Работа с родителями

Сливка Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

  1. Родительское собрание.
  2. Тема: «Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МКОУ Речниковская СОШ Сливка И.А.

Задачи собрания:

1. Формировать у ребят уважительное отношение к своему дому, семье и культуру взаимоотношений родителей и детей.
2. Способствовать сближению взрослых и детей, формирование положительных эмоций.
3. Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, сплочение коллектива учащихся и родителей.

Форма проведения собрания: диспут.

ХОД СОБРАНИЯ

Добрый день, дорогие родители, мамы и папы. Из поколения в поколение происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. “Что же тут страшного?” - спросите вы. Действительно, если вы довольны своей жизнью, чувствуете себя счастливым человеком, у вас нет серьёзных проблем, то вам вряд ли стоит задумываться об этом. Скорее всего, вы выросли в гармоничной семье, и вашим детям, поэтому повезло.

Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен.

Как это проявляется в жизни? Ребёнку необходимо, чтобы вы на него приветливо взглянули, ему хочется услышать: “Как здорово, что ты у нас есть!”, “Я люблю, когда ты дома”, “Рада тебя видеть”, и при этом ласково прикоснулись, погладили, обняли.

Безусловно, принимать ребёнка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник (список можно продолжать бесконечно), а просто так – просто за то, что он есть! Давайте запомним: ребёнку знаки безусловного приятия особенно нужны – как пища, растущему организму. Они его питают эмоционально. Помогая психологически развиваться.

Детям очень плохо без нашей ласки, любви и внимания. Общаясь с ребёнком, мы учим его владеть своими эмоциями. Если этого не происходит, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, конфликты.

Я предлагаю вам пройти тест, «Какие мы родители?»
Часто ли вы задумываетесь над тем, хорошие ли вы родители
для своих детей и справляетесь ли вы со своими обязанностями воспитателей?

Итак, какие вы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы:
 да, нет, иногда.

За каждый положительный ответ припишите себе 2 очка, за ответ «Иногда» и отрицательный – 0.

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на эту тему?

2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

3. Если ребенок предлагает вам помощь, примите ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться?

4. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

5. Используете ли вы формулу запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы что последовательность, есть один из педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?

10. Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?

Ключ к тесту.

Менее 6 очков.

      О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать ни когда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением образования в этой области.

      От 7 до 14 очков.

      Вы не делаете, крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области следовало бы задуматься.

      А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы.

      И будьте уверены, дети вас за это полностью вознаградят.

      Более 15 очков.

      Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И, тем не менее, не останавливайтесь на достигнутом.

Идеальный ребенок (по мнению большинства родителей)– это ребенок, который:

  • Слушается во всем своих родителей;
  • Выполняет все то, что ему поручают в школе и дома;
  • Помогает старшим братьям и сестрам, взрослым, не обижает младших;
  • Умеет отвечать за свои поступки;
  • Самостоятелен и активен;
  • Имеет друзей и дорожит ими;
  • В любой ситуации всегда говорит правду;
  • Дорожит своей семьей, родными и близкими ему людьми, бережно относится к своим родителям;
  • Имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится;
  • Знает материальные возможности семьи и старается их придерживаться;
  • Умеет и хочет трудиться, с раннего детства определяет, чего он хочет добиться в жизни.

Я  предлагаю разыграть сценку, в которой возможно кто-то увидит себя или своего ребёнка. Обратите внимание, как меняется смысл и тон произносимых слов.

Я прошу выйти одного желающего, который сыграет роль ребенка.

Давайте представим, что это моя маленькая дочь, первоклассница. Это очень подвижный, любознательный  ребенок, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы спешим на автобус. Я беру тебя за руку, и мы побежали.

Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.

– Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть по сторонам!

И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально – он закрывает глаза, как приказала мама.  ( Я завязываю ребенку глаза).

Мы дальше спешим в школу. По дороге я встречаю свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:

– Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?

– Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой уши!  

 (Завязываю ребенку уши).

Распрощавшись с подругой, бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

– Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей  ластик пообещала принести, тот что…

– Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро закрой рот!  (Завязываю ребенку рот)

Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше.

Моя дочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю:

– Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери  руки!  (Завязываю ребенку руки)

Тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на неё:

– Ты где этому научилась? Что это ещё такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю ребенку ноги)

Я смотрю на часы, нервничаю,  что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребёнка:

 – Что ты тянешься, копуша? Делай шаг шире! Ты что, ходить разучилась? Иди быстрей! Дай руку! Не руки, а крюки – не писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идёшь! Да не молчи же ты, я с тобой разговариваю! Ты что, оглохла?

Ребёнок, естественно начинает плакать.

