Использование современных педагогических технологий в преподавании химии

Балдакова Татьяна Батуевна

Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков, которые являются результатом образовательной формы, выстраиваемой поверх традиционных предметных знаний, умений и навыков, в основе которой лежит мыслительнодеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.

Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция. На мой взгляд, она представляет собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

На мой взгляд, для учителя химии, науки, подразумевающей постоянный поиск истины через исследование, моделирование, постановку проблем и их решение, формирование исследовательской компетенции у обучающихся является основополагающей задачей.

Мне видится решение данной задачи в системном использовании исследовательской, проектной, информационно-коммуникационной,  технологии критического мышления, технологии "Перевернутый класс" в образовательном процессе.

Технология "Перевернутый класс"

Имея за плечами педагогический стаж, опыт работы, не устаю задавать себе вопросы. Как учить детей в новых условиях? Как правильно применять технические средства, которыми оснащены наши школы? Как научиться разговаривать с современными учащимися на языке гаджитов? Ответом на эти и другие вопросы может стать применение в практике метода «Перевёрнутый урок», о котором уже шла речь в статье Е.В. Луцевич «Смешанное обучение - тренд дидактической парадигмы SMART-образования». Перевёрнутый урок – метод, по которому учащиеся с новым материалом знакомятся самостоятельно дома в режиме онлайн, а на уроке отрабатывают полученные знания.

http://baldakova.blogspot.ru/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема "Игровые технологии на уроках химии"
Игровые технологии

Среди нетрадиционных форм, используемых при преподавании химии,  дидактические игры наиболее популярны. С одной стороны, это обусловлено психологическими особенностями подростков, с другой – программными требованиями по предмету. Использование дидактических игр на уроках контроля знаний и умений вызывает интерес и положительные эмоции, способствует предупреждению перегрузки, снимает чувство беспокойства. Эта работа разнообразна по видам и содержанию, носит во всех случаях оттенок занимательности, формирует интерес к предмету.

Игровой компонент химического образования может быть реализован при проведении уроков, экскурсий, внеклассных и факультативных занятий, исследовательских проектов и т.д. Учебная игра подразумевает активную деятельность школьников, направленную на усвоение конкретных знаний и умений и их применение в процессе достижения целей игры. Если традиционный образовательный процесс связан с передачей - получением информации, обработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам ставит себе цель, ищет способы ее достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основных направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме дидактической задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

В подростковом возрасте наблюдается обострение  потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Деловые игры.

Деловая игры используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. 

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться может конкретная деятельность людей (деловое
совещание и т.д).

Ролевые игры. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель ситуации , между учащимися распределяются роли с "обязательным содержанием".

Деловой театр - разыгрывается какая-либо ситуация,поведение человека в этой обстановке. Здесь учащийся должен мобилизировать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к "исполнению ролей" и "деловому театру". Это тоже "театр", но уже социально-психологический, в котором обрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

В своей работе я чаще всего использую имитационные, операционные и ролевые игровые технологии. Деловой театр, социодраму использую при подготовке внеклассных мероприятий. Приведу несколько примеров операционных игр, которые я использую на уроках химии в 8-х классах.

I. Игра «Третий лишний». Зачеркните лишнее вещество, для двух оставшихся веществ укажите класс веществ, к которому они относятся.

I  Вариант CaO, CO2,KOH | II Вариант HCL, H2SO4, CaO.

Дайте названия всем веществам.

II. Игра «Химическое домино». Эту игру использую при изучении составления химических формул по валентности, а так же при проверке умения составлять химические формулы по валентности. Играют по 4-6 человек в группе

           <=                   <=                        <   =                   и т.д. 

Наряду с операционными играми широко использую на уроках химии ролевые игры.
Например: Бриффинг по теме урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Вода. Растворы. Основания»  (рассчитан на 10 минут)

 "Обязательное содержание ролей."

I. Географ. Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Посмотрите на глобус: 3/4 части земного шара покрыты водой.

II. Физик. Вода- единственное вещество, которое существует в природе в 3-х агрегатных состояниях

III. Биолог-статист. Нормальное содержание воды в теле человека 65%. Вопрос к классу. Сколько воды содержится в теле человека массой:

1) 100кг (ответ 65кг)

2) 200кг (ответ 130кг)

IV.Химик-эколог. Вода универсальный растворитель. Она растворяет многие газообразные, жидкие и твердые вещества. Например газированная вода, раствор уксусной кислоты, раствор сахара. Но не все водные растворы полезны для человека. Так, дождевая вода, растворяя содержащиеся в воздухе оксиды серы, азота, выпадает на землю кислотными дождями, пронося вред всему живому.

V. Литератор. Я прочитаю отрывок. Юрий Томилин. Карусель над городом. "На вид это была вполне невинная речка. Еще не так давно в ней водились окуни и плотва и даже раки, которые как известно любят чистую воду. Но несколько лет назад фабрика игрушек начисто перевела в ней всякую живность. Дольше всех, говорят, продержалась старая щука. Но и она, не выдержав, сплыла вниз по течению и ушла в другую речку, где погибла от тоски и одиночеств: у этой щуки была красная голова, зеленое брюхо, синий хвост, и другие щуки не хотели с ней разговаривать.

 На мой взгляд этот отрывок заставляет нас задуматься вот о чем: несмотря на то, что воды на Земле много, ее в то же время очень мало. Почему много понятно: океаны, моря, ледники, дожди…А вот почему мало? Потому, что в процессе производства и жизнедеятельности человечество загрязняет воды больше, чем очищает; потому, что большая часть земной воды и не вода вовсе, а растворы содержащие подчас вредные вещества.

VI. Биолог- эколог. Для обеззараживания воды применяют хлор и озон. В некоторых случаях используют химико-биологическую очистку воды. Отстойники заменяют хлореллой. Это одноклеточное растение, быстро размножаясь, поглощает из воды углекислый газ и некоторые вредные вещества. В результате вода очищается, а хлореллу используют в качестве корма для скота.

Примером имитационной игры, которую я провожу в девятых классах в конце темы "Электролитическая диссоциация"может служить Зачет-вертушка (игра"Экзамен").

Готовлю шесть экзаменаторов, которые будут принимать "Экзамен" Класс делю на две группы. Каждая группа сдает "Экзамен" своим трем экзаменаторам по следующим вопросам:

1) Определения по теме. Умение составить уравнения электролитической диссоциации. ( две оценки)

2) умение составлять полные ионные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. (одна оценка)

3) умение расставить коэффициенты  в О.В.Р. методом электронного баланса (одна оценка)

В итоге такой игры каждый ученик получает за урок по пройденной теме четыре оценки.



Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках химии

     За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель  уверена, что каким – либо одним методом не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но, на мой взгляд, именно исследовательский метод, как ни какой другой,  позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского метода даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил: Я слышу – и забываю,

               Я вижу – и запоминаю,

               Я делаю – и понимаю».

   Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.  

   Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. Среди  разнообразных направлений современных  методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов.

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным  участником  обучения.  У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов  предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей  и при изучении материала  различной степени сложности.

Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию  мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к предмету.

Считаю необходимо создавать условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через накопление собственного опыта.

         Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Я знакомлю обучающихся, с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:

- в проекте должна быть решена какая – либо проблема;

- проводится исследовательская работа;

- проект выполняется самостоятельно учащимися;

- учитель выполняет роль, консультанта;

- результаты проекта должны иметь практическую значимость;

- в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.

