Методические разработки

Сливка Ирина Александровна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Речниковская средняя общеобразовательная школа

Коченёвского района Новосибирской области

Урок русского языка в 4 классе

УМК «Школа России»

По теме: «Творительный и предложный падежи

имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа»

                                                                         

                                                                                                       Учитель начальных классов

                                                                                                              Сливка Ирина Александровна

I квалификационная категория


Тема урока: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Цели:

  • отрабатывать у учащихся умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, умение обосновывать написание окончаний;
  • распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, обосновывать написание окончаний имён прилагательных с опорой и без опоры на информационное поле (базовый уровень); научить других, правильно писать безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах (повышенный уровень).

Задачи:

  • развивать умение определять падеж имён прилагательных единственного  числа;
  • развивать умение образовывать форму творительного и предложного падежей имён прилагательных;
  • развивать умение выбирать рациональный способ проверки безударного падежного окончания имён прилагательных.

Планируемые результаты

Предметные:

  • образовывать форму творительного и предложного падежей имён прилагательных;
  • определять падеж имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа;
  • выбирать рациональный способ проверки безударного падежного окончания имён прилагательных;
  • проверять правильность написания безударных падежных окончаний имёнприлагательных.

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • рационально организовывать самостоятельную учебную деятельность;
  • находить ошибки и упущения в логике рассуждения;
  • проводить самопроверку и самооценку;
  • учитывать разные мнения в сотрудничестве;
  • адекватно реагировать на замечания одноклассников.

Личностные:

  • адекватно оценивать результаты учебной деятельности;
  • выявлять причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Оборудование: оформление доски, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями.

Межпредметные связи: окружающий мир, изобразительное искусство.

Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве, ИКТ – технология, технология здоровьесбережения, элементы технологии критического мышления: «перепутанные логические цепочки», Инсёрт.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Создание ситуации комфорта

Улыбкой дверь отворите в пути,

Улыбку нельзя удержать взаперти

Улыбка цветёт, растёт на устах.

Улыбка прогонит и злобу и страх.

- Давайте подарим улыбку друг другу.  

Физминутка для кистей рук

Коммуникативные (общение)

2. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.

Орфографическая минутка

На отдельных карточках слова: слово, Сердечное, до сердца, доходит.

Составить пословицу Сердечное слово до сердца доходит, записать в тетрадь.

Найдите в пословице слово с орфограммой «непроизносимый согласный звук» и проверочное слово к нему.

Дайте характеристику слову «сердечный», как части речи.

Какого человека можно назвать «сердечным»?

- А каким человеком хочет быть в жизни каждый из вас?

- Я желаю вам, чтоб мечты сбывались, и каждый из вас был здоровым, счастливым, успешным! (Карточки со словами, без окончаний,  вывешиваются на доску)

- Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце – наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны – оно бьётся ровно, когда вы сердитесь – учащённо, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. «Прости», - просит оно.

- Если у человека спокойно на сердце, о каком настроении чаще всего хочется говорить? (Карточки со словами, без окончаний,  вывешиваются на доску)

Слово – «сердце». Орфограмма – непроизносимый согласный в корне слова «д», проверочное слово – сердечный.

«Сердечный» - имя прилагательное, отвечает на вопрос «какой?», обозначает качество человека, м.р., ед.ч., И.п..

Задушевного, искреннего, доброго

Каким? Трудолюбивым, радостным, здоровым, весёлым, счастливым, любимым, добрым, искренним

О каком? О хорошем, о весёлом, о радостном, о праздничном.

Познавательные

Коммуникативные (общение)

3. Актуализация учебной деятельности.

(Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности).

- Что вы можете определить у всех этих слов?

- Вставьте окончания и разделите все слова на две группы. По какому признаку вы их разделили? (У каждого учащегося карточка с заданием. Приложение 1)

Вставьте окончания и разделите слова на 2 группы:

Трудолюбив___, радостн___, о хорош___, здоров____, весёл___, о весёл____, счастлив___, любим___,орадостн___, о праздничн____,  добр___, искренн___

каким?

о каком?

- Охарактеризуйте каждую группу.

- Появились ли у вас затруднения при выполнении этого задания? Над чем нам с вами ещё нужно поработать? (формулировка темы урока)

Часть речи, число, падеж, род.

Прилагательные мужского и среднего рода.

1 группа: Трудолюбивым, радостным, здоровым, весёлым, счастливым, любимым, добрым, искренним.

Все слова имена прилагательные, отвечают на вопрос «каким?»,  творительный падеж, мужской род,

2 группа: О хорошем, о весёлом, о радостном, о праздничном.

Все слова имена прилагательные, отвечают на вопрос «о каком?», предложный падеж, средний род.

Закрепить умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, умение обосновывать написание окончаний, работать по алгоритму.

Физминутка

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны –

И при этом все важны.

Коммуникативные

Регулятивные (формулировка темы урока)

Коммуникативные

4. Организация познавательной деятельности. (Коррекция выявленных затруднений)

1. Ребята, а кто из вас восстановить план наших действий для решения возникших затруднений? (Повторение алгоритма определения окончания имён прилагательных)

Прием «перепутанные логические цепочки».