А я продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет делать, забыв о том, что сама же всё ей запретила: смотреть, слышать, говорить, бегать, трогать, да ещё и плакать нельзя, т.е. наложили запрет даже на чувства.    

Ребёнку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать и это право.

А не кажется ли вам, что эту сцену вы уже где-то видели.

Развязываю ей всё. Давайте спросим у нашего помощника, какие чувства она испытывала? О чём думала?

А какие же родители являются идеальными для наших детей.

Идеальными родителями  (из 24 опрошенных учащихся) считают:

Понимают своих детей (16 учащихся);

Любят своих детей (15 учащихся);

Помогают решать проблемы (5 учащихся);

Не кричат на своих детей (5 учащихся);

Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей (15 учащихся);

Не читают нотации (9 учащихся);

Не пьют (7 учащихся).

Это исследование показало, что зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо в понимании ребенка.

Как же сделать так, чтобы мы были «идеальными» родителями для своих детей и наши дети были для нас «идеальными»?

Для этого достаточно всем членам семьи выполнять следующие очень простые правила, которые, однако, требуют определенных усилий от всех членов семьи:

Как можно меньше злиться и ворчать друг на друга по поводу и без повода.

Не увлекаться критикой; маленькому и большому человеку гораздо приятнее узнавать о себе как о хорошем человеке, чем как о плохом.

Постоянно демонстрировать внимание своим родным и близким людям.

Только в таком случае можно рассчитывать на ответное внимание.

Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!

А в конце нашего собрания я хочу вам рассказать притчу о бабочке.

Притча о бабочке.

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”.
Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.  Судьба вашего ребенка в ваших руках!

Рецепт счастья:

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавить две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажет на кусок отпущенной вам жизни, и предложите каждому, кого встретите на своем пути.

  1. Памятка для родителей по теме собрания
  1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
  2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
  3. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
  4. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
  5. НЕ высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
  6. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
  7. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь
  8. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
  9. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается
  1. Кодекс истинного родителя.
  • Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
  • Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе , ни другим, ни собственному ребенку.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье(пусть даже по мелочам).
  • Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
  • Если родители хотят , чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том , что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей, и ребенок встречается с ними в своем доме.
  • Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила и провела: учитель начальных классов МКОУ Речниковская СОШ Сливка И.А. Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.

Слайд 2

Семья – один из шедевров природы. Д.И. Писарев

Слайд 3

Тест «Какие мы родители» Часто ли вы задумываетесь над тем, хорошие ли вы родители для своих детей и справляетесь ли вы со своими обязанностями воспитателей? Итак, какие вы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда. За каждый положительный ответ припишите себе 2 очка, за ответ «Иногда» и отрицательный – 0.

Слайд 4

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на эту тему? 2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей? 3. Если ребенок предлагает вам помощь, примите ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться? 4. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания? 5. Используете ли вы формулу запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо? 6. Считаете ли вы что последовательность, есть один из педагогических принципов? 7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние? 8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка? 9. Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка? 10. Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?

Слайд 5

Ключ к тесту. Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением образования в этой области. От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас за это полностью вознаградят. Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее, не останавливайтесь на достигнутом.

Слайд 6

Идеальный ребенок (по мнению большинства родителей)– это ребенок, который: Слушается во всем своих родителей; Выполняет все то, что ему поручают в школе и дома; Помогает старшим братьям и сестрам, взрослым, не обижает младших; Умеет отвечать за свои поступки; Самостоятелен и активен; Имеет друзей и дорожит ими; В любой ситуации всегда говорит правду; Дорожит своей семьей , родными и близкими ему людьми, бережно относится к своим родителям; Имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится; Знает материальные возможности семьи и старается их придерживаться; Умеет и хочет трудиться, с раннего детства определяет, чего он хочет добиться в жизни.

Слайд 7

Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется… Януш Корчак

Слайд 8

Идеальными родителями (из 24 опрошенных учащихся) считают: Понимают своих детей (16 учащихся); Любят своих детей (15 учащихся); Помогают решать проблемы (5 учащихся); Не кричат на своих детей (5 учащихся); Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей (15 учащихся); Не читают нотации (9 учащихся); Не пьют (7 учащихся).

Слайд 9

Это исследование показало, Что зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо в понимании ребенка.

Слайд 10

Для этого достаточно всем членам семьи выполнять Следующие очень простые правила, которые, однако, требуют определенных усилий от всех членов семьи:

Слайд 11

Как можно меньше злиться и ворчать друг на друга По поводу и без повода

Слайд 12

Не увлекаться критикой; Маленькому и большому человеку гораздо приятнее узнавать о себе как о хорошем человеке, чем как о плохом.

Слайд 13

Постоянно демонстрировать внимание своим родным и близким людям. Только в таком случае можно рассчитывать на ответное внимание.

