прежде чем приступать к разработке проекта, мне было необходимо выделить эти функции, чтоб впоследствии убедиться, что разработанное        изделие                их выполняет, причем таким образом, что выполнение одной из функций не создает помех для выполнения другой. В первую очередь, были выделены функции, присущие  всем светильникам:

  • освещение пространства помещения;
  • элемент дизайна интерьера;
  • художественно выразительный арт-объект;

            После проведенного  анализа всех функций светильников, я пришёл к выводу, что для размещения моего светильника в комнате релаксации не хватает главной и основной функции   -    элемент коммуникации, влияющий на психологический климат.

Таким образом, подводя итог проведенного анализа, следует отметить, что в процессе разработки светильника  в первую очередь мною учитывалось несколько функций: декоративный светильник как интерьерный арт-объект,  функция освещения пространства,  элемент интерьера и  элемент коммуникации, влияющий на психологический климат.

         1.4.3. Классификация материалов светильника

Одними из важнейших факторов, влияющих на качество изделия, являются физические и механические свойства материалов. Для конструкции светильника важными требованиями являются технологические, эстетические, экономические, функциональные,  требования.

Материалы, использующиеся в производстве светильника, подразделяются на три группы: конструкционный материал, материал, пропускающий свет, материал, выступающий в роли наполнителя светильника.

Конструкционный материал, применяющийся для корпуса светильника, не выполняют особых светотехнических функций. Он применяется исключительно для формирования конструкции. Для уголков, основания и крышки светильника  я использовал древесину сосны. Пропускающие свет материалы бывают двух видов:  силикатные и органические. Я решил использовать в своей конструкции   силикатный материал – стекло.

Материалом, выступающим в роли наполнителя между стёкол, является морская соль.

1.4.4. Обоснование и подбор материалов

Очень важным элементом создания светильников является правильный выбор материалов. Как при выборе конструкции, формы и отделки, так и при выборе материала необходимо учитывать технологию  изготовления. Грамотный подбор материала обеспечивает не только правильное рассеивание света, но и надёжную защиту светильников от негативных внешних воздействий (влаги, загрязнений, агрессивных соединений и других).

Выбор стекла

Для проектируемого светильника  одним из материалов  мною было выбрано  стекло, которое лучше всего удовлетворяет всем предъявленным критериям.

Стекло – это материал, по некоторым свойствам не имеющий аналогов. Это поистине  волшебный материал, обладающий множеством различных свойств и применений. Стекло использовал двух видов: гладкое 4 мм и матовое рифленое. Матовое рифлёное стекло решил использовать для того, чтобы оно немного задерживало и   потоки света, для создания более приглушённого освещения.

Стекло представляет собой неорганический, прозрачный  материал, который можно формовать в любую форму. Стекло представляет собой смесь  различного  сырья. Как и у любого другого материала, у него есть свои плюсы и минусы.

К плюсам относятся следующие характеристики: преломляет или пропускает свет,   полностью устойчиво к атмосферным воздействиям,  не ржавеет, оно не разлагается постепенно,   имеет гладкую глянцевую поверхность,   отличный изолятор против электричества, устойчиво к истиранию,    стабильно в широком диапазоне температур.

К недостаткам можно отнести исследующие характеристики: очень   хрупкое, имеет меньшую ударопрочность, имеет достаточно тяжёлый вес.

 

Выбор древесины   

В качестве конструкционного материала для поддержания светильника я решил использовать  дерево. Изделия, выполненные из дерева, особенно светильники, всегда будут красивыми и гармоничными элементами любого интерьера. Дерево придает помещению «природный» вид, положительным образом влияя на психическое и эмоциональное состояние человека.

Использование дерева для изготовления светильника несет следующие положительные аспекты:

  • экологичность, так как дерево является наиболее экологически чистым материалом из всех возможных;
  • положительное влияние на эмоциональную и психологическую составляющую человека;
  • податливость материала при механической обработке;
  • подобного рода осветительные приборы только своим присутствием в доме создают дополнительный комфорт, непринужденную атмосферу, а также располагают к отдыху;
  • дерево из всех известных материалов наиболее близко к природе, поэтому лучшим образом воспринимается человеком, не вызывая негативных ассоциаций.

Несмотря на обширнейший перечень положительных качеств, имеются некоторые недостатки. К минусам использования светильников из дерева относится следующее:

  • горючесть материала (дерево имеет высокую пожароопасность);
  • излишняя подверженность изделий повреждающему влиянию внешних факторов;
  • необходимость подвергать материал специальной обработке. Для этой процедуры необходимо использовать специальные средства защиты (лаки, растворы и т.д.).

Из всех имеющихся видов древесины в школьной мастерской, я решил выбрать древесину сосны. Она прочная, твердая, устойчива к нападениям насекомыми, к поражению грибками и гниению, легко поддается резке, обработке рубанком, фуганком, хорошо склеивается.

Выбор межстекольного наполнителя

         Для того, чтобы заполнить внутреннее пространство между стёкол светильника,  я решил использовать морскую соль.  Она выступает в качестве наполнителя для светильника. И хотя морская соль обладает множеством целительных свойств для человека, в данном светильнике она изолирована, поэтому целебных свойств для окружающих не несёт.

1.4.5. Предметный анализ элементов конструкции изделия

При разработке изделия следует учитывать, что любой сборочный объект состоит из некоторых конструктивных элементов. После проведения аналитического обзора аналогов стало очевидно, что для  светильника можно  выделить следующие конструктивные элементы: основание, съёмная крышка (для необходимой замены светодиодной ленты), стойка (шпилька) для держания светодиодной ленты, пластиковая труба, светодиодная лента, стекольный блок,  деревянные уголки, наполнитель в виде морской соли,  сетевой шнур, блок питания, регулятор.