Учащиеся получают «звенья цепи», необходимо

восстановить алгоритм написания окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

(Приложение 2)

2. Дидактическая игра «Эстафета» (работа в группах)

Разделяемся на группы по количеству слогов в вашем имени – 2 слога, 1 группа, больше 2 слогов – 2 группа

Цель: развитие внимания, быстроты мышления.

Вместо эстафетной палочки – передача карточки с заданием. Представители рядов попеременно начинают выписывать слова на доску (1 ряд – прилагательные в Творительном падеже, 2 ряд – прилагательные в Предложном падеже). Если допущена ошибка, то ее исправляет следующий участник. В итоге подсчитывается количество и качество выполненного задания.

(Приложение 3)

В ТЯЖЁЛ… РЮКЗАКЕ, С ТЯЖЁЛ… РЮКЗАКОМ,

В СТАРИНН…  ДВОРЦЕ, ЗА СТАРИНН… ДВОРЦОМ,

ПЕРЕД ВЫСОК… ДЕРЕВОМ, НА ВЫСОК…  ДЕРЕВЕ,

В БЛИЖН… ОЗЕРЕ, ЗА БЛИЖН… ОЗЕРОМ,

О ХОРОШ… ЧЕЛОВЕКЕ, С ХОРОШ… ЧЕЛОВЕКОМ.

3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учебник – стр. 27, упр. 57

Показ презентации (слайды 1- 5), текст читает учитель.

Церковь Покрова на Нерли – прекраснейший памятник древнерусского искусства. Была построена в 1165 году при князе Андрее Боголюбском после гибели его сына Изяслава на берегу реки Нерль на Владимирской земле.

Как хороша эта маленькая белокаменная церковь! Одиноко стоит она возле вязовой рощи на небольшом холмике у тихого озерца. Издалека виден её тёмно-серый купол-луковка. Церковь украшена резным белым камнем. В ясный день при безоблачном небе дышит поэзией сказки её стройная белизна.

На просторе… будто изготовясь к полету, стояла белокаменная церковь. Вот-вот взмахнет она белыми крыльями, вскрикнет по-лебединому и взмоет в небо, чтобы присоединиться к стае отлетающих на юг печальных птиц.

       Нет, не на лебедь похожа она – на русскую женщину. Стоит на лугу и ждет мужа, прислушивается к стуку конских копыт… Веками простоит – ее ли учить терпению?..

Белокаменный храм Покрова на Нерли называют «белой лебедью» русской архитектуры.

Приём «Инсёрт» (Приложение 4)

- Ребята, прочитайте текст упр. 57 и выполните и промаркируйте его специальными значками

(слайд 6):

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Информация для объяснения выводится на экран

Выпишите из текста словосочетания имён существительных с именами прилагательными м.р. и ср.р.

Выделите окончания имён прилагательных м.р. и ср.р. в Т.п. и П.п.

4. Дифференцированное домашнее задание (на карточках).  (Приложение 5)

1 уровень. (слайд 10) 

Записать предложения, ставя имена прилагательные в нужном падеже. У прилагательных выделить окончания и определить падеж.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.

2 уровень. (слайд 11)

Закончить предложения, используя имена прилагательные в творительном и предложном падежах. У прилагательных мужского и среднего рода выделите окончания и определите падежи.

Всё вокруг засыпано …….  ……. .

Очень тихо в …….  ……… .

В белом наряде ……..  .

Под снежным одеялом ………  .

На гладком снегу ……..  .

Под низким кустом ………  .

Над большим сугробом ………  .

На высоком дереве ……..  .

Алгоритм написания окончанийприлагательныхмужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

1 способ.

- Найти имя существительное, от которого зависит данное прилагательное.

- Задать вопрос от имени существительного к прилагательному.

- Найти окончание вопроса.

- Какое окончание у вопроса, такое и у имени прилагательного.

2 способ.

- Найти имя существительное, от которого зависит данное прилагательное.

- Определить род и падеж  имени существительного.

- Определить род и падеж имени прилагательного.

- Вспомнить окончания имён прилагательных в этом роде и падеже.

1 ряд – С ТЯЖЁЛЫМ РЮКЗАКОМ, ЗА СТАРИННЫМ  ДВОРЦОМ, ПЕРЕД ВЫСОКИМ  ДЕРЕВОМ, С ХОРОШИМ  ЧЕЛОВЕКОМ, ПОД ХРУПКИМ  ЛЬДОМ.

2 ряд - В ТЯЖЁЛОМ РЮКЗАКЕ, В СТАРИННОМ  ДВОРЦЕ, НА ВЫСОКОМ  ДЕРЕВЕ, О ХОРОШЕМ  ЧЕЛОВЕКЕ, НА ХРУПКОМ  ЛЬДУ.

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Как хороша эта маленькая белокаменная церковь!

Одиноко стоит она возле вязовой рощи на небольшом холмике у тихого озерца.

Издалека виден её тёмно-серый купол-луковка.

Церковь украшена резным белым камнем.

В ясный день при безоблачном небе дышит поэзией сказки её стройная белизна.

Вяз — большое лиственное дерево с прочной древесиной, применяющееся в судостроении. Вяз  плотный, крепкий, твердый и гибкий материал; он трудно обрабатывается. В воде, особенно морской, Вяз долговечен, но не особенно прочен при частом переходе от сухости к сырости и наоборот. (слайд 7)

Ку́пол — пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкая к полусфере.