Учащиеся перед началом работы  над проектом получают инструкции: 1)требования к проекту,

2)методические рекомендации, памятки – как  правильно оформить проект, 3)шкала баллов оценивания проекта.

Сначала я знакомлю ребят с проектами прошлых лет, в зависимости от поставленного вопроса готовлю небольшие презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать учащихся заняться исследовательской работой и созданием  проекта. Ребятам предлагаю  примерные темы проектов: история развития химии, химическое производство, химия в быту, химия и здоровье, жизнь и деятельность великих химиков, химия и экология и т.д. применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

  1. Связь проекта с учебными темами (на уроке).
  2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).

     Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как:

8 класс – химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций.

9 класс – металлы и неметаллы, химическое производство азотной и серной кислот, органические вещества.

10 класс – классы органических веществ, нефтяная промышленность

11 класс – строение вещества, химические реакции, химия в жизни общества.

    Проекты бывают разные по времени, но лучше если он будет длиться от 1 месяца до 3, так как может утратиться интерес к проекту.

    Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя   материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщениях или изучения нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.

Как создавался проект «Отходы, мусор, отбросы…»

   При выполнении проектов я ориентирую учащихся на то, что нужно опираться на местный материал, экологическую обстановку, традиции своего региона, своего района, своей школы.

   В рамках работы предметной недели по предметам естественного цикла, проводилась конференция «Экология и мы». Ребята выбрали тему  «Отходы, мусор, отбросы…». Учащиеся узнали о том, что эта проблема очень  серьёзная для нашего района и республики.

Выработали план действий:

- собрать информацию по данной теме, классификация отходов,

- провести анкетирование учащихся школы,

- произвести необходимые расчёты, сколько мусора каждая семья выбрасывает в год,

- в каком состоянии находятся местные свалки,

-  как обстоит дело в республике,

- как перерабатываются отходы, химические производства по утилизации отходов,

- какой вред приносит эта проблема   здоровью людей.

      Учащиеся  для успешной работы разделились на группы и на этапе рефлексии оценивали вклад каждого участника группы. Работа над проектом была организована поэтапно: начинание, планирование, исследование, защита и презентация.

      После выполнения проекта, ребята проанализировали свою работу, указали результаты, отметили неудачи, их причины. В листах оценивания  дали самооценку проекту. Оформили материал, подготовили мультимедийную  презентацию своего материала и выступили на экологической конференции, где участники проекта  получили оценки от учащихся, педагогов школы.

Результаты применения проектной деятельности.

   Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы:

- работа стимулирует  внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии,  

- уроки проходят более оживлённо,  

-  увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена,    

 - появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы.

    У обучающихся, выполняющие проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.

    Учащиеся, выполняющие проекты по химии принимают активное участие в конкурсах в школе, районе, республике.

    Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Курумканская СОШ №1»

Конкурс им В.И.Вернадского

Секция «Этнография».

Баргузинский тракт: вчера, сегодня, завтра

                         

                             Автор: Раднаев Евгений, ученик 10 класса

                                      Руководитель: Балдакова Татьяна Батуевна,

                                                              учитель географии и химии

Курумкан 2013 г.

План:

Введение

Основная часть:

  1. История Баргузинского тракта
  2. Экономико – географическая характеристика автомобильной дороги  Улан – Удэ – Турунтаево – Курумкан :
  1. Общая характеристика.
  2. Экономическая характеристика зоны влияния

              3. Рекреационные ресурсы на  трассе Улан – Удэ – Турунтаево – Баргузин  - Курумкан

Заключение

 Баргузинский тракт сегодня.

Литература

Приложение

                                                                                                       

Введение.

Известный публицист и географ Ю. Ефремов сказал:

                          «Люблю и знаю, знаю и люблю

И чем сильней люблю, тем больше знаю».

Свою любовь к моему благодатному краю я могу выразить желанием изучать этот край, беречь и приумножать его богатство. Любить свой край – это значит изучать его малоизвестные и хорошо известные страницы.

В 2013 году отмечаются 90 лет со дня образования Республики Бурятия и  Баргузинского района, а также 70 лет со дня образования Курумканского района. История развития моего края напрямую связана с историей Баргузинского тракта-  основной транспортной артерии, которая соединяет села Баргузинской долины с городом Улан – Удэ.  Трасса пролегает по местам, которые представляют немалый исторический, экономический и туристский интерес. Таким образом, интерес у меня был не только познавательным, но и актуальным.

Цель работы:  Показать социально – экономическую значимость Баргузинского тракта как единственной транспортной артерии, соединяющей Курумканский район со столицей республики.

Задачи: 1. Дать целостную картину об  истории  возникновения Баргузинского тракта – одной из старейших дорог Забайкальской губернии.

               2. Дать экономико – геграфическую характеристику автомобильной дороге  Улан – Удэ – Турунтаево – Баргузин - Курумкан                 

               3.  Рассмотреть роль дороги в развитии туризма

Методы:

  1. Исследование письменных источников архивных материалов.
  2. Анализ  материалов из ФГУ «Бурятавтодор»
  3. Опрос старожилов об истории своего края.

                                                 

Основная часть.

I. Физико – географическое положение автомобильной дороги Улан – Удэ – Турунтаево – Курумкан.

Автомобильная дорога,  объединяющая Прибайкальский, Баргузинский и Курумканский районы состоит из дорог федерального, республиканского, местного значений. Общим протяжением 348 км. Началом этой транспортной артерии является автомобильная дорога федерального значения «Байкал», проходящая по югу Прибайкальского района, длиной в 48 км. Отчет нулевого километра в настоящий момент начинает от Главпочтампа в городе Улан –Удэ, где воздвигнута стелла и заканчивается  от центрального административного здания нашего района.

 «Бывают ландшафты унылые, плоские. Иное дело - Баргузинский тракт. На всем протяжении дороги от Стрелки – окраины Улан Удэ до села Могойто разворачиваются пейзажи один красивее другого. Самые различные природные зоны встречаются на пути. Тракт вьется по гольцам, где даже летом увидишь снег, прорезает густую таежную чащу с царственными деревьями. Зеркально чисты речки и  ключи, озера и ягодны придорожные леса. До мыса Крестового дорога бежит вдоль байкальского побережья. А выше поселка Баргузин начинаются степи. В районе села Элысун попадаешь даже в пески.»-из воспоминании Николая Дамдинова.