  1. Выбор электроники

Сегодня на прилавках магазинов представлена масса всевозможных источников света, начиная с традиционных ламп накаливания и заканчивая современными люминесцентными разновидностями. Не последнее место среди них занимает светодиодная лента, работающая на основе светоизлучающих диодов.
          Что такое светодиодная лента? Речь идет об источнике света, который имеет вид этакого гибкого шнура.   Лента из светодиодов может излучать монохромное свечение, а может мигать всеми цветами радуги, переливаясь, меняя один оттенок на другой, создавая эффект «бегущей волны» и так далее. Светодиодная лента является сравнительно новым источником света, но уже успевшим заслужить популярность у пользователей. С ее помощью можно решать самые разные задачи, тем более что энергии она потребляет совсем немного.

Данный источник света имеет массу достоинств и преимуществ перед своими собратьями:

  • может работать от разного напряжения, экономно расходуя электроэнергию;
  • светодиодная лента с пультом позволяет регулировать освещение, не вставая с дивана;
  • продолжительный период эксплуатации – 30 тыс. ч;
  • различная цветовая гамма, возможность сочетать оттенки;
  • пожаробезопасность.   Температура светодиодной ленты не превышает 50° С:
  • экологичность. В ленте отсутствуют вредные и токсичные вещества;
  • простая схема установки;
  •  максимальная мощность излучаемого потока.

Большинство электроприборов и компонентов электроники требуют для своей работы источник напряжения. Им является  обычная  электрическая сеть, которая присутствует в  любом помещении в виде розетки 220 В.

Чрезвычайно важным является обеспечение электробезопасности при эксплуатации и удобное размещение органов управления.

  1.  Выбор оборудования, инструментов и приспособлений

Для изготовления светильника я использовал в своей работе следующие инструменты и приспособления: бумага для эскиза и чертежа, карандаш, линейка, гаечный ключ, ножовка, изолента, электропаяльник, рейсмусовый станок, шуруповёрт, электролобзик, шлифовальная шкурка, кисть щетинистая,  клей для древесины «Солит», лак бесцветный, клей «Супер момент», гайки, шайбы, стусло, строительный скотч, клеевой пистолет.

  1.  Техника безопасности при выполнении работ

         Правила техники безопасности при электромонтаже светодиодной ленты

  1. В отношении печатной платы не допускается сильных механических воздействий.                                    
  2.  Максимальный радиус изгиба не должен быть меньше 20 мм.
  3. При  креплении  ленты   на проводящую ток поверхность, положить изолирующую  прокладку.
  4. Соблюдать полярность контактов.
  5. Спайка элементов осуществляется паяльниками малой мощности.  
  6.  Запас мощности  блока питания для светодиодной ленты должен составлять 20 процентов.                                                      
  7. Кабельная продукция для монтажных работ должна быть с сечением не менее 0.75 мм2.    
  8. Соблюдать правила электробезопасности при подключении светодиодной ленты к сети 220 В.

  1. Выбор технологии изготовления изделия

Для изготовления светильника мне  потребуется выполнение  изученных операций, таких, как разметка,  пиление, строгание,  шлифование, пайка электроцепи,  монтаж светового оборудования, монтаж и герметизация стекольного блока, сборка и отделка конструкции. Все операции   требуют тщательной подготовки и точности выполнения работ.

Технология изготовления светильника довольно не просто. Во всех процессах изготовления изделия используются различные  варианты этапов работы, которые я отобразил в технологической таблице.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Технологическая таблица

Таблица 3 – Технологическая таблица

2.2. Экономический анализ

Стоимость моего светильника в основном определяется стоимостью материалов и  затратами на труд.  Рыночная стоимость может быть рассчитана следующим образом:

РС = С + ЗТ (где, РС – рыночная стоимость, С – себестоимость, ЗТ – затраты на труд)

  1. Вычислим себестоимость светильника (С):

Таблица 4 – Себестоимость изделия

п/п

Наименование

Израсходовано

Затраты (руб.)

1.

Древесина 70*70*4

100

2.

Угольник 4*4

4,40 м

600

3.

Угольник 3*3

1 м

150

4.

Стекло рифленое 120*25

4 шт.

2000

5.

Стекло обычное 120*25

4 шт.

1000

6.

Соль морская гранулированная

5 кг

500

7.

Мраморная крошка

1 кг

300

8.

Светодиодная лента в комплекте

2000

9.

Ролики поворотные

200

10.

Шпилька

130 см

500

Итого:

7350

  1. Вычислим затраты труда (ЗТ):

Час работы ученика -200 руб.

Изделие изготавливалось 15 часов.   200 х 15 = 3000.

Итого –3000 руб.

     3.  Расчет электроэнергии

Цена 1кВт/ч. – 2,05 рублей.

Мощность электрооборудования = 1,5 кВт/ч. Время работы 1 ч.

Общий расход электроэнергии = 3р.

 4. Рыночная стоимость:

РС = С + ЗТ

РС = 7350 + 3000 + 3=  10353 руб.

Рыночная стоимость светильника -10353 рубля.

В магазине этот светильник из  древесины и стекла будет стоить не менее 15000 рублей. Рассчитав изначальную стоимость, я пришёл к выводу, что цена моего товара гораздо ниже, чем цена в магазине.  Осветительный прибор оправдает себя с экономической точки зрения уже на начальном этапе.

Итак, сделать светильник своими руками все-таки выгодно. Его стоимость, без учета цены на оплату труда составила 10353 рубля.

  1. Экологический анализ

Одной из самых актуальных проблем является проблема окружающей среды. И, конечно, важно, чтобы изготовленные изделия были экологически чистыми. Изделие «Светильник» изготовлен из древесины и стекла, что подтверждает экологичность продукта, не смотря на то, что  уголки изделия  покрыты лаком.  Лак имеет государственный сертификат и разрешён к применению, Отходы производства, в частности опилки, могут быть утилизированы путём сжигания. По истечению срока годности или при необходимости стёкла можно использовать многоразово.

При изготовлении  светильника применяются экологически чистые и безвредные материалы и технологии, которые не приведут к нарушению экологической среды и не опасны для здоровья человека. Технологические процессы выполнялись в хорошо проветриваемом помещении. Никакие  химические и вредные вещества не будут выбрасываться в процессе производства.