Купол- луковица  имеет выпуклую 

форму, плавно заостряющуюся на 

вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в РоссииТурцииИндии и на Среднем Востоке. Купола такой формы чаще всего используются в строительстве 

храмов русской  православной  церкви

(слайд 8)

Эталон для самопроверки (слайд 9)

На небольшом холмике, у тихого озерца, тёмно-серый купол-луковка, резным белым камнем, при безоблачном небе.

Учащиеся самостоятельно определяют карточку, с каким уровнем сложности они готовы выполнить:

 1 уровень – задание средней сложности

2 уровень - сложное задание

Регулятивные (планирование действий)

Регулятивные (планирование действий)

Познавательные (информационные) поиск и извлечение информации)

5. Итог урока. Рефлексия.

(Самооценка результатов своей коррекционной и самостоятельной деятельности)

Рефлексия

Ребята, давайте вспомним пословицу, составленную в начале урока: Сердечное слово до сердца доходит. А что испытывали ваши сердца сегодня на уроке? (радость, неуверенность, счастье, уверенность).

С каким настроением вы заканчиваете работу на уроке? Успешно или нет, прошёл для вас сегодняшний урок?

(Слайд 12)

1уровень. Я   научился   распознавать имена прилагательные в творительном и предложном падежах  м. р. и ср. р., задавать вопросы, и выделять окончания и могу научить другого.

2 уровень. Я знаю, как   задавать вопросы и распознавать им. прилагательные в творительном и предложном падежах  м. р. и ср. р

3 уровень. Было сложно.

У вас на столах стикеры. Напишите на них свои имена, подойдите к нашей «Горе Достижений»  и повесьте свой флажок на уровне, который вы покорили. Оцените свою работу и сравните достигнутые результаты на прошедшем уроке с результатами, достигнутыми сегодня на уроке.

Радость, неуверенность, счастье, уверенность.

Регулятивные

(удержание цели)

Личностные

(способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Список литературы:

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Учебник «Русский язык». 4 класс (в 2-х ч.).  М.: Просвещение, 2015г.
  2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс.
  3. Бубнова И.А., Роговцева Н.И. Поурочные разработки: Технологические карты уроков. «Русский язык» 4 класс. М.: Просвещение, 2014г.

Интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Купол 

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.temples.ru%2Fprivate%2Ff000004%2F004_0000996b.jpg&p=2&text=купол-луковка&noreask=1&pos=69&rpt=simage&lr=65 

http://pedsovet.su/metodika/priemy/6007_priem_trkm_insert_na_uroke 

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/777130 

https://yandex.ru/images/search?p=2&text=вяз&lr=65 

http://www.metod-kopilka.ru/priemy_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_v_nachalnoy_shkole-29758.htm 

http://phototravelguide.ru/cerkov-hram-sobor/pokrova-na-nerli-bogolyubovo/ 

http://iszelenije.blogspot.ru/2013/05/blog-post_20.html 


Приложение 1

Вставьте окончания и разделите слова

на 2 группы:

Трудолюбив___, радостн___, о хорош___, здоров____, весёл___, о весёл____, счастлив___, любим___, о радостн___,

о праздничн____,  добр___, искренн___

каким?

о каком?

Приложение 2

1 способ

- Найти имя существительное, от которого зависит данное прилагательное.

голубое небо

- Задать вопрос от имени существительного к прилагательному.

небо (какое?) голубое

- Найти окончание вопроса.

- Какое окончание у вопроса, такое и у имени прилагательного.

(какое?) голубое

2 способ.

- Найти имя существительное, от которого зависит данное прилагательное.

голубое небо

- Определить род и падеж  имени существительного.

небо – ср.р., И.п.

- Определить род и падеж имени прилагательного.

голубое – ср.р., И.п.

- Вспомнить окончания имён прилагательных в этом роде и падеже.

голубое

Приложение 3

В ТЯЖЁЛ… РЮКЗАКЕ, С ТЯЖЁЛ… РЮКЗАКОМ,

ПЕРЕД ВЫСОК… ДЕРЕВОМ, НА ВЫСОК…  ДЕРЕВЕ,

В БЛИЖН… ОЗЕРЕ, ЗА БЛИЖН… ОЗЕРОМ,

О ХОРОШ… ЧЕЛОВЕКЕ, С ХОРОШ… ЧЕЛОВЕКОМ.

Приложение 4

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Как хороша эта маленькая белокаменная церковь!

Одиноко стоит она возле вязовой рощи на небольшом холмике у тихого озерца.

Издалека виден её тёмно-серый купол-луковка.

Церковь украшена резным белым камнем.

В ясный день при безоблачном небе дышит поэзией сказки её стройная белизна.

Как хороша эта маленькая белокаменная церковь!

Одиноко стоит она возле вязовой рощи на небольшом холмике у тихого озерца.

Издалека виден её тёмно-серый купол-луковка.

Церковь украшена резным белым камнем.

В ясный день при безоблачном небе дышит поэзией сказки её стройная белизна.