Трасса расположена в основном среди средне – высоких гор, для которых характерна большая тектоническая активность и высокая сейсмичность. Климатические условия  суровые, резко континентальные

I. История Баргузинского тракта

Исторические хроники сообщают, что впервые открылась колесная дорога от Итанцы (нынешнего Турунтаево) до Турки в 1812 –м, в год Отечественной войны. В документальной  повести  Н.Г. Дамдинова написано: «…При Цанкире Андрееве (главный зайсан в Баргузине) в 1812 году баргузинские буряты, по приказу иркутского губернатора Трескина, в одно лето провели колесную дорогу от Итанцинской волости до местности Турки - нынешнего  Горячинска – на расстоянии свыше 100 верст. По приказу властей они построили на здешнем аршане девять домов для поселенцев, выделили поселенцам девять коней, девять дойных коров с телятами. Свыше сорока лет буряты несли охрану перевоза через реку Турку. А от Турки до Баргузина дорога была проложена  в 1838 году». Прежде сообщение в этой части Забайкалья шло больше  морем:                                                                          

Открытие золотых приисков в Баргузинской и Баунтовской тайге вызвало прокладку Баргузинского тракта, как ответвления от Старо – Московского тракта[1] в районе с Татаурова через села Гремячинск, Усть – Баргузин, Баргузин, Под - Икат на так называемые «Цыпиканские» прииски. По этой дороге завозились все необходимые для приисков грузы.  «Золото,   пушнина, лес, скот, рыба… Не случайно на баргузинские земли слетались ловцы удачи, оборотистые дельцы, предприимчивые купцы. Один из них, даже завез по тракту на лошадях драгу английского производства для использования на прииске». Это известная история широко распространенная среди старожилов нашего края, о том как купец Моисей Новомейский в 1913 году приобрел в Англии драгу для мытья золотого песка и доставил это дорогостоящее тяжелое оборудование на прииск в Ципикан – по Северному морскому пути до устья Енисея, оттуда по реке до Красноярска, затем железной дорогой до Байкала, по озеру на баржах до Усть – Баргузина. На последнем этапе это оборудование тащили через глухую баргузинскую тайгу по старой дороге на лошадях. На приисках Новомейских драга проработала несколько лет и была конфискована при Советской власти. Принято считать, что за счет баргузинского золота и баргузинского соболя, который продавался за баснословную цену в Европе, построена промышленность Израиля.

Позднее, в основном после постройки Транссибирской железной дороги, заброска грузов на Цыпиканские прииски стала производиться по более короткому пути через  Читу. Для этой цели была проложена гужевая дорога Чита  - Романовка (на Витиме), с использованием реки Витим и ее притоков для переброски грузов в летнее время – сплавом, а зимой по ледовой дороге конным транспортом на санях. Дорога, идущая на Цыпиканские прийски через Под – Икат была заброшена и в настоящее время находится в непроезжем состоянии.

Баргузинский тракт, так – же как и Старо – Московский, является дорогой «кандального звона», по которой шли и ехали в ссылку и к местам постоянного поселения политические заключенные и вольнодумцы, неугодные царскому самодержавию.  Недаром в начале тракта (у Татауровской переправы) до сих пор сохранило свое название старинное русское село Острог.

До прокладки Баргузинского тракта по берегу Байкала на Баргузин проходила вьючная почтовая тропа. Заселение Забайкалья русским населением повлекло за собой возникновение множества населенных пунктов, развитие сельского хозяйства, создание кустарных промыслов и организацию  торговли, в результате чего возникла целая сеть местных гужевых дорог и троп, по которым осуществлялись все  транспортные связи населения между собой. В подавляющем большинстве эта сеть дорог, как исторически сложившаяся, сохранило свое направление и по настоящее  время.

Ко времени образования Бурятской АССР (1923г) тракт представлял собой горно-таежную дорогу для гужевого движения.  От  станции Татаурово тракт пересекал реку Селенгу посредством двух канатных паромных переправ и проходил на протяжении 51 км вдоль сельскохозяйственных угодий и ряда населенных пунктов. У с. Гремячинск тракт выходил на берег озера Байкал и дальше до поселка Усть – Баргузин (на протяжении 126 км) тракт проходил в основном по берегу озера Байкал, удаляясь от него на расстояние от 10 метров до 5 километров. Проезд транспорта через реки Турка, Баргузин осуществлялись посредством паромных переправ: через р. Турка – канатная, через р. Баргузин – на шестах. В период весеннего ледохода и осеннего рекостава паромные переправы через р. Селенгу, Турку и Баргузин не работали, транзитное движение транспорта прекращалось, и вся северо-восточная часть республики оставалась на длительное время отрезанной от линии железной дороги, г. Улан – Удэ и остальной части республики.

Из – за глубоких снегопадов, выпадающих в прибрежной зоне озера Байкал и из-за отсутствия надежных средств для ведения активной снегоборьбы транзитное движение транспорта по тракту на перегоне с. Гремячинск – п. Усть – Баргузин в период ноябрь – январь не осуществлялось. После замерзания озера движение транспорта до апреля осуществлялось по льду.

Глубоким снегопадам и сильным снежным заносам подвержен участок дороги  Усть – Баргузин – Баргузин, где высота заносов достигает 2,0 -2,5 м.  В некоторые годы движение транспорта на этом участке устанавливалось только односторонним и оно регламентировалось специальным решением Баргузинского райисполкома: 12 часов транспорт двигался в одну сторону, 12 часов в другую.

В связи с тем, что в скором времени заброска грузов на Баунтовские прийски стала осуществляться через Читу и Романовку, дальнейшее использование Баргузинского тракта для этих целей постепенно сократилось, транзитное движение по тракту исчезло, и дорога  стала использоваться в основном для местного сообщения.

Старожилы многое могут поведать о тракте. Трасса издавна имела важнейшее значение, причем не только экономическое, раньше она олицетворяла собой связь с большим миром. Раньше добирались до города в течение двух месяцев, чтобы попасть на прием к врачу.

Из воспоминаний  Англичанова Степана  Яковлевича, проживавшего в городе  Улан – Удэ по ул. Калинина. У него был постоялый двор. «Во время войны на лошадях по этой дороге из Курумкана возили муку (крупчатку). Добирались до  Улан – Удэ 6 -7 дней. Муку возили отличного качества, отправляли на фронт».

В послевоенные годы в связи с интенсивным развитием в этом районе лесозаготовительной и рыбодобывающей промышленности, созданием двух  новых районов  (Прибайкальский в 1940 году и Курумканский в 1944  году), а также в связи со значительным развитием сельского хозяйства в Баргузинской долине, организацией новых колхозов, совхозов, МТС, значение Баргузинского тракта вновь возросло  и движение транспорта по нему значительно увеличилось.

Постановлением Совета Министров Б–М АССР от 19 декабря 1946 г. Баргузинский тракт на участке Татаурово – Баргузин (239 км) был отнесен к разряду автомобильных дорог автономно – республиканского значения. Дорога строилась по типу грунтовой – улучшенной с шириной земляного полотна 8 метров и с перестройкой всех деревянных мостов под колесную нагрузку Н -10.

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 11/XI – 53 г. №7394 –р  Баргузинский тракт с 1/ I – 1954 г. был переведен в дороги республиканского значения.

«После войны в 1946 году- из воспоминаний  Базарова Хобито Дугаровича, который много лет возглавлял работу в дорожном строительстве Курумканского района - впервые из Курумкана начали ездить газогенераторные машины.  А в 1954 году появились первые грузовые машины – такси, ГАЗ - 51. Вместо 5-6 дней, какие тратились раньше на поездку на лошадях, люди доезжали до Улан – Удэ за 1 день. В 1969 году появились автобусы, которые стали совершать регулярные рейсы по маршрутам районов».

В связи со строительством Иркутской (Ангарской) ГЭС и поднятием уровня воды в озере Байкал часть дорог на территории Бурятии,  проходивших по берегу озера Байкал, подвергалась затоплению.  Для исполнения работ  по выносу дорог из зоны затопления в 1954 г. была создана Машино – дорожная станция №105, которая приступила к работе в

1954 г. Было принято решение: строить отдельные участки тракта сразу по типу гравийной дороги, доплачивая разницу в стоимости за счет средств эксплуатации.

Также было принято решение соединить вынесенные участки между собой не по старому тракту, а по проектной трассе. Работу эту производил ДЭУ №505 за счет средств капитального ремонта.