 Исходя из вышеизложенного, я считаю, что изготовление и  эксплуатация светильника не может привести к изменениям в окружающей среде, нарушениям в жизни человека.

  1. Эргономическое обоснование

 Наши отношения с предметным миром не могут быть ограничены любованием эстетическими достоинствами внешней формы. Практическое назначение предметов, обращение с ними требуют своего осмысления. Вопросами проектирования удобных орудий труда, быта, а в целом - созданием комфортной предметно-пространственной среды для самых различных процессов жизнедеятельности человека занимается эргономика. 

Непосредственно моё изделие  -  напольный светильник несёт в себе как практическое, так и декоративное значение. Светильник служит прибором для мягкого освещения, которое помогает создать в  сенсорной комнате комфортную расслабляющую обстановку.   Также  светильник выступает в роли аксессуара и несёт в себе весьма важные функции для интерьера, а именно практичность. Он может выступать в роли подставки для цветка, статуэтки или рамки для фотографии. Благодаря своим приглушенным тонам в окраске такие предметы легко впишется практически в каждый интерьер. А также данное изделие   несёт в себе эстетическую привлекательность, что является немаловажным в процессе его изготовления.

  1. Испытание и оценка изделия

Светильник напольный  отвечает всем требованиям, которые я поставил перед собой, создавая данный проект.

 Когда    светильник был готов, я провел его испытание.  Испытания показали:   при включении светильника в розетку,  он работал исправно,   светодиодная лента меняет режим работы.  

 Я считаю, что поставленная цель полностью достигнута. Дизайн изделия соответствует назначению. Стоимость во много раз ниже, чем в магазине. Материал доступен и легок в обработке.  

               Я остался доволен своей работой. Светильник получился красивым, он очень хорошо вписывается в интерьер сенсорной комнаты.  Теперь  он создает в ней  расслабляющую атмосферу, а ее мягкий свет очень успокаивает.

  Особое внимание старался обращать  на внешнюю форму изделия, красоту, гармоничность,   форму, привлекательный внешний вид, соотношение между частями, цветовое оформление.

   Своей работой я остался  доволен. Теперь, когда изделие закончено, мне очень приятно не только показать его преподавателю, одноклассникам и  друзьям, но и насладиться  приятным мягким   освещением.  

  1. Отзывы об изделии

1. Очень интересная  работа, вызывает восторг. Привлекает своей оригинальностью, неповторимостью. Автор проявил максимум творчества и фантазии.

 Юному автору хочется пожелать дальнейших творческих успехов.    Такой светильник безусловно займет важное место в интерьере сенсорной комнаты.

        (заместитель по учебной части Жила С.А.)

                   

2. Оригинальный неповторимый дизайн отличает эту работу. Изделие выполнено   аккуратно и со вкусом.   Такой светильник гармонично впишется в интерьер и послужат хорошим украшением  любого помещения. Изделие заряжено исключительно положительной энергетикой.

        (заместитель по научно-методической работе Рязапова А.М.)

  1. Реклама изделия

 

«Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей

гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами…»

Р. Коуплан

Расслабиться в комфортной и спокойной обстановке, привести свои мысли в порядок, окунуться в приятную атмосферу   с  мягким  приглушённым волшебным освещением вам помогут наши  дизайнерские светильники!

Они надёжны, практичны  и сделаны качественно.

Наши творения  не потеряют своей первозданной прелести

и через много лет!

Подарите себе и своим близким комфорт и хорошее освещение!

Ждем Вас!

по адресу:  с/п Салым

ул.  Новая, 13.

Наш электронный адрес:

     nrmou.sosh1@yandex.ru

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В каждой вещи – часть души, сердце мастера…

При работе над проектом «Светильник напольный» решены все поставленные задачи, поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению  светильника достигнута.

Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, показывают возможность  производства  светильника в других образовательных учреждениях.

Разработанную техническую документацию можно использовать на уроках технологии и в кружках технического творчества.

           Сегодня, когда товары промышленного производства заполнили наш быт, я предлагаю делать изделия своими руками, внося элементы творчества и индивидуальности в окружающий нас мир. А главное  при этом - вы получите огромное удовольствие от вещи, сделанной вашим трудом в сочетании с оригинальной фантазией.

          Мой светильник занял достойное место в сенсорной комнате нашей школы и радеет своим неповторимым светом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Тищенко А. Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с.: ил.

2. Горбунов В.И. Изготовление декоративной мебели.- Тверь: Издательство «Приз», 2013.

3. Рыженко В.И. Работа по дереву. – М.: Рипол Классик, 2015.

4. Рыженко В.И., Юров В.И. Столярные и токарные работы. –М.: Рипол Классик, 2018.

5. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественная работа по дереву. – М.: Владос, 2016.

Интернет  ресурсы:

Доступ: https://www.oporatrade.ru/stati/istoriya-vozniknoveniya-svetilnikov.html

Доступ: https://www.msveta.ru/

Доступ: https://habr.com/ru/post/163097/

Доступ: https://lampaexpert.ru/svetodiodnaya-lenta/osnovnye-osobennosti

 

 

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

Всероссийский заочный конкурс проектных работ

"Созидание и Творчество"

 

 

Направление: Учебные проекты

 (Технология)

Тема проекта:

«ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО

«ОЛЕНЬ»»

         

Молданов Василий

 МАОУ СОШ с. КАЗЫМ

7 класс

Научный руководитель проекта:

Фаталиев Замедин Фаталиевич

Учитель технологии

МАОУ СОШ   с. Казым

Оглавление

1. Выбор и обоснование темы проекта……………………………………3-6 стр.

2. История возникновения и актуальность применения плоскорельефной  резьбы……………………………………………………………………..    7-8 стр.

3. История использования оленьих шкур………………………………..9-11 стр.

4. Формулировка цели и задач проекта…………………………………… 12 стр.

5. Основные  требования к изделию………………………………………  13 стр.

6. Генерирование идей…………………………………………………...14-15 стр.

7. Обоснование выбора материалов ………………..…………………  16-17 стр.

8. Операции выполнения плоскорельефной резьбы……………………. ..18 стр.

