Методическая работа

Сливка Ирина Александровна

Мастер-классы, методические семинары

“В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя”. К.Д.Ушинский

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Направления модернизации математического образования Возможности УМК «Школа России» для достижения познавательных метапредметных результатов Выполнила: Учитель начальных классов МКОУ Речниковская СОШ 1 квалификационная категория Сливка Ирина Александровна

Слайд 2

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: метапредметным , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия ( познавательные , регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.» (ФГОС, п. 9, с. 7). «В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач» (ПООП НОО, с.37).

Слайд 3

Познавательные универсальные учебные действия Общеучебные Логические учебные действия Постановка и решение проблемы

Слайд 4

Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск необходимой информации; • структурирование знаний; • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Знаково-символические действия: моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов.

Слайд 5

Логические универсальные действия : • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; • подведение под понятие, выведение следствий; • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; • доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование.

Слайд 6

Постановка и решение проблемы: • формулирование проблемы; • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Слайд 7

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, для создания схем решения учебно-познавательных и практических задач. Дивергентные задачи.

Слайд 8

Интерпретации рисунка (картинки), выбор соответствующих моделей. Умение использовать знаково-символические средства для создания схем, моделей.

Слайд 9

Познавательные УУД реализуются через содержание по учебному предмету Числа и величины Арифметические действия Работа с информацией Геометрические фигуры Геометрические величины Работа с текстовыми задачами Пространственные отношения

Слайд 10

Характеристика результатов формирования познавательных универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК «Школа России» в начальной школе Класс Познавательные УУД 1 класс 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Слайд 11

2 класс 1. Определять круг своего незнания. 2. Отвечать на сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. 3. Группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 5. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. 3 класс 1. Планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) 4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Слайд 12

4 класс 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Слайд 13

Результаты изучения курса «Математика» Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится (базовый уровень) Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Ориентироваться ни разнообразие способов решения задач. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез, как составление целого из частей. Проводить сравнение, сериацию ( построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.) и классификацию по заданным критериям. Владеть общим приёмом решения задач.

Слайд 14

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень) Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач.

Слайд 15

Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на овладение младшими школьниками приёмов сравнения, анализа, классификации, обобщения и т.д., т.е. на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. А это принципиально важные аспекты образования в начальной школе, зафиксированные в ФГОС начального общего образования.

Слайд 16

позволяет достичь высоких результатов, соответствующих задачам современного образования; сочетает лучшие традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса инновации; наиболее востребованный в России и понятный учителю. УМК «Школа России»:

Слайд 17

Модернизация системы заданий учебников Постановка учебной задачи на каждом уроке (тема-вопрос, проблемная ситуация) Увеличение заданий и вопросов, инициирующих детское действие Увеличение заданий по поиску информации Увеличение заданий для работы в парах и/или группах Увеличение количества заданий, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД Главный принцип — ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность

Слайд 18

Сайт учебно-методического комплекса «Школа России» http://school-russia.ru/

Слайд 19

Спасибо! 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5



Предварительный просмотр:

Новосибирская область

Коченёвский район

МКОУ Речниковская СОШ

Выступление на РМО

начальных классов

                                                        Выполнила:

                                                 учитель

                                                                    начальных классов

Сливка Ирина Александровна

        

Деятельностный подход на уроках математики

«Надо учить не содержанию науки,

а деятельности по ее освоению»

В. Г. Белинский

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

         В Федеральном  государственном общеобразовательном  стандарте подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.

Работая учителем начальных классов, я осознаю важность деятельностного способа обучения, как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

В настоящее время в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсон.

Деятельностный способ обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются конфликтные ситуации на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.

Актуализация деятельностного метода обусловлена тем, что последовательная его   реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования. Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования. Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

На основании перечисленных фактов, можно сделать вывод о том, что современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на "усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество", к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

Этот переход не может быть реализован без четкого и внятного ответа на вопрос «Как обучать?».

У каждого учителя есть четкое представление о структуре деятельности по передаче знаний (сообщение темы и цели, актуализация, объяснение, закрепление, контроль); соответствующая система дидактических принципов (наглядности, доступности, научности и т.д.), которая обеспечивает сознательное усвоение сообщенных знаний, соответствующая система контроля и оценки и собственный опыт активизации деятельности детей, описанный в том или ином психолого-педагогическом исследовании (проблемное введение знаний, использование материализованных моделей и т.д.).

Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые математические понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит  итог, даёт точную формулировку установленных алгоритмов действий и знакомит с общепринятой системой обозначений. Это позволяет  привить интерес к  предмету, повысить качество образования. Ещё одной особенностью является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.

Целесообразно представить этапы формирования учебно – познавательной компетенции на уроках математики, как  ведущей для учащихся начальных классов.

Важно учесть, что учебно – познавательная компетенция предполагает:

  • способность самостоятельно планировать свою деятельность;
  • способность к самореализации;
  • активность в выборе деятельности;
  • способность к самообразованию;
  • участие в проектно – исследовательской деятельности;
  • способность приобретать знания из различных источников.

В  формировании у учащихся учебно – познавательной компетенции  выделяются следующие взаимосвязанных  этапы:

  • формирование умения ставить учебную цель;
  • формирование умения планировать учебные действия:
  • развитие навыков самоконтроля и самооценки, рефлексии.

На первом  этапе важным элементом является целеполагание. Ученику  начальных классов очень трудно сформулировать цель своей деятельности, это зачастую трудная задача для многих взрослых. На данном этапе большую помощь оказывает работа с учебником.  Всё содержание учебника построено  с учётом проблемно – диалогической технологии введения новых знаний. В игровой форме  дети учатся ставить цели и определять тему урока. Этому помогают игровые моменты, использование ИКТ. С помощью подводящего диалога формулируем тему и ставим цели, которые необходимо достигнуть. На этапе актуализации знаний опора делается на имеющийся у детей жизненный опыт, приобретённые ранее знания. На данном этапе предлагаются задания, вызывающие у детей затруднение. Возникает проблема, для решения которой вначале  необходимо определить цели, т. е. определить ребёнку для себя «это я уже знаю и умею», «а это я ещё совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться». Данная деятельность осуществляется перед выполнением каждого задания, затем после его выполнения предлагаю детям проанализировать смогли ли они достичь поставленной цели.

Следующим этапом деятельности ученика является составление программы изучения данной темы. Очень важно правильно подобрать учебный материал и разработать структуру его подачи.  Исходя из этого, в первом и во втором классе детям предлагаю учебные задания, с помощью которых они приобретают и отрабатывают  навык, учатся решать задачи различных видов. К третьему классу переходят к решению задач, представляющих собой модели «жизненных» ситуаций, обращенных непосредственно к ним. Так как «жизненные» задачи – это сложная составная модель, то одним из важнейших умений является умение выделять в жизненной ситуации набор предметных задач, членить сложную модель на «типовые» или приближённые к ним. Поэтому, вначале каждой новой темы даётся возможность ребёнку определить свой уровень знаний.

Таким образом, видны преимущества деятельностного метода обучения.

В своей работе я использую элементы технологии деятельностного метода обучения, которая включает в себя последовательность деятельностных шагов:

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

«Хочу, потому что могу».

На данном этапе я организовываю положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке.

Данный этап длится 1-2 минуты и включает в себя следующие приемы: в начале урока высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи;

предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;

самопроверка домашнего задания по образцу.

В результате у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Данный этап длится 4-5 мин и предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

Этап подразумевает возникновение проблемной ситуации.

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

 Данный этап длится 4-5 мин. Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.)

Организовываю коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа было связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

Использую методы постановки учебной задачи: побуждающий  диалог от проблемной ситуации, подводящий к теме диалог.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие»  детьми нового знания).(7-8 мин.)

Цель: решение  задачи и обсуждение проекта ее решения.

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

Организовываю коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).

Способы: диалог, групповая или парная работа;

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

5. Первичное закрепление во внешней речи.(4-5 мин.)

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (4-5мин.)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение. (7-8 мин.)

На данном этапе новое знание включалось в систему знаний. При необходимости выполнялись задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Какие получили результаты?

Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем еще надо поработать?

Я считаю, что применение деятельностного метода обучения обеспечивает не только деятельность, но и глубокое и прочное усвоение знаний. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ «Об образовании»



Предварительный просмотр:

Преемственность ДО и НОО

В современных условиях реформирования системы образования наша школа имеет группу дошкольного образования. Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образования и начальной школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за  собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного отделения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка в рамках ФГТ, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению в рамках ФГОС НОО.

Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольным образованием и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие дошкольного образования и начальной школы возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому, переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка. Уже пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения дошкольного образования – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Преемственность между дошкольным и начальным образованием

в формировании УУД

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Планируемые результаты в условиях ФГОС НОО

(начальная школа)

1

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

личностные

2

любознательный, активный

личностные

3

Эмоционально- отзывчивый

личностные

4

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

метапредметные

коммуникативные

5

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

личностные

метапредметные

коммуникативные

6

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

метапредметные

регулятивные

личностные

познавательные

7

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

личностные

8

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

метапредметные

регулятивные

9

овладевший необходимыми умениями и навыками

метапредметные

регулятивные

В результате  работы по преемственности между дошкольным образованием и начальной школой происходит согласование целей воспитания, обучения и развития на уровне дошкольного образования и начальной школы, подчиненность всего учебно - воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки в свете требований ФГТ и ФГОС НОО.  Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы. Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности. Разработка единых для подготовительных  групп и начальной школы принципов создания предметно - развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов. Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения. Создание системы диагностических тестов и заданий, для контроля за достигнутым уровнем развития детей, и для дальнейшего его прогнозирования.

Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.

Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Обучение младших школьников

основам проектной и исследовательской деятельности на уроках и

во внеурочной деятельности

На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. Поэтому задача начальной школы – заложить фундамент, начать формирование исследовательских умений и навыков, которые должны развиваться в средней и старшей школе.

Занимаясь исследовательской и проектной деятельностью, ребята учатся работать с литературой, расширяют свой кругозор, формируются  их коммуникативные умения, исследовательское поведение делает младших школьников творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей, находится  в области познавательных интересов ребёнка и  зоне ближайшего развития.

        Педагог – это организатор исследовательской и проектной  деятельности,  который выступает в роли руководителя, консультанта, помощника, внимательного наблюдателя.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у  обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника включает в себя следующие элементы:

мыследеятельностные - выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

презентационные - построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

коммуникативные – умение слушать и понимать других, выражать свои мысли, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

поисковые - находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

информационные - структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

В основе исследовательской  и проектной деятельности лежат:

- развитие познавательных умений и навыков учащихся;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- умение интегрировать знания из различных областей наук;

- умение критически мыслить.

Но при этом, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:   цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.д.  

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие задачи проектной деятельности:

  • формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
  • вооружение детей методами научного познания;
  • ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы во внеурочное время;
  • развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе.

Структура проектной деятельности:

  1.  Целеполагание(поставить цель, проблему учащимся);
  2. Планирование (наметить этапы выполнения проекта);
  3. Создание проекта(разграничить роли ребёнка и родителя в создании проекта);
  4. Контроль и коррекция результата(ученик должен уметь определить, что получилось у него, что не получилось и исправить недочёты)
  5. Презентация проекта(выступление с готовым продуктом);
  6. Рефлексия(хорошо, когда ученики проговаривают,что они увидели, узнали, запомнили).

Также  можно выделить следующие задачи исследовательской деятельности:

- Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящих за пределы школьной программы.

- Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.

- Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.

Направляя исследовательскую деятельность своих учащихся, я стараюсь на доступном возрастном уровне понимания познакомить их с этапами работы, которые способствуют реализации данных задач.

№ этапа

Название

Цель

1этап

Актуализация проблемы

выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2 этап

Определение сферы исследования

сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти

3 этап

Выбор темы исследования.

обозначить границы исследования

4 этап

Выработка гипотезы

разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи

5 этап

Выявление и систематизация подходов к решению.

выбрать методы исследования

6 этап

Определение последовательности проведения

исследование

7 этап

Сбор и обработка информации

зафиксировать полученные знания

8 этап

Анализ и обобщение полученных материалов

структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы

9 этап

Подготовка отчета

дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования

10 этап

Доклад

защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы

11 этап

Итоги

Обсуждение итогов завершенной работы

        В эту схему проведения исследовательской работы, я бы добавила пункт – работа с родителями с целью приобщения их к данной деятельности ребёнка и создания ситуации успеха для него.

        Так пока второклассники еще не готовы самостоятельно заниматься этим видом деятельности, призываем на помощь их родителей и близких. Тем самым создаем единое образовательное пространство в школе и дома. Родители  с интересом воспринимают поставленную задачу, направленную на развитие исследовательских умений и навыков детей. Заинтересованность родителей  - важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности учеников при работе над проектом.

Рефлексия. «Ценный совет»

На эту работу отводится 5 минут. Каждая группа получает «пакет с премудростями» (см. приложение). За 3-4 минуты каждая группа путем обсуждения выбирает самый ценный совет из представленных в пакете и аргументирует свой выбор. Если ни один из представленных советов не понравился, группа может предложить свой совет или скомбинировать новый совет из нескольких представленных.