Работу по выносу всех участков Баргузинского тракта, включая и строительство моста через реку Турка  в основном закончил в конце 1958 года.

Изменения произошли огромные. На месте ухабистой, каменистой дороги пролегло широкое ровное шоссе. Если раньше сообщение шло через Турунтаево речной переправой, то в 60 –е годы тракт был пробит через горный перевал (Хамар Дабан).

Ввод в эксплуатацию дороги и открытие регулярного автомобильного и автобусного движения по ней, явился новым этапом в развитии экономики и социальной сферы трех районов. Открытие прямой дороги избавило транспорт от неудобства и простоев, связанных с неритмичной работой Татауровской переправы, и  сократило расстояние пробега на 14 км.

Наиболее сложным и опасным для движения транспорта на этой дороге, но и вместе с тем удивительно красивым серпантином, является участок  Улан – Удэ – Турунтаево (перевал через хребет Бургассы), где дорога поднимается на высоту до 1300 м над уровнем моря.

Изменение трассы продолжилось и в 70 - е годы. Под асфальтовым покрытием теперь было более 100 километров  пути. Это стало возможно благодаря сооружению асфальтобетонных заводов в Кике и Максимихе. Из воспоминаний Х,Д, Базарова: «В Курумкане в 1983 году пустили в эксплуатацию асфальтобетонный завод. А в 1984 году был уложен первый асфальт от центра Курумкана до аэропорта и далее до Буксикенского поворота».

Особая страница в истории Баргузинского тракта связана со строительством  Байкало – Амурской магистрали, когда многие подразделения «Главбамстроя» длительное время (1974 – 1976гг)  интенсивно использовали автомобильные дороги Улан – Удэ – Турунтаево – Могойто  для массовой перевозки грузов на строительство Бурятского участка БАМ. Тяжеловесные грузы перевозились на большегрузных автомобилях марки «Магирус», «КрАЗ» с прицепами, колесных тракторах  К – 700 с трейлерами и  пр. Безусловно имевшиеся на дорогах деревянные мосты на такую нагрузку рассчитаны не были и подвергались разрушению.  В порядке компенсации за причиненный дороге ущерб подразделением «Главбамстроя» в 1975 году были построены мосты постоянного типа: через р. Итанца  в Турунтаево (48 м), р. Хаим (48 м), железобетонный мост через р. Турка (244 м), а в 1976 г. сталежелезобетонный мост через р. Баргузин (202 м) .

Ввод этих мостов в эксплуатацию обеспечил круглогодичную автотранспортную связь Баргузинского и Курумканского районов  с городом Улан – Удэ, с остальной частью республики.

III.  Экономико – геграфическая характеристика автомобильной дороги  Улан – Удэ – Турунтаево – Баргузин – Курумкан

Автодорога является основной транспортной магистралью, обеспечивающей перевозки грузов лесопромышленного и сельскохозяйственного производства района тяготения, строительных материалов, торгово-снабженческих грузов.

Кроме того, данная трасса проходит по побережью озера Байкал, вблизи Баргузинского заповедника, по местам курортного лечения и туризма, в связи, с чем имеет большое туристическое значение.

В настоящее время идет активная реконструкция дороги, участок Прибайкальского района полностью заасфальтирован. После окончания строительства автодорога примет на себя дополнительные транспортные потоки, что еще больше усилит ее социально – экономическую значимость. В перспективе, когда трасса «дотянется» до Нового Уояна, станет возможным прямое сообщение между Улан – Удэ и Северобайкальском, Нижнеангарском. Сейчас в эти города приходится добираться через Иркутскую область.

  1. Экономическая характеристика зоны влияния.

Самым крупным предприятием Прибайкальского района является ЗАО «Черемшанский кварцитовый рудник», занимающий лидирующее положение в области добычи кварцита на территории РФ. Ежегодный выпуск кварцита составляет около 150 тыс. тонн, подтвержденный объем запасов обеспечит рудник работой еще в течение 150 лет.

На территории Прибайкальского района работает более 30 лесозаготовительных предприятий, учтенный объем лесозаготовок в 2012 году составил 104 млн. руб.

Прибайкальский район широко известен далеко за пределами республики, как прекрасная зона отдыха. В летнее время сюда устремляется большое количество отдыхающих изо всех районов республики, из  соседних и дальних областей страны. На территории района работают широко известные курорт «Горячинск» и санаторий «Байкальский Бор», построено и открыто 57 туристических баз и домов отдыха. Сегодняшнее Прибайкалье  - это еще и Особая Экономическая Зона Туристско – рекреационного типа «Байкальская Гавань».

Экономика Баргузинского района специализируется на переработке сельскохозяйственной и рыбной продукции.  Особенности природно-климатических условий, наличие естественных кормовых угодий и исторически сложившийся уклад хозяйства способствует развитию животноводства.

Территория Баргузинской долины обладает высоким потенциалом для развития охотничье – промыслового хозяйства.

К основным предприятиям промышленности Курумканского района относятся ОАО «Северное», ООО «Лесное», ООО «Майское». Большую долю в объеме промышленного производства составляет продукция переработки сельскохозяйственной продукции – производство муки, хлеба.

Курумканский район обладает богатейшим уникальным  потенциалом для развития туристско-рекреационного комплекса. В пределах района зарегистрировано более 50 минеральных источников (аршанов). Уникальные исторические и природные памятники, обширные охотничьи угодья, занятые лесом позволяют развивать познавательный, экологический и спортивный туризм, создают великолепные условия для оздоровительного отдыха.

По оценкам специалистов ФГУ «Бурятавтодор», в перспективе в районе тяготения предполагается умеренный экономический рост, основанный на развитии существующих промпредприятий, туристической сферы, сельскохозяйственных субъектов.

Однако, в связи с новыми обстоятельствами, связанными с предстоящим становлением нашей Республики как туристско-рекреационной зоны, думается значительно усилится интерес, прежде всего к минеральным источникам и в целом к красотам нашего края. А ведущаяся реконструкция автомобильной дороги, которая дойдет и до нашего Курумкана к 2015 году значительно увеличит поток в район туристов, отдыхающих и будет способствовать развитию экономики.

3. Объемы перевозок и интенсивность движения на трассе Улан – Удэ – Турунтаево –  Баргузин - Курумкан

На рассматриваемой автомобильной дороге реализуются межобластные, межрайонные и внутрирайонные транспортные связи. Объемы перевозок по каждой из этих категорий сведены в таблицу №2:

таблицу №2

Транспортные связи

Объем перевозок

Тыс. тонн

%

Межобластные

23,7

5,0

Межрайонные

274,8

58,0

Внутрирайонные

175, 3

37,0

ИТОГО:

473,8

100

Следовательно, в структуре  грузоперевозок преобладают межрайонные и внутрирайонные транспортные связи. Основными грузообразующими и грузопоглощающими пунктами являются: г. Улан-Удэ, Баргузин, Усть-Баргузин, Турунтаево, Курумкан.        

В общей структуре перевозок преобладают лесные и торгово – снабженческие грузы. Удельный вес промышленных и строительных грузов несколько меньше, что обусловлено  специализацией хозяйства района влияния.

Пассажирские перевозки осуществляются по автобусным маршрутам между г. Улан- Удэ, п. Баргузин, п. Усть –Баргузин, с. Турунтаево, с. Курумкан.

Среднегодовая  суточная интенсивность движения на  трассе  Улан – Удэ – Турунтаево – Курумкан   харктеризуется следующими данными:

Наименование участков, существующий км автомобильной дороги

Грузовое движение, авт / сут.