9. Технологическая карта……………………………………………………19 стр.

12. Фотообзор этапов проекта……………………………………………20-22 стр.

11. Техника безопасности при выполнении работ………………………23-24 стр.

12. Экономическое обоснование проекта…………………………………..25 стр.

13. Экологическое обоснование проекта……………………………………26 стр.

14. Реклама изделия…………………………………………………………..27 стр.

15. Заключение и вывод………………………………………………………28 стр.

16. Список литературы…………………………………………………….....29 стр.

Выбор и обоснование темы проекта

…Нельзя оленей не любить!

Они – моя судьба,

     За ними век готов ходить!

Чтоб только никогда

     Не наступил бы тусклый год

     И не пришел тот день,

     Когда по тундре не пройдет

     Не пробежит олень!                  

               Наш северный край называют суровым. И часто говорят: «Какой у вас суровый климат! Какая у вас суровая зима! Как можно жить там, где полгода полярная ночь, где бураны завывают и морозы за 50 градусов».

   А я люблю свой оленный край. Я родился здесь, здесь живут мои родные и друзья. И север для меня теплый и уютный уголок земли.

Живя здесь, в этом краю, я научился любить его холода, бесконечно долгую с метелями зиму, суровые морозы, короткое лето,  длинные белые  ночи, закаты и рассветы, красивую, загадочную северную природу. Это моя родина! Это место, где я родился!Я счастлив от того, что родился в этом поселке,   где у меня много друзей и родных,  что, просыпаясь, каждый день утром, с радостью могу сказать:

Здравствуй,  Казым!

Здравствуй, мой дом!

Я люблю тебя, Север суровый!

Когда меня спрашивают о том, какой он, наш Север, перед глазами встаёт картина:  бескрайняя снежная долина, безмолвие. И тундра, тундра, тундра…, где пасутся гордые олени. С самого детства эти выносливые и красивые животные вызывают во мне восторг и удивление, любовь и восхищение.

А ещё я очень горжусь  людьми, которые  живут в моём родном селе Казым. Село наше всегда славилось  мастерами резьбы по дереву и кости, хантыйскими мастерицами по изготовлению национальной одежды, сувениров и предметов домашнего обихода. В изделиях хантыйских мастеров всегда можно увидеть национальные узоры и орнаменты, в рисунок которых вложена красота этого удивительного, сурового и загадочного северного края.  

Искусство резьбы по дереву пользуется большой популярностью у  народов ханты.

  Именно поэтому данная тема становиться все более актуальной. Следует отметить, что символика и художественные образы в традиционных  промыслах и ремеслах играют очень большую роль. Эти ценности сохранились, и по сей день.

Художественная обработка дерева является одним из наиболее распространенных народных промыслов. И в настоящее время ханты и манси   из дерева делают некоторые виды домашней посуды, утвари, модели традиционных транспортных средств, жилища и хозяйственные постройки, игрушки, музыкальные инструменты. Используют при этом древесину березы, кедра, лиственницы, осины.

Сегодня немногие занимаются национальным (хантыйским) декоративно-прикладным искусством и многое забывается. Я  принадлежу к этому удивительному народу и как продолжатель национальных традиций считаю, что необходимо сохранять декоративно-прикладное искусство народов ханты.  Хочу, чтобы  и люди задумались над этим.

 С детства я наблюдал, как дед - оленевод мастерски владеет ножом, как обычная деревяшка на моих глазах превращается в произведение искусства.  Мой дед и меня научил  искусству владения ножом и технологии вырезания из дерева различных предметов. Первым моим самостоятельным изделием была деревянная ручка для ножа, сделанная из кыша (нарост на берёзе).  

                C:\Users\Admin\Desktop\нож.jpg

               Фото 1

Затем  это были: деревянные нарточки, деревянная ложка и чашка, незамысловатые игрушки для младшей сестрёнки (Фото 2, 3)

      C:\Users\Admin\Desktop\нарты.jpg

Фото 2                                                         Фото 3

Умение работать с деревом – это возможность приобщения к прекрасному.

Очень люблю вырезать из древесины фигурки оленей.И когда, придя в 5 класс, я узнал, что у меня появилась возможность посещать кружок «Резьба по дереву», я долго не раздумывал. Занятия кружка посещаю с большим удовольствием. На занятиях кружка и  я научился пользоваться резцами различных видов. Это умение я получил так же и на уроках технологии по художественной обработке древесины, и теперь мне хотелось бы использовать его для  изготовления своего произведения.

На уроке технологии учитель предложил мне совместно с ним разработать творческий проект. Немного подумав, мы решили изготовить декоративное панно, с применением плоскорельефной резьбы. Тема же рисунка не оставляла сомнений. Конечно же, это будет северный олень. И когда выбор был сделан, мне в голову пришла оригинальная идея. А что, если в одном изделии объединить два вида искусства: резьбу по дереву и работу с мехом оленя, тем более, что небольшой опыт, связанный с  обработкой меха у меня есть. Сидя долгими вечерами с бабушкой, я часто наблюдал за её работой. Моя бабушка– мастерица шьёт одежду, создаёт красивые и интересные предметы и сувениры из оленьего меха (Фото3, 4).

C:\Users\Admin\Desktop\167557665_f6f5c398ca.jpg               

Фото 3                                                            Фото 4

 Кое-что и мне приходилось делать вместе с ней: помогал выделывать шкуру оленя, камусы (шкура с оленьих ног для пошива зимней обуви).

Имея небольшой опыт в изготовлении изделий из древесины и в обработке шкуры оленя, я решил с помощью учителя  создать декоративное панно «Олень» и использовать в своей работе  навыки и умения, приобретённые мною на занятиях  кружка, применить знания и опыт моих предков и вложить душу в своё произведение.

Новизну и значимость моего проекта  я определил так: «Всё новое – это хорошо забытое старое. Красота же, возрождённая руками человеческими, мир теплее и добрее сделать может»

Приступая к работе над проектом, я решил соединить любовь к родному краю и любимому делу. Ведь это же замечательно: сделать своими руками то, что дорого сердцу и  сохранить кусочек родного края не только в сердце, но и в своём произведении.