Приложение 5

Домашнее задание

1уровень. Записать предложения, ставя имена прилагательные в нужном падеже. У прилагательных выделить окончания и определить падеж.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.

2 уровень. Закончить предложения, используя имена прилагательные в творительном и предложном падежах. У прилагательных мужского и среднего рода выделите окончания и определите падежи.

Всё вокруг засыпано …….  ……. .

Очень тихо в …….  ……… .

В белом наряде ……..  .

Под снежным одеялом ………  .

На гладком снегу ……..  .

Под низким кустом ………  .

Над большим сугробом ………  .

На высоком дереве ……..  .

Приложение 2

Найти имя существительное,

от которого зависит данное  прилагательное

Задать вопрос от имени

существительного

к прилагательному.

Найти

окончание

вопроса.

Какое окончание у вопроса, такое и у имени прилагательного.

        

Определить

род и падеж  

имени существительного

        

Определить

род и падеж  

имени  прилагательного

Вспомнить окончания имён прилагательных

в этом роде и падеже


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе УМК «Школа России» По теме: «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа» МКОУ Речниковская СОШ Учитель начальных классов Сливка Ирина Александровна I квалификационная категория

Слайд 2

Церковь Покрова на Нерли

Слайд 7

V — я это знаю; + — это новая информация для меня; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Как хороша эта маленькая белокаменная церковь! Одиноко стоит она возле вязовой рощи на небольшом холмике у тихого озерца. Издалека виден её тёмно-серый купол-луковка. Церковь украшена резным белым камнем. В ясный день при безоблачном небе дышит поэзией сказки её стройная белизна.

Слайд 8

Вяз — большое лиственное дерево с прочной древесиной, применяющееся в судостроении.

Слайд 9

Ку́пол — пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкая к полусфере. Купол- луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу.

Слайд 10

На небольш ом холмике, у тих ого озерца, тёмно-сер ый купол-луковка, резн ым бел ым камнем, при безоблачн ом небе.

Слайд 11

1. Записать предложения, ставя имена прилагательные в нужном падеже. У прилагательных выделить окончания и определить падеж. Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе. Домашнее задание

Слайд 12

2. Закончить предложения, используя имена прилагательные в творительном и предложном падежах. У прилагательных мужского и среднего рода выделите окончания и определите падежи. Всё вокруг засыпано ……. ……. . Очень тихо в ……. ……… . В белом наряде …….. . Под снежным одеялом ……… . На гладком снегу …….. . Под низким кустом ……… . Над большим сугробом ……… . На высоком дереве …….. . Домашнее задание

Слайд 13

1уровень. Я научился распознавать имена прилагательные в творительном и предложном падежах м. р. и ср. р., задавать вопросы, и выделять окончания и могу научить другого. 2 уровень. Я знаю, как задавать вопросы и распознавать им. прилагательные в творительном и предложном падежах м.р. и ср. р 3 уровень. Было сложно. Рефлексия

Слайд 14

Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Купол https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.temples.ru%2Fprivate%2Ff000004%2F004_0000996b.jpg&p=2&text=купол-луковка&noreask=1&pos=69&rpt=simage&lr=65 http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/777130 https://yandex.ru/images/search?p=2&text=вяз&lr=65 http://phototravelguide.ru/cerkov-hram-sobor/pokrova-na-nerli-bogolyubovo/



Предварительный просмотр:

В учебнике  математики авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, во 2 классе, есть проект «Математика вокруг нас. Орнаменты и узоры на посуде». Я предложила ребятам дополнительное задание – узнать историю происхождения названий геометрических фигур, которые они будут использовать при выполнении своего проекта.  Они с интересом принялись за работу, подключили родителей и вот, что у нас получилось…

Тема урока:

Проект «Математика вокруг нас. Орнаменты и узоры на посуде»

Цель проекта:

  • Развитие ассоциативного мышления и творческих навыков.

  Задачи:

  • Сформировать навык ассоциативного сопоставления рисунка и геометрических фигур.
  • Совершенствовать мелкую моторику.
  • Расширять представление о практической направленности математики в деятельности человека и её роли в нашей жизни.
  • Закреплять практические навыки работы с этимологическим словарём.

Актуальность проекта 

  • Узоры  в нашей жизни встречаются на каждом шагу. Украшая части строений, ландшафта или предметы быта, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием.
  • Узор можно прочесть. Испокон веку с помощью самых разнообразных геометрических линий и форм человек выражал своё мировосприятие, свою культуру, своё отношение к действительности.
  • Научиться читать узор, значит научиться понимать язык наших предков, значит не потерять живую связь с прошлым нашего народа.

1 этап. Познакомиться с различными видами орнамента на посуде и в быту,  с происхождением слова «орнамент».

С древних времён люди пытались украсить свой дом. Они делали красивую посуду, расписывали её, выполняли разные орнаменты.

(Учащимся были  показаны иллюстрации с различными видами орнаментов)

- Что такое орнамент? Орнамент (от лат. оrnemantum – производное от ornare «украшать». Орнамент буквально — «украшение») – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.

- Часто использовали орнаменты из геометрических фигур. Почему, как вы думаете? (Его легче рисовать.)