Пассажирское движение, авт. / сут

Всего транспортных средств /всего приведенных автомобилей, авт. /сут

До 2 тонн

     

От 2,1 до 5 тонн

    Более 5 тонн

итого

Легковые

Автобусы

Одиночные

Автопоезда

Км 124 –

км 135

82

15,9%

40

7,8%

197

38,3 %

196

38,1%

515

100%

525

120

1160 /

2100

Наличие значительного количества лесовозных автомобилей разрушает покрытие дороги,  что делает затруднительным движение по ней.

Доля легкового транспорта составляет 45 %, в летний период она может возрастать до 60 – 65%. Автобусы преимущественно малой пассажировместимости (ПАЗ, микроавтобусы), что составляло – около 10 % и обусловлено это наличием вдоль дороги большого числа туристических баз, курорта, санатория.

Но на сегодня только из нашего района ежедневно выходит в рейс Курумкан – Улан – Удэ до 4 – 5 автобусов. Кроме того, ежедневно курсирование и увеличение пассажиропотока произошло не менее, чем в 3-4 раза.

Заключение

 Баргузинский тракт  сегодня.

Тракт работает, тракт строится.  Строительные работы идут теперь и зимой, в теплое время года весь световой день и даже поздним вечером, проезжая по трассе пассажиры видят работающих людей и транспорт. Реконструкцию дороги вели с 2002 года по 2005 г. ООО «Икат – плюс». Торжественная сдача в эксплуатацию 5 километров дороги было в июле 2005 года, второй пятикилометровый участок был сдан осенью того же года. Сейчас на дороге работают Балтийская строительная компания, ОО «Конкорд» (Ангарск), ЗАО «Труд».

Внушительная ее пропускная способность оценивается на уровне 3 тыс. автомобилей в сутки. Уже сегодня по ней идет большой поток транспорта. В 2005 г. был построен мост через реку Хаим. ЗАО «Труд» работает на автомобильном дороге «Улан –Удэ» - Турунтаево –Курумкан» уже в течении 5 лет. Ими уже освоено 33 километра дороги. В этом году они работают на участке 182-215. Дорога проходит  прямо по берегу озера. На трассе два сложнейших отрезка- выемки у деревни Котов и местности Безымянка.

Автомобильная дорога «Улан –Удэ» - Турунтаево –Курумкан – Новый Уоян», протяженностью 725 километров была построена около 50 лет назад в грунтовом исполнении. В современных условиях, с развитием экономики, туристической отрасли, увеличением транспортных потоков, появилась необходимость серьёзной реконструкции данной трассы. Такая работа началась восемь лет назад. За это время было потрачено 4,3 миллиарда рублей. В целом строительство 770 километров трассы от Улан – Удэ до Нового Уояна оценивается в 64 млрд. рублей.

Не смолкает Баргузинский тракт ни днем, ни ночью.

Литература:

  1. Ангабаев С.Д, В соболином краю. – У-У, 1999г.
  2.    Натаев П. Ст. «По Баргузинскому тракту», газета «Баргузинская правда»,  №35, 22 марта 1983 г.
  3.  Потхоев С.У,. Мы из Баргузинской долины. – У-У.: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2004
  4. Угрюмов Н. «Баргузин – край где мы живем…», сборник краеведческих очерков. – п. Баргузин,1998 г.
  5. Материалы из ФГУ «Бурятавтодор»
  6. Данные о реконструкции дорог в настоящее время из ООО «Икат плюс»
  7. Выписки из газет «Огни Курумкана» в местном архиве,

Приложение

Диаграмма 1.

диаграмма 2


[1] от г. Улан – Удэ до Иркутска


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 МБОУ «Курумканская СОШ №1»

Учебно-исследовательский проект

«Польза и вред жевательной резинки»

Работу выполнили

Ученица  Жалсанова Туяна (9а класс),

 

                                       

                                                                                     

Руководитель –  

учитель химии  Балдакова Т.Б.                                              

Содержание

1.

Введение

1.1.  

Актуальность

1.2.  

Объект исследования

1.3.  

Предмет исследования

1.4.  

Цели и задачи исследования

1.5.  

Гипотеза

1.6.  

Практическое значение работы

2.

Теоретическая часть

2.1.

История появления жевательной резинки

2.2.

Состав жевательной резинки

2.3.

Классификация жевательных резинок

2.4.

Полезные свойства жевательной резинки

2.5.

Негативное влияние жевательной резинки

2.6.

Советы медиков

3.

Практико-ориентированная часть (проведение анкетирования)

 4.

Выводы

5.

Список используемой  литературы и  источники информации


1. Введение.

Актуальность темы

В настоящее время везде можно встретить жующих людей. Жуют в транспорте,  на занятиях и лекциях, дома,  на работе, за рулём автомобиля. Ежедневно по телевидению мы наблюдаем уйму реклам жевательных резинок, нас постоянно убеждают использовать жевательную резинку, которая не только освежает дыхание, но и укрепляет зубы. Однако большинство врачей специалистов говорят, что жевательная резинка вредна. Так ли полезна жевательная резинка, как нам это представляют в рекламе? Действительно ли у неё только положительные качества или есть что-то и плохое? Мы решили  разобраться в этих вопросах.  На сегодняшний день не только дети,  но и взрослые имеют  начальные представления о пользе употребления жевательной резинки и что очень важно - о возможных негативных последствиях ее применения, поэтому считаем, что тема нашей  исследовательской работы очень актуальна.

Объект исследования: жевательная резинка.

Предмет исследования: свойства жевательной резинки.

Цель исследования: изучить влияние жевательной резинки на организм человека.                                  

Задачи  исследования:

1. Ознакомиться с историей возникновения жевательной резинки.

2. Установить состав жевательной резинки.

3. Выявить полезные и негативные свойства жевательной резинки.

4. Провести анкетирование учащихся 8-х  классов и педагогов школы.

5. Дать рекомендации по рациональному использованию жевательной резинки.

Гипотеза. Частое  и нерациональное использование жевательной резинки негативно отражается на здоровье человека.

Практическое значение работы: расширение знаний о полезных и вредных свойствах жевательных резинок.

2. Теоретическая часть

  1. История  жевательной резинки

Жевательная резинка имеет свою историю, исчисляющуюся тысячелетиями. Прообразы современной жевательной резинки можно найти в любой части света.

В   далекие   времена,   когда   настоящих жевательных резинок еще не изготовляли,  люди жевали смолу деревьев, листья  и некоторые травы.

Издревле жители островов Океании после своих пиров, а вожди племен и жрецы после каждого обеда в течение нескольких часов жевали бетель. Мелко истертые листья этого растения смешивали с известью.

Американские индейцы мелко растирали листья и плоды различных растений, смешивали их с глиной и тоже жевали после еды.

Индейцы майя и другие жители Центральной Америки жевали смолу дерева кау-чу. Надрезав кору, они собирали белый сок, вытекающий из-под нее. Через несколько минут он делался темным,   вязким,   тягучим.   В  таком виде его и употребляли как жвачку. Индейцы других племен, например, в Новой Англии, жевали еловую смолу, и колонисты, хлынувшие сюда из Европы, переняли у них эту привычку.