История возникновения и актуальность применения  плоскорельефной  резьбы

Применение украшений, как на предметах быта, так и на других изделиях из древесины, имеет многовековую историю. Наиболее распространенный вид декорирования  - резьба. Своими корнями резьба по дереву уходит вглубь веков.

У народов ханты дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических свойств, развивалось и в творческом опыте ханты. Правда, изначально резьба по дереву носила чисто утилитарный характер, мужчины брались за ножи, чтобы исполнить какие-то бытовые принадлежности. Чуть позже это стало искусством.

В нашей стране существует много видов резьбы по дереву. Культура резьбы живет столетия и продолжает совершенствоваться и развиваться.

Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы:  плосковыемчатая или углубленная; плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптурная, или объемная.

Каждая из этих групп, в свою очередь, делится по рисунку и технике выполнения на разновидности.  

Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей: резьба с заоваленными контурами, резьба с подушечным фоном, резьба с подобранным (выбранным) фоном. Общим признаком для них является невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности.

 Плоскорельефная резьба с выбранным фоном выполняется так же, как и обычная заоваленная. Формы орнамента остаются плоскими, а края форм круто заоваливаются. Фон в этой резьбе выбирают на небольшую глубину. Орнамент как бы лежит на ровной плоскости.

Без художественных работ по дереву невозможно представить себе жилье, как в старину, так и в наше время. Даже в ультрасовременной квартире или офисе нет-нет, да и промелькнет резной узор, оживляющий интерьер помещения. В современном массовом и крупносерийном производстве предметов быта практически всегда применяют только такие декоративные средства и приемы, выполнение которых может быть механизировано. К ним относятся декорирование изделия рельефными элементами из древесины, в том числе имитирующие резьбу по дереву.  Эти технологии оправданы экономией средств, времени, простотой фабричного производства. В современном мире – это необратимый процесс… Но в при всех этих, казалось бы, преимуществах изделие, сделанное в фабричных условиях, теряет огромную часть своей красоты и индивидуальности, и прежде всего – ощущение неповторимости и уникальности. Все чаще на витринах мы встречаем «безликие» типовые безделушки, зачастую не лучшего качества.

Другое дело – ручная работа. Да, выполнение резного декора для украшения бытовых предметов или интерьеров требует от мастера-исполнителя знания пород  древесины, особенностей их декоративных свойств, художественного вкуса, владения техническими приемами. Также ему необходимо знание материала, приемов резьбы, технологии отделки украшенных резьбой изделий.

Однако все это в совокупности дает неповторимый результат: готовое изделие получается качественным с технической точки зрения и красивым и интересным с художественной.

Традиционные приемы художественной обработки дерева относятся к числу исчезающих на территории Югры, поэтому в последнее время люди стали возрождать многие народные промыслы. Сейчас издается множество соответствующей литературы: книг, журналов, пособий, которые мне помогут в проектировании и изготовлении изделия национального прикладного искусства.

Тема  моего творческого проекта – «Декоративное панно «Олень»» с применением плоскорельефной резьбы и обработкой меха – актуальна. Сберечь и сохранить в творчестве лучшие национальные традиции, не дать им кануть в безвестность – задача трудная, но выполнимая.

История использования оленьих шкур

Олени заселяли Северную Европу на протяжении веков. Хотя времена изменились, отношения между людьми и оленями осталась прежними. Для народов Севера, олень никогда не был просто животным, а скорее всем миром, образом жизни, и предметом для размышлений. Жизнь сама вращается вокруг этих арктических животных и их значение не может быть измерено только с экономической точки зрения. Использование материала из северных оленей имеет давние традиции.

Олень давал людям практически все необходимое для жизни: мясо, шкуры для одежды, сухожилия для ниток, кость и рога для украшений, различных инструментов и деталей. Свежая оленья кровь помогала избежать цинги, опасной болезни на Севере.Согласно старым сказкам, даже дух оленей производится на ветру, направляя северных людей.

Одна из самых важных функций оленей состоит в том, что их используют  как вид транспорта.Кроме мяса, олени являются многофункциональным материалом. Сырье из оленей делится на две категории: жесткое и мягкое. Мягкие материалы, оленьи шкуры, в основном используются для изготовления различных полезных предметов и одежды. Твердые материалы – это рога и кости.

Использование оленьих шкур имеет давние традиции. Кожа была полезным и ценным материалом для одежды и других предметов в арктических регионах. Это старейшие сырье для изготовления одежды, и как его вычинять было известно на протяжении веков. (Фото 5).

Фото 5

Работа с мехом, начиная с выделки шкур, всецело  и по сей день является женским занятием. К изделиям народных промыслов из меха у народов ханты  относятся одежда и обувь, мешки и сумки. В числе особенностей меховых изделий можно назвать ручную выделку шкур, дубление органическими составами, раскрой без лекал, ручное сшивание сухожильными нитками, приемы украшения. Основные декоративные отделки: контрастные полоски, орнаментальные вставки, выполненные в технике меховой мозаики с использованием орнамента.

В настоящее время наиболее распространенной является традиционная одежда из оленьего меха, из которого шьют шубы, малицы (верхняя одежда спришитым капюшоном и рукавицами), парки, гуси, обувь, капоры. Женские шубы и мужские парки украшаются полосами меховой мозаики, вставками в швы суконного канта.  Меховую обувь (кисы) изготавливают из оленьих лап - камуса. Украшают орнаментальными полосками и чередованием светлых и темных полос. Встречается обувь, украшенная мозаикой из меха(Фото 6).

 Фото 6

               Широко распространены меховые мешки и сумки, традиционно используемые для хранения рукоделия и одежды.   Применяются различные способы декорирования: орнаментация, чередование темно-белых полос, бахрома, пучки бечевок, низки бус, металлические подвески и нашивки.    