Несмотря на то что его легче рисовать, орнамент часто выходил небывалой красоты и был украшением не только посуды, но и мебели, стен, окон. Все эти узоры  создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами. Геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, просто мы на это редко обращаем внимание за повседневными делами и просто так.

2 этап. Выбрать геометрические фигуры для своего орнамента или узора. Создать альбом «Орнаменты и узоры на посуде».  Нарисовать или сделать аппликацию из геометрических фигур на посуде в этом альбоме.

3 этап. Найти в этимологическом словаре происхождение слов, обозначающих геометрические фигуры, используемые в орнаменте.

4 этап. Представление и защита своего проекта.

Результатом работы стали замечательные альбомы, рисунки и изделия, рассказывающие о том, что такое орнаменты, какими они бывают, какие геометрические фигуры использовали в орнаменте и откуда к нам пришли названия этих геометрических фигур. Конечно, не все названия геометрических фигур удалось найти, но ребят заинтересовала такая работа. Всем было очень интересно и познавательно! Жаль только, что урок оказался слишком коротким!

Математика вокруг нас.

Орнаменты и узоры на посуде. 

C:\Users\Ирина\Desktop\Мои документы\проект\IMG_4500.JPG

I:\Стажировка\урок\проект\IMG_4499.JPG

I:\Стажировка\урок\проект\IMG_4503.JPG

I:\Стажировка\урок\проект\IMG_4498.JPG

C:\Users\Ирина\Desktop\156_0902\IMG_5028.JPG

I:\Стажировка\урок\проект\IMG_4505.JPG

I:\Стажировка\урок\проект\IMG_4504.JPG

I:\Стажировка\урок\проект\IMG_4506.JPG

C:\Users\Ирина\Desktop\Мои документы\проект\IMG_4510.JPG

C:\Users\Ирина\Desktop\Мои документы\проект\IMG_4509.JPG

C:\Users\Ирина\Desktop\Мои документы\проект\IMG_4508.JPG

I:\Стажировка\урок\проект\IMG_4507.JPG

I:\Стажировка\урок\проект\IMG_4508.JPG

Геометрические фигуры, используемые в проекте.

Происхождение геометрических терминов

Угол – слово общеславянского происхождения.  Угол буквально — «изогнутость». Начальное у — из ǫ < on < an.

Точка -  слово древнерусского происхождения. Точка - это «след тычка», уменьшительное к древнерусскому «точь». Попроисхождению оно и связано с основой «ток», той же, что мы видим в «ткать» и в «тыкать».

Ромб -  слово французского происхождения,  в значении  «вращающийся предмет», «волчок». Это четырехугольник, у которого все стороны равны.

Овал - слово латинского происхождения  – «яйцевидный», суффиксального производного от ovum – «яйцо».

Окружность -  слово греческого происхождения, periferia –  «периферия», «окружность». Это множество точек плоскости, находящихся на данном расстоянии от данной точки, лежащей в той же плоскости и называемой ее центром.

Линия – слово пришло из латинского языка, linea – «нитка, линия» - производное от linum – «лён».

Круг – слово общеславянского происхождения, «крутить, вертеть», «кольцо».

Квадрат - слово пришло из латинского  языка, где quadrare - «делать четырехугольным» (от quattuor «четыре»).

Знакомство с этимологическим словарём мы начали на уроках русского языка. Дети были немного удивлены, когда я предложила им работу с этимологическим словарём на уроках математики. Я им предложила найти происхождение слов, обозначающих названия геометрических фигур, которые они будут использовать в своём проекте. Работу с этимологическим словарём я дала как дополнительное задание. Его выполнение было необязательным, а по желанию. Выполнили его 7 учащихся из 11 учеников моего класса. Большинство информации они брали из Интернета, также пользовались школьным этимологическим словарём. Ребята узнали, что происхождение слова указывает на форму фигуры, её внешний вид. Работа со словарём полезна не только на данном уроке, но и для дальнейшей работы. Дети лучше запоминают название геометрических фигур, их основные отличительные признаки. И теперь они точно не перепутают прямоугольник, ромб и квадрат.

Работа над этим проектом была разделена на три этапа: 1 этап  - на первом уроке мы обсудили проект, выяснили как и над чем предстоит работать, какой материал использовать при работе, где можно взять необходимую информацию; 2 этап -  ребятам было дано время для работы над проектом, на это у нас ушло 10 дней; 3 этап – представление своих проектов, на это ушёл у нас 1 урок.

Ребятам очень понравилось работать над проектом. В конце работы я им предложила карточки с «Пушистиками».

У каждого Пушистика - своё настроение, дети должны были закрасить того Пушистика, который соответствовал их настроению, во время работы над проектом. Вот что получилось.C:\Users\Ирина\Desktop\158_1202\IMG_5034.JPG

Из всего класса, только двое ребят остались не совсем довольны результатом своей работы. У них не получилось узнать нужную информацию о происхождении слов.  Но мы договорились о том, что теперь дети между собой поделятся нужными словарями, и на следующих уроках найдут информацию о происхождении других математических терминов и расскажут её всему классу.

Теперь я пытаюсь на уроках математики, где изучаются новые математические термины, использовать этимологический словарь. Ребята уже сами спрашивают меня, происхождение слов новых в их словарном запасе. Трудность для меня заключается только в том, что, к сожалению не все математические термины можно найти в этимологических словарях.