По истечении времени, отведенного на обсуждение, представитель каждой группы презентует ценный совет.

Очередность выступающих определяется по желанию или по жребию.

Спасибо за внимание и активное участие!

Приложение.

Непременно нарушайте правила, нарушайте их со вкусом, осознанно и со знанием дела. Они, в частности, для этого и существуют. (Роберт Брингхерст)

Творчество требует порывать со сложившимися схемами, чтобы на вещи можно было взглянуть по-новому. (Эдвард де Боно)

Правила навигации никогда сами по себе не управляли кораблем, правила архитектуры никогда сами не строили дома. (Томас Рейд)

Мне всегда было интересно, почему кто-нибудь этого не сделает. Потом я поняла, что этот кто-то — я сама. (Лили Томлин)

Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. (Леонардо да Винчи)

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. (М.В. Ломоносов)

Часто мы затрудняемся найти решение, поскольку подсознательно ограничиваемся территорией рисунка. Однако нигде не сказано, что нельзя выходить за его пределы. Вывод: чтобы понять систему, необходимо... выйти за нее. (Б. Вербер)

Все люди, добившиеся в жизни успеха, отличаются фантастической способностью выжимать из любой ситуации положительные результаты. Какими бы негативными последствиями она ни была чревата, они раскрывают ее только с точки зрения реализации заложенных в ней возможностей позитивного характера. (Энтони Роббинс)

Если путник, взбираясь на гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути. (Антуан де Сент- Экзюпери)

Опыт берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. (Карлейль)

Опыт — самый лучший наставник. (Овидий)

В жизни нет ничего лучше собственного опыта. (В. Скотт)

Упражнения рождают мастерство. (Тацит)

Источник нашей мудрости — наш жизненный опыт. Источник нашего опыта — наша глупость. (С. Гитри)

Опыт — лучший учитель: его уроки мы хорошо запоминаем. (Ф. Купер)

Самое полезное в жизни — это собственный жизненный опыт. Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Помни: ковчег был построен любителем, профессионалы построили «Титаник». (Пеле)

Фальшивая нота, сыгранная неумело, — это просто фальшивая нота. Фальшивая нота, сыгранная уверенно, — это импровизация. (Б. Вербер)

Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. (Л. Фейербах)

Все должно быть просто, но не проще. (Альберт Эйнштейн)

Стремление сначала понять все до самого конца, а потом уже работать — очень частая причина неудач. (А.Б. Мигдал)

Мы судим о себе по ощущению своих способностей что-то сделать, в то время как другие судят о нас по тому, что мы уже сделали. (Лонгфелло)

Доверие к самому себе — первое необходимое условие великих начинаний. (С. Джонсон )

Гораздо труднее увидеть проблему, чем решить ее. Для первого нужно воображение, а для второго лишь умение. (Д. Бернал).

Кто не задумывается о далеких трудностях, того непременно поджидают близкие неприятности. (Конфуций)

Я не знаю ключа к успеху, но ключ к провалу — понравиться всем. (Бинг Кросби)

Конечно, обдумывай «что», но еще больше обдумывай «как»! (Иоганн Гете)

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека)

Побеждают те, кто уверен в своих силах. Тот, кто не способен ежедневно преодолевать страх, еще не выучил свой первый в жизни урок. (Р. Эмерсон)

Кто сильно желает подняться наверх, придумает лестницу(Коносукэ Мацушита)

Сокол высоко поднимается, когда летит против ветра, а не по ветру. (Уинстон Черчилль)

Мы добираемся до вершин чаще всего по обломкам наших заветных замыслов, обнаруживая, что успех нам принесли именно наши неудачи. (Амос Бронсон Олкотт)

«К черту все! Берись и делай!» (Ричард Брэнсон)

Не бойся идти не туда — бойся никуда не идти. (Дмитрий Емец)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель начальных классов Сливка Ирина Александровна

Слайд 2

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

Слайд 3

Учить: проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.); поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования; проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Слайд 4

Элементы формирования проектно-исследовательской культуры младшего школьника мыследеятельностные презентационные коммуникативные поисковые информационные

Слайд 5

Цель Проектная деятельность – реализация проектного замысла Исследовательская деятельность - уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей

Слайд 6

Задачи проектной деятельности формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками; вооружение детей методами научного познания; ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы в урочное и внеурочное время; развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы над проектом.