Шерсть у оленя очень густая.Длина шерсти на боках составляет 5 см, на спине достигает 10 см. Мех состоит из трубчатых волос и мелких волосков, похожих на козий пух. Трубчатые волосы частично заполнены воздухом и у основания тоньше, чем снаружи, поэтому они как бы заклинивают друг друга. Такую «одежду» никакой ветер пробить не сможет. Снабженный такой шубой северный олень переносит морозы до 60˚и полярные бури, поэтому и одежда, сшитая из шкуры оленя очень тёплая.

Олений волос полый, поэтому может ломаться из-за движения и износа, и, следовательно, шкура взрослых оленей не является хорошим материалом для одежды. Шкуры оленя убитых в начале осени традиционно использовались для этой цели, поскольку у них ворс еще короткий и поэтому не ломается. Среди характеристик этих шкур доминируют мягкость, теплота и блестящая поверхность.

Работа со шкурой оленя требует высокого профессионального уровня и глубокого знания материала и методов его использования. Для достижения правильных, долговечных и соответствующих материалов, мастер должен знать, когда оленьи шкуры находятся в своих лучших проявлениях и как с ними работать. Достижение качественного материала не так просто – это требовательная и трудоемкая работа, требующая настойчивости от своего создателя.

  Использование оленьих шкур в декоративных целях очень популярно в наше время.

Хантыйские мастерицы украшают свои изделия не только бисером, но и меховой мозаикой.  Для изготовления меховой мозаики берут камус с оленя, забитого в августе. В это время ворс у шкуры оленя гладкий и блестящий. Естественно, что камус, идущий на меховую мозаику, делают особо мягким, чтобы мездра легко протыкалась иглой. В целях эконом используют обрезки, оставшиеся от шитья.

Цель и задачи проекта

Цель моей работы:

Изготовить оригинальное декоративное панно в стиле хантыйского национального декоративно-прикладного искусства, используя технику обработки меха и  резьбу по дереву.

При работе над проектом мною были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть  особенности  и историю развития традиционных  национальных ремесел и промыслов;

  • изучить литературу, связанную с изготовлением изделий из древесины и меха, историю декоративной деревообработки обработки  шкур;

  • разработать технологический процесс изготовления   панно из доступного  материала, с применением инструментов и приспособлений, имеющихся в школьной мастерской;

  • изготовить изделие согласно разработанной технической документации;

Выявление основных требований к изделию

Изделие должно быть:

  • экологически чистым;

  • красивым;

  • эстетичным;

  • с оригинальным оформлением;

  • соответствовать выбранной стилистике и хантыйским национальным  традициям;

  • даватьположительный эмоциональный настрой.

Генерирование идей

Изготовление любой новой вещи начинается с эскизов. Их гораздо легче переделать, чем исправить или доработать готовое изделие. В то же время не следует слепо придерживаться эскиза. Как говорится – мастеру виднее. Идея создания определенного изделия происходит не сразу,да и дерево не скоропортящийся продукт, оно и полежать может, подсохнуть. Идея должна созреть, тем проще будет реализовать ее  мастеру.

Прежде чем начать работу я долго искал тот рисунок, который бы подошёл  для плоскорельефной резьбы,  понравился мне и вдохновил меня на работу. Хороших  эскизов  рисунка оленя я не нашёл и поэтому так как не плохо рисую, решил нарисовать несколько эскизов сам и проанализировав, выбрать наиболее для меня подходящий.

                       C:\Users\Admin\Desktop\эскиз4.jpg

  Рис. 1                                                                        Рис. 2

C:\Users\Admin\Desktop\эскиз1.jpg                      C:\Users\Admin\Desktop\эскиз2.jpg

 Рис. 3                                                                          Рис. 4

Вариант 1

Этот вариант мне не понравился, так как в этом эскизе не передана грация и пластика оленя (Рис. 1).

Вариант 2

На втором рисунке я изобразил оленя в беге. Он понравился мне, но выполнять резьбу по дереву  и  аппликацию из меха  будет сложно, так как ноги у оленя скрещены, а это затруднит работу.

 (Рис. 2).

Вариант 3

 На третьем рисунке я изобразил молодого годовалого оленя. Этот олень, на мой взгляд, красив, но так как он молодой рога у него еще не очень ветвистые (Рис. 3).

Вариант 4

Изображение оленя  на четвёртом рисунке, полностью меня устроило: ветвистые красивые рога, важная степенность,  и даже какая-то мудрость кроется в этом вожаке (Рис. 4).

 Из четырёх нарисованных мною эскизов, я решил остановиться на  четвёртом  варианте.

Обоснование выбора материалов

Выбор древесины

Древесина для меня - самый доступный материал, дающий широкую возможность для творческой деятельности по изготовлению оригинального декоративно-прикладного изделия в условиях школьной мастерской.

Древесина хорошо поддается обработке резанием. Её часто применяют для выполнения резных работ.

Для резьбы подходит древесина большинства  хвойных и лиственных  пород - сосны, ели, берёзы, ольхи и кедра.

Осина отличается мягкостью, белизной и чистотой. Её однородная древесина позволяет делать порезки в любом направлении, не скалывается и не сминается под резцом, но, в сравнении с  берёзой, более хрупкая.

Береза - материал белого цвета с легким красноватым и желтоватым оттенком, отличающийся средней твердостью, прочностью, однородностью и тонкостью строения. Древесина хорошо полируется, но режется значительно труднее, чем осина.

Кедр легко поддаётся обработке, носчитается древесиной ценных пород и, следовательно, дорогим материалом.  

            Сосна имеет мягкую древесину  белого цвета, однородного строения. Она одинаково легко режется вдоль и поперек волокон, легко поддается обработке.

Я начинающий резчик, поэтому для изготовления панно и его обработке резаньем,   я выбрал материал - сосну,  который  даст одновременно прочность, малый вес и легкость в обработке.     Древесина сосны,  является самой доступной, которая издавна была в почете у  народов ханты. Узоры, нанесенные на обычные сосновые доски, превращают этот самый простой материал в драгоценное произведение искусства

Древесина хвойных пород легко обрабатывается столярными инструментами как вручную, так и механически.