 



Предварительный просмотр:

Урок № 127

Тема урока: Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета. Характеристика героев.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование  умения  давать характеристику героям приключенческой литературы.

Задачи:

  1. Учить анализировать название книги, прогнозировать содержание по заголовку.
  2. Учить пересказывать отдельные эпизоды.
  3. Учить рассказывать о герое, давать оценку его поступкам.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать содержание прочитанного произведения.

Рассказывать о герое произведения.

Давать оценку поступкам героя.

Метапредметные:

Прогнозировать содержание произведения на основе его названия.

Анализировать содержание и художественные особенности произведения.

Личностные:

Проявлять интерес к зарубежной литературе.

Осознавать, что в произведениях зарубежной литературы отражаются культура, традиции, обычаи, ценности той страны, в которой происходит действие

Межпредметные связи: Изобразительное искусство, тема «Портретная живопись».

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный момент. Физминутка.

2. Актуализация необходимых знаний.

-Предлагает посмотреть фрагмент мультипликационного фильма «Путешествие Гулливера», рассказать, известен ли герой, почему его сразу узнали, какое событие лежит в основе фильма.

- Смотрят фрагмент мультфильма, делятся впечатлениями, рассказывают то, что знают о Гулливере.

3. Мотивация познавательной деятельности.

- Рассказывает о Свифте.

- Слушают рассказ учителя, записывают опорные слова, дополняют слова до предложения, пересказывают.

4. Организация познавательной деятельности.

Физминутка.

- Предлагает выполнить задание 1 на стр. 107 рабочей тетради и рассказать, какая информация заложена в самом названии произведения.

- Предлагает послушать фрагмент «Путешествия Гулливера» в аудиозаписи.

- Предлагает ответить на вопрос 1 на с. 65 учебника.

- Предлагает найти в тексте слова, которые показывают, что Гулливер оказался в неизвестной стране (вопрос 3 на с. 107 рабочей тетради).

- Предлагает выписать слова, при помощи которых автору удаётся показать, что Гулливер – великан в стране лилипутов; определить характер маленьких человечков

- Предлагает ответить на вопрос 5 на с. 166 учебника.

- Предлагает подготовить рассказ о встрече с Гулливером от имени лилипутов.

- Предлагает составить план рассказа от имени Гулливера и записать в рабочую тетрадь на с. 166.

- Рассказывают, что название произведения сообщает о том, кем был Гулливер, в каких путешествиях участвовал.

- Слушают аудиозапись, делятся впечатлениями.

- Рассказывают о событии, которое лежит в основе сюжета.

- Называют слова, которые указывают на то, что Гулливер попал в страну лилипутов.

- Описывают характер лилипутов: они смелые, перерабарывают свой страх, стараются позаботиться о главном герое.

- Вставляют пропущенные слова, объясняют, с какой целью автор их употребляет.

- Готовят рассказ, предварительно выбрав из текста опорные слова. Рассказывают от имени лилипутов.

- Составляют план рассказа от имени Гулливера, отмечают в тексте слова, выражения, которые можно включить в рассказ. Записывают план.

5. Подведение итогов урока.

- Предлагает назвать, какие учебные задачи были решены, какие умения были сформированы.

- Называют умения: находить в тексте для подготовки рассказа о событии и герое.

6. Домашнее задание.

Рассказать от имени Гулливера о его встрече с лилипутами.

Литература:

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Учебник с аудиоприложением «Литературное чтение. 4 класс», ч. 2.

Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 4 класс».

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение: Рабочие программы.

Приложение

Джонатан Свифт - англо-ирландский писатель, публицист, общественный деятель, поэт, философ - родился в ирландском Дублине 30 ноября 1667 г. После смерти отца, скромного судейского чиновника, мать, переехав в Англию, оставила Джонатана на попечение его дяди. Тот обеспечил ему достойное образование: после хорошей школы племянник стал в 1682 г. студентом Тринити-колледжа Дублинского университета, где получал образование по 1688 г.

В том же году в Ирландии началась гражданская война. Свифт переехал в Англию, где работал литературным секретарем у Вильяма Темпла - зажиточного отставного дипломата, который был или сыном знакомого его матери, или ее дальним родственником. Спустя два года Свифт вернулся в Ирландию, в 1692 г. в Оксфорде получил магистерское звание. В 1694 г. Свифт становится священником англиканской Церкви и получает назначение в поселок Килрут. Однако спустя несколько месяцев тяготясь, по собственному признанию, обязанностями, он снова приезжает к Темплу и работает в прежней должности. Связанную с пребыванием в поместье отставного дипломата пору биографии Свифт считал самой счастливой.

В 1700 г. Джонатану Свифту дают приход в Ирландии, назначают служителем Дублинского собора св. Патрика. Однако за предшествующий период Свифт пристрастился благодаря Темплу к политической деятельности, а также мечтал о большой литературе. В это время из-под его пера выходит целый ряд анонимных памфлетов. В 1702 г. Свифт становится доктором богословия, происходит его сближение с вигами - оппозиционной партией. Свифт уже известен как писатель и мыслитель, его влияние усиливается. Частенько наведываясь в Англию, он налаживает контакты в литературном сообществе.