Слайд 14

Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!

Слайд 15

Притча о бабочке. В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”.

Слайд 16

Рецепт счастья Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути.

Слайд 17

Здоровья Вам и удачи в воспитании ваших детей!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕЧНИКОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Родительское собрание  

«Учебная мотивация

или как помочь ребенку полюбить учебу»

                                                                         Составила и провела:

                                                                                   учитель начальных классов

                                                         Сливка И.А.

Цель: создать условия для формирования списка приемов формирующих мотивацию к обучению в семье, познакомить родителей с основными ошибками, которые способствуют понижению мотивации.

Задачи:

- Показать значение мотивации для успешности обучения;

- Дать возможность родителям сформулировать цели обучения;

- Показать родителям значимость их отношения к процессу обучения ребенка;

- Объединить усилия педагогов и родителей;

- Создать условия доверительного и открытого сотрудничества в системе родитель – ребенок – образовательное учреждение.

Форма: родительское собрание в форме диалога.

Участники мероприятия: родители учащихся школы, педагоги

Ход собрания

Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребенку при обучении в школе.

С какой целью вы отдали ребенка в школу?

Ответы родителей заносятся на доску столбиком: чтобы получил знания, научился писать, считать, читать, чтобы был грамотным, чтобы поступил в ВУЗ на бюджетной основе, чтобы мог самоопределиться.

Чтобы добиться этой цели нужно выполнять ряд действий? Каких? Ответы заносятся на доску во второй столбик: ходить в школу, слушать учителя, выполнять все задания, читать, делать уроки.

Но чтобы человек, а тем более ребенок начал выполнять действия необходимо, чтобы он захотел их выполнять. Как раз это желание и называется мотивом.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. (Л. И. Божович.)

Мотивация – это способность удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности.

В школе мы используем свои педагогические методы повышения мотивации. Но родители также влияют на мотивацию своего ребенка.

Как могут родители повысить у ребенка желание учиться? Родители делятся своими способами. Эти способы обсуждаются. Те способы, которые названы хорошими, выносятся на доску в 3 столбик.

Что бы понять как  правильно действовать,  нам нужно разобраться в причинах низкого уровня мотивации  

Причины низкого уровня мотивации (Приложение 1)

  1. Причина – неумение учиться.

Действие взрослого – выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи. Показывать ученику его продвижение вперед.

  1. Причина – недостающие средства учения (плохо развитые познавательные способности).

Действия взрослого – ориентация на то, что ребенок может, игровая деятельность, нестандартные задания.

  1. Причина - поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе. Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”.

Действия взрослого – поменять отношение к школе и учению в целом.

  1. Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.
  2. Причина - отсутствие познавательных ценностей в семье. А видел ли ребенок вас с книгой, или в моменты, когда вы занимались какой-либо познавательной деятельностью.

Действия взрослого – покажите ребенку пример вашей познавательной деятельности.

  1. Причина – дефицит внимания со стороны взрослого.

 Действия взрослого – постарайтесь проанализировать сколько времени вы проводите в совместной деятельности с ребенком. Давайте попробуем это сделать сейчас: составьте ваш обычный распорядок дня, сколько раз вы упомянули в нем вашего ребенка, подумайте какие виды вашей деятельности можно заменить на общение с ребенком.

Почему ребенок не хочет учиться?

Если ребенок слышит от родителей фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”. А потому ребенка важно не только формально готовить к школе, но и воспитывать к ней, развивать мотивацию от простых задач к более сложным.

Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.

Важно формировать у ребенка мотивацию именно до школьного возраста. Если родители сумеют вовремя сфокусировать его внимание на понравившемся ему деле, то к моменту, когда их опека будет уже ослаблена, он окажется в кругу людей с такими же интересами и будет ориентироваться на их мнение. Еще очень важно для ребенка поощрение в учебе. Иногда бывает так, что раздражение родителя во время подготовке к школе психологически действует на ребенка сильнее, чем другая мотивация. Интерес к школе будет потерян, а боязнь и отвращение к школе будет привито.

Очень эффективным для детей младшего школьного возраста, является обучение с элементами игровой деятельности, разноцветные дидактические материалы, постоянные поощрения.

Родители по-разному стараются заставить своего ребенка учиться, читать книжки, делать уроки.

Психологи  утверждают, что метод воспитания ребенка ремнем является самым неприемлемым в данном случае. Есть разные способы другой мотивации, например, “сделал – свободен”.

И главное, не идти на поводу у мифа, что родители должны делать с ребенком уроки и другие его дела. Дети, с которыми до конца школы родители делают уроки, вырастают безинициативными, слабохарактерными, пассивными, невозможными к самостоятельной жизни.

Так что лучше хорошенько подумать, прежде чем усаживаться с ребенком за уроки.