Материал для  резьбы должен быть без пороков, хорошо просушен. Если резать по сырой древесине, то работа идет легче, но при высыхании изделие может растрескаться, покоробиться. По сухой древесине резать труднее, нужно иметь острые резцы из хорошей стали, но резьба сохраняется надежно.

В качестве декоративного оформления  панно выбрана  плоскорельефная резьба.А выборка фона панно представлена в виде небольших листовидных углублений.

Выбор  меха

Для аппликации оленя на панно  я выбрал 1 камус (шкура с ног северного  оленя).Камусы оленя имеют большой спектр окраски. Коричневая шкура свидетельствует о том, что зверь обитал в лесной зоне, а серебром отливает мех полярного оленя.

Темные оттенки камусов ценятся дороже, они более износоустойчивые и смотрятся богаче. Для выполнения своей работы я остановил свой выбор на  камусе чалого цвета  (так называют у народов ханты шкуру или мех серого цвета).

 Качество  камусов определяет правильная их выделка.Если камус выделан качественно, то он   не должен хрустеть, трещать при сжатии и, кстати, не должен пахнуть жиром, ведь при выделке весь жир с кожи должен быть убран, иначе мех может со временем лопнуть и даже «гореть» - дурно пахнуть. После выделки шкуры мех должен оставаться  густым и гладким. Правильно выделанные камусы становятся мягки, эластичны и приятны на ощупь.  Именно такой камус и дала мне бабушка для выполнения моей работы.

Операции выполнения плоскорельефной резьбы

1) нанесение рисунка,

2) надрезание и подрезание,

3) выборка фона,

4) окончательная доводка изображения.

Первое. Рисунок оленя, подготовленный в натуральную величину, перевёл на заготовку с помощью копировальной бумаги. Заготовку надежно закрепил, так как при работе обе руки   будут заняты инструментами.

Второе. Надрезание и подрезание контуров изображения. Вначале углубил все контурные линии и границы резной плоскости, а затем сам рисунок отделил от фона прорезной канавкой. Прямолинейные и плавно изогнутые   углубления делаются косым ножом сначала с наклоном в одну сторону (надрезание), а затем в другую (подрезание).   Лезвие проходит несколько справа и слева от линии рисунка, так что она оказывается в середине прорезываемой полоски.

Третье. Следующий этап — удаление выпуклостей фона. Работал полукруглыми  резцами, срезая фон до необходимой глубины во всех направлениях, как только удобно: вдоль, поперек волокон, и под углом к ним.  Изображение требовалось сильно поднять над фоном, поэтому операции по углублению и подборке делал несколько раз, слой за слоем, снимая древесину.

Четвертое. Когда фон был углублен до нужного уровня, начал прорабатывать само изображение. Для этого хороши все инструменты. Рога и ноги оленя  удобно  вырезать тоже узким резцом, кое-где подправляя косым ножом.  

Когда было выявлено изображение,   опять занялся фоном.  На фон   равномерно нанёс продольные узкие канавки, полукруглым резцом, делая его чешуйчатым. При этом следил за направлением слоя древесины, чтобы не сделать сколов. Это происходит тогда, когда  резак, двигаясь по уходящему в глубину дерева слою, вырывает из поверхности стружку большей толщины, чем следует.  

Технологическая карта изготовления  изделия

Последовательность выполнения работ (операций)

Оборудование и инструменты

Используемый материал

1

Подобрать доски для заготовки  панно толщиной 20 – 25 мм.

Ножовка,линейка.

Доска

2

Разметить   доски и  обрезать.

Ножовка.

Доска

3

Нанести рисунок для резьбы

Эскиз или шаблон  карандаш.  

Заготовка панно

4

Выполнить  плоскорельефную резьбу

Резцы, нож

Заготовка  панно

5

Произвести выборку фона

Резцы, нож

Заготовка  панно

6

Приложить шаблон к меху со стороны мездры и обвести его контуры

Карандаш, шаблон

 Кусок меха

7

Вырезать из меха фигуру оленя

Ножницы

 Кусок  меха

8

Наклеить мех на рельефное изображение

 Клей

Заготовка  панно

9

Подрезать оленя из меха по контуру

Резец

 Заготовка  панно

10

«Обривание» меха

Станок - бритва

 Заготовка  панно

11

Приклеивание кусочков кожи на копыта

Клей

Куски кожи

12

Покраска копыт

Кисть

Чёрная краска

13

Прикрепление ошейника с колокольчиком

Гвоздики, молоток

Колокольчик, кусок кожи,

14

Покрытие фона лаком

Кисточка

Лак

Этапы проекта (фотообзор)

  1. Выполнение эскиза  (фото 7)

F:\Фото\Зам.Ф\март 2012 002.jpg

Фото 7

  1. Нанесение рисунка для резьбы (фото 8)

F:\Фото\Зам.Ф\март 2012 004.jpg

Фото 8

  1. Выполнение плоскорельефной резьбы (Фото 9)

F:\Фото\Зам.Ф\март 2012 003.jpg

Фото 9

  1. Выборка фона.
  2. Нанесение меха на изображение методом аппликации (Фото 10, 11)

             F:\Фото\Зам.Ф\март 2012 050.jpg

 Фото 10

F:\Фото\Зам.Ф\март 2012 051.jpg

Фото 11

  1. Покрытие фона лаком (Фото 12)

F:\Фото\Зам.Ф\март 2012 053.jpg

Фото 12

Техника безопасности при выполнении работ

При изготовлении декоративного панно предстоят работы связанные с ручной обработкой древесины, резьбой по дереву и отделочными работами. В связи с этим перед выполнением работ следует знать и в последующем выполнять правила техники безопасности:

Ручная обработка древесины

  • Не обрабатывать детали и не использовать материалы, имеющие дефекты.
  • Пользоваться инструментом только по назначению, исправным, хорошо налаженным и наточенным.
  • Не отвлекаться во время работы, следить за правильными приемами работы.
  • При выполнении сверления о прокалывании шилом отверстий использовать подкладную доску.
  • После работы привести в порядок рабочее место: очистить его от отходов; убрать инструменты и приспособления, готовые детали и заготовки, положить их в установленные места (уборку мелких древесных отходов производить щеткой). Сдувать стружку ртом или сметать рукой запрещается.