В 1704 г. выходят написанные в 1696-1699 гг. две сатирические повести - «Сказка бочки» и «Битва книг» - в виде единого издания, сразу же ставшего популярным. О его «Сказке» очень лестно отзывался Вольтер, эта же повесть оказалась в списке книг, запрещенных Ватиканом. Несколько лет после победы вигов в 1805 г. Свифт прожил в Англии, однако впоследствии возвратился на родину, где в деревне Ларакор ему дали приход.

В 1713 г. влиятельные друзья помогли ему стать настоятелем Дублинского собора св. Патрика. Пребывание на этой должности помогло не только приобрести материальную независимость, но и получить высокую трибуну для озвучивания политических взглядов, хотя большая лондонская политика оказывается отдаленной. Находясь в Ирландии, Свифт принимает в общественной жизни государства живейшее участие, постоянно издавая статьи и памфлеты, посвященные актуальным вопросам. Именно памфлеты являются самой значительной частью его деятельности на поприще сатиры; даже церковные проповеди содержали в себе элементы этого жанра. Свифт резко обрушивался против социальной несправедливости, сословных предрассудков, религиозной нетерпимости.

В Дублине Свифт пользовался чрезвычайным авторитетом, с ним считался даже наместник Англии. В этом городе Свифтом был написан роман, ставший единственным в его литературном наследии, но сделавший его всемирно известным - опубликованные в 1726 г. «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера». Они переиздавались три раза буквально за несколько месяцев, были быстро переведены на другие языки. В 1729 г. Свифт становится почетным гражданином Дублина, в 1727 и 1735 г. выходят собрания его сочинений. Умер Джонатан Свифт 19 октября 1745 г.




Предварительный просмотр:

Урок № 127

Тема урока: Итоговое повторение.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель урока: закрепить полученные знания за курс 4 класса.

Задачи:

  1. Систематизировать изученное в 4-м классе.
  2. Закрепить изученное в 4-м классе.

Планируемые результаты

Предметные:

Обобщать и систематизировать знания об арифметических действиях.

Решать текстовые задачи.

Метапредметные:

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; искать средства для выполнения учебной задачи.

Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Личностные:

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, понимать мотивы учебной деятельности, личностный смысл учения.

Самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности), понимать личную ответственность за результат.

Межпредметные связи: все предметы: по тексту задания определять сформированность каких умений проверяет эта работа, подбирать материал для отработки тех умений, уровень оценки которых невысок.

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный момент. Физминутка.

2. Актуализация необходимых знаний.

- Предлагает выбрать уравнения с одинаковым решением:

х * 8 = 240                      х – 60 = 130

60 + х = 130                    х : 8 = 240

240 : х = 8                       130 – х = 60

Спрашивает, что называется уравнением, как находят неизвестный множитель, делимое, делитель, уменьшаемое, вычитаемое, слагаемое. Включает в урок  задание 11.

- Предлагает выполнить арифметический диктант (записывает числа на доске):

  1. Во сколько раз 40 000 больше 1 000?
  2. Какое число больше 2 560 на 40?
  3. Какое число надо разделить на 400, чтобы получить 4?
  4. Чему равно частное 4 600 и 20?
  5. Сколько надо вычесть из 83 000, чтобы получить 82 100?

- Предлагает устно выполнить задания 13, 14.

- Участвуют в диалоге с учителем, одноклассниками, высказывают и доказывают свою точку зрения. Демонстрируют умение решать уравнения.

- Упражняются в устных вычислениях.

- Выполняют действия с числом 0.

3. Мотивация познавательной деятельности.

- Предлагает по с. 90 учебника определить, что будут повторять сегодня на уроке.

- Участвуют в диалоге с учителем, одноклассниками, высказывают и доказывают свою точку зрения. Повторение арифметических действий и их свойств.

4. Организация познавательной деятельности.

Физминутка.

- Включает в урок задания со с. 90, которые вызывают наибольшие трудности. Организует устную работу в парах с заданиями 1-4. Просит назвать вопрос, который вызвал затруднение, выход из затруднения. Спрашивает, кто воспользовался справочником в конце учебника.

H:\1\1 001.jpg

- Предлагает устно выполнить задание 5.

H:\1\1 001.jpg

- Просит объяснить различные способы проверки сложения и вычитания, выполнить сложение и вычитание многозначных чисел в задании 7, определить количество цифр в значениях суммы и разности, проверить предположение вычислениями, самостоятельно составить сумму трёх слагаемых, чтобы значение суммы было пятизначным числом.

H:\1\1 001.jpg

- Организует решение задачи 19 разными способами.

H:\1\3 001.jpg

- Предлагает вспомнить изученные свойства сложения, при необходимости обратиться к справочнику в конце учебника, выполнить задания 15, 16.

H:\1\2 001.jpg

- Организует самостоятельное выполнение задания 11, проверку его выполнения. Спрашивает, как найти неизвестный компонент каждого уравнения.

H:\1\2 001.jpg

- Строят устное высказывание, используют математическую терминологию.

- Устанавливают связь между компонентами сложения.

- Выполняют сложение, вычитание многозначных чисел, выполняют проверку.

- Устанавливают зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражают её в таблице или схеме, объясняют выбор арифметических действий для решения задачи.