Научитесь слышать своего ребенка, проявляйте интерес к любой его деятельности и только тогда вы поймете, что действительно ему интересно, важно и значимо! И именно в этот момент ребенок сможет услышать вас!


Рекомендации родителям для повышения  учебной мотивации  их детей.

    Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую  роль  в формировании личности школьника. Как могут помочь родители  детям в этой ситуации?

  1. Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть  ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.
  2. Предложите  помощь  в выполнении  какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение  не надо.
  3. Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в городскую библиотеку. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное:  что больше всего запомнилось? Что  понравилось, а что нет?
  4. Читайте вместе с детьми книги по ролям.
  5. Старайтесь правильно оценивать знания  и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка  значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).
  6. Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него хороших оценок, а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент  времени  учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь  и поощряйте его за малейший успех.
  7. Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся.
  8. Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится.
  9. Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были  тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них?
  10.  У ребёнка должно быть своё место для занятий. Предоставьте ему быть полноправным хозяином  своего уголка.

Приложение 1

C:\Documents and Settings\психолог\Рабочий стол\Рисунки\школа\р21.jpg

Учебная мотивация

или как помочь ребенку полюбить школу

                                                                                        

Причины низкого уровня мотивации.

  1. Причина – неумение учиться.

Действие взрослого – выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи. Показывать ученику его продвижение вперед.

  1. Причина – недостающие средства учения (плохо развитые познавательные способности).

Действия взрослого – ориентация на то, что ребенок может, игровая деятельность, нестандартные задания.

  1. Причина - поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе. Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучиться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”.

Действия взрослого – поменять отношение к школе и учению в целом.

  1. Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.
  2. Причина - отсутствие познавательных ценностей в семье. А видел ли ребенок вас с книгой, или в моменты, когда вы занимались какой-либо познавательной деятельностью.

Действия взрослого – покажите ребенку пример вашей познавательной деятельности.

  1. Причина – дефицит внимания со стороны взрослого.

 Действия взрослого – постарайтесь проанализировать сколько времени вы проводите в совместной деятельности с ребенком. Давайте попробуем это сделать сейчас: составьте ваш обычный распорядок дня, сколько раз вы упомянули в нем вашего ребенка, подумайте какие виды вашей деятельности можно заменить на общение с ребенком.

Рекомендации по подготовке домашнего задания

У ребенка выработается и затем сохранится хороший настрой на приготовление домашних заданий, если Вы:

— с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; что никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;

—  в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;

— встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;

— никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;

— постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;

—  проверяя работу, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, ….!");

— в случае если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").

Уроки надо выполнять в одно и то же время. Оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов. Организация выполнения домашних заданий

Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.

Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков. Наиболее трудными считаются уроки обучения грамоте, математики, иностранного языка, информатики.

Поэтому лучше готовить домашние уроки так:

1-й урок – уроки средней сложности,

2–3-й уроки – уроки максимальной сложности,

 4-й урок – более лёгкий.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Учебная мотивация или как помочь ребенку полюбить учебу». МКОУ Речниковская СОШ Учитель начальных классов Сливка И.А.

Слайд 2

С какой целью вы отдали ребенка в школу? научился писать, считать, читать; чтобы был грамотным; чтобы поступил на бюджет; чтобы мог самоопределиться; чтобы получил знания.

Слайд 3

Чтобы добиться этой цели нужно выполнять ряд действий? Каких? ходить в школу; слушать учителя; выполнять все задания; читать; делать уроки.

Слайд 4

Чтобы человек, а тем более ребенок, начал выполнять действия, необходимо, чтобы он захотел их выполнять. Это желание называется мотивом .

Слайд 5

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. (Л. И. Божович.)

Слайд 6

Мотивация – это способность удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности.

Слайд 7

Причины низкого уровня мотивации: – неумение учиться; - недостающие средства учения (плохо развитые познавательные способности); - поведение родителей; - отсутствие познавательных ценностей в семье; - дефицит внимания со стороны взрослого.

Слайд 8

Действия взрослого: - Выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи; - ориентация на то, что ребенок может, игровая деятельность, нестандартные задания; - поменять отношение к школе и учению в целом;

Слайд 9

Действия взрослого: - покажите ребенку пример вашей познавательной деятельности; - постарайтесь проанализировать сколько времени вы проводите в совместной деятельности с ребенком.

Слайд 10

Психологи утверждают, что метод воспитания ребенка ремнем является самым неприемлемым в данном случае. Есть разные способы другой мотивации, например, “сделал – свободен”.

Слайд 11

Научитесь слышать своего ребенка, проявляйте интерес к любой его деятельности и, только тогда, вы поймете, что действительно ему интересно, важно и значимо! И, именно в этот момент, ребенок сможет услышать вас!