Почему таким способом чистки зубов пользовались преимущественно эти народности? Все просто: у островитян всегда было мало пресной воды, и можно предположить, что полоскание рта считалось расточительностью. У индейцев с водой было лучше, однако в большинстве племен существовал жесткий культ - воду нельзя было проливать (особенно изо рта!) на землю. К тому же индейцы нередко травили друг друга ядами, и приятие «жвачки» из чужих рук (вернее, рта) стало своего рода обрядом восстановления доверия.

На Руси во многих деревнях были умельцы, которые варили жвачку из березовой коры. Сварив густую пахнущую массу, они катали из нее отдельные комочки. А чтобы они не засыхали и не затвердевали, хозяйка держала их залитыми водой в посудине.

В 1848 году лавочник Джон Кёртис, живший в штате Мэн (США) налаживает промышленное производство жевательной резинки из смолы. На его фабрике всего четыре котла. В одном из хвойной смолы выпаривались примеси, в остальных готовилась масса для изделий с добавлением лёгких ароматизаторов. Первые жевательные резинки носили названия «Белая гора», «Сливки с сахаром» и «Лакричник Лулу». Позднее для этой цели он стал использовать дешёвый парафин, в который для придания приятного запаха добавлялись специи.

           В 1850-е годы производство расширяется. Жевательная резинка разрезается на кубики. Появляется первая обёртка из бумаги. Жевательную резинку продают по центу за две штуки. Но продукция братьев Кёртисов так и не вышла за пределы штата Мэн. Неказистый внешний вид и плохая очистка (в жевательной резинке попадались даже сосновые иголки) отпугивали покупателей.

Настоящая жевательная резинка была изобретена в 1869 году мексиканским генералом Антонио Лопес де Санта Анна. Ему помогал изобретатель Томас Адамс, который в 1871 году создал первую машину по производству жевательной резинки.

В 1928 году двадцатитрёхлетний бухгалтер Уолтер Димер вывел идеальную формулу жевательной резинки, которая соблюдается и по сей день: 20 % каучука, 60 % сахара (или его заменителей), 19 % кукурузного сиропа и 1 % ароматизатора. Особенностью данной жевательной резинки стала гораздо большая эластичность. Свою жевательную резинку Димер назвал Dubble Bubble, поскольку из неё можно было выдувать пузыри. Жевательная резинка изменила цвет на розовый,  что особенно привлекало детей.

Менее чем за 100 лет жевательная резинка стала одним из самых широко распространённых в мире пищевых товаров. Ныне на родине жевательной резинки, в США, продаётся более 100 сортов жвачки.

Без  преувеличения можно сказать, что жевательную резинку жует весь мир.

Интересные факты

  • Самый большой пузырь от жевательной резинки был зафиксирован в июле 1994-го года в телевизионной студии «ABC» в Нью-Йорке. Его надула Сьюзен Мантгомери из США, диаметр пузыря составлял 58,5 сантиметров (это больше размера в плечах взрослого мужчины средней комплекции).
  • В 1989 году в США был выдан необычный патент на «медальон для ношения жевательной резинки». Автор изобретения, Кристофер Робертсон, указывал в описании, что медальон «позволяет держать жевательную резинку при себе, а не оставлять её без присмотра, в результате чего она может загрязниться или попасть в руки лиц, которым она не принадлежит».
  • Книга рекордов Гиннесса сообщает о некоем Гари Дучле, который сплёл самую длинную цепочку из обёрток от жевательной резинки. Её масса составила 164,2 кг, а состояла она из 1 231 516 звеньев от 615 758 фантиков. Длина цепи — 9370,77 метра.
  • В США существует Аллея жевательной резинки и проходят фестивали «надувальщиков» пузырей.
  • В Японии додумались изобрести алкогольную жвачку.
  • В Сингапуре жвачку разрешили продавать совсем недавно, да и то только в аптеках и по рецептам.

2.2. Состав жевательной резинки

Современная жевательная резинка состоит из следующих ингредиентов:

Ингредиенты

Значение

% от массы

1.

Резиновая основа, представленная различными смолами и парафином. В идеале резиновую основу должен составлять сок деревьев - каучуконосов. Однако ещё не выросло столько деревьев, чтобы стало возможным использовать их в массовом производстве. Поэтому сегодня применяются синтетические резиновые основы.

Позволяют резинкам легко размягчаться при температуре полости рта

20%

2.

Подсластители - глюкоза или пищевой сахар, либо сахарозаменители

Придают сладкий вкус

60%

3.

Карбамид (мочевина)

Нейтрализатор кислот

15%

4.

Ароматизаторы

Придают определённые запахи, создают аромат

5%

5.

Загуститель - это гуммиарабик (смола тропической акации)

Нужен для  формирования прочной и ровной глазури

6.

Стабилизатор состава (глицерин)

Нужен для того, чтобы жевательная резинка была мягкой и приятной

7.

Красители

Придают цвет

9.

Эмульгаторы

Необходимы для равномерности смешения

10.

Консерванты 

Вещества, угнетающие рост микроорганизмов в продукте

В последнее время стали популярны резинки, содержащие  противокариозные вещества, например, соединения фтора, ксилит, мочевина (карбамид). Однако остановить или вылечить уже имеющийся кариес эти вещества, как и в случае с зубной пастой,  не могут.

В состав жевательных резинок стали включать абразивы, например, фосфаты натрия и кальция, углекислый кальций, каолин и др. Предложены жевательные резинки, предупреждающие отложение зубного налета.

2.3. Классификация жевательных резинок

Согласно классификации  выделяют жевательные резинки:

  1. простые,
  2. гигиенические
  3. профилактические.

Простые жевательные резинки (сахаросодержащие) способствуют очищению зубов от налета, стимулируют слюноотделение, обладают кариеспровоцирующим действием за счет снижения рН слюны.
         
Гигиенические жевательные резинки содержат простые сахарозаменители, способствуют очищению зубов от налета, стимулируют слюноотделение, нейтральны в отношении органов и тканей полости рта.
         
Профилактические (современные) жевательные резинки имеют более сложный состав, в который входят несколько сахарозаменителей и кристаллов типа pro-Z. Эти резинки обладают очищающими свойствами, нейтрализуют кислоту в полости рта и восстанавливают рН ротовой жидкости.
            Профилактические жевательные резинки, не содержащие сахара, относятся к лечебно-профилактическим средствам гигиены полости рта и в качестве таковых обязательно должны пройти сертификацию. Обязательная сертификация профилактических жевательных резинок введена  Министерством здравоохранения и Госстандартом России и проводится для того, чтобы преградить дорогу некачественной продукции и помочь потребителю разобраться в том, какие товары будут способствовать укреплению его здоровья и гарантированно не повредят ему. При сертификации жевательных резинок специалистами проводятся тщательные исследования их свойств, в том числе - лабораторные и клинические. Центральным органом сертификации средств гигиены полости рта в РФ является центр «Профидент». Так, в этом центре была просертифицирована продукция ведущих производителей жевательных резинок: фирмы «Ригли» - жевательные резинки «Wrigley`s Spearmint», пластинки «Wrigley`s Doublemint», «Orbit Peppermint», драже «Orbit Winterfresh», драже «Орбит для детей» и др. и фирмы «Dandy» - «Дирол Эффект с карбомидом», «Стиморол без сахара» и др. По данным сертификации все жевательные резинки этих фирм не содержат сахара.

Какие качества можно выделить как самые основные с точки зрения отнесения данной жевательной резинки к лечебно-профилактическим средствам гигиены полости рта? Это, прежде всего, отсутствие сахара и замена его сахарозаменителями - ксилитом и сорбитом, их комбинациями и производными.
            Сахарозаменители, входящие в состав жевательной резинки, способны оказывать противокариозный эффект.