1). 30.000 : 50 = 600 (к.) – упаковывает первый автомат за 1 минуту.

2). 30.000 : 60 = 500 (к.) – упаковывает второй автомат за 1 минуту.

3) 600 – 500 = на 100 (к.) – больше упаковывает первый автомат.

                            Ответ: на 100 коробков.

- Демонстрируют знание свойств сложения, умение применять их для вычисления значения выражения.

От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Два соседних слагаемых можно заменить их суммой.

- Демонстрируют умение выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.

5. Подведение итогов урока.

- Предлагает подвести итог урока, оценить работу. Спрашивает, какие были затруднения, чем они вызваны, что необходимо для их устранения.

- Делают обобщение по теме урока, оценивают свою работу.

6. Домашнее задание.

С. 91, № 10

Литература:

Учебник Моро М.И., Волкова С.И. «Математика. 4 класс», ч. 2.

Моро М.И., Волкова С.И. Рабочая тетрадь «Математика. 4 класс», ч. 2.

Волкова С.И. Математика. Методические рекомендации. 4 класс.

Приложение

H:\1\1 001.jpgH:\1\3 001.jpg

H:\1\2 001.jpg



Предварительный просмотр:

Урок № 154

Тема урока: Подробное изложение повествовательного текста.

Тип урока: развитие речи, повторение изученного материала.

Цель урока: написание изложения по самостоятельно составленному плану.

Задачи:

  1. Учить использовать разные виды чтения при работе с текстом.
  2. Развивать умение определять тему и главную мысль текста, озаглавливать текст.
  3. Развивать умение подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.

Планируемые результаты

Предметные:

- определять тип текста,

- определять тему и главную мысль текста, озаглавливать текст,

- подбирать заголовок к тексту,

- составлять план текста,

- подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану,

- проверять написанное.

Метапредметные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока,

- строить речевое монологическое высказывание,

- осуществлять деятельность в соответствии с планом,

- оценивать правильность написанного текста.

Личностные:

- проявлять уважительное отношение к природе,

- проявлять внимание к животным и заботиться о них.

Межпредметные связи: чтение (пересказ текста), окружающий мир.

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный момент. Физминутка.

2. Актуализация необходимых знаний.

- Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 251 в учебнике.

- Читают задание. Описывают картину летнего утра. Самостоятельно списывают текст, вставляют пропущенные буквы, указывают время глаголов. По окончании обсуждают результаты выполнения в парах. Проводят взаимопроверку и взаимооценку.

3. Мотивация познавательной деятельности.

- Вовлекает учащихся в беседу. Предлагает описать самое красивое явление природы.

- Предлагает обратиться к заданию упр. 252 в учебнике, выбрать любую из тем.

- Обращает внимание на тему урока, нацеливает на определение учебной задачи.

- Вспоминают свои наблюдения за окружающим миром, описывают явления природы.

- Читают и выбирают тему. Составляют и представляют устный текст.

- Читают тему, ставят учебную задачу.

4. Организация познавательной деятельности.

Физминутка.

- Предлагает прочитать текст из упр. 253 в учебнике, определить тип текста, озаглавить. Организует подготовку к изложению в форме диалога.

- Организует обсуждение вариантов плана текста.

План.

  1. Начался лесной пожар.
  2. Неожиданное спасение.
  3. Бегство от огня.
  4. Спаслись.

- Знакомятся с текстом. Определяют тип текста. Подбирают заголовок – Лесной пожар. Обсуждают варианты. Готовятся к изложению с опорой на составленный план работы на уроке. Самостоятельно читают текст. Выясняют значение непонятных слов, словосочетаний и предложений, используя различные источники информации. Определяют и обсуждают тему текста – дед Ларион и заяц. Определяют и обсуждают главную мысль текста – долг платежом красен. Обращают внимание на то, какие слова и выражения использует автор для раскрытия темы и основной мысли текста. Высказывают и обосновывают своё мнение.

- Составляют план, озаглавливают каждую часть текста. Сначала самостоятельно, затем коллективно, выбирая наиболее удачные варианты. Работают в парах. Находят слова с орфограммами, объясняют их правописание. Обращают внимание на оформление предложений, постановку знаков препинания. Перечитывают самостоятельно текст. Готовятся к пересказу. По желанию представляют пересказ одноклассникам. Выслушивают оценочные суждения, советы по корректировке текста. Записывают текст. Проводят проверку написанного изложения.

5. Подведение итогов урока.

- Организует обсуждение – просит высказать своё мнение о том, каких результатов достигли в течение урока, уточнить, каких результатов достигли, работая по памятке «Как подготовиться к изложению».

- Включаются в беседу. Высказывают мнения. Оценивают степень трудности такой работы. Выявляют причины успеха/неуспеха. Планируют дальнейшую деятельность.

6. Домашнее задание.

Творческое задание: пересказать текст из упр. 253, выступая в роли зайца.

Литература:

Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык. 4 класс», ч. 2.

Канакина В.П. Рабочая тетрадь «Русский язык. 4 класс», ч. 2.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык: рабочие программы: 1 - 4 класс»


Комментарии

Кудрикова Екатерина Александровна

Очень интересные разработки!