Слайд 7

Этапы работы над проектом Целеполагание Создание проекта Планирование Контроль и коррекция результата Презентация проекта Рефлексия

Слайд 8

Задачи исследовательской деятельности - Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящих за пределы школьной программы. - Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования. - Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.

Слайд 9

№ этапа Название Цель 1этап Актуализация проблемы выявить проблему и определить направление будущего исследования. 2 этап Определение сферы исследования сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти 3 этап Выбор темы исследования. обозначить границы исследования 4 этап Выработка гипотезы разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи 5 этап Выявление и систематизация подходов к решению. выбрать методы исследования 6 этап Определение последовательности проведения исследование Этапы работы

Слайд 10

7 этап Сбор и обработка информации зафиксировать полученные знания 8 этап Анализ и обобщение полученных материалов структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы 9 этап Подготовка отчета дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования 10 этап Доклад защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы 11 этап Итоги Обсуждение итогов завершенной работы

Слайд 11

Выводы: Проектная и исследовательская деятельность являются наиболее современными подходом к организации деятельности школьников Проектная и исследовательская деятельность может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕЧНИКОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

632665 Новосибирская область Коченевский район п. Речник  ул. Центральная,  5

тел./факс (8-383)  51- 47-171

Выступление-практикум

на районном методическом объединении

учителей начальных классов

Обучение младших школьников основам проектной и исследовательской  деятельности на уроках и во внеурочной деятельности при помощи

факультативного курса

«Учусь создавать проект»

                                                         Подготовила:

                                                                             учитель начальных классов

                                                                                      Сливка Ирина Александровна

 I квалификационная категория

п. Речник

2017г.

Проектная деятельность и исследовательская работа учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность. Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно. Огромную помощь в этом может оказать внеурочная деятельность. В нашей школе с 2016 года введён факультативный курс «Учусь создавать проект». Программа этого курса тесно переплетается с учебной проектной деятельностью.

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет.

В рабочие тетради «Учусь создавать проект» вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских, Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.

Цели программы:

  • Развитие навыков использования различных  источников информации для создания проектов;
  • Формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом.

Задачи:

  • Развивать самостоятельность ребенка;
  • Развивать способности к самообразованию;
  • Обучать умению планирования своей работы;
  • Создать условия к саморазвитию ребенка;
  • Развивать умственные способности и умения решать мини-проблемы;
  • Развивать логику, внимание, творческое мышление;
  • Воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора проекта;
  • Воспитывать чувство самоконтроля и рефлексии.

Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.

Основные разделы программы

Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальные программы по развитию исследовательских способностей учащихся.

Кроме того, любая учебная деятельность, и проектно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Этапы проектно-исследовательской деятельности:

Развитие исследовательских способностей

В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-видеть проблемы;

 -ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

Самостоятельная работа над проектом

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.

Оценка успешности проектной деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.

В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект.

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, вовнеклассной работе, дома и т.д.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, плакат, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, поделка, серия иллюстраций, стенгазета, интеллектуально- творческая игра.

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ, важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест.Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Выделить несколько номинаций, отметить победителей в каждой номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» «Творческий проект», «Исследовательский проект», «Игровой проект». Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- умение выделить проблему

- умение поставить цель исследования

- умение сформулировать гипотезу

- умение выделить объект исследования

- умение определить предмет исследования

- умение описать параметры и критерии предмета исследования

- умение подобрать соответствующие методы исследования

- умение подобрать инструментарий

- умение осуществить анализ результатов

- умение оценивать промежуточные и конечные результаты

- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность

-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения

- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение  успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение младших школьников основам проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности при помощи факультативного курса « Учусь создавать проект» Подготовила учитель начальных классов МКОУ Речниковская СОШ Сливка Ирина Александровна

Слайд 2

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет. Цели: Развитие навыков использования различных источников информации для создания проектов; Формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом.

Слайд 3

Задачи: Развивать самостоятельность ребенка; Развивать способности к самообразованию; Обучать умению планирования своей работы; Создать условия к саморазвитию ребенка; Развивать умственные способности и умения решать мини-проблемы; Развивать логику, внимание, творческое мышление; Воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора проекта; Воспитывать чувство самоконтроля и рефлексии.

Слайд 9

Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

Слайд 11

Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

Слайд 14

Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

Слайд 15

Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

Слайд 16

Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Слайд 18

Проект «Новогодняя мастерская»

Слайд 19

Профессии моих родителей