 Резьба по дереву

  • Резцы  и стамески – опасный режущий инструмент. Обращаться с ними осторожно.
  • Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.
  • Не применять больших усилий при резании стамеской и резцом.
  • При необходимости удара по ручке стамески брать ее в левую руку, киянку – в правую руку и, поставив стамеску по месту вырубки, наносить по ручке стамески легкие удары.
  • Хранить инструменты в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках.
  • Каждому инструменту отводить свое место.

Работа с мехом

При работе с ножницами:

  • Не оставлять ножницы открытыми на столе.
  • Следить за пальцами левой руки.

При работе с лезвием:

  • Использовать защитную насадку.

При использовании клея:

  • Не наносить руками, а использовать кисточку или

палочку.

              Отделочные работы

  • Окрашивание лаком выполнять в хорошо проветриваемом помещении с помощью кисти.
  • Остерегаться попадания лака в глаза и на лицо.
  • После окрашивания вымыть руки с мылом.

Экономическое обоснование проекта

           Для экономического обоснования проекта произведем расчет затрат и посчитаем полученную стоимость изделия.  

Рыночная стоимость  панно высчитывается следующим образом:

РС = С + ЗТ (где РС – рыночная  стоимость, С – себестоимость, ЗТ – затраты на труд)

  1. Вычислим себестоимость  панно (С)

Наименование материала

Расход материала

Цена затраченного материала

Доска (сосна)

40х25см. – 1 штука

Деньги не затрачены.

Древесину заготовили старшеклассники

 Мех (обрезки камус)

 30х20 см.

Деньги не затрачены. Обрезки дала бабушка.

Лак

200 гр.

80 руб.

Колокольчик

1 штука

50 руб.

 Кожа (обрезки)

15х 15 см.

 100 руб.

                                                                                                            Итого: 230 руб.

  1. Затраты труда (ЗТ):

 Изготовление панно связано с трудоёмкой работой  с мехом,  поэтому свой труд за час при выполнении этого изделия я оцениваю в 70 руб. На  панно   затратил 6 часов.

6ч. х 70 руб./ч =  420 руб. 

Рыночная стоимость товара:

РС =  230 + 420=  650 руб.

Экологическая оценка проекта

 Панно    изготовлено из древесины  и меха – материала  экологически чистого, который с испокон веков применяют и используют в быту народы севера.

 Оценив весь технологический процесс изготовления изделия, мы так и не смогли выявить даже незначительные факторы, которые смогли бы повлечь за собой изменения в окружающей среде, нарушений жизнедеятельности человека. Своевременное проветривание мастерских, исправный режим работы принудительной вентиляции, строгое соблюдение правил техники безопасности и личной гигиены, качественное освещение рабочих мест, почасовые перерывы на отдых и трехчасовой рабочий день – вот основа обеспечения сохранения здоровья в условиях наших мастерских.

При изготовлении   декоративного панно используются экологически чистые и безопасные материалы и технологии, что не приведет к нарушению экологической среды и не является опасным для здоровья человека. Основным материалом при выполнении работы служит древесина и мех, которые служит  человечеству на протяжении многих веков для изготовления предметов быта, кухонной утвари и для украшения.

Отходы могут быть легко утилизированы, сожжены. Золу, получившуюся при сжигании опилок и других древесных отходов, можно использовать и как удобрение, и как экологически чистое средство при защите крестоцветных растений, таких как редис, редька, капуста, от вредителей.

Лакокрасочная продукция имеет государственный стандарт и разрешена к применению.  

Никаких химических, вредных веществ в процессе изготовления нашего изделия выделено не будет. Все использованные материалы изготовлены из экологически чистого сырья, не содержат озоноразрушающих веществ.

На основании вышеизложенного считаю, что изготовление и использование  панно не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

 

Реклама изделия

F:\Фото\Зам.Ф\март 2012 052.jpg

         И колокольчик, медью звонкой
                        играя, искры высекал.
                 В неповторимом вихре гонки
                      на гордой шее вожака.

В мастерской нашей школы вы найдете широкий ассортимент изделий национального декоративного прикладного искусства. Наши оригинальные изделия    гармонично впишутся в интерьер и послужат хорошим украшением вашего дома. А также отлично подойдут в качестве подарка! Ждем Вас!

 

Наш адрес:

 с. Казым, ул. Школьная, 7

Тел: 31 – 3 – 78

Заключение и вывод по теме

При работе над проектом  «Декоративное панно «Олень»» решены все поставленные задачи:

  • на основе изученных технологий разработан технологический процесс изготовления изделия;
  • согласно разработанной технической документации, изделие изготовлено в установленный срок;
  • дополнительное, углубленное изучение различных способов обработки древесины меха.

Поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению   декоративного панно достигнута.

 Народная пословица гласит: «Без ремесла – без рук». Ремесло – это широкое понятие. На мой взгляд, в наше время ощущается большая необходимость в возрождении народных промыслов. Умение создавать нестандартные вещи, без которых порой и в быту не обойтись, к сожалению, под силу не каждому.

Самостоятельно изготовленное декоративное панно   красиво и оригинально. Оно вызывает неизменную симпатию, а с ней и положительные эмоции как у автора и исполнителя проекта, так и всех окружающих. Об этой вещи можно поговорить, обсудить качество её исполнения, возможные варианты декорирования. После хорошо сделанной вещи хочется работать ещё, просыпается жажда творческой деятельности. В то же время накапливаются знания и навыки.

Список литературы

  1. Карабанов И. А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 1995 г.
  2. Карабанов И. А. Справочник по трудовому обучению. – М.: Просвещение,   1991 г.
  3. Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002 г.
  4.  «Технология», учебник для учащихся 5 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы/ Под редакцией Симоненко В. Д.
  5. Журнал «Школа и производство», М.: «Школа Пресс», 1997г. № 5.
  6. Информация из интернета.