            Еще одно свойство, позволяющее отнести жевательную резинку к разряду лечебно-профилактических - наличие в ней дополнительных ингредиентов, усиливающих их противокариозное действие. Примером таких ингредиентов являются фториды, соли кальция.

2.4. Полезные свойства жевательной резинки

Всем хорошо известны по рекламным роликам и проспектам положительные стороны жевательной резинки.

(ролик)

Уже несколько лет Всемирная Организация Здравоохранения декларирует тот тезис, что «Неоспоримые, научно обоснованные позитивные эффекты жевательной резинки на основе сахарозаменителей – противокариозный, противоналетный, стимулирующий слюноотделение», позволяют считать ее полноценным средством гигиены полости рта.

Рассмотрим этот вопрос подробнее.

  1. Жевательная резинка очищает поверхность зубов от остатков пищи между зубами, которые  являются благоприятным местом для размножения болезнетворных бактерий и в дальнейшем образования кариеса. У нас не всегда есть возможность почистить зубы щеткой. А жевательная резинка может всегда находится под рукой.
  2. При жевании происходит массаж десен, что является профилактикой пародонтоза.
  3. Улучшает  pН полости рта.
  4. Жевательная резинка  усиливает работу жевательных мышц, тем самым укрепляет их.
  5. При жевании жевательной резинки увеличивается  выделение   желудочных соков, которые нужны  для  переваривания  пищи в желудке.
  6. Жевательная резинка обеспечивает  свежее дыхание в полости рта. Возможно, время действия будет не таким долгим, как обещает реклама, но всё  же это лучше запаха только что съеденного салата. Как говорится все в той же рекламе: «Свежее дыхание облегчает понимание».  Однако помните – если неприятный запах изо рта стойкий и не проходит в течение дня, нужно обратиться к стоматологу потому, что неприятный запах изо рта может являться симптомом заболеваний полости рта.
  7. Используя жевательную резинку с ксилитом,  можно уберечься от пневмококков, которые способны вызывать серьезное воспаление среднего уха.
  8. Довольно часто в процессе жевания резинки происходит своеобразное сосредоточение мыслительного процесса, что чрезвычайно важно для людей занимающихся умственным трудом и студентов.
  9. Жевательная резинка с полирующими свойствами уничтожает зубной камень и тормозит развитие микроорганизмов в полости рта.
  10. Исследованиями установлено, что замена сахара на сорбит, маннит, ксилит снижает заболеваемость кариесом. В большинстве жевательных резинок используются именно эти сахарозаменители.
  11. Хорошо, когда в составе жевательной резинки присутствует лактат кальция: зубная эмаль получает этот минерал для восстановления микроповреждений именно из слюны.

Теперь посмотрим на всё это с другой стороны. Что же плохого в жевательной резинке?

  1. Негативное влияние жевательной резинки

Несколько лет назад в некоторых штатах США, в Сингапуре и некоторых европейских государствах стали запрещать жевание резинки в общественных местах. Делается это не только по экологическим соображениям (во времена «жвачечного» бума асфальт на улицах крупных городов буквально зарос «отходами») и не из-за того, что жевание может отвлекать от работы, но и потому, что к абсолютно безобидной, не содержащей никаких наркотических добавок современной жевательной резинке развивается... привыкание. Почти такое же, как к кофе и сигаретам.

Какой ещё вред может принести жевательная резинка?

Проведенные американскими медиками исследования показали, что существуют и другие побочные эффекты:

  1. Если использовать жевательную резинку на голодный желудок, то усиление выделения желудочного сока из-за жевания может привести к выделению избытка соляной кислоты и развитию гастрита, а при постоянном жевании - к язвенной болезни желудка или двенадцатиперстной кишки. Потому жевательную резинку нужно жевать после еды, так и зубы будут очищаться, и желудочный сок будет вырабатываться для переваривания пищи.
  2. Длительное жевание приводит к изменениям жевательных мышц, усилению их тонуса и активности. В таких ситуациях не редко развиваются парафункции жевательных мышц, более известные под названием бруксизм (ночное или дневное скрежетание зубами). «Ну и что? - скажите вы, - пусть себе мышцы развиваются». Оказывается, это не так безобидно! Постоянная активность жевательных мышц приведёт к тому, что увеличится нагрузка на височно-нижнечелюстной сустав, зубы, ткани пародонта (ткани, окружающие зуб). То есть в то время, когда эти органы должны отдыхать, когда сосуды в них должны находиться в заполненном кровью состоянии, они испытывают перегрузку, из-за которой нарушается кровоснабжение.
  3. Психологи отмечают, что у детей, не выпускающих «жвачку» изо рта, снижается уровень интеллекта. Кровь устремляется от мозга к жевательным мышцам и другим органам челюстно-лицевой области. Резинка не дает возможности сосредоточиться, притупляет внимание и ослабляет процесс мышления. Отсюда ухудшение внимания и памяти, невозможность сосредоточиться. Жевание за рулём или на занятиях, во время учёбы или работы отвлекает.
  4. Происходит разрушение мостов, коронок и прочих стоматологических конструкций, увеличение уровня ртути в организме у людей со старыми пломбами из амальгамы.
  5. Наблюдается аэрофагия (заглатывание лишнего воздуха).
  6. Из-за чрезмерной нагрузки при наличии некоторых других факторов развиваются такие заболевания, как повышенная стираемость зубов, пародонтит, дисфункция височно-нижнечелюстного сустава.
  7. От сахаросодержащих жвачек лучше отказаться совсем, так как их употребление – прямая  дорога к заболеванию кариесом.
  8. Надувные жевательные резинки нарушают прикус у детей.
  9. Детям жвачка может серьезно навредить: случайно проглоченная во время игры резинка, застрявшая в горле, пищеводе или кишке, принесет очень много неприятностей.
  10. Огромный процент поддельной жвачки на рынке могут содержать ингредиенты, способные вызвать местные и общие аллергические реакции.
  11. Следует избегать заглатывания жвачки, поскольку она может накапливаться в толстом кишечнике и со временем приводит к его непроходимости.
  12. Жевание в общественных местах некрасиво и негигиенично.
  13. Большую проблему составляет очистка от прилипшей использованной жвачки. До сих пор никто толком не знает, как это делать.
  14. На прилепленной под школьную парту жвачку несколько дней живут микробы больного школьника,   жевавшего ее.
  15. В состав жевательных резинок могут входить  вредные для здоровья вещества (справочник «Санитарные правила и нормы СанПин»):  

Ингредиенты

Вредное действие

1.

Резиновая основа

Опасен синтетический бутадиен-стирольный каучук. Он раздражает любые слизистые оболочки и вызывает головную боль, поэтому на сегодняшний день бутадиен – стирольный каучук запрещён для применения. Именно детские сорта, как ни странно, опасны для здоровья. И эту опасность можно почувствовать на вкус – вредная жевательная резинка более жёсткая и быстро теряет вкус, начиная горчить. Такому вкусу она обязана бутадиен – стирольному каучуку.

2.

Подсластители

Детские резинки содержат сахар, например, «Хубба – Бубба» и «Буббалу», что приводит к развитию кариеса.

Сорбит, ксилит дают  слабительный эффект.

4.

Вкусовые добавки, красители: Е-102-104, Е-120, Е-129-Е-133,

Е-140, Е-171

Наносят вред печени,

вызывают аллергии.

5.

Стабилизатор вкуса

Е-414,422

Вызывают заболевания крови, почек, пищеварительного тракта.

6.

Эмульгатор Е-322 (лецитин)

Ускоряет слюновыделение, что может привести к постепенному нарушению работы пищеварительного тракта

Таким образом, в применении жевательной резинки есть как положительные, так и отрицательные стороны. Все побочные эффекты связаны, в первую очередь, со злоупотреблением жевательной резинкой. Если использовать ее грамотно и выбирать только ту, что не содержит сахара (желательно крупных брендов), риск будет минимальным, а польза - очевидной. 

Наша задача - увеличить благоприятное воздействие и уменьшить негативные последствия. Для этого необходимо учесть следующие рекомендации медиков.

  1. Советы медиков.

          Конечно, жевательная резинка, которую люди начали жевать много лет назад, уже никуда не уйдет из нашей жизни. Но нужно обязательно помнить, что ей нельзя злоупотреблять и жевать постоянно, и пользоваться квалифицированными советами стоматологов.

Взрослым

  1. Используйте жевательную резинку, когда зубной щеткой невозможно воспользоваться. И не забывайте, что употребление жевательной резинки не избавляет Вас от необходимости минимум два раза в день чистить зубы зубными пастой и щеткой, а также два раза в год посещать стоматолога. 
  2. Нельзя жевать натощак.
  3. Можно покупать резинку без красителей и сахара. Жевать её не более 3 – 4 раз в день, причём  только после еды и не больше 10 минут. Обычно этого бывает достаточно, чтобы предупредить образование мягкого зубного налета и восстановить кислотный баланс.
  4. Жевать резинку перед приемом пищи и между едой нежелательно, поскольку в этом случае вырабатывается избыточный желудочный сок. И если жевание входит в привычку, то оно может стать причиной гастрита. Но иногда можно пожевать жвачку для быстрого интенсивного освежения дыхания перед важной встречей, чтобы не попасть в неловкое положение. В этом случае резинка может помочь человеку, у которого есть стоматологические проблемы, или если он голоден. У большинства людей запах изо рта появляется через несколько часов после еды. Чтобы избавиться от него нужно что-нибудь съесть, выпить или, в крайнем случае, воспользоваться жевательной резинкой.
  5. Полезно жевать профилактические резинки без сахара.
  6. Лучшей гарантией качества резинки является сертификат, подтверждающий то, что данная резинка является лечебно-профилактическим средством гигиены полости рта.
  7. Покупая жевательную резинку, нужно внимательно ознакомиться с информацией на упаковке, обращая внимание на то, кто ее производитель, каков состав и срок годности.

Детям

  1. Можно употреблять ее примерно с 4 лет и только белую (без красителей). Ребенку нужно объяснить гигиеническое назначение жевательной резинки и приучить выбрасывать ее сразу после того, как перестало быть вкусно.
  2. Не давайте «жвачку» перед едой: у ребенка может пропасть аппетит.
  3. Объясните, что «жвачку» ни в коем случае нельзя проглатывать. Она может застрять в желудочно-кишечном тракте. Известны случаи, когда «жвачка» становилась причиной промывания желудка в стационарных условиях.

3. Практико-ориентированная часть (проведение анкетирования)

Мы провели анкетирование учащихся   с целью изучения представления детей о пользе и  возможных негативных последствиях использования жевательной резинки.

В анкетировании участвовало 47 учеников.

 «Как часто вы пользуетесь жевательной резинкой?» 

 «часто» - 27

 «после еды» - 4

«редко» – 16

На вопрос  «С какой целью вы используете жевательную резинку?» нами были получены следующие ответы:

 «получить удовольствие» - 3

 «удалить остатки пищи» – 1

 «нравится вкус» – 15

 «освежить дыхание»-28

Предпочтения учащихся разделились следующим образом:

«Стиморол» - 0

«Орбит» - 14

«Дирол» - 14

 Другая -19

На вопрос о положительных свойствах жевательной резинки учащиеся дали следующие ответы:

«освежает дыхание» -31

«очистка зубов от остатков пищи» -6

«затруднились ответить» -10

А так же учащиеся знают и о негативных последствиях жевательной резинки: «наличие запломбированных зубов» -3

 «заболевание желудочно-кишечного тракта» -40

«заболевание кариесом» -4

Анкетирование проводилось так же среди учителей. В анкетирование принимало 20 учителей.

«Как часто вы пользуетесь жевательной резинкой?»  -

 «часто» - 4

 «после еды» - 1

«редко» – 15

На вопрос  «С какой целью вы используете жевательную резинку?» нами были получены следующие ответы:

 «получить удовольствие» 1

 «удалить остатки пищи» – 1

 «нравится вкус» - 0

 «освежить дыхание» - 18

Предпочтения учителей разделились следующим образом:

«Стиморол» - 0

«Орбит» - 9

«Дирол» - 1

Другая-10

На вопрос о положительных свойствах жевательной резинки учителя дали следующие ответы:

«освежает дыхание» - 13

«очистка зубов от остатков пищи» - 5

«затруднились ответить» - 2

Негативные последствия жевательной резинки:

«наличие запломбированных зубов» - 1

«заболевание желудочно-кишечного тракта» - 19

«заболевание кариесом» - 0.

4. Выводы.

Цель учебно-исследовательской работы - изучение влияние жевательной резинки на организм человека - достигнута.        

Гипотеза исследования - частое  и нерациональное использование жевательной резинки негативно отражается на здоровье человека - подтвердилась.

В ходе работы над проектом мы решили следующие задачи:

1. Ознакомились с историей возникновения жевательной резинки.

2. Установили состав жевательной резинки.

3. Выявили полезные и негативные свойства жевательной резинки.

4. Провели анкетирование учащихся 8-х  классов и педагогов школы.

Работая по теме исследования, мы пришли к выводу, что умеренное употребление жевательной резинки служит профилактике стоматологических заболеваний и не наносит вреда организму. Гипотеза о том, что частое и нерациональное использование жевательной резинки может негативно влиять на здоровье человека,  подтвердилась.

В ходе работы над проектом мы изучили и обобщили большое количество информации, подобрали иллюстрации, сделали выводы, приобрели новые исследовательские умения и навыки работы с компьютером, оформили результаты работы, подготовили презентацию.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что жевательная резинка приносит и пользу, и вред. Каждый должен помнить, что ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР ПРЕВЫШЕ СИЮМИНУТНОГО УДОВОЛЬСТВИЯ.

Данный материал можно использовать на уроках химии и биологии, классных часах о здоровом образе жизни, родительских собраниях. 

5. Список используемой  литературы и  источники информации 

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Москва,  2006.
  2. О. Остапчук. Детская энциклопедия: Шоколад. – ЗАО «Аргументы и факты – детям», 2002 – 63 с.
  3. Справочник «Санитарные правила и нормы СанПин» по пищевым добавкам».      
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей/ Составители Н. Ю. Буянова и др. - М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998 – 480 с.
  5. Журнал «Не болей» № 1, 2005
  6. Журнал «Здоровье» № 7,  2004.
  7. Журнал «Лиза» №  46, 2008
  8. Электронная энциклопедия «Кругосвет»
  9.   http://www.portfolio.festival.ru
  10.   Справочник «Санитарные правила и нормы СанПин».
  11. Википедия.
  12. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-38901/
  13. http://festival.1september.ru/articles/416866/
  14. http://www.membrana.ru/particle/11847